|
||||
|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ЧУВСТВА ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ Кому-то может показаться странным, что я говорю о постижении собственных чувств. «Что, собственно,? там понимать? Я знаю, когда я ощущаю себя хорошо, и прекрасно осведомлен, когда плохо. Для меня здесь нет ничего сложного». Если бы наши эмоции представляли собой только сменяющие друг друга приятные и противные ощущения, тогда и вправду, понимать тут было бы нечего. Но, как мы видели, наши чувства обладают своей собственной историей, это сага, начавшаяся в детстве и устремленная в будущее. Запомните: Временами страх, чувство вины и собственного несовершенства, которые испытывает ребенок, становятся невыносимыми, и тогда он, чтобы все-таки выжить, как бы отделяет от себя ту часть, которая «чувствует» (то есть «сердце»). Изоляция чувственного начала является необходимым механизмом его самозащиты. Для того чтобы выжить, чтобы существовать, ребенок старается избавиться от своего внутреннего знания и чувств. Он отрицает и хоронит в глубинах души свое внутреннее дитя». Хотя малыш пытается контролировать свои чувства, старается глубоко спрятать и подавить их, эмоции не исчезают, они остаются. В конце концов, мы ведь не только разумные животные, но и существа чувствующие, если только не устанавливаем «непреодолимый барьер» для эмоций. Таким образом, сформированные в детстве чувства оказываются как бы замороженными, окуклившимися во времени, с тем чтобы дожить в капсуле-коконе до сегодняшнего дня. Конечно, мы знаем, когда мы чувствуем себя хорошо, а когда плохо, но правда и то, что мы пытаемся отказаться от многих наших эмоций, мы как бы отрицаем их и мы делаем это, потому что: · боимся чувств; · стыдимся своих эмоций; · думаем, что наши ощущения дурны; · считаем, что они ненормальны. Как я отмечала в предыдущей главе, наши эмоции образуют нечто вроде шестого чувства, истолковывающего, организующего, направляющего и придающего смысл остальным пяти. Перестать чувствовать — значит стать эмоционально невосприимчивым, бесчувственным, лишиться взвешенного взгляда на реальность и других людей. Человек, который пытается неусыпно контролировать и подавлять свои ощущения, теряет возможность подлинного единения с другими людьми. Подобная особь не является человеком в истинном смысле этого слова, ибо чувства — общий знаменатель всех людей. Соприкосновение с чувствами Психологи, консультанты-психоаналитики и психотерапевты абсолютно убеждены, что человек непременно должен войти в соприкосновение со своими чувствами. Что значит войти в соприкосновение? Соприкосновение с собственными чувствами прежде всего означает признание того, что мы обладаем комплексом разнообразных эмоций. Чтобы соприкоснуться с чувствами, необходимо познакомиться со своей глубинной (подсознательной) эмоциональной жизнью, научиться принимать ее как неотъемлемую часть нашей личности, а не как нечто, чего следует бояться, избегать как постыдного и отвратительного. Иначе, игнорируя собственные чувства, мы как лунатики движемся по жизни в состоянии транса, время от времени вздрагивая и пробуждаясь при встрече с мешающейся под ногами действительностью. Дрожащие и беспомощные, мы захлестнуты своими чувствами и смущены эмоциями других. Понимание языка чувств — один из ключей к овладению собой. Когда мы не отрицаем своих эмоций — когда мы постигаем язык чувств, — мы становимся обладателями незаменимого средства разрешения проблем, подбрасываемых нам жизнью. Такая способность - основная предпосылка нашего самосовершенствования и духовного развития. Возникшие в детстве и своевременно не разрешенные проблемы неизбежно сопровождают нас и в зрелом возрасте, становясь источником очень многих конфликтов. Когда мы открыты изменениям, стремимся к пониманию языка чувств, мы располагаем широкими возможностями для духовного роста. Если же мы склонны оставаться «лунатиками», просыпающимися время от времени и вздрагивающими при виде суровой действительности, то наша энергия рассеивается в пространстве жизни, расходуется впустую и тогда мы представляем собой нечто большее, чем автоматы, но что-то меньшее, чем люди. Однако большая часть человечества испытывает потребность