|
||||
|
Это я называю Огонь Дзен, Ветер Дзен 1 февраля 1989 года Наш любимый Мастер, монах Сомпю однажды мыл статую Будды. Подошел Якусан и спросил его: «Сейчас ты моешь это, а можешь вымыть то?» Сомпю ответил: «Пожалуйста, получите то и принесите его мне». Мастер ничего не сказал. В другой раз, когда Якусан сидел, к нему подошел монах и спросил: «Ошо, вы сидите молча, о чем вы думаете?» Якусан ответил: «Я думаю немыслимое». Монах сказал: «Как вы думаете немыслимое?» Якусан ответил: «Не думая». Когда Якусан был близок к смерти, он выкрикнул: «Зал падает! Зал падает!» Монахи принесли разные вещи и начали подпирать его. Якусан вскинул свои руки и сказал: «Никто из вас не понял, что я имел в виду!» Вопрос первый: Почему коммунизму нужна диктатура пролетариата? Почему не демократия? При демократии вы не можете изменить статус-кво, вы не можете превратить разделенное на классы общество в бесклассовое общество. Диктатура пролетариата не является обычной диктатурой Адольфа Гитлера или Бенито Муссолини. Это диктатура бедных, неимущих. Если неимущие не имеют власти, то они не могут остановить эксплуатацию богатыми. При демократии почти невозможно для бедных получить власть по простой причине, заключающейся в том, что у богатых людей имеется достаточно денег, чтобы выиграть выборы, чтобы купить бедных, купить политиков. Для бедных при демократии невозможно обладать властью, а без власти отсутствует возможность изменения общества. Поэтому Карл Маркс предложил идею диктатуры пролетариата. Карл Маркс не был человеком практики. Он был великий мыслитель, мечтатель, утопист; короче, он был звездочетом. Он провел всю свою жизнь в библиотеке Британского музея. До открытия музея он уже стоял под дверью, и с трудом сотрудники музея заставляли его покинуть зал, когда музей закрывался. Это случалось много раз, когда он был так глубоко погружен в поиск причины, приводящей к бедности, и способов, как разрушить ее, просматривая различные источники, всю возможную литературу, которая могла бы дать какой-нибудь ключ, так что сотрудники музея вызывали «скорую помощь» из больницы, поскольку он падал в обморок за своим столом. Он был без сознания - без еды, без воды, только работа над утопическим планом. Коммунизм является его великим вкладом в цивилизацию. Но это продукт разума мыслителя, мечтателя, а практическая жизнь в корне отличается от логики. Его основная идея была в том, что вскоре бедные станут еще беднее, а богатые станут еще богаче (это кажется вполне логично), а средний класс исчезнет. Немногие поднимутся и станут богаче, а большинство разорится и станет бедным. Тогда общество полностью разделится на пролетариат -- неимущих и буржуа - имущих... Ясно, что буржуа не могут быть в большинстве, поскольку существует огромная конкуренция; каждый богатый человек пытается стянуть вниз другого богатого за ноги. Каждый пытается забраться по лестнице выше, чем другие. Так что те, кто достигает наивысшей точки обогащения, будут, ясно, в меньшинстве. Знаменитый труд Карла Маркса - «Манифест Коммунистической партии» - заканчивается строчкой: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Вам нечего терять, кроме своих цепей, а получите в свои руки весь мир, всю власть, все общество». Таким вот образом работает логика, однако жизнь не согласна с этим. Маркс полностью забыл последствия. Он думал, что первой страной, которая станет коммунистической, будет Америка, но Америка прекрасно живет и без этого. Вообще не рассматривается вопрос о превращении Америки в коммунистическую страну, если, конечно, ее не оккупируют и не заставят стать коммунистической. Исходя из своих внутренних источников, она не собирается стать коммунистической страной по одной простой причине: средний класс не исчез и не собирается исчезать. Это Маркс упустил. Он думал, что немногие люди станут богаче, более честолюбивы, более конкурентоспособны, более эффективны. Другие разорятся и станут беднее. Но он забыл о другой стороне монеты: что некоторые богачи обанкротятся и станут средним классом, а некоторые бедняки начнут биться и сражаться и присоединятся к среднему классу, так что средний класс не исчезнет. И средний класс выступает против любой революции по простой причине: у них есть многое, что они могут потерять. При революции наступает хаос. И средний класс не собирается делить свое добро с миллионами бедных людей. Маркс также полностью забыл (это показывает, что одних размышлений недостаточно, требуется практический, приземленный подход к тому, чтобы изменить общество), что даже бедняки могут оказаться не совсем неимущими. Американский бедняк может не иметь автомобиля «роллс-ройс», но у него есть «шевроле», есть дом, жена и дети. Его дети являются целью его жизни, он учит их, и они станут богаче. Даже бедный человек боится, что при дележе собственности он может потерять свое авто и свой дом. Пролетариат не превратился полностью в неимущих, а по этому он не готов к какой-либо революции. Да, он готов получать как можно больше пособий для бедных, но не собирается участвовать в революции. В Америке самая бедная и самая малочисленная коммунистическая партия в мире, которая не имеет никакой власти.
Когда вы имеете что-то, тогда и возникает проблема Так что, в соответствии с Марксом, никто в Америке не является действительно неимущим; следовательно, отсутствует возможность для коммунистической революции. В России случилось чудо, поскольку она даже не была капиталистической страной. А это была идея Карла Маркса, что коммунистическая революция может произойти только в капиталистической стране, где бедные будут в большинстве, а богатые люди составят меньшинство. Тогда бедные могут сбросить богатых очень легко, и речь не идет о большом насилии или каких-то беспорядках. Россия даже не была капиталистической страной. Она была феодальной страной, значительно более отсталой, чем капиталистическая страна. Там не было бедных, пролетариата и трудовых профсоюзов. И не было множества богатых людей; а всего лишь несколько человек -- царь, немного аристократии. Они не были владельцами фабрик, они были землевладельцами, а на их земле трудились рабы. О рабах заботился хозяин, поскольку, если раб недостаточно но силен, он не сможет обрабатывать землю. Раб не машина, поэтому ему следует давать хорошую еду, хорошую одежду... Так что рабы не относились к неимущим; в действительности они радовались жизни. Аристократы должны были поддерживать их хорошее здоровье -- здесь и медицинские пособия, и хорошая одежда, дома, просторные и чистые, поскольку, если эти рабы недостаточно физически сильны, они не смогут обрабатывать обширные земли, тысячи акров. Один аристократ имел многие гектары земли и тысячи рабов. Но это была совершенно иная ситуация. Маркс никогда не думал о советской России. Он не думал, что Россия собирается стать коммунистической страной. Вот как теоретизирование терпит поражение. Жизнь идет своим собственным курсом: она не следует вашей логике, вашей философии. В России произошла революция. Фактически это была не коммунистическая революция, поскольку это не была битва между неимущими и имущими. Это случилось в Первую мировую войну. Царь не был хорошо подготовлен к войне с Германией. Да и коммунисты не были готовы сражаться в России - небольшая группа мыслителей, она не надеялась на то, что там произойдет революция. Даже капитализм еще не пришел, при котором возникают имущие и неимущие, так что до революции было далеко. Даже Ленин, который должен был стать руководителем первой коммунистической страны в мире, находился в Германии, поскольку в Германии император ослабил власть и отдал ее народу. Это был переход к демократии, и коммунистическая партия Германии была самой большой, так что там была вероятность прихода ее к власти. Ленин был там, чтобы направлять их. Но вместо коммунистической партии (которая, если рассуждать логически, должна иметь успех), вклинился Адольф Гитлер. Он не был ни мыслителем, ни философом. Это был абсолютно фанатичный, безумный человек, а его нацистская партия началась всего с девятнадцати солдат. Эти солдаты, как обнаружилось, были непригодны для службы в армии, не имели работы. Адольфа Гитлера самого выбросили из армии, поскольку он был психически неуравновешенным. Эти девятнадцать парней собрались вместе в маленькой гостинице и создали нацистскую партию Германии, избрав Адольфа Гитлера руководителем. Поскольку он был фанатиком, его выступления были очень эмоциональны. А его стратегия была очень странной. Поскольку у него не было большого числа последователей, он придумал новую стратегию -- абсурдную, но она сработала. Вся его стратегия не была направлена на вовлечение все большего числа людей, на увеличение членов в нацистской партии; он знал, что этого не произойдет. У него не было никакой философии для распространения, никакой программы на будущее – зачем им вступать в его партию? Он начал мешать проведению коммунистических митингов. Эти девятнадцать человек они были солдатами) на собрании коммунистов садились в разных местах, и, когда коммунистический лидер начинал выступать, устраивали потасовку -- избивали тех, кто оказался рядом, без разбора. Всего лишь девятнадцать человек разгоняли митинг лесяти или двадцати тысяч человек. А когда происходит драка, вы не можете говорить. Сторонники Адольфа Гитлера забрасывали камнями выступающего, издевались над аудиторией. Со временем стало ясно, что безопасно только на митингах Адольфа Гитлера и небезопасно -- на других собраниях. Когда говорил Адольф Гитлер, ясное дело, эти девятнадцать молодцев стояли вокруг толпы, следя, чтобы не было неприятностей. Люди ходили послушать Адольфа Гитлера только потому, что это был единственный безопасный митинг. Вы могли вернуться домой живыми! Вот как Адольф Гитлер пришел к власти -- потому что он мешал