|
||||
|
Глава 9 ОБЗОР НЕКОТОРЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, ОБУЧАЮЩИХ ЧТЕНИЮ Обычно родители против того, чтобы дети с малых лет просиживали днями напролет за компьютером. Дескать, и вредно это, и для развития не очень полезно. Однако как бывает хорошо, когда любимое чадо и делом занято, и одновременно изучает что-то новое. Обучающие программы – это и польза, и развлечение. Малыш с удовольствием поиграет с героями мультиков, а заодно выучит буквы и научится читать. Это идеальный вариант обучения: не нужно заставлять, не нужно самим вникать в различные методики, рискуя ошибиться, не нужно приглашать репетиторов. Правда, такая идиллия наступит лишь в одном случае: если вы выберете правильную, подходящую вашему ребенку программу. И к счастью, и к сожалению, рынок переполнен компьютерными обучалками. Среди них есть и великолепные, грамотно методически выстроенные программы, но есть и настоящий «мусор», который ничего, кроме нагрузки на здоровье, не принесет. ВЫБИРАЕ ИДЕАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ Совершим небольшое путешествие по компьютерным программам, обучающим чтению. Для этого выберем самые популярные программы: те, которые чаще покупают, обсуждают, хвалят и ругают мамы и папы. Вы найдете информацию о том, как устроена программа, какие игры и задания содержит, ну и конечно, какие у нее есть недостатки. Обратите внимание, последнее весьма субъективно. Для кого-то отсутствие сказочных мультгероев в программе – недостаток (ребенку будут скучно), а для другого – достоинство (не отвлекает от обучения). Все дети разные, и только вы сможете определить, что нужно именно вашему малышу. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА ОТ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ Описание программы Изготовители заявляют, что «Веселая азбука» – это «интерактивные мультфильмы-уроки для детей». Программа представляет собой мультик. Главный персонаж – заяц. Малышу предлагается выполнить разные задания зайчика. Структура программы – строго линейная: от букв к слогам, словам и предложениям. Кое-где есть три уровня сложности. Игры и задания На первом этапе малыша подготавливают к встрече с буквами. Предлагается выполнять разные несложные задания типа: «Найди предмет, который может говорить или звучать». Или: «Найди на большой картинке предметы, нарисованные на маленькой картинке». Слева будет нарисована скакалка, а справа – четыре картинки с зайцем в разном окружении. На одной из этих картинок заяц скачет на скакалке. Конечно, никакого отношения к чтению эти задания не имеют, просто развивают внимательность, способность анализировать. На втором этапе появляется интерактивная азбука. На экране все буквы. При выборе буквы она произносится и показывается картинка со словом, начинающимся с этой буквы. Отдельная игра посвящена образованию слияний. Сначала, как водится, мультик: заяц-фокусник приближает М к У, молния, гром, получается МУ. Очень наглядно и легко запоминается. Затем несколько интерактивных игр, в которых ребенок потренируется составлять слоги, слова. Например, даны две банки, в каждой – несколько букв, в зависимости от уровня сложности. Заяц просит составить определенные слоги. Надо выбрать по букве из каждой банки. Составленные слоги «заговорят» КУ – закудахчет курица, АВ – залает собака, УХ – закричит филин и т. п. В следующей игре нужно уже составлять слова. На картинке нарисовано несколько гирь, на каждой буква. Нужно расставить их так, чтобы получилось заданное слово. И наконец, последний этап – составление предложений из слов. Дан набор слов, и ребенок должен составить их в предложение. Читать предложение не обязательно, слова прочитываются сами, если на них указать мышкой. Предполагается, что ребенок к этому этапу уже научится читать про себя. Недостатки программы 1. На этапе чтения букв программа произносит их, как в алфавите: БЭ, ЭЛ, ЭМ. А значит, вам придется объяснить малышу разницу между звуком и буквой самостоятельно, иначе он не сможет начать читать, не сможет правильно образовывать слияния букв. 2. Перейти на следующий этап, минуя предыдущий, невозможно. Внутри уровня вы также не можете пропустить какие-то этапы, хочешь не хочешь, а придется отыграть все ситуации. Можно вернуться только на предыдущий этап и посмотреть все с начала. Это же касается и коротеньких мультиков, предваряющих задания. Попустить их тоже нельзя, вот и придется смотреть и в первый раз, и в двадцатый, то есть ровно столько раз, сколько вы будете запускать программу. 