|
||||
|
Глава 4 Основные приготовления перед тем, как практиковать пранаяму Прежде чем приступать к практике пранаямы, нам следует освоиться с несколькими основными функциями, которые являются общими для всех вариаций пранаямы – к примеру, как надо сидеть и как дышать. В дополнение к этим двум условиям существует еще несколько других, с которыми также следует хорошо ознакомиться перед началом исполнения пранаямы, – это душевное предвидение, физическое состояние, место и время практики, одежда, питание. И, наконец, вот еще несколько необходимых советов. 4.1. Принципы сидячего положения Правильная позиция сидения имеет решающее значение для того, чтобы энергия праны могла беспрепятственно втекать в нас наряду с обычным дыхательным потоком и затем рассредоточиваться по всем частям нашего тела. Нормальная циркуляция крови переносит кислород (нормальный, обычный вид дыхания) по всему физическому телу. Но течение энергии праны – это функция очень тонкого восприятия, основанного на нашей нервной системе, древнее знание йога-шастры. Для исполнения этих аспектов основные функции принимает на себя наш позвоночный столб. Поэтому позвоночный столб во время сидения следует сознательно привести в вертикальное положение. В духовном плане эта форма создает ось «возвышенное – низменное» для связи космоса (Акаша) с Землей через наше метафизическое тело. Это удается, когда структура нашей спины сохраняется в абсолютно вертикальном положении по отношению к земле во всех четырех направлениях, ягодицы ровно лежат в одной плоскости, а плечи при этом должны образовывать горизонтальную линию. Голову следует держать слегка наклоненной вперед без отклонения вбок, а подбородок следует слегка обратить в сторону груди. Глаза спокойно прикрыты, взгляд опущен вниз и обращен внутрь без движения зрачков. Постепенно это приведет разум в состояние желаемого спокойствия и сосредоточения, необходимого для практики пранаямы. Голова в таком положении также допускает свободное течение дыхания. В таком положении головы следует обращать внимание на то, чтобы в области шеи не возникало напряжения или болевых ощущений, а гортань (Larynx) не испытывала давления. Руки держатся расслабленными на коленях, пальцы обеих рук соединены или тыльные стороны ладоней держатся раздельно друг от друга, каждая на своем колене, в зависимости от того, как удобнее практикующему. Безотносительно к способу сидения верхняя часть тела во всех вариациях исполнения пранаямы всегда должна держаться в вертикальном положении. Это имеет двойное воздействие. С одной стороны, вертикальное положение позвоночного столба обеспечивает оптимальные пространственные возможности для надувания живота и расширения грудной клетки, чтобы легкие функционировали наилучшим образом. С другой стороны, это обеспечивает нервным потокам свободный подход к спинному мозгу, чтобы нести чувствительные сигналы энергии праны в некоей наглядной форме. При этом процессе в нашем теле и разуме должна присутствовать невозмутимость без какой-либо поспешности, чтобы разум был направлен на восприятие. Теперь о способах сидения. Классический вариант -хорошо известная поза лотоса (см. рис. 13). Но для большинства людей западной культуры эта поза довольно сложна или даже невозможна, поскольку их суставы, в особенности все нижние конечности, недостаточно гибки для этой позы. К тому же они не приучены сидеть на полу. Исключение – те, кто обучен йоге и курсам медитации. Для разрешения вышеупомянутой проблемы существуют альтернативные варианты сидения. Так, рис. 14 показывает простой пример сидения, называемый Шукхасана – для тех, кто не может выполнить позу лотоса. Сидя на полу, поместите свою левую ступню под правое бедро, а правую ступню под левое бедро. При желании ступни можно также разместить в противоположной последовательности. Такая позиция сидения очень широко используется. Для более удобного исполнения позиции Шукхасаны можно разместить под ягодицами сложенный или скатанный коврик или средних размеров жесткую подушку таким образом, чтобы верхняя часть тела находилась в равновесии, как показано на рис. 15. Такой способ сидения снижает напряжение и растягивание мышц бедер, предохраняет от вывиха бедренных