|
||||
|
Глава 2 В пору реформ и модернизации образования • Зачем это нужно применительно к образованию? • Каким мы хотим видеть героя нашего времени • Парадокс школьного воспитания • Скажи себе: я – Солнце! • Различие между культурами Запада, Востока и России. Проблема родителей • КЛЮЧ к управлению своим состоянием • КЛЮЧ мог родиться только в России • Утро нового дня • Рисование без усилий. Тамара Зиновьева учит рисовать взрослых • Новейшая концепция самореализации и организации деятельности Зачем это нужно применительно к образованию?
А гениальность простоты решения оказывается в том, что традиционный принцип обучения путем многократного повторения приемов до выработки степени их автоматизма здесь заменен новым принципом – принципом подбора реакции, готовой по волевому сигналу к автоматическому включению.
КЛЮЧ позволяет как блокировать острый стресс или длительный негативный след стрессовых ситуаций (реабилитация), так и подготовиться к ним – повысить устойчивость к стрессу (антистрессовая подготовка). Если по каким-то причинам человек себя не реализует, возникает стресс, который перерастает в конце концов в кризис болезни. Или в кризис «безработного». Человек с детства «блокируется». И может не полностью реализовать свои возможности. В этом немалую роль играют дефекты рождения, воспитания, обучения. И поэтому изначальные природные способности и перспективы человека могут ограничиться. Разве мы можем сегодня, в XXI веке, сказать, что школа всегда была разумной, что социальная система всегда способствовала раскрытию именно лучших качеств и способностей у людей? Есть недостатки обучения, воспитания, социальной системы, поэтому и происходят революции, реформации, модернизации. Система КЛЮЧ – современная психология, философия и технология ключевых моментов самоосознания человека и познания мира, помогающая сохранять в себе гармонию на все более новых уровнях развития. Это не только современный компактный и уникальный по доступности метод повышения устойчивости к стрессу, но и эффективный инструмент для работы над собой, для выработки желаемых личностных, творческих, деловых и профессиональных качеств. Обучившись снимать стресс и освобождаться от комплексов, страхов, стереотипов мышления, овладев гармонизирующим состоянием саморегуляции, которое компенсирует дефекты рождения и внешних воздействий, отсеивающим случайные цели и мысли, навеянные хаосом и впечатлениями, человек поддерживает этим самым свою душевно-физическую целостность и через это – свою изначальную человеческую сущность, способную к талантливому развитию. Так и в зрелости мы можем сохранять свою естественную детскую гениальность, учимся раскрывать и использовать свои нераскрытые способности. Главная потребность человека – это потребность эволюционная – в реализации своих способностей. Способности – это и мощнейший «сконденсированный» генетический заряд, и опыт предшествующих поколений, требующий разрядки. Иначе – стресс, деформации личности, разрушение здоровья. Все «недостатки» человека, его «слабости» – от неправильной задействованности в жизни; они могут стать сильными сторонами, если человек занят «своим делом».
Каким мы хотим видеть героя нашего времени
Мысли, записанные в этой книге, носятся, как говорится, в воздухе. Это стремление, например, к тому, чтобы приоритетным направлением в образовании было воспитание не только образованного, но и благородного человека. Никакая система образования не может быть полезной людям, стране, если обучение происходит вне контекста высших человеческих ценностей. Главное – воспитать человека не только знающим и умелым, способным достигать цели, но достигающим цели с учетом выбора средств. Порнобизнес, торговля наркотиками, оружием, войной – все эти высокоприбыльные отрасли основаны на эксплуатации человеческих слабостей, тогда как система образования должна развивать в людях мотивацию создавать программы, хотя и коммерческие, но усиливающие лучшие человеческие качества. Это и о том, что Россия не может добиться успеха путем только механического копирования моделей, даже у более продвинутых стран (в частности, моделей образования), потому что культуры Запада, Востока и России имеют свои уникальные специфические особенности. Это о том, как важно учить детей навыкам персонального развития, умению самопознания и раскрытия своих талантов, способности найти свое место под солнцем. Потому что силы торможения в России заключаются и в том, что далеко не все сегодня заняты своим делом. Отсюда и стресс. Потому что тогда, когда человек занят не своим делом, нет соответствия между его внутренним состоянием и его деятельностью, и от этого несоответствия между душой и телом растет напряжение, стресс. Это и о том, как важно научить детей сознательной саморегуляции – способности справляться со стрессом. Мама скажет, например, ребенку: «Не качай ногой, возьми себя в руки!» А как быть с нервным напряжением? Как даже взрослому человеку без таблеток, алкоголя, не отвлекаясь от дел, получить желаемое состояние внутренней свободы и уверенности в себе? А будучи самим собой – быть комфортным для окружающих? Это и о том, чем по сути ментальность России отличается от культур Запада и Востока. И о раскрытом в этой книге чисто российском принципе – принципе КЛЮЧА — технологии прорыва,– принципе позитивного мышления, основанном на свободе выбора в соответствии с индивидуальностью, принципе подбора путем перебора, который в комплексе с традиционным принципом обучения путем повторения помогает быстрее найти человеку свое лицо. О принципе КЛЮЧА, который потому и прорывной, что в отличие от традиционного принципа поэтапного достижения цели «шаг за шагом» (за которым можно потерять и цель), настроен по российской ментальности сразу на результат, на идеал – «Чтобы сразу и без усилий!». И этим самым, как критерий оптимальности, стимулирует поисковую творческую активность мозга, позволяет находить оптимальные решения в соответствии с индивидуальными свойствами личности. Сегодня принцип КЛЮЧА стал необычайно актуален, так как традиционные подходы к обучению по типу «Делай так!» или «Делай, как я!», развивающие способность к достижению цели на основе подражания, требующие настойчивости, старательности, исполнительности, оказались недостаточно эффективными для повышения качества жизни у людей, развития способности творчески и здраво мыслить. В книге – и новые уникальные приемы КЛЮЧА, снимающие стресс автоматически. Подбирая КЛЮЧ к себе, ученик с помощью психолога овладевает инструментом для самопознания, работы над собой, своим характером, открывает чувство гармонии, учится направленно развивать желаемые качества и способности. КЛЮЧ к себе необходим и школьнику, и педагогу: ? для повышения качества обучения и сохранения здоровья при высоких нагрузках; ? для развития способности у педагогов и детей находить лучший психологический контакт в общении; ? И главное – КЛЮЧ помогает и педагогам и детям развивать позитивное мышление – оптимизм, способность к творческой переработке проблемных ситуаций, способность «из трагедий создавать произведения», находить в экстремальных ситуациях оптимальные решения. КЛЮЧ к себе должен стать базовой основой для всего учебного, реабилитационного или иного комплекса, так как навыки саморегуляции повышают эффективность обучения, тренировки, оздоровления и любой другой деятельности. Сегодня это нужно знать каждому школьнику. Потому что мы стремимся к свободе. Потому что свобода и начинается со способности управлять собой. Потому что, если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие.