в освобождении из плена, в движении к независимости, а потом и к свободе. Постижение наших собственных эмоций открывает нам новые перспективы и увеличивает вероятность реализации нашего потенциала. Мы превращаемся в думающего, чувствующего и действующего человека, человека в полном смысле слова. Запомните Свобода человека заключается в постижении собственных чувств и способности действовать в соответствии с новым пониманием. Чувство гнева Понятие «гнев» подразумевает под собой целый комплекс чувств... · Гнев может означать обыкновенное раздражение. · Мы часто гневаемся, когда расстроены срывом наших планов. · Легкая досада, первоначально едва заметная, может перерасти в настоящий гнев. · Иногда мы приходим в ярость — неконтролируемый приступ гнева. · Мы испытываем гневное возмущение, когда разочарованы или обмануты. · Когда мы разозлились из-за чего-то, но не хотим усугублять ситуацию, мы предупреждаем: «Я уже закипаю». Нередко гнев является нашей реакцией на нанесенную обиду или потерю, но и в этих случаях распознать его нелегко. Когда собеседник заявляет нам: «Я никог-. да не злюсь», то вполне вероятно, что человек просто не признает свой гнев в качестве такового. А может быть, мы отдаем себе отчет в том, что испытываем чувство гнева, но отрицаем его, поскольку знаем, что такого рода чувства неприемлемы в обществе, дурны и постыдны. Иногда люди отрицают чувство охватившего их гнева, потому что боятся подобных внутренних ощущений, опасаются, что гнев перерастет в неподконтрольную ярость, способную нанести всем непоправимый ущерб. «Я должен был сдерживать свой гнев, — объясняет пятидесятипятилетний Гордон, прежде работавший полицейским, — меня учили держать себя в руках, и, честно говоря, я порой боялся, как бы чего не вышло, если я дам волю своему гневу». Затем он добавляет, подчеркивая свою мысль: «Всю свою жизнь я имел дело с оружием, но не держал его дома. Всякий, кто работал в службе охраны порядка, подтвердит вам, что наибольшее количество убийств с использованием огнестрельного оружия происходит дома, и стрельба обычно начинается тогда, когда семейные споры сопровождаются выпивкой». Очень важно признать, что вы имеете право разгневаться, поскольку гнев — естественное чувство. Совершенно нормально время от времени испытывать гнев. Он становится нашей проблемой в тех случаях, когда, с одной стороны, мы делаем вид, что чувства гнева не существует, а с другой — используем его, чтобы манипулировать другими людьми, запугивая их. В понимании гнева есть две ступени: 1. Во-первых, тщательно изучите свое чувство гнева во всем его разнообразии. Проанализируйте, как оно воздействует на вас, как учащается ваше дыхание и ускоряется ритм пульса. Почувствуйте прилив крови к лицу и напряжение в руках, ногах, шее и животе. Ответьте, как сокращаются ваши лицевые мускулы. Посмотрите на себя со стороны. 2. Научитесь направлять свой гнев в нужном направлении и на заслуживающие того объекты. Гневное выражение чувств — естественная и здоровая реакция, необходимая нам для того, чтобы основную часть жизни оставаться в здоровом и уравновешенном состоянии. Иногда чувство гнева доставляет нам неприятности: повышается кровяное давление, учащается биение сердца. Но такое напряжение должно получить свой, разумеется правильный, выход, иначе говоря, признайте свое право на выражение гнев. Иначе он уходит глубоко в подсознание, концентрируется там и перерастает в постоянное чувство озлобленности. Сдерживание подступающего приступа гнева, попытка контролировать его может усугубить ту причину, которой он вызван. Между человеком, правильно освобождающимся от своего гнева, и хронически злым, олицетворяющим собой злопыхательство, существует большое различие. Озлобленный, ожесточенный человек обычно недоволен жизнью и винит в этом окружающих. Он использует гнев в качестве самозащиты, подкрепляя его обвинениями подвернувшихся под руку безвинных людей. Такая форма гнева имеет нездоровый характер и неправильно направлена, в то время как разборчивость — верный признак праведного гнева. Праведный в гнев связан с событием или ситуацией, имеющими определенное толкование и однозначный смысл. Поведение, направленное на самоутверждение личности, предупреждает рецидивы агрессивного поведения. Оно защищает нашу правоту и наши чувства, в то время как агрессия направлена на права и чувства других людей. Многие представители рода человеческого хотели бы еще в большей степени самоутвердиться, но отнюдь не все понимают, что процесс повышения «Самости» — настоящее искусство. Очень часто путают самоутверждение и агрессию. В чем состоят правильные шаги по маршруту самоутверждения? 