|
||||
|
УРОКИ СМЕРТИ И РАЗЛУКИ Испытав потерю, большинство людей проходит через стадии отрицания, гнева, подавленности, а затем — смирения. Разрыв отношений с любимым человеком способен опечалить нас не меньше, чем его смерть. В моменты горя и потери нам необходимо особо заботиться о своем Базовом Я. Сознательное Я, опирающееся на логику, способно отвлечься мыслями о причинах разрыва отношений или убедить себя в том, что смерть любимого человека должна переживаться «с контролем чувств». Если после трагической потери мы способны говорить, что «все в порядке», то более глубокий анализ случившегося пойдет нам на пользу. Независимо от того, насколько «мужественно» и разумно мы действуем на сознательном уровне, Базовое Я практически всегда испытывает в подобных случаях страх, даже панический ужас, а также смятение, неуверенность, глубокую печаль и гнев на «несправедливость» нашей потери. Поэтому мы обязаны обеспечить Базовое Я поддержкой, любовью, заботой и возможность выплакаться, несмотря на то, насколько гибкими и крепкими сами себя считаем. Крупные перемены, подобные рождению и смерти, ошеломляют и шокируют Базовое Я. Кажется это необходимым Сознательному Я или нет, сочувствие самому себе и соответствующие ритуальные обряды действительно помогают залечить и успокоить Базовое Я. Смерть близкого С космической точки зрения, рождение и смерть являются начальной и конечной точками всего цикла жизненных перемен; все взмывает ввысь, и падает, и поднимается вновь уже в иных формах. Смерть человека может представляться мучительным и страшным явлением, но она не более ужасна, чем акт рождения, связанный с болью, кровотечением и повреждениями тела. Оба этих переходных момента особенно глубоки и значительны — как для тех, кто в них участвует, так и для друзей и близких, на которых они оказывают огромное влияние.
Особые формы воспоминаний могут помочь Базовому Я смириться с потерей любимого человека, особенно с внезапной, неожиданной и мучительной или происшедшей далеко от родного дома смертью. УПР. Прощание Вспомните и представьте себе образ умершего в его счастливые мгновения — смеющийся, мягкий и спокойный. Вновь ощутите радость того момента, осознайте, что ничто не способно отнять у вас эти воспоминания, что вы можете наслаждаться ими в любое время. Когда бы вы ни вспоминали ушедшего, представляйте именно этот счастливый образ — то, что приносит вам счастье даже сейчас. Ушла лишь физическая часть человека, но его энергия и воспоминания о нем останутся с вами так долго, сколько вам будет нужно. Внутренним взором ума и в своем сердце представьте и прочувствуйте сцену, в которой вы нежно беседуете с любимым человеком; произнесите те слова, которые вам хотелось бы ему сказать, выговоритесь полностью, до конца. Постарайтесь высказать то, что сказали бы, если бы знали, что этот человек скоро умрет. Принимайте все ощущения, которые у вас при этом возникают, ощутите готовность остаться в одиночестве. Вберите в себя все добрые качества этого человека как его дар и наследие. А теперь попрощайтесь. Разрыв отношений Отношения между людьми не обязательно продолжаются, до тех «пока их не разлучит смерть». Они и не должны всегда тянуться так долго, несмотря на самые лучшие намерения, советы и ожидания других. Люди связывают себя отношениями с другими по многим причинам и в разных целях, и эти отношения исчерпываются, когда их цели достигнуты. Одним взаимоотношениям суждено длиться очень долго; другие, наоборот, обречены на скоротечность. В то время как необходимость оставаться вместе помогает создать атмосферу духовного роста посредством компромиссов, жертвования собой, открытости, доверия и сотрудничества, мы совсем не обязаны во что бы то ни стало стараться сохранять любые отношения. Состоим мы в браке или нет, мы вполне способны отнестись к разрыву отношений с таким же уважением, как к смерти или трагической потере. Один или