Парадокс школьного воспитания
Одной из ключевых проблем обучения является то, что обучение чаще происходит как освоение способов обработки информации, а не выявления ее смысла, и поэтому освоенный материал не помогает, а является дополнительным грузом. Другой ключевой проблемой обучения является то, что обучаемся мы в одном психологическом состоянии, а применять полученные знания, навыки и умения приходится в различных, порой даже экстремальных обстоятельствах. И здесь все зависит от того, кто и как управляет своим состоянием. Познавая себя – открываете мир. КЛЮЧ к себе – КЛЮЧ к победе! Это воистину так, другого пути нет. Мир открывается человеку через познание себя. Ощущая свою боль и радость, мы лучше понимаем боль и радость других. И о людях человек часто судит по себе. Говорят же: не суди по себе! (А мы бы добавили – учти свое состояние!) Даже рисуя чей-то портрет, художник невольно наделяет изображаемого своими чертами. И школа, если посмотреть внимательно, это обучающая среда, в которой ученик идет путем самообразования. Поэтому и не совпадают иногда вопросы, возникающие в голове у ученика, с информацией, которую ему дают на уроках. Про некоторых из них потом говорят, что в школе он не очень хорошо учился, был слабых способностей, а вырос – Эйнштейн. Доказано, что человек управляет тем, что им осознанно, все остальное управляет им. Известный пример. Группу «экспертов» попросили дать психологическую характеристику собеседнику. И оказалось, по замыслу эксперимента, что они сами, а не собеседник, были испытуемыми. Каждый из них, определяя собеседника, приписал собеседнику свои черты. Тот, кто был корыстен, не мог поверить в бескорыстие; тот, кто был по природе добрым, – приписал собеседнику способность к сопереживанию и т. д. Особенно часто приписывались собеседнику те черты, в которых «эксперты» не отдавали себе отчета. А мы бы добавили – учти свое состояние! Когда человек в «балансе», то готов увидеть в собеседнике лучшее, тогда как человек, близкий к нервному срыву, способен приписать собеседнику даже несуществующие у того отрицательные черты. Мы с детства слышим: «Познай себя!» Мы слышим о самосовершенствовании, о том, что самая великая победа – победа над собой. И сами мы советуем друг другу научиться брать себя в руки, научиться управлять своим состоянием. А в школе пока такого урока нет. Потому что непростой это урок – научить ребенка управлять не только своим поведением, но и своим состоянием. Доступный, понятный для школьника метод самопознания и работы над собой пока только отрабатывается. И данная книга служит этому развитию. А пока нет такого урока самопознания, обеспокоенная мама может найти сына-подростка с пакетом на голове в подвале, вдыхающего наркотик, или в секте – поющим «Харе Кришна», где в первом случае за счет наркотика, а во втором – за счет ритуалов с повторяемыми ритмичными действиями, умственными или физическими, возникает состояние блаженного раскрепощения. Потому что на самом деле люди только и делают, чем бы они ни были заняты (и особенно в переходном, переломном возрасте), что инстинктивно ищут себя, испытывают себя и заняты поиском смысла жизни, а не имея для этого простого и доступного способа, часто запутываются в самих испытаниях. Знай мама или ребенок, что и как влияет на их организм, как достигаются различные состояния, они бы стали более защищены, могли бы сами управлять своим состоянием в нужном для себя направлении, без всякого вреда или зависимости извне. Что это значит – познать себя? Что это значит – найти КЛЮЧ к себе? Измерить свой вес? Изучить свои привычки? Этими частностями можно заниматься до бесконечности, вечно повторяя одни и те же жизненные ошибки и оставаясь вечно недовольными собой. Нет, проблема здесь более глобальная: не количественная, а качественная, структурная – овладеть контролем над сокровенным состоянием гармонии между душой и телом, необходимой для самоосознания человеком собственного «Я» и сохранения здоровья, через которое и происходит, оказывается, не только целостная психофизиологическая самоорганизация личности, но и использование потенциала предшествующей эволюции и передача личных достижений в генетику поколений. Это состояние гармонии между умом и телом – основа состояния внутренней свободы – было известно всегда, и у всех народов называлось по-разному. И именно оно, оказывается, и является психофизиологической основой математической интуиции понятия «нуля», феномена «присутствия-отсутствия». А в школе пока предполагается, наверное, что навыки самопознания и работы над собой формируются сами по себе, во время, например, физкультуры, литературы или математики. Поэтому на пятом или шестом уроке ученики сидят с отсутствующими лицами. Сидят усталые, сами того не подозревая, что эта «пустота» в голове и есть защищающее их восстановительное состояние, та самая «нирвана», лежащая в основе систем самосовершенствования, открывающая основу мудрости жизни, если, конечно, уметь сознательно управлять своим состоянием. Вот, например, ты хочешь поднять себе настроение, а у тебя – депрессия, тогда как чья-то улыбка или случайный комплимент могут вызвать прилив сил или даже вдохновение без всяких усилий с твоей стороны. Отсюда и возникает парадокс: ты сам управляешь собой или кто-то другой? К сожалению, даже в общественном мнении чаще выигрывает тот, кто держится увереннее, например, перед телекамерой или микрофоном, а не тот, кому на самом деле есть что сказать. Это потому, что, когда людям сложно разобраться в сути дела, работает инстинкт: тот, кто ведет себя увереннее, тот и знает, что надо делать. А сохранять ясность ума и уверенность в себе в эмоциональных ситуациях, уметь управлять собой при всяком общении, а особенно перед телекамерой или микрофоном, трудно даже опытным актерам, которые не только заучивают роли, но и специально обучаются приемам для снятия нервных зажимов. Но, как показывает практика, приемы действуют, если они соответствуют индивидуальности человека и особенностям его нервней системы, если нет – это бесполезная трата сил и времени и насилие над собой. Поэтому в этой книге используется программа «Подберите КЛЮЧ к себе» и даны соответствующие практические рекомендации. Навыки саморегуляции особенно нужны там, где обычным, привычным для себя путем мы желаемого результата достичь не можем и нам требуется подключить к задаче дополнительные ресурсы. В этой книге – система персонального развития, обучаясь по которой, вы обретаете способность снимать зажа-тость, начинаете лучше осознавать себя, свои цели и понимаете, как их достичь. Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие. Это относится ко всем, и в первую очередь к педагогам, которые являются для ученика не только источником знаний, но и живым воплощением мира, к которому ведут своим обучением. Входя в класс и не излучая обаяния, трудно рассчитывать на успех урока. И это не зависит от того, как много вы знаете о том, как лучше провести урок. Потому что для того, чтобы делать то, что вы понимаете, нужен внутренний баланс, обеспечивающий гармонию между достижениями ума и состоянием души. Пример. Все, например, знают, что мир лучше войны, что лучший способ выживания людей – это сотрудничество! И что на конфликте ничего не построишь! А все равно идут войны, происходят конфликты! Все, например, знают, что доброжелательность и ободряющая улыбка решают подчас больше, чем самая хитроумная дипломатия! Но все также хорошо знают, как трудно улыбнуться даже соседу, если у вас всю ночь болел зуб, а с утра – тяжелая голова! Внутренняя дисгармония создает и жизненные проблемы, определяет ваши удачи и неудачи. Баланс. Ведь как хорошо, когда ты прекрасно выспался, когда в душе у тебя праздник, когда ты идешь, например, на урок, с чувством, что тебя ждут, что ты – полезен! Как хорошо, когда ты – творец! Когда ты – дарующий! В этом состоянии гармонии, состоянии творца ты и любую реплику, даже самую колкую фразу ученика умело превращаешь в точку опоры, удачно используешь для лучшего ведения урока. В этом состоянии творца ты чувствуешь всех целостно, как мать. И даже на обидное слово не обижаешься. Думаешь: «Может быть, он не выспался, любви недополучил, а может быть, и голоден...» И тебе хочется ему помочь. Но если нет баланса, любая реплика – искра. И ты еще больше теряешь равновесие, забываешь, что должен быть полезен, начинаешь защищаться, самоутверждаться, в тебе растет раздражение, ты можешь накричать, сказать обидные слова. А зачем? Разве кто услышит тебя, когда ты раздражен? Нас слышат тогда, когда в нашем голосе есть сигналы любви, сотрудничества, поддержки, помощи. И никому мы не нужны, когда кричим, потому что чем громче голос, тем меньше вслушиваются в смысл сказанного. Когда мы нервничаем, мы – дети.
