|
||||
|
Глава X Я шел по улице Пушкина, когда меня остановила симпатичная девушка. Очень смущаясь, она сказала, что какой-то парень попросил ее передать мне записку. — Какой парень? — поинтересовался я. — Понятия не имею, — ответила она. — Я его никогда раньше не видела. Сначала я подумала, что он сумасшедший, потому что он сказал, что скоро вы пройдете по этой улице, и описал вас. Он так просил, что я подумала, что это очень важно. Он всунул мне в руку записку и ушел. Я решила, что это розыгрыш, но потом увидела вас и сразу узнала по росту и заплаткам на штанах. Тут она густо покраснела и протянула мне свернутую бумажку. Я взял записку, поблагодарил и попытался пригласить ее на свидание, но девушка была так смущена ситуацией, что, неожиданно перейдя на визг, она закричала. — Что вам еще от меня нужно? — и убежала. Я развернул записку и прочитал: «Приходи на скалу». Подписи не было. Но и без подписи я догадался, что записку написал Ли. Было в этом почерке что-то необычное, что напомнило мне непредсказуемую личность Учителя. Под «скалой» Ли подразумевал Неаполь Скифский. Наскоро перекусив, я побежал туда. Я обыскал весь Неаполь, но Учителя так и не встретил. Вечерело. Я остановился на краю обрыва, любуясь панорамой города, раскинувшегося внизу. Спокойствие и мягкость теплого крымского вечера отразились на моем настроении. Я созерцал город, наслаждаясь красотой пейзажа, когда мне на затылок мягко легла чья-то рука. Я понял, что это была рука Ли, потому что он часто приветствовал меня таким образом. После изучения упражнений по аутодвижениям я начал автоматически реагировать на неожиданные прикосновения к моему телу или резкие движения в моем направлении, иногда отвечая на них серией ударов прежде, чем понимал, что происходит. Рукой, положенной мне на затылок, Ли предупреждал, что это он, гася мою возможную агрессивную реакцию. — Сегодня мы поговорим о памяти, — сказал он и спросил: — О чем ты сейчас думаешь? Я ответил, что ни о чем особенном не думаю, просто любуюсь окрестностями. — Много ли моментов, подобных этому, ты можешь вспомнить и насколько подробно ты помнишь их? — спросил Ли. Я начал вспоминать и пересказывать свои воспоминания. Подобных моментов в моей жизни было очень много. С детства я очень любил природу, ходил с отцом в походы, на охоту, на рыбалку, и мне всегда нравилось созерцать горы, море, лес, закаты или туман. Ли остановил меня и спросил: — Много ли праздников ты помнишь? Как ты проводил их? Я рассказал о том, как встретил последний Новый год. Ли требовал вспоминать все детали до мельчайших подробностей. Я описал другие праздники, вспоминая друзей, девушек, как они были одеты, какие-то интересные события. Ли внимательно слушал, иногда задавая вопросы или подбрасывая какую-нибудь новую тему для разговора. Постепенно мои воспоминания становились ярче и детальнее. Я начал вспоминать вкус блюд, ощущая его во рту, я вдыхал запах курительных палочек, чувствовал на своей коже нежные прикосновения женских рук и вкус поцелуев. Воспоминания обретали форму и плоть, становясь реальными, словно время повернуло вспять и я вновь вернулся в события прошлого, испытывая те же эмоции и переживания. Эффект оказался совершенно неожиданным для меня. Мне показалось, что сейчас я переживаю лучшие минуты моей жизни за многие месяцы. Меня захлестывало ощущение праздничного настроения, эмоционального подъема, предвкушение удовольствий и сюрпризов. Я чувствовал себя удовлетворенным и счастливым и с удивлением сказал об этом Ли. — Я очень рад, что мне не придется объяснять тебе, что такое медитация воспоминания, — произнес он и пошел к спуску с Неаполя Скифского. Я молча последовал за Учителем, продолжая вспоминать другие события, поддерживая в себе эмоциональный настрой медитации воспоминаний. Мы шли уже по набережной Салгира, когда я спросил: — Для чего нужна медитация воспоминаний? — Она позволяет тебе восстановить нить