оба супруга могут чувствовать гнев, обиду или отчужденность — но могут и остаться хорошими друзьями. В любом случае, уважения заслуживают сами по себе взаимоотношения. Необходимо справедливо оценивать те цели, которым служили отношения, и извлечь из них максимальную пользу вплоть до самого конца, то есть использовать любые отношения как возможность обучения и развития. Смерть и развод определенно не менее значительны, чем рождение и вступление в брак, а зачастую и гораздо более поучительны. Для Базовых Я, которым необходимы подобные ритуалы, мы создали прекрасные церемонии бракосочетания; не меньшей торжественностью следовало бы обладать и бракоразводным процессам. В идеале, подобное событие должно происходить в присутствии близких друзей. Если отчужденность между супругами слишком велика, то говорить может лишь один из них, заменяя при этом «Я» на «мы» и проводя прочие необходимые поправки. УПР. Ритуал расставания Мы собрались сегодня, чтобы признать расставание двух душ, которые отныне последуют различными путями. Хотя подобное разделение может показаться вызванным негативными причинами, сопровождающимся гневом и обидами, все эти эмоции лишь временны. Пришло время признать, что, желаем мы этой перемены или нет, она пойдет на пользу нам и всем вокруг нас, несмотря на все видимые причины расставания. Только от нас самих зависит, поймем ли мы все уроки этого разделения, узнаем ли что–то новое о самих себе, вырастем ли мы как личности, с тем чтобы и момент соединения вместе, и наступивший срок расставания принесли в будущем свои плоды в жизни каждого из нас. Давайте уделим некоторое время воспоминаниям о счастливых моментах нашей совместной жизни, но без тоски о них, с пониманием того, что эта память остается с нами, несмотря на все сложности и трудности, которые мы испытываем сейчас. (Пауза для воспоминаний.) Поблагодарим себя за все то, что мы создали и сделали вместе; поблагодарим друг друга за все, что каждый из нас подарил другому, считаем мы это избыточным или незначительным. Согласимся с тем, что каждый из нас делал все, на что был способен на своем уровне эволюции. (Пауза для мысленного выражения благодарности.) Признаемся себе во всех своих болезненных чувствах и осознаем, что они скоро пройдут. Оставим открытой возможность того, что когда–нибудь, когда нынешние переживания исчезнут, мы сможем вновь стать друзьями и обеспечить поддержку всем тем, кого понимаем. Осознаем, что завершение чего–то одного освобождает место для возникновения другого, и что любые наши сожаления со временем сотрутся радостями нового опыта. Мы, две уникальные личности и драгоценные души, прощаемся друг с другом. Спокойно принимая наши нынешние чувства, мы переходим к будущему, обогатившись мудростью этого опыта. Независимо от того, что кажется обоснованным и разумным нашему Сознательному Я, никакие рассуждения не могут устранить и облегчить чувство потери. Базовое Я развивается в условиях привязанности к другим людям и к отношениям с ними. В этом мире, в царстве перемен, мы не можем рассчитывать на что–то неизменное и вечное. Принимая непрерывность процесса изменений, обретений и потерь, мы делаем еще один шаг по горной тропе Пути Мирного Воина. Могло быть и хуже Иногда вещи меняются от плохого к худшему. Временами, когда мы видим свет в конце туннеля, оказывается, что это огни неудержимо несущегося на нас поезда. Пит пришел к врачу для полного медицинского освидетельствования. Через несколько дней доктор позвонил ему и сказал: — Мы провели лабораторные анализы, и у меня есть две новости: плохая и очень плохая. Обеспокоенный Пит переспросил: — Плохая и очень плохая? Какова же плохая новость? — Вам осталось жить ровно сутки — ответил врач. — Результаты анализов не оставляют никаких надежд на большее. Совершенно ошеломленный, Пит только и смог вымолвить: — Сутки? Но… какая же новость может быть еще хуже?! — Мне очень стыдно