|
||||
|
32 На очередной тренировке, уже на дополнительных занятиях, мы с интересом и неподдельным старанием учились новым ката. «Скоростные» ребята не переставали восхищать нас своим мастерством. С завораживающей красотой и молниеносной скоростью они вели между собой спарринг. Андрей, в очередной раз наблюдавший за их движениями, пожаловался Учителю: — Как они так быстро передвигаются? Вроде, делаем одни и те же ката, но как я ни пытаюсь, всё равно от них отстаю и очень сильно. Они двигаются практически в два раза быстрее меня. Почему? — Всё дело здесь в равновесии. В этом и весь фокус, — ответил Сэнсэй. — Но я слежу за равновесием как положено, как меня раньше учили, ещё при самых моих первых шагах в каратэ. По-моему я соблюдаю все правила, центр тяжести распределяю как положено… Но у меня не получается так, как у них. — Потому что ты переносишь центр тяжести, а они следуют за центром тяжести. — Это как? — удивился Андрей. — Ну как. В «Хара», или как её ещё называют, точке «Дань-Тьянь», что находится на три пальца ниже пупка, находится центр тяжести. Помнишь, когда-то я вам об этом рассказывал. Все учат правильно его держать, шагать, переводить и тому подобное. Тебе говорили, что, к примеру, стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями ступней; что ходьба — это ряд падений вперед, предупреждаемых своевременным переносом опорной ноги; что бег — это ряд скачков с одной ноги на другую с соответствующим переносом веса тела и центра тяжести. Так? Так… То есть все рассказывают и учат соблюдать общие правила переноса центра тяжести. Но в этом как раз и проигрывают в скорости. Потому что, чтобы увеличить скорость и научить тело двигаться, надо научиться, в первую очередь, двигать центр тяжести. — А мне этому можно научиться или я безнадёжен? — с улыбкой сказал Андрей. — Безнадёжен только дурак и ленивый, — отпарировал с такой же иронией Сэнсэй. — А так, в принципе, любой человек может этому научиться. Есть элементарная техника на перемещение своего центра тяжести. То есть это почти та же динамическая медитация. Вначале тренируешь технику дыхания. В любых производных движениях, когда руки отводишь от себя — делаешь вдох, когда руки идут к тебе — выдох; шаг вперёд — вдох, шаг назад — выдох. При этом выдох ты делаешь как бы вниз живота, в «Хара», по подобию того, как мы на медитации выдыхали через руки. То есть при выдохе концентрируешь своё внимание и полностью сосредоточиваешься на этой точке живота, как бы слегка напрягая его именно в области «Хара». И в общем итоге добиваешься того, что начинаешь контролировать таким образом своё производное дыхание. И самое главное — чувствовать это место, чувствовать именно свой центр тяжести. — А какие нужно выполнять движения, есть какая-то последовательность? — Да любые, какие хочешь, это не имеет значения. Хочешь, разминайся или крути ката, или просто ходи по кругу, или делай наклоны, всё равно. Главное дело выполняет твоя мысль и концентрация… Это первый этап — найти именно свой центр тяжести и почувствовать его при любых движениях. Второй этап — на разрастание точки центра тяжести, сконцентрированной в «Хара». То есть ты мысленно посылаешь в неё Ци. И эта точка, благодаря концентрации энергии воздуха, как бы разрастается и становится круглой и плотной. И здесь она превращается в шарик или маленький мячик, во что угодно, на что у тебя фантазии хватит. Важно то, что ты чувствуешь его как бы физически, как что-то там есть, к примеру, такой здоровый, круглый шарик с подшипника или тому подобное. И вот третий этап — самый главный. Силой своей воли ты двигаешь центр тяжести, всё остальное движется за ним. Где бы ты ни находился и что бы ты ни делал, ты постоянно делаешь эту динамическую медитацию. — Так же, как и «Цветок лотоса»? — Совершенно верно. Так же. Кстати, одно другому не мешает. Но как бы ты ни двигался, куда бы ни пошёл, в первую очередь, разумом своим ты должен перемещать не тело, а свой центр тяжести. А дальше тело уже должно учиться успевать за ним. Вот и всё. Всё просто. Андрей задумался и стал пытаться двигаться с проработкой дыхания. — Вот смотри, — обратил его внимание Сэнсэй, — как ты двигаешься обычно. Ты выносишь сначала плечо, ногу, голову и тому подобное. То есть вначале выносишь какую-то часть тела, а уже потом центр тяжести. А теперь посмотри на ребят… Видишь, они начинают все движения именно с точки «Хара», именно низ живота сначала уходит вперед, а потом уже идёт тело, как бы они ни перемещались и ни двигались, быстро или медленно. — Ага, понятно в чём тут дело, — подхватил Костя, также внимательно слушавший Учителя вместе с нами. — А мы-то думали, ну чем же вы всё время отличаетесь с ребятами, когда идёте. Оказывается, своей необычной походкой. Сэнсэй развел руками и с улыбкой сказал: — Привычка. Наши первые попытки закончились уморительным смехом, поскольку все пытались научиться всему и сразу. Но всё, что у нас получалось — это ходить словно пингвины. На что Сэнсэй заметил: — Ребята, я же вам говорил, вы сначала научитесь дышать, чувствовать свой центр тяжести, а потом уже передвигать его. — А как они ускоряют своё движение? — спросил Андрей, кивнув в сторону «скоростных парней». — Что, надо потом что-то особенное делать? — Да нет. Ускорить можно всего лишь выдохом, то есть силой своей мысли, толкая вперед центр тяжести… Вот как ты рукой двигаешь, только подумав об этом, так и здесь ты должен свободно передвигать своим центром тяжести, мысленно послав приказ. И вот когда ты научишься передвигать свой центр тяжести со скоростью мысли, ты будешь настолько быстро двигаться, насколько тебе будет позволять твоя физическая тренированность. Надо будет только успевать догонять телом свой центр тяжести. — Здорово! — произнес Андрей. — Это так можно же любые спринтерские забеги выиграть. — Это точно. Если бы эту технику знали спортсмены, они бы всё «мировое золото» на первенствах выиграли, — полушутя ответил Сэнсэй. — А что, об этом никто из них не знает? — К сожалению. — И я никогда об этом не слышал и даже нигде про это не читал, — к нашему удивлению честно признался Костик. — А почему? — Ну, это древнейшая техника на развитие человеческих возможностей и является сокровенным достоянием наставников древних монастырей. Они не рассказывают её даже своим ученикам и сохраняют это как одну из изюминок своего единоличного владения особыми тайными техниками. Хотя, по большому счёту, здесь ничего такого нет, в этом нет даже Искусства. Обыкновенная техника, подвластная любому человеку. Разве что более эффективная среди остальных и всё… Всю дорогу домой у нашей компании грудь была «колесом». Как же, узнать то, что знают лишь наставники древних монастырей, было для нас даже выше предела наших мечтаний. Я очередной раз изумлялась тонкостям в знаниях древних техник Сэнсэя. И в своем дневнике, гадая, кто же «Он» такой, написала, что, наверное, Сэнсэй ещё и ко всему талантливый востоковед или же знал хорошо те края, или вырос там. Иначе, как он получил эти знания? Загадка рождала лишь очередную загадку. Сэнсэй, безусловно, знал очень много, начиная от философии и заканчивая точными науками. И всё это стояло на основе какой-то неведомой мне науки фундаментальных знаний о человеке, начиная от микровселенной в бесконечно делимом атоме и заканчивая невидимой, но вполне мною ощущаемой душой, вернее тайной её создания. «Кто же Он?!» — спрашивала я себя в очередной раз. |
|
||