3. Сложность уровня заключается лишь в количестве предлагаемых заданий, а не в их содержании. Например, выбрать правильную карточку из четырех или из двух, составить три слога или десять. 4. Набор предлагаемых слогов и слов в программе очень ограничен. Не более десятка. При втором, третьем просмотре все повторяется. Поэтому долго играть в такую игру ребенку будет скучно, да и бесполезно, он просто выучит правильные ответы. Поймет ли малыш при этом принцип слияния и чтения слогов – неясно. 5. Сложность слогов очень разная, и даны они вперемежку: и открытые, и закрытые, и из двух букв, и из трех. Так что поначалу вам придется помогать ребенку с трудными слогами. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА Описание программы Еще одна обучалка с таким же названием, но выпущенная фирмой «Руссобит-М». Очень напоминает своего одноименного собрата. Игра-мультик. Главный герой опять заяц. Но у этой программы есть сквозной сюжет: папа Заяц подарил Зайчишке его первую книгу – «Веселую азбуку», а ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Непростая задача предстоит Зайчонку – вернуть все буквы обратно в азбуку. Помогать ему будет мудрый учитель – Филин. Все картинки в программе «живые». На каждом новом экране, пощелкав мышкой в разных местах, можно обнаружить много неожиданностей: из грибка вылезает червячок, ворона каркает, медведь рычит, жабы квакают, обезьянка срывает и съедает банан. Есть и несколько заданий на ловкость, не всегда имеющих отношение к азбуке. Надо перепрыгнуть по кочкам на другую сторону озера. Поймать все грибы, которые бросают то ворона, то белка, ловить пузыри с буквами, которые называет Филин. У программы несколько уровней. Уровень определяется количеством изученных букв. Но можно войти сразу на нужный уровень. Программа рекомендуется с пяти лет. Игры и задания Сначала изучаем буквы. Зайчишка вместе со своим учителем – Филином – находят буквы в лесу, болоте, доме лесника, реке, озере. Найденная буква озвучивается. Называются не названия букв, а звуки, им соответствующие. Это большой плюс. По ходу дела Филин рассказывает также про звуки и буквы: большие и маленькие буквы, гласные и согласные, глухие и звонкие звуки и т. д. Далее для каждого звука демонстрируются слова, в которых присутствует данный звук. Также объясняется, какой это звук: гласный или согласный, звонкий или глухой, приводятся примеры: «Звук М может быть твердым или мягким. В слове МАК он твердый. Вот послушай: М-М-МАК. А в слове МЁД – мягкий: М-М-МЁД». Периодически разные персонажи будут давать ребенку задания: «Найди слово, начинающееся на звук "п"», «Выбери букву, на которую начинается слово „удочка“» и т. д. Непосредственно от первых звуков сразу идет переход к слогам и словам. Каждая группа букв заканчивается упражнениями. Слоги и слова с изученными буквами подсвечиваются и читаются диктором. Ребенок повторяет: «ам-ар-ма-ра», «ум-ур-му-ру» и т. д. Недостатки программы 1. Не все появляющиеся по ходу игры картинки привязаны к сюжету. Например, лесную поляну пересекает танк, по реке плывет подводная лодка, а в траве открывается бункер с ракетами. С одной стороны, это оживляет действие, а с другой – очень отвлекает ребенка от работы. Ведь он не только играет, но и учится читать. 2. Упражнения в конце уровня без изысков. Напоминают школьный букварь. А развлекательных игр по ходу дела не так уж и много. 3. Дается сразу много сложного материала. Для малыша, который только начал учить буквы, осмыслить все это – работа непосильная. