|
||||
|
9. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ У меня есть глубокая интуитивная уверенность в том, что каждый, кто держит в руках эту книгу, является одним из людей, готовящихся к эволюционному скачку осознанности, собирающихся совершить прыжок к вере, озарению, пробуждению и полноте жизни. Этого требуют наступающие времена. Воссоединение со своими глубочайшими и самыми искренними чувствами составляет существенную часть этого процесса. Если мы останемся оторванными от своего базового Я, как остров эго, одиноко плавающий в океане, мы будем отрезаны от самой Земли и вряд ли выживем как человеческий род. Тщательный анализ показывает, что мы уже уловили тот факт, что большинство мировых политических, экономических и экологических проблем являются проявлениями более глубокой всеобщей болезни — практически полного отрицания важности чувств. Еще детьми мы перенимаем эту отстраненность от родителей. Пришло время прервать этот порочный круг и позволить детям нынешнего поколения обрести богатые плоды эмоциональной свободы. Как можно пробудить политику, пока не проснулись политические деятели? Мы вновь возвращаемся к главному: чтобы изменить мир, нужно менять самих себя. Целительные отношения Большинство из нас автоматически связывают слово «чувства» с близкими и интимными отношениями, потому что эти отношения представляют собой основную сферу жизни, в которой мы постигаем свои эмоции. На практике отношения с близкими людьми могут стать самым серьезным духовным испытанием нашей жизни. Мужчины и женщины обычно используют различные способы общения; чаще всего они даже по–разному видят мир. Помимо этого, из–за своей индивидуалистичной и склонной к отделению природы, наши Сознательные Я не часто уживаются друг с другом, а Базовые Я, как дети, стремятся к сравнениям и соревнованиям друг с другом. После периода ухаживаний и медового месяца театр личных отношений сводится к постоянным попыткам вырваться за пределы Сознательного и Базового Я — для каждого человека это становится прекрасной возможностью самоизучения. Более широкие отношения людей в обществе обычно представляют собой сферу соревнования в социальном мире; повсюду вокруг нас раздается скрежет сталкивающихся эго. Конкуренция и связанный с ней образ мышления являются основными движущими силами правительств, законодательства и спорта. Таким образом, мир предоставляет нам огромное количество возможностей обучения. ОЧИЩЕНИЕ ЭМОЦИЙ Перед тем, как мы можем признать свои чувства, необходимо понять их значение для Пути Мирного Воина. Слово «эмоция» обычно понимается как чувство — положительное (счастье, радость, восхищение) или отрицательное (гнев, горе, зависть, подавленность и так далее). Многие боятся собственных эмоций и чувств, проявляемых другими людьми, потому что связывают их с неприятными ощущениями или слабостями — хотя, на самом деле, все совсем наоборот. Мы стремимся всегда оставаться «объективными» и хладнокровными, «сохранять здравый смысл» — в противоположность «слишком эмоциональным» людям. Таково общепринятое понимание пространства чувств. Немногие из нас знают о них нечто большее, чем то, что было преподано в семье и в школе. По собственному опыту мы прекрасно знаем, что эмоции приходят и уходят, проплывают, как облака в небе. Чаще всего люди предпочитают счастье и другие позитивные чувства, и реже — негативные эмоции. Поэтому мы стремимся к тому, что приносит нам приятные ощущения — к интересным телевизионным программам вечером по пятницам, к частым встречам с любимыми и любящими нас людьми. Тем не менее, наш повседневный опыт связан также со страхами, огорчениями, разочарованиями и гневом, несмотря на то, что эти чувства могут скрываться или подавляться. Хотя мы понимаем, что физическое напряжение и неприятные эмоции порождаются нашим собственным разумом, но все же чувствуем испуг, печаль или ярость, а знание того, что это лишь творения разума, ничуть не помогает бороться с этими чувствами — нам все равно приходится их испытывать. Природа эмоций Для понимания и использования, полной объективной оценки, чистоты и принятия эмоций мы можем использовать силу и ясность рассудка. У меня есть основания полагать, что нашим естественным и нормальным состоянием является блаженство — единственное