проведению всех митингов коммунистов, а у них была самая большая партия и логически должна была иметь успех, но не смогла добиться успеха, поскольку не нашла подход к массам. Коммунистические лидеры объявляли митинг, но никто не приходил. По всей стране слушали -только Адольфа Гитлера, и постепенно он стал собирать последователей, поскольку казался толке единственным спасителем. Все остальные лидеры покинули арену. И никто не знал его стратегию; это стало известно только тогда, когда Адольф Гитлер написал в своей автобиографии о том, как он пришел к власти. Всего-навсего девятнадцать человек умудрились сделать всю работу. Первым делом они разгоняли любые собрания. Если компартия вывешивала плакаты, эти девятнадцать молодцев срывали их ночью. Утром люди видели только плакаты Адольфа Гитлера. И люди никогда не знали, что там были другие плакаты. Очень странная стратегия, но Гитлер стал преемником императора. Император был вынужден отказаться от монархии, поскольку в Первой мировой войне Германия потерпела тяжелое поражение и всю вину за то, что он неспособен поднять народ на борьбу за свою страну, возложили на императора. Из-за поражения Германии в Первой мировой войне император должен был передать власть в руки демократии. В то же самое время русская армия, дравшаяся с Германией, была очень недовольна царем. У царя была очень слабая армия, абсолютно устаревшая. Отсутствовало зимнее обмундирование, не хватало оружия, продуктов. Так что русские солдаты были так озлоблены, что повернули оружие против царя. В этот момент Ленин вернулся из Германии в Россию. Солдаты есть солдаты: они не могут повести народ. Ленин был великим организатором; он немедленно вдохновил солдат и стал руководителем восстания против царя. Это было рождение Советского Союза - не из битвы между пролетариатом и буржуазией, а из битвы между царем и его собственной армией. Армия была озлоблена: «Нас бросили на войну, к которой мы не готовы. Нас убивали без надобности». И Ленин, провоцируя, сплотил их. Он был очень хорошим организатором. Он организовал армию, и тут царь остался один. Девятнадцать членов царской семьи, даже шестимесячный ребенок, были убиты. Если его собственная армия против него, как он мог остаться у власти? Ленин был хорошим организатором. Но если бы он остался у власти, коммунизм не был бы возможен. Он был человеком огромного сострадания и любви. Он был коммунистом, исходя из сострадания и любви; он хотел, чтобы бедных не было на земле. Но когда власть идет в ваши руки, не всегда ясно, что с ней делать. Как уничтожить бедность? Мы видели это в Индии. Это очень сложная проблема. После сорока двух лет свободы Индия сейчас в худшем положении, чем была при рабстве. Стало больше бедных людей, увеличилось население, и удвоилось число проблем. Цены подскочили в 20, 30, 50 раз, а зарплата осталась почти на том же уровне. Бедные стали значительно беднее и находятся на грани вымирания от голода. Что же случилось? У этих великих революционеров, боровшихся против британской империи, не было программы. Вся моя семья участвовала в борьбе за свободу. Моим дядям это поломало жизнь; один из них был на последнем курсе университета, его схватили и посадили в тюрьму. А если человек побывал в тюрьме во времена Британской империи, то ему более не разрешали учиться ни в университете, ни в колледже. Другой дядя, сдавший вступительные экзамены в университет, был арестован за участие в борьбе за свободу, и после освобождения он не мог продолжать обучение. Оба испортили свою карьеру, и семья страдала невероятно. Даже в моем детстве, я помню, бывало, спрашивал отца: «Я могу понять, что ты против Британской империи. Это свобода от нее. Но что ты собираешься делать, когда получишь свободу -- свободу для чего? И он пожмет плечами и скажет мне: «Лидеры знают». Но лидеры также не знали... Представьте собаку, бегущую за машиной с лаем. Водитель останавливает машину, собака оглядывается вокруг в замешательстве: «Что же теперь делать?»-- километры ненужного бега и лая. И это происходит со всеми революционерами. Километры лишений! Борьба, убийство, гибель, аресты, и когда они захватывают власть, они выглядят так же, как та собака: «Что же теперь делать?» Индия была в руках революционеров, но они ничего не могли сделать. Фактически революционер не является достойной фигурой для осуществления власти. Но это очень серьезная проблема. Поскольку революционер завоевывает свободу, естественно, он берет власть в свои руки. Но он же знает только, как организовать восстание, но не знает, как консолидировать общество. Он ничего не знает об экономике, о финансах, о психологии людей. Он может повести людей на борьбу, чтобы разрушить империю, чтобы разрушить все виды рабства Он хороший оратор, влиятельный; производит глубокое впечатление как личность, вдохновляет, но, когда он получает власть, он выглядит как та собака, в недоумении: «А теперь кого вести на восстание?» Он у власти, но вся его жизнь была жизнью подготовки восстания. Он никогда не изучал науку управления. А в России случилось чудо. Ленин был главным революционером, но у него не было обаяния. Он был тайным организатором, но не был впечатляющей личностью. У него был очень сильный комплекс неполноценности по странной причине. Его ноги были очень коротки по сравнению с туловищем. Его ноги никогда не доставали до земли, когда он сидел на стуле, они лишь раскачивались. Это была причина его огромного комплекса неполноценности. Он мог организовать, руководить, выдать целые программы того, как осуществить мероприятия, но он не был обаятельным человеком. Его правой рукой был действительно вдохновенный философ, мыслитель, мечтатель и великий оратор - Троцкий. Так что Ленин тайно организовывал народ, а Троцкий был великим революционным оратором, запоминающейся личностью, возбуждающей людей. Но он был только хороший оратор. Харизматическая личность уже не нужна, когда вы захватили власть. Что вы собираетесь делать со своим обаянием? Нет толпы, нет речей, не нужно ораторское искусство... Это было странное совпадение, что человек, который не был в центре революционного движения, Иосиф Сталин... Он был лишь генеральным секретарем партии, занимая незначительное положение. Сидя в своей комнатке секретариата, он занимался бумагами, разной корреспонденцией, письмами. Общественность не имела представления, кто такой Иосиф Сталин. Сталин - это псевдоним. По-русски Сталин значит «стальной человек». Этот человек был абсолютным практиком. Он не обладал философским складом ума. Он держал Ленина под воздействием яда, поскольку он был глава и поэтому после революции Ленин так и не смог взять власть в свои руки. Он болел в условиях постоянного отравления организма, медленного отравления. Он страдал два года и умер. А за отравлением скрывался Иосиф Сталин, он держал собственного доктора для ухода за Лениным. Жена Ленина, Крупская, писала в своей автобиографии: «Я абсолютно уверена, что моего мужа отравили, поскольку он так и не сумел выздороветь». В течение двух лет он был постоянно слаб, и доктор лечил его, а лечение делало организм слабее и слабее. И Сталин был абсолютно непреклонным и не допускал других докторов. Только с больным Лениным, Сталин становился все более могущественным. От имени Ленина, который находился почти в коме, он стал отдавать приказы на массовые убийства всех революционеров -- Каменева, Зиновьева, Троцкого, всех революционеров, кто пришел во власть. Троцкий был министром обороны. И как министр обороны, он имел полную власть над армией. Но Троцкий был лишь революционер и не представлял, что делать с армией. Он бежал из России, но Сталин не любил рисковать. Нанятый им убийца последовал за Троцким. Троцкий жил в Мексике, прятался и писал биографию Иосифа Сталина, чтобы объяснить миру, что этот человек убил всех революционеров и захватил всю власть. И когда он заканчивал биографию Сталина (а это огромная книга -- около тысячи страниц очень подробного описания каждого убийства), его убили топором. Позади него стоял палач. Когда он закончил последний параграф, топор разрубил его голову на две части. Кровь залила последнюю страницу. Это выглядит очень жестоко, бесчеловечно. Но это был Иосиф Сталин, который, будучи руководителем Советского государства, имел не только внешних, но и внутренних врагов в лице русской ортодоксальной церкви, интеллигенции, людей, не желающих расставаться со своей собственностью... Как я говорил вам, человек, имеющий только двух куриц, не поделится - это все, что он имеет. Иосиф Сталин убил один миллион русских, и его жертвы не были богачами. Это были бедные люди, упрямые и непреклонные. Без Сталина коммунизм не имел бы успеха - хотя успех пришел в результате насилия, убийства, резни. Сначала ему надо было покончить со всеми врагами внутри страны, а затем пришлось возводить железный занавес» вокруг Советского Союза, поскольку весь мир был против него. Все капиталистические страны были против него, поскольку, если коммунизм победит в одной стране, он победит и в других странах. Лучше уничтожить его в самом начале, иначе коммунизм будет развиваться, набирать силу, и станет невозможно остановить его распространение. Иосифу Сталину следует воздать должное за защиту Советского Союза и коммунизма. Но, конечно, ему пришлось убивать, без судебного разбирательства, не теряя времени. Просто уничтожая людей сразу, лишь по подозрению... Говорили, да и сейчас все еще говорят в любой капиталистической стране: «Вы не можете убить одного невинного человека, даже если вам придется отпустить девяносто девять преступников». Иосиф Сталин перевернул все это вверх ногами. Он сказал: «Вы не можете отпустить одного преступника, даже если вам придется убить девяносто девять невинных людей». Так что это вопрос не о личностях, вопрос не о невиновности, это вопрос