жизни, а нить жизни — это основа основ человека-дерева, — ответил Ли. — Как можно восстановить нить жизни? Ведь человек не может помнить всю свою жизнь целиком. — Человек помнит всю свою жизнь, все, что с ним когда-либо происходило, но его нужно научить вспоминать то, что важно и нужно для него, потому что его тело и мозг лучше всего запоминают и поэтому легче могут воспроизводить только то, что кажется важным для них. Ты вспоминаешь в первую очередь те события, которые кажутся наиболее значительными твоему мозгу и твоему телу. Противопоставление мозга, тела и личности человека уже не в первый раз всплывало в наших беседах. То в шутку, то всерьез объясняя мне разные аспекты учения. Ли заострял внимание на этом противопоставлении. Например, он говорил: — Часто бывает так, что мозг хочет чего-то, а тело ему сопротивляется, потому что не хочет работать. Твой мозг желает, чтобы ты, как личность, был сильным, а значит, и обладал сильным телом, однако для этого нужно работать. Если тело отказывается работать, тебе важно, как личности, занять сторону мозга и дать приказание телу работать, или, если тело слишком измучено или слабо для того, чтобы работать, ты, как личность, должен занять сторону тела и погасить требования мозга. Когда твое тело хочет есть, оно заставляет мозг искать выход из этого положения и достать еду. Когда мозг помогает телу удовлетворить его потребность и ему удается это сделать, человек чувствует себя умиротворенным. Но это лишь поверхностное решение проблемы, потому что мозг и тело часто хотят не того, что нужно и полезно человеку как личности, и удовлетворение желаний приносит человеку не пользу, а вред. — Мне кажется, что выполнение моих желаний принесло бы мне только пользу, — сказал я. — А ты уверен, что знаешь свои желания? — спросил Ли. — Естественно, что я знаю, чего я хочу, — ответил я. — Для человека вообще неестественно знать, чего он хочет. Человек только думает, что хочет чего-то, а на самом деле он часто мечтает о вещах совсем противоположных, даже не отдавая себе в этом отчета. Я расскажу тебе древнюю притчу Спокойных о сокровенных желаниях, и ты сможешь убедиться, что я прав.
— Так что видишь, мой маленький брат, не всегда следует выполнять желания мозга или тела. Самое трудное для личности — принять верное решение и в нужный момент встать на сторону мозга, чтобы подчинить тело, или на сторону тела, чтобы обуздать мозг, а может быть, найти третье решение и дать мозгу пищу, которая позволит ему в корне изменить свое мировоззрение. Только личность может изменить мировоззрение мозга, потому что вопросы, возникающие у личности, ее впечатления от внешнего мира воздействуют на работу мозга, заставляя его переосознавать то, что казалось ему незыблемыми правилами, переоценивать установки, удобно уложенные в нем в качестве готовых рецептов, установки, на которые он опирается, формируя свои задачи, выводы и оценки. Развивая свою личность, человек изменяет свое сознание и бытие, целенаправленно воздействуя на мозг и тело, и постепенно превращается в человека-дерево. Это превращение — одна из основ учения Спокойных. — Что такое личность? — спросил я. — Чем она отличается от мозга и сознания человека? — Это слишком сложная тема, чтобы говорить об этом сейчас, — ответил Ли. — Разные источники и разные учения определяют личность по-разному. Спокойные создали свою теорию личности, по которой личность разбивается на несколько составных частей типа «человека вообще», «человека в частности» и так далее. Но главное, что определяет личность человека-дерева, — это то, что трудно выразить словами и можно только почувствовать. Это — внутренняя сила. Сейчас я говорю о личности, мозге и теле для того, чтобы ты интуитивно научился понимать, что это, и разделять их функции и задачи. — Как я понимаю, в идеале принятие правильных решений должно оставаться за личностью, — сказал я. — Но как можно быть уверенным, что