Скажи себе: я – Солнце! А что можно сделать такого особенного с помощью этого метода? А что нам мешает жить? Нам мешает жить то, что мы боимся себя и друг друга. Вот я, например, иду к вам и волнуюсь: как примете, как получится, не провалюсь ли? И всякий раз при встрече с Неизвестностью мы напряжены, мы защищаемся, самоутверждаемся. Мы как солдаты на фронте, как будто на нас только нападают, мы как чужие. Может быть, эту неуверенность в себе мы вынесли из детства, когда нас чаще одергивали, чем хвалили за хорошие поступки. И это не потому, что кого-то, может быть, недолюбили. Просто у детей много энергии, много «почему», и дети часто слышат: «Этого нельзя, того нельзя!» Или эта неуверенность в себе возникает потому, что мы всех судим по себе? Я, например, думаю, что все жутко заняты и что я никому не нужен! Потому что я сам жутко занят! И этот комплекс неуверенности в себе я, взрослый, и преодолеваю разумом – иду и говорю себе: «Я иду, чтобы помочь, я полезен, значит, я нужен, значит, я хороший, я Солнце!» А для того чтобы найти согласие с самим собой, соединить достижения ума с состоянием души, я вспоминаю освоенное во время тренировки с КЛЮЧОМ это «соединяющее» состояние внутренней гармонии. Мое оптимальное состояние. Мой камертон для самонастройки. И на душе вдруг теплеет. Может, это нескромно говорить себе: «Я – хороший, я – Солнце»? А что, было бы лучше, если бы я чувствовал себя серым камнем, лежащим у вас на дороге? Различие между культурами Запада, Востока и России. Проблема родителей
Тогда как Запад занимался внешним раскрепощением человека, Восток был озабочен его внутренней свободой. С точки зрения геополитической структурной психофизиологии, внимание западного человека направлено вовне, он ищет себе опору во внешней деятельности, его свобода – это свобода выбора, это доминанта материальных ценностей, а внимание человека Востока направлено в себя, он ищет Вселенную в себе, его свобода – это свобода воли, это доминанта духовных ценностей. В России, перекрестье между Западом и Востоком, происходит поиск баланса между внутренней и внешней свободой человека, качание «маятника» между доминантой материальных и духовных ценностей, и поэтому – переписывание своей истории каждый раз заново. Западное общество потому и создало институт демократии, что внимание человека Запада направлено вовне. Внутренний контакт с самим собой человек Запада делегировал обществу и осуществляет через общество. Получил, например, американец «тяжелое» письмо, идет к своему психоаналитику, спрашивает: нормально ли то, что он в депрессии. – Тяжелое письмо? – спрашивает психоаналитик. – Да, тяжелое! – Ну, тогда это нормально! – говорит психоаналитик. – Раз нормально – значит, о'кей! И так успокаивается. Между человеком Запада и его внутренним состоянием стоит общество, общество принимает законы, члены общества этими законами пользуются и считают себя при этом свободными. Надо знать специфику культур. Например, россиянин, читающий про «летающих йогов» в Индии, должен знать, что в книгах на Востоке имеется в виду летать не в прямом смысле, а «летать внутри себя». Механическое копирование моделей Запада и Востока в России приводит к «раздвоению личности» россиян. Часть людей при этом превращается в так называемых бизнесменов, критерием истины для которых являются материальные ценности, а часть – в так называемых экстрасенсов, подверженных очарованию идей о «сверхспособностях» на основе практик духовного опыта. Родители при этом не знают, на какие ценности ориентироваться при воспитании детей, так как человеку с идеалами выживать в условиях социального кризиса трудно, а против воспитания циничных «бизнесменов» протестует нормальный родительский инстинкт. И правильно протестует родительский инстинкт. Потому что человек есть в своей основе единая духовно-физическая сущность, и ему одинаково важны как свобода выбора, так и свобода воли, как свобода внешняя, так и свобода внутренняя. Найти баланс между материальными и духовными ценностями – историческая миссия России, ее вклад в мировую культуру. Уметь находить в себе баланс – необходимость для каждого человека. Исключительная ценность России в мире и ее возможность интенсивного качественного развития – в осознании своей ведущей роли как творческого посредника между культурами Запада и Востока. Потому что ни доминанта материальных ценностей, ни доминанта духовных ценностей, необходимых для устойчивого развития, сами по себе в отдельности не могут быть опорой всему человечеству. России свойственно быстро обучаться. Большинство россиян уже испытали, в частности, методы и релаксации, и медитации, ознакомились с НЛП и аутотренингом, научились критично относиться к так называемым экстрасенсам и гипнотизерам, уже осознав, что ждать чудес не приходиться, что надо рассчитывать на себя, уметь самостоятельно управлять своим состоянием. И поэтому именно в России создан метод КЛЮЧ, работающий на новых качественных принципах и доступный для каждого. КЛЮЧ к управлению своим состоянием КЛЮЧ – это способ поиска внутренней связи между сознанием и организмом для создания внутренней гармонии и управления своим состоянием. КЛЮЧ создавался для условий жестких внешних и временных ограничений, при которых человек мог бы помочь себе снять стресс, нервные зажимы, преодолеть психологические барьеры, регулировать работу организма. Для чего это нужно? Скажешь себе, например, на экзамене: «Спокойно!» – а сердце не слушается, колотится, не хватает внутренних обратных связей между сознанием и организмом. И тогда нужен КЛЮЧ – некий временный внутренний посредник между сознанием и организмом. В качестве такого временного посредника может быть использована любая более доступная сознательному управлению реакция организма. Это может быть ощущение тепла в теле, легко вызываемое по волевому желанию, цветовой образ или рефлекторное движение, или любая другая реакция организма, легко вызываемая волевым усилием. Так, действуя от простого к сложному, используя посредника, вы создаете возможность достичь управления и теми функциями организма, которые ранее были недоступны сознательному контролю. Скажешь теперь себе, например, на экзамене: «Спокойно!» – и становится так. Скажешь себе, например, что давление крови снижается, и становится так...
