|
||||
|
Урок 9 Психическое здоровье в семье. Эмоциональные болезни. Работа с эмоциями страха, обиды, вины, гнева Следует сказать, что семейная жизнь – это своеобразная школа дипломатии и тончайшей политики. И здесь нужно знать главное: ни слова во зло. Говорить только то, что на добро. Ведь практически все психические болезни – это результат постоянного нервного напряжения. И в конце концов, психика, даже у очень сильного человека, не выдерживает. Есть такое понятие – сопротивление материала. Ты, читатель, должен знать, что твоя жизнь такова, какой делают ее твои мысли. Мыслью ты можешь управлять, а следовательно, можешь управлять и жизнью. Если ты знаешь, как устроена машина, ты сядешь и поедешь. Мыслительный механизм – не исключение. Поговорим об обиде. Она возникает, прежде всего, в твоем мозгу. Эмоция обиды включается обстоятельствами, и кажется, что именно они создают обиду. На самом деле обстоятельства служат только запускающим обиду механизмом. Мы же не обижаемся на лестницу, с которой упали. Не обижаемся на дверь, которая под влиянием ветра ударила нас, или на осла, который лягнул. В этом случае у нас не запускается машина обиды. У нас не заложена программа – обижаться на дверь или на лестницу. Надо научиться выключать эмоцию обиды. А этому поможет размышление. Подумай: что мне делать, когда мне обидно, или когда я обиделся, или когда меня обидели? Первое – подумать. Может быть, я обижаюсь потому, что заранее определил, каким будет поведение другого человека. А мои ожидания и мое поведение, оказалось, не согласуются с ожиданиями обидчика. Обиды не будет, если мой ум не будет придавать особого значения своим ожиданиям. Обиды не будет, если отказаться оценивать поведение другого человека, то есть сравнивать его поведение с моими ожиданиями. Вспомните, как написано в Священном Писании: «Не судите, да не судимы будете…». Если я приму другого человека таким, какой он есть, то обиды не будет. А если я обижаюсь, то моим поведением управляет именно эмоция обиды. Так вот, чтобы не обижаться, надо понять себя и другого. Если ты понимаешь другого человека, то сможешь объяснить себе причину его поведения в тех или иных обстоятельствах. Своеобразными ключами к твоему разуму, мой читатель, могут быть ответы на следующие вопросы. 1. Как должен был вести себя этот человек, чтобы я на него не обижался, чтобы мне не было больно и обидно? 2. Насколько реалистичны были мои ожидания относительно его лучшего поведения по отношению ко мне, мог ли он поступать так, как я хочу? 3. Как часто ее или его проведение соответствует моим ожиданиям? Например: муж приходит домой подвыпивший. И делает это уже на протяжении десяти лет. И все эти десять лет жена ругает мужа. Но ее ожидания, ее ругань не помогают. Он все равно приходит выпивший. Нужно было изменить поведение. 4. Может ли он или она всегда поступать так, чтобы его поведение всегда соответствовало моим ожиданиям? А может быть, этот мужчина не может поступать соответственно ее ожиданиям, потому что он алкоголик, и здесь опять нужно искать другой выход. 5. Как возникли мои нереалистические ожидания, которые я не всегда осознаю? В нашем примере, может, эти ожидания возникли оттого, что он в свое время обещал, что будет мало пить или вообще не будет выпивать. Или, может, женщина надеялась, что он будет таким же трезвенником, как и ее отец, но никогда об этом с мужем не говорила. А он родился в семье алкоголиков и сам уже к моменту женитьбы был алкоголиком. Поэтому ожидания оказались нереалистичными. 6. Может ли он вести себя в соответствии с требованиями, которые я к нему предъявляю? Умение поменяться ролями, взглянуть на себя глазами партнера является признаком житейской мудрости и гибкости мышления. Постоянно обижаясь, человек истощает свою нервную систему. А пытаясь перепрограммировать другого человека, он создает у него чувство вины и вызывает агрессивную защитную реакцию. Обида растворяется в тепле прощения. И опять же нужно поразмыслить о своей обиде, подумать: как мне нужно вести себя, чтобы мой близкий не обижался на меня и чтобы я не испытывал чувства вины. Для этого необходимо подумать об ожиданиях другого человека, которого я обижаю. Надо представить себя на его месте. Надо отказаться от сравнения его ожиданий с моим поведением. Надо научиться просить прощения. Но как же узнать ожидания другого человека, ведь я же уже обидел, я же уже виноват? Опять же необходимо задать себе два вопроса. 