твоя личность принимает правильные решения? — Личность обычного человека принимает правильные решения только случайно. Для того чтобы принимать правильные решения, нужна правильная личность. А поскольку момента, когда мне удастся вправить мозги твоей личности, ждать еще долго, сейчас наиболее правильным решением для твоего европейского мозга будет не задавать глупых вопросов и не ловить кайф от бессмысленных, кажущихся тебе умными рассуждений. Неожиданно Ли спросил: — Что ты вообще помнишь о своей жизни? Я немного подумал и ответил: — Наверно, то же, что и обычный человек. Еще в первую неделю нашего общения Ли приучил меня не делать категоричных заявлений, каждое из которых он встречал градом насмешек. Больше всего он издевался над речевыми штампами, и мне приходилось каждый раз думать, чтобы выбрать ответ, допускающий различные толкования. — Ты не должен быть обычным человеком, — сказал Ли. — Я направлю тебя по пути воинов жизни, и после того, как ты станешь воином, ты объединишь остальные пути и превратишься в «человека-дерево». Я усмехнулся про себя. Хотя умом я понимал возвышенную суть образа «человека-дерева», сам образ всегда мне казался немного смешным. — Знаешь, почему название «человек-дерево» всегда вызывает у тебя усмешку? — поинтересовался Ли, и сам ответил: — Ты не можешь избавиться в числе прочего от образа, заложенного в сознание вашего поколения песней Высоцкого: Но если туп, как дерево, родишься баобабом Ты должен освободиться от давления подобных мыслеобразов, от нелестных сравнений, потому что в новом мыслеобразе, который будет заложен в тебе, «человек-дерево» — это человек совершенства, объединивший в себе силу четырех стихий для того, чтобы стать пятой. А теперь постарайся вспомнить самое яркое событие в своей жизни. Я сказал, что самым ярким моментом была его демонстрация прыжков в день нашей первой встречи. — Не нужно ничего описывать словами, — сказал Ли. — Восстанови в памяти последовательность событий и свои ощущения. Сделать это было совсем нетрудно. Я закрыл глаза, и в моем воображении начали возникать образы, сперва смутные, потом они стали приобретать более яркие очертания, перерастающие в ощущение реальности. Сначала я увидел яркую луну и вспомнил, как были обострены мои чувства перед показом. Потом в лунном свете возникла фигура Ли, и я услышал его хриплый изменившийся голос. Сцену его прыжков я прочувствовал так ярко, что, как и тогда, ощутил тошноту и головокружение. Мой желудок спазматически сжимался, я начал оседать на землю, почти теряя сознание. — Хватит, хватит, — услышал я голос Ли. Его руки подхватили меня, он надавил мне на точки под носом и на руках. Я почувствовал себя лучше, хотя голова все еще была тяжелой, а реакции — заторможенными. — У тебя неплохо получается, — засмеялся он, — теперь ты видишь область практического применения медитации воспоминаний. Чтобы очистить желудок, обычный человек засовывает два пальца в рот, а воину жизни для этого достаточно вспомнить некоторые моменты своего прошлого. Преимущества очевидны. Ли произнес эти слова с таким пафосом и торжественностью, что я поневоле расхохотался и полностью пришел в себя. Медитация воспоминаний вошла в мою жизнь в виде каждодневных упражнений. Я вспоминал события минувшего дня, прокручивая в памяти все наиболее существенные моменты, потом вспоминал незначительные детали, например, как я чистил зубы, восстанавливая в мельчайших подробностях, на уровне движений, каким жестом я брал зубную щетку, с каким усилием и в каком месте надавливал на тюбик с зубной пастой, каким движением подносил щетку ко рту, вспоминал ощущение зубной пасты на деснах и все остальное. Сначала такое детальное вспоминание давалось мне с трудом, но со временем у меня развилась и активизировалась своеобразная мышечная память, и стоило мне сосредоточиться на воспоминании о каком-либо действии, как мышцы начинали сокращаться и подергиваться