Это тест на зажатостъ, который уникален тем, что одновременно и снимает зажатостъ. Обучаясь таким ключевым движениям, вы учитесь управлять своим состоянием, освобождаться от комплексов, преодолевать стереотипы мышления и психологические барьеры. КЛЮЧ – это парадокс для ума: движения сознательные, но автоматические. Поэтому они освобождают мозг от привычной логики, открывая новые перспективы. Это движения особые – полувнешние, полу внутренние. С одной стороны, они моделируют западную внешнюю деятельность, то есть механическое движение, и в то же время это движения внутренние (рефлекторные реакции организма), моделирующие восточную, глубинную саморегуляцию. И соединив таким образом Запад и Восток, вы и открываете в себе баланс – состояние внутренней свободы. КЛЮЧ мог родиться только в России КЛЮЧ к себе – ключ к системам (это не метод среди методов, а КЛЮЧ к собственному методу). КЛЮЧ – это способ короткого входа в управляющую систему функциональным состоянием организма. Каждая страна гордится своими достижениями. Потому что это уникальный ресурс и возможность развития страны в сообществе стран. Россия пока оценивает свои изобретения по их оценке и востребованности за рубежом. А как хорошо выразил эту тенденцию русский классик: «Не будете ценить собственных достижений, завтра будете просить у чужого окна!» Система КЛЮЧ – российское достижение, рожденное между Западом и Востоком. С помощью КЛЮЧА повышается эффективность различных методов обучения, тренировки, оздоровительных программ. В том числе – восточных и западных, например, цигун, йоги, медитации, боевых искусств. Кстати, в основе всех методов мира – китайской гимнастики ци-гун, индийской йоги, японской медитации, методов психотерапии, психокоррекции, психоанализа, американской НЛП и даже аэробики – лежат два основных глубинных действующих фактора: состояние психической релаксации, которое при этом возникает, и направление его использования. Это может быть установка на оздоровление, адаптацию, творчество, развитие способностей и качеств. Беседа психолога или психотерапевта дает реальный эффект, если в беседе создавался элемент релаксации (условие, через которое происходит переключение мозговой доминанты). Тогда это уже не просто беседа, а технология. КЛЮЧ – это короткий доступ к психической релаксации (там, где нет времени и условий для тренировок и занятий). КЛЮЧ родился именно в России, потому что каждая культура создает именно свои методы. Это стало возможным только теперь, когда был открыт ранее не известный мировой науке критерий для индивидуального подбора приемов – готовность реакции рефлекторно включиться в ответ на волевой сигнал. Без особого состояния особого внутреннего раскрепощения ци-гун, психотерапия, даже физкультура – это просто обычная механическая работа, не дающая особой пользы. Потому что даже физические упражнения дают максимальный эффект только тогда, когда между «физикой» (телом) и «психикой» (душой) возникает управляемая вашей целью связь (гармония), которая создается через психическую релаксацию – состояние внутреннего раскрепощения через снятие нервных зажимов. Японская медитация, позы индийской йоги, упражнения китайской гимнастики цигун, немецкий аутотренинг, американское НЛП и даже аэробика – все это держится в мире только за счет того, что примерно у 30 % людей при их выполнении спонтанно возникает это особое состояние внутренней легкости и удовольствия. Для тех, у кого это особое состояние гармонизирующего раскрепощения не возникает, все эти упражнения и методы могут быть механической и поэтому малополезной работой. Потому что дело не в методах, а в том, насколько подходят они данной индивидуальности человека. Поэтому встает вопрос: насколько высока их эффективность в сравнении с затрачиваемыми на это усилиями? Если вдуматься, то эффективность физкультуры ничтожна в сравнении с тем, сколько сил надо отдать, занимаясь этими упражнениями каждый день в течение всей жизни. В чем дело? Почему большинство людей не делают физических упражнений? Потому что в рекомендации делать эти упражнения каждый день заключена ключевая ошибка. Во-первых, потому что, не имея возможности заниматься ими каждый день, человек и вовсе это не делает, думая, что без ежедневной регулярности не будет никакой пользы. А главное – потому, что если делать физкультуру каждый день, то наступает естественная адаптация организма, теряется эффективность прикладываемых усилий, и тогда для достижения того же самого желаемого результата приходится увеличивать нагрузки, заниматься этими упражнениями все больше и больше. Так появляется зависимость – пока своих два часа не отбегаешь, человеком себя не чувствуешь. Вместо повышения нагрузок лучше делать дозированные перерывы. И тогда каждый раз организм отвечает на упражнения по-новому; снова, как в первый раз, появляются свежесть и бодрость. Когда мы знаем, что можем делать что-то без необходимости делать это обязательно каждый день, нам легче это делать. В этом есть глубинная правда, таковы закономерности работы организма. Поэтому большинство людей не занимаются физическими упражнениями, а не потому, что все кругом глупцы да ленивцы. Но тот, кому нравится тренироваться каждый день, пусть так и делает; ему, значит, это подходит, он испытывает при физических упражнениях открытие особого приятного состояния легкости и удовольствия. Используя приемы КЛЮЧА в составе физкультуры, каждый может раскрепощаться и выполнять упражнения с большим удовольствием и пользой, без всякого насилия над собой. Каждый метод имеет историю, ментальность и культуру и поэтому требует соответствующего изменения ментальности и образа жизни от человека, который его использует. Если четко следовать рекомендациям индийской йоги, то в соответствии с ними надо менять и образ жизни и мыслей и, стало быть, постепенно становиться «индийцем». По китайской системе становятся «китайцем», по японской – «японцем». Аутотренинг, например, достижение немецкой культуры и требует в освоении приемов характерной поэтапности и педантичности. В самой классической методике обучения аутогенной тренировке автором И. Шульцем категорически указано, что нельзя переходить к следующему приему, пока вы не овладели предыдущим. Этот метод построен на поэтапном освоении путем многократного повторения приемов. А если не получается? В России этот метод не пошел; все о нем знают, но применяют в основном в санаториях, под музыку. Российская ментальность отличается от немецкой, российскому человеку хочется «распахнуться», летать, получить все сразу, а не сидеть в неподвижной позе часами, повторяя упражнения типа: нога теплая, рука теплая... А у человека, например, с вегетативно-сосудистой дистонией часто руки холодные, ему бы для налаживания контакта между сознанием и организмом сначала бы там холод вызывать, а потом уже – тепло. Но это уже – КЛЮЧ. А по правилам аутогенной тренировки он упорно, изо дня в день, будет вызывать тепло, вопреки закономерностям работы своего организма. Так он годами осваивает упражнения: «Повторяй, пока не получится». А в КЛЮЧЕ путем перебора подбираем то, что получается. И оказывается, на волне возникающей при этом легкости и физкультурные упражнения – это уже не просто движения, это уже твой полет, это твой танец, это твоя песня. Оказывается, когда есть гармония, ты един с Полетом! Великий Ганс Селье, канадский физиолог, открыл проблему стресса, а российский КЛЮЧ для саморегуляции помогает решать ее. ...Известный писатель сказал мне, что его не нужно убеждать в полезности метода. Потому что его жена, профессор медицины, несмотря на свой избыточный вес, никогда в жизни физическими упражнениями не занималась, а теперь, после одного урока с КЛЮЧОМ, уже два года с удовольствием делает это каждое утро и эти пять минут летает как птица. И он смотрит на это каждое утро два года, и каждый раз, глядя на это, удивляется... И ждет эту книгу – для «ленивых».