реальное чувство. Слово «блаженство» обычно ассоциируется с экстраординарными и возвышенными духовными состояниями или религиозным подъемом, тем не менее мы способны ощутить его прямо сейчас, если сможем оторваться от окружающего нас тусклого поля эмоционального напряжения. Чтобы понять, как можно перейти к состоянию блаженства, вернемся в годы детства, когда мы были открытыми, а программирование нашего поведения еще не началось. Будучи младенцами, мы плакали, когда чувствовали голод или усталость, но после непродолжительного сна мы ложились на живот или на спину и смотрели на мир, исполненные блаженства и благоговения. Наши широко раскрытые глаза всматривались в Тайну. Мы еще не знали, что есть что, но все это явно было захватывающим! Загляните в глаза любого малыша, когда он не голоден и не спит, и вы увидите в них удивление и счастье — это глаза крошечного Мирного Воина. Эмоции не являются какой–либо особой формой восприятия; эмоции сами по себе есть процесс восприятия. Это чистая энергия, непрерывно текущая в нас — не жизненная энергия, которая позволяет нам поднимать тяжести, напряженно трудиться или пробегать большие расстояния, а энергия восприятия, которая заставляет нас преследовать новые ощущения. Когда мы были совсем крошечными, и наша эмоциональная энергия не испытывала никаких препятствий, у нас существовали самые естественные побудительные причины исследовать, двигаться, изучать, действовать и открывать новое. Говоря, что наши эмоции протекали беспрепятственно, я не имею в виду, что мы всегда были счастливыми; но даже тогда, когда мы были рассержены, огорчены или испуганы, мы позволяли своим чувствам свободно выражаться и беспрепятственно выпускали их, что позволяло очень быстро и естественно возвращаться к состоянию счастья и блаженства. Что же с нами произошло? Почему мы, взрослые, не позволяем своим чувствам течь свободно? Почему нам стыдно признаться в своих горестях; почему нам страшно проявить свой гнев? Почему многие из нас настолько отдалились от собственных эмоций, что уже и не понимают, что же они на самом деле чувствуют? Почему мы не позволяем себя испытать свои эмоции в полной мере, естественным образом, а затем вернуться к состоянию счастья, но вместо этого сдерживаем свои чувства, подавляем их, а затем пытаемся бороться с физическими симптомами, возникшими как результат равнодушия к громким призывам Базового Я? Мы уже знаем, что Сознательное Я, с его рассудительностью и логичностью, склонно недооценивать и подавлять ощущения и проявления чувств. Наши ценности и приоритеты, школы и научные традиции воздвигли сознательный ум — интеллект — на высочайший и почетнейший пьедестал. Наша система образования уделяет разуму гораздо большее внимание, чем телу. Многие ли занимаются развитием, исследованием и раскрытием своих чувств? Поощрялись или подавлялись проявления наших чувств, когда мы были детьми? Для большинства людей чувства остаются слабейшим звеном в жизни. Жизнь многих из нас стала совершенно черно–белой, и мы совсем забыли, что она может ощущаться во всем спектре цветов радуги. Чтобы вернуть себе богатство жизни, детское восхищение и невероятную тягу к ее познанию, нам необходимо устранить те препятствия, которые мешают свободному течению энергетического потока чувств. ТРИ ПРЕГРАДЫ Все понятия, которые мы употребляем для выражения бесконечного числа оттенков и нюансов негативных чувств, включая ревность, бешенство, ненависть, депрессию, беспокойство, зависть, раздражение, волнение и огорчение, основаны на трех первичных состояниях — на страхе, горе и гневе. Подобно трем основным цветам — желтому, синему и красному — смесь различных пропорций страха, горя и гнева приводит к возникновению всех вообразимых оттенков отрицательных эмоций. На самом деле, страх, горе и гнев — совсем не эмоции; скорее, они представляют собой три первичных преграды, или сокращения свободно текущей энергии, которую мы называем блаженством. Страх, горе и гнев — три фундаментальных формы эмоционального страдания. Когда мы говорили о средствах облегчения, я описывал универсальную проблему стресса, возникающую, когда энергия сталкивается с внутренними преградами. Мы уже рассмотрели физические барьеры и нарушения равновесия, вызываемые неправильным питанием, неверными