1. Честно сообщите человеку, выведшему вас из себя, что он вас разгневал, и ненавязчиво объясните почему. Не скрывайте ваше чувство за пеленой из уклончивых светских выражений. Не пытайтесь выглядеть извиняющимся и смиренным, ведь вы разгневаны. Но в то же время не рекомендуется входить в образ извергающего крики и слюни вулкана, не теряйте разум. 2. В некоторых ситуациях выражать свой гнев небезопасно, поэтому попробуйте отвести душу с друзьями или обратитесь к психотерапевту. Необходимо верно понимать сложившуюся ситуацию, поскольку слова движения и звуки — это важные средства разрядки. Запомните Пинок любимой собаке, пробежка на тридцать километров или перестановка мебели не являются способами, который помогают справиться с приступом гнева. Способность распознать чувство гнева — важнейшая часть процесса избавления от него и духовного роста. Многие люди ошибочно воспринимают гнев как чувство обиды, душевной боли, печали или вины. Если чувство гнева сдерживается и потихоньку накапливается в недрах души, то вскоре вы почувствуете себя подавленным и усталым, обиженным и расстроенным, смущенным и одиноким, полным всяческих комплексов. А постоянные сетования на несправедливости, допущенные в отношении вас в прошлом, на нанесенные вам душевные раны приводят к потере изрядного, количества энергии, которая в ином случае могла Я способствовать росту нашей личности. Порой попытка подавить гнев приводит к прямо противоположным последствиям: она вызывает вспышку ярости, которая, по мере своего усиления, становится все более неконкретной, изливается на всех, кто оказался в сфере ее досягаемости. Гнев же всегда имеет точного адресата, причина его легко формулируется и может быть быстро устранена. Одно из несомненны преимуществ недвусмысленного выражения гнева состоит в том, что впоследствии мы испытываем чувство высвобождения, уверенности, что нас понимают, а быть может, наконец-то и принимают всерьез. Правильно выраженный гнев может превратиться в мостик к подлинному взаимопониманию. В то же время гнев, выраженный неопределенным, завуалированным или неявным образом, может только ухудшить ситуацию. Возьмем, к примеру, историю отношений Хенка и Селии, юной пары, прожившей вместе уже два года. Когда Хенк еще не был женат, он каждую субботу встречался со своими старшими братьями в ресторане за завтраком, обсуждал с ними свои мужские дела. Потом они могли посетить стадион или отправлялись на прогулку. Регулярно отправляемый ритуал субботнего утра продолжился и после того, как Хенк и Селия возвратились из свадебного путешествия. Каждый разумный человек мог бы рассудить, что субботние отлучки Хенка не должны обижать Селию. Они с Хенком работали в одной компании, и выходные были единственным временем, когда каждый из них мог уделить внимание самому себе. Но поскольку Селия любила Хенка и была его законной женой, ей нравилось постоянно быть рядом с ним, проводить как можно больше времени вместе, разговаривая, играя и занимаясь любовью. Кроме того, нужна ведь и какая-никакая помощь мужчины по дому... Поскольку Хенк предпочитал по-прежнему проводить субботний день в обществе любимых братьев, у Селии возникли ощущения одиночества, душевной боли и ревности, плавно переходящие в чувство гнева. Ей казалось, что Хенк уделяет своим братьям гораздо больше внимания, чем верной спутнице жизни. Давление пара в котле чувств росло и грозило взрывом. Однако Селия воспитывалась в семье, в которой любое проявление гнева считалось чувством опасным и неприемлемым, его не следовало выражать прямо, по крайней мере до тех пор, пока ситуация не станет абсолютно непереносимой, когда остается только рвать и метать. А как же Селия выражала свой гаев? Юная жена ворчала. Она жаловалась. Из нее сыпались саркастические замечания. Вместо того чтобы сказать