на уровне идеомоторных движений, которые при более сильном сосредоточении переходили в аутодвижения. Потом я вспоминал позавчерашний день и так далее, углубляясь в прошлое. Ли сказал, что на первых фазах формирования ученика, кроме умения детально восстанавливать в памяти реальные события, нужно научиться в одной из разновидностей медитации воспоминаний, которая называлась «воспоминание о том, чего не было», реализовать свои желания и мечты для того, чтобы нейтрализовать какие-то свои комплексы, внутреннюю неудовлетворенность или снять состояние фрустрации от невозможности получить в данный момент то, что ты хочешь. Конечно, многие люди мечтают с детства, но учение Спокойных довело способность мечтать до уровня искусства, когда мечта не пускается на самотек, а используется целенаправленно для достижения каких-то конкретных целей. Медитация воспоминаний о том, чего не было, создавала миф о событиях твоей жизни, которые никогда не происходили, но вспоминались с реальностью и достоверностью подлинных событий, словно становясь частью истории жизни ученика. Например, если ученик боялся высоты, он вспоминал, как когда-то он был альпинистом, создавая реальную картину несуществующих событий и в деталях вспоминая, как он лазил по скалам, перебирался над пропастью по канату, смотрел вниз с вершины горы. Начинались такие воображаемые воспоминания с небольших высот, чтобы страх не мешал выполнению упражнения. Постепенно высота увеличивалась, и страх высоты исчезал. Если же страх высоты не проходил, можно было вспомнить, например, что ты пришел к даосскому мудрецу, и тот научил тебя специальным упражнениям, помогающим преодолеть этот страх, или дал тебе лекарство от страха и т. д. Подобные медитации помогали избавиться от страха перед болью, перед поединком с несколькими сильными противниками, помогали избавиться от проблем общения с окружающими и имели множество других применений. Можно было исправлять ошибки прошлого и стирать чувство неловкости, вины или стыда, вспоминая ситуацию по-новому и не допуская прошлых ошибок. Конечно, избавиться от страха высоты можно было бы, выполняя определенные упражнения в реальной жизни, но на все просто не хватало времени, и медитация воспоминаний о том, чего не было, значительно сокращала срок обучения. Часто я выполнял ее перед сном, и воображаемые события переходили в сны, которые стали очень яркими и реальными. Конечно, этот вид медитации можно было использовать и для получения удовольствия, но, как и в любом удовольствии, необходимо было чувство меры, чтобы не подменять способность свободно ориентироваться в реальном мире призрачным существованием в стране грез. Медитация воспоминаний о том, чего не было, также являлась инструментом для удовлетворения скрытых жажд организма (жажды славы, признания, любви), снимая внутреннюю неудовлетворенность, так что ученик переставал отвлекаться на эти приманки, не попадаясь больше в ловушку своих эмоций и внутренних потребностей. Одной из разновидностей медитации воспоминаний о том, чего не было, являлась медитация воспоминания себя таким, каким ты никогда не был. Эту медитацию можно было использовать, например, в случае, когда у тебя не получалось какое-то упражнение и ты вспоминал о том, как уже многократно выполнял его; или, желая сделать свое тело более красивым и сильным, ты вспоминал себя именно таким, что на уровне самовнушения способствовало физическому совершенствованию. Близкой по типу к этим медитациям была омолаживающая медитация, которую выполняли Спокойные, достигнув определенного возраста. После расслабления нужно было представить себе, что тебя с большой силой тянет назад и ты проваливаешься, но не в пространстве, а во времени, проносясь назад сквозь время к моменту когда тебе было 18–20 лет. Было необходимо почувствовать, как полностью омолаживается весь организм, как мышцы наливаются ощущением молодости и силы, а кожа становится