|
||||
|
Глава IX Тренировки становились все сложнее и интенсивнее. По мере углубления в тонкости рукопашного боя Спокойных я все сильнее чувствовал нужду в партнере моего уровня для того, чтобы отрабатывать и совершенствовать технику. Ли слишком превосходил меня и, несмотря на то, что мы тренировались почти каждый день, я чувствовал настоятельную потребность спарринговаться и тренироваться с кем-то, находящимся на моем уровне. Конечно, некоторые элементы техники Ли я показывал своим друзьям и ученикам, не говоря, откуда я это знаю, но тренироваться с ними на достаточно серьезном уровне было сложно. Я несколько раз просил Ли разрешить мне найти напарника, чтобы тренироваться вместе с ним. Ли обычно уходил от ответа, но однажды он неожиданно согласился со мной и сказал, что хороший напарник гораздо важнее, чем родители, не говоря уже о жене. — Именно с напарником ты движешься к совершенству, поэтому от напарника очень многое зависит, — сказал он. — Проблема заключается в том, что там, где ты живешь, очень трудно найти еще одного человека твоего уровня. Конечно, ты должен иметь напарника, но нам придется выбрать такого, который помог бы тебе стать человеком-деревом, не преследуя никаких личных целей и довольствуясь лишь тем, что ему перепадает. — Это выглядит не очень справедливо по отношению к нему, — возразил я. — Естественно, что у него будут свои цели в изучении искусства Спокойных. — При выращивании дерева, — сказал Ли, — семена погибают. При совершенствовании Хранителя знания погибает прежняя личность Хранителя знания. Так стоит ли тебе переживать о другом, который и так добьется предела своих желаний и подойдет к пределу своих возможностей. Ли сказал мне, чтобы я выбрал несколько кандидатов в напарники, и, не объясняя им основной причины, в разное время назначил им свидания около кинотеатра «Спартак». Я встретился с Учителем на улице Пушкина незадолго до появления первого кандидата. Мы зашли в магазин напротив кинотеатра, и Ли принялся педантично примерять шляпы и все остальные головные уборы, представленные в магазине. Я смотрел через витрину, ожидая появления моего первого товарища. Ли сказал, что если человек не прошел специального обучения, то его характер проще всего прочитать по лицу в момент, когда этот человек кого-то ждет. Наконец появился К. Я вышел из магазина, подошел к нему, поговорил о каких-то пустяках. Я провел его перед окнами магазина, потом, сказав, что мне неожиданно пришла идея зайти в кафе, повернул обратно, снова пройдя мимо витрины. Мы выпили сок в какой-то забегаловке, что-то съели, я проводил его немного и простился, сославшись на неотложные дела. Увидев, что второй возможный напарник еще не появился, я зашел в магазин и спросил у Учителя, что он думает по поводу К. — Это человек огня, — сказал Ли. — Он никогда не остывает, он всегда горит. У него настолько огненная воля, что он может испепелить всех, кто вступит с ним в близкие отношения, и даже не заметит этого. Этот человек не сможет идти по пути Спокойствия. На какое-то короткое время он может быть верным другом, но он не может быть хорошим партнером в твоем обучении, тем более, что у него непомерная жажда самоутверждения, сильная воля и жесткая, всепоглощающая целеустремленность. Даже если он будет чему-то следовать, он и в этом следовании не будет принимать то, что ему дают, и свернет на ложный путь, который ему покажется лучшим. Это человек, признающий только быстрые результаты. Он не терпит долгой работы над самосозиданием. Его интересуют лишь мгновенные достижения. Потом пришел некто Д. Он мне не особенно нравился, хотя дрался неплохо. Я его позвал скорее для проверки, потому что мне было очень интересно узнать о нем мнение Ли. — Этот человек — как лодка в океане, привязанная к кораблю, — сказал Ли. — С той лишь разницей, что, увидев корабль большего размера, лодка самостоятельно бросит своего первого спутника и начнет следовать за другим. Этот человек очень скрытный, сам себе на уме, но внутри у него прячется раб. Он жаждет подчинения и ищет себе господина, но, как раб, он лжив и коварен. Поэтому, с одной стороны, он будет следовать за господином до тех пор, пока тот будет наказывать его палкой, и чем более жестоким будет господин, тем сильнее будет привязанность раба, но при первой же возможности он поменяет господина, если кто-то окажется более сильным и жестоким. Потом я встретился с П., который, как и я, был студентом сельхозинститута и некоторое время тренировался со мной. Ли сказал: — Этот человек интересуется боевым искусством как красивым цветком. Его не затронул сок, идущий