|
||||
|
Мысли * * * Не ошибками возмущайтесь, а успехами восхищайтесь. * * *Человек становится человеком только с помощью человека. Но человек может стать Человеком только своими усилиями. * * *Если я — носитель Света, то для своего ученика могу стать Учителем жизни на всю жизнь. * * *«Игра есть испытание грядущего». Потому цена игрушки или компьютерной игры не в том, сколько они стоят в магазине, а в том, какое они несут детям будущее: достойное или недостойное. * * *Игры и игрушки детства есть корни образа жизни во взрослости. * * *Сердце — великая Книга Мудрости: она написана языком чувств и читается с помощью интуиции. * * *Общение есть сердце педагогического процесса. Но сердце может быть здоровым или нездоровым, добрым или злым, великодушным или эгоистичным, прекрасным или безобразным. А повелевает сердцем учитель. * * *Учитель! Разве не в твоих руках судьбы детей, судьба Планеты Земля? Не считай себя маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не унижай себя, и Бог возвеличит и прославит твой труд. * * *Если вы прошли отрезок пути и не встретили перед собой препятствия, то это верный знак того, что путь этот не ваш. Ваш путь только тот, где вы найдете трудности, а их преодоление потребует от вас напряжения всех ваших сил. * * *В школе должна звучать педагогическая симфония, а не педагогическая какофония. * * *Образование происходит сегодня, но дышит будущим. Современное образование — это экспресс, устремленный в будущее; молодые люди, находящиеся в нем, стремительно мчатся в мир будущего, насквозь пронизывая настоящее. Там их ждут свои дела. Образование, которое не наполнено смыслом будущего, похоже на экспресс без колес. * * *Гуманная педагогика — как синяя птица: знаем, что нет этой птицы, но верим, что она есть. Красота ее манит нас, а поиск рождает творчество. И видим: оказывается, сам поиск гуманной педагогики уже есть гуманная педагогика. * * *В языке любого народа Земли слово Учитель самое святое после слова Бог. * * *Человек без веры — это человек в скафандре, выброшенный в открытый Космос без опоры. * * *Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, деформирует ее. * * *Мировое классическое педагогическое наследие есть детище Христианской Религии. Труды классиков педагогики — своего рода «Святые Писания». * * *Хотите подарить вашему ребенку истинное детство? Подарите ему самого себя: маленького, шаловливого, мудрого взрослого. * * *Какая система отметок лучше: пятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная? Если двенадцатибалльная система делает жизнь детей в школе радостнее в двенадцать раз, конечно, она лучше, чем пятибалльная. Но тогда, надо полагать, в школах, где стобалльная система, жизнь детей во сто раз краше. Может быть, нам не скупиться, и сразу ввести тысячебалльную систему, чтобы радость школьной жизни возросла тысячекратно? * * *Если отметки есть «нацеленная в лоб ребенка винтовка» (так выразился Д.Б.Эльконин в отношении пятибалльных отметок), то десятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная и другие многобалльные системы отметок превращаются в автомат Калашникова, но, скорее всего, с глушителем. * * *Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука — личная, своя, единственная, доверительная, выраженная скорее в чувствах, чем в словах. В ней находят раскрытие все лучшие духовные и естественные начала учителя, в ней свершается его благая, возвышенная жизнь. * * *Ошибки, возникающие в педагогическом творчестве, в порыве поиска — благословенны. На таких ошибках можно учиться, можно дальше идти. * * *Личное участие учителя в судьбе ребенка есть условие воспитания в нем личности. * * *Исправление ошибок, допущенных в письменных работах? К сожалению, ошибки будут исправлены на страницах тетрадей для контрольных, но в нраве учеников останутся тревога и злоба, а в нраве учителя — искривленные нервы. * * *Урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет. * * *Если не возбудим в ребенке чувства удивления и восхищения, мир для него потускнеет. * * *Ругать — там духовного труда нет. Хвалить — там большой труд души заложен. * * *Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе учат. Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение повлечет за собой воспитанность. * * *Ну и что же, что есть стандарты образования! А если я нестандартный педагог? Что станет со стандартами? * * *Современное детство не приемлет стандартного учителя; не приемлет учителя, который стандартизирует учеников. * * *Так называемые государственные образовательные стандарты разрабатываются не на уровне возможностей школьников (эти возможности гораздо выше), а на уровне сознания учителей. Стандарты рассчитаны на учителей «троечников». * * *Государственные образовательные стандарты для творческого учителя потому и существуют, чтобы он ломал их и вел своих учеников дальше, выше всяких стандартов. * * *Не совершенствуя самого себя — я не мыслю совершенствование