о спасении коммунизма любой ценой. Хотя он является «архитектором» Советского Союза, его преемники стали проклинать его за диктаторские методы - убийство, массовая резня. Но преемники не знают, что они не были бы преемниками, если бы Сталин не выполнил всю «грязную работу» за них. Вы будете удивлены, узнав, что Сталина похоронили рядом с Лениным на Красной площади около Кремля, поскольку он был вторым человеком после Ленина, преемники Сталина отправили его тело на Кавказ, туда, где он родился. Я могу понять преемников. Хрущев выступал с первым докладом, когда он стал руководителем Советского Союза после Сталина. В своей одной из речей Хрущев разоблачил Сталина и сказал: «Он был величайший убийца из известных человечеству». Эти убийства не были вызваны его личным чувством обиды против каждого; он просто пытался спасти один из величайших экспериментов в истории человечества, и не было другого пути, чтобы выполнить это. Я знаю, что это зло, но не было альтернативы. Когда нет альтернативы, вы вынуждены выбирать зло. Хрущев, обращаясь к Коммунистической партии, сказал: «Сталин был величайший убийца, и я намерен удалить его тело с Красной площади. Ему не следует отдавать какие-либо почести. И я намерен сжечь все его книги». Один человек из задних рядов, сидя в темноте, сказал: «Вы проработали с ним всю свою жизнь. Почему вы не сказали этого прежде?» Наступила полнейшая тишина. И тут Хрущев сказал: «Товарища, сказавшего это, прошу встать». Никто не встал. Хрущев сказал: «Теперь вы знаете, почему я молчал. Я не хотел быть убитым, так же как вы не хотите быть убитыми. Только встаньте, и вы исчезнете! Так что я свои мысли держал при себе; даже стены имели уши во времена Сталина». Он организовал партию, коммунистическую партию для маленьких детей, где их тренировали шпионить за своими родителями. Все, что говорили родители дома,дети должны были сообщать в партию. Кроме того, подростки имели свой союз молодежи, и они также долы были знать, что любая информация против коммунизма должна сообщаться немедленно. У женщин была своя коммунистическая партия, и их учили той же программе. О любом человеке, не имеет значения - он может быть вашим супругом, но вы должны сообщить о нем. Это может быть ваша жена, но вы должны сообщить. А раз сообщили, то в соответствующих органах никогда не спрашивали, достоверен ли донос, явился ли донос причиной убийства человека. Среди ночи сотрудники КГБ, русского эквивалента ЦРУ, постучат в дверь. Человек откроет дверь, и агент КГБ скажет ему: «Следуйте за мной» -- и семья знала, что человек ушел и никогда не вернется. Это была очень жестокая работа Но вокруг Советского Союза сидели грифы, все капиталистические страны мира, готовые разрушить его. Сталин вынужден был давать как можно меньше продуктов народу, поскольку все было сконцентрировано на создании как можно Большего количества оружия и огромной армии, так как врагов было слишком много и вокруг. Люди могут есть один раз в день, люди могут иметь только два или три смены одежды - нет необходимости иметь больше. Нам в первую очередь нужна армия; иначе мы погибнем. Сталину удалось превратить Советский Союз из маленького феодального государства в мировую державу, самую большую державу мира. Теперь Горбачев выступает в качестве мечтателя, подобно Марксу, и не понимает практических потребностей действительности. И вы будете удивлены, узнав, что вся американская машина пропаганды давит на мировые средства информации с целью сделать Горбачева великим героем. И восхвалять все его дела по снятию «железного занавеса», по сокращению вооружения, по уменьшению бюджета для армии - 40 процентов бюджета было сокращено сразу же, и каждый год он собирается сокращать его. Разработка ядерного оружия остановлена, в течение двух лет не произведено новых ядерных устройств. Американцы хотят превратить Горбачева в такую большую знаменитость, что делом его личного престижа станет уничтожить коммунизм, уничтожить Советский Союз. Что бы ни случилось с Советским Союзом, не имеет значения, главное -- Горбачев становится великим человеком истории, который изменил диктатуру на демократию. Но раз это начинает происходить, коммунизм исчезнет не только в Советском Союзе, но в каждом маленьком коммунистическом районе на земном шаре, поскольку все они зависят от поддержки Советского Союза. Вчера я говорил вам о том, что движение Харе Кришна получило землю там. Сегодня я получил новость о том, что открывается центр Вивекананда, филиал миссии Рамакришна. Теперь это разрушит всю страну. Сталин убивал таких людей, ссылал их в Сибирь на вымирание. Теперь эти люди возвращаются под флагом демократии. Мне представляется, что Советский Союз еще не готов открыть свои двери. Это американский заговор - восхвалять Горбачева через средства массовой информации. На самом деле они против него, а в средствах массовой информации говорят: «Он оказывает огромную услугу советскому народу. То, что сделал Сталин, он должен аннулировать. Отменить диктатуру, сделать страну демократической, открыть все двери». Что центр Вивекананда делает в России? Что Рамакришна делает в России? Рамакришна стал просветленным только в конце жизни, и это также благодаря бродячему мистику -- Тотапури. Я рассказывал вам эту историю. Всю свою жизнь он страдал от эпилептических припадков. Вся его религия основана на идее «Богиня Мать»; эмоциональная религия молитвы. Приятный человек, он танцует перед Богиней ' Матерью, он поет песни и восхваляет Богиню Мать, но богиня Мать более примитивна, чем Бог Отец! Богиня Мать появилась до появления семьи. В то время вы были не уверены, кто же был ваш отец. Вы знали, кто ваша мать, поскольку мать рожала и мать воспитывала детей. Семья еще не появилась. Из всех мужчин подходящего возраста один должен быть отцом, но неизвестно кто именно. Так что нет ничего удивительного в том, что слово дядя» более древнее, чем слово «отец». Всех мужчин в возрасте вероятного отца называли дядями. Это была :жизнь племени; мать была известна, мужчин называли дядями, кто-то неизвестный должен быть отцом. А поскольку не было семьи, мать не обязывали иметь только одного любящего партнера; даже она могла не знать, от кого же забеременела. Это был очень непостоянный мир, в котором партнеры непрерывно менялись, и там никого не называли отцом. Так что Бог Отец - это недавняя выдумка. После -ого как образовалась семья и отец стал главой семьи, пришла идея Бога Отца в качестве фикции. До этого весь мир жил при матриархате; мать была наиболее важным явлением. Ясно мать возвели в богиню, которая сотворила мир. Рамакришне поклоняются в наиболее примитивной религии, и я не поддерживаю его до той поры, когда он встретил Тотапури -- это было в самом конце. Я встречал многих саньясинов миссии Рамакришна, монахов, хорошо известных всему миру, но они не упоминают последний эпизод, когда Рамакришна принял Тотапури в качестве своего учителя. Они прячут этот факт, поскольку Рамакришна, принимая кого- либо в качестве мастера, чувствует себя униженным по отношению к этим людям. Тотапури помог Рамакришне стать просветленным, но это случилось только в последние дни его жизни. Они продолжают распространять эмоциональное поклонение Рамакришны Матери Богине. А сегодня им предоставили землю для строительства огромного центра, центра Вивекананда, филиала миссии Рамакришна. Что они будут делать? Они будут учить поклонению очень примитивного рода. Как я говорил вам, что бы Горбачев ни делал, выглядит это хорошо, но может иметь обратный результат. Может разрушить весь эксперимент. Диктатура была абсолютно необходима, поскольку было очень много врагов вокруг. Вы прекрасно знаете, как была разрушена наша община в Америке, у нас не было армии для борьбы, и мы представляли собой лишь маленький район с огромной державой вокруг нас. Насильно, незаконно, вопреки собственной конституции, они уничтожили общину. Аналогичной была ситуация у Советского Союза после революции. Он был в окружении враждебного мира и все хотели разрушить его. Разумная и рациональная политика Иосифа Сталина защитила Советский Союз. Сталин покончил со всеми монахами, всеми христианами и священниками. А русская ортодоксальная церковь является одной из наиболее ортодоксальных церквей в мире - раньше была, и теперь, возможно, будет. Он заставил монахов работать в полях. Это возможно только при диктатуре. При демократии это невозможно, а если вы творите такое при демократии, тогда ваша демократия лишь сплошное лицемерие. По крайней мере Иосиф Сталин был абсолютно честен: он называл это диктатурой. И он пояснял: «Я не хочу терять время. Любое подозрение, что вы против коммунизма, -- и вы будете уничтожены». Он превратил все церкви в школы, госпитали, университеты и заставил монахов работать в полях, во фруктовых садах, поскольку «у вас не будет еды, если вы не работаете. Поклонение - ваше частное дело, после работы. Общество кормит вас, вы должны работать. Ночью вы можете молиться и делать, что пожелаете, это ваше частное время». Сталин полностью разрушил организованные религии евреев, христиан, мусульман. Для нас это выглядит плохо, но у меня более обширное видение. Я против диктатуры, но для временного интервала, когда общество переходит от капитализма к коммунизму, диктатура является одной из необходимых ступеней. И Маркс думал аналогичным образом, что диктатура будет только временным процессом. Если общество станет бесклассовым, то отпадет необходимость в диктатуре, в государстве. Он был за то, чтобы не было классов, правительства, бюрократии. Это будет окончательным расцветом. Но как я говорил вам, он был мыслителем, а не практиком. Он не видел того, что одна страна может стать коммунистической, может стать бесклассовой, но все другие страны вокруг нее остаются капиталистическими. Вы не можете отменить