суставов. Сегодня этот метод очень широко используется во многих классах йоги. Рис. 13. Поза лотоса Рис. 14. Шукхасана Рис. 15. Сидение на свернутом коврике Рис. 16. Сидение на стульчике для медитации В качестве следующего способа сидения можно использовать так называемый медитативный стул, который широко распространен на Западе для медитативных целей в классах йоги, см. рис. 16. Однако следует принять меры предосторожности, чтобы стул обеспечивал устойчивость в процессе пранаямы. Другая возможность -сидеть на обычном стуле без подлокотников, но не на диване или чем-либо подобном. Правильная позиция сидения на стуле -когда между спиной и спинкой стула остается зазор, чтобы позвоночный столб удерживался свободным. Высота стула должна позволять, ступням удобно располагаться на полу, или, в случае коротких ног, следует использовать скамеечку для ног или другой подобный предмет. Ноги следует держать параллельно друг другу и вертикально. Можно также использовать обычный стул. В рассмотренных выше вариантах позиций сидеть следует на удобной плоскости, но твердой в основании. Люди с ограниченными физическими возможностями, использующие инвалидные коляски, могут оставаться в них и пытаться привести свой позвоночный столб в вышеупомянутое положение в той степени, в какой их состояние позволяет им это сделать. В данном варианте каждый по желанию может сделать для себя пранаяму доступной, если пожелает, если только никакие медицинские показания не противоречат этому. В самых крайних случаях пранаяма также может быть доступна человеку в позе Шавасана, как показано на рис. 24. У нас есть два тела, одно физическое, другое -ментальное. Для пранаямы ментальное тело более существенно -для того, чтобы сделать наше сознание созвучным энергии праны, протекающей через нас, даже если наше физическое тело не в самой лучшей форме. Рис. 17. Сидение на стуле Рис. 18. Сидение прямо с вертикальной опорой Для того чтобы наилучшим образом исполнять разъясненные здесь физические аспекты, необходима тренировка, в особенности в удержании позвоночного столба в вертикальном положении, и в особенности для тех, кто еще не присоединился к классам йоги. Сначала для тренировки спины можно сидеть вплотную к вертикальной стене или дверной панели и вплотную прижимать спину в вертикальном положении (плоско) к стене по всей ее длине, от ягодиц до плеч, см. рис. 18. Вначале будет ощущаться некоторая усталость и даже, возможно, некоторая боль в спине в течение короткого времени при сохранении указанной позиции. Но при тренировках и соблюдении дисциплины это состояние будет преодолено, и постепенно спина приспособится к более длительному сидению в вертикальном положении, по меньшей мере 20 минут или более, даже без опоры на стену. При сидении на полу коленные и голеностопные суставы следует тренировать частой переменой позиций и длительности пребывания в позах, с кратким отдыхом между ними, с постепенным нарастанием интервалов перемены положения ног. С течением времени все суставы постепенно обретут гибкость и привыкнут к более длительному сидению в такой позиции. 4.2. Принципы дыхания Для чтения этого параграфа будет очень полезно сначала просмотреть динамику дыхательного механизма. Там объясняются три характерные функции дыхания, движение ребер, грудины и диафрагмы. Одновременное действие этих трех движений является основой пранаямы, йоговского дыхания. Большинство из всех вариаций пранаямы выполняются посредством йоговского дыхания. Но поначалу невозможно осуществлять эти три одновременных движения без предварительной индивидуальной пошаговой практики. Поэтому перед освоением пранаямы рекомендуется обучиться постепенно вводить эти три функции, в одновременное действие в процессе периодов вдыхания и выдыхания. Для начала следует путем тренировки отработать боковое расширение ребер в процессе цикла вдыхания при помощи межреберных мышц, с предельным заполнением объема легких. Во вторую очередь следует отработать движение грудины вперед и вверх при том же дыхательном обучении. Затем следует отработка движения диафрагмы, подъем и опускание живота при соответственном дыхании. Когда все эта функции по отдельности хорошо натренированы, следующим