|
||||
|
Глава VI ПЕРВАЯ ЭМАНАЦИЯ Первое движение, ведущее к формированию системы, приходит именно из Третьего аспекта. До этого движения материя существует лишь в атомическом состоянии на каждом из уровней природы. Ни одна из групп или комбинаций, из которых состоят нижние подуровни (подпланы) каждого плана, еще не сформирована. Но в это море девственной материи (истинная Дева Мария) нисходит Дух Святой — "даритель жизни", или «животворящий», как его называют в Никейском символе веры. Под действием его величественной жизненнности единицы, или основные элементы материи, пробуждаются к новым возможностям и силам — притяжения и отталкивания, — так появляются низшие подразделения каждого уровня. Как мы видим, на диаграмме это символизируется линией, спускающейся из нижнего круга прямо через все уровни. При этом линия становится всё толще и темнее, что показывает, как Божественный дух при нисхождении всё больше и больше облачается в материю, так что в нем будет невозможно узнать божественное. Но живая энергия здесь всё-таки присутствует, даже тогда, когда она строго ограничена самыми низшими формами. В ожившую материю нисходит вторая великая эманация Божественной Жизни. Это означает, что второе Лицо Троицы получает форму из девственной (непродуктивной) материи, в которой уже пульсирует жизнь третьего Лица Троицы. Жизнь и материя облачают Второе Лицо подобно одежде. Следовательно, Второе Лицо Троицы рождено от Духа Святого и Девы Марии, что представляет собой истинное толкование основного положения христианского Символа Веры. Очень медленно и постепенно это течение нисходит через разные уровни и царства. В каждом из них оно проводит определенный период времени, который равен времени существования целой инкарнации планетарной цепи, а этот период, если его измерять нашими временными мерками, длится многие миллионы лет. На рис. 2 это движение символизируется линией, которая в виде кривой спускается слева от второго круга, постепенно темнея по мере приближения к своей низшей точке. После прохождения этой точки начинается восходящая часть дуги, поднимающейся через физический, астральный и низший ментальный уровень до тех пор, пока не встретится с третьей великой эманацией, что изображается линией, выходящей из самого верхнего круга и представляющей собой правую сторону большого овала. Об этой встрече эманаций мы расскажем немного позже, но сейчас необходимо обратить внимание на нисходящую дугу слева. Рис. 3. Инволюция и эволюция Для лучшего понимания обратимся к рис. 3. Хотя эта диаграмма выглядит совсем иначе, она соответствует диаграмме на рис. 2. Узкий столбец слева соответствует нисходящей дуге на рис. 2 слева, а все пирамидальные фигуры, которые составляют остальную часть диаграммы, изображают восходящую часть дуги рис. 2 справа в разных фазах ее роста. Заметим, что в различных фазах своего нисхождения она называется разными терминами. В целом, мы будем ее называть монадической эссенцией, особенно тогда, когда она окутана лишь самой высокой и самой тонкой материей различных уровней. Но, когда в своем нисхождении она оживляет материю высшей части ментального уровня, ее называют первым элементальным царством. В течение одной планетарной цепи эта волна нисходит на низший (или рупа) уровень того же плана. В следующий период планетарной цепи она одушевляет второе элементальное царство. Следующий эон монадическая эссенция проводит на астральном уровне. И та, и другая фаза очень тесно связаны с человеком, потому что оба уровня в значительной степени входят в структуру его различных тел и влияют на его мысли и действия. Но это выходит за рамки нашего исследования. Чтобы полнее познакомиться с действием элементала желаний и ментального элементала на человека, лучше обратиться к другим теософическим сочинениям. Одну главу об элементалах желаний можно найти в книге "По ту сторону смерти".[2] Когда великая жизненная волна божественной энергии доходит до самой низкой точки своего пути, она входит в физическую материю. В этот период, а также некоторое время после начала своего восхождения, она наполняет энергией (оживляет) минеральное царство той цепи, в которой в этот момент находится. На этом уровне ее иногда называют минеральной монадой, аналогично, в более поздних фазах эволюции мы будем называть ее растительной или животной монадой. Но, с другой стороны, эти названия иногда неправильно понимаются, т. к. может показаться, что одна большая монада оживляет целое царство. Даже когда мы впервые встречаем монадическую эссенцию в первом из ее элементальных царств, она уже не является одной монадой, а многими монадами; не одним великим жизненным течением, а множеством параллельных течений, каждое из которых имеет свои собственные характеристики. Эта система всё активнее стремится к дифференциации, и течения делятся всё больше и больше при своем нисхождении из царства в царство. Возможно, что до начала эволюции существовала некая точка, в которой эту великую эманацию мы можем считать гомогенной, хотя ни один человек никогда не видел ее в этом состоянии; но в конце первой великой фазы эволюции монадическая эссенция делится на индивидуальности, где каждый человек представляет собой отдельную, хотя еще неразвитую, душу. На всех уровнях, находящихся между этими двумя крайними точками, эссенция представляет собой нечто среднее между гомогенным и индивидуальным. Всегда существует определенная дифференциация, но она еще не доведена до точки индивидуализации. Нельзя забывать, что мы изучаем эволюцию одушевляющей силы, т. е. жизни, а не внешних форм, и эта одушевляющая Жизненная Энергия эволюционирует благодаря качествам, приобретенным в своем физическом воплощении. В растительном царстве, например, еще нет души для каждого отдельного растения, но есть групповая душа для множества растений, а иногда и для целого вида растений. В царстве животных это деление выражено сильнее. Хотя у некоторых низших форм насекомых только одна душа, оживляющая многие миллионы тел, в случае высших животных относительно малое число физических форм является выражением одной групповой души. Примечания:2 Ч. Ледбитера. Также об этом подробно говорится в его книге "Внутренняя жизнь" — прим. ред. |
|
||