|
||||
|
СПОРТ, ИСКУССТВО ИЛИ НАУКА? В нашей стране и во многих других странах ответственность за развитие шахмат возложена на организации, ведающие спортом. Между тем, если заглянуть в один из энциклопедических словарей, то приходится констатировать, что важнейшая сторона спорта — занятие разнообразными физическими упражнениями — прямого отношения к шахматам не имеет. За шахматной доской лилипут способен победить великана. Без труда можно найти людей, которые, любя и высоко ценя спорт, физическую культуру, свысока оценивают «претензии» шахматистов считаться спортсменами. С другой стороны, некоторых шахматистов задевает, когда говорят, что шахматная игра — это спорт, так как они считают ее искусством. Однако в шахматах, как и в любом виде спорта, ярко выраженной чертой является соревнование, борьба за победу. И если такой вид искусства, как музыка, может прекрасно существовать без конкурсов исполнителей, то шахматная партия без цели победить лишается смысла. В «Книге игр» короля Альфонса Мудрого, написанной в 1283 году в Севилье, говорится: «Так как шахматы являются наиболее благородной, требующей наибольшего мастерства игрой по сравнению с другими играми, мы о шахматах расскажем прежде всего». И название труда и его суть не оставляют никаких сомнений в том, что автор считал шахматы игрой. Между тем один современный известный и серьезный шахматный литератор рассматривает слова «игра» по отношению к шахматам и особенно «игрок» по отношению к шахматисту как унижающие. Правда, сейчас в связи с появлением в разговорном языке выражений вроде «теория игр» этот критик стал менее суров, но мнения своего не изменил. Спортивный элемент в шахматах имеет огромное значение. Шахматы являются хорошим средством воспитания воли и характера, хотя это и достигается иным путем, чем при физических упражнениях. Два человека склонились над шахматной доской. Поединок. Столкновение способностей, умения, воли. Старинный, но никогда не стареющий вопрос: кто кого? Известно, что единоборство за доской наиболее распространенная область шахматного творчества, но далеко не единственная. Существуют различные варианты спора. Рассмотрим их. Прежде всего, шахматное творчество делится на собственно игру в шахматы и шахматную композицию. О ней поговорим позже. Едва научившись, начинающий шахматист находит какого-нибудь партнера, садится за доску и делает свои первые шаги. Это так называемая «легкая партия», самый распространенный вид шахматного единоборства. Зрители совершенно необязательны, выигрыш и проигрыш никто не регистрирует, разрядов не дают, ходы не записывают. Таких партий играется бесчисленное множество. Играют их для удовольствия. Они естественны для шахматиста. Легкие партии — самая древняя форма игры. Картина резко меняется, когда партия ведется в рамках какого-либо состязания. Тогда это не легкая партия, а турнирная. Шахматные состязания проводятся по различным формулам. Можно утверждать, что серия партий между двумя соперниками, т. е. матч, является естественной и древнейшей формой состязания. Борьба ведется либо на большинство побед из условленного заранее числа партий, либо до достижения заранее обусловленного числа побед без ограничений числа партий. Возможны и смешанные формы матча. За выигрыш в партии победителю принято засчитывать одно очко, при поражении — ноль, при ничьей — по пол-очка обоим. Такой способ подсчета очков логичен и прост. Самая распространенная форма официальных шахматных состязаний — турниры. Здесь формулы различны. Первый международный турнир, состоявшийся в 1851 году, проходил по весьма сложной системе. В наше время повсеместно распространена система, при которой каждый участник играет с каждым, и поочередно, тур за туром меняя партнеров, все играют со всеми. Это так называемая круговая система. Места в турнире распределяются по количеству набранных очков. По общему мнению, преимущество этой системы в объективности результатов соревнования. Правда, она предполагает ограниченное число участников. Если ставить целью увеличение числа участников соревнования, можно применять систему с выбывающими, так называемую олимпийскую. По этой системе при 1024 участниках можно определить победителя за десять туров. Правда, 512 человек выбудет из борьбы уже после первой партии, и не исключено, что среди них могут оказаться шахматисты, которые достойны быть в первых рядах, получи они по жребию иных соперников на старте. В последние годы распространена так называемая швейцарская система. Она уменьшает момент случайности, присущей олимпийской системе, и потому применима для массовых соревнований. Соревнования по швейцарской системе проводятся так. Заранее устанавливается количество туров, т. е. сколько партий должен сыграть каждый участник. После первого тура все участники разбиваются на три группы: выигравшие, сделавшие