государство, вы не можете отменить диктатуру; иначе все окружающие страны ворвутся в нее. Все предрассудки, выброшенные вами, вернутся обратно с огромным напором. И они надвигаются... Горбачев кажется симпатичным человеком, имеет очень глубокое уважение к демократии, но он не понимает того, что во имя демократии Америка устраивает заговор и раздувает его персональное эго, превращая его в великого лидера, и великого миротворца. Если все это вскружит ему голову, это приведет к гибели коммунизма, что будет огромной потерей для человечества. Вопрос второй:Почему государство не исчезло после семидесяти лет? Поскольку мир все еще не коммунистический. Если весь мир не является коммунистическим, государство не может отмереть и диктатура не может исчезнуть. Вам следует подождать. Идея Маркса была такова - раз весь мир стал капиталистическим, то вскоре он развернется к коммунизму. Эта идея не сработала. Капиталистические страны остались капиталистическими, а две огромные страны... Советский Союз, где не было капитализма, стал первой коммунистической страной. И вторая большая страна, Китай, которая также не была капиталистической, стала второй огромной коммунистической страной. А Маркс не рассматривал влияние личного эго. Он не изучал психологию, он был только студент по экономике. Но в группе людей вы должны понимать все происходящее через психику человека. Деньги могут быть одинаковыми, но в руке скряги и в руке плейбоя, бизнесмена, голодного человека они имеют разное назначение. Так что ценность определяется согласно психологии и личности человека. А Маркс не принимал в расчет целостную личность человека. Я интересовался проблемой индивидуальности человека: его телом, его умом, его не-умом, его смертным существованием и его бессмертным существованием. Маркс был чистым экономистом. Он забыл две вещи: первое -- это люди, которые будут у власти. Власть развращает. Люди, имеющие власть, не собираются отдавать власть так легко, как об этом думал Маркс. «Когда общество станет бесклассовым, государство исчезнет», но это не так просто. Те, кто у власти, не собираются отдавать свою власть. Маркс не принимал в расчет психологию. Он думал, что, когда две страны станут коммунистическими, они уберут свои границы. Он совершенно не учитывал персональное эго. Например, Китай выступает против Советского Союза. Причина совершенно тривиальна. Коммунизм рассматривает Маркса основателем, а Энгельса вторым основателем -- оба были вместе. Сам Энгельс был капиталистом, владельцем многих фабрик. Благодаря Энгельсу Маркс мог жить не работая, лишь изучая, изучая, обнаруживая причины и находя ключи. Это было возможно благодаря финансовой поддержке Энгельса; иначе Маркс и не написал бы «Капитал» и «Манифест Коммунистической партии». Так что Энгельс занимает второе место в ряду основателей. У Ленина третье место. Сталин надеялся, что, когда он умрет, он будет на четвертом месте, и конечно, он заслуживает этого. Со всеми его ошибками, со всем его насилием он защитил великий эксперимент. В конце концов человек умирает; и нечего из-за этого поднимать так много шума. Мао Цзэдуна, приведшего Китай к коммунизму, Сталин поддерживал в течение тридцати лет -- поскольку революция продолжалась тридцать лет; это была самая большая и длительная революция в мировой истории. Чан Кайши, диктатор Китая, был очень властным человеком. Полагали, что он, один из пяти самых могущественных людей планеты. А Китай такая огромная страна. Борьба шла за каждый дюйм. Сталин полностью поддерживал эту борьбу: оружием, армией, обучением китайских солдат -- поскольку у них общая граница. В течение тридцати лет Сталин поддерживал Мао финансово и иными способами как только мог. А когда Мао Цзэдун пришел к власти и Чан Кайши отступил на свой маленький остров Тайвань, который он считал своей личной собственностью, Мао хотел быть пятым номером в иерархии. Он хотел видеть свое имя после Сталина; это было столкновение интересов. Коммунистическая партия Советского Союза не желала этого, поскольку Мао не внес ничего нового, ничего оригинального в коммунизм. И фактически Советский Союз поддерживал его и привел к власти. Сам он не пользовался успехом, так что его нельзя было поместить пятым в иерархии. Это было столкновение, личный конфликт. Карл Маркс никогда не думал, что личные конфликты, эго, могут развести две коммунистические страны, исповедующие одну идею. Не только отдалить, но и сделать враждебными. В настоящее время Китай движется ближе и ближе к Америке, поскольку Китай боится: Советский Союз значительно могущественнее; если Америка не поддержит Китай, существует опасность. А Америка приветствует то, что огромная коммунистическая страна идет на положение. Китай также открывает свои двери, поскольку люди, обученные Сталиным, умерли. За сорок лет в Индии ничего не случилось. Китай стал коммунистической страной в 1951 году, через четыре года после завоевания Индией независимости. Через десять нет, к 1961 году, Китай стал мировой державой. Благодаря сталинским тренировкам и следованию его стратегии Китай поднялся до статуса мировой державы. Теперь Америка хочет, чтобы Китай открыл свои двери. Это приведет к закату китайского коммунизма. А мировая пресса восхваляет Горбачева слишком много, раздувая его эго, превращая его личность в образ великого героя. В этом таится огромнейшая опасность для советского коммунизма. Верно, что Маркс высказал идею о том, что государство исчезнет. Мне нравится эта идея, поскольку я сам анархист. Я не хочу никакого правительства в мире, но мое нежелание ничего не изменит. Государство будет необходимо до тех пор, пока не исчезнут все преступления. Так что когда Маркс говорит, что государство исчезнет окончательно, не думайте, что «окончательно» наступит скоро. Анархизм -- самая прекрасная идея. И если из коммунизма может вырасти анархизм -- что непрактично, поскольку люди во власти нелегко будут расставаться с властью, -- и две коммунистические страны, как думал Маркс, сольются в одну... Но этого не случилось. Югославия под руководством Тито оставалась изолированной страной, поскольку Тито сам хотел быть в иерархии. Лишь персональное эго, о котором Маркс не размышлял; он не был психоаналитиком. Горбачев полностью забыл великую борьбу, массовые убийства, после которых коммунизм так или иначе выжил. Из иерархии удалили имя Сталина. Теперь там только три имени -- Маркс, Энгельс и Ленин. Возможно, Горбачев думает, что он будет четвертым. Но наиболее вероятно, что с его именем будет связан конец коммунизма в Советском Союзе. Если он не проснется быстро и не закроет двери перед всякого рода врагами, которые вторгаются быстро и настойчиво, то его имя будет символизировать конец поразительно красивой идеи. И человечество никогда его не простит. Сейчас он стал чрезвычайно могущественным. Президент в Советском Союзе есть номинальная фигура, реальная власть в руках премьер-министра. А за премьер-министром основная руководящая власть была у генерального секретаря Коммунистической партии и центральной группы Компартии, политбюро. Все республики имели своего представителя в политбюро- руководящем органе. А генеральный секретарь был глава руководящего органа. Сталин многие годы был генеральным секретарем и премьер-министром, так что в его руках была вся власть. Аналогично поступил Горбачев. Он изменил Конституцию Советского Союза под американскую -- возможно, он чувствовал, встречая президента Рональда Рейгана, что он всего лишь премьер-министр... Теперь он президент Советского Союза. Премьер-министр больше не властен -- это номинальный пост, лишь резиновая печать. Президент имеет всю власть. И он изменил весь состав политбюро, введя туда своих людей. Кроме того, он по-прежнему генеральный секретарь Коммунистической партии. Третья властная структура -- КГБ. Советская центральная разведка обладает огромной властью, большей властью, чем любая другая разведка в мире. Горбачев сменил руководителя КГБ и поставил на его место своего человека. Так что теперь все в его руках -- сам он и президент, и генеральный секретарь компартии, а в KTB -- его человек. Фактически у него больше власти, чем у кого-либо на Земле. Если он использует ее верно, создавая более процветающий коммунизм, создавая более творческий коммунизм, более духовный, более научный, то он будет великим благословением не только для Советского Союза, но и всего мира. Но он может пойти неверным путем. И когда один человек обладает всей полнотой власти и делает неверный шаг, это самоубийство. Вполне возможно для Горбачева пойти в ту или другую сторону. Я бы хотел, чтобы он ясно понял, что нам нужен Советский Союз как оплот коммунизма в мире, поскольку рано или поздно весь мир должен повернуться к коммунизму. Коммунизм должен стать базой, так как это материалистическая философия и на этой базе можно возвести храм духовности. Однако этот храм не будет построен ортодоксальными христианами, или людьми Харе Кришна, или свидетелями Иеговы, или миссией Рамакришна. Эти религии принадлежат веку воловьих повозок. Они не помогут коммунизму, поскольку это современное явление. Ему не следует откатываться назад. Требуется ориентация на будущее, а не на прошлое. Что возможно при открытии дверей по Горбачеву - все ориентированные на прошлое люди ворвутся в страну и разрушат ее. Он должен четко себе представлять, что необходимо открыть двери, но открыть двери людям, ориентированным на будущее. Открывайте двери не для организованных религий, не для миссий и миссионеров -- они могут быть христиане или индуисты, не имеет значения, - открывайте двери для отдельных пробужденных людей, кто не создаст каких-либо организованных препятствий для строительства коммунизма. Любая религия будет против коммунизма - Горбачев не понимает этого. Индуизм против коммунизма. А что собирается