|
||||
|
63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА Картина мира – упорядоченная система знаний, ценностных поведенческих ориентиров, мировоззренческих установок. Противоположными по своей идейной направленности являются религиозно-идеалистическая и диалектико-материалистическая картины мира. Религиозно-идеалистическое понимание мира основано на идее сотворенности мира Богом. Природа человека рассматривается как наиболее близкая к природе Бога. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: телесному (физическому) миру природы и бестелесному миру духа. Человек имеет бренное тело и бессмертную душу. История человечества начинается с грехопадения и должна закончиться спасением. Цель земной жизни человека – спасение благими делами его бессмертной души. Однако это спасение возможно только по милости Божьей. Примерно таковой является религиозно-идеалистическая картина мира, и не только в христианстве, но и в ряде других монотеистических религий – иудаизме и исламе. Многие философы-идеалисты либо полностью разделяли то или иное религиозное мировоззрение, либо заимствовали из него отдельные черты, такие как вера в Бога, в бессмертие человеческой души, либо такое противопоставление мира духа материальному миру, когда дух (или сознание одного человека) провозглашается первичным, а материя – вторичной. Диалектико-материалистическая картина мира свое наиболее полное развитие получила в марксизме. В качестве основы бытия здесь признается материя. Бытие, Вселенная понимаются как бесконечно развивающееся многообразие единого физического мира. Этот мир существует независимо от сознания как отдельного человека, так и человечества в целом. Диалектико-материалистическая картина мира основана на трех великих научных открытиях: 1) законе сохранения энергии, который утверждает сохранение энергии и ее переход из одного качества в другое; 2) установлении клеточного строения тел, которое показало материальную структуру всего живого; 3) теории эволюции Ч. Дарвина, которая обосновывает мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле. |
|
||