|
||||
|
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. НАСЛЕДСТВО ЕГИПТЯН Основание Египта Больше всего египтяне знамениты своими пирамидами. Однако, как нам предстояло узнать, наследие этого удивительного народа отнюдь не ограничивается древними артефактами: современный уклад жизни возник во многом благодаря им. Сегодняшние египтяне представляют собой смесь арабской, негритянской и европейской рас и сильно отличаются друг от друга чертами и цветом кожи. Многие из них удивительно красивы, а некоторые поразительно похожи на портреты, найденные в древних гробницах внутри пирамид. Эта красота не только внешняя - они очень дружелюбны и терпимы. Широко распространенное мнение о том, что “злобные” египтяне использовали при строительстве пирамид рабов-иудеев, настоящая чушь - хотя бы потому, что в то время никаких иудеев не существовало вообще. На древнейших египтян должны были оказать сильное влияние строители шумерских городов. Возможно, после всемирного потопа некоторые из хранителей тайн и секретов строительства шли на север и запад, пока не обнаружили людей, которые жили у реки и подчиняли всю свою жизнь ритму разлива речных вод, увлажнявших сухую пустынную почву. Поскольку выпадавших в Египте осадков не хватало для выращивания урожая, Нил был здесь единственным хранителем жизни; неудивительно, что эта река стала символом Египта. В конце августа-сентябре Нил с юга до Средиземного моря заливает весь Египет, оставляя после себя черный ил, на котором растет пропитание для всей нации. Слишком сильный разлив приводит к серьезным наводнениям, разрушающим дома и убивающим людей и животных; слишком слабый - к недостаточному орошению и последующему голоду. Иными словами, жизнь и благополучие египтян зависят от щедрости Нила. В древних летописях сообщается, что египетские воины, в погоне за врагом вступившие в Ливан, были напуганы тамошними природными условиями. Они сообщали, что в Азии “все растет где вздумается и мешает продвижению отрядов” и что “Нил непонятным образом падает с неба вместо того, чтобы течь с холмов”. Эта фраза показывает, что у египтян не было слова для обозначения дождя и что даже такое животворное природное явление может быть нежелательным для того, кто привык обходиться без него. Воины были недовольны и тем, что вода тамошних рек слишком холодна. Они предпочитали набирать ее во фляжки и ждать, пока та согреется на солнце. Десятки тысяч лет Нил обеспечивал пропитание небольшим изолированным группам охотников-кочевников, но в четвертом тысячелетии до нашей эры здесь начали появляться поселения земледельцев. Вскоре эти поселения начали объединяться в некие протогосударства со своими достаточно спорными границами, которые следовало защищать. Войны стали обычным делом, но затем все постепенно поняли, что объединение эффективнее вражды. Примерно к 3100 г. до н.э. сформировалось единое царство, объединившее Нижний и Верхний Египет. Теология этого объединенного царства на первых порах была фрагментарной, поскольку каждый город имел собственных богов. Большинство людей верило, что в незапамятные времена боги жили так же, как люди - испытывали страхи и надежды, болели и в конце концов умирали. Боги были хотя и всемогущими, но не бессмертными; у них были свои кладбища. Эта всеобщая смертность настолько противоречит общепринятым понятиям о богах, что возникает вопрос, как у древних обитателей этих мест могли сложиться столь странные понятия. Единственное объяснение, которое приходит нам в голову, это то, что люди, правившие здесь пять с половиной тысяч лет назад, были чужеземцами, обладавшими столь большими знаниями и столь развитой технологией, что местные обитатели считали их по меньшей мере магами и чародеями. В древние времена магия и религия не отделялись друг от друга, и любого много знавшего и умевшего человека могли легко принять за бога. Конечно, строить умозаключения о временах, давно канувших в Лету, занятие бессмысленное, но возможно, что эти живые боги были людьми, обладавшими секретами строительства, и что перед тем как уйти, вымереть или окончательно смешаться с местным населением, они передали эти секреты строителям пирамид. Египтяне верили, что так было всегда; по их понятиям, считать богов полными бездельниками было бы нелогично. Они были уверены, что мир возник тогда, когда хаос сменился порядком, и что борьба между силами разрушения и созидания идет вечно. Так распорядился некий бог, который существовал всегда - не только до создания людей, неба и земли, но и до рождения других богов. Состояние хаоса называлось Нун. Как в шумерских и библейских описаниях того, что предшествовало сотворению мира, хаос представлял собой темную, бессолнечную, влажную пропасть, которая однако хранила в себе некую творческую силу, внезапно начавшую действовать и преобразовавшую хаос в порядок. Эта сила, скрывавшаяся внутри хаоса, не сознавала себя; то был всего лишь потенциал, возможность, переплетенная со случайностью. Как ни странно, но эта точка зрения полностью соответствует представлениям современной науки, в частности “теории хаоса”, которая с помощью математического аппарата описывает сложнейшие процессы, происходящие и регулярно повторяющиеся внутри совершенно неупорядоченных систем. Это показывает, что представления древних египтян были куда ближе к нашей физической картине мира, чем можно было ожидать от людей, ничего не понимающих в строении материи. В каждом из больших городов существовали свои легенды о том, что было до сотворения мира, несколько отличавшиеся друг от друга. Наиболее значительными из тогдашних городов были (используя их более поздние греческие названия) Мемфис, Гермополь (Ермополь), Крокодилополь, Дедера, Эсна, Эдфу и Гелиополь (“город солнца”, ранее называвшийся Он). Общим для всех этих верований является представление о “первом моменте” в истории, когда из хаоса вод поднялся плодородный островок или холм, способный поддерживать жизнь. В Гелиополе и Гермополе считали, что зародил эту жизнь, противостоящую хаосу, бог солнца Ра, а в великом Мемфисе - что это сделал бог земли Пта. Однако в обоих случаях считается, что бог, сотворивший островок, сделал это умышленно, находясь в здравом уме и твердой памяти. Ра-Пта создал для египтян источник материальных благ; он