ПРИМЕЧАНИЯ

Браун Д. Код да Винчи. М., АСТ, Матадор, 2005.

Длинный посох с крестом как атрибут Предтечи см., например, на полотнах Марко Пальмедзано «Святое семейство! (1515) и «Мадонна с младенцем и святыми Иоанном Крестилем, Лаврентием, Франциском…».

И «Устав» и «Устав двух колонок» см. в: Тексты Кумрана. Вып.2. Спб., 1996.

См. Гандоу Т. Империя преподобного Муна. М., 1995, с. 66.

Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2002?сс. 269-270.

См. Thiede C.P. Jesus selon Mathieu. La nouvelle datation du papyrus Magdalen d'Oxford et l'origine des Evangiles. Paris, 1996 р.8 и 17. Правда, другие исследователи отмечают, что 7Q5 идентично Евангелию только при допущении, что текст написан с описками. См. Мецгер Б. Текстология Нового Завета. с.266.

Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. Спб., 1994, с. 16.

Особенности почерка, характерные для тех или иных времен, оказалось возможным определять благодаря… египетским мумиям. В эллинистическую эпоху мумии обволакивались не слоями ткани, а листами папируса. Склеенные, покрытые штукатуркой и краской, они составляли картонный футляр. Конечно, на такие цели шли ненужные «бумаги», макулатура. То есть – что-то записанное для сиюминутных нужд, не на века. Расписки и документы, срок надобности в которых истек. Но именно поэтому значительная часть этих текстов была четко датированна. И когда в конце XIX столетия эти картонные футляры стали расклеивать, то стало возможным проследить изменения стилей письма, почерков от поколения к поколению (см. Дойель Л. Завет Вечности. В поисках библейских манускриптов. Спб., 2001, сс. 42-43).

см. Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996, сс. 36-37. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982, с. 61

см. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. Спб., 2004, с.98.

цит. по: Трофимова М. К. К вопросу о гностической тайне // Религии мира 1989–1990. М., 1993. С. 178).

Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.,-Спб., 1999, с. 135.

прот. Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. Париж. 193, с. 14.

Элиаде М. История веры и религиозных верований. Т.2. М., 2002, с. 273. И еще: «Митра был единственным богом мистерий, который «не познал смерти». К тому же митраизм – единственный среди прочих тайных культов – не допускал участия женщин» (с. 276).

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, сс. 84-85 и 99.

Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. Спб., 1914, С. 287.

Законодательство Петра I. М., 1997, с. 299.

Лотман Ю. М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т.42. 1983, № 3, май-июнь, с. 269.

См. Мецгер М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. М, 1998, с. 226.

Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. Спб., 1998, с. 48.

Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 83.

Покровский А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914, с. 114.

Там же. с. 113

Впрочем, именно у этих дверей и произойдет полный крах «Кода да Винчи». Мужская комната обозначается тут тем символом, который Браун считает исключительно женским (треугольник вершиной вниз) а вот женская комната обозначена «мужским мечом» (треугольник вершиной вверх).

Идейным вдохновителем и создателем ярославского Ротари-клуба "Лидер" стал глава региона Анатолий Лисицын. Он узнал о деятельности такой организации во время одной из зарубежных командировок. Судя по официальной информации, ему приглянулась благотворительная деятельность, которой активно занимаются ротарианцы по всему миру. Зная, что активными членами этого клуба в России являются мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, Анатолий Лисицын решил также воспользоваться преимуществами данной всемирной структуры. Дав согласие стать президентом Ротари-клуба, ярославский губернатор привлек в него близких соратников, ведущих бизнесменов и промышленников региона. Все они - богатейшие люди Ярославской области, контролирующие десятки промышленных предприятий и крупных компаний, имеющие серьезный политический авторитет и влияние в регионе. Вряд ли эти уважаемые люди не знают, что всемирная сеть Ротари-клубов, объединенная в организацию "Ротари интернэшнл", считается международной масонской ложей. Это движение называют наиболее рационалистической и самой молодой американской формацией масонства. Ротари-клуб, насчитывающий более 1 млн. членов, относят к так называемому белому масонству, к объединениям, через которые масоны стремятся воздействовать на общество» (Соловьев Е. Белое масонство появилось в Ярославле // Независимая газета. 2001, 8 дек.).