Хенку, что она чувствует себя одинокой и хотела бы проводить с ним побольше времени, потому что любит своего мужа, она скептически хмыкала: «Полагаю, ты отправляешься к своим братцам?» — выражая тем самым свое явное неодобрение. Селия жаловалась подругам на транжиру-мужа, не упускала случая пустить язвительную шпильку в адрес родственничков и обвиняла Хенка в том, что он оказался слишком слаб, чтобы окончательно оторваться от своей семьи и жить своей собственной жизнью. Поскольку такая тактика не привела к запланированному результату (Хенк продолжал расслабляться по субботам), Селия начала дуться, плакать и в самых неподходящих случаях удаляться в гордом молчании. И наконец, применила самое «главное» оружие — по субботам она стала уклоняться от предлагаемой супругом интимной близости. Может, представитель «сильной половины человечества оказался умнее? Ничуть не бывало, Хенк ответил огнем на огонь. Когда Селия дулась на него и жаловалась, он вел себя не менее вызывающе и еще более гордо удалялся. Между супругами вставала стена непонимания. Отчаявшись изменить поведение мужа к лучшему Селия все-таки обнаружила, что существует и другой способ утешиться. Вместо того чтобы выражать свой гнев замыкаясь в себе или посредством слез и саркастических замечаний, она научилась отдавать себе отчет в истинной природе испытываемых ею чувств и доносить их до Хенка в уважительной форме. Подобно многим из нас, Селия была воспитана в представлениях, что противостояние двух людей всегда есть нечто отвратительное, неприятное и отрицательное. Но это не так! Противостояние, даже коренное несогласие, может быть хорошо обдуманным, бесстрастным и полным любви по отношению к тому, кто нам небезразличен. Мы должны заявить свою точку зрения, утвердить себя в своей правоте и самоуважении, но не унижать тем самым другого человека. Мы хотим донести до него, что нам тяжело переносить определенные типы его поведения, предлагаем возможные варианты выхода из ситуации и выражаем готовность облегчить осуществление перемен. Вместо того чтобы обвинять Хенка в бесчувственности и инфантильности, абсолютной незаинтересованности в чувствах жены, в том, что он по-прежнему нуждается в одобрении каждого его шага неотесанными старшими братьями, чтобы чувствовать себя настоящим мужчиной, вместо всего этого Селия начала: «Я нервничаю и злюсь оттого...» — и дальше она поведала Хенку о своем ощущении одиночества и заброшенности. Она уверила его, что по-прежнему любит мужа и никогда не хотела отделить его от родных братьев, но она не возражала бы против того, чтобы две субботы в месяц проводить вместе с ним. Что они будут делать? Разговаривать, выезжать на пикники, смотреть телевизор, заниматься любовью или навещать ее семью, поскольку ведь и она хочет изредка повидаться со своими родственниками. Она уверена, что они смогут найти компромисс и прийти к общему решению. Но больше всего ей хочется, чтобы муж понял, что Селия желает проводить с ним время потому, что ей нравится быть с ним вместе. Как же отреагировал Хенк? Первоначально он занял оборонительную позицию, так как не ожидал от разговора ничего иного, кроме навязших в зубах старых обвинений. Но Селия постаралась не обращать внимания и не раздражаться, когда Хенк заартачился. Она высказала свое неудовольствие ясно и недвусмысленно, привела конкретные аргументы в свою пользу, а с другой стороны, она не требовала, чтобы Хенк неукоснительно исполнял все ее требования. Сейчас на небе брака Хенка и Селии нет ни облачка. Вот что говорит по этому поводу Хенк: «Я всегда знал, что Селия сердилась, когда я проводил время с братьями, но я думал, что злится она потому, что моя жена — ревнивая и эгоистичная собственница. Полагаю, что я долгое время не понимал, что она действительно пытается заботиться обо мне, пока Селия наконец не перестала дуться». Научившись открыто проявлять и такое, казалось бы, отрицательное чувство как гнев и такое восхитительное, как любовь, Селия смогла обрести близость с мужем, к которой стремилась. Прорыв гнева или ярости часто означает разрушение тех моделей поведения, которые закладывались детстве, когда нас учили: «Ты должен сдерживать чувства и не выражать их так бурно». Выражение чувства гнева помогает нам раскрепоститься и предоставляет возможность испытать и другие эмоции. Плотины на реке гнева 1. Люди пассивные, зависимые боятся, что выражение ими гнева будет воспринято партнером как окончание любви. Они опасаются быть отвергнутыми или брошенными, потому-то и сражаются вполсилы, жалуясь и хныча, вместо того чтобы разгневаться по-настоящему и использовать вырабатываемую энергию для разрешения назревшей конфликтной ситуации. Скрывая свои чувства, нытики тратят много энергии и часто чувствуют себя подавленными и полными апатии. 