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ВОЛШЕБНЫЙ БУКВАРЬ Описание программы Программа изготовлена московской фирмой «Акелла». В программе использована концепция «чтение через письмо», то есть печатаем буквы и параллельно учимся их читать. Ребенок оказывается в сказке, где его встретит сказочный герой – тролль, который будет предлагать ему разные задания или помогать в игре. Программа предполагает два режима: режим обучения и свободный. В режиме обучения ребенку предлагается выполнить те или иные задания, которые помогут ему научиться читать. Задания пропускать нельзя – пока не выполнишь, не перейдешь на следующий уровень. Имеются несколько уровней сложности. В свободном режиме ребенок может писать любые слова и буквы, которые ему захочется. Игры и задания Режим обучения Самый простой уровень – знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова со все более сложным правописанием. Выбирать можно из девяти игр. Например, на экране рассыпаны буквы, и тролль просит выбрать одну. Правильно выбранную букву надо обвести мышкой. Можно собрать слово из пазлов (каждая буква из двух частей), поймать нужных попугайчиков в нужном порядке, чтобы сложилось слово. Еще есть ежик, которому нужно выбрать дорожку, чтобы собралось слово, и змейка, которая должна проползти и съесть слово по буквам. По ходу этих игр вслух произносятся названия букв. Если задание выполнено, то ребенку прочитают слово и покажут красочную фотографию или картинку, на которой есть это слово. Свободный режим Можно набрать любое слово. Программа его прочитает. Буквы и слоги при этом оживают. Чтение идет по слогам, даже можно сказать по складам, как это принято в методике Зайцева. Затем слово читается целиком и демонстрируется соответствующая картинка. На одно и то же слово программа может показать разные картинки. Иногда показываются картинки с предложением, включающим данное слово. Слово выделяется. Сразу после слова программа автоматически переходит к играм (это все те же игры из несвободного варианта) с этим словом или с другим, если набранное слово не заложено в память машины. Миновать игру не удастся, к сожалению, просто набирать слова пока не надоест (что детки очень любят) нельзя. Недостатки программы 1. Некоторые задания технически чересчур сложны. Например, обвести букву мышкой даже взрослому человеку будет сложно. Тут нужны хорошая моторика и опыт работы с мышкой. Ребенок может расстроиться: буква выбрана правильно, а задание не выполнено. 2. Во всех играх тролль произносит букву, так как она написана в алфавите. В свободном варианте, если программа не знает слова, то она «читает» его по буквам, также называя не звуки, а названия букв. При этом не заложены очень популярные слова. Например, слово «баба» машина не знает и «читает» его как «бэ-а-бэ-а». Ребенок может запутаться, ведь его учат читать совсем по-другому. 3. Нельзя набрать слово больше чем из шести букв. Поэтому понятные и близкие ребенку слова «бабушка», «дедушка» и многие другие просто не помещаются в предложенные рамки. Машина также не может прочесть имена. 4. Не на все слова, которые заложены в память машины и правильно читаются, есть картинки. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
AZBUKA PRO Проект Azbuka Pro начинался в мае 2004 года и изначально предназначался для обучения одной маленькой девочки Даши – дочери Андрея Кравцова. Время шло, программа обрастала новыми возможностями, и вскоре изобретательный папа решил, что она может помочь и другим детям. К файлам добавилось описание, и в августе 2004 года появился первый публичный релиз. Описание программы Программа – говорящая русская азбука – предназначена для детей от трех до семи лет. Обучение происходит в игровой форме и начинается с самых основ: изучаем русский алфавит, слоги, составляем слова из слогов и букв и, наконец, учимся читать. Программа предполагает пользовательский режим, который позволяет подогнать многие параметры по своему вкусу. Так, можно выбрать, мужским или женским голосом будут читаться буквы и слова, каким цветом будут закрашены буквы и как они будут выглядеть. Количество упражнения за урок и их характер тоже можно настроить: есть опции случайного выбора упражнений либо последовательного циклического перебора всех упражнений, можно задать количество повторов для каждого упражнения (от одного до трех). И даже слова и картинки можно менять. Слова и стихи берутся из списка, который хранится во внешнем файле «азбука.txt». Этот список можно дополнять. Картинки хранятся в папке Picture (не забудьте положить туда свои фотографии для слов «папа», «мама», «деда», «баба»). Картинки можно класть в формате jpeg или gif. Папе и маме будет легко проверить свое чадо. Программа