Информация в интернете: http://biblionne.narod.ru/books/645.html

См. Сулькин О. Голливудские взломщики // Итоги. 2006, 15 мая, с. 67.

Цит. по: Клизовский А. И. Правда о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова “Православный мир и масонство”. — Рига, 1990, сс. 11-12.

Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий. Спб., 1995, сс. 144-145.

Виденгрен Г. Мани и манихейство. Спб., 2001, С. 197.

Парнов Е. И. Трон Люцифера. — М., 1985, с.63.

Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Спб., 1910, с. 115.

Виденгрен Г. Мани и манихейство. Спб., 2001, с.181.

Подробнее см. Прокошев П. Прискиллиан и прискиллианисты (Церковно-исторический очерк) // Православный собеседник 1900, октябрь, приложение.

Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993, С. 148.

Беседа на новоявившуюся ересь Богомилоу Козмы Пресвитера // Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973, с. 322.

см. Евреи по страницам истории. Сост. С. Асиновский. Э. Коффе. Минск, 1997, с. 101.

Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. Спб., 2001, С. 66, а также сс. 56-57.

Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 87.

Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 76.

Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 361.

Парнов Е. И. Трон Люцифера. М., 1985, с. 50.

Цит. по: Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Спб., 1999, с. 213.

Гурлянд А. Каббала // Еврейская энциклопедия. Т.9. М., 1991, Стб. 28.

Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998, С. 101.

Редкое упоминание веры в буддистских текстах, обычно презентующих свое учение как «знание»: «Благодаря ВЕРЕ приобщаются к Законоучению» (Нагарджуна. Драгоценные строфы. 1,5. Цит. по: Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 193).

Наги – химеры с туловищем змеи и головой человека, живущие в подземном мире и отличающиеся мудростью.

Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, С. 40 и 266.

См. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. М., 2001, с. 123.

Я когда-то пошутил так. А потом иркутская журналистка Ольга Лычак подхватила эту шутку. Вот итог ее «эзотерического» изучения истории религий: «Страничка кураеведения. Имя Андрей некоторые европейские специалисты считают производным от герм. andere - другое, т.е. человек, помогающий раскрыть иное, истинное "я". В фамилии Кураев дальневосточная традиция усматривает сокращенный вариант от Сакураев, т.е. совершенный цветок. Ближневосточная же традиция утверждает, что фамилия эта восходит к известному арабскому кур'ан и связывает ее с древним суфийским пророчеством о том, что в отдаленном будущем появится среди книжников человек, в совершенстве владеющий искусством чтения и толкования Священных текстов. Литература об о.Андрее Кураеве необычайно многообразна. Мы приводим лишь несколько вполне корректных высказываний. «Все, что делает Кураев - образец для самураев» (Бусидо). «Ежели все мудрецы мира скажут "созидай", и только один Андрей Кураев - "разрушай", то разрушай не колеблясь, ибо разрушение Андрея Кураева есть созидание.» (подлинный перевод Талмуда). «о.Андрея смело уподоблю хирургу, вскрывающему язвы духовные» (Козьма Прутков).

Коль в руках вы не держали мудрых книг отца Андрея, то включайте телевизор - там, на фоне передач, душегубных, душевредных вдруг предстанет рыцарь веры, сокрушающий сектантов острым словом, как мечом. Только будьте осторожны, есть одно на нем заклятье: те, кто лик его увидит, сознают ненужность слов, вневербально постигая, как какие-то буддисты, мир огромный и чудесный, суть которого - любовь.

"Слово об отце Андрее"

(Эту «страничку» я получил по электронной почте 14 февраля 2002).

Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях). М., 1994, с. 76.

Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, с. 45-46. Блаватская была принята в лондонскую ложу 24 ноября 1877 года по обряду усыновления, то есть побочному обряду, который был создан еще до Великой французской революции несколькими масонскими организациями специально для женщин (См. там же, с. 53).

Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, с. 48.

Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, с. 246.

Там же, с, 289.