1. Насколько реалистичны ожидания близкого мне человека? 2. Верны ли мои представления об его ожиданиях? Откуда взялись мои представления о них? Думая об его ожиданиях, следует себя спросить: а может быть, он и не знает о моих возможностях, о моих индивидуальных особенностях? А может быть, он предъявляет повышенные требования, которые вообще мало кто в состоянии удовлетворить. А может, он вообще не желает знать о моих интересах и намерениях, поскольку занят своими интересами. Откуда у него эти ожидания по отношению ко мне? Иначе говоря, я ищу ответ на вопрос: где человек, который ходит обиженным, научился своим требованиям, которые он мне предъявляет. В этом случае, может быть, следует поговорить с ним о нереальности его ожиданий. В то же время осознание ожиданий другого человека ослабляет чувство вины. Привычка к определенному поведению в определенных ситуациях возникла в детстве. Но ведь мы можем управлять мыслительным процессом и, следовательно, можем управлять своим поведением. Значит, можем управлять и своей жизнью. Этому тоже надо учиться. Наш ум прогнозирует поведение других людей. И приписывает другим людям определенную программу поведения. Это и вызывает мои ожидания, мои неприятные переживания – разрушающие меня же эмоции обиды, гнева. Если мой опыт говорит, что эти мои ожидания могут и не оправдаться, я могу даже незначительным усилием воли избавиться хотя бы на время от дурной привычки – приписывать другому человеку несвойственные ему программы поведения. Таким образом, в моей власти прекратить выращивать обиду и испытывать чувство вины. Я перестаю придавать значение тому, как будет вести себя другой, так как перестаю программировать заранее его поведение. Я перестаю сравнивать свои ожидания с реальностью. Очень многие болезни врачи называют психосоматическими. Они возникают вследствие того, что человек неправильно думает. Грудная жаба, лихорадка, опухоли рассматриваются обычно как результат слабости слизистых, функциональных расстройств сердца, повреждений, действия канцерогенов, а совсем не как следствие плохой философии жизни. Однако если человек неправильно думает, когда у него разрушающее патогенное мышление, даже обстоятельства, не угрожающие жизни, создают определенное напряжение, эмоциональный стресс и человек становится пациентом кардиолога или гастроэнтеролога. А хронический стресс, который является чаще всего результатом такого неправильного мышления, ведет к истощению иммунитета и является «отцом» и «матерью» многих расстройств, так называемых психосоматических болезней. Если же иммунная система от хронического перенапряжения от эмоций обиды, гнева и злости ослаблена, то нет препятствия инфекциям и опухолям. Прекрасным приемом для избавления от болезней и от проблем является работа с дневником. Очень полезно оставаться наедине с самим собой и с помощью дневника правильно осмыслить свои переживания. Беспорядочный поток сознания надо упорядочить, письменно выражая мысли. Дневник приучает правильно и систематически размышлять над эмоциями и источником их возникновения, становится своеобразным средством общения, закрепляет хорошие умственные привычки и новые мысли. Хорошая мысль, даже если она и чужая, становится вашей, если вы ее записали, осмыслили, приняли. Смысл ведения дневника как раз и состоит в том, что при его помощи можно познавать себя, других и работать над своим самосовершенствованием. Работа с дневником, письмо действует как своеобразный энергетический насос для перекачивания энергии из переживаний в процесс письма, а потом в окружающее пространство, и происходит исцеление. Совершается определенное действие, энергетические каналы освобождаются от отрицательной энергии. Во время письма происходит своеобразное перекодирование желаний. Когда мы пишем, то мы думаем несколько раз. Возникшую мысль мы переносим на бумагу и как бы видим ее. Происходит эффект гашения эмоций. Во время стресса наше