делать центр Вивекананда в России? Учить людей тому, что бедность ничего не имеет общего с капиталистами, что вся ваша революция неверна, что вы страдаете от ваших карм прошлых жизней, от плохих и злых дел и вы чрезвычайно несправедливы к капиталистическим людям, которые радуются своим хорошим кармам прошлых жизней, хорошим делам? Это философия индуизма. В это верит Рамакришна, и в это верит Вивекананда. А что христианство собирается сказать им? Не нарушайте ничего, пусть мир будет таким, каким его создал Бог. Бог нигде не упоминал идею революции вообще, ни в одной из книг Священного Писания. Он написал так много книг! Бог - великий ученый; он пишет четыре Веды индуистов, Коран мусульман, и Библию христиан. Бог кажется великим ученым, но очень противоречивым, поскольку все эти священные писания противоречат друг другу. И эти религии вновь введут Бога в Советский Союз -- он был удален Иосифом Сталиным, выдворен из ворот Советского Союза аналогично тому, как Бог выставил Адама и Еву из ворот рая. Советский Союз находится в очень уязвимом состоянии, поскольку все старые люди, видевшие революцию, участвовавшие в ней, умерли. Новое поколение ничего о ней не знает. Горбачев не осознает всего прошлого страны, и он возвращает прежних врагов. Они разрушат все общество. В течение семидесяти лет новое поколение, появившееся после революции, учили: «Бога нет, нет ада, нет рая. Нет будущей жизни, нет прошлой жизни -- это все». Люди чувствуют огромную пустоту внутри себя, и это является красным сигналом опасности. Поскольку они чувствуют пустоту, что все хорошо во внешнем гире, а внутри ничего нет, эти люди устремятся и заполнят свой внутренний мир верованиями -- «Шримад Бхагавадгитой», Кораном, Библией, Ведами -- и разрушат огромную возможность для медитации. Никто из этих людей не медитирует. Откройте двери ученым, мистикам, медитирующим, поэтам, художникам, инженерам, докторам, психоаналитикам. Но не открывайте дверь ортодоксальным, фанатическим, организованным религиям. Не открывайте дверь капиталистам и их агентам. Иначе вы погубите нечто дорогое, о чем все утописты, все люди с образами будущего, мечтали столетиями. В «Ригведе», старейшей книге в мире, имеется выражение васудхайва кутумбакам -- «эта вся земля должна стать одной семьей». Девяносто тысяч лет тому назад какой-то прорицатель, какой-то мистик думал о всей этой земле, превращающейся в одну семью. Это был старый язык коммунизма: весь мир становится одной общиной. Как превратить весь мир в общины, которые поддержат все коммунистические революции? Я могу организовать в Советском Союзе вторую революцию. Первая революция была материальной; вторая революция будет духовной. Только тогда советские люди справятся со всякого рода идиотами. В данный момент эти идиоты уничтожат их невинность. Они превратят их в существа, которых слишком много в целом мире. Великая страна – одна из крупнейших стран в мире, занимает шестую часть всей Земли. Это будет огромная потеря. Коммунизм должен быть спасен и транформирован в великую духовную революцию. Горбачев может сделать это – у него есть вся власть. И только когда все человечество медитирует, государство отмирает. Когда все человечество станет одной семьей, отпадет необходимость в кем-то руководящем. Когда все человечество станет разумным, освободится от страданий и будет счастливо, тогда государство перестанет функционировать. Властолюбивые будут чувствовать себя абсолютно старомодными, старой шляпой. Они исчезнут, поскольку их функция больше не нужна. Когда в судах отсутствуют преступники, то какова же функция судов? Когда нет больше проституции (а это возможно только при отмене брака), нужны ли отделы регистрации браков и лицензии для проституток? Все очень четко, если у вас есть ясность в голове, которая приходит только тогда, когда вы выходите за пределы ума. Чем выше вы идете, тем лучше открывается перспектива общей ситуации человечества. Сам Горбачев, прежде чем он сделает что-то против коммунизма, нуждается в большой тренировке по медитации. И после этого что бы он ни сделал, все будет правильно. Я вижу, что это человек разумный, с хорошими намерениями, миротворец, но у него нет глубины медитации. Это все ценности поверхностного разума, которые не идут достаточно глубоко. Они доступны только на глубину кожи -- поскоблите слегка и все ценности исчезнут. Медитация вызывает трансформацию изнутри. Это не является навязыванием морали и заповедей извне. Только то, что расцветет в вас, подобно лотосу, имеет основное значение. Исходя из появившегося сознания, вы не можете творить зло. Каждое ваше действие будет спонтанным; оно будет исходить из глубочайшей вашей сути, а глубочайшая суть не может причинить вреда. Тогда-то государство и отомрет. Тогда-то миру будут не нужны ни иерархия, ни бюрократия, ни президенты, ни премьер-министры, ни КГБ, ни ЦРУ. Каждая личность должна сделать вклад в эту окончательную утопию, и я готовлю вас к этой окончательной стадии, когда государство, полиция, вооружение бесполезны, когда глупо иметь армии, когда мы все можем работать, творить, любить, радоваться вместе. Это самое настоящее состояние будды -- рай лотосов. Но это произойдет только тогда -- не по Марксу, а согласно мне, - когда весь мир будет представлен буддами. Другого пути нет. Это не экономическая и не социальная революция. Это духовная революция, восстание человека в человеке. Каждое сердце расцветет. Когда расцветут миллионы сердец, произойдет цепная реакция. Подобно тому как одна горящая свеча может зажечь тысячу свечей -- лишь поднеси горящую свечу достаточно близко, и неожиданно пламя перескакивает на не горевшую до этого свечу. Горящая свеча ничего не теряет, а зажженная свеча получила все. Вся жизнь в пламени огня. Это я называю огонь дзен, ветер дзен. Если весь мир не пройдет через огонь дзен и не станет чистым золотом, если весь мир не станет ветром дзен проходящим через каждое сердце, соединяя каждое сердце с всемирным сердцебиением - эта утопия не сбудется. Но я надеюсь, я абсолютно уверен, что судьба каждого человека заключается в том, чтобы стать буддой. Произойдет ли это сегодня, или завтра, или послезавтра -- не имеет значения. В неделе только семь дней. Это произойдет в понедельник, вторник, среду, может быть, в четверг, пятницу, субботу, воскресенье -- в какой-то день это произойдет, я абсолютно уверен. Наскольку я понимаю природу человека, она не может быть удовлетворена этим несчастным, безобразным и жестоким миром. Она может быть удовлетворена только тогда, когда она находит свой основной источник блаженства, вечный источник жизни. И для этого существует медитация как научная методология. СутраНаш любимый мастер, Монах Сомпю однажды мыл статую Будды. Якусан подошел и спросил его: «Сейчас ты моешь это, а можешь ли вымыть то?» Что имел в виду Якусан? Монах моет статую будды -- Якусан называет статую «это», и он называет живого будду «то». «Ты лишь моешь каменную статую -- это хорошо, но можешь ли ты вымыть то, живого будду, который внутри тебя?» Монах Сомпю однажды мыл статую Будды. Якусан подошел и спросил его: «Сейчас ты моешь это, а можешь ли вымыть то?» Он указывает на спрятанного глубоко внутри будду, живого будду: «Можешь ли вымыть то?» называю это «моющей медитацией». Люди во всем мире обвиняют меня в том, что я промываю мозги людям. Я промываю нечто более глубокое - о мозгах я совершенно не волнуюсь. Я выбрасываю мозги за дверь! Я промываю будду внутри, который был покрыт пылью столетий. Требуется химчистка, и я совершаю химчистку. Так что когда кто-нибудь скажет зам (а имеются миллионы людей в мире, кто скажет), что я промываю мозги, то ответьте ему: «Наш мастер делает необычные вещи. Конечно, он осуществляет сухую промывку, но не ума. Он проводит химчистку древнего будды, вечного будды, покрытого пылью и всяким хламом». Не чувствуйте себя обиженными. Лучше поверните вопрос против них. В настоящее время появилась на Западе новая профессия -- депрограммист. Одна из моих саньясинок вернулась из Канады. Родители звонили ей с большой любовью, говоря: «Приезжай навести нас, поскольку мы не видели тебя так давно». И когда саньясин приехала туда, родители пригласили двух депрограммистов, и они начали агитировать ее против меня и указывать на то, что я промыл ей мозги. «Ты живешь в трансе, в гипнозе, и мы здесь хотим вытащить тебя из транса». Но реальность такова, что это они промывают ваши мозги! Только христиане делают такие грязные дела: они промывают вам мозги и силой заставляют вас вернуться к старой программе. Они называют себя «депрограммисты». Они используют неверное слово для себя; они репрограммисты. То, что было выброшено в медитации, они вдалбливают в вашу голову. Многие из вас столкнутся с этим, когда вы вернетесь домой. Известно, что родители даже похищали своих детей и удерживали их физически взаперти в домах с депрограммистами, которые непрерывно обрабатывали их. И на определенной стадии вы становитесь очень слабыми. Если вам не дают спать три дня, то на четвертый день вы становитесь очень уязвимыми. Если кто-то скажет: «Бог есть» -- у вас не будет достаточно сил сказать «нет». Бог рождается из слабости, из страха, из опасения, и они сотворили весь этот страх, и опасность, и слабость и теперь говорят: «Бог есть. Если вы помолитесь, все будет в порядке». Эти люди являются репрограммистами. Что касается меня, то у меня нет интереса к вашему разуму или к вашему мозгу. Мой интерес значительно более отдаленный. Это состояние вне-разума. Моя задача состоит в том, чтобы очистить пространство вне-разума. Те депрограммисты, или репрограммисты, даже не слышали о состоянии вне-разума. Они являются обычными психоаналитиками, ставшими депрограммистами. Но они могут причинить вам вред, если вы послушаете их, это я должен сказать вам, поскольку я