от корней этого цветка. Он не может стать частью этого цветка. Он способен лишь, проходя мимо, сорвать его, понюхать, восхититься и тут же отбросить и забыть. Нам же нужен человек, который будет питаться соком и станет частью растения, станет его стеблем. — Раз ты начал сравнивать учение с цветком, то что ты сможешь сказать в той же манере про следующего кандидата? — спросил я. — Этот человек тоже интересуется боевым искусством, — сказал Ли, — но он пытается создать свой стиль. Он работает только для себя и поэтому он похож на толстого жадного шмеля, который, полетав над цветком, напьется соку и улетит, оставив цветок иссушенным. Конечно, и шмеля можно использовать в дальнейшем для расширения славы учения подобно тому, как шмель переносит пыльцу с цветка на цветок, но этот человек не годится для того, чтобы помочь цветку окончательно распуститься и созреть. Для тебя он будет бесполезен. Очередного кандидата Ли отмел, сказав, что этот человек очень тщеславен и слишком любит одеваться. — Он может быть другом, даже верным другом европейца, но последователь Спокойных его в друзья не взял бы, — усмехнулся Ли. К концу дня, наконец, появился Славик. — Этот парень может стать стеблем, поддерживающим цветок, — сказал Ли. — В данном случае под цветком я подразумеваю Хранителя знания, то есть тебя. Поддерживая цветок, будучи хорошим стеблем, он выполнит свое предназначение, тем более, что он не рвется в лидеры, его интересует суть учения и сам процесс обучения. У твоего друга двоякая воля — горячая снаружи и ослабленная, холодная внутри. Этот ученик годится для тебя, это не мой ученик. Но как стебель для цветка он будет достаточно хорош. Будущее показало, что Ли не ошибся в оценке Славика. Будучи великолепно подготовленным физически, Славик достиг больших успехов в изучении боевых искусств, но духовная сторона учения прошла мимо него, не сумев трансформировать его волю и дух в соответствии с учением Спокойных. После того как мы расстались с Ли, он некоторое время не мог найти свое место в жизни, сформировать устойчивое самосознание. Он начал выпивать, потом, желая хотя бы физически быть ближе к Востоку, уехал на Камчатку, где стал рыбаком. На долгие годы я потерял его из виду… Я понял, что Ли согласился сделать Славика моим напарником, и предложил: — Может быть, я попробую его догнать или схожу к нему домой, чтобы позвать его и вас познакомить? — Настанет день, когда ты его приведешь и он сам со мной познакомится. Славик служил в милиции, и я иногда для развлечения сопровождал его на отлов бомжей. Обычно это происходило без проблем, бомжи покорно отдавали себя в руки служителей закона, но для того, чтобы их застать в местах, где они спали, наряд милиции выезжал на работу рано утром, часа в четыре. Обычно бомжи ночевали в шалашах или в палатках, поставленных в лесополосах. Их хватали, сажали в машины и отвозили в приемник-распределитель. Во время одной из таких поездок мы со Славиком обнаружили великолепную поляну для тренировок в центре лесополосы недалеко от Богдановки. Большая поляна была полностью скрыта деревьями от дорог. Еще она привлекала нас тем, что неподалеку находился сад, на который мы после занятий совершали набеги. Первую встречу со Славиком Ли решил провести именно на этой поляне. Я рассказал Славику о Ли, о том, что техники, которые я ему показывал, относятся к тайному знанию Спокойных, и о том, что Учитель согласен взять его в качестве моего напарника. Славик был так взволнован, что не мог заснуть почти всю ночь, и приехал в лесополосу за несколько часов до назначенной встречи. Славик тренировался, с нетерпением ожидая появления Учителя. Я пришел незадолго до встречи с Ли, и мы начали отрабатывать способы освобождения от захватов, немного поспарринговались и так увлеклись, что даже не заметили, как Ли подошел к нам вплотную. Без всяких вступлений он сказал: — Повторяйте за мной движения. Мы, не произнеся ни единого слова, обойдясь без приветствий, гармонично перешли от своей тренировки к тренировке с Учителем. Ли начал с движений по широкой амплитуде и постепенно перешел к движениям одними пальцами. Закончив упражнения, он присел, подложив под колени свернутую куртку и небольшой кусок дерева, и знаком приказал нам принять такую же позу. Земля была сырая и прохладная. Мы, подражая Ли, тоже подложили под ноги одежду и ветки. — Сейчас, когда вы разогреты, вы открыты для вредной энергии ветра и сырости, — сказал Ли. — Поэтому вы периодически должны активизировать кожу сильным потиранием, иначе мышцы и кожа охладятся, и болезнь незаметно войдет в вас. — А почему ты не