сознание служит эмоции и не способствует познанию. При переживании определенной эмоции мы как бы не в своем уме, поскольку ум подчинен эмоции, а не рассудку. Совсем другое дело, когда мы описываем свое физическое состояние. В этом случае мы совершаем своеобразный познавательный процесс, цель которого – понимание, а не утоление эмоции. А когда мы потом возвращаемся к записям в дневнике, то рассудок начинает полностью владеть ситуацией. Читая записи в дневнике, мы получаем и определенные знания. Без записей это невозможно. Читая написанное, мы успокаиваемся. А когда человек в спокойном состоянии, он забывает то, что было в его сознании во время переживаний. Иначе говоря, дневник способствует самопознанию. В то же время, когда мы пишем, определенные умственные действия повторяются, это способствует обучению позитивным действиям. Если повторяются акты саногенного (оздоравливающего) мышления, то оно поддерживается и формируется. Саногенному мышлению, кстати, тоже можно научиться в клубах «Оптималист». Вот пример настроя саногенного мышления, который давал нам московский профессор, автор теории и методики саногенного мышления Юрий Михайлович Орлов. В дневничке, обращаясь к самому себе, можно написать так.
Нужно завести специальную тетрадь. И в момент, когда появилась обида или вина, ревность или страх, есть смысл открыть эту тетрадь и расписать ту или иную эмоцию с позиции ожидания. Таким образом, мы имеем несколько выгод. Сокращаем время плохого переживания и избавляемся от страданий. И в то же время создаем инструмент для работы над собой. Работая с дневником, мы прекращаем ссориться с близкими, не накапливаем черную желчь против всего мира, особенно против близких. Мы приобретаем опыт. Впрочем, можно завести общую тетрадь, в которой каждый из членов семьи будет описывать свои переживания или записывать свои предложения для других членов семьи. Тогда без эмоций и скандалов можно будет легко решать семейные проблемы. Если случилась беда, если в семье алкоголик, наркоман, курильщик. Программирование и перепрограммирование Алкоголь… Сколько бед он принес не только в нашей стране, но и во всем мире. От него погибло людей значительно больше, чем во всех войнах всех времен и народов. И все-таки это страшное опасное зелье культивируется, пропагандируется. Его употребление поощряется. Алкогольные дельцы находятся под мощным прикрытием власти, да и сами пробрались во власть. И с экранов телевизоров, и из рупоров радиоприемников слышатся песни об алкоголе: «Напилася я пьяна, не дойду я до дома», «Дым сигарет с ментолом, пьяный угар качает», «Выпьем за любовь, родная», «Водочка Кремлевская», «Водочка Русская», «Выпьем и снова нальем». И таких призывов только за один день можно услышать сотни. Идет мощное программирование и зомбирование, прежде всего, детей. И сейчас они идут не только за «Клинским», но и за «Балтикой», и за «Толстяком», и за «Золотой бочкой», ведь несмотря на запрет показа пивной рекламы в дневное время, пивные короли изощряются вечером, когда очень многие люди, особенно дети, тоже сидят перед телевизионным экраном. То, что алкоголь является убийцей, знали еще в далекие Средние века и не зря называли его аквамортисом – водой смерти и горя. А в нашей стране, в России многострадальной, рядом с алкоголем еще и табак, и наркотики. Даже 1 сентября, празднуя День знаний, на центральной площади вечером мы видим пляшущую и поющую пьяную молодежь. У большинства из них в одной руке бутылка или банка с пивом, в другой – сигарета. О каком здоровье их детей, будущем, можно говорить. О каком здоровье нравственном, духовном и душевном их самих можно говорить. Недавно на одном празднике рядом со мной оказалась очень хорошо одетая, с изысканными манерами дама, и когда я на ее предложение выпить ответил, что пью только сок, она мне заявила: «Вы позорите русскую нацию!» Пришлось сказать этой даме, что по образованию я учитель истории и очень неплохо знаю историю Руси. И предложил ей почитать обыкновенные русские сказки, которые обычно заканчивались пирком со свадебкой и такой присказкой: «И я там был. Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». Вот как пили далекие наши предки. Во «Всесветной Грамоте», адаптированной Ананием Федоровичем Шубиным-Абрамовым, раскрывается смысл фразы «Воду в ступе толочь». Оказывается, далекие предки наши действительно толкли воду в ступе. А что же это была за вода такая? Оказывается, собиралась она из семи целебных источников разных местностей и наливалось это целебное семиводие в золотую ступу, туда же добавлялась вода из местного целебного источника. И это целебное семиводие в золотой ступе серебряным пестом должен был толочь, месить человек, духовно и плотиево взращенный в нескольких поколениях с любовью. И вот такая толченая серебряным пестом (а мы знаем, что серебро убивает болезнетворную микрофлору) вода называлась «пиво». Вслушайся, друг мой читатель, в это созвучие, означало оно «пи» – пей воду целебную. А если в это пиво, в это целебное многоводие добавлялись целебные травы, от которых вода эта становилась зеленой, то называлась она уже не пиво, а вино зелено. И именно таким зеленым вином калики перехожие подняли на ноги Илью Муромца, защитника земли русской, тридцать и три года пролежавшего на печи парализованным. Но и такое вино, написано дальше в этой «Всесветной Грамоте», творит вину, если пить его без надобности. Ибо в этом случае организм перестанет вырабатывать свою силушку и будет жить за счет силы внешней. Дальше сказано: «А того, кто пьет хмельное зелье, старец седобородый, монах, должен хватать за власы, тащить оного на плаху и рубить оному башку, а останки бросать на съедение птицам и зверям диким, чтобы не мерзить землю русскую». И действительно, пивших хмельное зелье считали самоубийцами, их даже с праведными не хоронили, а хоронили их всегда за оградой. Жестоко, скажешь ты. Но справедливо. Сегодня пьют это зелье, к сожалению, и стар, и млад, а деревня наша уже вымерла: старики умерли, молодежь уехала в город. И основная причина такого состояния – страшная алкоголизация нашего населения. Профессор Владимир Георгиевич Жданов называет это алкогольным террором против России. Академик Федор Григорьевич Углов в своих книгах, написанных еще в советские времена («Из плена иллюзий», «В плену иллюзий», «Ломехузы», «Самоубийцы» и других), призывает признать, наконец, алкоголь наркотическим изделием. В 1990 году Ф. Г. Углов и более трехсот его коллег из разных концов бывшего Советского союза, из Белоруссии и Украины, подписали письмо в Верховный Совет России с требованием немедленно признать алкоголь наркотическим изделием. Но ответа не получили. И этот страшный, уничтожающий народ наркотик легально продается во всех магазинах и даже в аптечных киосках днем и ночью. Создан Государственный комитет по борьбе с наркотиками. Но ведь первыми наркотиками являются алкоголь и табак. Почему же с ними не рискует бороться этот комитет. Ведь нет же в природе наркоманов, начинавших сразу с героина и даже с анаши. Первым наркотиком, который пробуют эти люди, является алкоголь и табак. Если исключить их из жизни, то и наркоманов станет во много раз меньше. Да что там говорить, наверное, каждый горожанин в нашем городе знает, что наркотики у нас можно купить почти легально. На моем доме написано и показано стрелкой «Героин – 15 метров». И действительно в этом доме, на который указывает стрелка, продается героин. Но никто не принимает никаких мер. Каждый таксист, а у меня много друзей-таксистов, знает, в каком доме, в какое время, когда, какой наркотик можно купить, но ведь их никто не спрашивает. Вот и посудите, как работает этот Комитет по борьбе с наркотиками, если и легальные и нелегальные наркотики можно купить в любое время и везде. Когда же мне говорят, что Россия пила во все времена, я просто обращаюсь к историческим фактам. Вот у меня в руках книга «Московское государство XV–XVII веков по сказаниям современников-иностранцев». В этой книге собраны воедино рассказы семидесяти разных авторов, писавших о древнем городе Москве. Это уникальный документальный источник, содержащий много интересных сведений о Москве и москвичах, живших в то время. Необычайно интересны эти заметки. Вот что пишет, например Джованни Паоло Компани – иезуит, дипломат, член папской миссии, прибывший в Москву для примирения России и Польши в 1581 году.