получил письмо от канадского саньясина. Она пишет: «Меня очень грубо обработали. Меня все еще трясет. Всю старую чушь, что нами была отброшена, они вновь вогнали в мою память». Так что если вы столкнетесь с любым депрограммистом, помните это. До того как они депрограммируют вас, вы должны запрограммировать их! Никогда не отвечайте на их вопросы. Когда они спрашивают вас, отвечайте другим вопросом. Если они спрашивают вас «Бог существует?» -- вы спросите их: «Имеете ли вы какое-нибудь доказательство? Дайте мне это доказательство. Я хочу иметь абсолютное доказательство существования Бога. А если вы не можете доказать его существования, то не говорите чепухи. Бывали ли вы в аду? И как вы вернулись? Вы что-нибудь знаете про ад?» Если ни ответят «нет», тогда спросите их: «Знаете ли вы что-нибудь про рай? Видели ли вы Сократа в раю? Видели ли вы Гаутаму Будду в раю?» Рассказывал ли я вам историю про Эдмунда Берка? Он был в большой дружбе с архиепископом Англии. Эдмунд Берке был великим оратором, и архиепископ, бывало, приходил послушать его лекции. Они были великолепны, но архиепископ был озадачен тем, что, хотя он читал проповеди каждое воскресенье, Эдмунд Берк никогда не приходил. По крайней мере из вежливости он должен был прийти хоть раз. Наконец, видя, что Берк не собирается приходить, архиепископ пригласил его. Он сказал: «Я прихожу на всe твои лекции. В это воскресенье я готовлю проповедь специально для тебя; тебе следует прийти в церковь». Эдмунд Берк сказал: «Вы бы сказали раньше, и я бы пришел». Он пошел... Архиепископ Англии является наивысшим иерархом английской церкви, соответствующим папе. Он готовился очень тщательно; обычно христианские проповедники не готовятся. У них имеется четыре или пять готовых проповедей. Я знал одного христианского монаха. Мы подружились. Я спросил его: «Сколько у тебя проповедей?» Он ответил: «Как ты узнал?» У меня есть три проповеди. Одна - на десять минут, одна -- на двадцать минут, одна -- на сорок минут, в зависимости от обстоятельств. И я никогда не задерживаюсь в городе более трех дней, так что я всегда оригинален!» Ожидали прихода Эдмунда Берка, так что архиепископ готовился тщательно, использовал словари, энциклопедии, теологические книги и библейские исследования, и он действительно прочитал очень эрудированную проповедь. Но он был удивлен. Эдмунд Берк сидел напротив и никак не реагировал. Он сидел неподвижно, как статуя. Когда проповедь закончилась, они вышли вместе. Архиепископ не мог набраться смелости, чтобы спросить его: «Ну как?» Но наконец он решился: «По крайней мере одну вещь вы должны сказать: понравилась ли вам проповедь или нет?» Он ответил: «Не в этом дело. А суть в следующем: вы говорили о том, что те, кто верит в Иисуса Христа, Бога и Святого Духа, и те, кто следует всем христианским добродетелям и не грешит, отправятся в рай. Помните, вы говорили это?» Архиепископ сказал: «Прекрасно помню - я именно так и сказал». «Видите ли вы какое-либо противоречие в этом?» Архиепископ ответил: «Я не вижу никакого противоречия в сказанном». Эдмунд Берк сказал: «Я вижу противоречие и хочу услышать ваш ответ. Мой вопрос состоит в следующем: если человек верит в Иисуса и его непорочное зачатие, в Святого Духа, Бога, во все чудеса, воскресение Христа, но не выполняет то, что вы называете «добродетель», и грешит, что произойдет в этом случае? Если человек не верит в Бога, не верит в Святого Духа, не верит в Иисуса Христа, но следует всем добродетелям и не грешит, что произойдет в этом случае?» Архиепископ растерялся. Вопрос был чрезвычайно сложным. Он сказал: «Вы должны дать мне по крайней мере неделю на размышление». Эдмунд Берк сказал: «Я приду опять в следующее воскресенье -- готовьтесь». В течение семи суток, день и ночь, архиепископ не мог спать. Как ни пытался, он не мог ответить на этот вопрос. Если он говорит, что человек, который грешит и не следует добродетелям, но верит в Иисуса Христа, Святого Духа и Бога, идет в рай, это выглядело неверным. Человек же грешник! Если он говорит, что человек, который следует добродетелям и не грешит, но не верит в Бога или Иисуса Христа или Святого Духа, идет в рай, то это значит, что вера в Бога, Святого Духа и Христа является полной чепухой. Таким образом, он попался, как пишут в логике, на рога. С двух сторон, если вы следуете этим путем, то этот рог; если вы идете тем путем, то тот por. Эту ситуацию называют «рога дилеммы». Прошло семь дней, но никакого ответа не было найдено. Пораньше он отправился в церковь, чтобы помолиться Христу до появления людей и Эдмунда Берка. Но поскольку он не спал в течение семи дней, то, пока молился, он уснул. И поскольку все семь дней он думал, как можно разрешить проблему, то во сне он увидел быстро бегущий поезд и себя в этом поезде. Он поинтересовался: «Куда идет этот поезд?» Ему ответили: «Он идет в рай». Он сказал: «Это хорошо!» Про себя же подумал: «Это хорошо. Мне удастся лично посмотреть. Поскольку Буддa никогда не верил в Бога, никогда ни во что не верил, Сократ никогда не верил в Бога, никогда не верил в рай, никогда не верил в ад. Если я найду этих людей в раю, ответ будет таков: верите ли вы в Бога или нет, не в этом вопрос. Если же я не найду этих людей в раю, это значит, что, даже если вы следуете добродетелям и вы не грешите, тем не менее вы отправитесь в ад». Но если он найдет этих людей в раю, это значит, что верование в Бога или Христа не имеет значения; все,что вам следует делать, это быть добродетельным и не грешить. Он был чрезвычайно счастлив. Но когда поезд остановился в раю, он не мог поверить своим глазам. Все выглядело так уныло и мрачно, значительно мрачнее, чем Англия, и он увидел святых -- таких безобразных и усохших, просто скелеты передвигались тут и там вокруг станции. Даже вывеска на станции, на которой указано «Рай», выцвела за миллионы лет. Он спросил начальника станции: «Вы слышали что-нибудь о Сократе, Гаутаме Будде, Лао Цзы, Бодхидхарме? Они здесь?» Начальник станции ответил: «Никогда не слышал. Никто с такими именами не появлялся здесь. Но вы можете прогуляться вокруг, посмотреть; имеется всего несколько святых, играющих на своих арфах «Аллилуйя, Аллилуйя» -- никакой другой работы. Всем скучно». Так, он отправился осмотреться... Никто не работал, поскольку в раю вам не требуется пища. Все были так печальны, поскольку в раю вы не можете иметь какие- либо развлечения. Никаких вечеринок или выходов куда- нибудь -- никаких ресторанов, нет даже Зорбы Будды! Все было так уныло и грязно, с отвратительным запахом. Он поспешил обратно на стадию и спросил там: «Имеется ли поезд непосредственно в ад отсюда?» Начальник станции ответил: «Поезд сейчас отправляется, входите». Так он отправился в ад и был удивлен - пышная зелень, такие красивые розы, пруды с цветами и лебедями. Вся станция выглядела как свежевыкрашенная. Он сказал: «Странно! Тут должен быть рай, но прямо на крыше неоновым светом написано -- «Ад»». Он вышел из поезда, его встретил начальник станции, очень милый и красивый парень, собирающийся уходить на площадку для игры в гольф. Архиепископ воскликнул: «Гольф? В аду?» Парень заметил: «Эти люди -- Гаутама Будда, Лао Цзы, Сократ, Пифагор, Гераклит, Бодхидхарма -- пришли сюда и изменили всю обстановку. Раньше здесь было очень грязно, а теперь у нас лучшая площадка для игры в гольф во всем мире, лучшие розы, лучшая еда. Пройдись! Смотри, там в поле Сократ сеет семена». Он увидел Сократа, который выглядел таким красивым, здоровым, молодым, каким он никогда не был. Он спросил о Гаутаме Будде. Сократ ответил: «Посмотри под тем деревом. Он медитирует. Но с тех пор как он пришел, воздух кругом наполнен ароматом его медитаций. Ты найдешь здесь всех великих людей». «А как, -- спросил архиепископ, - насчет грешников?» Начальник станции ответил: «Мы не знаем никаких грешников. С тех пор как эти люди пришли сюда, они трансформировали всех грешников в саньясинов. Ад больше не соответствует старым представлениям. Вы же не знаете меня - раньше я был дьяволом! Теперь они назначили меня главным станционным начальником. И так много людей прибывает, что мы используем не одну станцию, а двенадцать станций. Повсюду в аду прекрасные станции -- сады, лужайки, красивые дома... А с тех пор как ученые стали приходить, у нас появилось электричество, экологическая программа. Они не позволяют мне рубить деревья для адского костра - они добились кондиционирования воздуха во всем аду!» В этот момент архиепископ очнулся и воскликнул: «Боже мой! Какой сон!» Он увидел, что люди стали собираться, и первым вошел Эдмунд Берк. Архиепископ был честным человеком, он сказал: «Я не знаю ответа, но я видел такой сон. Я перескажу сон, и вы сможете сделать вывод, желанный для вас». Это не вопрос веры в Бога, в Христа, в Кришну, в Раму... Это вопрос существования медитирующей личности, когда все, что вы делаете, является добродетельным. Исключительно через медитацию -- цветы добродетели, вечные цветы добра, любви, смеха. Таким образом, когда Якусан сказал монаху: «Сейчас ты моешь эту каменную статую, а можешь ли ты вымыть то?», он должен был указать на сердце, самую суть монаха. Сомпю ответил: «Пожалуйста, получите то и принесите его мне». Он сказал: «Я не знаю, на кого вы указываете во мне; но, пожалуйста, вытащите его». ...