КЛЮЧ использует управляемые идеорефлекторные приемы для выработки навыков саморегуляции, снимающие стресс автоматически. КЛЮЧ снимает чувство скованности, помогает сохранять ясность ума в экстремальных ситуациях и быть увереннее в себе, быстрее восстанавливаться, лучше обучаться, тренироваться, лечиться. Утро нового дня • Мифы и информация • Отделим фокусы от реальности • КЛЮЧ для «просветления» • Каким он будет, человек будущего? Если отделить в некоторых рекламах о йоге или других подобных системах самопознания мифы от информации, освободить от фокусов, которые поражают воображение молодых людей, тянущихся к познанию таинственных явлений человеческой психики, то останется то, что вовсе, может быть, и не привлекает внимание. Они максималисты, молодые люди, во всем этом, как им кажется, и не нуждаются, хотя это и является на самом деле целью достижения всех систем самосовершенствования. Это повышение устойчивости к стрессу, чувство меры, способность находить в себе то состояние, которое вам нужно, например, в творчестве или других ответственных ситуациях, способность восстанавливать баланс душевно-физического равновесия, меньше уставать, легче мобилизовываться. Ну какая такая особая утомляемость у молодого человека? Даже если она и есть, эта утомляемость, он хочет иного! Ему летать хочется, раскрой ему секреты левитации и телепатии. Это уже с возрастом приходит желание, чтобы просто-напросто голова не болела или чтобы сон был хорошим. Чтобы утро было как утро, как утро нового дня! Как это бывало в детстве, когда проснешься утром после детского богатырского сна – и день впереди тебе кажется большим и интересным, полным возможных открытий и сюрпризов. А не так, как сейчас,– не с чувством утра нового дня, а с чувством продолжения дня вчерашнего, как в сером коридоре... У молодого человека, рвущегося к поиску смысла жизни, к познанию истины, к тому, чтобы осчастливить человечество, у него другие духовные потребности. Нет, дайте молодому человеку нечто безграничное и таинственное, секретные необычные способности и возможности! И вот на этой потребности людей к самопознанию и самосовершенствованию строятся рекламные кампании всевозможных бизнесменов, эксплуатирующих надежду, преподносящих йогу, китайскую гимнастику цигун, японскую медитацию, самогипноз в комплексе с поражающими воображение фокусами, которые заводят пытливый ищущий ум молодого человека в тупик. По телевидению, например, выступал «крутой» бизнесмен, руководитель крупной нефтяной компании страны. Он сказал, что после курса расширения способностей под руководством неких психологов он прошелся без ожогов по горящим углям и обрел уверенность в себе, поверил в себя, многое для себя открыл. А дети в Болгарии бегают по горящим углям на праздниках! Дети, вовсе не знающие ни о какой йоге или теориях медитации! Просто при хождении по горящим углям, как и по куче битого стекла, никто никогда не пострадает, хоть танцуй на них, а наступишь на отдельное стеклышко или постоишь на отдельном угольке – и поранишься. От другого рекламного показа дух захватывало! Острый нож бросали в доску, и он входил в доску, а от живота «йога», лежащего на полу, отскакивал! И у вас отскочит. Без всякой подготовки. Потому что живот – амортизатор. Просто вам это в голову не приходило. Потому что мы – под впечатлением. А ларчик открывался просто: надо знать, как мягко бросить нож. К горькому сожалению, иногда по телевизору показывают детей, которые читают с закрытыми глазами сквозь туго натянутую черную повязку или маску. В очередном рекламном ролике демонстрировали школьника, который с повязкой на глазах якобы по запаху определял стоимость денежной купюры, его даже гордо называли «золотой нос России». Отец им гордился. Меня как-то пригласили на демонстрацию этих необыкновенных способностей. Рядом с детьми, которые обучались «видеть без помощи глаз», сидели их мамы и бабушки, оплачивающие это обучение. – А вы почему не читаете через повязку? – спросил я мам и бабушек. – У нас мозговой компьютер уже не так обучаем, нам потребуется несколько месяцев обучения, – повторили они заученную от инструктора фразу, – пусть наши детки научатся! – А если я научу вас этому за пять минут? – Что?! Как?! Неужели это возможно? Мы с удовольствием! Я надел на глаза черную повязку и попросил проверить, не видны ли сквозь какие-либо маленькие щелочки мои глаза. – Не видны, не видны! – с готовностью отвечали женщины, даже не пытаясь проверить. – Нет, вы все-таки проверьте! – Не видны, не видны! – повторили они, не пытаясь проверить. – Тогда дайте журнал или газету! Когда я начал читать газету сквозь черную плотную повязку на глазах, все восторженно повставали с мест и окружили меня: «Как вы это делаете? Научите!» – Пожалуйста, – сказал я, – кто хочет попробовать? На стульчик села молодая энергичная женщина, а вокруг возбужденно столпились все остальные. Я туго затянул на ее глазах черную повязку и попросил остальных проверить, не видны ли сквозь щелочки ее глаза. Опять никто не стал проверять, все с готовностью говорили: «Ничего не видно, конечно!» – А теперь,– сказал я женщине с повязкой на глазах,– опустите, пожалуйста, взгляд вниз, найдите взглядом щелочку – место между повязкой и носом, поищите! Поворачивая головой, поищите сквозь эту нижнюю щель повязки светлое поле зрения, нашли? – Нашла, – ответила женщина. – А теперь читайте! – И я подвинул для чтения газету, а она стала читать. И тут... она вскочила, сорвала с лица повязку и закричала на меня: – Что вы тут нам показываете, дети ведь так не подглядывают, а вы испортите им их мозговой компьютер, уходите прочь! И все стали кричать на меня, что я испорчу их детям мозговой компьютер. И я ушел. Детей очень жаль. И родителей тоже. Натяните на глаза черную повязку или маску, найдите внизу щель между повязкой, щекой и носом, которая снаружи никак не видна из-за строения щеки, и спокойно читайте. Я уверен, вы будете душой компании в любом доме. Другое дело – действительные