ведет статистику количества сделанных упражнений и нажатий на буквы. Малыш позанимался, вы открыли статистику и увидели, какие упражнения сделаны, что вызвало трудности, а где было легко. А малыш будет стараться сделать все правильно, ведь за хорошо выполненное задание программа обязательно похвалит его. Как получить программу Azbuka Pro условно-бесплатная программа. Вы скачиваете бесплатную демоверсию. Смотрите, играете. Если программа вас устраивает, входите в меню «Помощь» в этой программе и выбираете опцию «Зарегистрироваться». Вписываете свое имя и отсылаете разработчику. Одновременно оплачиваете стоимость регистрации – 250 руб. (или 10 $) не считая услуг банка. Адрес сайта: http://azbuka-pro.ru. Оплатить регистрацию можно через систему интернет-деньги, по пластиковой карте или банковским переводом. Как только разработчик получает уведомление об оплате, вам высылается ключ. Теперь программа зарегистрирована. В бесплатной версии будут недоступны следующие функции: • сохранение настроек программы; • режим пользовательского набора; • режим ввода букв/слов с проговариванием; • слоги из двух и трех букв; • панель со словами; • режим «Умные кубики»; • режимы «Слова» и «Стихи»; • числа от 10 до 20; • английский алфавит; • римские числа; • обучение цветам; • режим «Точки вместо чисел» для обучения счету; • режимы выбора наклонного шрифта, рукописного и шрифта без засечек; • режимы «Подсказки» и «Суперподсказки»; • режимы случайного и циклического выбора игр; • не записывается статистика. Сначала вам дадут поиграть со всеми вышеперечисленными функциями – попробовать их. Но через некоторое время останется только основной – минимальный набор. Игры и упражнения Алфавит На экране карточки. Нажимаем на карточку, она переворачивается, и появляется буква. Произносится звук, и карточка закрывается. У каждой карточки есть пара, и задача ребенка – ее найти. Так не только учатся буквы, но и тренируется внимательность. Есть карточки с большими и маленькими буквами (родитель сам выберет в меню, какие поставить), карточки с цифрами, английским алфавитом, цветами. Изучая алфавит, вы можете выбрать карточки с гласными или согласными. После того как буквы будут освоены, можно выбирать карточки со слогами (двух– и трехбуквенными). Для самых маленьких есть возможность включить в меню опцию «Подсказка» – тогда при первом открытии буквы будет высвечиваться ее пара. Умные кубики (чем-то похожи на кубики Зайцева). На экране несколько кубиков со слогами. Нажимаете на кубик – слог произносится. При этом на экране остаются только те кубики-слоги, которые могут дополнить первый до слова. Нажимаем следующий слог – и снова набор меняется. Так ребенок сам потихоньку составляет слова, причем слова составляются всегда. Получилось слово, и на экран выводится картинка, которая помогает ребенку «домыслить», какое именно слово написано. Если в углу картинки нарисован микрофон, то она «заговорит». При щелчке по слову оно проговаривается по слогам, с подчеркиванием текущего слога, как в караоке. Печать. Позволяет писать буквы/слова/предложения с клавиатуры с последующим проговариванием слов по слогам. Можно включить выделение вводимых слов по слогам и показ возможных вариантов слов, которые меняются по мере набора. Для самых маленьких есть режим ввода с картинками. Чтение. На экране появляются слова. Программа читает их по слогам, при этом читаемый слог подчеркивается, как в караоке. Можно читать не только слова, но и стишки. Угадайка. На экране три картинки, под ними подпись. Нужно прочесть ее и указать на картинку, к которой она подходит. Недостатки программы 1. Рекомендуется работа с программой через наушники. При прослушивании через усилитель невозможно различить некоторые звуки, например «ш» и «щ». Но это скорее несовершенство техники, а не программы. 2. Игр не так много, и они очень простые. Первые пару недель на ура, а потом могут и надоесть. 3. У этой программы нет красочной графики и сказочных героев. Все предельно просто и строго. Поэтому совсем маленького ребенка вы вряд ли завлечете – ему будет скучно просто смотреть на буквы. Уже читающему ребенку она тоже не подойдет. Программа рассчитана на получение именно начальных навыков чтения. Никаких развивающих языковое чутье и тренирующих грамотность игр в ней нет. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
