|
||||
|
Существует ли разница между мужской и женской ленью? Заявляю вам с полной ответственностью, что разница между мужской и женской ленью существует. Серьезных научных исследований на эту тему никто пока не проводил, мы будем первыми. Мужская лень — это чаще всего внутреннее состояние, которое присутствует в мужском организме всегда, в большей или меньшей степени, и практически не меняется в зависимости от задачи, стоящей перед мужчиной. Причем отношение мужчины к этому состоянию всегда положительное. Мужчины убеждены, что от своей лени они получают удовольствие и пользу: они отдыхают, восстанавливают силы, расслабляются. Они обдумывают предстоящие проекты и анализируют прошлые события. Они планируют и оценивают. В общем ленятся с чувством, с толком, с расстановкой. Мужчины чаще ленятся во время болезни. Если лень мешает достижению поставленной цели, то мужчина ищет новые пути достижения цели или переключается на другие, более достижимые цели. А женская лень — это возможность спрятаться от неблагоприятных обстоятельств. Сами женщины оценивают лень весьма отрицательно. Только единицы из них признают свое право на лень во всех сферах жизни. Здесь, несомненно, прослеживается культурное влияние. Женщина является основой Рода и хозяйства. Если она будет лениться, Род захиреет. Вспомните историю. На Руси мужчины, овдовев, всегда очень быстро женились вторично. В редких случаях функции хозяйки брала на себя старшая дочь. Женщина же, овдовев, самостоятельно вела хозяйство и воспитывала детей, изредка обращаясь за помощью к общине. Проявления женской лени всегда осуждались обществом очень сурово, что не смогло не сказаться на отношении женщин к лени вообще. Поэтому женщина может позволить себе лениться скорее во время своего отдыха, или когда рутина и монотонность труда погружают ее в состояние запредельного торможения и безразличия к происходящему. Для женщины причиной и побуждающим мотивом выхода из состояния лени почти всегда служит ответственность перед близкими, сотрудниками и т. д. и т. п. Но в количественном соотношении, несомненно, среди мужчин ленивцев больше, чем среди женщин, и пол автора книги тут ни при чем. Если углубиться в историю, то станет понятно, что для русских людей лень имеет особое значение. Это – национальная черта (особенность национального характера). Немцы педантичны, французы любвеобильны, американцы помешаны на бизнесе, а русские – ленивы. Почему так пышно произрастает лень в организмах русских людей – непонятно. Но с детства помним все: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вези меня печь в город к царю!» И лежит Емеля на печи, и везет она его к царю. Вот он – предел мечтаний: лежишь ты на печи, и все вокруг делается по одному твоему хотению. Думаю, многие хотели бы оказаться на месте Емелюшки. Ну хотя бы ненадолго, на недельку-другую. Вместо отпуска на работе, пожалуй, можно так пожить. Но время движется вперед, наш быт меняется. И вот печь превращается в диван. Диван – такой же священный и культовый предмет интерьера, как печь. Помните, у Владимира Вишневского: «О, как внезапно кончился диван…». Это плач современного Емели по теплой уютной печке. Все мы родом из этой сказки. Так все-таки – напасть или благо? Это с какой стороны посмотреть. А вообще-то не напасть и не благо, а просто исторический и биографический факт. Лень – это желание чего-то НЕ ДЕЛАТЬ. Это высокоэнергетическое состояние. Сижу себе и коплю свой энергетический потенциал, «зазря» его не расходую. Кто это там сказал, что под лежачий камень вода не течет? Не течет, и не надо. Будет сухо и комфортно. Или, как сказал Николай Фоменко, «Под лежачий камень мы всегда успеем!» Откуда же берется в нас лень? Из каких глубин нашей души лень произрастает? Существует несколько объяснений этому чисто русскому феномену. – Лень как недостаток воли. – Лень как низкая мотивация. – Лень как страх ответственности. – Лень как индивидуальный стиль деятельности. – Лень как протест против окружающей действительности. – Лень как защитная реакция. – Лень как ресурсное состояние. – Лень как стремление к удовольствию. – Лень как интуиция. – Лень как инфантильное состояние. – Лень как двигатель прогресса. – Лень как деятельность. – И, наконец, лень как реализация принципа «ничегонеделанья». Теперь разберемся с причинами лени по порядку. Может быть, это просто недостаток воли? По-научному – абулия: отсутствие побудительного момента, искры, необходимой для начала всякого дела. Вроде бы имеется у «ленивца» интерес к чему-либо, а вот начать никак не может. И будет «ленивец» проводить время в бесплодных неопределенных мечтаниях, как Манилов: «Вот бы построить мост эдакий через речку!» Не построит. Лень. Вот бы балкон застеклить! Вот бы обои поклеить! Вот бы работу сменить! Не застеклит. Не поклеит. Не сменит. Лень. Но и надежды не потеряет. Авось, когда-нибудь, при каких-нибудь особо благоприятных обстоятельствах и балкон сам застеклится, и обои сами поклеятся, и новая работа придет в ноги кланяться: «Устройся ко мне, любезный, Христом-богом прошу тебя! Буду тебе ни за что тысячу долларов в месяц приносить, только уважь меня своим вниманием!!!» А, может быть, это, как говорят психологи, «низкая мотивация»? Внешняя форма в этом случае та же – ничего не хочется делать (или, точнее, кое-что хочется не делать). Почему? Потому что трудно, долго, неинтересно. В позапрошлом веке известный психолог Уильям Джеймс про этих ленивцев писал: «В укромных уголках нашего сознания мы понимаем, что мы должны делать, но никак не можем начать. Мы постоянно ждем момента перелома, но все продолжается по-прежнему, день за днем, и мы утопаем в этом». Обратите внимание, он пишет «МЫ». И великие люди бывают ленивцами. Вам стало легче от этой мысли? Вот это и есть низкая мотивация. Сижу и смотрю по сторонам, ищу мотивацию, хочу понять, зачем мне это нужно? А если мне за это что-то будет? Так-так-так, поконкретнее, пожалуйста. Что именно будет, когда и в каком количестве? Вот она, мотивация, – «а что мне за это будет?» Если «ленивец» поймет, «чего и сколько, конкретно», он лень свою оставит на диване и начнет действовать. Вот уже и проглядывают варианты «работы» с ленивцем. Понятно, что нужно делать? А, может, это страх ответственности? Если ты что-то делаешь, то ты за это и отвечаешь. А вдруг кому-то не понравится? Вдруг критиковать будут? А вдруг скажут (раз у него это так хорошо получается), сделать еще вот это и вот это, и вон то. И проклянет он, бедный, ту минуту, в которую решился покинуть свое теплое местечко. Одного мальчика, который все никак не начинал говорить, хотя по возрастной норме уже давно пора было, взрослые все уговаривали: «Ну, скажи «А»! Ну, пожалуйста: скажи «А». Не выдержал мальчик и сказал «А». Тогда пуще прежнего насели взрослые: «Теперь скажи «Б»! И сказал мальчик: «Ведь знал же я, стоит только сказать первую букву, и потом уже не отстанут!» Больше умеешь – больше нагружают. Или наоборот. Есть такой стиль воспитания, называется «по типу гиперопеки», когда ребенку ничего не дают делать самостоятельно. Чаще всего он встречается в семьях, где на одного ребенка приходится несколько взрослых. «Ничего, – говорит мама, – наработаешься еще!» И делает все сама. И папа делает все сам. И бабушка. И не замечают они, и не понимают, что ребенок по-своему трактует эти ситуации. Он начинает считать ситуации, когда нужно что-то делать, угрожающими, травмирующими. Он начинает их считать для себя непосильными. Это уже потом родители и бабушки-дедушки будут удивляться, почему ребенок вырос таким безответственным, ведь они все для него делали. Вот потому безответственным и вырос, что «вы для него все делали», а он для вас ничего делать не приучен. В этом смысле девочкам везет немного больше, потому что их все-таки хоть как-то, но привлекают к домашнему хозяйству. А мальчишкам хуже: для них дела не находится. Может, поэтому среди мужчин больше ленивцев, чем среди женщин? А представьте себе ужас молодого человека, который, сгоряча женившись, вдруг понимает, что от него ждут абсолютно конкретных действий! Молодая жена ждет, что муж будет обеспечивать ее и ребенка материально! Для многих это – совершенно непосильная ноша. И именно по этой причине так много браков разваливается на первом же году. Он для себя-то ничего не делает, а уж для других-то – и подавно не сможет. Поэтому, дорогие молодые жены, поддержите вашего мужа, если видите, что он готов как-то вам помогать, но не понимает как. Помогите ему аккуратно, не унижая его мужского достоинства. Очень важно его