|
||||
|
Глава VI НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ Немного размышлений покажут вам, какое радикальное изменение вводится в жизнь человека, когда он убеждается, что его физическая жизнь — не более как один учебный день в школе жизни, а его физическое тело — не что иное, как временная одежда, в которую он облекается для того, чтобы приобрести нужный опыт. Тогда он начинает понимать, что единственная серьёзная задача его жизни — в том, чтобы "выучить заданный урок", и что уклонение от этой задачи в силу каких бы то ни было соображений будет немыслимой глупостью. Для того, кто знает истину, существование большинства людей, посвящённое исключительно земным благам, погоне за богатством или славой, является детской игрой, безрассудной жертвой всего, что есть действительно ценного, ради минутного удовлетворения низшей природы человека. Познавший истину "устремляет свою привязанность на высшее, а не на земные предметы", и не только потому, что он видит в этом высший путь, а и потому, что он ясно понимает ничтожество всех земных благ. Он всегда будет стремиться стать на высшую точку зрения, зная насколько низшая ненадёжна, и помня, что земные желания и страсти окружают человека подобно густому туману, мешающему ему видеть ясно и отчётливо. Тем не менее, если он даже вполне убеждён, что высший путь всегда более верный, и если он твёрдо решил следовать по этому пути, он всё же будет испытывать по временам сильное искушение перейти на низший путь и будет подвергаться сильной внутренней борьбе. Он убедится, что существует "в членах моих иной закон, противоборствующий закону ума моего" как говорит ап. Павел, так что "доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю".[6] Религиозные люди впадают часто в серьёзную ошибку относительно этой внутренней борьбы, которую все мы испытали в большей или меньшей степени. Они обыкновенно принимают одну из двух теорий, существующих на этот счёт. Или они предполагают, что греховные воздействия идут от внешнего демона-искусителя, или же скорбят о страшной испорченности и черноте своего собственного сердца, в неисповедимых глубинах которого всё ещё может существовать подобное зло. И действительно, множество самых хороших людей проходит благодаря такому воззрению через многообразные, совершенно ненужные страдания. Первое, что необходимо ясно сознавать, если желаешь разобраться в этом вопросе — это что низшие желания — вовсе не наши желания. Не от демона, стремящегося погубить наши души, исходят они. Правда имеются дурные существа, привлекаемые нечистыми мыслями человека, которые усиливаются благодаря их влиянию, но существа эти — произведения самого человека, и все они, без исключения, преходящи. Это не более как искусственные мыслеобразы, вызванные к существованию мышлением дурных людей, и они обладают на известное время жизненной силой, соответствующей силе мысли, создавшей их. Но те нежелательные влияния, которые мы наблюдаем внутри себя, происходят обыкновенно из совершенно другого источника. Мы сказали, что по пути к воплощению человек притягивает к себе подходящую материю из различных космических планов и облекается в оболочки из этой материи. Но это не мёртвая материя (оккультная наука учит, что мёртвой материи не существует совсем); ей присуща жизнь, хотя это жизнь на гораздо более ранней ступени космической эволюции, чем наша — настолько более ранней, что она и до сих пор спускается в нисходящем порядке в самую глубину материи, вместо того, чтобы из низшей материи подниматься в высшую. Отсюда её постоянное стремление к более грубым материалам и к более грубым вибрациям, которые для неё представляют движение вперёд, а для нас — назад. Вот отчего происходит конфликт между высшим и низшим, вот отчего интересы истинного человека сталкиваются с интересами живой материи в том или ином из его проводников. Это — лишь поверхностное объяснение той любопытной внутренней борьбы, которую мы чувствуем порой — борьбы, которая внушила поэтическим душам идею о добрых и злых ангелах, борющихся из-за человеческой души. Более подробный отчёт об этом можно найти в "Астральном плане", с. 40. В то же время важно, чтобы человек ясно осознал, что он сам является той высшей силой, которая направляет вперёд и сражается за добро, тогда как та низшая силы — вовсе не он, а неподчинившаяся его власти частица одного из его низших проводников. Он должен научиться господствовать над нею, овладеть ею вполне и держать её в повиновении; но думать о ней, как о чём-то дурном он не должен, ибо и это низшее проявление жизни есть излияние божественной силы, движущейся в надлежащем направлении, хотя в данном случае движение это и направлено вниз в материю, в отличие от нашего случая, где оно направлено вверх, прочь от материи. Примечания:6 Послание ап. Павла к Римлянам, VII.23 и 19. |
|
||