растираешься? — спросил я. — Мне достаточно просто концентрироваться на поверхности тела, чтобы не пропускать внутрь вредную энергию. Постепенно ты этому тоже научишься. Я начал растирать свое тело. Славик последовал моему примеру. Ли сказал: — Сегодня я покажу вам технику ведущих точек и «живых перьев». Это способ управления телом с помощью малых движений. Техника малых движений состоит из десятков групп приемов «живые перья». «Живые перья» — это техника, очень тесно связанная с первичными медитативными практиками по управлению пульсами, по ведущим точкам, когда тело входит в состояние аутодвижений или когда вы разбираете движения и приемы на составляющие и выясняете, в какой момент какая точка или несколько точек вашего тела определяли направление движения, усилие и другие составляющие, и в медитации учитесь выполнять прием, сосредотачиваясь на ведущих точках и мысленно управляя их движением. Потом Ли рассказал нам о формосостояниях. Он сказал, что несколько десятков обычных форм, которые он мне показывал раньше, — это первичная ступень, одна из ступеней ложного знания (он мне уже несколько раз намекал, что далеко не все, что он мне рассказывал с первой нашей встречи, является истиной в последней инстанции). — Это части ложного знания, — объяснил он, — которые подготавливают тебя к более высоким ступеням мастерства, к более высоким состояниям. Снова повторив, что ни поз, ни движения не существует, он ввел новые понятия состояния и навыка. Ли определил состояние как весь комплекс изменений, происходящих в той или иной форме, и вывел из этого, что любая форма, а формой может быть поза, или положение рук, или застывшее положение кисти, на самом деле формой не является, представляя собой квинтэссенцию нескольких подобных форм и их переходов от одной к другой. Формосостояние — это сочетание навыка — умения пользоваться формами для достижения той или иной цели и достаточно большой группы форм с их изменениями и переходом одной в другую, то есть, в конечном счете, сочетание навыка с движениями и позами. Как пример формосостояния. Ли показал мне большой палец и сказал, что одним только большим пальцем можно и атаковать, и защищаться. Я ничего не ответил, но про себя подумал, что это должно быть небольшое преувеличение. Ли усмехнулся и сказал: — По выражению твоих глаз я вижу, что ты мне не веришь. Попробуй меня атаковать. Я рванулся вперед и, даже не успев понять, что произошло, оказался на земле с жестокой болью в солнечном сплетении. — А теперь посмотри на то же самое со стороны. Я сделаю это медленнее. Ли сделал знак Славику атаковать его. Его большой палец скользнул вдоль атакующей руки Славика и подушечкой вонзился в его солнечное сплетение. Ударив Славика ладонью по спине. Ли восстановил ему дыхание и жестом предложил нам попробовать этот прием друг на друге. Потом Ли показал нам серию приемов «живых перьев». (Техника «живых перьев» опубликована в «БИП», начиная с 1-го номера за 1995 год.) «Живые перья» — это пальцы рук и различные группы формосостояний пальцев рук. Их предназначение — направление движения рук и всего тела, формирование ряда атако-защитных положений кисти и осуществление контактного и бесконтактного контроля. Работа с «живыми перьями» начинается с медитативной активизации ладоней и пальцев. Первая фаза этой активизации — мысленное сосредоточение на ощущении тепла в кисти, от которого начинают трепетать и словно звучать точки Ши-сюань и Лао-гун или центр ладони. Ли сказал, что наиболее часто используемыми формосостояниями «живых перьев» являются три группы пальцев: большой палец, средний и указательный пальцы и безымянный палец с мизинцем. Это — стабильные формосостояния. Три основных временных формосостояния «живых перьев» — ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь с отставленным большим пальцем и группа из среднего и безымянного пальцев. К вспомогательным формообразованиям относятся четыре простые кольцевые формы, образуемые соединением конца большого пальца с концом каждого из четырех остальных пальцев. Еще несколько вспомогательных временных форм были тесно связаны с пальцовками, лечебными и медитативными жестами. Чтобы показать нам технику «живых перьев» в действии. Ли предложил, чтобы мы со Славиком одновременно атаковали его. Я попробовал ударить Ли в лицо, но неуловимым движением кисти он перенаправил мою руку, и удар достался Славику. Пальцы Ли, скользя по нашим конечностям, осуществляли болевые воздействия на активные точки, болевые приемы. Движениями пальцев он изменял направление наших атакующих конечностей, так что они все время