намерение что-то делать для вас. Дайте ему знать, что вы цените его намерение и готовы помочь это намерение осуществить. А, может, это «индивидуальный стиль деятельности»? Чтобы стало понятнее, что это такое, поясню на примере одной древней китайской притчи. Как-то один очень богатый человек пригласил в свой дом знаменитого художника, чтобы тот жил в доме три года и написал за это время самую лучшую в мире картину, подобной которой еще не существовало в природе. Вот живет художник в доме богача. В углу мольберт стоит, на нем – холст белый. Проходит месяц, два, три. Нет ничего на холсте. Ни пятнышка, ни мазочка. Докладывают слуги хозяину: ничего не пишет художник. Ест хозяйский хлеб, пьет хозяйский чай, гуляет по хозяйскому саду и ничего не создает. «Не трогайте его!» – говорит мудрый хозяин. Так прошел год, затем второй, и третий уж к концу подходит. Может, ленивый этот художник? Может, бесталанный совсем? В последнюю ночь перед окончательным сроком написал художник картину, равной которой не было в мире. Восхищались все, кто смотрел на эту картину. И тогда спросили художника любопытные слуги: «Почему ты так долго ничего не делал и только в последний момент начал писать картину?». «Замысел должен созреть! – ответил художник. – Я не просто ел, пил и гулял. Я вынашивал в себе этот шедевр. Я присматривался к дому, к хозяину, к окружающей природе. Я прислушивался к своей интуиции. Я обдумывал замысел своей картины. Быстро – не значит хорошо». Вот вам пример индивидуального стиля деятельности. А, может быть, лень – это протест против окружающей действительности? Конечно же, протест пассивный. Человек не бросается с кулаками на людей, которые его раздражают или обижают. Он просто НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ ТОГДА, КОГДА ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ЧТО-то ДЕЛАТЬ. Это очень похоже на капризы маленького ребенка. Когда вы говорите ему: «Одень шапку!» – он ее нарочно снимает и бросает подальше. Если вы запретили ему наступать в лужи, он демонстративно будет мерить все лужи, встречающиеся на пути. В развитии человека существуют два возраста, для которых характерны такие проявления негативизма. Это возраст примерно 3-х лет и подростковый возраст. Это время так называемых возрастных кризисов – кризиса 3-х лет и подросткового кризиса. В своем стремлении сделать наоборот или не сделать, когда велят, трехлетки и подростки похожи. Родители взрослых детей могут вспомнить эти «счастливые» годы и согласиться со мной. К сожалению (не для нас, родителей, а для детей), не у всех детей кризисы проявляются внешне так ярко. Некоторые и не замечают, как растут и взрослеют их дети. «Мой ребенок прямо золотой (шелковый), никаких проблем с ним. Никаких тебе кризисов. Вежливый, послушный, уважительный!» Позавидовали? А не надо. Опыт показывает, что все закономерные фазы развития и становления человека должны быть пройдены, и они будут пройдены. Только проблем будет намного больше, если кризис нагрянет намного позднее, чем положено по возрасту. Это похоже на детские инфекции. Если ты почему-то не переболел ими в раннем возрасте, то те же самые краснухи и скарлатины во взрослом возрасте протекают очень и очень тяжело, с осложнениями. Также и с психологическими кризисами. Если не прошел их ребенок вовремя – в силу застенчивости своего характера, авторитарности родителей или каких-то других причин, то он будет добирать этот опыт становления «самости», отстаивания своих прав и своих границ в более старшем возрасте. Только будет все это проявляться в более тяжелых формах, болезненных и неадекватных. И будет такой взрослый ленивец, переживающий кризис трех лет, играть в компьютерные игры, когда начальник ждет от него отчета о проделанной работе, или бродить в Интернете, когда нужно позаниматься с детьми математикой. И на вопросы друзей, почему он до сих пор не поменял летнюю резину на зимнюю, будет отвечать: «лень». Обратите внимание на то, какой это мощный психологический механизм: он оказывается сильнее инстинкта самосохранения. А, может быть, лень как защитная реакция. Возможно, вы так много работаете, что дошли до полного физического и психологического истощения. Организму необходим отдых, но ваш образ мыслей не предполагает отдых в ближайшие