сшеуСделано все просто и доступно, ребенок на самом деле легко может выучить буквы. Программа стала для меня настоящим открытием. Оказывается, моя Катя на самом деле отлично знает весь алфавит, просто предпочитает это скрывать. А тут вот не удержалась, так ей хотелось, чтобы «дядя» из программы ее похвалил. МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА УЧИТСЯ ЧИТАТЬ Описание программы Вы, конечно, хотите, чтобы ваш малыш как можно быстрее выучил буквы и начал читать книжки. Читать ребенок научится обязательно. А вот полюбит ли он книги или предпочтет им телевизор – это уже зависит от того, как его учили чтению. Маленькая Баба-яга постарается приобщить ребенка к чтению. Диск годится и для малышей, которые только начинают учить буквы, и для тех, кто уже читает свои первые книжки. Ведь обучение строится на базе занимательных игр, которые сопровождаются красочной мультипликацией и анимацией. Игры озвучены известными актерами. Можно сказать, что перед нами не только обучающая программа, но и полноценный мультфильм. Запускаем игру в первый раз и сразу оказываемся в гуще детективных событий: вредная Баба-яга украла почти все буквы, оставив нас без алфавита. Малышу придется одолеть глупую бабку и вернуть все буквы обратно. Конечно, у него будет верный помощник – маленький мышонок. Все игры основаны на методике опережающего обучения, то есть у каждой игры есть несколько уровней освоения. Сначала просто смотрим, слушаем, потом незаметно начинаем выполнять отдельные задания, затем проходим игру до конца. Так, постепенно, ребенка подводят к овладению навыком чтения. А в конце игры тех, кто с успехом выполнит все задания, ждет награда. Игры и упражнения Программа поделена на три ступени. Букварик: изучаем буквы алфавита. Помогает нам в этом деле Баба-яга. Щелкаете мышкой на букву, а Яга читает про нее веселый стишок. Слогарик: мудрый Ворон просит собрать слог из букв, которые лежат на полке. Хватаем буквы и тащим их на доску. В случае правильного ответа из сундучка раздается веселый звук. Карта с заданиями (мини-играми). Играть можно в любой последовательности. Не заставляйте малыша закончить одну игру, чтобы перейти к следующей. Пусть он пробует, ошибается, смотрит на реакцию помогающих ему зверушек, слушает забавные стихи. Расскажем о некоторых играх. Игра «Муравей» Игра на сопоставление звуков и букв. Бедняжка муравей оказался в лабиринте. Нужно помочь ему. На каждой развилке муравья (а вместе с ним и вашего малыша) ожидают две буквы и картинка. Правильную дорогу указывает буква, на которую начинается название предмета на картинке. Если ребенок ошибся, гаснет свечка (всего пять свечей). Если погасла последняя свеча, муравей остается в темноте, и нужно начинать все сначала. В игре есть подсказка. Если навести курсор на картинку, мышка-помощница произнесет его название. Игра «Ворон-трубач» На начальном этапе обучения грамоте малыши часто пишут буквы в обратную сторону. Игра тренирует навык правильного написания букв. Ворон решил поиграть на трубе. Из трубы вылетают буквы, написанные правильно и в обратную сторону. Нужно перевернуть все неправильные буквы, щелкнув по ним мышкой. Щелчок по правильно написанной букве считается ошибкой. Всего можно сделать только семь ошибок. Игра «Лягушки-хохотушки» Игра способствует общему развитию ребенка. Приучает внимательно слушать фразу и понимать ее смысл. Мишутке нужно перебраться через болото. Путь подскажут лягушки, если правильно ответить на их вопросы. Малыш должен слушать очень внимательно, ведь хитрые лягушки будут сбивать его с толку обманными рифмами. Ответы написаны на кочках. Прослушав вопрос, нужно щелкнуть мышью по кочке с ответом. Ошибиться можно лишь пять раз. Игра «Кот в избушке» Эта игра-головоломка развивает сообразительность и память. А кроме того, помогает запомнить написание букв. В окне избушки – буква, разрезанная на четыре части, причем каждая часть повернута. Нужно так развернуть четвертушки, чтобы в окошке получилась целая буква. Всего нужно восстановить восемь букв. Подсказка: буква, которую нужно собрать, произносится мышкой-помощницей. Недостатки программы 1. Задания довольно сложные. Маленькому, не знакомому с буквами ребенку их не осилить. Основная масса игр предназначена для знающего буквы и умеющего немного читать ребенка. 