переплетались, и мы мешали друг другу атаковать. Такая техника переплетения конечностей нескольких нападающих называется «упавшее дерево на лесной дороге». Манипуляции пальцами позволяли Ли слить в единое целое защиту и контратаку и мгновенно вернуть конечность в положение контроля над опасными зонами тела противника. Руки Ли все время раздражали нас толчками и рывками кожи и мышц, что заставляло нас делать ненужные движения и жесты. Руки Ли словно прилипли к моему телу, как бы я ни двигался, они все время контролировали меня. Мне казалось, что просто невозможно избавиться от прилипающих пальцев Учителя, невозможно пробиться к нему через эту защиту, потому что каждое мое атакующее движение мгновенно нейтрализовывалось защитой в сочетании с контратакой, захватом или перенаправлением атакующей конечности в технике «упавшего дерева, на лесной дороге». Возможности «живых перьев» поразили нас, и Ли потратил несколько часов, объясняя нам технику движений и то, как пальцы и формосостояния определяют, направляют и изменяют движения кистей рук. Потом Ли показал, как используются кольца из разомкнутых пальцев, когда два пальца руки (один из них — большой палец) образуют полукольцо, а кольцо создается только в воображении ученика. Мы должны были представить, что полукольцом пальцев мы держим твердый круглый диск или блюдце так, чтобы полукольцо пальцев становилось твердым и напряженным, изо всех сил сжимая воображаемый диск. Ли показал, как полукольца пальцев используются для поворота кисти, для отвода атаки или для самой атаки. Он сказал, что после выполнения определенной медитации для создания в полукольце пальцев диска из энергии, своеобразного мыслеобраза, кольца пальцев можно использовать для лечения или для создания сверхусилий. В качестве первого этапа медитации Ли предложил нам начать с полукольца, образованного большим пальцем и мизинцем, представить и почувствовать, как мы держим блюдце этими пальцами, ощутить его грань и мощное сопротивление нажатию пальцев так, что остальные пальцы тоже могли бы прикоснуться к поверхности блюдца и осязать его. Мне довольно легко удалось вызвать это ощущение. Славику, наверно, тоже, потому что он сказал: — Ну и что, что у меня в руке блюдце? Какую силу оно мне дает? — А вот посмотри, — сказал Ли и, взяв руку Славика, сжал ее в запястье большим пальцем и мизинцем. С ужасом я увидел, как сустав вышел из своего ложа и кисть Славика, повинуясь мощному нажатию пальцев, отделилась от предплечья. Тут же обжимающим движением руки Ли вставил сустав на место. Славик изумленно пошевелил рукой, но она нормально двигалась без боли или опухания. — То, что вы видели, — реализация одной из возможностей «живых перьев» в захвате, — сказал Ли. — При необходимости, сконцентрировавшись, я могу расплющить твои кости, как, например, этот камень. Ли подобрал с земли небольшой кусок белого ракушечника, сжал его в руке и, перебирая пальцами, разломал на мелкие кусочки. — Попробуйте почувствовать мое состояние, — предложил Ли. Я расслабился и представил, что сливаюсь с ним в одно целое. Какая-то дикая сила начала подниматься внутри моего тела, двигаясь от копчика по позвоночнику вверх к плечам и холодом растекаясь по плечам и голове. Энергия хлынула в руки, вызвав жуткий спазм в кистях. Холод охватил щеки и нос. Мне казалось, что я нахожусь в Антарктиде и мои щеки вот-вот отмерзнут и отвалятся. Славик тоже что-то почувствовал. Но то, что Ли сделал с его рукой, не позволяло ему сосредоточиться. Я видел, как он периодически бросал недоверчивые взгляды на руку, вращал кистью или растирал запястье. Удивительным было то, что рука даже не была растянута, хотя, по идее, после такого выхода сустава ее двигательные функции должны были сильно нарушиться. Тренировка в технике «живых перьев» продолжалась до глубокой ночи. Мы постигали контроль над движениями противника, учились отводить атаки, ловили моменты перехода движений с вращением кисти, изучали отбивы и атаки при вращении предплечья с помощью мизинца и большого пальца. Мы вызывали ощущение блюдца в полукольце пальцев и учились направлять его под разными углами, ощущая плоскости действия кисти. Полукольцами пальцев мы перехватывали атаки, совершали отведения и зацепы и многое другое. Техника «живых перьев» настолько захватила нас, что, казалось, изменилось течение времени, оно почти остановилось, как будто в мире не существовало ничего, кроме этой лесной поляны, залитой лунным светом, фигуры Учителя, совершающего руками какие-то удивительные манипуляции, и нас, пытающихся эти манипуляции воспроизвести и запомнить навсегда. |
|
||