свежей, гладкой и упругой. Ощущение двадцатилетнего возраста переносилось в реальную жизнь и переходило на уровень подсознательной уверенности. В плане обучения рукопашному бою медитация воспоминаний была исключительно полезна при мысленном воспроизведении фрагментов боев и тренировок. Обычно после каждой тренировки в лесополосе Ли заставлял Славика и меня вспоминать все новые элементы, которые он нам показывал, вспоминать, как он сам выполнял упражнение. Таким образом он как бы все время находился рядом с нами, и я научился в любой момент вызывать его образ. Воспоминания движений вызывали отзвуки и подрагивание в мышцах, небольшие мышечные сокращения, которыми мы как бы конспектировали показанный урок. Повторение уроков реализовывалось ночью в очень ярких сновидениях, и у меня подергивались конечности, имитируя удары. Наяву воображаемые движения с легкостью переходили в аутодвижения. Для этого было достаточно хорошо расслабиться и мысленно воспроизвести образ. Тело начинало двигаться само с удивительной легкостью, без физического ощущения движения. Оставалось только отстраненное наблюдение за происходящим. Этот вид аутодвижений был программируемым иуправляемым. Мы практиковали также неуправляемые, спонтанные аутодвижения, но они вызывались другими типами упражнений — более близкими к цигуну. Воспоминание и мысленное воспроизведение урока существенно ускоряло обучение, потому что достаточно было увидеть несколько раз какое-то движение, показанное Ли, и попробовать воспроизвести его в паре со Славиком, чтобы потом, больше не разучивая его, запомнить его навсегда с помощью медитации воспоминаний. Однажды, когда мы тренировались в лесополосе. Ли сказал: — Сейчас я покажу вам еще одну снежинку, падающую с неба (в Шоу-Дао так называют новую для ученика часть знания). Вы уже достигли определенного уровня в контроле над мышцами, в повторении движений — физическом и мысленном, но главное, чему вы научились, — это не только видеть движение глазами и слышать ушами производимый движением звук, но и воспринимать и чувствовать движение всем телом. Сейчас я покажу вам, как мысленным представлением движения можно управлять человеком. Ли велел Славику встать и расслабиться. Потом он сказал ему: — Сейчас я дам тебе ключ. Ли подошел к Славику и нанес ему короткий резкий удар в солнечное сплетение, потом, не давая развиться спазму, ударил его открытой ладонью по спине, чтобы восстановить сбившееся дыхание. — Ты ощутил физическое воздействие удара, но тот же удар ты можешь почувствовать и на расстоянии, — сказал Ли. Он отошел на несколько метров и нанес такой же удар в воздух. По тому, как сократились мышцы живота Славика и как он согнулся, я понял, что удар достиг цели. Учитель сказал: — Сейчас ты почувствовал удар, увидев, как я собираюсь ударить. Закрой глаза. Славик закрыл глаза. Ли сосредоточил взгляд на его животе, не делая больше никаких движений. Через несколько секунд мышцы живота Славика содрогнулись. — Я не нанес удар, — сказал Ли, — но твое тело почувствовало мое желание ударить в солнечное сплетение и отреагировало на него. Точно так же твое тело может почувствовать мое желание ударить в любую другую его часть. Но имейте в виду, если вы будете показывать это своим ученикам, часть тела, в которую вы собираетесь наносить мысленные удары, сначала нужно раскрыть настоящим ударом, как это сделал я, и только потом начинать мысленное воздействие, хотя мне это делать не обязательно. Ли снова сосредоточился. На этот раз его взгляд не фокусировался на Славике и был направлен куда-то в сторону, в никуда. Славик неожиданно отдернул ногу, потом прикрыл голову рукой, попытался защитить спину. Он сделал еще несколько защитных движений. — Ты научился воспринимать мыслеобразы ударов, — сказал Ли. — Не нужно объяснять, как это можно применить в бою. Но это только начало упражнения. Расслабься и говори мне, что ты чувствуешь. — Я чувствую, что