способности и возможности человека. Они и есть настоящие ценности, хотя и выглядят гораздо прозаичнее. Но человека манит неизвестное. Как только он узнает секрет, секрет перестает быть привлекательным. Потому что верно вечное требование: «Хлеба и зрелищ!». Это дорого иногда стоит! А какую цену мы можем заплатить за то, например, что с помощью какого-либо метода работы над собой стали бы лучше мыслить, лучше понимать себя и людей? Если бы стали более уравновешенными, научились сохранять ясность ума в критических ситуациях, обрели бы выносливость и меньшую зависимость от навязанных впечатлений? Настоящая йога или другие действительно работающие методы, как и современный КЛЮЧ,– это нечто более прозаичное, иное, чем мы обычно ожидаем, и поэтому, прежде чем начать их осваивать, нужно осознать свои ожидания, чтобы потом не расстраиваться, нужно осознать свои надежды, надо отделить мифы от истины. Не следует искушать себя возможными чудесами, чудес на свете не бывает. И мудрецы говорят, что истина – проста! Но чтобы прийти к этой истине, подчас приходится пройти круг надежд и испытаний, чтобы «отрезветь», обрести мудрость. Можно этот круг сократить, но это и есть то, что называется для ищущего ума на языке Востока просветлением. Оно же – саматхи, нирвана, сатори и т. д. То самое сокровенное состояние гармонии души и тела, к достижению которого так стремятся йоги и все другие представители различных методов и систем духовно-физического совершенствования. Есть ли оно, такое особое «конечное» состояние развития сознания, открывающее все истины, после которого уже все понятно и все тайны Вселенной раскрыты? Что переживает человек в этом состоянии? Какие свойства обретает? Оно, это особое состояние, оказывается, всегда с нами, а не где-то далеко, вовне. Мы испытываем его незаметно для себя каждый раз, когда мозг переключается из одного режима деятельности в другой. Например, оно возникает между сном и бодрствованием. Оно – как нейтральное положение в коробке передач автомобиля. Научившись управлять этим состоянием, можно самих себя регулировать. Вот и все! Известный во всем мире йог Вивекананда, имевший и западное, и восточное образование, говорил, что не те йоги, что в поисках просветления сидят и медитируют где-то далеко в пещерах и на вершинах гор. Йогом надо быть в жизни, говорил он. Если в Индии есть хоть одна голодная собака, то вся его йога – это накормить ее! Я испытал это особое состояние и понял: на современном языке в общемировой культуре эта восточная нирвана называется состоянием психической релаксации. На языке российских понятий я определяю его как состояние внутренней свободы. Точно так же, как и загадочное восточное слово «медитация», переведенное по смыслу на язык российских понятий, есть «безграничность», опять-таки свобода. Это состояние внутренней свободы (не состояние со «свободными» мыслями, а состояние, свободное от хаотичности мыслей) каждый человек ежедневно испытывает много раз, независимо от возраста и рода занятий, потому что это естественное природное состояние. Вы легко можете вспомнить пассивную форму этого состояния, когда оно не задействовано: чувство пустоты в голове, когда ты как бы здесь, и как будто нет тебя, когда ты как бы присутствуешь, отсутствуя, и все прекрасно осознаешь, но при этом не хочешь ни на что реагировать. Оно возникает, например, как переходный момент от мыслей «конкретных» к мыслям о «вечном» в момент молитвы, гармонизируя психические и физиологические процессы в соответствии с содержанием молитвы. А буддисты, например, в некоторых научных трудах вообще называют это «работой с пустотой». Почему «пустота»? В чем тогда ее ценность? Потому что в этой «пустоте», в этом «безмолвии» и совершается в человеке самое ценное – акт интенсивного самосовершенствования. На энцефалограмме, например, при этой, так сказать, пустоте в мозгу регистрируется интенсивная электроактивность. Почему для самосовершенствования нужна эта «пустота»? Это условие, при котором мозг свободен от вынужденного непрерывного реагирования на внешние и внутренние сигналы, а человек при этом психологически свободен от чувства суеты. И потому – это «контакт с вечностью». В чем разница между человеком «просветленным», испытавшим нирвану, и обычным человеком? У вас это состояние в форме психической релаксации возникало, например, когда вы расслабились в ванне, или во время бега как чувство облегчения (открытие «второго дыхания»), или когда вы слушали музыку, или когда, уставшие, сидели просто так, бездумно глядя в невидимую точку, восстанавливая этим самым свои силы. А тренированный человек умеет получать это состояние в нужный для себя момент и сознательно использовать в зависимости от своих целей. Поэтому, владея этим нейтральным состоянием, обеспечивающим свободу «переключений», он может быстрее восстанавливаться, лучше бегать, может стать композитором, писателем и еще бог весть кем. Оказывается, если в этом состоянии скажешь себе, например, что будешь рисовать только шедевры или бросишь курить, то сам себе поверишь, потому что в этом состоянии нет суеты, все наносное уходит, в этом состоянии внутреннего безмолвия и согласия с самим собой нет барьеров между тобой и целью. Метод КЛЮЧ – короткий способ достижения этого состояния с широкими возможностями для его практического использования. Что я понял после открытия у себя этого состояния, какие тайны раскрыл, какие особые свойства приобрел? Я в глубине своей разом как-то успокоился. Это особое успокоение. Это особое чувство, которое возникает тогда, когда ты вдруг находишь ответы на долго мучившие тебя глубинные вопросы. Оказывается, это состояние, которое я всегда искал, ожидая в этом состоянии чего-то нового, особенного, необычного, оно, оказывается, было всегда со мной. Во мне изменилось вот что. Раньше я всегда был как «запущенный снаряд», обеспокоенный мечтами о владении этим особым состоянием и тем, что скрывается за ним. Я мечтал о невероятных потенциальных