|
||||
|
Глава 6 СКЛАДОВЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. А вот отстающих, чей интеллект ниже среднего, крайне мало. Единицы. Малыши просто поразили экзаменаторов своей понятливостью, умением анализировать и сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетки легко различают и называют цвета, очень ловко управляются с мелкими игрушками, деталями конструкторов. У ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. И конечно, они рано начинают читать. И читают сразу с удовольствием. Их не надо заставлять. Автор методики вообще против таких приемов. Только игра. А игр у малышей масса. На любой вкус, темперамент, уровень развития. Родители довольны, что, впрочем, неудивительно: малыши заняты полезным делом, а у мамы с папой появляется свободная минутка. Вы заинтересовались и готовы приобрести комплект игр Воскобовича? Тогда давайте познакомимся с этими играми поближе. ПАПА-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ Удивительный человек Вячеслав Валерьевич Воскобович. Инженер-физик, страстно увлеченный авторской песней (сам писал стихи, музыку, выступал с концертами). Физик-лирик, одним словом. И еще изобретатель удивительный детских игрушек. Началось все с похода в магазин с целью купить что-нибудь интересненькое для собственных чад. Интересненького было мало. На полках стояли игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек: унылые кубики и блеклые картонные игры-ходилки, вгонявшие юного отца в тоску. А на дворе-то была перестройка: в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике, дети Никитиных уже обгоняли своих сверстников, педагоги-новаторы превращали бесперспективных двоечников в победителей олимпиад. Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. И внес. Да так увлекся, что конструирование интересных игрушек стало делом жизни. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х годов. Это «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас носит название «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы». Это были необычные, удивительные игрушки, сразу привлекшие внимание родителей и учителей. С каждым годом их становилось все больше. И вскоре возникли и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки одной семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде), а потом и за его пределами. Вячеслав Валерьевич вспоминает забавный случай того времени. Он показывал свои игрушки в одном из детских садов Ленинграда. Заведующая была в восторге: ей все нравилось, она начала даже предлагать свои варианты, «примеривать» игры. А потом неожиданно спросила: «А откуда у вас все это?» Вячеслав Вадимович немного растерялся и не нашел ничего лучшего, как поднять палец вверх. Как бы говоря: оттуда, свыше, озарение, мол. На это заведующая прореагировала по-своему. Серьезным голосом она уточнила: «Из РОНО?» Вряд ли «всемогущий РОНО» смог бы придумать такие замечательные игры. А вот любящий папа физик-лирик смог. И сегодня уже с трудом можно найти детский садик, не говоря уже о развивающих центрах, где бы не было пособий Воскобовича. По данным опроса Комитета по образованию Санкт-Петербурга в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе его развивающие игры. Варианты игр В. Воскобовича Сказочные лабиринты игры В 1999 году появляется первый вариант авторской игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста. Это книга Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». В книге рассказывается, как шаг за шагом познакомить малыша с развивающими играми. Если вам понравятся игры Воскобовича, о которых речь чуть ниже, обязательно купите эту книгу. Она станет вашим хорошим помощником. Вы найдете там и теорию, и практику, то есть не только когда лучше во что и как играть, но и подробное объяснение зачем. В книге предложены целые сценарии проведения игровых занятий для детей от трех до семи лет. СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА В основе его методики лежит игра. Игра возбуждает интерес ребенка. Игру всегда сопровождает сказка. Игры Воскобовича не просто квадраты, треугольники, шнурочки, а волшебные льдинки и чудо-цветки. Игра всегда познавательна: несет новое знание, развивает навык, тренирует память, внимательность, мелкую моторику и т. д. Игра не имеет жестких правил и условий. Она позволяет ребенку придумывать свое, фантазировать, творить. Вот таков принцип методики Воскобовича: интерес – познание – творчество. Интересные сказки Обучение должно быть привлекательным. Это первый принцип методики Воскобовича. Каждую игру сопровождает сказка. Это и очень сильная мотивация для ребенка. Ребята с удовольствием играют с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, изучают дроби, разгадывая вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Приключения чудо-героев ребенок запомнит лучше и быстрее, чем банальные буквы в азбуке или прописях. В сюжеты сказок органично вплетается система вопросов, задач, упражнений. Такя сказка – просто находка для родителя, не имеющего специального образования. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на нужные вопросы, решает необходимые задачи, выполняет методически выверенные задания. Играть с пользой Второй принцип технологии Воскобовича – играть с пользой. Чем больше знаний, умений, навыков получит в ходе игры малыш, тем выше ее ценность. Все игры Воскобовича, независимо от того, учат ли они читать или считать, параллельно развивают внимание, память, воображение, мышление, речь и т. д. Все это элементы «врожденного», или «невербального», интеллекта. Что это такое? Вербальный и невербальный интеллект Родители заботятся о развитии интеллекта малыша. Для этого они читают книжки, рассматривают энциклопедии, водят его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. У него развит «вербальный», или приобретенный, интеллект. Для простоты мы заменяем понятие «вербальный интеллект» на «натасканность». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. Но есть и «невербальный», то есть «врожденный» интеллект. Это психические процессы – внимание, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие. С помощью одной-единственной игры малыш может научиться делать очень многое. Вы решили учить буквы. Ребенок получает «Теремки» и играючи осваивает эту премудрость. А заодно незаметно узнает и запоминает цвета, формы; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Творчество Третий принцип игры Воскобовича – раннее творческое развитие ребенка. Игры и сказки подталкивают ребенка к творчеству: придумай сам, доделай, создай, подумай, как можно еще. Взрослому остается лишь использовать эту естественную для каждого ребенка потребность фантазировать и изобретать для того, чтобы вовлекать его во все более сложные игры. Игра для малышам школьника На каждом пособии Воскобовича указан возраст. Но это не привычные нам два-три года, или пять-шесть лет. А три-семь лет. Вот такой разброс. Это не ошибка, не попытка привлечь как можно больше покупателей. Одна и та же игра действительно может привлечь детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ЧТЕНИЮ Во время семинара в одном из городов была организована встреча Вячеслава Валерьевича Воскобовича с родителями одной из средних групп детского сада. Накануне на открытом занятии для слушателей семинара их дети превосходно себя «показали». Это был результат года работы с играми Воскобовича. Родители были поражены успехами детей, но... «Дети еще не читают», – били тревогу родители четырехлеток. Мам и пап можно понять. Чтение, так же как и умение ребенка ходить или говорить, – это необходимый этап развития. Если малыш не рисует или плохо поет, это можно пережить, а вот если не ходит или не читает, это уже трагедия. Воскобович утверждает: «Чтение – это навык, всего лишь навык, и об этом часто забывают». Научить читать можно по-разному. Можно натаскать (и сделать это чуть ли не с пеленок), а можно учить через игру. И форсировать такую игру не надо. Чтение – это жизненная необходимость, но не для трех-четырехлетки. Воскобович – сторонник игрового нефорсированного способа обучения грамоте. А письмо вообще лучше оставить школе. Не готова еще детская ручка, не развита кистевая и пальцевая моторика. Методику Воскобовича можно отнести к слоговым. Вячеслав Валерьевич выступил продолжателем дела Зайцева. Так же обучаем ребенка в игре, в идеале малыш учится сам, просто играя с занимательными кубиками и картинками. Что же оригинального привнес в дело обучения чтению Воскобович? Игрушки! Такого разнообразия пособий вы не найдете, пожалуй, ни в одном другом методе. Это и кубики, и шнуровки, и конструкторы, и головоломки. Расскажем о некоторых из них. Теремок с буквами «Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых). Очень компактно. Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут. В позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком. Теремки Воскобовича Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоиться с чтением. Одним словом, у кубиков много секретов. Сконструировать их дома вам вряд ли удастся. Единственный выход – купить их в магазине. Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками. Знакомимся с буквами – строим сказочный город Первый этап игры – знакомство со звуками и буквами. Начните с согласных. Постройте сказочный город, где в своих теремках живут буквы. Вот стоит белый теремок. Кто в теремочке живет? Буква Б и буква П, буква В и буква Ф. Малыш произносит за взрослым звуки «б» (обратите внимание, не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях. А какие же птицы и животные могут поселиться в этом теремке? Баран, попугай, ворона, филин и т. д. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу. Когда город готов, в него могут приехать веселые шуты – акробаты, веселящие всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках. В синем – А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука). Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д. Можно сделать своеобразную зарядку: пропеть песенку каждого шута и попробовать изобразить букву так, как это делает акробат на картинке. Буквы соединяются в слоги – поем песенки вместе с буквами Освоив буквы, можно приступать к слиянию их в слоги. Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый. Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) загорается огонек (появляется «звездочка запрета»). Например, если ребенок составит слог ШЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка. Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД. Игра «Читайка» Когда ребенок только учится читать – книжки, даже с самыми короткими предложениями, ему еще читать трудновато. «Читайка» поможет прочесть слова, которые ребенок сам же и сконструирует. Начнет он с простых слов, состоящих из двух-трех букв, а закончит уже словами из шести букв! В состав игры входят четыре игровых квадрата разной степени сложности. Вам нужно будет вырезать квадраты по контуру и согнуть уголки по белым пунктирным линиям. Чтобы «Читайка» служила дольше, покройте ее тонкой прозрачной пленкой. В центре каждого большого квадрата находятся четыре маленьких разноцветных квадратика – это области чтения (всего их на каждом листе восемь – по четыре с каждой стороны). Внутри квадратиков на шариках написаны слоги и буквы, которые соединяются в слова. Прочли слова, согнули уголок – и появилось новое. Например, УЖ может превратиться в УС, в НОС и в НОЖ. С «Читайкой» можно организовать множество игр. Это поиск шариков с одинаковыми буквами и слияниями, поиск групп слов по обобщающему слову. Например, на первом квадрате в «Читайке» есть слова, обозначающие части тела (бок, нос, ус), на втором – имена (Боря, Саша, Леша, Липа, Лиза, Лев) и т. д. Игра не только тренирует навыки чтения, но и помогает малышу выучиться звуко-буквенному анализу: различение звонких, глухих согласных звуков, деление слов на слоги и произвольные части, слоговое чтение, конструирование и чтение слов. Конструктор букв Эта игра позволяет из семи видов элементов сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на игровом поле эластичным шнуром (пришнуровывать), можно выкладывать на столе. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О. Конструктор букв «Игровизор» и «Лабиринты слов» «Игровизор» – это название целой серии игр. «Игровизор» выглядит как папка, на верхнем прозрачном листе которой можно рисовать фломастером. Если малыш ошибся, нарисовал что-то не так, это можно легко стереть салфеткой. «Игровизор» позволяет избавиться от многочисленных раскрасок, прописей, книжек с заданиями. В комплект с «Игровизором» входят разнообразные приложения. Для обучения чтению нам понадобится приложение «Лабиринты слов». Под прозрачную пленку подкладываются обучающие лабиринты. На каждую букву есть свой лабиринт. «Гуляя» маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, собирает их, составляет из них слова. Неправильный путь в лабиринте можно просто стереть и проложить новый. Коврограф В комплект входят веревочки и коврик, к которому они прилипают. С этими нехитрыми приспособлениями можно играть во множество игр. Можно просто выкладывать буквы и слова. Но это будет не в духе методики Воскобовича. Лучше рассказать малышу сказку. Например, такую:
Вот в таком духе можно придумать сказки про все буквы. Шнур-грамотей Игра состоит из деревянного макета яблони (снеговика, ромашки, парусника). На макете большими буквами написано слово. Например, ЯБЛОНЬКА. Около каждой буквы есть металлическая кнопка с дырочкой. В серединке звездочка с такой же кнопочкой. Звездочка будет заменять любую букву алфавита. К игре прилагается шнурок. Варианты шнура-грамотея Двух-трехлетние малыши просто продевают шнурок сквозь отверстия, закручивают его вокруг кнопок. Шнурочек двигается от буквы к букве и получается слог или некое, путь даже и несуществующее, слово. Это только тренировка, узнавание букв, умение просто складывать их вместе. Более взрослые дети уже читают «написанные» взрослыми слова, придумывают с помощью взрослых свои слова и «пишут» их. Игр с веревочкой масса. Можно «писать» слова на заданную тему, а можно попробовать «написать» слово с закрытыми глазами. Используя буквы слова «яблонька» и одну букву на выбор (отверстие-звездочка) можно написать более 200 слов. Надоела «яблонька», берем игру с другими буквами: «Ромашка», «Парусник», «Снеговик». Игра, помимо тренировки навыка чтения, прекрасно развивают мелкую моторику, координацию «глаз – рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИГР В0СК0Б0ВИЧА Методика относится к слоговым. О ее плюсах и минусах вы можете прочесть в разделе, посвященном методике Зайцева. Не будем повторяться. Что же хочется сказать конкретно об играх Воскобовича? Вряд ли найдется ребенок, которому они совсем не понравятся. Все игры насколько многофункциональны, что малыш обязательно придумает интересную игру с ними, пусть даже и не связанную с чтением. По причине своей многофункциональности игра долго не надоест ребенку, а родитель сможет придумывать все новые и новые варианты (а значит, развивать все новые качества, навыки). Любое пособие имеет несколько уровней сложности и подойдет и трехлетке, и дошкольнику, а иногда даже младшекласснику. Это тоже безусловный плюс. Не надо загромождать свой дом бесконечными развивающими игрушками. За плюсами, как всегда, кроется и минус. Игрушки Воскобовича невозможно сделать самим (ну, только если вы не какой-нибудь уникальный народный умелец). Все игрушки вам придется купить в магазине. А они ох какие недешевы! К примеру, только игра «Теремки» – наше основное пособие для обучения чтению – стоит порядка двух тысяч рублей. Не каждая семья сможет себе позволить. Так же хорошо бы купить книжку Воскобовича, где он подробно описывает возможные игры, приводит примеры методических сказок. Опять расходы! МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
|
||