2. Сдержанные люди склонны к томи, чтобы бесконечно анализировать причины гнева, устраняя из них всякое подобие чувств. Они неосознанно производят ловкую подмену, рассматривая предмет со всех сторон и старательно избегая реальных проблем, сводят все к словам, вместо того чтобы попытаться дать волю чувствам. Они загоняют вглубь такое количество отрицательных эмоций, что время от времени начинают вести себя иррационально. Их страх потерять контроль над собой» порой и в самом деле оправдан, ведь они так редко проявляют здоровые реакции. 3. Бесконфликтные люди привыкли маскировать свой гнев. Они иногда намекают на свои чувства, криво улыбаясь сквозь стиснутые зубы. Очень часто их эмоции проявляются через физические расстройства: головные боли, напряжение мышц, расстройство желудка — это сигналы сдерживаемого гнева. Как выразить гнев 1. Позвольте чувству гнева выйти наружу, не злоупотребляя многословием. 2. Мысленно оцените свое выступление и поблагодарите себя за способность и желание почувствовать оправданность своих чувств. 3. Выражая свой гнев, постарайтесь быть абсолютно искренними и не томите раздражающий вас объект долгим ожиданием, сделайте это побыстрее. 4. Похвалите себя за то, что вы искренни и честны. Ощущение вины Очень часто чувство вины есть результат сдерживания гнева до такой степени, что он обращается на самое себя. Человек, испытывающий чрезмерное чувство вины, склонен погружаться в отрицательные эмоции, тем самым наказывая сам себя и даже получая некоторое облегчение от возникающих у него эмоций. Общая черта, характерная для испытывающих гнев и вину, в том, что им трудно понять источник этих чувств. По мере того как вдет время, накапливаются отрицательные эмоции, и человек все больше сомневается в своих достоинствах, направляя на себя все увеличивающиеся количества отрицательной энергии, усиливающей чувство вины. Такое поведение особенно характерно для людей, выросших в конфликтных семьях. Но в какой-то момент человек решается положить конец внутренним метаниям и начинает искать посторонней помощи или пытается что-то самостоятельно изменить в своем поведении. Например, он идет на консультацию к психологу, или алкоголик добровольно соглашается на лечение. Поиск помощи или окончание игр с самим собой является решительным шагом против нагромождений лжи, против заигрывания с собственными слабостями, накопившимися в наших отношениях. Когда человек, ищущий помощи и изменений начинает действовать, часто его поступки воспринимаются как угроза тем, кто пассивно болтается в реке жизни. Такие «пловцы» будут поносить всех психоаналитиков, решившихся принять участие в судьбу других людей, и обвинять их в недостаточной осторожности. Очень часто человек, обратившийся за медицинской помощью, испытывает по этому поводу бессознательное чувство вины. Помните, что такое чувство является заведомо ложным. Каждый человек, готовый бросить вызов своим недостаткам, достоин высокого уровня «самости» и всего самого замечательного, что приходит вместе с ним. Ощущение вины, овладевшее нами, «направляет нашу энергию вовнутрь, как бы наказывая нас самым фантастическим, бессмысленным, неконтролируемым образом. Наша память становится избирательной и сосредотачивается на тех случаях, когда мы становились причиной чьей-то душевной боли или страданий. Мы забываем о прежних свершениях и собственных добродетелях, в то время как проступки один за другим как живые встают в нашем воображении. Вспоминая только свои прегрешения, мы просто вынуждаем себя к самокритике. Возникает ощущение собственной зависимости от чьей-то злой воли, гаснут, не успев разгореться, все наши инициативы, расстраиваются личные отношения, а