ничью и проигравшие. Внутри каждой из этих трех групп жребием определяются пары второго тура. После второго тура участники, набравшие равное количество очков, вновь объединяются в группы для жеребьевки. Судейская коллегия формирует группы и дальше. Окончательно места определяются после финального тура по количеству набранных очков. При швейцарской системе случайное поражение не имеет столь роковых последствий, как при олимпийской системе, однако недостатком ее являются постоянные жеребьевки, «везение» и «невезение» при выборе соперников, что противоречит существу шахматной борьбы. Существует формула состязаний, соединяющая черты матча и турнира. Борьба развертывается как в круговом турнире, однако участники играют между собой не по одной партии, а по нескольку. Мы коснулись индивидуальных состязаний — матчей и турниров. Однако ныне очень широко практикуются и командные соревнования, начиная от встреч между командами классов одной школы и кончая Всемирными шахматными олимпиадами, которые проходят раз в два года и в них участвуют команды десятков стран. Общее между индивидуальными и командными соревнованиями состоит в том, что любая командная встреча складывается внешне механически из какого-то числа индивидуальных встреч. Если в футбольной команде все одиннадцать игроков взаимодействуют на поле друг с другом, то шахматисты — члены команды — только болеют друг за друга, а сражается каждый в одиночку. Однако огромный практический опыт показывает, что сила команды — это не простая арифметическая сумма силы ее отдельных игроков. Дружная команда гораздо сильнее, чем команда, состоящая из разобщенных членов, из людей, относящихся безразлично друг к другу или даже испытывающих антипатию. В хорошем, дружном коллективе вместе отрабатывается установка на предстоящую игру, идет животворный обмен опытом до и после партий, оказывается прямая помощь нуждающимся при анализе прерванных партий или при дебютной подготовке. Создается атмосфера, когда результат команды в целом становится для ее членов важнее личных результатов. В практике выработалось такое понятие, как «командный игрок», ибо было замечено, что есть шахматисты, регулярно показывающие в командных соревнованиях более высокие результаты, чем в индивидуальных. Как играется современная турнирная партия? Играющие непременно записывают ход борьбы, а время, затраченное каждым на обдумывание ходов, контролируется. Запись ходов шахматной партии ведется при помощи так называемой шахматной нотации, отличающейся простотой. Постичь ее «премудрость» может любой начинающий шахматист. Для того чтобы овладеть шахматной нотацией, необходимо попрактиковаться. Это нетрудно. Однако по началу нужно обратиться за помощью к сведущему человеку или взять любой шахматный учебник, где даются сведения о шахматной нотации. Владея шахматной нотацией, можно без усилий воскрешать поединки далекого прошлого, находясь на огромных расстояниях от места поединка лучших шахматистов мира, ход за ходом следить за сражением. Знание шахматной нотации позволяет, наконец, заниматься самостоятельно, ведя диалог при помощи книжки с лучшими мастерами шахмат. В том, что шахматы испокон веков имеют свою «письменность», одно из основных условий их популярности. Не будь этой письменности, и любые самые красивые комбинации, самые глубокие замыслы исчезали бы бесследно. В наши дни шахматная партия немыслима без специальных шахматных часов — сдвоенных в одном корпусе часовых механизмов, работающих поочередно и регистрирующих время, затраченное на обдумывание ходов каждым из партнеров. Контроль времени на обдумывание ходов в турнирных партиях обязателен. Шахматные часы были вызваны к жизни именно как средство против тяжелодумов. В 1851 году игрался матч между английскими мастерами Стаунтоном и Уильямсом. Счет был в пользу Стаунтона, до победы ему оставалось набрать одно очко, но, будучи не в силах вынести бесконечной медлительности партнера, он сдал матч! Объективный контроль времени, затрачиваемого на обдумывание ходов, исключает игру на «измор». Ныне в соревнованиях высокого класса бытует контроль времени 2 часа 30 минут на 40 ходов каждому из партнеров и далее по часу на 16 ходов (с накоплением времени), т. е. в среднем 3 минуты 45 секунд на ход. После пяти часов игры партия, если она не закончилась, откладывается. Положение на доске записывается на лицевой стороне конверта; шахматист, чья очередь хода, записывает его на своем бланке, но не делает его на доске! Бланки кладутся в конверт. Другой соперник не знает записанного хода — это секрет! Таким путем уравниваются шансы. Один не может изменить ход, а другой не знает его. Итак, 3 минуты 45 секунд в среднем на один ход. Много это или мало? Во все газетные отчеты по шахматным соревнованиям вошло слово «цейтнот». Нехватка времени на обдумывание ходов — бичь