|
||||
|
58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ В философии материя является наиболее общей категорией, в которой фиксируется материальное единство мира. Главное свойство окружающего нас мира, которое отражается в понятии «материя», – это самостоятельное существование мира, независимое от нашего познания и ощущений. В материализме она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. В определении материи решается один из основных вопросов философии – вопрос о соотношении материи и сознания. Среди свойств материи выделяются ее атрибуты – изменяющиеся характеристики того или иного материального объекта. К числу атрибутов материи относятся пространство, время и движение. В современной науке пространство, движение и время рассматриваются не самостоятельно, а относительно друг друга. Считается, что не существует абсолютного пространства или времени, пространство и время возникают в результате движения и взаимодействия материальных тел. В то же время сами материальные тела могут рассматриваться как искривления пространственно-временного континуума. Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. В эпоху Античности сознание понималось как связь между человеком и окружающим его миром, космосом. Платон выразил это в метафоре «воск и печать». В Средние века была открыта новая грань проблемы сознания. Теперь оно понималось не только как знание внешнего мира, но и как осмысление человеком его собственного внутреннего мира. Так возникает проблема самосознания. В Новые века формируется новое представление о человеческом сознании. Оно становится центральной проблемой философии. Даже само бытие человека доказывается наличием у него сознания. Так, французский философ Р. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Говоря о свойствах человеческого сознания, немецкий философ И. Кант определял пространство и время как формы чувственности и рассудка познания. Еще дальше в утверждении значимости человеческого сознания пошел другой немецкий мыслитель И.Г. Фихте. Он писал, что мир существует лишь как представление в сознании человека. К. Маркс решительно критиковал попытки считать сознание первичным, а весь остальной мир – вторичным, порождением сознания. Он полагал, что сознание определяется бытием, т. е. практикой и общественными отношениями, в которые люди вступают между собой. Таким образом, можно говорить об искаженном классовом сознании, идеологии. В конце XIX в. у проблемы сознания появился новый аспект. Австрийский ученый З. Фрейд выявил в психике человека до тех пор не известную составляющую – бессознательное влечение. Бессознательные влечения влияют на поведение человека, но лишь с трудом могут быть им осознаны. |
|
||