Цит. по: Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. М., 1994, с. 298.

Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 192.

Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 107. Выражение “розенкрейцеры средних веков” звучит довольно забавно, если вспомнить, что первое мистико-алхимическое общество розенкрейцеров возникло лишь в 1622 г., а сам Розенкрейц, якобы путешествовавший в Индию в 1378 г. – не более, чем персонаж памфлетов, написанных И. Андреэ в 1613-1616 гг. (см. статью “Розенкрейцеры” в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона).

Блаватская Е. П. Каббала. Философские труды Соломона бен Иуда ибн Гебироля // Избранные статьи. М., 1996, С. 82.

«Масонство, несмотря на современные нововведения (в особенности – библейский Дух), приносит пользу как в моральном, так и в физическом плане» (Блаватская Е. П. Истоки обрядности в церкви и масонстве // Блаватская Е. П. Новый цикл. М., 2001, с. 83).

см. Блаватская Е. П. Письма. С. 43.

“В специальном французском масонском журнале “Acacia” от 6 января 1910 на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909 года состоялось торжественное открытие ложи №351, ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит главным инспектором 33-й степени, Вице-Президентом высшего соединенного Масонского совета и делегатом масонства для Великобритании, Индии и других английских колоний” (Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое общество. СПб., 1914, с. 41).

см. Carlson M. “No religion higher than truth”: A history of the theosophical movement in Russia, 1875-1922. Princeton, 1993, p. 139.

“Волчонком” называется сын масона.

см. Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1994-1999. М., 1997, с. 381.

см. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Спб., 1999, с. 41.

Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, сс. 337-338. Это письмо цитируется в книге Мэрфи с важным добавлением: “…В моей голове нашла приют вся черная магия, вся чертовщина средних веков….” (Мэрфи Г. Елена Блаватская. Челябинск. 1999, с. 53).

П. И. Голенищев-Кутузов был розенкрейцером и мастером московской “Ложи Нептуна” (Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Спб., 1999, с. 17). Членство в масонских структурах И. Л. Голенищева-Кутузова весьма вероятно (Там же, сс. 130 и 149). “Масонское Братство принесло огромную пользу России… Фельдмаршал князь Мих. Илл. Голенищев-Кутузов, так называемый спаситель России, был масоном” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 385.) Надо заметить, что репутация Кутузова как “спасителя России” небесспорна: “Среди тех генералов, которые неодобрительно и негативно отзывались о М. И. Кутузове, были многие герои 1812 года: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, М. А. Милорадович, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский и др. Генералы ставили ему в вину проигрыш Бородинского сражения (русские войска, имея численный перевес, понесли большие потери – 45 000 против 30 000, а к вечеру на 700-1200 метров отступили со всех своих позиций – А. К.), оставление без боя Москвы, разлад армейской системы управления, пассивность и бездеятельность в ведении военных действий” (Безотосный В. М. Российский титулованный генералитет в 1812-1815 годах // От Москвы до Парижа (1812-1814 гг.). 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998, с. 34). Подробнее см.: Троицкий Н. А. Михаил Илларионович Кутузов. Факты. Версии. Мифы // М. И. Кутузов и русская армия на 2 этапе Отечественной войны 1812 года. Материалы научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения М. И. Кутузова. Малоярославец, 1995. Он же. Домыслы вместо правды // От Москвы до Парижа… Смирнов А. А. Так где же домыслы? // Там же.

Иванов М. А. Родословная Елены Ивановны Рерих // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1994-1999. М., 1997, с. 362.

Рерих Е.И. Письма. Т.4. 1936. М., 2002, с. 434.

Дубаев М. Рерих. М., 2003, с. 8.

Дубаев М. Рерих. М., 2003, с. 8.

Трактаты из рериховского цикла Агни Йоги («Живой Этики») цитируются с указанием параграфа. В этот цикл входят следующие рериховские книги: Листы Сада Мории (Зов - 1924; Озарение – 1925); Община (1927); Знаки Агни Йоги (1929); Беспредельность (1930); Иерархия (1931); Сердце (1932); Мир Огненный (1933); Аум (1936); Братство (1937); Надземное (1937).