жизнь то и дело охаживает нас своим кнутом, позабыв о пряниках. Наиболее мощными источниками вины обычно выступают две группы наших отношений: с родителями и с детьми. Почему-то именно они обладают способностью нагнетать чувство тревоги и неопределенности. Важно помнить, что бывают такие моменты, когда самым подходящим чувством в семейных отношениях оказывается здоровый гнев. Когда мы подобающим образом выражаем свой неудовольствие детям, то тем самым учим их правилам поведения и уважению к себе и к взрослым. Научив детей выражать свой гнев и использовать его, правильно воспринимать чужие эмоции, мы закладываем основание будущих наших связей, когда дети станут взрослыми. Таким образом наши отношения перерастут в настоящую дружбу. Иное дело — родители. Зачастую мы сами создаем миф, что наши отец и мать никогда не ошибаются, прощают нам все ошибки и всегда все знают лучше нас. Но родители — все родители — просто люди, которые имеют детей. -Повторите- Родители — люди, которые имеют детей. Данный факт сам по себе не означает, что они более ответственны, сведущи или заботливы, чем люди, не имеющие детей. Ребенок, которому не рассказывали, что может быть вполне оправданным, часто испытывает чувство вины, когда ощущает недовольство поступая родителей. Даже став взрослым, он по-прежнему пытается не выказывать своего отрицательного отношения к давно канувшим в лету поступкам. Например, если старшие лишали малыша поддержки в те моменты, когда он больше всего в ней нуждался. Гнев, который не мог быть выражен в детстве, все еще ищет дверку для выхода, но человек по-прежнему боится сделать что-нибудь для самого себя, опасаясь проявить негативные эмоции по отношению к родителям, и в душе его нарастает чувство вины. Если мы в живем с постоянным опасением чем-нибудь обидеть своих родителей, наша жизнь становится болезненным повторением детских проблем, что сказывается на всех остальных наших отношениях, в которых мы так же боимся проявить свой гнев или обиду. Очень важно разрубить узел, завязавшийся между родителями и детьми, поскольку неразрешенная в детстве проблема страха или гнева сказывается и на наших отношениях в настоящем, осознаем мы ее или нет. Не менее важно признать, что существует и правильно испытываемая вина, наказание за то, что мы каким-то образом оскорбили или обидели кого-то или самих себя. Истинная вина доставляет нам беспокойство до тех пор, пока мы не принесем извинения или не возместим урон человеку, в отношении которого мы поступили дурно. Отрицание ответственности за то, что мы кого-то обидели, означает только усиление испытываемых негативных эмоций. Лучший способ освободиться от чувства вины - принять справедливое наказание за совершенные вами действия, извиниться и возместить нанесенный ущерб, что приведет к снятию вашего внутреннего напряжения, и всем, включая вас самих, станет легче. Отрицание ответственности за то, что мы кого-то обидели, приводит только к усилению чувства вины. Лучший способ освободиться от вины —принять наказание за совершенные вами действия, извиниться, возместить ущерб, который вы нанесли. Вырваться из пут вины трудно, но еще более тяжело продолжать жить вместе с нею. Вот история Керол, двадцатилетней девушки, которая мечтает самореализоваться, но испытывает вину каждый раз, когда уходит из дому, и потому чувствует себя пойманной в ловушку, сломленной и физически и эмоционально. Все дело в ее семье, в ее родителях: мать постоянно прихварывала, и отец полагался на помощь Керол, его «принцессы». По мере того как Керол взрослела, она все более нуждалась в иных отношениях, нежели те, что были у нее в семье, в освобождении от родительского гнета и существования, единственная цель которого заключалась в удовлетворении потребностей родных. Наконец после долгих слезных бесед с родителями ей удалось вырваться в другой город. Керол уехала за полторы тысячи километров от опостылевшего ей дома, но вина увязалась за нею. Мамочке так нужна Керол, ее забота, поддержка и утешение. Папочка тоже жить без нее не в состоянии. Он не может обойтись без опоры всего дома и незаменимой помощницы по уходу за мамочкой. И вот Керол по крайней мере раз в месяц вынуждена была ездить домой и считала своим святым