был вдохновителем всех наук, искусств и ремесел; незачем говорить, что он же был обладателем секретов строительства. Правители Египта - сначала цари, а потом фараоны - были боголюдьми и царствовали по божественному праву. Каждый царь был “сыном бога” и в момент смерти становился равным своему отцу, космическим богом. В мифе о боге Осирисе рассказано, как начался этот цикл богов-отцов и их сыновей. У богини неба Нут было пятеро детей. Старший из них, Осирис, был одновременно и богом, и человеком. Как было принято в Древнем Египте, женой Осириса стала его сестра Исида. Осирис с помощью своей правой руки, бога Тота, мудро правил страной, и люди процветали. Однако бог Сет, завидовавший своему старшему брату, убил Осириса, расчленил его тело и бросил куски в разные части Нила. Исида была безутешна - особенно потому, что Осирис не оставил наследника. Это означало, что жестокий Сет станет законным властителем. Могучая богиня Исида не могла этого позволить; она собрала куски тела Осириса и принесла их к себе, с помощью магии соединила и на короткое мгновение вдохнула в брата-мужа искорку жизни. Затем она опустилась на божественный фаллос и приняла в себя семя Осириса. После того как Исида зачала его дитя, Осирис отправился к звездам и стал править царством мертвых. Исида дала жизнь сыну Гору. Тот вырос, стал египетским царевичем и впоследствии вызвал убийцу своего отца на дуэль. В завязавшейся битве Гор отрезал Сету яички, но и сам лишился глаза. В конце концов юный Гор был объявлен победителем и стал первым царем Египта. С тех пор царь при жизни всегда считался воплощением бога Гора; в момент смерти он становился Осирисом, а его сын - новым Гором. Прочность двух земель Верхний и Нижний Египет стали единым царством примерно 5200 лет назад. Мы не знаем, как люди существовали в ту пору, когда среди них жили боги, но после этого объединения целостность государства, состоявшего из двух частей, стала основным условием его благоденствия. Египтяне строили свои пирамиды потому же, почему шумеры возводили ступенчатые зиккураты. И те и другие сооружения были искусственными горами, которые помогали царю и его жрецам общаться с богами. Но куда древнее пирамид была колонна, которая выполняла ту же функцию, связывая мир людей с миром богов. До объединения каждое царство имело свою колонну, соединявшую царя и его жрецов с богами. Разумно предположить, что когда Верхний и Нижний Египет слились, объединились и обе их колонны. Каждая колонна была духовной пуповиной между землей и небесами, а египтяне крайне нуждались в новом теологическом обосновании существования новой троицы, состоявшей из двух земель и одного неба. В древнем городе Анну (который в Библии называется Он, а у греков получил имя Гелиополь) стояла огромная священная колонна, тоже называвшаяся Анну и, возможно, давшая имя городу. Мы считаем, что то была великая колонна Нижнего Египта. Ее партнерша, игравшая ту же роль в Верхнем Египте, находилась в городе Нехеб. Позднее титул “Ивну Шема” (Iwnu Shema), что значит “Южная Колонна”, получила столица Верхнего Египта Фивы. Изучив более поздние египетские верования и ритуалы, мы поняли, что эти священные колонны стали физическим выражением единства. Две колонны, символизировавшие объединение двух земель в одно царство, были скреплены тяжелой поперечной балкой богини неба Нут; эти три части составляли архитектурный портал. Поскольку одна колонна стояла на севере, а другая на юге, портал, естественно смотрел на восток, в сторону восходящего солнца. По нашему мнению, это означает прочность, ибо до тех пор, пока обе колонны остаются целыми, царству двух земель обеспечено процветание. Следует напомнить, что египетский иероглиф, означающий “две земли” и называющийся “тауи”, представляет собой изображение двух смотрящих на восток колонн, которое сопровождается точками, указывающими в сторону восходящего солнца. (Рисунок на стр. 102 оригинала) Если смотреть на этот “духовный портал” со стороны востока, то правая колонна обозначает Нижний Египет и соответствует масонской правосторонней колонне Иахин, означающей “утверждение”, “основание” или ”создание заново”. В современном масонском ритуале не объясняется смысл этой аллегории, но нам кажется, что она идет как раз от Нижнего Египта и означает более старую из двух земель. Согласно египетскому мифу, именно там мир возник из изначального хаоса, называвшегося Нун; следовательно, имя “Иахин” означает ни больше ни меньше как сотворение мира. Для египтян левая колонна означала связь с небом Верхнего Египта. В масонском ритуале она называется Воаз, что означает “сила” или “в нем сила”. Как будет показано в следующей главе, эта ассоциация возникла в момент величайшей опасности, когда Нижний Египет был временно захвачен могущественным врагом и Верхний Египет продемонстрировал свою великую силу. Масоны считают, что две объединенных колонны означают “целостность”, “единство”, “стабильность” или “прочность”. Несомненно, именно так думали и египтяне. “Пока обе колонны остаются целыми, царству двух земель обеспечено процветание”. Мы считаем, что образ силы в виде двух объединенных колонн был началом концепции, воспринятой многими позднейшими культурами включая еврейскую и в конечном счете масонскую. Начав изучать историю Египта, мы быстро обнаружили главную идею этой цивилизации. У этой идеи есть собственное имя - Ма’ат. Зная направление наших исследований, читатель может себе представить, как мы удивились и обрадовались, когда наткнулись на следующее определение: “Характерная черта Египта - страсть к порядку. Египетские религиозные верования не содержат множества этических норм. Они очень практичны, деловиты и доказывают, что справедливость - вещь достаточно хорошая, чтобы положить ее в основу естественного порядка вещей. Об этом ясно говорят указания фараона вступающему в должность визирю [30]; использовавшееся при этом слово Ма’ат означало нечто куда более глубокое, чем объективность и беспристрастность. Первоначально это был физический термин, значивший “плоский, ровный, горизонтальный, симметричный и правильный, как план фундамента храма”. Позже он стал означать праведность, истину и справедливость”. (Newby P.H. Warrior Pharaohs). Можно ли представить себе более четкое и лаконичное