Когда я смотрел на Сомпю, я подумал о «шампуне», поскольку шампунь является необходимой вещью для мытья. Так, я буду звать его «Шампунь». Шампунь ответил: «Пожалуйста, получите то и принесите его мне. Я вымою его хорошо». Мастер ничего не сказал. То, что спрятано внутри вас, вам не доставят. Только вы можете отправиться туда Вы задаете абсурдный вопрос. Наступило молчание. Мастер, должно быть, подумал: «Этот человек еще не готов». В другой раз, когда Якусан сидел, к нему подошел моих и спросил: «Ошо, вы сидите молча, о чем вы думаете?» Вот как бы спросили обычные люди. Если вы сидите молча, они спросят: «О чем вы думаете?» -- поскольку люди делают это постоянно. «Возможно, существует серьезная проблема, которую вы решаете? Или некоторое беспокойство, с которым вы пытаетесь справиться?. О чем вы думаете?» Якусан ответил: «Я думаю о немыслимом». Он говорит: «Я не думаю. Я лишь существую и смотрю на немыслимое. Вы не можете думать об этом; это не мысль и не вещь. Это ощущение, вкус». Вы пробуете что-то сладкое. Что вы можете сказать о сладости? Вы скажете: «Сладость есть сладость». Но это не ответ. Все, что вы можете сделать, так это дать другому человеку маленькую конфетку попробовать и сказать ему: «Вот это сладость». Ощущения, особенно глубокие переживания, далеко от языка, от мысли, от разума. Размышление о немыслимом вообще не является мышлением, а есть созерцание ясности внутри вас. Монах сказал: «Как вы думаете о немыслимом?» Он не смог понять. Он думал: «Возможно, имеется что-то немыслимое, о чем он думает. Если это есть немыслимое, то как вы можете думать об этом?» -- «Как вы думаете о немыслимом? Якусан ответил: «Не думая». Вот путь мышления о немыслимом: прекращение мышления. Просто быть в пространстве медитации, совершенно безмолвно. Даже ни одна мысль не проскочит по экрану вашего разума -- только чистый экран, и неожиданно вы станете способны видеть вечный, абсолютный, иной мир, который совершенно невозможно описать языком. Когда Якусан был близок к смерти, он выкрикнул: «Зал падает! Зал падает!» Монахи принесли разные вещи и начали подпирать его. Якусан вскинул свои руки и сказал: «Никто из вас не понял, что я имел в виду!» . Он не говорил о зале, он говорил о себе: «Мое тело, где я жил в течение многих лет, рассыпается на части. Пришел момент моего ухода». Но Дзен всегда использует символы, а те монахи вели себя как обычные люди. Они не смогли увидеть того, что это не зал падает... Но поскольку Мастер говорит, что зал падает, возможно, он предсказывает будущую катастрофу. Так, они начали ставить подпорки, чтобы крыша зала не упала. А бедный Якусан вскинул свои руки в полном отчаянии: «Никто из sac не понял, что я имел в виду! Я рассыпаюсь. Тело, которое было моим домом, рассыпается. Вскоре я полечу на крыльях в вечное небо». И, сказав это, он умер. Это были его последние слова: «Никто из вас не понял, что я имел в виду!» Очень редко бывает, что мастера понимают; наиболее вероятно, что его понимают неправильно. Только очень мало людей обладают таким мужеством и такой остротой глубочайшего внутреннего пространства, что они могут понять мастера. Понять мастера значит понять всю загадочность существования. После посещения похорон Иккую написал: Когда мы приходим и видим Он говорит: «На похоронах тело сжигается, и люди стоят вокруг погребального костра, но никто не сознает того, что сжигается не только это тело. Это не исключение, это правило. Ваше тело также будет сожжено на погребальном костре». Этот дом не вечен. Этот материальный дом может разрушиться в любой момент. Тогда почему люди говорят: «Хорошо жить в нем -- хорошо жить в этом теле? Почему люди говорят это, когда тело всего лишь - каркас, доставляющий нас от колыбели до могилы? Жить в теле – это так мало. Быть в теле, но быть в качестве свидетеля, чтобы знать что «это не я» -- это великолепное ощущение. Вы отказываетесь от тела, даже когда вы живы; вы отказываетесь от разума, даже когда вы живы. Таким образом, когда смерть приходит, онa не может забрать что-либо у вас, поскольку вы отбросили все, что она могла взять, и вы спасли вечное, чего она не может коснуться. Это абсолютно существенно для каждого разумного человека: прежде чем смерть придет, ему должно быть совершенно ясно, что он не тело и не ум, а лишь чистое сознание. Маниша спросила прямо: Наш любимый мастер, в работе русского мистика Георгия Гурджиева не нашлось места для какого-либо Бога, тем не менее он не привлек большого числа сторонников в Западной Европе или в его родной стране. Было ли это отражением его способностей как просветителя или русский народ был просто не был готов воспринять его? В начале революции коммунизм программировал людей на атеизм. Коммунизм, как учили Маркс и Энгельс, является атеистическим, а быть атеистом -- это значит вновь стать верующим. Единственная разница между теистом и атеистом заключается в том, что теист представляет собой положительного верующего он верит, что Бог существует. Атеист также является верующим - он верит, что Бога нет. В начале революции Георгию Гурджиеву пришлось бежать из России - иначе он был бы убит атеистическими революционерами. Теперь это совершенно другое дело. Причина, почему после семидесяти лет ситуация иная, заключается в том, что отрицательная вера не может быть питанием вашей внутренней сущности. Человек может продолжать обманывать себя положительным верованием в течение столетий, поскольку положительная вера заполняет пробел. Отрицательная вера не заполняет никаких пробелов. За прошедшие семьдесят лет россияне стали осознавать огромную пустоту внутри себя. Отрицательная вера никак не помогает. По крайней мере положительная вера дает вам ложную религию -- молитву, Бога, церковь, священное писание, что-то, необходимое для заполнения пробела. Все это чепуха, но все же вы можете заполнить вашу пустоту этой чепухой. Что вы думаете о том, что постоянно хранится в ваших холодильниках? Всякого рода мелочи - шоколад, мороженое, а вы продолжаете набивать... Вы замечали, что, когда мужчина или женщина любят, они много не едят? Что происходит? Почему? Любовь является таким питанием, что люди забывают о шоколаде, о жевательной резинке, о мороженом. Но когда женщины выходят замуж, они начинают полнеть. Больше нет любви; теперь женщина заменят любовь мороженым. Почему мужья приносят мороженое, когда они приходят домой? Там больше нет любви; возможно, мороженое охладит атмосферу. А когда муж приносит мороженое, жена подозревает: «Он, должно быть, провинился, раз пытается подластиться». Если вы не принесете мороженое, атмосфера в доме накалена. Если вы принесете мороженое, жена косится, осматривая ваш костюм: нет ли волоска чужой женщины?
Все это чрезвычайно трудно. Как бы вы ни пытались, это не работает. Сегодня ситуация в стране совершенно иная, чем была семьдесят лет назад. Сегодня русские люди чувствуют огромную пустоту. Вы не можете жить на негативе. А положительные вещи могут быть недостоверными, но по крайней мере они помогают вам заполнить пустоту. Поэтому я говорю, что теизм более опасен, чем атеизм, поскольку атеист рано или поздно должен осознать: «Это не помогает. Я совершенно опустошен». Теист способен обманывать себя ради жизни вместе, поскольку он чувствует себя наполненным. Он знает молитву, писание, он знает, что Бог заботится. Но атеист рано или поздно обязан осознать, что атеизм не удовлетворяет, он отрицателен. Без Бога, без рая, без писания, ничего нет. Вы сталкиваетесь с пустотой. Поэтому я говорю, что лучше быть атеистом, чем теистом. Но еще лучше быть агностиком – нельзя сказать, что он верит в Бога либо не верит в Бога, он просто открыт и готов к поиску истины - в собственном сознании, поскольку это самая близкая живая вещь. Взгляните глубоко в вашу пульсирующую жизнь, и вы найдете там дивное качество. Вы не найдете Бога, но вы найдете религиозность, истину, пробуждение, будду. Гурджиев не мог привлечь много учеников на Западе. Причина была в том, что он не был человеком, ясно высказывающим свои мысли. Он знал только кавказский язык. Он родился, по странному совпадению, там же, где Иосиф Сталин. Они оба учились в одной семинарии, были одноклассниками, когда были детьми. И оба имели одно и то же качество стали. Иосиф Сталин показал сталь в себе, таким же образом, но в другом направлении, Георгий Гурджиев также проявил свою сталь. Он был, вероятно, более сильным человеком, чем вы можете себе представить, сильнее Сталина, потому что у Гурджиева не было власти: его власть была внутренней. Вы могли дать ему столько алкоголя, сколько возможно, и вы никогда не видели его пьяным – такова была его сила – никакие наркотики не могли действовать на него, настолько огромным было его свидетельствование. Он мог идти за пределы алкоголя, и алкоголь был неспособен помешать его свидетельствованию. Но он знал только его родной язык, один из кавказских языков. Он немного учился английскому, но его английский был ломаным: он не мог составить полного предложения. Поэтому язык был барьером, и его методы были барьером. Его методы он выучил, потому что его отец умер, когда ему было девять лет, и его мать умерла еще до того, как умер отец, поэтому он остался сиротой. Его отец был из цыган, поэтому он остался с цыганской группой, и он учился всему, чему мог научиться от цыган. Они не великие ученые: они бродяги, переезжающие с места на место. Вы удивитесь, узнав, что цыгане принадлежат Индии, Раджастану. Они ушли из Раджастана в Египет, а из Египта – в Европу. Из-за того, что они пришли из Египта (Egypt) в Европу, их назвали цыганами («gypsies»). Это название произошло от слова «Египет», н их язык – хинди. Он изменился, но вы обнаружите, что на семьдесят процентов это хинди, а на тридцать – слова, происходящие из хинди и изменившиеся. Поэтому Гурджиев путешествовал с одной цыганской группой, и когда он узнал все об этой группы, он начал двигаться к другим цыганским группам – они все время были в пути. Он выучил каждый метод у цыган, и эти методы были очень грубыми, очень жесткими – и совсем непривлекательными для западных людей, живущих в комфорте и роскоши. Поэтому те, кто приходил к нему, сразу же от него отворачивался, видя эти методы. Во-первых, он накормил бы людей – он был великолепным поваром – и очень экзотической пищей, которые западные люди никогда не знали. Он