шагом будет практика сведения всех трех форм воедино. Тренировка всегда должна проводиться в одной из сидячих позиций, как объяснено в предыдущем параграфе. При этом следует принять меры, чтобы все относящиеся к делу формы позиции оставались неизменными и в процессе тренировки не возникало никаких судорог и напряжений, это должно выполняться в расслабленном состоянии. Практика должна начинаться с выдыхания, и затем следуют ритмичные формы дыхательных циклов. При вдыхании и выдыхании следует обращать внимание на дыхательный поток, он должен оставаться совершенно плавным и непрерывным, без прерываний и особых усилий для достижения согласованности в процессе дыхания. Переключение с выдыхания на вдыхание и обратно должно быть плавным перекатом движения с некоторой паузой, которую мы неосознанно делаем и в обычном дыхательном цикле. В случае задержки дыхания, вариации, часто используемой в пранаяме, пауза между вдыханием и выдыханием удлиняется волевым усилием. Но прежде чем производить такую затянутую задержку дыхания, следует хорошо потренироваться в обычной форме дыхания, только с вдыханием и выдыханием. В противном случае для многих чуть более длительная задержка дыхания может оказаться до некоторой степени дискомфортной. Сначала потренируйте задержку дыхания после вдоха. Когда эта функция станет достаточно легкой для вас, попрактикуйте задержку дыхания в обратном варианте, между циклами выдоха и вдоха. При исполнении практики пранаямы необходимо также принимать во внимание следующие аспекты. Пранаяму не следует выполнять, когда тело и разум находятся в состоянии возбуждения. В таких случаях сначала важно отдохнуть на протяжении какого-то времени, слегка прикройте глаза и понаблюдайте за своим нынешним ритмом дыхания, заметьте, как этот ритм медленно меняется со сравнительно высокой скорости дыхательной последовательности к более спокойному ее течению. В процессе дыхания и прослушивания приятной, негромкой музыки наше сознание приходит в спокойное, гармоничное состояние. Это является практикой сосредоточения для успокоения в нервных ситуациях и возвращения присутствия разума из внешнего мира, с фокусировкой внимания снова на нашей внутренней жизни. Правильность дыхания по пранаяме открывает в нас все соответствующие каналы для втекания энергии праны в тонких формах для астрального (эфирного) очищения. И это способствует нашему духовному просвещению. 4.3. Внутреннее духовное зрение и подготовка Хотя практика пранаямы имеет дело с нашими дыхательными циклами, она не попадает в категорию каких-либо гимнастических упражнений, где дыхание выполняет пассивную функцию, как уже объяснялось в п. 1.7. Пранаяма – это активный процесс сознательной интеграции йоговского дыхания и наших мыслей в единую управляемую концепцию божественного восприятия. Дальнейшей концепцией такого дыхания является получение энергии праны при каждом вдохе, освобождение от эгоизма и неведения при каждом выдохе и осознание глубины энергии праны при каждом периоде задержки дыхания. Выдох также трансформирует энергию праны в форму направленной исцеляющей энергии. Во многих индуистских, христианских и других религиозных общинах подобное целительство регулярно практикуется. Для проявления этих концепций в процессе практики пранаямы мы поддерживаем в себе чувственное божественное представление об энергии праны. Наши афферентные нейроны переносят это наше представление через спинные нервы в область таламуса (зрительного бугра) в нашем мозгу (ЦНС). Здесь мы узнаем, что афферентные нейроны только передают сигналы от раздражителей в том виде, в каком они производятся нашими чувствами, без какого-либо разделения их по качеству (хорошие или плохие, созидательные или разрушительные). Поэтому нам следует четко осознавать глубину и качество побуждений своего разума. В связи с этим припомним, что наша симпатическая нервная система (СНС) побуждает нас повышать деятельность нашего сознания и содействовать большей способности к сосредоточению, чтобы качество восприятия стало более глубоким. Возвращаясь назад, к теме таламуса, следует отметить, что помимо него в нашем мозгу есть еще другая сопряженная область, называемая гипоталамусом. Но гипоталамус, будучи