Еще интересней свидетельство литовского летописца Михалона Литвина «О нравах татар, литовцев и московитян».
Венецианский посол Франческо Тьеполо («Рассуждения о делах Московии») пишет:
Возможно, что Михалон Литвин, категорически утверждая, что россияне, московитяне вообще не пьют крепких напитков, не совсем был прав, не все видел. Но, во всяком случае, большинство летописцев подчеркивают, что трезвость была характерна для Московии XV–XVII веков, а нас пытаются убедить, что Россия якобы во все времена пила. Отнюдь. Известно, что алкоголь – это нервно-паралитический яд. Что же происходит, когда количество алкоголя в крови выше естественного для организма уровня? В этом случае красные кровяные тельца начинают слипаться друг с другом и происходит закупорка тончайших капилляров, по которым эти тельца должны донести кислород до нейронов. Слипшиеся друг с другом красные кровяные тельца не могут пройти, протиснуться через тончайший капилляр, и в результате какие-то группы нейронов лишаются кислорода и погибают. А нейроны, как известно, не восстанавливаются. После приема 100 граммов водки, бокала шампанского или пол-литра пива (при крепости всего 6 градусов) на новогоднем или свадебном фуршете пройдет примерно три года, прежде чем (при интеллектуальной деятельности на пределе возможностей) будет восполнен ущерб, нанесенной однократной выпивкой. Легкой по понятиям нынешнего времени. Федор Григорьевич Углов подчеркивает, что мозг пьющего даже легкие алкогольные изделия, даже не допьяна, – это кладбище убитых алкоголем нейронов. И человек, который употребляет алкоголь, избирает алкогольный способ самоубийства. И таких самоубийц с каждым годом все больше и больше. И как результат – по меньшей мере, миллион человек в год убивает алкоголь. И с каждым годом растет количество бездомных детей и детских домов, в которых дети оставлены при живых родителях. В шестидесятых годах прошлого века во всей Вологодской области было лишь два небольших детских дома, один в Каднекаве и один в Великом Устюге. В восьмидесятых годах уже только в Череповце было два детских дома. Сегодня при низкой рождаемости, при высокой смертности в нашем городе Череповце уже девять детских домов, и практически у всех детей есть живые родители, правда, большинство из них лишены родительских прав из-за алкоголя и других наркотиков. Ребенок, лишенный тепла и ласки матери, отца, уже не сможет стать по-настоящему счастливым, здоровым. Это абсолютный факт. У него нет опыта жизни в семье. И собственную, полноценную, здоровую и счастливую семью при отсутствии такого опыта, семейного тепла ему создать крайне трудно. А если присовокупить к этому еще и крайнюю неблагополучную наследственность от пьяных родителей, то судьбе такого человека вряд ли можно позавидовать. Ему можно только посочувствовать. Сегодня алкоголизм является одной из важнейших причин распада семей. А ведь известно, что семья – ячейка общества. И если распадаются семьи, если полных семей крайне мало на сегодняшний день, то распадается и общество, и государство. Что мы и наблюдаем сегодня. В клубах «Оптималист», работающих по методу Г. А. Шичко во множестве городов бывшего СССР, накоплен огромный опыт работы с зависимостями, в том числе с алкогольной, наркотической, табачной зависимостью. И всего лишь 7-10 дней человеку необходимо для того, чтобы осознанно уйти, избавиться, освободиться от этих зависимостей. Шичко