своих учеников. * * *Нам нужно воссоздать в себе воображаемый Мыслехрам образования — с возвышенными сводами, божественными фресками, зажженными свечами, и вселить в него наш Дух, Сердце и Разум. А потом поспешить, чтобы этот Храм стал нашей педагогической жизнью. Каково будет ученикам того учителя, в воображении которого сияют Небеса! * * *Чего нет в голове, язык того не произносит, руки того не созидают, ноги к тому не спешат, сердце не болит. Вот и нужно, чтобы вся наша сущность стремилась к самым светлым мыслям и образам, к духовно возвышенным идеям. Ибо язык, руки, ноги и сердце могут послужить и тьме. * * *Основанием Мыслехрама образования является духовность в виде Веры, Надежды и Любви. * * *Толерантность? Оставим это тем, которые иначе не могут ладить между собой. А нам лучше жить в дружбе, в братстве, в любви, в духовном взаимопонимании. * * *Америка заложила в свое образование не духовные основы, а долларовые традиции. * * *Просто любить ребенка мало. Надо знать, как мудро его любить, чтобы он принял наш дар и отозвался воспитанностью. * * *В гуманной педагогике действует дисциплина духа, а не дисциплина тела. * * *Для окрыления нашего смысла жизни нам лучше поверить, что наше земное бытие есть Великая Школа, которая готовит из нас будущих строителей Космоса, будущих творцов новых планет, новых созвездий, новых жизней на них. Только нужно будет сдавать один экзамен — на духовность. * * *Дети новые. Педагогика старая. Как быть? * * *Гуманная педагогика — как большой алмаз, который гранят классики, а каждый из нас может помочь им. * * *Сердцем гуманной педагогики является сердечное общение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое. Решение всех педагогических проблем зависит от качества общения, а не от чего-либо другого. * * *Педагогика есть общечеловеческая, планетарная, Вселенская культура мышления. * * *Мама — это вечная педагогическая профессия. Папа — тоже вечная педагогическая профессия. Любой человек в силу своей взрослости, уже есть педагог. * * *Воспитание совершается не столько на основе знаний и наставлений, сколько на основе каких-то тайн, которые приоткрываются нам в моменты истины воспитания. Надо только уметь улавливать эти моменты. * * *Подтекстовая миссия школы — ревниво хранить и укреплять дух народа, дух нации, хранить и умножать национальную культуру, чтобы народ, нация своей неповторимостью могли достойно войти в сокровищницу мировой культуры. * * *Школа будет способствовать умиранию своего народа, если она во имя глобализации отойдет от его национальных корней. * * *Культура не есть сумма знаний о культуре. Ее основа — духовность. * * *Сейчас лишь приукрашивают авторитарную педагогику; стараются заменить ее изношенные и не поддающиеся ремонтированию столбовые дороги, площади и лобные места, придумав им новые имена, взятые из мира педагогики восходящей. Но суть не меняется: учитель остается прежним. Он — грозовая туча учеников, а не убежище для них. * * *Да, учительская справедливость есть мощная воспитательная сила. Но какую брать меру справедливости — нашу или наших учеников, ибо меры эти разные? * * *Не справедливость ради справедливости, а справедливость ради воспитания. * * *Педагогическая справедливость не есть мера воздаяния или вознаграждения, а есть мера воспитания. * * *Там, где много единиц, единения мало. * * *Культура в каждом народе и в каждом человеке складывается только исторически. Я не могу послать кому-то культуру в конверте. * * *Если хотим воспитывать в ребенке благородство, то и воспитатель должен быть благородным, и средства, им выбранные для воспитания, должны быть благородными. * * *Цель гуманной педагогики не может оправдывать средства, она выбирает или рождает их. И улыбка, и тон, и такт, и общение, и даже возмущение, — все должно согласовываться с целью. * * *В одном уроке должно быть столько уроков, сколько детей. Это как матрешки в матрешке. Их много, а учитель один. Нужна будет утонченная учительская мудрость. * * *Урок не имеет точку, он заполнен: восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом и заканчивается многоточием. * * *Жить мудро — это трудно. Жить глупо — легко. * * *Слава учителя придает его слову воспитательную силу. * * *Отметки — ябеды и доносчики. * * *Отметки — град над пытливым умом детей. * * *Хорошие отметки в дневнике провоцируют родителей на праздность и гордыню. Плохие — на грубость и жестокость. * * *Важны не отметки, но знания, а самое главное, — отношение к знаниям. А мы вверх ногами ставим все. * * *Можно проводить контрольные и проверочные работы. Но зачем ими пугать детей? Чтобы руки дрожали от возможной неудачи? Чтобы язык заплетался? * * *Учитель — сеятель, а не жнец * * *Все разговоры о свободе по сути своей есть разговоры о том, как добровольно ограничивать свою свободу. Статуя Свободы в действительности есть символ лишения свободы. * * *Если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса. |
|
||