• Раздвигая пределы
  • Открытые возможности
  • Секрет способностей
  • УПР. Расширение возможностей: установки и воображение
  • Моделирование идеала
  • Равновесие ролей
  • УПР. Какие роли вы играете?
  • Золотой орел
  • ЗАКОНЫ СОВЕРШЕНСТВА

    Основные сложности любой деятельности заключаются в процессе подготовки; чем лучше и старательнее мы к ней готовимся, тем удачнее результаты действий. Эйб Линкольн говорил: «Если мне дадут шесть часов на то, чтобы срубить дерево, я потрачу четыре из них на заточку топора».

    Значение «таланта от природы» часто переоценивается — его можно использовать только до определенной степени, что эзоповская черепаха и доказала зайцу. В первый год своей работы в Беркли в качестве тренера гимнастики я изо всех сил пытался привлечь одну девушку по имени Патрисия к ежедневным занятиям спортом, но, хотя она обладала большими способностями к гимнастике, чем кто–либо еще, кого я знал, ей не хватило настойчивости в развитии своего потенциала. С того времени я предпочитал учеников с твердым характером и старательностью гораздо больше, чем талантливых, но поверхностных ребят.

    Хотя многие из мировых знаменитостей в какой–либо области деятельности являются редким сочетанием генетических данных, привязанности к своему занятию и других качеств, любой из нас способен стать настоящим мастером практически в любой выбранной сфере жизни благодаря полному вниманию, целенаправленному намерению и трудоспособности. Все знакомые мне преуспевающие профессионалы в спорте, театре, юриспруденции, медицине и бизнесе связывают свои успехи с «тяжелым трудом», а не с «природными способностями».

    Эрик, мой товарищ по команде и способный гимнаст, в детстве переболел полиомиелитом; когда он впервые вошел в гимнастический зал и сказал тренеру, что хочет заниматься упражнениями на кольцах, его ноги были похожи на две прямых палки, и он не мог ходить без трости. Тренер согласился, но чувствовал себя озадаченным — у него была одна из самых сильных в стране команд по гимнастике, и Эрик явно не вписывался в нее. Четыре года спустя Эрик делал пробежки наравне со всей командой, разумеется, без всякой трости, и выполнил свое первое высокое сальто, без всякой помощи подпрыгнув примерно на два с половиной метра и твердо приземлившись на ноги. Он вошел в тройку чемпионов страны и выиграл Пан–Американские соревнования.

    Рон обожал бросать «летающие тарелочки». К двадцати девяти годам он не умел ничего, кроме этого. Родители и друзья говорили ему: «Рон, тебе пора повзрослеть. Ты не можешь зарабатывать на жизнь, бросая «тарелочки». Помимо этого, Рон был искренним сторонником мира во всем мире. Однажды ему в голову пришла идея. Он нашел спонсора, купил около пятисот «тарелочек», на которых на английском и русском языках было написано «Мир во всем мире», отправился в Россию как посланник доброй воли и учил игре в «летающие тарелочки» людей всего бывшего Советского Союза (это было еще во время холодной войны). Теперь он занимается организацией игр в России и Китае, привлекая к себе веселых и миролюбивых людей со всего мира — зарабатывая себе на жизнь тем, что он любит, и помогая развлекаться другим людям.

    Помимо этих примеров, существуют тысячи свидетельств того, как люди способны преодолевать установленные границы возможного.

    Раздвигая пределы

    В современном мире существует множество возможностей проверить правильность установленных пределов своих способностей. Могли ли древние мудрецы предвидеть появление такого огромного числа новых обрядов посвящения? Какой шаман мог представить себе «обычного» человека, прыгающего с высоты трех километров только ради удовольствия? Мог ли обитатель Новой Гвинеи, прыгавший с пятнадцатиметровой скалы, обвязанными лианами, представить себе современных людей, бросающихся на эластичном шнуре с трехсотметровых подъемных кранов и висящих в воздухе воздушных шаров? Могли ли индийские факиры или африканские воины вообразить тысячи людей, в один уикенд ходящих по углям, а в следующие выходные — голыми руками разбивающих кирпичи?