2. Невозможно отключить музыкальный фон. В некоторых заданиях это очень мешает, потому что не слышны слова, которые надо составлять. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ГОВОРЯЩАЯ АЗБУКА «ЗНАТОК» Описание программы Эта игра подойдет тем, кто еще не обзавелся компьютером или не хочет подпускать чадо к своей любимой игрушке. Говорящая азбука – это небольшой электронный плакат, работающий от трех батареек AAA (уже включены в комплект). На плакате помещен весь алфавит, рядом с каждой буквой дана картинка и кнопка. Нажимаем на кнопку – буква произносится. Плакат можно разместить на стене на уроне глаз ребенка, а можно просто положить на стол. И все! Азбука освободит родителей от бесконечного повторения названий букв. Она все сделает сама: познакомит с буквами, проведет экзамен и даже похвалит за успешное выполнение задания. У программы несколько режимов работы: изучение букв, игры, экзамен. Можно регулировать громкость звука, чтобы занятия ребенка не мешали окружающим. А еще мудрая электронная азбука умеет экономить батарейки – отключается, если малыш перестает с ней играть. Игры и упражнения В основном режиме изучения букв электронная азбука будет проговаривать для малыша название буквы столько раз, сколько потребуется – для этого просто нужно нажимать на кнопочку под буквой. В режиме «Игра» азбука будет спрашивать малыша, с какой буквы начинается название того или иного животного. А ребенок будет нажимать на кнопочку под нужной буквой. А чтобы проверить, запомнил ли ребенок, как пишутся буквы, нужно нажать на кнопку «Экзамен» – после чего азбука попросит найти ту или иную букву на плакате. Если малыш справится с заданием, говорящая азбука похвалит его. Недостатки программы 1. В первом варианте азбуки произносятся названия букв, а не звуки. Будьте внимательны, выбирая игру. 2. Количество заданий ограниченно – всего три. 3. Азбука не учит складывать буквы в слоги. Так что малыш только выучит названия букв. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОМПЬЮТЕР: НАУЧИТ ИЛИ НАВРЕДИТ? Итак, вы убедились, что компьютерных обучающих программ много. У каждой есть недостатки, но есть и неоспоримые достоинства. И самое главное – детям очень нравится играть с умной машиной. Да и родителям удобно – купил, поставил – и отдыхай, а ребенок будет учиться. И учиться с удовольствием, вам не придется заставлять сесть за игру, так, как это приходится порой делать с книгой. А значит, волей-неволей малыш будет запоминать буквы, учиться читать. Но возникает вполне резонный вопрос: а не вредно ли маленькому ребенку просиживать часы за компьютером, пусть даже и с образовательными целями? Давайте поговорим о плюсах и минусах обучения за компьютером. Минусы обучения за компьютером 1. Это вредно для глаз. Глядя в компьютер, ребенок напрягает мышцы глаз (которые фокусируют хрусталик на близкое расстояние), оставляя их в таком положении на неопределенно долгое время. Это все равно что оттянуть носок или напрячь бицепс – и застыть так на час-другой. Конечно, многое зависит от наследственной предрасположенности и условий, в которых ребенок читает, делает уроки и смотрит телевизор. Но на практике нередки случаи, когда именно компьютер становится причиной того, что ребенок теряет по диоптрии за одну учебную четверть. 2. Компьютер вреден для осанки, нарушает кровообращение. Если долго неподвижно сидеть перед экраном в неудобной позе, затекают мышцы, нарушается кровообращение в шейном отделе позвоночника, что влечет за собой изменения в кровоснабжении мозга. 3. Компьютерные игры и обучающие программы оказывают негативное действие на нервную систему. Ребенок слишком перевозбуждается. Любая программа или игра переполнена яркими образами, события очень быстро сменяют друг друга. А значит, задействованы все органы чувств, информация льется непрерывным потоком, переработать ее маленький игрок не успевает. У маленького ребенка процессы возбуждения и так преобладают над торможением, а тут такая дополнительная нагрузка. Малыши могут становиться нервными, плаксивыми, ухудшается память, внимание, расстраивается сон. 4. Существует мнение, что компьютер создает вредное электромагнитное поле, которое провоцирует различные заболевания, в том числе и злокачественные опухоли. Этот факт не доказан научно, но и не опровергнут. 