выражение сути масонства? Мы сами масоны и имеем право ответить: нет. Масонство считает себя своеобразной этической системой, основанной на братской любви, избавлении и истине. Вновь принятому масону говорят, что квадраты и уровни есть верные и несомненные знаки, по которым распознают масона. Масонство не есть религия так же, как концепция Ма’ат не есть составная часть какой-либо теологической структуры или легенды. И то и другое - прагматическое понимание того, что цивилизация и социальный прогресс основываются на личной способности “поступать с прочими людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой”. Конечно, то, что и здесь и там говорится о правильном и достойном поведении, а в качестве примера используется образ плана строительства храма, отнюдь не простое совпадение. В любом обществе нечасто встречается моральный кодекс, существующий помимо религиозной системы, поэтому можно с уверенностью сказать, что Ма’ат и масонство - достойная пара, которая может многому научить современный мир. Начав понимать силу и красоту Ма’ат, мы стали все больше и больше сознавать, что масонство в его современной форме является обнищавшим наследником этой идеи... если является им вообще. Возможно, члены Великой Ложи имеют дело с духовными ценностями, которые, несомненно, имеются в Ремесле, но мы боимся, что рядовые масоны едва ли могут тратить много времени и денег на моральное переустройство общества. К нашему стыду, надо признаться, что в западном мире такие человеческие ценности, как жалость и милосердие, становятся прерогативой церкви и часто называются “христианскими добродетелями”. Конечно, многие христиане - хорошие и достойные люди, но мы рискуем думать, что это скорее их личная заслуга, чем влияние католической, протестантской или православной церкви. Наоборот, многие из самых страшных и варварских деяний в истории были совершены во имя христианства. Раз уж речь зашла о современном эквиваленте Ма’ат, нельзя не отметить, что многие социалисты и коммунисты искренне считают себя независимыми от церкви борцами за добродетель. Увы, они ошибаются. Как и религиозное, их кредо предусматривает, что добродетель возможна только в рамках заранее предписанной системы взглядов. Между тем Ма’ат - это добродетель чистая, избираемая по собственной воле, а не навязываемая извне. Если западная цивилизация когда-нибудь достигнет своей цели и действительно сумеет построить стабильное общество, основанное на идеалах справедливости и равенства, это и будет заново открытое Ма’ат. Если даже современные инженеры изумляются искусству строителей пирамид и считают, что с ними трудно соперничать, то что могут противопоставить концепции Ма’ат представители наших общественных наук? К этому моменту мы поняли, что трудно отрицать родство между моральными ценностями Ма’ат и масонства. Кое-кто может возразить, что масонство было причудливым изобретением семнадцатого века, придуманным в подражание Ма’ат. Однако этот аргумент не выдерживает критики, так как египетские иероглифы удалось расшифровать лишь после находки в 1799 г. знаменитого “Розеттского камня” с параллельным текстом на древнеегипетском и греческом языках. К тому времени Великая Ложа Англии существовала уже добрую сотню лет. Следовательно, позаимствовать принципы Ма’ат напрямую тогдашние масоны не могли. Мы обнаружили, что древнеегипетская цивилизация была построена на принципах, известных нам по масонскому ритуалу. Основу гражданского общества здесь составляли концепция двух колонн и миф о смерти и воскресении, связанный с именем Осириса. Однако этот миф не имел отношения к архитектору храма Соломона или какого-нибудь другого храма. Отсюда следовало, что нам придется изучить здешнюю цивилизацию куда более подробно. Египтяне, еще в эпоху создания единого государства понявшие ограниченность эгоистического взгляда на мир и воспринявшие всеобъемлющую идею Ма’ат, пытались построить новый порядок, удобный как для человека, так и для богов. Похоже, именно эта идея впоследствии сделала их дружелюбными и терпимыми. Еще в древности Ма’ат, положенная в основу системы правосудия, вскоре стала синонимом слова “порядок” и пронизала собой все - от формул, описывавших движение небесных тел, до обыденной жизни, основанной на принципах честности и справедливости. В Древнем Египте общество, природа и наука были разными сторонами одной и той же реальности; все разумное, правильное и гармоничное считалось проявлением Ма’ат. (Cohen N. Cosmos, chaos and the world to come). Благодаря предыдущим исследованиям мы знали, что принципы “правильности” и “гармоничности” занимают в идеологии масонства центральное место и что право изучать “сокровенные тайны природы и науки” предоставляется при посвящении в Товарищи - Вторую Ступень масонства. Изложенный выше миф о Сете и Осирисе учил народ Египта, что божественное правление законных царей не должно прерываться ни в коем случае - даже под действием сил разрушения и анархии, выраженных в образе Сета. Концепция Ма’ат стала отличительным признаком праведного царя, и древние рукописи свидетельствуют, что титулы “того, кто осуществляет Ма’ат”, “защитника Ма’ат” или “того, кто живет согласно Ма’ат” стали постоянными эпитетами каждого царя и фараона. Царь, он же живой бог Гор, был воплощением Ма’ат и источником изливавшихся на общество порядка и справедливости. Судьба египетской цивилизации напрямую зависела от непрерывности божественного царского рода. Убеждение в неразрывной связи Ма’ат с царским домом было отлично действующим механизмом, позволявшим сохранить монархию и уберечься от восстаний. Однако от следования Ма’ат зависела не только политическая стабильность страны, но и процветание всего народа. Если люди жили согласно Ма’ат, боги заботились о том, чтобы разливы Нила были достаточно полноводными для получения хорошего урожая. Слишком слабые или слишком сильные разливы были наказанием за грехи народа и царя. Кроме того, соблюдение принципов Ма’ат сулило победу в войне. Враги страны считались силами хаоса, которые не могут победить, пока боги поддерживают свой добронравный народ. В конце концов Ма’ат стала богиней. Она была дочерью бога Ра и вместе с ним плыла по небу в небесной ладье. Часто ее изображали стоящей на носу ладьи и наблюдающей