    Разумеется, далеко не каждый способен на подобные поразительные упражнения. Путь Мирного Воина начинается там, где мы сейчас, и уважает индивидуальные потребности каждого человека. Для многих из нас открытое выражение глубоких чувств требует гораздо большей смелости, чем прыжок с парашютом. Трехкилометровая пробежка или вопрос «Который час?», заданный незнакомому человеку, могут стать для некоторых людей огромным шагом в развитии новых представлений о своих возможностях. Смелость, способности и решительность проявляются в бесконечном разнообразии поступков. На практике, могут существовать вполне «обычные» сферы жизни, в которых парашютист или любитель прыжков на «банги» и хождения по огню испытывает недостаток смелости — например, способность рыдать в печали или свободно общаться с окружающими. У каждого из нас свои испытания.

    Если мы принимаем вызов чего угодно, любого испытания, которое требует преодоления воображаемых пределов наших возможностей, мы раздвигаем эти пределы и больше не зажимаем себя в прежние рамки в будущем. Подъем на одну ступеньку лестницы отваги приободряет дальнейшее восхождение, и как только у нас появляется мысль «Я не смогу с этим справиться», мы задаем себе вопрос: «А почему, собственно, я так решил?»

    Опыт заключается в том, что когда мы справляемся с чем–то, мы знаем, что способны сделать это снова. Если же нам что–то не удается, это еще не означает, что мы не сможем сделать это в следующий раз — просто мы пока не смогли с этим справиться.

    Открытые возможности

    Я никогда не думал, что смогу стать чемпионом мира в прыжках на батуте — но, с другой стороны, я никогда не считал, что не могу им стать. Лучшим методом достижения успеха для большинства из нас является оптимистичный принцип открытости: «Попробую — и посмотрю, удастся ли мне это».

    Регулярные занятия музыкой, танцами, спортом и другими видами деятельности убеждают, что все, что делается постоянно, со временем получается все лучше. И мы можем полностью довериться этому правилу.

    Все развивается и изменяется. Сегодня в нашем теле нет ни одной из тех клеток, которые составляли его семь лет назад. Мы меняемся — то же происходит и с нашими способностями. То, что было справедливо в прошлом, совсем не обязательно истинно сейчас: гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, застенчивые затворники могут — и часто становятся — красноречивыми ораторами.

    Независимо от того, что стало причиной наших искаженных представлений о самих себе, мы можем прямо сейчас приступить к разрушению той тюрьмы, в которую себя заключили, и прекратить влияние прошлого на наше будущее. Важно не то, кем мы были, но то, какими мы станем.

    Секрет способностей

    Мы уже знаем, что за наш успех в жизни отвечает Базовое Я. Однако Сознательное Я определяет и направляет этот успех, помогая Базовому Я постигать мир. Что бы ни думал и ни воображал о нас сознательный ум, эти сообщения немедленно приходят к подсознанию, которое практически всегда воспринимает эти образы как реальные и возводит их в ранг руководства и привычки.

    Если мы часто говорим себе: «Это мне не по силам» или «Я совсем в этом не разбираюсь», Базовое Я не имеет другого выбора, кроме как согласиться с этими негативными утверждениями и помочь нам стать «преуспевающими неудачниками» — очень скоро мы сталкиваемся со множество поводов горько напиться и ронять в стакан слезы. Поэтому следует обращать больше внимания на оценки своих предполагаемых возможностей, на то, что мы говорим и думаем о самих себе. Если человек говорит: «Не представляю, что я смогу это сделать», то почти наверняка он так никогда и не попробует это сделать.

    Понимая, как Базовое Я реагирует на подобное самопрограммирование, каждый может развернуть направление своих бесед с самим собой и начать воображать, как он достигает успеха в какой–либо деятельности. Оптимистические утверждения, совмещенные с четкими, живыми и позитивными воображаемыми образами позволяют Базовому Я испытать внутренний опыт деятельности; рано или поздно оно принимает эти положительные картины и начинает снабжать нас энергией, необходимой для успеха. Эта практика особенно эффективна, если в своем воображении мы используем те факторы, которые стимулируют Базовое Я — выживаемость, удовольствие и власть.