считал, что люди пьют только потому, что в их сознании заложена негативная программа на необходимость, возможность и целесообразность употребления наркотических изделий: алкоголя, табака и других наркотиков. Но эти программы можно разрушить и на их месте создать новую программу. Программу трезвости, программу некурения, программу здоровья. И всего лишь десять дней нужно для того, чтобы на месте старой алкогольно-табачной, наркотической программы появилась новая программа трезвой жизни. Новая трезвая доминанта вытесняет старую программу, и человек, пивший и куривший много лет, прекращает употреблять эти зелья, становится свободным от их употребления и начинает помогать другим. Вот девизы оптимализма, которые оставил Геннадий Андреевич Шичко: «Спешите делать добро!», «Выбрался сам, помоги другому!» и «Если не я, то кто же?». И наши соратники, бывшие алкоголики, наркоманы, несут эту идею трезвости к тем, кто рядом с ними, по принципу: «Если не я, если не мы, то кто же?». На занятиях по методу Г. А. Шичко разрушаются старые добрые сведения об алкоголе: дескать, выпивать нужно от стресса, для расслабления, веселья, для решения каких-то проблем, для того чтобы отключиться, поддержать традицию, для успокоения, самоутверждения, смелости, здоровья и даже для выведения радиации и расширения сосудов. Якобы алкоголь лечит простуду, повышает аппетит, согревает и дезинфицирует. Эти ложные убеждения разрушаются достаточно быстро. Люди получают научные сведения об алкоголе, потом они узнают, что алкоголь – это наркотик, который разрушает белки, жиры, нарушает синтез углеродов, разрушает ткани. Человек начинает понимать, что в алкоголе нет веселья. Ибо если бы в алкоголе было веселье, то на поминках все хохотали бы. Но если человек начинает там веселиться, то мы говорим, что у него «крыша поехала». И действительно, алкоголь является провокатором, индикатором скрытого психического заболевания, и этого человека нужно уже лечить в специальном заведении. Алкоголь еще никому ничего не помог решить, напротив, он усугубляет любую проблему. О традициях мы уже говорили, могу только добавить, что в древности алкоголь не употребляли ни на свадьбах, ни на поминках. На поминках принято есть кутью и пить кисель. Алкоголь не успокаивает нервы, если бы это было так, не было бы пьяных драк. Алкоголь не придает смелости, он просто отключает инстинкт самосохранения, а то, что алкоголь никого не лечит, это известно всем. Алкоголь только убивает. И об этом прекрасно сказано в книгах Федора Григорьевича Углова. И даже в медицинских учебниках, в частности, в учебнике Машковского «Лекарственные средства». Алкоголь не выводит радиацию, и тому есть множество свидетельств врачей, которые лечили облученных. Алкоголь не расширяет, а, напротив, закупоривает сосуды, склеивает мельчайшие эритроциты. И когда человек, бывший алкоголик, узнает эти сведения, у него один за другим разрушаются старые стереотипы. И вчерашний алкоголик выходит на новый уровень сознания. Меняется его мировоззрение, он становится пропагандистом трезвости и здоровья. Вот что написал один из бывших наших алкоголиков Николай Абрамов по окончании курса освобождения от зависимости. * * * * * * * * * * * *
Несколько слов о влиянии алкоголя, написанных и сказанных известнейшими людьми, нашими современниками. Вот что пишет академик Федор Григорьевич Углов в книге «Правда и ложь о разрешенных наркотиках».