ответственным за другие функции нашего мозга, не имеет отношения к теме нашего разговора. Таламус выносит сигналы нашего чувственного представления (энергия праны) на сознательный уровень нашего мозга. Затем ответ сознания передается обратно (вниз) всему организму эфферентными нейронами. Таким образом, чем больше мы узнаем о наших чувствах в этой сфере, тем более мы осознаем как истинное присутствие энергии праны в нашем физическом и психическом естестве, что постепенно возвышает наши духовные способности. Чтобы лучше это понять, можно снова вернуться к п. 1.6. Таким образом, становится понятно, что наука физиология не может оставаться в стороне от концепций духовности. Скорее физиология дает дополнительную поддержку духовному знанию. Исходя из вышесказанного, мы можем осознать всю важность соблюдения поз в пранаяме, с тем чтобы нервные волокна могли лучше передавать наши ощущения в мозг и возвращать его команды обратно. Наш мозг – это место абсолютного и чистого сознания, высшего знания. В то же время наш разум должен стать свободным от всех внешних воздействий и создать состояние внутреннего покоя, сохраняя дух пробужденным, способным реагировать на божественную прану. Так что наш разум должен быть существенно готовым сознательно наблюдать за течением нашего дыхания. В нашей обычной жизни разум находится в беспокойном состоянии активности и ему не удается внутренне сосредоточиться. Таким образом, перед выполнением пранаямы необходимо привести разум в состояние успокоения. Это достигается посредством выполнения в течение какого-то времени хорошо известной шавасаны (см. рис. 24 в гл. 5). При этом мы сосредотачиваемся на слушании звука нашего обычного дыхательного цикла. Наблюдение за этим звуком дыхания – очень хорошая практика, дающая успокаивающий эффект нашей нервной системе. Для сохранения энергии праны требуется сбалансированное и очищенное дыхание, ненасильственное поведение и благоговение перед жизнью, любовь, положительные эмоции, свободное их проявление, говорит Дипак Чопра. Наконец, мы должны осознавать, что речь не идет о быстром успехе, что потребуются месяцы и годы искренней и благочестивой вовлеченности в практику пранаямы, и для того, чтобы достичь цели высшей идеи, попытайтесь избежать воздействия рассудка в процессе практики. Только тогда, и с божественным благословением, мы можем достичь абсолютного осознания тонкого блаженства праны в нас. Без этих понятий пранаяма не приведет нас к божественному умению, к которому мы стремимся. Поскольку большинство индивидуумов не могут достичь истинного самадхи, я использовал слова «божественное умение» в качестве тех ступеней развития, которые приведут к состоянию самадхи. 4.4. Физические условия Практика пранаямы не может быть благотворной, если наше физическое тело (а также разум) не пребывают в сбалансированном состоянии. Все отрицательные аспекты жизни, такие как недомогание при перелетах (астма, кашель, насморк и пр.), недостаток уверенности в себе и самодисциплины, агрессивность, а особенно лень, сонливость или усталость, или беспочвенное беспокойство, чрезмерная сексуальность и, превыше всего, привычка к курению, которое весьма существенно снижает объем легких, создают препятствия на пути пранаямы. Причинами, стоящими за всеми этими факторами, могут быть определенные индивидуальные особенности, или воздействие публикаций в средствах информации (ТВ, журналы и др.), или просто недостаток надлежащего руководства и образования. Все эти особенности противостоят гармоничному и сбалансированному функционированию нашего тела и разума. Таким образом, мы должны освободиться от всех этих отрицательных факторов или привести их под наш постоянный контроль, чтобы стать независимыми от этих воздействий и обеспечить себе возможности иметь чистое, достойное состояние своего тела и сознания. Нам следует связаться с сатсангой (йоговская община), чтобы нас окружала атмосфера поддержки и глубокого понимания. Практика хатха-йоги – наилучший способ сделать наше тело натренированным, приобрести спокойствие и желанную жизнеспособность для пранаямы, а также для достижения приятного расслабления. Это открывает нашу способность к глубокому проникновению в