    К примеру, если мы произносим: «У меня приятная внешность, и окружающие считают меня привлекательным» и одновременно представляем себе, как входящие в комнату люди проявляют радость при виде нас, Базовое Я начнет генерировать энергию и оттачивать привлекающие окружающих тонкости поведения. Помимо этого, поскольку человеческие Базовые Я входят в контакт друг с другом, именно те люди, симпатии которых мы хотим привлечь, также поддержат нашу установку, когда наши Базовые Я придут во взаимодействие.

    В страших классах у меня был приятель, который, казалось, всегда слишком положительно истолковывал любое поведение женщин по отношению к нему. Если какая–то девушка ему улыбалась, он тут же заявлял: «Она в меня влюблена». Если же она задирала нос и игнорировала его, он говорил: «Она просто с ума от меня сходит, но старается не подавать виду». Неважно, правильными ли были его выводы. Он считал себя привлекательным и прекрасно себя чувствовал в женском обществе — в конце концов, ведь все они «любили» его. И, насколько я помню, у Джимми никогда не было недостатка в таком обществе, а на лице его всегда сияла улыбка.

    УПР. Расширение возможностей: установки и воображение

    Выберите область жизни, в которой ваше мнение о себе невысоко — другими словами, ту ее сферу, к которой, как вы считаете, у вас отсутствуют способности.

    Скажите себе, что у вас есть таланты в этой сфере. Произнесите эту установку вслух.

    Одновременно, представьте себе красочный образ, внутренний опыт или фантазию, поддерживающие эту установку и включающую элементы мотивации Базового Я — безопасность (успех выживания), удовольствие (радость) и власть (контроль над ситуацией) — чем больше приятных подробностей, тем лучше.

    Сохраняя положительное отношение, отпустите свое воображение и доверьтесь ему.

    Жизнь обладает особой магией — течение нашей жизни способно радикально измениться к лучшему в любой следующий миг. И самой большой преградой к использованию богатых возможностей, предоставляемых жизнью, являются не внешние препятствия, а наши ограниченные и искаженные представления о самом себе. Освобождаясь от навязанных себе мнений о пределах наших способностей, мы обнаруживаем в себе власть управлять собой и самостоятельно писать историю своей жизни, превращая трагедии и драмы в веселые приключения со счастливым продолжением.

    Моделирование идеала

    Актерская деятельность может быть примером возвышенного искусства, трасцендентальной практики выхода за пределы собственного эго и перевоплощения в образ другого человека. Актерская игра распространяется гораздо шире профессиональных и любительских выступлений на сцене или перед камерой. Все мы способны играть различные роли, но большинство из нас замыкается на единственном персонаже — собственном идеальном образе. Мы притворяемся, что являемся тем, кем хотели бы быть. Система ценностей, из добрых побуждений навязанная нам окружающими, продолжает направлять нас до тех пор, пока мы не решимся поднять свои собственные паруса и изменить курс.

    Актерская игра, или ролевое моделирование, изменяет и расширяет наши представления о самих себе и основывается на принципе: «Воображай, пока не превратишься». Она предполагает мастерство действий в режиме «как будто», Действуйте так, как будто вы поразительно красивы, сказочно богаты и непревзойденны — и скоро эта роль станет естественной. Я надеюсь, читатели понимают, что моделирование поведения и игра различных ролей в жизни представляют собой осознанные упражнения по расширению спектра возможностей и репертуара способностей — и этим отличается от часто встречающейся неосознанной игры необоснованных фантазий.

    Каждый человек часто подсознательно занимается ролевым моделированием. Это основной метод обучения Базового Я; в детстве мы учились ходить и говорить, подражая взрослым, имитировали их манеры, жесты и другие детали поведения. Теперь мы способны делать это сознательно.

    Моделирование чем–то похоже на подражание, однако на более глубоком уровне — оно копирует внутренние качества, ресурсы и энергию других людей или, как видно на примере древних воинов и шаманов, — определенные сильные стороны животных. Моделирование является одним из наиболее эффективных методов изменения своего поведения. Мы способны осознанно перенимать у других людей положительные качества, которые нам нравятся. Практику этого упражнения и его достоинства нам помогут прояснить реальные жизненные примеры.