Как помочь близкому человеку, если он попал в тиски алкоголя, наркотиков? Никогда еще за всю историю России среднедушевое потребление алкоголя не превышало 3–4 литров. Правда, в начале века был скачок до 5–7 литров, но даже царское правительство, обеспокоенное здоровьем народа и безопасностью страны, срочно обеспечило выпуск учебников по трезвости, а в 1914 году в нашей стране был принят «сухой закон». И он просуществовал в стране 11 лет, до 1925 года. Сегодня на каждого жителя нашей области, включая грудных младенцев и стариков, приходится более 14 литров алкоголя. А по неофициальным данным более 28. Это в 2,5 раза превышает средний мировой уровень потребления алкоголя, рассчитанный по двадцати наиболее пьющим странам. Никогда еще в нашей стране не было такого, чтобы смертность населения превышала рождаемость. Уже седьмой год гробов делается больше, чем детских колясок. А среди родившихся больных детей больше, чем здоровых. Нашествие алкоголя в нашей стране оказалось трагичней войн с Батыем, Наполеоном и Гитлером, вместе взятых. Алкогольная наркотизация общества, особенно детей и молодежи, по своим масштабам и последствиям превратилась в реальную угрозу национальной безопасности. Все мы озабочены будущим наших детей и внуков. Надежды на то, что кто-то сверху примет кардинальные меры для улучшения жизни уже нет, и простые люди, и ты, читатель, должны понять, что спасение утопающих на сегодняшний день дело рук самих утопающих. Академик Иван Петрович Павлов доказал, что любая, даже самая малая доза алкоголя мгновенно нарушает работу мозга, причем в первую очередь тех отделов, которые отвечают за духовность, нравственность, воспитание и культуру. В результате исчезает стыд, совесть, порядочность, достоинство, патриотизм и благородство. И неважно, под какой этикеткой скрывается алкоголь: пива, коньяка, шампанского или водки. Бытует мнение, что работоспособность человека восстанавливается на другой день после выпивки. На самом деле к этому сроку только язык прекращает заплетаться. В мозгу алкоголь сохраняется и продолжает свою разрушительную работу более 28 суток. Мозг восстанавливает свою работоспособность и способность к творчеству не полностью, а за вычетом былой деятельности погибших клеток. Действие однажды выпитого алкоголя продолжается в течение нескольких лет. Алкоголь является самым мощным химическим оружием массового поражения. Казалось бы, при такой армии медиков и наркологов, практикующих врачей, экстрасенсов, при таком количестве различных препаратов проблема алкоголизма должна быть решена, однако она усугубляется. Следует разобраться в причинах неудач такого лечения. Истоки их в неверном определении самой болезни. Алкоголизм, курение и наркомания, как уже многие сегодня признают, имеют социальные корни, а лечить социальную болезнь травками, таблетками, уколами бессмысленно. Человек пьет, курит и принимает наркотики, так как убежден, что это целесообразно и помогает в определенных ситуациях. Эти привычки – результат убеждений, а убеждение, мировоззрение лечить с помощью лекарств бесполезно, бессмысленно. Таким образом, если ты, друг мой читатель, хочешь помочь близкому человеку отказаться от алкоголя, табака, наркотиков, токсикантов, то прежде всего сам должен отказаться от их употребления в любых ситуациях, в любых случаях. Это первое условие. Второе. Необходимо простить близкому человеку все обиды, которые он причинил вам. Простить означает спастись, очиститься. В состоянии обиды, непрощения человек мстит самому себе. Эмоции обиды – это разрушающий фактор. Третье. Не бери на себя ответственность за судьбу близкого человека, оставь это право ему самому, но используй тактику интервенции, то есть активного вмешательства в его судьбу. Близкий тебе человек сам должен принять решение, но ему в этом надо помочь. Сложность заключается в том, что вы не должны сами принимать алкоголь или иные психоактивные вещества, курить. Что вы можете сказать другому человеку, вашему близкому, если сами употребляете алкогольные изделия? Пей, как я? Человек должен сам посмотреть в лицо тем последствиям, к которым привело его поведение. Он сам должен принять