признаться, — печально ответил врач, — но я мог сообщить вам об этом еще днем раньше. Когда нам плохо, слова «могло быть и хуже» приносят мало утешения. Мы уже чувствуем себя настолько ужасно, что хуже некуда. С другой стороны, то, что кажется нам проблемами, всегда относительно. Когда у меня было туго с деньгами, мне казалось, что машина слишком часто ломается, а счета всегда превышают ожидаемую сумму. Я не знал, как оплатить их, чувствовал себя очень раздражительным и начал чаще ссориться с женой. Я считал, что у меня серьезные проблемы, а потом вспомнил одну картину, на которой были изображены улыбающиеся голодные дети, живущие в ужасной нищете и бедности в Индии. Несколько недель спустя, в довершение всех неприятностей, я слег с тяжелым гриппом; меня могли уволить с работы, и тогда я вряд ли смог бы оплатить следующий счет за квартиру. Непрерывно размышляя о своем бедственном положении, я автоматически переключал каналы телевизора, и увидел образы бездомных людей наших городов и множество людей, борющихся за свою жизнь в других странах мирах, в которых голод, болезни и мучительная смерть были совершенно обыденным явлением. Я лег на кровать и начал смеяться. Я смеялся над самим собой, над человеческой обусловленностью. Я смеялся над тем миром, в котором тысячи смертей воспринимаются одними людьми как катастрофа, а другими — как обычная вещь, заполняющая промежуток между прогнозом погоды и спортивными новостями. Я смеялся, потому что иначе мне пришлось бы рыдать. С того времени никакие мои трудности не казались мне особенно сложными. Я всегда напоминал себе, что пока у меня есть, что одеть, где жить и чем питаться, у меня нет серьезных затруднений. Эти соображения вряд ли помогут тем, кто только что расстался с любимым человеком и испытывает глубокое эмоциональное страдание. В любом случае, мы не должны настолько слепо погружаться в свой маленький мир, в наши личные заботы, чтобы не замечать перспективной панорамы большого мира. Иначе мы теряем свою открытость и широту взглядов. Я был несчастен оттого, что не имел башмаков, — пока не увидел человека без ног. Персидская поговорка Каждому, у кого недавно выдались трудные времена, я хочу предложить историю об одном происшествии, рассказанную каменщиком из Западной Индии: Прораб приказал мне перенести лишние кирпичи с третьего этажа дома, который мы строили, так что я установил на балке этого этажа блок, привязал к тросу большую корзину, перебросил другой конец троса через блок и закрепил его у земли. Наполнив корзину кирпичами, я спустился вниз и отвязал трос, собираясь опустить корзину на землю, медленно вытравливая его. К сожалению, я недооценил веса корзины. Когда она начала опускаться, меня подняло в воздух так быстро, что я не успел выпустить трос из рук. На полпути в начало я столкнулся с опускающейся корзиной и она сильно ударила меня по спине. Меня продолжало нести в начало, я ударился головой о балку и прищемил пальцы блоком. Когда корзина ударилась о землю, ее дно отвалилось, и все кирпичи высыпались. Теперь я оказался гораздо тяжелее, чем пустая корзина, и поэтому полетел вниз. На полпути я вновь встретился с корзиной и она серьезно поранила мне ноги. Я упал прямо на груду кирпичей, в результате чего получил многочисленные переломы и ушибы, напоровшись на острые края. В этот момент я начал терять сознание и выпустил из рук веревку. Сверху упала корзина и нанесла мне сильнейший удар по голове. Очнулся я только в больнице. Этот рассказ представляется не только удивительно точной метафорой любой трагикомедии жизни, но и примером того, как мы, люди, умеем создавать себе трудности, пытаясь сделать что–то получше, спотыкаясь, запинаясь и принимая при этом самый напыщенный вид. Наверное, всеобщая популярность Братьев Маркс, Лоурела и Харди и других великих комиков основана на сверхестественном сходстве их реприз с обычным человеческим поведением. |
|
||