свою жизнь. Это придает эластичность к нашим суставам и мышцам и делает возможным контроль над регуляцией циркуляции крови. Эта практика избавляет нас от смятения и тревоги. В действительности хатха-йога и пранаяма составляют единое целое. Существует несколько институтов хатха-йоги, где можно изучать и практиковать различные йоговские асаны. Асаны учат нас контролировать все органы нашего тела и тем самым создают благоприятный эмоциональный фон в области нашего сознания. Поэтому рекомендуется выполнять асаны до и после пранаямы. Наконец, пищу следует принимать по меньшей мере за час до начала пранаямы. Для женщин нет оснований воздерживаться отданной практики во время менструаций или при беременности, за исключением некоторых форм пранаямы. В таком случае рекомендуется проконсультироваться с опытным наставником пранаямы, поскольку самостоятельное обучение по книгам может привести к нежелательным последствиям со здоровьем. Также достаточно распространено то, что некоторым типам дыхания беременных женщин обучают акушерки или гинекологи, которым следовало бы использовать практики пранаямы. 4.5. Место и время практики В некоторых странах, таких как Индия, пранаяма в сочетании с хахта-йогой выполняется главным образом под открытым небом – на берегу реки или на огороженном участке, где-нибудь в уединении, при почти полном отсутствии дождя, а если зимой, то не слишком суровой. При различных неблагоприятных погодных условиях пранаяма практикуется в помещении или под навесом. Практические занятия выполняются главным образом на заре, в ранние утренние часы при восходе солнца или при его заходе – чтобы избежать дневной жары. Практика пранаямы в часы утренней зари предпочтительнее во время восхода солнца, потому что солнце считается священным, несущим благоприятные предзнаменования, а космические вибрации в этот период – чрезвычайно тонкими, излучающими энергию праны, воздух в это время свеж и чист. Но применить все это в странах с холодным климатом просто невозможно. Там зимой солнце восходит в очень поздние часы, а летом – в очень ранние, и для большинства людей практиковать пранаяму в ранние утренние часы совершенно не подходит. Более того, западный стиль жизни понуждает людей по утрам выскакивать из постели и стремглав мчаться к месту работы, и эти часы стресса полны препятствующей сосредоточению суеты. Из всего вышесказанного следует, что люди должны подыскивать подходящее время и место для практики пранаямы и йоговских асан. Когда подходящее время и место установлены, их следует придерживаться раз и навсегда. Как только тело и разум в должное время настроены на занятие пранаямой, в нашем физическом и душевном комплексе представлений устанавливается естественный ритм, который отвечает за регулярную внутреннюю готовность к приему в себя энергии праны, и это состояние не должно нарушаться в часы практики. Жизнь по заведенному ритму создает в нас гармонию, и пренебрегать этим не следует. Если в определенных ситуациях – отпуск, социальные обязанности и тому подобное – регулярный ритм не может быть соблюден, прекратите практику на этот день или период отсутствия и продолжайте практиковаться снова в заведенные часы, когда обстоятельства будут позволять это. Таким образом, пранаямой не следует заниматься по принуждению. При выборе места для занятий пранаямой необходимо принять во внимание некоторые рекомендации. Всегда используйте одно и то же место. Место, избранное вами для практики, должно иметь спокойную атмосферу. Место или комната должны быть хорошо проветрены свежим воздухом по крайней мере за 10 минут до начала практических занятий. Если позволяет климат, окна следует держать открытыми в течение всего времени занятий. Создайте медитативную атмосферу в комнате посредством свечей и ладана. Ладан может вызвать зуд в горле, так что поместите его на некотором расстоянии или удалите перед тем, как приступить к практике. До или после часов, выбранных, для практических занятий, можно использовать медитативную музыку, потому что во время занятий должна быть полная тишина, без всяких отвлекающих факторов, чтобы поддерживать состояние сосредоточения на процессе дыхания. Но если кто-либо не способен обеспечить полную тишину, особенно в западном полушарии, тогда можно допустить какую-нибудь медитативную музыку, но очень тихим тоном и без ударных инструментов. Во всяком случае, никакая возбуждающая или будоражащая поп-музыка не должна использоваться по очевидным причинам. Фактически пранаяма -это своего рода молитвенное действо, а потому вокруг нас должна быть молитвенная атмосфера, когда мы занимаемся пранаямой. 