    Несколько раз в год, на Интенсивных Курсах Мирного Воина в Северной Калифорнии, я обучаю людей основам самодисциплины, и в качестве упражнения они учатся сражаться на ножах (ножи, конечно, резиновые); целью этого является раскрытие ресурсов Базового Я — смелости, уверенности в себе, решительности, сочувствия к себе и способности сосредоточивать внимание на текущем моменте. Несколько лет назад я обратил внимание на одного из участников курсов по имени Рой — его поведение явно относилось к типичному образу «нюни». Он носил очки цвета бутылочного стекла и так стеснялся, что никогда не смотрел людям в глаза; у него была очень невзрачная внешность и тихий голос. Когда партнер приближался к нему, Рой отскакивал к самому барьеру, и у него был такой вид, словно он хочет покончить с собой собственным резиновым ножом. Двигался он просто с пугающей неуклюжестью — в общем, он выглядел королем всех растяп.

    Я отвел его в сторону и спросил:

    — Рой, если у тебя какие–то проблемы, может быть, я смогу тебе помочь?

    — Я просто боюсь, — признался он. — Я никогда не мог представить себя дерущимся на ножах. И сейчас не могу.

    — Что ж, я вполне могу понять, что тебе немного страшно. Это новый для тебя вид спорта, и этот страх приходит от недостаточного мастерства. Но как ты думаешь, испугался ли бы на твоем месте Брюс Ли? — Рой просто обожал Брюса Ли.

    — Нет! — ответил он. — Для него это была бы просто пара пустяков. Брюс Ли, он такой боец! Быстрый, как молния!

    — Точно! — сказал я. — Тогда представь, что ты Брюс Ли.

    Когда я отходил от Роя, на его лице застыло пустое, мечтательное выражение. Несколько минут спустя я вернулся и увидел Роя, издающего резкие крики, в точности, как Брюс Ли, — и я клянусь, он действительно стал чем–то похож на Брюса Ли и двигался быстро, как молния!

    Еще один участник курсов, Робин, столкнулся с завершающим испытанием, которое заключалось в том, что человек должен был быть уравновешенным, спокойно дышать и оставаться внутренне расслабленным, когда к нему угрожающе приближался противник, а вся остальная группа окружала их кольцом и подбадривала обоих громкими выкриками. Робин был совершенно оглушен этими криками и оцепенел — его парализовал страх, и он упал духом.

    В этот момент я вспомнил фрагмент из «Придворного шута», классического романтического и приключенческого фильма, который я смотрел лишь несколько дней назад. В той сцене главный герой, которого играл Дэнни Кей, сражался с низким негодяем, виртуозно владевшим мечом. Волшебница Гризельда заколдовала главного героя, щелкнув пальцами и сказав: «Ты величайший в мире воин!» В тот миг, когда она щелкнула пальцами, герой из перепуганного новичка превратился в мастера единоборства и просто играючи одолел злодея.

    Я громко щелкнул пальцами и крикнул Робину: «Ты величайший в мире воин!» Робин вспомнил кино и на этот раз замерли все зрители, увидевшие, как он мгновенно стал самим вниманием, а на его губах заиграла дьявольская улыбка — превращение произошло буквально на глазах! Когда начался бой, стало понятно, что он действительно стал величайшим мастером драки на ножах. Часто нам нужно совсем чуть–чуть — щелчок, переводящий нас к новой роли, к новой модели поведения.

    Чем больше ролей в нашем репертуаре, тем большей гибкостью, свободой и возможностями наполнена наша жизнь. Способность играть разные роли расширяет наши представления о самих себе и приводит как к раскованности, так и к равновесию.

    Равновесие ролей

    Некоторые люди играют роль пуритан — постную, моралистичную и брезгливую, зачастую напряженную и высокомерную. Другие играют в гедонистов — любят вечерники, потакают своим импульсам и делают все, что взбредет в голову. Гедонисты находят в жизни гораздо больше удовольствия — но, вероятно, и больше печалей.

    Что по–настоящему интересно, так это менять свои роли: быть пуританином день, месяц или год — чтобы потом расслабиться, отпустить волосы, наесться пирожных и конфет, пофлиртовать и просто бездумно повеселиться, даже если это нелогично. С другой стороны, насколько интересно было бы гедонисту пожить в строгом режиме — соблюдать диету, заниматься спортом, возможно, даже поголодать и усиленно контролировать свои действия.