за правильностью курса. Головной убор Ма’ат был увенчан пером страуса, а в обеих руках она держала так называемые анки. Анк был и до сегодняшнего дня остается символом жизни. Он представляет собой распятие с раздвоенным и разведенным в стороны верхним концом, причем форма расщелины напоминает либо глаз, либо стоящую вертикально ладью. Вскоре мы сделали следующее важное открытие: оказывается, бог луны Тот, которого часто изображали стоящим на носу ладьи Ра рядом с Ма’ат, приходился этой богине родным братом. Наш интерес к этому факту подогревало то, что Тот был важной фигурой ранних масонских легенд. Считалось, что именно Тот научил египтян искусству строительства, религии и тому, “что есть истина”. Царя, боровшегося со злом, называли “добрым богом, наследником Тота”. Процедура помазания на царство Как было показано выше, масонство содержит много египетских черт (от использования пирамид до глаза Амона-Ра), однако никто не верит, что здесь есть какая-то связь. Согласно масонским легендам, ритуал был основан примерно четыре тысячи лет назад, но в это тоже никто не верит. И все же после открытия возможного древнеегипетского происхождения колонн и тождественности принципов масонства принципам Ма’ат мы начали понимать, что такая связь есть. В поисках новых доказательств сходства ритуалов мы начали изучать церемонии, принятые при царском дворе. Когда властитель двух земель умирал, он становился Осирисом, а его сын незамедлительно превращался в Гора и нового царя. Если же царь не оставлял после себя сына, эту проблему предоставлялось решать богам. Однако мы думаем, что решение принимали члены “царской ложи”. Едва заканчивалась процедура инициации нового “Мастера”, как на земле снова появлялся Гор, которому не грозили никакие соперники. Именно такой случай возник после смерти Тутмоса II в 1504 г. до н.э. От законной жены Хатшепсут этот фараон имел дочь, но его единственный сын был рожден наложницей по имени Исис (то есть Исида). Этот мальчик, которому посчастливилось стать фараоном Тутмосом III, рассказывал странную историю о том, как бог Амон избрал в нем будущего правителя двух царств. В детстве Тутмос готовился стать жрецом и проживал при огромном храме, сооруженном для его деда придворным архитектором Инени. Однажды мальчик присутствовал при жертвоприношении, устроенном его отцом в честь Амона. Этот бог прибыл в Зал Кедровых Колонн в барке, которую несли на плечах. Когда барку обносили по периметру храма, мальчик с закрытыми глазами лежал на полу. Едва барка поравнялась с ним, как Амон заставил процессию остановиться и стал таким тяжелым, что носильщикам пришлось опустить бога на пол. Мальчик невольно поднялся и в этот момент понял, что ему предназначено стать Гором, хотя его отец был еще жив. В этом рассказе поведение Амона очень похоже на поведение Яхве, которого израильтяне тоже носили в ковчеге (представлявшем собой подобие египетской барки). Это заставило нас по-новому взглянуть на события, описанные в библейской книге Исход. Мы начали понимать, насколько египетской по духу является история Моисея и его израильтян. По нашему мнению, церемония коронации нового Гора (следующего царя) была одновременно и церемонией похорон нового Осириса (покойного царя). Эти ритуалы проводились тайно, и участвовал в них лишь узкий круг высших государственных лиц - может быть, Великая Ложа? В нее наверняка входили не только верховные жрецы и мужские представители царской семьи, но и придворные архитекторы, главы писцов и военачальники. Точного описания процедуры похорон не сохранилось, но его можно сложить из многочисленных упоминаний об отдельных сторонах ритуала. Картина получается довольно впечатляющая. Мы обнаружили, что процедура вступления в должность и коронация проходили раздельно, и считаем этот факт очень важным. Вступление в должность обычно осуществлялось на следующий день после смерти старого царя, с первыми лучами рассвета, но коронация проходила спустя довольно значительный срок. Несмотря на обилие сделанных египтянами записей, полного описания церемонии коронации также не обнаружено; это заставляет сделать предположение, что важные части ритуала совершались тайно, в присутствии узкого круга лиц, и существовали только в устной традиции. Известно, что процедура помазания на царство проходила в пирамиде Унаса. Как и в масонском храме, потолок главной камеры представлял собой звездное небо. Согласно общепринятой точке зрения, эта церемония проходила в последнюю ночь убывающей луны, начиналась на закате и продолжалась до самого рассвета; ее целью был ритуал воскресения, идентифицирующий умершего царя с Осирисом. (Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide). Судя по всему, особых церемоний воскресения царя не существовало; эта процедура, проходившая в гробнице, была достаточно частой. (Hooke S.H. The kingship rituals of Egypt). Высказывалось предположение, что то были ритуалы почитания царских предков, однако вполне возможно, что они же были церемониями принятия в узкий круг царских приближенных нового члена, который фигурально воскресал перед тем как познать “тайны и мистерии”, передававшиеся из уст в уста со времен существования земных богов. Ясно, что для передачи этих тайн требовалось “тайное общество” привилегированных лиц. Такое общество было обязано иметь процедуру посвящения; ни древняя, ни современная элита не упускают случая торжественно отметить прием простого смертного в число избранных. Во время похоронно-коронационного ритуала старый царь воскресал в виде нового, оказывался в роли претендента, ждущего посвящения, и совершал путешествие по всей стране. (Hooke S.H. The kingship rituals of Egypt). Иными словами, новый царь обходил периметр храма в сопровождении бога солнца Ра и его главного помощника, совершая тем самым символический акт и доказывая, что он имеет право занять освободившееся место. В масонской церемонии новый член также обходит храм, чтобы показать себя достойным кандидатом. Проходя все четыре стороны света, он останавливается на юге, западе и наконец на востоке. В первой точке стоит Второй Надзиратель, который, как говорят, олицетворяет собой луну (богом коей является Тот); в следующей - Первый Надзиратель, олицетворяющий солнце (бог солнца - Ра), а в последней - Достопочтенный Мастер, очевидно, воплощающий собой воскресшего Осириса. Как и египтяне, масоны проводят свои церемонии ночью. Совпадение поразительное, но как мы могли доказать, что у египтян действительно существовало тайное общество и что церемония коронации одновременно была церемонией принятия в него нового члена? Есть много свидетельств существования в Египте групп избранных лиц, членство в которых давало доступ к тайным знаниям. Сохранилась надпись на декоративной двери, хранящейся ныне в Музее Каира. Она сделана неким человеком, чрезвычайно польщенным тем, что его приняли в узкий кружок доверенных лиц царя Тети. Вот что там написано: “Сегодня в присутствии сына Ра Тети, живи он вечно, и верховного жреца Пта, почтенного царем превыше всех других слуг как мастера тайных дел во всякой работе, которую поручает ему его величество; Сабу, верховного жреца Пта, каждый день радующего сердце своего хозяина... Верховный жрец Пта, кравчий царя, мастер тайных дел, поручаемых ему царем... Когда его величество оказывал мне честь, его величество повелел, чтобы я вошел в его частные покои и чтобы люди выстроились в нужных местах; я нашел путь. Никогда ни один слуга вроде меня не удостаивался таких почестей ни от одного монарха, потому что его величество возлюбил меня больше прочих своих слуг; потому что я был почтен в его сердце. Я был полезен его величеству, я получил доступ ко всем тайнам двора, меня чествовали в присутствии его величества”. Как видно, этот человек действительно чувствовал, что такое причисление к избранному кругу очень необычно для людей его ранга. Это доказывает, что если знатные вельможи могли быть членами этого кружка по праву рождения, то царь и, возможно, другие лица обладали властью принимать в него людей по своему усмотрению. Египтологи никогда не могли объяснить выражение “я нашел путь” в том случае, если речь шла о доступе к каким-то тайнам. Мы полагаем, что это означало получение тайных наставлений, которых впоследствии предстояло придерживаться в повседневной жизни. Немаловажно, что ессеи и Иерусалимская церковь использовали то же выражение, когда речь шла о соблюдении их закона. Другая надпись оставлена неизвестным архитектором, который также был членом тайного кружка царя Тети: “Я сделал то, за что его величество похвалил меня... [31] в его частные покои и чтобы я стал членом царского двора... Его величество послал меня руководить работами в храме его ка [32]... и в каменоломнях Трои... В честь этого я сделал декоративную дверь”. Эти два последних документа были переведены на английский язык в девятнадцатом веке; при этом переводчик выбрал выражение “частные покои”, поскольку оно соответствовало тогдашним представлениям о том, что прием проводился в личной комнате царя; однако это плохо совместимо с упоминанием о “царском дворе”. Возможно, правильнее было бы перевести эту фразу следующим образом: “Его величество повелел, чтобы я вошел в царские покои ограниченного доступа, где я мог бы стать членом царской элиты”. Как мы убедились, новые члены элиты получали тайные указания, причем делалось это во время церемонии, скрытой от глаз непосвященных. Для обычного человека это было высочайшим признанием его заслуг; но человека, который одновременно был богом Гором, ожидало куда более серьезное испытание - помазание на царство. Это было чрезвычайно важное событие, от которого зависело единство двух царств, а также процветание и стабильность внутреннего и внешнего положения страны. Однако период между кончиной старого царя и коронацией нового был очень опасным, так как появлялась возможность для мятежа. Египтолог Х.У.Фейрмен указывал: “Совершенно ясно, что в определенный момент помазания на царство, во время отбора претендента или его коронации происходило нечто такое, что делало наследника законным блюстителем престола, автоматически разоружало оппозицию, требовало лояльности и обеспечивало ее; нечто такое, что одновременно делало претендента богом и непосредственно связывало его с прошлым Египта”. (Fairman H.W. The kingship rituals of Egypt). Данная точка зрения широко распространена, но доныне еще никому не удалось пролить свет на это ключевое событие церемонии. В ходе исследования у нас родилась новая и слегка пугающая гипотеза об особой природе древнеегипетской процедуры помазания на царство. Начнем рассказ с изложения того, что известно об этой процедуре. Коронация происходила в два этапа. Первый этап состоял из миропомазания, облачения в церемониальный нагрудник и фартук, вручения символа жизни анка и четырех букетов цветов. На втором этапе вручались знаки царской власти и начинался главный ритуал. Ключевым моментом этого ритуала было подтверждение единства двух земель и возложение на нового царя двух разных корон и царских регалий. Но никто никогда не утверждал, что именно в этот момент царь становится богом. (Fairman H.W. The kingship rituals of Egypt). Мы рискнули предположить, что центральным и решающим моментом помазания на царство является путешествие кандидата к звездам, где ему предстоит быть причисленным к сонму богов, стать Гором и, возможно, получить корону из рук покойного царя, к тому времени ставшего новым Осирисом. В некоторый момент посреди ночи старый и новый царь вместе совершали путешествие к созвездию Ориона: один - чтобы остаться в своем небесном доме, другой - чтобы затем вернуться и править землей людей. Новый царь должен был “умереть” от снадобья, врученного ему верховным жрецом в присутствии тесного кружка хранителей царских тайн. Это снадобье должно было обладать галлюциногенным действием и медленно погружать в кататоническое состояние, делая нового царя неподвижным как труп. Спустя какое-то время действие зелья ослабевало и новый Гор возвращался из своего недолгого путешествия к богам и покойным царям Египта. Все было рассчитано таким образом, чтобы новый царь успел очнуться точно в тот момент, когда над горизонтом вставала утренняя звезда. После этого ни одному смертному не пришло бы в голову узурпировать власть, чудесным образом врученную советом богов новому царю во время его пребывания на небе. Как только члены царской элиты, “хранители тайн”, решали, кого именно возвести в единственную и неповторимую степень Гора, всякое соперничество кончалось. Наша гипотеза, касающаяся неизвестной части церемонии коронации нового царя, вполне логична и соответствует самым строгим критериям. Этот ритуал: 1. Разоружал оппозицию и обеспечивал полную лояльность подданных. 