|
||||
|
Его согласие с писаниями Вы можете заметить, что говоря об этом тонком мире я использую термин "астральный план", а не «камалока», который часто применяется в качестве санскритского эквивалента. Я избегаю этого, поскольку не уверен, что это эквивалент, так как думаю, что определяя её как место желаний, вы практически полностью подразумеваете лишь низшее желание, и это сделало бы термин более ограниченным, чем астральный план. Я считаю, что ваш термин «бхуварлока» значительно ближе ему соответствует, но без исчерпывающего изучения упоминаний о ней я не решаюсь применять даже его. Подход индийцев к этому предмету и подход их книг в некотором роде противоположен нашему. Они всегда спускаются к нему как бы сверху, и их великие риши, составляя весь план вселенной, говорят со спокойной уверенностью знания — "так должно быть". Мы же, с другой стороны, подходим к предмету снизу, снова и снова терпеливо фиксируя факт за фактом, решаясь делать выводы только после сравнения результатов различных часто повторяемых опытов и наблюдений. Но, как я думаю, интересный для вас, индийцев, момент заключается в том, что хотя эти исследования ведутся из столь отличного направления, их результаты в точности согласуются с утверждениями ваших древних книг, давая таким образом подтверждение религиозных учений, которое должно особо привлекать молодое поколение, поскольку следует той самой линии, по которой тренировалось его мышление — линии научного исследования. Другой интересный момент, связанный с наблюдениями изучающих теософию, состоит в том, что они, как я думаю, сообщают несколько больше подробностей, чем писания, и так упорядочивают факты, что связь между ними становится ясно видна. Если бы меня попросили научить кого-либо всему, что я знаю об астральном плане, то думаю, что первое, что я должен был бы ему сказать, это то, что он должен уразуметь полную его реальность. Для индийца это должно быть легче, чем для западной публики. Постарайтесь осознать, что это другое состояние существования столь же реально (или столь же нереально), как наше нынешнее. Есть философы, которые скажут, что всё существование — иллюзия, что мы сами нереальны, и я заблуждаюсь, думая, что говорю, а вы галлюцинируете, думая, что слушаете; но как бы то ни было, пока мы живём на физическом плане, нам приходится действовать так, как будто мы реальны, и в точности то же приложимо и к астральному плану. Если физический мир — не более, чем иллюзия, то то же будет верно и относительно астрального; но если у мира, в котором мы теперь живём, есть какая-то доля реальности, то той же мерой реальности обладает также и астральный план. Помните, что я не имею в виду постоянства какого-либо из них. Если вы спросите, постоянен ли физический план, я отвечу — нет, материя же, из которого он состоит, постоянна, но не обязательно в этой форме. Вся физическая материя может стать астральной, вся астральная — ментальной, и возможно, это способ, которым Высшее возвращает всё в себя. Когда учёный сможет исследовать атом физического плана, как он уже был исследован при помощи ясновидения, он обнаружит, что это не более чем вихревой центр, удерживаемый в своей спиральной форме просто протекающей через него силой — подобно маленькому вращающемуся столбу пыли и листьев, удерживаемых ветром, циркулирующим через него, который вы можете наблюдать на углу улицы. Сам атом, стоящий за всей физической материей — не более чем упорядоченное скопление астральных атомов, и если логосу нашей системы заблагорассудится вывести свою силу, весь физический мир сразу же впадёт в то, что для нас будет непроявленностью. Это показывает отношение астрального плана к физическому; это настолько же материальный план — просто другое состояние той же материи. Более того, в Европе и Америке мне постоянно приходится объяснять, что астральный план — это не какое-то место, это не удалённые небеса среди звёзд, но состояние материи, существующее здесь и сейчас, хотя и не воспринимаемое. Астральная материя окружает нас каждый момент, точно как и физическая материя. Все вы знакомы с научной теорией о том, что эфир взаимопроникает с обычной физической материей — вот так же в свою очередь и астральная материя проникает эфир. Учёные привыкли думать об эфире, как об однородной субстанции; теперь они, похоже, допускают, что это не так, поскольку говорят, что всё состоит из электронов. Истина в том, что эфир сам имеет атомическое строение, и его атомы не касаются друг друга, а плавают в море ещё более тонкой материи, которую мы называем астральной. Но и астральную материю в свою очередь можно свести к астральным атомам, которые, как выяснится, плавают в море материи ещё более утончённой. Но всё это — не различные виды материи, а разные состояния той же самой. Некоторые из ваших магов могли заставить физический предмет исчезнуть в одном месте и снова возникнуть где-нибудь ещё. На самом деле это очень простой опыт дематериализации. Мы можем сделать кусок льда невидимым, превратив его в воду и выпарив её; в форме пара его можно пропустить через решётку или любое пористое вещество, а с другой стороны, если его подвергнуть достаточно низкой температуре, его можно сконденсировать в такой же кусок льда. Если бы это можно было бы сделать достаточно быстро, то такой перенос куска льда из одной комнаты в другую показался бы чудесным — и это представляет точную аналогию того, что происходит в случае дематериализации. Усилием своей тренированной воли маг просто переводит предмет в состояние материи, в котором он невидим для наших чувств, но он не становится от этого менее материальным — так же как пар столь же несомненно является материей, как и лёд. Если что-то называют реальным в одном состоянии, то его следует называть реальным и в другом; а если в одном из этих состояний его называют нереальным, то оно должно называться нереальным и в других. |
|
||