Рерих Е. И. Письма. Т.1. 1919-1933. М., 1999, сс. 30-31

Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1: 1920-1928). М., 2002, с.13.

Рерих. Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 639.

Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1: 1920-1928). М., 2002, сс. 94 и 98.

Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. Спб., 1999, с. 313.

см. Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 386.

http://www.amorc.org.ru/osnovy.php

Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. Спб., 1999, с. 20.

Рерих Н. К. Знамя мира // Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, сс. 138-139.

Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. Спб., 1999, с. 17.

См. Там же, с. 30.

Пребывание оказалось последним, поскольку вскоре против Рериха были выдвинуты обвинения в уходе от уплаты налогов. Похоже, что Рерихи оказались слишком навязчивы с советами своих «махатм» руководству США…

Decter J. Nicholas Roerich, the life and art of russian master. — Rochester (Vermont), Nicolas Roerich Museum. 1989, p.134.

Интересная информация для ответа на этот вопрос содержится в книге: Williams Ch.R. Russian’s art and American’s money. 1900-1940. Cambrige 1980. К сожалению, пока мне не довелось подержать в руках это издание.

Оккультные опыты и симпатии президентов США - тема отдельного исследования. Е. Рерих цитирует некую книжку «Эпизоды из американской истории»: «Мистер Линкольн развлекал нас рассказом об особом медиумическом опыте с медиумом по имени Конклинг… Вдруг младшая дочь миссис Лури, сидевшая в другой части комнаты, встала и начала медленно приближаться к нам. Ее глаза были плотно закрыты. Она остановилась напротив Президента, подняла правую руку и драматически произнесла обращение к мистеру Линкольну: "В духовном мире существует конгресс мудрых духов, которые заботятся о благосостоянии нашей нации..". Когда мы расходились, Президент повернулся ко мне и сказал: "То, что я услышал, оставило глубокое впечатление". Это происходило в конце декабря 1862 года» (Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 2. (1938-1940). Минск, 2000, с. 451).

«Друг» - это вице-президент США Уоллес.

Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, сс. 612-613.

см. Фосдик З. Г. Мои Учителя. с. 521.

“Все галереи и школы – наши враги” - Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 526.

“Всего устроены четыре несчастные лекции, по 200, 300 $… “Это 1905-й год, - сказал Н. К. – и то, когда я приехал в Чикаго, и дал пять лекций за минимальную плату – 200 $ за лекцию и получил 1000 $, а меня тогда никто не знал. Великому художнику хочется говорить, и он разъезжает повсюду и платит людям, чтоб его слушали”” - Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, сс. 430-431.

Фосдик З. Г. Мои Учителя. сс. 441-442.

При этом в том же 1929 году Рерих послал своей матери в СССР только 40 франков, при том что его гораздо менее известный и богатый брат из Харбина слал матери деньги каждый месяц. (см.- Дубаев М. Рерих. М., 2003, с. 227).

Фосдик З. Г. Мои Учителя. с. 421.

Фосдик З. Г. Мои Учителя. с. 423.

Шапошникова Л. В. Этическая философия Космической Эволюции // Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 3. М., 1999, с. 30.

«- За что же, интересно, штрафуются ротарианцы? - За малейшее опоздание на заседание своего клуба. За неприличное слово. За то, что забыл приколоть к пиджаку ротарианский значок. За то, что назвал одноклубника по отчеству - у нас принято обращаться друг к другу предельно демократично, только по имени... Да мало ли за что еще!» (http://www.kto.irkutsk.ru/cgi-bin/article.pl?id=54 Не надо избретать вечный двигатель. Интервью с Владимиром Донским, вице-губернатором ротарианского округа 5010, в состав которого входят Сибирь, Дальний Восток, Аляска и часть Канады).

Все же в фильме Хэнкс пробует отстоять истину: он вступает в диспут с Тибингом и говорит, что Константин не ввел догмат о Божественности Христа, а просто подтвердил ту веру, которая у христиан была и в прежние столетия. В книге этого эпизода нет. Вместо пяти миллионов сожденных ведьм он говорит о 50 000 арестованных.