шахматиста. Игра богата возможностями, ответственность велика, хочется все предусмотреть, рассчитать, а время летит незаметно... Умение рационально распределять время на обдумывание ходов, способность осуществлять на практике рекомендацию Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное» — сильная сторона шахматиста. Просрочка времени на обдумывание ходов, фиксируемая при помощи специального падающего «флажка» на шахматных часах, влечет за собой поражение. За пять часов игры шахматист тратит очень много сил. Концентрированная умственная работа требует большой затраты энергии и достаточно утомляет. Большинство грубых ошибок совершается на последнем, пятом часу игры, но если увеличить время на обдумывание ходов, качество шахматных партий не улучшится. В настоящее время проявляется тенденция давать в различных турнирах поменьше времени на обдумывание ходов. По мере роста в обиходе количества шахматных часов все большую популярность приобретает так называемый блиц — от немецкого Blitz — «молния» (блиц-партия — молниеносная партия). Наиболее распространенный контроль — пять минут (для каждого соперника) на всю партию. При просрочке времени — поражение, так же как и в турнирных партиях. Естественно, что при молниеносной игре допускается много мелких и грубых ошибок. Творческое содержание таких партий невысоко. На этом основании у игры блиц много принципиальных противников. Однако надо признать, что есть и множество поклонников. Для успеха в молниеносной игре необходимы быстрота, находчивость. Если блицем не злоупотреблять, то никакого вреда он принести не может. Полной противоположностью молниеносным партиям являются партии по переписке. Такие партии, когда один партнер сообщает другому свой ход при помощи почты, длятся нередко годами. Шахматист тщательно разберет положение, проанализирует возможные продолжения, решит, какой ход сделать, напишет его, отправит письмо и терпеливо ждет ответа... Если в блице все решают быстрота и находчивость, то в игре по переписке — аналитические способности и методичность. Игра по переписке имеет свои давние традиции и получила широкое распространение. Регулярно проводятся турниры, вплоть до личных и командных чемпионатов мира по переписке. Обычно участник турнира по переписке играет все встречи с другими участниками одновременно. Продолжительность всего турнира будет при этом равна самой его длинной партии. Это приводит к тому, что шахматисту — участнику заочных соревнований — приходится иной раз искать не один лучший ход, а подряд ходы в серии разнохарактерных по содержанию борьбы партий. В партиях заочных соревнований зачастую проверяются интересные дебютные анализы. В каком бы отдаленном месте не находился шахматист, он при желании может состязаться с достойными соперниками, невзирая на расстояния. Развитие средств связи не было оставлено без внимания шахматистами-заочниками. Теперь зачастую ходы передаются по телеграфу, радио, телефону или телексу. Эти состязания ближе к обычным турнирным партиям. У нас в стране организованы регулярные заочные соревнования, в которых участвуют полярники от Арктики до Антарктики, команды кораблей, плавающие во всех морях земного шара. 9 июня 1970 года в истории шахмат произошло небывалое событие. Вокруг Земли в космическом пространстве виток за витком совершал корабль «Союз-9». У космонавтов А. Николаева и В. Севастьянова на борту корабля были шахматы. Полет, как известно, был длительным. И вот в день, отведенный для отдыха, на 140-м витке вокруг Земли поступило предложение сыграть шахматную партию космос — Земля. За Землю играл генерал Н. Каманин и летчик-космонавт В. Горбатко. С небольшими перерывами, когда корабль находился вне пределов радиовидимости Центра управления полетами, партия продолжалась около шести часов. Нет сомнений в том, что, когда настанет пора космических путешествий к далеким планетам, космонавты не забудут взять с собой и шахматы, весьма популярные в их среде. Достаточно сказать, что дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. И. Севастьянов ныне является председателем Шахматной федерации СССР. Есть еще одна разновидность шахматного поединка, притом очень своеобразная. Это игра не глядя на доску, вслепую. В общем, в любой партии шахматист, не глядя на доску, представляет себе позицию, которая получится через ход, два и т. д. При игре вслепую он просто не смотрит на доску с самого начала, а «видит» ее мысленно; говорит свой первый ход, получает ответ, продолжает... На людей, не слишком хорошо знакомых с шахматами, игра вслепую производит сильное, а иной раз и незабываемое впечатление. Еще большее впечатление производят сеансы вслепую на нескольких и тем более на многих досках. Однако игра вслепую, сеансы одновременной игры не глядя на доску требуют исключительно высокого напряжения, поэтому в нашей