возможностях человека. Мучился вопросами о том, каким он будет, человек будущего, какими новыми доселе невиданными качествами и принципиально новыми способностями будет обладать. И тогда, в тот самый момент, когда у меня открылось это состояние, вместе с ним мне разом открылось, что человек будущего будет таким же, как и мы. И что мне незачем переживать, что я лично никогда не увижу этого человека будущего. И что он, человек будущего, будет отличаться от нас тем, что будет способен лучше управлять своим состоянием. Я разом как-то успокоился, будто я овладел этим будущим. Возникло ощущение, что я живу теперь здесь, в настоящем, но вместе с этим – и в будущем. Это, к примеру, похоже на то, как меняется сознание, когда у вас родился первый ребенок или внук. Теперь связь времен установлена, картина мира достроена, и ты как бы живешь теперь вечно, независимо от своего ухода. Обретаешь баланс, потому что выполнил свое эволюционное предназначение. Может, кто-то другой получает через это особое состояние ответы на другие мучающие его глубинные вопросы и обретает этим самым свою целостность. Теперь я понимаю, что описал типичную картину так называемого инсайта, озарения, иными словами – автоматического психоанализа, который возник за счет указанного состояния в присутствии моего глубинного волнующего вопроса и снял вопрос гармонизацией психических и физиологических процессов. Но вы, если хотите ускорить получение ответов на волнующие вас даже текущие конкретные вопросы, поразмышляйте об этом на фоне приемов КЛЮЧА, которые гармонизируют внутреннее состояние. Это подключает работу подсознания. И ответы придут, но, может быть, чуть позже, когда вы уже заняты своими делами и не сдерживаете их своим ожиданием. Все ответы – в тебе! Вы сами и есть чудо! Ну вот и «чудеса»! Дождались! Пожалуйста! А вот раскрою потом секрет, например, моего личного творческого «чуда» – и окажется, что все опять просто! Вот ведь в чем дело! Этому и нужно учиться, чтобы «нормально» понимать вещи, не надумывая лишние сущности. Называется это здравым смыслом. Пять лет назад я начал рисовать, как говорится, с нуля, без всякой школы, учителя (и до сих пор не знаю, как краски правильно смешивать). Не ходил на выставки, чтобы штампов не нахвататься, все делал «из себя». И сделал уже более 400 картин пастелью и маслом и ряд картин компьютерной графики, которые были выставлены на четырех персональных выставках, опубликованы в журналах. И живопись не «примитивная», не «наивная», как говорят, когда «открывается» талант писать у пишущих без школы (там есть свои характерные элементы), а я уже имею, по оценке специалистов, свое лицо в живописи. Например, про кого-то можно сказать, что он пишет как Шагал, в чьих-то работах можно «найти Айвазовского», а я никому не подражаю, пишу так, как пишу я. Говорят, что в моих работах нет штампов, и что важно, как говорят специалисты, есть динамика развития – за пять лет и своими штампами не загрузился. Как это получилось? Просто! Взял кисточку и начал рисовать. Вы попробуйте – и у вас получится! Возьмите и рисуйте! Мне это просто в голову раньше не приходило, что я – художник! Я сформировался под влиянием «троек» по рисованию в школе. Потому что в школе нам давали в руки акварель и предлагали молоток или лимон нарисовать. А у меня не получалось, характер мой интенсивный, как я сейчас уже понял, – не для акварели, которая требует большой аккуратности: не там воду развел или пятно посадил – и уже грязь. Поэтому я думал, что не способен рисовать. Может быть, вам акварель подходит, а если нет, бросьте пока, потом получится, а сейчас попробуйте масло, гуашь, темперу, уголь, карандаш. Попробуйте не лимон рисовать, а то, что вам хочется, что легче и лучше у вас получится. Это и есть Принцип КЛЮЧА: хочешь что-то сделать, берись сразу за главное, не застревай в деталях, потому что за деревьями леса не видно, делай, как тебе приятнее и проще, используй принцип подбора путем перебора. А то, что получается,– привлекает, затягивает. И начинаете рисовать больше и больше! Секрет мой прост: я пишу много, работаю каждый день. Работа нужна, без работы ничего не получится. Но я работаю с удовольствием, с чувством, что все получится! Поэтому мне это нравится, это стало моим отдыхом и полезным трудом одновременно. Потому что получается. Нас запугивают слова: «муки творчества», «гранит науки». Нам в школе говорили: «Не получается, старайтесь – и получится!» А у меня не получалось, и я не мог понять почему, а комплекс неуверенности в себе, комплекс, что я не художник, сформировался. Вот Володя с соседней парты – художник, а я нет. И так жил до своих лет. Есть у меня и второй секрет! Не только принцип КЛЮЧА, но и метод КЛЮЧ. В первые дни, когда я начал писать картины, то несколько дней в удобное для себя время делал короткие разминки, снимал чувство зажатости, а на фоне особых идеорефлекторных приемов КЛЮЧА, стремясь получить чувство полета, мечтал: буду делать только шедевры! И вот теперь, пока «изюминку» в картине не сделаешь, встаешь и по ночам – работаешь! Оказывается (вот еще один раскрытый секрет психофизиологии), чем выше планка цели, тем легче раскрываются природные способности и резервные возможности организма. Потому что для маленьких задач большая энергия и не нужна. И в жизни и в творчестве: повысишь планку цели, скажешь себе, что делать будешь только шедевры, и на фоне этого настроя проблему среднего уровня решишь без проблем. Только не пытайтесь подражать кому-либо. А то мы привыкли учиться под девизом: «Делай, как я! » А если не получается: «Повторяй, пока не получится!» Быстро, за короткое время, откроешь в себе художника, писателя, композитора, если будешь делать дело, как делаешь именно ты! Как тебе нравится и как тебе проще! А не так, как это делает кто-то! Потому что тогда задача вдвойне усложняется: нужно и дело сделать, и сделать его, как делает кто-то. А для того чтобы делать как кто-то, нужны совсем другое время и совсем другая школа.