десять лет. Что делать организму? Либо заболеть, либо «залениться». Так называемое «запредельное торможение», его еще иногда называют «охранительным», помогает вам получить необходимый отдых. Человек просто не находит в себе сил делать что-то. Ни по хозяйству работать, ни подработку взять на дом. То есть взять-то он ее может, но делать – нет. Сил нет. Лень. Хочется просто лежать в постели и смотреть телевизор, например. Лень может появиться в ситуациях психологического давления и подавления со стороны деспотичных начальников или авторитарных родителей, которые подавляют волю и желания своих подчиненных или близких. В этом случае лень выступает как защита от психотравмирующего фактора. Это протест против насилия над личностью. Иногда в таких ситуациях, особенно у нежных и чувствительных людей, никакая другая форма защиты невозможна. И тогда лень выступает как спасательный круг, помогает удержаться на плаву, не задохнуться и не утонуть. В некоторых случаях лень выступает как психологическая защита, если человеку выгодны некоторые обстоятельства его жизни. Например, лень худеть, потому что, если я похудею, на что я тогда буду всем жаловаться? Придется искать что-то новое. А вдруг, пока я ищу, меня уже никто не будет жалеть, никто не будет мне сочувствовать, и у меня не будет такого мощного щита: меня никто не любит, потому что я толстая. И по служебной лестнице продвигают только стройных. И так далее, и тому подобное. Потому что если человек признает, что дело не только в его полноте или каком-либо другом заметном внешнем недостатке, то придется искать причины в другом. А поиск причин – дело зачастую трудное и болезненное, потому что причины наших неудач кроются в нас самих. И если уж найдешь эту причину, с ней придется что-то делать. Люди не всегда готовы на такой тяжелый труд. Им от поиска и самоисправления психологически выгоднее защититься. Очень важно отдавать себе отчет в том, что вы не сможете всю жизнь прятаться за этим щитом. Он ограничивает ваши способности, снижает качество жизни. Как избавиться от него, чтобы не было страшно от ощущения незащищенности, мы поговорим позже, в следующих главах. Может быть, лень – как ресурсное состояние? Со стороны не видно, что там у человека внутри. А на самом деле происходит большая внутренняя работа. Он просто накапливает энергию для чего-то. Если не тратить свои силы на всякие пустяки (на то, что не считаешь важным для себя), то тем самым их можно сохранить для чего-то важного. Так часто бывает после больших энергетических затрат. Но вновь безволье и упадок, Это Гете написал в своем «Фаусте». Даже у самого отъявленного циника и человеконенавистника язык не повернется назвать Гете ленивцем. Хотя временами он казался своим близким именно таким. Просто после большой и трудной работы человеку требуется период покоя, чтобы снова обрести ресурсное состояние. Ведь мудрость жизни в том и состоит, чтобы времена осмысления сочетать с действием. Можно рассмотреть лень как стремление к удовольствию. С точки зрения психоанализа лень – это вполне нормальное состояние и вполне объяснимый феномен, стремление получить удовольствие от процесса в настоящий момент, не дожидаясь результата. Если результат далек, а цель четко не определена, то человеку ничего не остается для снятия внутреннего напряжения, как получить удовольствие в настоящий момент хотя бы от процесса, иначе возможно даже получение психической травмы. И здесь я не могу не сделать очень важное, с моей точки зрения, замечание. Вышеописанный факт остается фактом. Но, конечно же, в правильном варианте развития смыслом жизни человека не может быть получение только удовольствия. Только эпизодом, краткосрочной и нечастой необходимостью. Если же человек делает получение удовольствия смыслом своей жизни, то это означает, что что-то не так с его системой ценностей, что на самом деле он ощущает бессмысленность своей жизни. Не случайно появилось даже целое учение о «гедонизме». Гедонист – человек, считающий, что наслаждение и получение удовольствия – это высшая цель и основной мотив человеческого поведения. Такие люди опасны и для себя, и для окружающих. Вспомните профессора Мориарти у Конан Дойля. Он находил удовольствие в блестящей организации всяческих преступлений и