|
||||
|
Словарь Абхъянга — масляный массаж для улучшения циркуляции крови, уменьшения сухости и успокоения возбужденной ваты. Абхъянтар снехана — внутреннее промасливание. Является частью пурвакармы (подготовительных процедур панчакармы и специально разработана для разжижения амы и открепления ее от дхату). Агни — элемент и универсальный организующий принцип преобразования, света и тепла. Агни дхату — метаболическая функция, связанная с какой-либо из семи дхату. Агни сведана — процедура, используемая для вызывания пота и расширения каналов путем нагревания тела. Ахара — аюрведическое понимание правильного питания — один из трех столпов аюрведы. Акаш — элемент и универсальный организующий принцип пространства. Алочака питта — метаболическая функция питты (субдоша питты), связанная с органом зрения. Ама — токсический остаток непереваренной пищи, являющийся в организме источником дисбаланса. Ануламан — аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, связанный с правильным выделением (эвакуацией). Анувасан басти — масляная басти, длительно удерживаемая в толстом кишечнике. Апана вайю — субдоша ваты, управляющая удалением отходов. Асаны — позы хатха-йоги, разработанные для улучшения жизнедеятельности организма. Асатмья индриярдха самъог — неправильное использование чувств. Астхи — костная дхату (ткань). Атма — универсальный природный Разум. Известен также как парам атма. Аушадхи — аюрведическое управление болезнью, один из трех столпов аюрведы. Авапидана насья — введение в носовые ходы резано-тертой травяной смеси. Аюрведа — наука о жизни, самая древняя система заботы о здоровье, известная человеку. Бахья снеханам — внешнее промасливание. Является частью пурвакармы (подготовительных процедур панчакармы и специально разработана для разжижения амы и открепления ее от дхату). Башпа сведана — паровая баня. Часть подготовительных процедур панчакармы, специально разработанная для расширения шрот и удаления амы. Басти — терапевтическая чистка и омоложение толстого кишечника. Одна из пяти основных процедур панчакармы. Бхеда — шестая стадия проявления болезни. Характерной особенностью этой стадии является развитие осложнений. Бражак питта — метаболическая функция питты (субдоша питты), связанная с кожей. Бхуты — пять универсальных элементов. Брухан насья — введение лекарственного масла в ноздри для питания чувств и мозга. Вагабхата — один из «отцов аюрведы» после Чараки и Сушруты. Вайдья — аюрведический врач. Вайшамья — пропорциональное влияние дош, которое позволяет воспринимать преобладание одной доши на другими. Ваджикарана — питательная басти, придающая силу и энергию. Используется также для увеличения оплодотворяющей способности. Вамана — терапевтическая рвота. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы. Васа — маслянистое вещество на основе животного жира, используемое при внутреннем промасливании. Вата — доша (функциональный разум), управляющая движением, транспортом, уменьшением жидкости (иссушением) и разделением. Вата шамак, масло — лекарственное масло, используемое для успокоения ваты в бахья снехане, одной из основных процедур пурвакармы. Вайю — элемент и универсальный организующий принцип движения. Известен как элемент воздуха (ветра). Веда — знание жизни во всей полноте и целостности. Вихара — аюрведическое знание правильного образа жизни. Один из трех столпов аюрведы. Викрити — дисбаланс дош в конституции в текущий момент. Вилепи — густой суп из мягкого риса. Употребляют на второй день панчакармы. Випак — стадия пищеварения, следующая за всасыванием. Виречана — терапевтическое послабление. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы. Вранагата басти — процедура лечения абсцессов и ран с помощью омывания (ирригации) лекарственными жидкостями. Вьякта — пятая стадия проявления болезни. На этой стадии происходит явное проявление симптомов. Вьяна вайю — субдоша ваты, которая управляет сердечно-сосудистой системой. Вьяама — три упражнения вихары, которые не уменьшают энергию, а насыщают ею. Сюда относятся приветствие солнцу, позы хатха-йоги и пранаяма. Гандуш — полоскание горла теплым солевым раствором. Гати — подвижность, движение. Ги — очищенное топленое сливочное масло. Гуны — три стадии активности в природе. Дал — суп из лущеной чечевицы. Дипан — аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, обеспечение сильного пищеварительного огня. Дхарма — цель жизни. Дхату — семь «удерживаемых» субстанций, или структур, тела. Ткани тела. Дхи — интеллект. Аспект саттвы, который наделяет способностью к воображению и рождению идей. Дхрути — положительный аспект раджаса, который наделяет способностью к воплощению творческой мысли. Диначарья — указания по ежедневному поведению и образу жизни, соблюдение которых необходимо для поддержания идеального здоровья. Доша — функциональный разум, пребывающий в организме и ответственный за все физиологические процессы. Доша гати — перемещение дош из пустоты желудочно-кишечного тракта к более плотным структурам дхату и обратно, которое они совершают два раза в сутки. Также означает перемещение дош от места их пребывания в желудочно-кишечном тракте к ближайшему отверстию. Драва сведана — вызывание пота посредством горячей ванны. Двандаж — состояние, при котором в пракрити (конституции) человека имеют одинаковое влияние две доши. Джаггери — пальмовый или тростниковый сахар-сырец. Индрии — пять внешних чувств. Один из четырех компонентов аю. Йог басти — восьмидневный курс басти, специально разработанный для успокоения ваты и питания толстого кишечника. Живатма — индивидуальная душа. Один из четырех компонентов аю. Кал басти — басти, которая проводится в конкретное время для достижения максимального эффекта. Капха — доша (функциональный разум), управляющий слиянием, разжижением и ростом. Капикачу — трава, которая применяется для улучшения функции шукра дхату. Карма — действие или процедура, используемые в терапии панчакарма. Карма басти — месячный курс басти для лечения расстройств ваты. Катти басти — внешнее, локализованное воздействие лекарственного масла на область спины. Кайя кальпа — древняя процедура омоложения. Кичари — блюдо из смеси риса басмати и лущеного маша, применяется для очищения и уравновешивания дош во время панчакармы. Кшир басти — отвар лекарственных трав на молоке, который вводится через прямую кишку и питает все дхату. Лекхана басти — глубоко проникающая очистительная басти, которую используют для успокоения капха-доши, очищения и уменьшения меда дхату. Махабхуты — универсальные организующие принципы, структурирующие все физические явления в природе и управляющие ими. Масло маханараяна — лекарственное масло, которое применяется в бахьяснехана(внешнем промасливании) для успокоения капха-доши. Маджа — дхату костного мозга. Термин, относящийся также к жиру, вытопленному из костного мозга, который иногда используется при внутреннем промасливании. Малы — естественные побочные продукты метаболизма, которые в норме изгоняются из тела. Мамса — мышечная дхату. Манас — разум. Один из четырех компонентов аю. Манда — рисовый отвар. Первая еда после панчакармы. Марма — акупрессурные точки, в которых концентрируется жизненная сила, питающая ту или иную область. Марша насья — многократное введение лекарственного масла в ноздри, используемое для очищения, смазывания и укрепления слизистой оболочки носа. Матра басти — малая масляная басти, которую можно поставить без посторонней помощи в любое время суток. Наиболее часто используется для снятия возбуждения ваты, возникающего в результате переезда, физических нагрузок или стресса. Меда — жировая дхату. Нади — очень тонкие шроты (каналы) тела. Нади сведана — локальное проникающее воздействие паром на область суставов и позвоночника, которое применяется в пурвакарме. Насья — терапевтическая чистка области головы и шеи. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы. Нетра басти — внешнее локальное применение лекарственного масла на область глаз для снятия напряжения и улучшения зрения. Нетра тарпана — то же, что и нетра басти. Нируха басти — большая басти с травяным отваром, которая вводится в толстый кишечник для удаления отходов из организма. Оджакшайя — уменьшение выработки и количества оджаса. Оджас — самый чистый и тонкий продукт метаболизма дхату, который контролирует иммунитет. Пачака питта — метаболическая функция тонкого кишечника (субдоша питты). Пачан — аспект жизненности желудочно-кишечного тракта, поддержание правильного пищеварения и метаболизма. Паквашайя гата басти — басти, которая вводится через анус. Основной тип басти, используемый в панчакарме. Панчакарма — совокупно: пять очистительных процедур, а также некоторые дополнительные методы очищения и омоложения организма. Панчамахабхута — теория пяти элементов. Панчендрия вардхан, масло — масло, которое используется в насье для питания органов чувств. Парам атма — универсальный природный Разум. Паринам — негативное влияние времен года на тело. Третья основная причина болезней после праджня апа-радха и асатмья индриярдха самъог Паръюшит (парушит) — пища, которая утратила жизненную силу (прану). Безжизненная пища. Пасчаткарма — процедуры, которые проводятся после терапии панчакармы. Пейя — рисовый суп. Вторая еда после основных процедур панчакармы. Пинда сведана — массажная процедура, выполняемая завернутым в ткань рисом, смоченным в горячем молочном отваре трав. Проводится для улучшения тонуса мышц и циркуляции крови. Пишинчхали — интенсивный массаж с травами, который выполняется при помощи завернутого в ткань риса и большого количества масла. Предназначен для улучшения подвижности мышц и связок. Питта — доша (функциональный разум), управляющая всеми метаболическими процессами в организме. Праджня апарадха — ошибка интеллекта. В аюрведе она считается главной причиной болезни. Пракопа — вторая стадия проявления болезни. Для этой стадии характерно возбуждение амы в месте ее происхождения (желудочно-кишечном тракте). Пракрити — индивидуальная конституция. Врожденное соотношение дош в конституции, оптимально для жизнедеятельности данного человека. Прана — жизненная сила. Прана вайю — субдоша ваты, управляющая деятельностью органов чувств и поглощением праны, воды и пищи. Пранаяма «Чередуя ноздри» — попеременное дыхание через разные ноздри, которое увеличивает поглощение праны. Одно из основных упражнений вьяамы. Прапак — три быстрых стадии метаболизма (пищеварения), которые происходят в желудочно-кишечном тракте. Прасара — третья стадия проявления болезни. На этой стадии начинается миграция амы с мест ее происхождения в желудочно-кишечном тракте по всему организму. Прати марша насья — многократное смазывание ноздрей лекарственным маслом, которое выполняется кончиком мизинца и защищает дыхательные пути от пересыхания и аллергенов. Притви — элемент и универсальный организующий принцип формы и структуры. Обычно его называют элементом земли. Пурвакарма — набор процедур, который используется для подготовки пациента к главным очистительным процедурам панчакармы. Раджас — активная фаза ума. Наделяет ум качествами мотивации и инициативы. Это также одна из трех гун — фаз активности творения. Раджастичный — обладающий качествами раджаса. Ракта — дхату (ткань) крови. Рактамокшана — терапевтическое кровопускание, одна из пяти основных очистительных процедур панчакармы. Ранжака питта — метаболическая функция питты (субдоша питты), связанная с печенью. Раса — дхату (ткань) плазмы, или питательной жидкости. Термин также относится к трем категориям вкуса. Расаяна — одна из ветвей аюрведической науки, которая занимается омоложением. Расаяна басти — вариант басти, который оказывает омолаживающее влияние на все дхату. Руттучарья — диета и образ жизни, предписываемые вихарой, которые учитывают влияние на организм времен года. Садхака питта — метаболическая функция, которая контролирует нейропептиды мозга, а также мыслительные процессы. Саиндхава — черная соль. Самана вайю — субдоша ваты, которая управляет метаболизмом и распределением питательных веществ в организме. Самсараяна крама — «Градуированная», или прогрессивная, диета. Одно из правил, выполняемых после завершения панчакармы и имеющее целью