|
||||
|
МАССОВЫЕ ИЛЛЮЗИИ В.М.Кандыба в 1965 году проделал такой в «фокус». Дал двенадцати первоклассникам в столовой сладкую манную кашу, а четырем последним – соленую. Затем громко стал подряд у каждого спрашивать, сладкая ли каша? Все шестнадцать детей ответили, что каша сладкая, в том числе и последние четыре ребенка, у которых на самом деле каша была соленая. Известен и другой случай, когда нескольких старшеклассников попросили утверждать, что два разных по длине отрезка равны, а одному ничего не сказали. Когда его спросили, он ответил, что отрезки разные. Потом все стали его убеждать, что отрезки равны, и он скоро согласился, что действительно равны. Примером повышенной внушаемости человека в коллективе является его поведение в школе, на работе, в армии, на митинге, в походе, на корабле и т. д., когда его поведение быстро нивелируется до общепринятой установки, в результате он видит, слышит, чувствует и думает, как все. Часто такая взаимозависимость наблюдается на целых странах или даже на континентах (например, Восток и Запад). В большей или меньшей степени все мы внушаемы. Внушаемость проявляется в наших представлениях, эмоциях, ощущениях, действиях, иногда, как крайность, в безынициативности, некритичности, пассивности. Подверженность человека настроениям окружающих зависит от свойств личности: степени внушаемости, устойчивости самооценок, уровня самоуважения и самокритичности, интеллекта, потребности в самоутверждении и одобрении окружающих, уровня притязаний, социальной и психологической устойчивости, равновесия и надежности и др. У детей внушаемость выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин. Кроме того, имеет значение отношение человека к окружающим – как он воспринимает свое положение среди них, их значимость для него, насколько ему «позволено» отличаться от всех и т. д. Примером очень высокой коллективной внушаемости является паника, охватывающая огромные массы людей, всех без исключения… Такое возможно тогда, когда люди проникнуты общими чувствами и настроениями. И тогда достаточно любого трюка, чтобы люди поверили и «увидели» то, чего на самом деле нет. Особенно это характерно для трудных периодов, голодных людей, крестьянской местности и т. д. Внушаемость – свойство человеческое, но в основе внушаемости лежит свойство «автоматической подражательности», пришедшее к нам из предсоциальной среды, когда древние предки человека жили стадом в 15–25 особей, как животные. Стоило одной особи почувствовать опасность (как правило, вожаку, то есть наиболее опытной особи), как мгновенно все стадо не раздумывая убегало. Если вожак резко поворачивает и все стадо автоматически поворачивает или делает то же самое, что и вожак. В основе такого поведения лежит рефлекс повторять движения друг друга. Это способствовало выживанию вида – испуг и реакция на него передаются автоматически и мгновенно, значит повышалась вероятность спасения. Поэтому, когда много людей, то у каждого отдельного человека пропадает постепенно или сразу ощущение самостоятельности, автоматически срабатывает рефлекс подражания. Возникает своеобразное взаимное информационное бессознательное «заражение», в результате создается вначале общее эмоциональное со стояние, а затем и поведение, которое усиливается видимой общей картиной, мимикой, выражением глаз окружающих, их движениями и речью. (Именно коллективная внушаемость и подражательное поведение лежат в основе психических эпидемий, особенно если у людей невысокий интеллект, уровень образования, мистическое мировоззрение, основанное на суеверных установках и ожиданиях. Важнейшая роль в формировании массовых иллюзий принадлежит средствам массовой информации. Очень жаль, что в нашей великой стране нет объективной информации, это одна из главных причин и способов вырождения. Следует рассказать и о способности некоторых людей самопроизвольно входить в суженные и даже трансовые состояния сознания. Например, если вы очень внимательно читаете очень интересную книгу, то можете не услышать обращенного к вам вопроса или ответить на него чисто автоматически и потом ничего не помнить и даже утверждать, что такого вопроса к вам не было. Цыгане знают этот секрет в поведении людей, поэтому подходят к такому «отключенному» каким-либо занятием человеку и вопросами убеждаются, что он ничего не соображает, и его реакция носит автоматический характер. Тогда они просят у него что-нибудь или прямо сами забирают и быстро исчезают. Через несколько минут ситуация все-таки попадает в сознание и у чересчур сосредоточенного человека, «словно наваждение исчезает», ситуация проясняется, до него «доходит», что он отдал кошелек или обручальное кольцо, или что у него с его согласия взяли чемодан, корзину и т. д. Человек вскакивает, бежит искать цыганку, а ее и след простыл. Такие ситуации могут возникать в парке с читающим на скамеечке человеком или на вокзале, или с задумавшейся перед экзаменом студенткой при входе в институт, которая идет и говорит с пристающей к ней цыганкой, но «ничего не соображает» и на все реагирует автоматически. В случае депривации – бедности впечатлений, сенсорного и физического голода с некоторыми очень внушаемыми людьми происходит самовхождение в СК (транс), тогда возникают еще более удивительные вещи – галлюцинации. Человеку может показаться, что ожила и поднялась в небо статуя, превратившись в птицу, или что из земли вырос человек-гном, или что ожила и подмигивает ему картина на стене, или что он видит приземление НЛО, и его туда приглашают, и он знакомится с инопланетянами и даже куда-то летает, о чем потом подробно рассказывает, считая, что это было на самом деле. Некоторые внушаемые люди с развитым воображением и богатой эрудицией и фантазией «видят» и «участвуют» в сложных, порой драматических, приключениях и эпизодах. Некоторые видят города на небе и Деву Марию, некоторые – крест на камне или лицо знакомого человека, а у некоторых просто отключалось полностью сознание, и они как бы спали и видели сон, а гюсле выхода из транса у них часто можно наблюдать вегетативные расстройства – легкое головокружение, нарушение координации, покраснение или легкое побледне-ние, легкую заторможенность, специфическое выражение глаз, и, как правило, человек не помнит «просыпания», то есть перехода из транса в реальность. Известны в науке знаменитые случаи изготовления церковниками механических кукол, которые могли шевелить руками, ногами, губами. И тогда некоторые прихожане могли «видеть», как куклы «говорят», «рассуждают», что-то предрекают или пророчествуют и т. д. Сюда же относятся и так называемые «явления богоматери Марин», а также удивительные совпадения какого-либо изображения с чем-либо уже знакомым, когда трансовая фантазия «дорисовывает» любые недостающие детали, и происходит удивительное «узнавание». Часто такие видения оазисов, кораблей, городов, озер, гор, островов, портретов людей происходит в небе из-за причудливых атмосферных неоднородностей. А в случаях, когда атмосфера, приобретая свойства линзы, действительно передает какие-то изображения, увеличивая их или уменьшая, тогда восприятие трансового человека становится вообще непредсказуемым и удивительным, тем более, что на небе действительно можно наблюдать миражи, гало, полярные сияния, причудливых форм и окраски облака, движение зондов, самолетов и т. д. |
|
||