    Я не призываю вас расстаться со своими устоявшимися и любимыми привычками и ценностями, если они действительно положительно влияют на вашу жизнь. Я лишь имею в виду, что каждый имеет выбор, что любой способен сознательно поиграть чужую роль, с ее новыми ценностями, убеждениями и стилем поведения; совсем не обязательно восторгаться этой ролью, но ее можно сыграть просто ради разнообразия! Это помогает нам не становиться косными, не замыкаться в единственном персонаже на всю оставшуюся жизнь.

    Когда я тренировал девушек в упражнении на гимнастическом бревне, я обратил внимание, что, осваивая новые упражнения, одна девушка всегда падала с бревна в одну и ту же сторону. Я предложил ей пытаться не удерживаться на бревне, а намеренно упасть в другую сторону. Так мы пришли к золотой середине, уравновесив ее движения с обеих сторон. Таким образом, равновесие означает способность играть обе стороны любой роли, согласовывать скромность со страстью — играть роль гедониста и наслаждаться жизнью во время вечеринки и становиться строгим пуританином на следующий день, освобождаясь от нагрузки вчерашнего веселья легким питанием и физическими упражнениями.

    Часто вполне уместно быть суровым и жестким, например, в тех случаях, когда необходимо уметь отказывать необоснованным претензиям других или устанавливать строгие ограничения для самого себя. В других случаях, когда мы сталкиваемся с необходимостью чувствовать и выражать свои чувства, большую пользу принесет мягкость и сострадание. Иногда нам стоит быть скептичными, чтобы суметь отличить здравый смысл от нелепицы, но иногда нам нужно просто поверить в какую–нибудь идею или предположение, в своих друзей или в самих себя. Поэтому моделируйте обе стороны — и вы достигнете равновесия.

    Уравновешенная жизнь, или «золотая середина» может также включать исследование крайностей, чтобы потом — работая или развлекаясь, стоя или сидя — не метаться к противоположности. Контрастный душ, в котором холодная вода сменяет горячую, бодрит нас намного лучше, чем ванна комнатной температуры. Теплая ванна более комфортна, но если мы устремимся к непрерывному покою, то упустим свои шансы двигаться и развиваться.

    УПР. Какие роли вы играете?

    Запишите все роли, которые вы играете в повседневной жизни, на работе и дома. Задайте себе такие вопросы:

    Какие роли нуждаются в большей практике?

    Какие роли упущены?

    Чем можно было бы расширить свой репертуар?

    В гавани корабль находится в полной безопасности, но призвание корабля — плыть в открытом море. Не пропустите возможности, открывающейся прямо сейчас. Воспользуйтесь ею. Сделайте что–то, что боитесь сделать. Возьмитесь за дело, которого избегали, потому что считали, что оно вам не по плечу — или потому что кто–то считает, что вы не способны с ним справиться. Вы можете стать чем–то большим, чем себя считаете — так станьте таким!

    Золотой орел

    Человек нашел яйцо орла, принес его домой и положил в куриное гнездо. Орленок вылупился вместе с выводком цыплят и рос вместе с ними.

    Считая себя обычным петушком, он кудахтал, кукарекал, хлопал крыльями, искал в земле жучков и червячков, и, как полагается приличному петуху, взлетал в начало не больше, чем на метр.

    Прошли годы, и орленок стал старым орлом. Однажды он увидел в небе волшебную птицу, парящую среди туч с королевским достоинство. Старый орел смотрел на нее с благоговением

    — Кто это? — спросил он соседского петуха.

    — Это орел, царь птиц. — ответил сосед.

    — Как было бы прекрасно вот так же парить в небесах!

    — Забудь об этом, — ответил сосед, — мы с тобой всего лишь петухи.

    И орел забыл об этом и умер, считая, что он обычный дворовой петух.

    (Энтони Демелло «Песни птиц»)

    В каждом из нас кроется дух золотого орла; в каждом из нас живет герой, волшебник, путешественник, монах и Мирный Воин. Все человеческие роли — внутри нас. Мы сделаны из гораздо более крепкого материала, чем думаем, а наше тело владеет множеством тайн, которые все еще предстоит раскрыть.

    Когда мы осознаем, что наше мнение о себе — всего лишь мнение, начнется процесс исцеления, туман рассеется, и мы увидим знак «Путь вперед открыт».