2. Делал нового царя богом (естественно, никто из людей такого статуса присвоить себе не мог). 3. Непосредственно связывал нового царя с прошлым Египта (поскольку претендент побывал в гостях у всех бывших царей). Доказательство недоказуемого Найди мы в одной из пирамид новое помещение, на стенах которого была бы во всех подробностях изображена процедура коронации нового царя, у нас было бы достаточно доказательств, чтобы убедить большинство (но отнюдь не всех) академиков в праве нашей гипотезы на жизнь. Увы, такое едва ли случится. Дело в том, что шансов отыскать запись с рецептом снадобья, которое давали будущему царю, еще меньше, чем шансов обнаружить рецепт бальзама для изготовления мумии покойного царя. Но хотя иероглифы бессильны доказать, что претендент на престол переживал “временную смерть” и путешествовал к звездам, мы имеем моральное право утверждать, что главным (хотя и скрытым от глаз непосвященных) событием данной церемонии было сотворение нового Осириса и нового Гора. В поддержку этой теории можно привести несколько сильных косвенных доказательств. Прежде чем приступать к изложению этих доказательств, нам бы хотелось напомнить о двух моментах нашего подхода к исследованию. Во-первых, мы старались учитывать все имеющиеся факты; во-вторых, честно указывали, когда наша идея была чисто умозрительной. В отличие от ряда других гипотез, выдвинутых в этой книге, мы не можем привести исчерпывающих доказательств того, что церемония помазания на царство проходила именно так, но данная гипотеза заполняет зияющий пробел в известном египетском ритуале коронования и подтверждается фактами, которые мы приводим ниже. Молчаливое свидетельство Многие люди убеждены, что древние египтяне строили пирамиды для того, чтобы хоронить в них своих царей. Но на самом деле период строительства пирамид миновал давным-давно; возможно, большинство читателей удивится при мысли о том, что царица Клеопатра правила во времена, куда более близкие к эпохе космических кораблей, чем к эпохе строителей пирамид. Кроме того, отнюдь не доказано, что главной целью великого строительства было желание обеспечить место захоронения мертвым царям; об истинном назначении пирамид спорят до сих пор. В качестве примера можно привести тот факт, что собор святого Павла отнюдь не является гробницей сэра Кристофера Рена, хотя этот знаменитый английский архитектор конца 17-начала 18-го века действительно похоронен в сооруженном им лондонском храме. Главным источником информации о ритуале Осириса-Гора являются надписи, называемые “Текстами Пирамид” и обнаруженные в пяти пирамидах Саккара близ Каира. Важнейшей из них является пирамида Унаса, датируемая концом Пятой династии Древнего царства. Хотя этой пирамиде около 4300 лет и она действительно очень стара, но считается, что изображенный на ее стенах ритуал еще старше - ему как минимум 5300 лет. Изучение этих текстов позволило реконструировать некоторые части ритуала, но, как всегда, вопросов при этом возникло больше, чем ответов. (Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide). В ходе этой реконструкции удалось восстановить ритуальное значение каждого помещения: погребальная камера представляла собой подземный мир, прихожая - горизонт верхнего мира, а потолок - ночное небо. Гроб с телом почившего царя приносили в погребальную камеру, где совершался ритуал. Тело помещали в саркофаг, а затем члены кружка избранных поднимались в прихожую, разбивая по пути две красных вазы. Во время церемонии ба (душа) мертвого царя оставляла тело, покидала подземный мир, а затем приобретала осязаемую форму в виде собственной статуи и устремлялась к ночному небу, где присоединялась к Хозяину Всего. Затем церемония повторялась в сокращенной форме. “Для кого это? - подумали мы. - Может быть, для кандидата на престол?” Однако при такой интерпретации текста пирамиды Унаса остается мучительно непонятным наличие описанного там же другого ритуала, проходившего параллельно с основным. Это был молчаливый ритуал, связанный с чем-то напоминающим воскресение. (Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide). Вернее, он был частью основного ритуала, но начинался тогда, когда участники выходили из погребальной камеры в прихожую, разбивая красные вазы. Единственная попытка объяснить этот параллельный ритуал заключается в предположении, что он проводился для Верхнего Египта, в то время как основной ритуал был посвящен более важному Нижнему Египту. Мы можем предложить свое объяснение, куда более правдоподобное: в этот момент переносили тело временно почившего кандидата в цари, который должен был воскреснуть в облике человека до того, как запечатают гробницу. Известно, что ту же церемонию проводили и в другие периоды, и многие специалисты считают, что этот ритуал намного древнее письменной истории Египта, которая началась примерно в 3200 г. до н.э. Молитва, найденная на стене пирамиды Шестой династии (2345-2181 г. до н.э.), выражает дух древнеегипетской теологии, основанной на вознесении к звездам и поддержании прочности земного существования: “О царь, ты, принявший образ бога Осириса, спокойно сидишь на троне Первого среди ушедших на Запад. Ты делаешь то, что обычно делал он, сидя среди духов и Вечных Звезд. А твой сын сидит на твоем троне, приняв твой образ, и делает то, что обычно делал ты, когда стоял во главе живых, правя ими по приказу Ра, Великого Бога; он выращивает ячмень, выращивает спельту (старинный вид пшеницы - Авт.), чтобы было что принести тебе в жертву. О царь, вся жизнь и власть даны тебе, и вечность тоже принадлежит тебе, говорит Ра. Ты и сам говоришь, приняв образ бога; ты величайший среди богов, находящихся рядом с тобой. О царь, твое ба находится среди богов, среди духов; страх перед тобой переполняет их сердца. О царь, новый царь сидит на твоем троне во главе живых, и ужас перед тобой [33] переполняет сердца живых. Твое имя живет на земле, твое имя длится на земле; ты нетленен, ты не умрешь никогда”. А теперь приведем молчаливую молитву за претендента на престол, которому