5. Компьютер вызывает зависимость, отдаляет ребенка от семьи, мешает нормальному общению. Конечно, сам по себе железный ящик на это не способен. Но компьютер ярче проявляет все проблемы воспитания и окружения. Если есть какие-то трудности в общении, то вероятнее всего, что ребенок предпочтет реальным друзьям железяку. ПЛЮСЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Ребенок, не освоивший общения с компьютером, рискует безнадежно отстать. В современном мире компьютер становится основным средством получения информации. Детские игровые и познавательные программы с успехом соперничают с энциклопедиями: ведь можно не только прочитать, почему самолет летает, а пчела жужжит, но и живьем побывать, например, в тропическом лесу или в кабине самолета. 2. Компьютер развивает. Игры и программы способствуют повышению интеллектуального уровня и самооценки ребенка, развивают его память и речь. Специальные тесты показали, что, к примеру, у современных пилотов, выросших на компьютерных играх и прошедших подготовку на имитаторах, скорость реакции значительно выше, чем у летчиков предыдущих поколений. 3. Компьютер воспитывает ответственность. Игра не только обучает или развлекает, но требует принимать самостоятельные решения и сразу показывает их следствие. Техника безопасного обучения Тем, кто выбрал обучение с помощью компьютера, советуем соблюдать следующие правила. Они помогут свести вредное воздействие к минимуму. 1. За компьютер – не раньше трех лет. Сначала ребенок должен освоиться в обычном мире. Малышам, конечно, интересно наблюдать за играми и работой старших и хочется самим что-нибудь нажать и посмотреть, что получится. Возможно даже, ребенок чему-нибудь да научится. Но все же объем необходимых в этом возрасте знаний он получит и без компьютера. 2. Играем не больше 20 минут. Российские ученые установили: через 20 минут работы на компьютере признаки утомления (и общего, и зрительного) у дошкольников становятся ярко выраженными, даже если они сами уверяют, что не устали. Это время – предельное. Дети постарше могут оставаться за компьютером несколько дольше, хотя перерывы обязательны и для них. Близоруким детям и тем, у кого близоруки оба родителя, следует еще сократить время работы за компьютером. 3. Выбираем хороший монитор. Чем больше размер монитора, тем легче глазам (самые «вредные» мониторы кинескопического типа с частотой 50-60 Гц). 4. Дети, которым назначены очки для чтения, должны их надевать при работе на компьютере. 5. Клавиатура должна быть расположена на выдвижной панели, чтобы ребенок не сидел с приподнятыми руками и плечами (в этом случае кровоснабжение в шейном отделе позвоночника будет нарушено). 6. Стул должен быть с регулятором высоты. Расстояние от глаз до монитора – 50-60 см. Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз. 7. Не следует располагать источник света за спиной у ребенка. Уменьшить количество раздражающих бликов на экране могут очковые линзы с антирефлексным покрытием. 8. Следим за поведением малыша. Если ребенок, сидя за компьютером, становится излишне эмоциональным: кричит, хохочет, спорит с персонажами игры, забирается с ногами на стул, – он устал. Его общение с машиной пора прекращать. Ну а если ребенок начал жаловаться, что он после компьютера не видит «резко» вдаль или стал плохо видеть, ведите его к врачу. 9. Не оставляйте ребенка один на один с компьютером. Малыш, который осваивает компьютер без помощи взрослых, может начать бессмысленно тратить время на бесполезные программы. Здесь важно не забывать, что компьютер не нянька и не способ нейтрализовать ребенка, пока мама и папа заняты делом. 10. Если мы хотим, чтобы компьютер не только развлекал, но и приносил реальную пользу нашим детям, нам, взрослым, стоит самим проделать серьезную работу: почитать журналы, посвященные домашним компьютерам, развивающим программам, играм и Интернету, научиться в них ориентироваться и делать грамотный выбор. Надеемся, что краткий обзор компьютерных программ, с которым вы познакомились, поможет вам сделать правильный выбор. |
|
||