положениями тела, недостатком физических упражнений, травмами, поверхностным дыханием и стрессовым напряжением — все эти причины отражают или создают внутренние возмущения энергетических потоков. Кроме того, мы исследовали умственные препятствия, такие как необоснованные убеждения, мнения, толкования и интерпретации, а также жесткие, устаревшие и противоречивые мысли, которые становятся источником возникновения физических и эмоциональных барьеров. Сейчас мы поговорим о том, как устранить эмоциональные препятствия, мешающие свободному течению энергии, и открыть путь растущей радости и приливам блаженства даже в разгаре обыденной жизни. Физически мы ощущаем страх, горе и гнев совершенно одинаково: как сокращения, спазмы, напряженность или боль в жизненных центрах — в груди и животе. Затем наш разум истолковывает такие сокращения, и мы начинаем чувствовать гнев (раздражение, отвращение, бешенство, злость), печаль (подавленность, меланхолию, уныние) или страх (беспокойство, волнение, нервозность) — в зависимости от текущей интерпретации. Многие легко согласятся, что чувство страха возникает при угрозе жизни, безопасности и благополучию. Можно согласиться и с тем, что гнев и злость возникают при проблемах, касающихся власти и подчинения. Связь печали с сексуальностью и удовольствиями может показаться менее очевидной, тем не менее, она существует. Когда человек впервые влюбляется, но не уверен в том, что объект его чувств отвечает на них взаимностью, то в большинстве случаев этот человек теряет аппетит, непрерывно вздыхает и ощущает нечто сходное с грустью. Сексуальное желание неизбежно предполагает потерю или риск потери партнера. Даже на самых тонких энергетических уровнях оргазм представляет собой форму телесного жертвоприношения, освобождение или потерю жизненной энергии. Страх, горе и гнев коренятся чуть ниже уровня сердца, который мы связываем с любовью и счастьем. Иерархия эмоциональных барьеров Страх, самое истощающее эмоциональное препятствие, обладает парализующим воздействием. Когда мы напуганы, наше дыхание и тело обычно замирают — именно тогда, когда необходимо действовать решительно. Страх является корнем всех эмоциональных сокращений, он гнездится в нас намного глубже, чем горе и гнев. Когда Тодд действует под влиянием гнева, чувствуя себя разозленным или беспомощным, чуть ниже гнева кроется печаль (потому что при этом он чувствует себя обиженным или болезненно задетым), а еще ниже огорчения — боязнь оказаться ничего не стоящим и покинутым и страх смерти. Этот механизм является универсальным, она справедлив для каждого человека, что может показать глубокий анализ любой ситуации. Печаль не может парализовать нас — никто не «замирает от грусти». Горе ослабляет. Не настолько резкое и сильное чувство, как внезапный приступ страха, печаль высасывает нашу энергию и заставляет нас терять присутствие духа. Голова бессильно падает на грудь, плечи склоняются вперед. Предельно подавленные люди часто не могут даже встать с постели. Гнев сильнее страха и горя. Его можно использовать, чтобы заставить себя действовать. Гнев способен превозмогать влияние страха и печали. К примеру, когда я занимался гимнастикой и осваивал какую–нибудь новую и рискованную комбинацию сальто, мне часто было очень страшно, мое сердце бешено колотилось в груди, когда в кровь выделялась очередная порция адреналина. Однако я инстинктивно научился вырабатывать в себе определенную форму злости или свирепости, помогавшую преодолевать страх. Сам страх не исчезал, гнев просто позволял прорваться сквозь него. Когда нас внезапно увольняют с работы или оставляет любимый человек, мы можем ощутить, как прибывающая энергия последовательно проходит в начало по иерархии чувств, включая — хотя и не всегда — шок или оцепенение, панику или испуг, страдания и боль и, наконец, гнев. Возникновение гнева можно считать признаком процесса исцеления, но это еще не последняя его стадия. Хотя гнев сильнее и полезнее страха или печали, он все еще расположен ниже уровня сердца, является формой эмоционального страдания и препятствует свободному течению возрастающей жизненной энергии. Таким образом, наряду со страхом и горем, необходимо устранять ярость и искать выход, ведущий к открытому сердцу и счастью. |
|
||