рука стала тяжелой и с силой давит мне на бедро. — А что ты хочешь сделать сейчас? — Я хочу захватить рукой материю на моих брюках. — Сделай это. Ты ее крепко держишь? А теперь выполни то, что хочет сделать твоя рука. Славик резким рывком разорвал свои брюки. — Следуй за своими ощущениями, — сказал Ли. Повинуясь безмолвным приказам Учителя, тело Славика начало совершать красивые плавные движения. Его руки двигались с четкими остановками в какие-то моменты, движения их то замедлялись, то ускорялись. Можно было подумать, что Славик находится в трансе, но было видно, что он полностью осознает происходящее. На его лице застыло выражение напряжения и удивления. Казалось, что он прислушивается к направляющему его внутреннему голосу. Ли сказал мне: — Представь, что твоя рука — это правая рука Славика. Выполняй мысленно какое-нибудь движение. Я сосредоточился на образе кругового движения и перенес ощущение своей руки на руку моего партнера. Я представлял круг инь в плоскости ворот. Славик выполнил движение в точности вплоть до радиуса круга. Я придумывал все новые и новые круговые движения, и Славик повторял их. Все еще не веря своим глазам, я изменил амплитуду и характер воображаемых движений, перейдя к движениям только большим и указательным пальцами, но рука Славика действовала так, как будто была моей. — Достаточно на сегодня, — сказал Ли, и Славик вдруг, как подкошенный, рухнул на землю. Потом он рассказал мне, что в тот момент ощутил невероятное расслабление, граничащее с истомой, которая никогда раньше его не охватывала с такой силой. — Что ты чувствовал, когда выполнял упражнение? — спросил я. — Я был марионеткой, которую кто-то дергал за тысячу ниточек, — ответил он. — Казалось, что мое тело сделано из толстых шнуров, руки были бессильными, как плети, и я двигался не благодаря мышечным усилиям, а повинуясь ниточкам, привязанным к шнурам. Когда ниточки исчезли, мое тело, как пустая оболочка воздушного шара, из которого выпустили горячий воздух, опустилось на землю. Восхищенный тем, что я видел, я спросил у Ли: — Как ты это делаешь? — Ты сам делал это, — ответил Ли, — зачем же ты спрашиваешь? — Меня интересует механизм происходящего. Может быть, есть какое-нибудь научное объяснение того, что я видел? Ли поморщился. — Европеец всегда остается европейцем, особенно если он ученый европеец, — сказал он. — Через десятки или даже через сотни лет современная наука, может, быть и сможет объяснить механизм того, что ты видел, если это понадобится для какой-нибудь области ее изысканий. Возможно, эта информация будет засекречена, возможно, отдельные ее части будут разбросаны по десяткам лабораторий и погребены в книгах и статьях, но части никогда не будут собраны вместе по той простой причине, что они будут самым тщательным образом скрываться противоборствующими сторонами в самых разных уголках мира. Ты стоишь на пути древнего учения, которое достигло в познании человека и окружающего мира гораздо большего, чем современная наука, потому что для него инструментом исследования и познания является сам человек, а не приборы и компьютеры. И поскольку ты находишься на этом пути, тебе придется отказаться от того уютного мирка объяснений, к которому ты привык, начиная со школьной скамьи. Объяснения, которые ты получал, имеют только видимость истины, создавая искаженное отражение реальности, но тебя приучили считать это отражение реальности научным и достоверным, а то, что нельзя пощупать и выразить словами, — ненаучным, недостоверным и мистическим. Например, ты никогда не видел молекулу в электронный микроскоп. Ты не видел и не щупал эту молекулу, но ты представляешь ее в виде некой структуры из шариков побольше, сцепленных определенным образом, и шариков поменьше, вращающихся по круговым орбитам. Кстати, упомянув о молекулах, я вспомнил анекдот о том, как военный читал лекцию по гражданской обороне в институте ядерной физики.