...Великий Путь не труден – так говорили древние мудрецы. Посмотрите, говорили они, как легко плывут облака, как легко гнутся под ветром деревья. Великий Путь легок... Муж моей дочери Шейлы Андрей не читал тогда еще книги древних мудрецов. Он инженер, рисует, пишет музыку. Он написал: «Если ты хочешь принять решение, сделай две вещи: посмотри, как плывут облака, и подумай о том, что подумают об этом люди... Но если ты посмотрел, как плывут облака, – добавил он, – то о втором можешь не беспокоиться...» Рисование без усилий. Тамара Зиновьева учит рисовать взрослых Метод КЛЮЧ раскрывает творческие способности. Люди, которые занимались саморегуляцией по этой системе, начинают рисовать, писать стихи, музыку... Но искусство – это только модель проявления творчества в любой области. В методе КЛЮЧ творчество рассматривается как средство саморегуляции: другое занятие (помимо основной профессии) позволяет компенсировать неудовлетворенность от трудностей и неудач, способствует установлению внутренней гармонии. Такая вот диалектика. Что такое творчество? Рабочее определение: это решение задачи неизвестным способом с неизвестным заранее результатом. Наша задача: раскрыть психологический механизм взаимодействия систем «творчество» и «саморегуляция», найти их общую основу. Принято считать, что творчество – это удел редких талантливых людей. Еще принято считать, что творчество – это тайна и как оно осуществляется в голове человека – неизвестно (хотя существует много теоретических моделей творческого акта). Но сам акт наблюдать невозможно, поскольку он происходит в подсознании и недоступен рефлексии самого творца. Вместе с тем наука психология утверждает, что всякое психическое действие – это материальное действие, перенесенное на внутренний план мышления. Значит, и творческое действие когда-то было действием физическим. И творцы когда-то проделывали его на внешнем, материальном плане деятельности. Когда? В детстве, когда формируются все психические действия? В детстве все мы учимся. Но учимся ли мы творить? Проделываем ли мы в детском саду или школе какие-либо действия, из которых впоследствии формируются творческие способности? Учимся-то мы одинаково, но почему творцов так мало? Поиски действия, которое могло бы лечь в основу творчества и которое совершали мы все в детстве, приводят нас к первым детским рисункам – «калякам-малякам». Это бесцельные хаотические движения руки ребенка, вооруженной карандашом, ручкой или другим рисующим инструментом. Эти движения оставляют следы на бумаге в виде ничего не обозначающих и ни на что не похожих рисунков, но ребенок, рисующий их, получает огромное удовольствие, он успокаивается, перестает безобразничать и капризничать... Нечто подобное рисуют и взрослые, когда их внимание занято не рисованием, а, например, слушанием лекции, телефонным разговором, а в руках – бумага и ручка. Такое рисование помогает сосредоточиться, снимает напряжение. Рисование «каляк-маляк» – это род идеорефлекторных движений, непроизвольных и управляемых одновременно. С детских «каляк-маляк» начинается развитие детского изобразительного творчества. Аналогию этим действиям (материальным, физическим!) можно найти в любом виде человеческой деятельности, в самом начале развития. В целом эти действия можно назвать баловством. Так вот, получается, что баловство – это основа творчества. Вывод: основа эта есть у всех, значит, все обладают творческими способностями; но только у отдельных редких людей эти способности получили высокое развитие вопреки системе образования и воспитания. Суть нашей методики обучения рисованию без натуги – повторить путь развития от непроизвольной моторики к действию на внутреннем плане мышления. От «каляки-маляки» – к шедевру. Что нужно, чтобы создать условия, при которых это возможно? 1. Сформировать мотивацию деятельности. В традиционной педагогике это установка на результат (создать шедевр искусства). У нас – установка на процесс: получить удовольствие от занятия искусством. 2. Определить критерии оценки художественной продукции. В традиционной педагогике выполненные учеником работы оцениваются с точки зрения нормативных представлений об искусстве. В работах учеников выявляются недостатки, то есть качества, не соответствующие эталону искусства. Это обучение через «нельзя». У нас в искусстве все можно. Мы судим художника, как Пушкин,– по законам, которые сам художник над собой признает. Необходимо сломать нормативные представления об искусстве какими бы «правильными» они вам ни казались. Оценка работы – выявление достоинств, а не недостатков. У каждого художника достоинства свои. Их надо только увидеть. 3. Организовать процесс работы. В традиционной художественной педагогике творческий процесс распадается на две части: замысел и исполнение. Замысел – это социальный заказ, пересаженный в голову художника. Рисуют не то, что действительно хотят нарисовать, а то, что полагается, что принято, что «можно». Замыслы стереотипны и отнюдь не всегда совпадают с действительными желаниями художника. Рисование по замыслу – это поиск с заранее заданным результатом, а в творчестве результат неизвестен. Наш лозунг: рисуй сразу! Нарисуй «каляку-маляку», посмотри на нее – и увидишь, на что она похожа. Каждый увидит свое. Это и есть истинное желание художника. Рисунок рисуется как бы сам собой. Это метод случайного поиска. Наловчившись рисовать именно так, художник и на заказ будет рисовать свободно, будто ему ничего не задано. Результат получится неожиданным и интересным – творческим. Традиционная педагогика рекомендует концентрировать усилия на решении задачи, повторять действия снова и снова, пока не получится. «Если долго мучиться...» Мы предлагаем не концентрацию, а разброс усилий, перебор разных способов работы, техник, инструментов, материалов... Пробовать и бросать, если не нравится, если кажется, что не получается. В результате перебора вариантов решения обязательно найдешь то, которое понравится. Удовольствие – критерий того, что находишься на верном пути. 4. Рациональное осмысление результатов работы. Учеба традиционным методом предполагает овладение заданным алгоритмом действий. Работа анализируется по принципу: выполнил – не выполнил. Таким образом обеспечивается единый путь овладения действием для всех и единый стандарт обученности. У нас же – не обучение, а развитие. Каждый идет своим путем, наиболее соответствующим его индивидуальности. Как это получается? Совет: рисуй сразу, а анализируй долго. Смотри на свой рисунок и размышляй: что понравилось, почему понравилось (объясни самому себе). Это нужно для того, чтобы превратить случайный поиск в поиск целенаправленный, превратить неожиданный эффект в систему и ею пользоваться уже сознательно. Так можно выйти на высокий уровень мастерства и уже со знанием дела создать шедевр – свой собственный, оригинальный, творческий. И все это – без особых усилий. Таким образом, мы использовали идеорефлекторные движения в рисовании как средство саморегуляции (превратили процесс рисования и обучения рисованию в удовольствие) и как средство раскрытия творческих способностей. Описанный метод в общих своих принципах применим и к воспитанию творческого подхода к любой человеческой деятельности. Новейшая концепция самореализации и организации деятельности Чтобы научиться добиваться «внешних» целей наиболее коротким и доступным путем, в качестве тренировочной модельной цели для выработки нужных способностей предлагается «внутренняя» цель – достичь наиболее коротким путем оптимального комфортного состояния. Когда человек творчески ищет в себе идеальное состояние наиболее коротким путем, он этим самым развивает у себя способность решить и другие проблемы наиболее оптимальным для себя способом. Для этого ему предлагается способ, основанный на новом принципе, принципе КЛЮЧА – принципе подбора действия, который сразу дает результат путем перебора вариантов из арсенала возможностей (вместо традиционного принципа поэтапного достижения). Почему поисковая активность мозга быстрее тренируется посредством системы КЛЮЧ? Потому что все существующие методы обучения и тренировки в мире – это пакет предложений типа «Делай так!». Здесь работает правило: если не получается, повторяй, пока получится! КЛЮЧ – это новый подход к обучению, тренировке, лечению. С помощью приемов КЛЮЧА, например, можно сделать короткий прорыв там, где вы старались, старались, а у вас не получалось. А теперь применили навыки КЛЮЧА, таким образом передохнули, и количество уже сделанных усилий переходит в новое качество ваших достижений – продолжили работу, и получилось то, над чем вы старались! |
|
||