4.6. Одежда Спортивная одежда наподобие трикотажного тренировочного костюма или свободная одежда, которая обычно используется для занятий в фитнесс-студиях или другими видами спорта, а также на занятиях йогой, также пригодна для практики пранаямы. Только нужно следить за тем, чтобы не было плотно прилегающих платьев или брюк на ремне, джинсов и тому подобного, а также ботинок. Далее – это уже личный опыт автора: во время занятий пранаямой можно накинуть на плечи легкую и средней ширины шаль, для того чтобы прикрыть тело. Это дает определенное ощущение внутреннего уюта и способствует созданию медитативного настроения. 4.7. Питание Для сохранения энергии праны очень важно подходящее питание (чистая вода, свежая пища). Помимо основной функции питания – поддержания жизни – через пищу мы получаем также энергию праны для постоянного улучшения наших физических и духовных качеств. В этом месте повествования можно опять освежить в памяти описание пяти элементов в разделе 3.2. Следовательно, необходимо уделять особое внимание естественному качеству пищи, которая сохраняет энергию праны, а также количеству питательных элементов в их композиции при приготовлении различных блюд и напитков. Тем самым мы постоянно будем иметь в виду тот факт, что как количество, так и качество пищи оказывают соответственное влияние на наше здоровье, темперамент и характер. Качество пищи и напитков зависит от того, насколько они чисты и натуральны, а также правильно ли сбалансированы такие элементы, как углеводы, жиры, витамины, белки, минеральные соли при составлении пищи. Рассуждая с точки зрения сознания и духовности, можно усмотреть наличие высшего разумного намерения при создании всех природных питательных элементов. Таким образом, лучший способ выбора своего питания – это поиск по возможности натуральных пищевых компонентов, без искусственной обработки, сохраняющие энергию праны. Определение нормы ежедневной порции пищи, твердой и жидкой, зависит от того, насколько правильно способен человек измерить требуемый баланс между поступающей в тело и выходящей из него в результате физических усилий энергией. Эта оценка производится после изучения основных биологических требований. Здесь полезно знать, что по большей части мы склонны следовать ошибочным привычкам питания, неверным стереотипам, усвоенным нами с детства. Эти привычки следует держать под нашим пристальным контролем, так чтобы постепенно могла развиваться способность относительно умерено питаться. Разумеется, в некоторых случаях – на вечеринках в связи с какими-то торжественными событиями, где потребление пищи превышает норму, – можно позволить себе исключение и наслаждаться ситуацией, не испытывая при этом раскаяния. В книгах регулярно публикуются статьи и эссе о методах умеренной диеты, этим же занимаются и многие еженедельные и ежемесячные журналы. В таких обстоятельствах становится чрезвычайно трудно провести грань между разнообразными рекомендациями диетологов, такими как сыроядение, питание биопродуктами, полезная или привлекательно оформленная пища, блюда и напитки, обогащенные витаминами. Выбор того или иного типа питания сугубо индивидуален. Каким бы ни был этот выбор, но этот поток публикаций действительно способствовал распространению и расширению знаний по теории питания среди большинства населения. Ответ на вопрос, что предпочтительнее: вегетарианская или невегетарианская кухня, вообще говоря, зависит от ряда обстоятельств: климата, личностных требований, социальных и религиозных традиций и, кроме того, от доступных географических источников большинства питательных элементов. Географические источники, за исключением таких отдаленных областей, как высокогорья Тибета, где доступно только мясо, не такая уж большая проблема, благодаря современной всемирной системе