— Ты можешь посмеяться над тупостью военного, но весь фокус в том, что и ты, и ваши европейские ученые почти не отличаетесь от него в своих «научных» представлениях о сути предметов и явлений. Конечно, в некотором смысле полезно, что ты знаешь что-то о молекулах, имеешь представление об их химических связях и других их свойствах, но, с другой стороны, имея инструмент древнего знания, принципиально другого способа познания мира, в течение тысячелетий создаваемого Спокойными, ты можешь получить информацию о мире через закономерности, выраженные в отношениях инь и ян, во взаимодействиях четырех стихий, порождающих пятую. Благодаря этим закономерностям, а также великой науке триграмм, которые переходят в гексаграммы и так далее, ты сможешь описать взаимоотношения всего в мире не хуже, чем это делает современная наука, хотя и принципиально другим способом. Следуя по пути воинов жизни, тебе придется пользоваться их инструментом познания, который откроет тебе еще один способ познания мира — интуитивное познание, которое, отталкиваясь от древних знаний о мире, совершенствует себя и совершенствует и дополняет систему знаний. Таким образом, интуиция, взаимодействуя со знанием, порождает новое знание, которое, в свою очередь взаимодействуя с интуицией, порождает интуицию нового уровня, и так далее по спирали. Законы первичного познания мира, пришедшие к нам из глубокой древности, живы до сих пор. Возьми, например, свою марксистско-ленинскую философию. Основные законы природы не смогли отменить даже большевики. Эти законы остались теми же. Единство и борьба противоположностей — тот же закон взаимодействия инь и ян. Так стоит ли тебе искать призрачные научные объяснения, уходя от древнего способа познания мира, если он принесет тебе больше пользы, чем твое знание, представляющее собой просто множество красивых слов и формулировок, которые не учат тебя жить в этом мире и взаимодействовать с ним. Начиная с самого детства, тебя учили не тому, что нужно для твоего развития и блага, а тому, что выгодно для общества, потому что, создавая у тебя иллюзию, что ты знаешь массу якобы полезных сведений, общество делало тебя беспомощным перед реальной жизнью, ибо беспомощным человеком легче управлять и ему легче внушить, что то, что выгодно обществу, выгодно и ему. Клановая наука, отводя знанию огромное место, избегает пустых, никому ненужных сведений, делая основной упор на то, чтобы дать человеку знание о себе, об обществе и о способах существования в нем, знания об окружающем мире, в первую очередь полезные человеку для выживания и максимальной реализации своих возможностей и способностей. Основные способы существования в мире и обществе — это борьба и созидание. Борьба — это разрушение, это отстаивание своих прав, а созидание — это то, что ты смог взять для себя у общества и окружающего мира, и то, что ты смог сохранить от других, а значит, и для других. Для тебя эта формулировка может показаться грубоватой, потому что на сознании людей Запада отразились выхолощенные догмы христианской морали, которые воспевают в книгах, храмах и выступлениях политических деятелей, но которым реально не следуют ни обычные люди, ни священнослужители, ни политики. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — кто выполняет эту заповедь, если человек Запада даже себя не может полюбить, не говоря уж об окружающих? «Не пожелай жены ближнего своего, осла ближнего своего, машины ближнего своего, телевизора ближнего своего», — прикрываясь этими формулировками, западная цивилизация превратилась в общество ханжей, занимающихся стяжательством с целеустремленностью, наглостью и беспощадностью, прямо пропорциональными их воле и напористости. Они стяжают деньги, власть, престиж, восхищение окружающих-все, кроме того, что действительно необходимо личности. В концепции разрушения и созидания воинов жизни нет агрессивности и желания отнять что-то у других или жить за их счет. Спокойные не нападают первыми, но они должны уметь ответить ударом на удар, потому что в противном случае они теряют возможность выживания. Ты должен найти гармонию между материальными благами, являющимися для тебя лишь средством достижения внутреннего комфорта и спокойствия для духовного и физического самосовершенствования, и твоей духовной жизнью. Ты должен быть сыт, одет, обут, доволен жизнью, охранен от общества и отдельных его выродков, будь то преступники, или политики, или кто бы то ни было еще. Живя по законам общества, ты должен находиться вне сферы его влияния и давления, потому что общество далеко не такое стабильное, как тебе кажется. Любые империи со временем рушатся из-за зарождающихся в них противоречий. Сыновья перестают слушаться отцов и перенимать их идеи. Рано или поздно наступают новые потрясения или изменения, но воин жизни не перестает следовать по своему жизненному пути, что бы ни происходило вокруг него. Его внутренняя сила и подготовка позволяют ему всегда находиться в оазисе тишины и спокойствия, какие бы бури ни бушевали вокруг. — Как можно определить уровень материального благополучия, необходимый для духовного совершенствования? — спросил я. — Ганди, например, имел только сандалии, одежду и миску для еды. Уровень комфорта ведь может быть любым — как его определяют Спокойные? Ли расхохотался. — Только не заставляй меня составлять список вещей, необходимых для существования воина жизни. Тебе придется определять это интуитивно. Конечно, сандалии, одежда и миска для еды вряд ли достаточны, хотя воин жизни чувствует себя спокойным и счастливым даже без сандалий и миски. Одно могу сказать тебе точно: Спокойные или не живут, или живут хорошо. |
|
||