злодеяний. Или, например, мистер Шайтана у Агаты Кристи: он получал удовольствие, выясняя порочащие факты биографии людей и угрожая их оглаской. Неприятные личности, мягко говоря. Можно рассмотреть лень как интуицию. Иногда бывает, что очень надо что-то сделать, а ты не хочешь это делать по тем или иным причинам, и не делаешь. А потом оказывается, что и не надо было этого делать. Знаете, есть такое народное правило: «ПВО». Для тех, кто еще не знает, расшифрую: Погоди Выполнять – Отменят. Вот она, мудрость человеческая! А ведь часто так бывает, что и отменяют. Опытные офисные работники каждому делу дают немного вылежаться именно с этой целью. Спросите у них, как часто срочное дело оказывается несрочным и неважным. Много интересного можете услышать. Объяснить интуицию – феномен бессознательный с точки зрения сознания – мы не можем. Но такое понимание лени может трактоваться как прислушивание к своему внутреннему голосу и следование ему. Если вам повезет, и ваш внутренний голос окажется прав, то вы сэкономите кучу сил и времени, да и еще получите удовольствие от своей проницательности. Может быть и так: лень – это проявление инфантильного состояния. Слово «инфантильность» произошло от французского слова «infant», которое в русской транскрипции приобрело значение «инфант» – ребенок. Известный психолог В. А. Петровский пишет о том, что такое инфантильное состояние лени «парализует произвольные действия, т. е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру». Он отмечает, что наиболее острые приступы лени переживаются многими людьми во время утреннего подъема с постели, т. е. когда необходимо выйти из состояния сна, близкого к утробному состоянию – темноты, тепла и покоя. По моим наблюдениям, такие приступы лени в момент вставания с постели присущи всем людям. Даже те, кто вскакивают по первому звонку будильника, тоже их ощущают, просто не дают им прорваться в сознание. Природа мудра и разумна, она ничего не создавала просто так. И зачем же нам дано это мучительное состояние с самого утра? Наверняка, многие припомнят радостный детский голос в какое-нибудь утро: «Мама! Я, кажется, заболел(а)!» Ребенок просыпается поутру, чтобы идти в школу, и вдруг чувствует, что что-то не так: голова тяжелая, жар. В ту же минуту он осознает, что это означает: ЧТО НЕ ПРИДЕТСЯ ИДТИ В ШКОЛУ! Трижды ура. Будут таблетки и капли, полоскания и прогревания. Но в данный конкретный момент можно снова завалиться в постель и спать себе, сколько вздумается. Или вдруг вы в выходной день вскакиваете с кровати в положенные 7:00, лихорадочно пытаясь сообразить, какой день недели на дворе, куда бежать, что делать, и, наконец, соображаете, что день-то выходной. Вспомните ощущение этого невыразимого блаженства, с которым вы аккуратненько погружаетесь в свою еще теплую и любимую постельку!!! О-О-О! Никуда не надо бежать, ничего не надо делать. Можно спать, спать и спать, пока сам не проснешься. Это лень или блаженство? Оставайтесь в этом состоянии, не важно, как оно называется. Пусть будет. Можно рассматривать лень как двигатель прогресса. Чаще всего выражение «лень как двигатель прогресса» произносят с иронией. Но если проанализировать развитие цивилизации, то становится ясно, что все значимые изобретения были придуманы «ленивыми». Это ленивцы, стремясь сохранить свои силы и время, придумали все то, что позволяет рационально их расходовать: почта, средства коммуникации, средства передвижения, электричество, печатные станки – дополните этот список сами. Все эти изобретения оказали несомненное влияние на развитие цивилизации. Конечно же, такой конструктивный подход к решению проблемы правильнее было бы назвать не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание, не спешит его выполнять, но только не потому, что ленится, просто ему хочется вначале найти наиболее оптимальный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям. Поэтому понимание лени в этом контексте подразумевает, что сам человек не считает себя ленивым, он работает, но только этого никто не видит. Заметна только его внешняя бездеятельность, именно на нее обращают внимание окружающие. С их точки зрения такой человек – лентяй. Вот ведь какой парадокс! Можно рассматривать лень как деятельность. Это состояние знакомо многим. Допустим, вам