научился от разных цыганских групп готовить странные виды еды, со странными специями. Весь монастырь, где он, бывало, жил около Парижа, был заполнен продуктами питания, специями, разного рода сильнодействующими препаратами. Таковы были его методы. Он мог заставить людей съесть слишком много, пока их не станет рвать; он мог заставить людей продолжать и продолжать пить, до тех пор, пока они не упадут на землю и не начнут нести тарабарщину – то, что вы делаете каждый день без всякого алкоголя! И он садился рядом с ними и слушал, что они говорили, потому что это было намного честнее чем то, что они говорили, когда были в сознании. Это был очень грубый психоанализ. Он мог сказать людям, чтобы они копали в земле канавы, целый день под горячим солнцем. Люди, которые никогда физически не работали, копали канавы – эти люди были философами, профессорами философии. Они имели дело только с книгами и библиотеками, они не были рабочими, но они копали. Мастер шел рядом, глядя на учеников, копающих канавы. И вечером, когда канавы были выкопаны, он мог сказать: «Сейчас закопайте канавы снова. Приведите их с то же состояние в котором они были до того, как вы начали их копать». Теперь, вечером, люди были абсолютно вымотаны! Некоторые падали в обморок от напряжения. А он наблюдал за их лицами, когда они теряли сознание. Немногие преуспевали, чтобы обнаружить странный феномен: когда они чувствовали себя абсолютно вымотанными, он продолжал настаивать: «Не беспокойтесь. Продолжайте!» И если кто-то следовал ему – что было трудно – тогда внезапно они обнаруживали в момент, когда усталость достигала пика, внезапное высвобождение новой энергии и он был таким же свежим, как утром. Что произошло? Он учил, что вы имеете три слоя энергии. Первый слой предназначен для ежедневной работы: он истощается очень легко. Истощите его полностью – и если вы истощите его полностью, немедленно появится второй слой, и вы будете наполнены свежей энергией, какой вы никогда не знали. Если вы будете продолжать работать в течение месяцев и месяцев подряд, второй слой также истощится, тогда третий слой – который неистощим, это сама жизнь – неожиданно возникнет в вас. Вы увидите, что у вас есть вечный источник энергии. Но это очень грубый метод. Я могу сделать это за шесть минут! Гурджиеву нужно было для этого шесть лет – это метод воловьей повозки. Конечно, он не был очень привлекателен для западной интеллигенцией. Только совсем немного людей – не больше двенадцати, или, по крайней мере, двадцати – проживали в его монастыре. Многие из них были беженцами из Советской России. Они искали убежище, потому что коммунисты выбрасывали каждого, кто был не с ними. Они следовали Иисусу в этом пункте – кто не с нами, тот против нас. Либо убейте его, либо выгоните из страны. У него был прекрасная территория около Парижа, в нескольких милях. Огромные деревья и большой лес, старый монастырь, покинутый монахами... Сейчас профессора, художники, поэты – почти половина группы людей на его территории – были те, кто заинтересовались им благодаря его великому ученику П.Д.Успенскому, известному математику, который обладал прекрасным качеством ясно высказывать свои мысли. Я никогда не читал книги, написанные так хорошо, как книги Успенского. Каждое его предложение так емко: оно столько в себе содержит... Это случилось из-за Успенского – Успенский – у Успенского была школа в Лондоне – что люди были првлечены. И он отправлял их оттуда к Гурджиеву, и девяносто процентов сбегало оттуда в течение двадцати четырех часов: «Этот человек сумасшедший! Весь день без еды, целый день вы должны тяжело работать, чтобы истощить вашу энергию, а вечером он кормит вас экзотической пищей, которая не подходит вашему желудку...» Поэтому его собрание было очень странным собранием. Кого-то рвало, кто-то лежал пластом с пеной у рта. Кто-то пытался высказаться, но никто не понимал, что он говорит. Только Гурджиев был в сознании; остальные были без сознания. Сначала еда, затем алкоголь – и жесткий ликер, а не мягкое вино, которое вы пьете глотками и радуетесь расслаблению. Это было не для расслабления, а чтобы вывернуть вас наизнанку. На следующе утро, когда вы просыпаетесь среди всех видов странных людей, которые кричат, визжат, очищают желудок вокруг вас, лучше всего выбежать в дверь, пока Гурджиев не схватит вас снова! Его методы были определенно полезны, но они были слишком древними, слишком дикими; следовательно он не могли привлечь западную интеллигенцию. И также не могли привлечь русских, потому что они прошли революцию и атеизм был их знаменем. Он умер разочарованным мастером – один из великих мастеров этого столетия. Он умер в 1950 году. Его жизнь – пример печальной жизни... Теперь пришло время Сардара Гурудайяла Сингха!
Однажды вечером маленький Эрни делал домашнее задание и столкнулся с проблемой. «Отец, - говорит он, - в чем разница между гневом и яростью?» «Хорошо, сынок, - говорит отец, я продемонстрирую тебе это на практике». Отец идет к телефону, включает громкую связь и набирает случайный номер. «Алло», - отвечает голос на другом конце. «Алло, - говорит отец Эрни. - Мелвин у телефона?» «Здесь нет никакого Мелвина! - звучит ответ. Почему бы вам не научиться просматривать номера, прежде чем набирать их?» «Ты видишь? - говорит отец Эрни. - Этот человек был расстроен нашим звонком. Но слушай дальше!» Он вновь набирает тот же номер и говорит: «Алло, Мелвин у телефона?» «Послушайте! - последовал сердитый ответ. - Я сказал вам, никакого Мелвина здесь нет! И у вас хватает наглости звонить опять?» Затем трубку бросают. «Ты слышал это? - спрашивает отец Эрни. - Это был гнев. Теперь я покажу тебе, что такое ярость!» Он берет трубку и опять набирает тот же номер, и когда свирепый голос рычит: «Алло!» - отец Эрни говорит: «Алло! Я Мелвин. Звонил ли мне кто-нибудь?» Ниведано... ])) Ниведано... ])) Тишина. Закройте глаза и почувствуйте, что ваше тело полностью замерзло. Это подходящий момент для того, чтобы посмотреть внутрь себя. Соберите всю вашу жизненную энергию и устремитесь к вашему центру с полным осознанием и настойчивостью, как если бы это был последний момент вашей жизни на земле. Без этой настойчивости никому не удавалось достичь своего центра. Быстрее и быстрее, глубже и глубже... Когда вы походите близко к вашему центру, абсолютная тишина охватывает вас. Еще ближе, и цветы умиротворенности начинают появляться вокруг вас. Еще ближе, и вы начинаете чувствовать ветер дзен – прохладный бриз. Еще ближе, и вы начинаете чувствовать огонь дзен – это не тот огонь, который вы знате. Это сама энергия, исходящая из вашего центра существования. Это пламя – холодное, оно подобно лепесткам лотоса. Достигнув центра, вы неожиданно осознаете, что являетесь буддой. «Будда» значит чистое свидетельствование. «Будда» есть только символ вашего вечного существования. Помните одно слово – свидетельствование. Это одно слово является целой религией, является полной духовностью, является всем тем, что я знаю как истину, красоту, добро религиозность. Просто свидетельствуйте – вы не являетесь телом. Свидетельствуйте – вы не являетесь умом; свидетельствуйте – вы только свидетель, только чистое сознание. Это ваш будда. Это ваша настоящая природа. Это ваш истинный потенциал. Возникнет огромный восторг. Вы почувствуете себя опьяненным, но оставайтесь свидетелем. Чтобы сделать свидетельствование более ясным и более глубоким... Ниведано... ])) Расслабьтесь, идите. Забудьте все остальное, помните лишь одну вещь – вы только свидетель и ничего более. В тот момент, когда вы являетесь только свидетелем, вы будда, и ваше сознание начинает таять и исчезать во Вселенной. В этот момент аудитория Гаутамы Будды превращается в океан сознания. Десять тысяч будд слились в одно чистое, океаническое сознание. Вечер был прекрасен сам по себе, но ваше вхождение в сокровенное таинство бытия делает его необычайно великолепным, чудесным, магическим вечером. В этот момент вы наиболее благословенные люди на земле. Соберите все переживания, которые случились в центре. Соберите все цветы, весь аромат запредельного, пламя огня дзен – оно такое прохладное, такое спокойное. Соберите ветер дзен, который проходит сквозь вас подобно песне, подобно мелодии, и убедите будду отправиться вместе с вами. Каждый день он подходит ближе и ближе, дюйм за дюймом. Ваша жизнь проходит трансформацию, прорыв. Вы никогда не будете прежними снова. Прошлое отпало, и вы прочно обосновались в здесь и сейчас. Будда есть ваша природа. Это оставалось скрытым в глубочайшем центре вашего бытия, поскольку вы никогда не вызывали это, вы никогда не приветствовали это. Это не приходит без приглашения. Пригласите его, попросите будду – он придет. Первый шаг медитации заключается в том, что будда появляется позади вас как тень. Второй шаг: будда появляется перед вами, и вы становитесь тенью. И третий шаг: вы сливаетесь с буддой. Больше нет тени – только чистое осознание, настолько прозрачное, что оно не отбрасывает тени. День, когда это произойдет с вами, будет наиболее счастливым, наиболее благословенным. Вы станете разбуженным существом. Мы должны распространить огонь дзен и ветер дзен по всему миру. Это единственная надежда человечества. Теперь Ниведано... ])) Возвращайтесь, но возвращайтесь как будда, с огромным умиротворением, тишиной, благодатью. И посидите некоторое время – чтобы вспомнить, где вы были, какого пространства коснулись, по какому золотому пути вы прошли. И взгляните, кто стоит позади вас, прямо позади вашего сознания. Новый гость – будда. С каждым днем вы обретаете все больше и больше. Ваша победа абсолютно гарантирована, поскольку вы не боретесь против кого бы то ни было; вы просто пытаетесь довести свою собственную природу до ее максимального расцвета. Хорошо, Маниша? Да, возлюбленный Мастер. |
|
||