предстоит пережить кратковременную смерть, пройти через подземный мир и встретиться с бывшими царями двух земель: “Всемогущий и вечный Ра, Архитектор и Правитель Вселенной, творческой мощью которого впервые созданы все вещи на земле, мы, хрупкие создания твоей воли, смиренно молим тебя пролить росу твоего благословения на нас, собравшихся в честь твоего Святого Имени. Мы от души просим тебя явить свою милость этому твоему слуге, который хочет разделить с нами тайны звезд. Даруй ему такую твердость, чтобы в час испытания он не ослабел духом, но благополучно прошел под твоей защитой через долину смертной тени и в конце концов смог подняться из могилы греха к сиянию, подобному сиянию Вечных Звезд”. Совпадает как нельзя лучше, верно? Только это не ритуал древних египтян, а молитва, которую во время церемонии Третьей Степени глава ложи читает над телом “усопшего” кандидата, которому предстоит воскреснуть в качестве Мастера-Масона! Стремясь доказать свою правоту, мы просто заменили слово “Бог” словом “Ра”, а “тайны Мастера-Масона” - “тайнами звезд”; все остальное не претерпело никаких изменений. Что же касается предположения о наркотическом средстве, позволявшем “доставить” нового царя к звездам и вернуться обратно, то, как мы уже указывали, искать упоминание об этом снадобье так же бессмысленно, как искать упоминание о важнейшем моменте самого обряда коронации - потому что никто не знал, в чем он заключается. Кандидат выпивал зелье, путешествовал к звездам и возвращался оттуда царем и Гором. Все, что требовалось от его “земной команды”, это оставить претендента одного в запертой комнате и не задавать лишних вопросов о делах богов, одним из которых теперь был и их царь. Несомненно, под влиянием снадобья царь видел странные сны, но, конечно, не собирался ничего рассказывать. В результате церемонии коронации на свет являлся избранный богами бесспорный новый Гор, а страна получала нового правителя двух земель. Наркотические средства применялись в религиозных церемониях практически каждой древней цивилизации, и было бы удивительно, если бы в стране такой высокой культуры, какой был ранний Египет, не обладали изощренным знанием того, как следует ими пользоваться. Нет нужды доказывать, что египтяне пользовались такими средствами; скорее нужно искать доказательства того, что они ими не пользовались. Наркотики - испытанный способ достичь небес, перейдя мост при жизни. “Погребальный мост, связывающий Землю и Небо, который человеческие существа используют для общения с богами, есть обычный символ древних религиозных обрядов. В отдаленном прошлом такие мосты использовались часто, но в связи с упадком человека пользоваться ими стало труднее. Теперь люди могут пересечь этот мост либо в состоянии смерти, либо в состоянии экстаза. Последнее чревато опасностями; не все души могут его вынести, поскольку тех, кто недостаточно готов, могут начать преследовать демоны и чудовища. Только “добрые” и искусные адепты, которые уже знают дорогу от ритуальной смерти до воскресения, могут легко пересечь этот мост”. (Eliade M. Shamanism: archaic techniques of ecstasy). Все, что мы знаем о верованиях древних египтян, говорит об их близости шаманизму. Было принято громкими проклятиями отгонять демонов от тропы Осириса, хотя существовали две причины, по которым покойнику ничто не грозило: Во-первых, он жил по принципу Ма’ат и поэтому был добрым человеком; во-вторых, он изучил этот путь еще в ту пору, когда стал Гором. Возможно, проход нового царя по мосту потому и совершался в молчании, чтобы не привлечь демонов. Следуя за старым царем на небеса, новый царь узнавал дорогу и в свою очередь после смерти мог привести туда следующего царя. Позже мы узнали, что Генри Франкфорт обнаружил, что обряды воскресения мертвого царя проводились параллельно с процедурой коронации его наследника. (Frankfort H. Kingship and the gods). Это подтверждает нашу точку зрения о наличии двойной церемонии для мертвых и живых царей. Отсюда следует, что в отрывке из “Текстов Пирамид” под утренней звездой подразумевается Гор. Новый Осирис говорит: “Тростниковые лодки на небе посланы за мной, чтобы я мог добраться с их помощью до встающего на горизонте Ра... Я буду сидеть среди них, потому что луна мой брат, а Утренняя Звезда мой отпрыск...” (Pyramid Texts, 1000-1). Мы уверены, что египтяне во многом переняли теологию и технологию строителей шумерских городов и что шумеры великолепно умели использовать наркотики в религиозных целях. Следующий вопрос, который надо было обдумать, заключался в том, использовались ли обряды воскрешения только во время коронации. Казалось, что нет. Известно, что к концу Древнего царства (наступившему около 2181 г. до н.э.) некая церемония воскрешения царя отмечалась ежегодно, а по мере развития Среднего царства этот ритуал применялся и по отношению к зажиточным людям, возможно, весьма далеким от царского двора. Эти люди едва ли обладали тайными знаниями, известными лицам, которые входили в избранный царский кружок. Утренняя звезда сияет снова Теперь нам следовало задуматься над жизненно важным элементом египетской теологии. Как было сказано выше, теология Египта была большей частью заимствована у шумеров. В свою очередь будущие иудаистские (а следовательно, и христианские) верования были развитием египетской теологии, дополненной более поздними вавилонскими версиями того же источника. Мы уже сталкивались с тем, что утренняя звезда была широко распространенным символом возрождения у ессеев-Иерусалимской церкви и масонов; в Древнем Египте нас поджидала новая встреча. “Тексты Пирамид” (№№ 357, 929, 935 и 1707) указывают на то, что утренней звездой является отпрыск покойного царя (Гор). Любопытно, что буквальное значение египетского иероглифа, которым обозначается утренняя звезда, расшифровывается как “божественное знание”. Кажется, это подтверждает нашу гипотезу о том, что кандидат на престол приобретал статус нового бога-царя Гора, разделив с богами их тайны во время путешествия в страну мертвых и успев унести их на Землю до того, как на горизонте встанет утренняя звезда, предшествующая рассвету. (Рисунок иероглифа “Утренняя Звезда” - с. 116 оригинала) В разгар данного этапа нашего исследования была опубликована книга, проливающая