постепенное усиление пищеварительного огня. Санчайя — первая стадия проявления болезни. На этой стадии идет накопление амы в желудочно-кишечном тракте. Саттва — творческая фаза ума. Качество ума, которое наделяет любопытством, вдохновением и побуждает к творчеству. Одна из трех гун. Саттвичный — обладающий качествами саттвы. Смрити — память. Более конкретно — положительный аспект тамаса, который наделяет нас способностью помнить полезные для жизни вещи. Стхана самшрайя — четвертая стадия проявления болезни. Для этой стадии характерно резкое усиление болезненного процесса. Сурья намаскар — комплекс упражнений хатха-йоги, называемый «Приветствие солнцу». Сушрута — один из основоположников аюрведы. В своих работах Сушрута уделял основное внимание хирургическим процедурам и очищению крови. Автор аюрведического трактата «Сушрута Самхита». Сведана — одна из двух основных пурвакарм. Имеет целью расширение шрот (каналов), чтобы доши могли свободно переносить аму в желудочно-кишечный тракт для удаления. Тайла — растительное масло. Тамас — завершающая фаза активности ума. Делает ум тупым и инертным. Вызывает потерю знания. Одна из трех гун. Тамастичный — обладающий качествами тамаса. Тапа сведана — применение к телу сухого тепла для уменьшения воспаления и увеличения подвижности суставов. Тикта грита — лекарственное ги с преимущественно горьким вкусом, используемое в абхъянтар снехане (внутреннем промасливании)для удаления амы из дхату. Тил тайла — кунжутное масло. Трипхала — послабляющий состав из трех трав. Удана вайю — субдоша вайю, которая управляет силой, речью и удалением углекислого газа. Удвартана — разновидность терапевтического массажа, при котором вместо масла используют порошок. Этот массаж практикуют для уменьшения меда дхату и удаления избытка капхи. Упанаха сведана — терапевтическое применение теплых лекарственных припарок при артрите. Уро басти — басти, используемая при сердечно-сосудистой недостаточности («застое крови»). Лекарственное масло наливают в контур из теста, закрепленный на груди, в области сердца. Утклешана басти — терапевтическое введение лекарственных отваров через анус для усиления секреции толстого кишечника, изгнания амы и отходов. Чандан бала, масло — лекарственное масло, которое применяется в бахья снехана для успокоения питта-доши. Чарака — автор первого письменного трактата об аюрведе. Один из основоположников аюрведы. «Чарака Самхита» — первый письменный трактат об аюрведе. Шамана басти — терапевтическое введение лекарственного масла или отвара через анус с целью уменьшения раздражения толстого кишечника. Шамана чикитса — один из двух типов воздействия на болезнь. Симптоматическая терапия. Шамана насья — терапевтическое введение травяного масла в носовые ходы для успокоения области придаточных пазух. Шарира — тело человека. Организм. Один из четырех компонентов аю. Шат крийя кал — шесть стадий проявления болезни. Широ басти — применение лекарственного масла к голове. Улучшает течение праны и деятельность чувств. Широдхара — одна из дополнительных процедур пурвакармы, которая разработана для успокоения ума, а также для успокоения ваты в центральной нервной системе. Шировиречана — терапевтическая чистка области головы и шеи. Другое название шировиречаны — насья. Одна из пяти главных очистительных процедур панчакармы. Шодханабасти — басти с использованием лекарственных отваров для очищения толстой кишки от токсических веществ. Шодхана чикитса — один из двух типов воздействия на болезнь. Причинная (этиологическая) терапия. Шодхана насья — терапевтическое введение лекарственного масла в ноздри для удаления токсинов из придаточных пазух. Шроты — все каналы тела — толстые и тонкие. Шукра/артава — мужская/женская репродуктивная дхату (ткань). Юша — дал (суп из лущеной чечевицы). Его подают на второй день по завершении панчакармы. Яла — элемент и универсальный организующий принцип жидкости, слияния, склеивания и сцепления. Известен также как элемент воды. Ятхар агни — пищеварительный огонь, сосредоточенный в желудочно-кишечном тракте. |
|
||