решение. Необходимо прекратить его контролировать, вам это все равно сделать не удастся, как не удавалось до сегодняшнего дня. И прекратите строить свою жизнь вокруг его пьянства или его пристрастия к наркотикам. Ваша жизнь должна идти так, как вы ее задумали. Перестаньте нянчиться с ним. Нередко близкие, особенно женщины, получают удовлетворение, опекая пьющих мужей и взрослых самостоятельных детей. Признайте в близком человеке, попавшем в зависимость, взрослого человека, способного отвечать за свою жизнь и позвольте ему быть ответственным за собственное поведение, за собственную жизнь. Не поучайте и не пилите его, это не поможет. Спасайте себя. Живите своей, а не его жизнью. Научитесь радоваться жизни независимо от его состояния, и у вас повысится самоуважение, а близкий человек станет больше уважать вас и потому с большей вероятностью прислушается к вашему совету. Если близкий вам человек не хочет и слушать об избавлении от пристрастия к табаку, алкоголю и наркотикам, токсикантам, то, чтобы понять причину этого, вам следует самим прослушать курс лекций по избавлению от наркотических пристрастий по методу Геннадия Андреевича Шичко в клубе «Оптималист», который, возможно, есть в вашем городе. В конце книжечки есть список городов, где существуют такие клубы. А пока уясни себе, читатель, что дети очень часто хотят быть взрослыми и буквально копируют их поведение. Не зря Антон Семенович Макаренко говорил педагогам, что личное поведение самая главная вещь. Можно сказать так, как поется в одной из песен, которые исполняют оптималисты, собираясь вместе: «Беда шагает по России, и нет войны, а мрет народ. Скажи, какая вражья сила уничтожает наш народ». Вот и задумайся, читатель, кто же, какая сила уничтожает наш народ с помощью алкоголя, табака и других наркотиков. И прежде всего навсегда откажись от их употребления сам. Я должен сказать тебе, читатель, что отказаться от алкоголя, освободиться от него, даже алкоголику с большим стажем не так уж сложно. Есть, конечно, много самых различных методик. Ты наверняка знаешь про методику кодирования по Довженко. Наверное, слышал о двенадцатишаговой методике анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов. Лучшим методом является метод Геннадия Андреевича Шичко, российского ученого. За 7-10 занятий разрушается старая алкогольная программа, и в сознании слушателей формируется новая, естественная программа на жизнь без алкоголя, без табака, без наркотиков. И никаких лекарств, никаких уколов. В основе работы лежат лишь научные знания. Обыкновенное простое педагогическое внушение и домашняя работа с дневниками, с анкетами и с формулами самовнушения. Особенно эффективны групповые занятия. В группе может быть от 3 до 30 человек. Многие наши соратники прошли такие курсы, и всего за 10 дней они освободились от алкогольно-табачного и наркотического ига, стали свободными людьми и с энтузиазмом помогают своим друзьям. Зигмунд Фрейд говорил: «Осознанность ведет к освобождению», и когда наши слушатели осознают, как их обманывали, водили за нос, обкрадывали с помощью алкоголя, табака и наркотиков, у них открываются глаза, они сами готовы броситься в бой. Настрой Я счастливый человек. Я радуюсь жизни. У меня хорошая прочная семья. Я с любовью и уважением отношусь к каждому ее члену. Моя работа принесла хороший результат, принесла счастье в мою семью. Мои посевы дали прекрасный урожай: улыбки, радость, тепло и счастье. Я продолжаю работу с моими дневничками. Дневнички помогают мне лучше понять, как я прожил день и что должен сделать завтра. Они позволяют мне продолжать движение по ступеням знаний. Мне стали близки заповеди оптималистов: «Спеши делать добро», «Если не я, то кто же?», «Узнал сам, поделись с другими». Я передаю мои знания, мое тепло тем, кто рядом. Я готов(а) осуществить свою мечту и создать семейный клуб, творческую семейную лабораторию, где можно передавать знания другим. Я понимаю, что жизнь – это постоянное совершенствование. Я становлюсь все более совершенным. И все вокруг меня тоже. А значит, члены моей семьи, люди, их окружающие, становятся все более счастливыми. Счастье! Любовь! Жизнь! |
|
||