новый свет на цель сооружения пирамид. Оказывается, их строительство было вдохновлено звездами и имело астрологический смысл. Роберт Бовел и Адриан Джилберт выдвинули хорошо аргументированную научную гипотезу и доказали, что пирамиды Гизы, расположенные неподалеку от Каира, сознательно имитируют расположение звезд в созвездии Пояс Ориона. (Bauval R., Gilbert A. The Orion mystery). Кроме того, они указали, что ритуалы, которые проводились в ступенчатых зиккуратах древней Месопотамии, включали в себя обращение к “Утренней Звезде, под которой понималась великая космическая богиня Иштар”. Это доказательство, пришедшее с совершенно неожиданной стороны, подтвердило то, что мы вывели независимо из изучения ритуалов современного масонства. В Египте утренней звезде уподоблялся новый царь, Гор, пробуждавшийся от временной аллегорической смерти так же, как это делает современный масон. Утренняя звезда, обычно ассоциирующаяся с Венерой, оказалась очень важным звеном в нашей цепи. Однако какими бы привлекательными ни казались параллели между ессеями и масонами, обнаруженные нами в ритуалах египтян, возникал один серьезный вопрос. Переняли ли ессеи местную концепцию Ма’ат, тайны египетских царей и разработанный до тонкостей ритуал воскресения? Чтобы ответить на него, нам нужно было более тщательно изучить миф об Осирисе. Странная судьба Осириса - жестокое убийство и расчленение братом Сетом, за которым последовало воскресение и вознесение к звездам - является очень ранним примером воздаяния за безвинно перенесенные страдания. Культ Осириса стал благотворным погребальным культом, близким простому египтянину. Если другие боги оставались недоступными в своих храмах, то Осириса как местного бога можно было чтить где угодно и кому угодно. (Cohen N. Chaos and the world to come). Если заменить слово “судьба” на слово “распятие”, это описание можно легко применить к Иисусу Христу. Мы уверились, что нашли родство, которое должно было существовать. Нам не пришлось долго ждать рождения новой плодотворной гипотезы. Когда мы стали изучать следующий ключевой период египетской истории, из глубины времен вновь возник главный персонаж нашего исследования - Хирам Абиф. Заключение Мы заподозрили, что первые египетские строители могли быть родом из Шумера и что эти шумерские иммигранты принесли в Египет свою технологию и теологию. Только начавшая оперяться египетская цивилизация к 3100 г. до н.э. настолько окрепла, что царства Верхнего и Нижнего Египта объединились и стали двумя неразрывными частями нового единого государства. Наши дальнейшие исследования подтвердили исключительную важность этого объединения двух царств под властью одного божественного правителя. Право царя править опиралось на миф об убийстве Осириса Сетом, о том, как Исида собрала тело Осириса и зачала от него сына Гора. Гор после жестокой битвы с Сетом отобрал у него оба царства. Впоследствии каждый царь считался воплощением Гора, буквальным “сыном Бога”. Когда царь умирал, он сливался с Осирисом (Богом-отцом) и продолжал жить в царстве мертвых, а его сын становился Гором, следующим живым царем-богом. Мы обнаружили, что безопасность всего государства зависела от единства двух царств и что это единство символизировали собой две колонны (одна северная, другая южная), скрепленные небесной поперечной балкой и образовывавшие портал, который смотрел в сторону восходящего солнца. Эта плодотворная концепция силы в единстве, воплощенная в образе двух колонн и до сих пор занимающая центральное место в масонских ритуалах, была нам хорошо знакома. Но то была не единственная обнаруженная нами связь. Концепция Ма’ат, означавшая праведность, истину и справедливость в рамках тщательно рассчитанного, упорядоченного, симметричного плана, воплощала в себе все принципы масонства. Эта гуманистическая этическая концепция не диктовалась ни религиозными требованиями, ни требованиями закона: то была нравственность, свободно избираемая всяким ради своей собственной выгоды. Мы знали, что масоны не могли перенять эту идею из египетской истории, потому что давно утраченная концепция Ма’ат оставалась неизвестной миру вплоть до находки Розеттского камня. Этот камень, позволивший расшифровать до того совершенно непонятные египетские иероглифы, был найден почти на сто лет позже основания Великой Ложи Англии. В этот момент мы обнаружили еще две косвенные связи с масонством: первой оказалась церемония воскресения, связанная с мифом об Осирисе, а второй - Ма’ат, превратившаяся из отвлеченной идеи в богиню, сестру Тота, бога луны, который также играет огромную роль в масонских ритуалах. Изучая церемонию коронации, мы обнаружили, что хотя о самом ритуале похорон никаких записей не сохранилось, он включал в себя ритуал воскресения, идентифицировавший мертвого царя с Осирисом. Мы также обнаружили доказательство того, что похожие церемонии практиковались не только во время царской коронации и что они предусматривали наличие тайного общества. Доказательство существования такого тайного общества нашлось в переводах надписей на экспонатах Музея Каира (которые тоже нельзя было сделать до обнаружения Розеттского камня, найденного намного позже того как масоны публично заявили о своем существовании). Затем хорошая масонская подготовка помогла нам реконструировать египетскую процедуру помазания на царство, которая хорошо соответствовала известным фактам. Но самым волнующим доказательством родства с масонским ритуалом посвящения в Третью Степень стало содержащееся в “Текстах Пирамид” уподобление царя утренней звезде, которая также является важной частью масонских церемоний. Египетский иероглиф, обозначающий утреннюю, или божественную звезду, оказался той же самой пятиконечной звездой, которая символизирует пять элементов принадлежности к Третьей Степени масонства. После этого мы с новым пылом отдались более тщательному исследованию истории Древнего Египта, потому что подозрения подозрениями, а неопровержимых доказательств существования такого родства нам по-прежнему недоставало. Примечания:3 Entered Apprentice - букв. “Подмастерья-Новичка” - Е.К. 30 который осуществлял в Египте судебную власть - Е.К. 31 Его величество повелел, чтобы я вошел - Авт. 32 тела, т.е. в гробнице - Е.К. 33 в его облике - Е.К. |
|
||