стране подобного рода игра не получила распространения, а соревнований по игре вслепую не проводится вообще. Интересной и методически ценной формой соревнования являются консультационные партии. В них играют не один на один, а один против группы или же группа против группы. Ходы передают через секунданта. Коллективное обсуждение ходов особенно полезно, если в составе консультантов есть такой, у которого можно поучиться. Великолепным средством пропаганды шахмат служат сеансы одновременной игры. Шахматная история хранит немало эпизодов, когда первая встреча чемпиона с его будущим соперником происходила в сеансе. Так, в 1925 году, в дни I Московского международного турнира, четырнадцатилетний М. Ботвинник в сеансе одновременной игры победил тогдашнего чемпиона мира X. Р. Капабланку. Сеансер, как правило, сохраняет перевес сил на каждой доске. Для участников сеанса играть со знаменитыми шахматистами не только увлекательно, но и очень полезно. Характер игры мастера или гроссмейстера, несмотря на неизбежные в сеансе промахи, заставляет участников сеанса по-новому осмысливать знакомые, казалось бы, планы и идеи. Обычно сеанс проводится на 20–30 досках, реже число участников доходит и до 50. Делались попытки устанавливать рекорды по числу досок, однако такие «рекорды» никого не увлекли, так как при этом сеансеру приходилось больше ходить ногами, а участникам дольше ждать его прихода. По неписаной традиции сеансер играет все партии белыми. Участник делает свой ход, когда сеансер подходит к его доске. Сеанс обычно привлекает зрителей. Часто случайные гости выражают удивление: «Как же так, один против всех?» Другие же с интересом наблюдают за развитием событий на досках. Кое-кто помогает и мешает советами различного качества. Безусловно, сеанс требует от сеансера известного напряжения, но, пожалуй, меньшего, чем при игре одной-единственной, но ответственной турнирной партии с партнером, равным примерно по силе. Большую пользу в учебно-тренировочной работе приносит сеанс с часами. Количество его участников обычно невелико: от шести до десяти человек. Борьба на каждой доске происходит по турнирным правилам. Партии записываются участниками сеанса. Участники сеанса делают ходы, не дожидаясь подхода сеансера к доске. Сеансер сам должен следить, на какой из досок очередь хода за ним. Борьба с сеансером для каждого участника происходит будто бы один на один — сеансер просто тратит меньше времени на обдумывание ходов. Эта форма успешно используется у нас в стране в традиционных соревнованиях Дворцов пионеров. Особую область в шахматном творчестве представляет собой так называемая шахматная композиция. Если в шахматной партии идет состязание, поединок двух соперников, то в шахматной композиции положение принципиально меняется. Шахматист по своему усмотрению составляет позицию с определенным заданием одной из сторон, обычно для белых. Это или задачи, т. е. искусственно составленные позиции, где требуется дать мат в строго определенное число ходов, или этюды, где надо найти выигрыш либо при надлежащем задании добиться ничьей. В шахматной композиции на первый план выдвинут творческий элемент, а не спортивный. Создание задач и этюдов доставляет эстетическое удовлетворение их авторам и шахматистам, которые их решают. Практическая игра в шахматы и шахматная композиция не конкурируют друг с другом. Они отлично сосуществуют и взаимно обогащают друг друга. В наше время произошло, правда, «разделение труда». Хотя многие выдающиеся практические игроки отдают известную дань составлению этюдов и задач, но ведущие произведения в области шахматной композиции принадлежат ее собственным мастерам. Даже разбор решений классических этюдов приносит эстетическое удовольствие. Удивительным, невероятным кажется достижение поставленной цели. Приведем для примера этюд с минимальным материалом, составленный известным гроссмейстером Р. Рети (1889–1929). Задание белым — сделать ничью — кажется на первый взгляд невероятным. Белая пешка находится в зоне убийственного обстрела черного короля, а черная пешка может с виду беспрепятственно бежать в ферзи. Однако белый король может направиться как бы в погоню за двумя зайцами — приближаясь одновременно к своей и к черной пешкам: 1. Крh8-g7! Крa6-b6 2. Крg7-f6! h5-h4. Последний ход черных уже обязателен — надо уводить пешку от короля противника. 3. Крf6-e5! h4-h3 4. Крe5-d6! Неожиданно изменив направление движения, белый король хоть и не догоняет черной пешки, но успевает прийти на помощь своей. Оказывается, погоня за двумя зайцами, вопреки мудрости пословицы, является единственным успешным образом действия. Формы шахматных соревнований, области шахматного творчества многообразны. И попытки однозначно сформулировать, что же такое шахматы, приводят обычно к затяжным спорам, но не к убедительным решениям. |
|
||