необходимо к понедельнику написать реферат по истории. Сегодня пятница. «У меня еще куча времени, – говорите вы себе. – В субботу прямо с утра сяду и начну писать». Наступает утро субботы. Вы долго спите, потом долго и со вкусом завтракаете. Во время завтрака замечаете, что экран телевизора какой-то мутноватый. После завтрака берете тряпочку и протираете пыль на телевизоре, потом на подоконнике, потом на тумбочке в коридоре, потом на телевизоре в гостиной. После того, как вся пыль вытерта, вы замечаете, что полы грязные, моете полы. Устали. Пора обед варить. Вечером, падая с ног от усталости, замечаете на своем рабочем столе бумажку с темой реферата по истории. «Ладно, – говорите вы себе. – У меня еще целое воскресенье в запасе». В воскресенье вы цепляетесь за любую возможность отлынивать от написания реферата по истории. Всплывают откуда-то чрезвычайно срочные и важные дела. Вы заняты чем угодно, только не написанием реферата. Вы деятельны и неутомимы. Но это и есть проявление лени. «Отлынивать» и «лениться» – слова однокоренные. Формально вы заняты, но совсем не тем, что требуется в данный момент. И вы отдаете себе отчет в том, чем вам сейчас НУЖНО заниматься, но именно тем, чем нужно, вы заниматься не желаете. И, наконец, можно рассматривать лень как реализацию принципа «ничегонеделанья». Принцип «ничегонеделанья», как ни странно, встречается во многих учениях и религиях. Но странным он кажется только на первый взгляд. На самом деле он является отражением древней человеческой мудрости. Суть его заключается в том, что существуют объективные природные законы, которым необходимо просто следовать. Что бы вы ни делали, чтобы их изменить, от ваших действий ничего не изменится. А простое следование этим законам наделяет вас силой. Есть такой дзен-коан:
Природа живет своей жизнью независимо от вашего понимания ее законов. И в Даосизме, и в Буддизме, и в Христианстве говорится об этом. «Кроме благородного искусства делать дело, стоит освоить благородное искусство оставлять дела несделанными. Мудрость жизни состоит в устранении несущественного», – так говорил китайский мистик Лин Ютан. Мы можем делать вид, что игнорируем какие-то законы, но результат не замедлит сказаться. Мы можем не замечать смены дня и ночи, можем трудиться ночью и спать днем, расплатой будет нарушение физиологических функций организма, психосоматические проявления (головная боль, рассеянность, гастрит, нарушение памяти или сна). Причем проявляться они могут не сразу, а, постепенно накапливаясь, обрушатся на вас со всей неотвратимостью. Принцип «ничегонеделанья» заключается в том, что вы «просто живете» и наблюдаете за происходящим и за своими ощущениями. То есть нужно просто быть самим собой. Тогда есть шанс, что вы будете действовать в гармонии с природой, и эффективность вашей деятельности возрастет многократно, и так же многократно уменьшатся ваши энергетические затраты. Человек, который «ничего не делает», вовсе не обязательно ленится. Может быть, он читал у Карлоса Кастанеды о принципе «неделания», спросите его об этом. Ведь суета – это совершенно бессмысленная деятельность, потому что нельзя считать смыслом пускание пыли в глаза окружающим и напрасную трату своих сил. Вспомните известную молитву, авторство которой приписывают разным людям. Авторство не очень-то важно, важнее смысл этой молитвы:
Да, у всех нас есть проблема: как отличить ситуацию, в которой нужно действовать незамедлительно, от ситуации, в которой ничего не нужно делать. Где взять мудрость, чтобы отличить одно от другого? Критерием того, что вы «в нужное время в нужном месте делаете нужное дело», является вдохновение. Все удивительно просто. Если вы испытываете вдохновение, т. е. подъем душевных и творческих сил, это и означает, что вы на правильном пути. Теперь, когда мы ознакомились с разными аспектами лени, можно гораздо более широко смотреть на проявления лени у себя, наших близких и коллег. Теперь мы уже не станем рубить с плеча и говорить, что лень вредна. Ну, может и вредна в каких-то ситуациях, но пользы от нее, пожалуй, больше, чем вреда. Надо только с умом подойти к своей лени. А теперь давайте посмотрим на жизнь деятельных, активных и НЕ ЛЕНИВЫХ людей ясными, не замутненными общественным мнением глазами. |
|
||