бизнеса и транспортным возможностям. С одной стороны, доступность и разнообразие еды стали очень обширными, но, с другой стороны, многим продуктам не хватает биологических и природных веществ. К тому же на Западе наблюдается явная тенденция к вегетарианству, хотя здесь мясные продукты являются одним из основных компонентов питания. Основываясь на приведенной выше информации, каждый может осознанно выбрать для себя подходящую форму питания, вегетарианскую или невегетарианскую, учитывая свои вкусовые привычки и особенности пищеварения. Питание не только поддерживает в нас жизнь, но и должно доставлять удовольствие. В любом случае не следует пренебрегать удовольствием, которое мы получаем от еды. Теория пранаямы рекомендует умеренное, естественное, приятное на вкус и по возможности вегетарианское питание, с учетом философии праны. Лучше варьировать свое питание, чем придерживаться односторонней диеты, за исключением случаев медицинских противопоказаний. Следует также отметить, что в течение интенсивной и длительной практики пранаямы пищевые привычки могут изменяться. 4.8. Советы и предостережения • С возрастом объем легких уменьшается, и стенка грудной клетки теряет эластичность (см. п. 1.2). Пожилой человек также может начинать практиковать пранаяму, что задержит процесс старения и поможет избавиться от ряда проблем медицинского характера. • Как уже говорилось в п. 1.4, обычно йоговское дыхание выполняется только через нос. Исключением являются некоторые практики пранаямы, использующие дыхание через рот. • Прежде чем приступать к пранаяме, убедитесь, что вам не нужно опорожнить мочевой пузырь и кишечник. • Не практикуйте пранаяму, если есть какие-либо признаки физических или умственных расстройств. Прекратите практику в случае каких-либо беспокоящих ощущений в любой части тела, в особенности в мозгу, и отдохните какое-то время в шавасане. Продолжите практику на следующий день, когда снова почувствуете себя хорошо. • При подавленном, печальном настроении, а также когда тело слишком утомлено, практиковать пранаяму не следует. • Пранаяму также не следует выполнять, например, лицам с гипертонией. • Не рекомендуется выполнять практику пранаямы зимой в регионах со снежным холодным климатом. • Пациенты с астмой могут выполнять йоговское дыхание ограниченно и только после консультации с врачом. • Пранаяма – это дисциплина внутреннего обучения, и она не должна превращаться в слепое выполнение долга. Избегайте чрезмерной практики без соответствующей внутренней потребности. • Для выполнения пранаямы приведите тело и разум в состояние расслабления. Для достижения этого состояния сосредоточьтесь и в течение какого-то времени удерживайте внимание на своем обычном потоке дыхания. • Выполнение шавасаны в течение нескольких минут до и после практики дают легкость вхождения и, соответственно, выхода из практики пранаямы. • Хотя пранаяма и асаны составляют единое целое, они не должны выполняться одновременно. Пранаяма -это отдельная практика. • Пранаяма не предназначена для коллективных занятий. Уроки пранаямы могут проводиться коллективно в случаях йоговских семинаров, в то время как практика проводится исключительно индивидуально. На более высоких стадиях практики пранаямы требуется индивидуальное руководство учителя. • Новичку следует практиковаться по меньшей мере в течение 10 минут. В дальнейшем практика продлевается минимум до 15 минут или более, когда это позволяют индивидуальные возможности. • Включение в какую-либо внешнюю деятельность немедленно после пранаямы снижает ее воздействие. Выждите определенный период и переходите к обычному ритму жизни постепенно. • В процессе обычного дыхания в повседневном цикле мы также получаем энергию праны, но не осознаем этого. • Хорошая и длительная практика пранаямы расширяет возможности восприятия. • Духовные аспекты пранаямы позволяют нам хорошо себя чувствовать и жить полнокровной жизнью. • Многие говорят, что пранаяма не хороша и может повредить нашему телу и разуму. Это верно, но только в случае, если она практикуется неправильно, без надлежащего руководства. Это подобно тому, как если бы кто-то пользовался инструментом, не представляя, как он функционирует. |
|
||