долгом звонить родителям каждые два или три дня. Мужчины, с которыми Керол была близка, чувствовали, что занимают в ее жизни далеко не первое место. У нее были другие, гораздо более важные обязательства, другие приоритеты. После третьей подряд неудачи в отношении с мужчинами Керол отправилась к психотерапевту. Там она узнала, что была многим обделена в детстве, что она оказалась впутанной в отношения своих родителей и что ее, в некотором смысле, эмоционально эксплуатировали. Чтобы развиться как личности, ей надо было уделять себе больше внимания, отвоевать свое жизненное пространство и отделиться от родителей. Но когда она попыталась так и сделать, то почувствовала на себе эмоциональное наказание родителей. Постепенно Керол поняла, что именно родители отвечают за то, чтобы заботиться друг о друге. Она снова переехала, на этот раз в город в Новой Англии, в котором ей всегда хотелось поселиться. Прежде чем уехать, Керол объяснила родителям, почему ей надо уехать так далеко и постаралась резко ограничить свои контакты с ними. Керол начала наконец собственную жизнь. Как освободиться от ложного чувства вины 1. Перестаньте внушать себе или кому бы то ни было, что вы бесчувственны или что ваши эмоции мало что значат. 2. Помните, что надо всегда быть честным по отношению к собственным обязанностям. Вы не должны удовлетворять потребности других. Это их прямая обязанность. Ваш главный долг — быть верным самому себе. 3. Только вам может быть известно, в чем именно вы нуждаетесь. Вы не обязаны со ответствовать чьим бы то ни было стандартам и ожиданиям, кроме своих собственных. 4. Верьте себе и своему сердцу, принимайте себя такими, какие вы есть. Вы вполне хороши 5. Честно ответьте себе... Чего ты хочешь добиться в своей жизни? Что ты делаешь для того, чтобы достичь этого? Что стоит на твоем пути? Кто воздвиг препятствия? Почему ты ждешь, пока кто-нибудь заставит тебя действовать? Куда ты теперь пойдешь? Запомните очень простую вещь: Вы не раб, у вас нет хозяина. Вы рождены не для того, чтобы осуществлять мечты своих родителей, мужей, жен или детей Вы не способны защитить других людей от последствий их же поступков, от реальностей их судьбы. Вы появились на свет для того, чтобы быть, а не существовать, вы должны развиваться и расти, быть ответственным за себя и перед самими собою. А если взглянуть на вопрос немного шире, будет прекрасно, если вы внесете свою лепту в то, чтобы сделать этот мир лучше тем, что пройдете по нему с хорошо прожитой своею жизнью. Стыд Стыд — это вам не вина, которая неразрывно связана с конкретным поступком или отношением к себе самому или другим людям, она имеет имя, отчество и фамилию. Стыд же — чувство более общее, размытое, ощущение собственной никчемности, недостойности, несостоятельности, особенно в сравнении с окружающими. В семьях, в которых в отношениях между их членами превалирует чувство стыда, людям, которые его испытывают, кажется, что их существование просто ничего не значит ни им, ни близким. Подобное ощущение не поддается качественной характеристике, плохое оно или хорошее. Оно ничего не значит. Испытывая стыд, мы уже ничего не можем сделать. Просто мы чувствуем, что ничего не стоим и что ничего нельзя изменить. Иногда мы обращаемся за помощью к авторитетам, но только усиливаем ощущение стыда. Церковь, школа, носители высоких нравственных норм, становятся символами хорошего и правильного, и мы мысленно сравниваем себя с ними, владельцами истинных критериев добра, себя считая им не соответствующими. Стыд — и отношение, и состояние бессилия. Стыд не может быть излечен, он может быть только преобразован в чувство вины, а уже вина открывает возможности для изменения поведения. Мы можем испытывать вину, когда мы... · соврали другу; · устроили в состоянии опьянения дорожное происшествие; · украли деньги у родителей; · постоянно препираемся с близким человеком; · игнорируем нужды других. Стыд — условие низкого уровня «самости», а вина — реакция на определенное происшествие. Невыраженная, накапливающаяся вина перерастает в чувство стыда. Вместо угрызений совести относительно того или иного конкретного проступка нас одолевает всепоглощающее чувство вины, причем причины его забываются, а мы просто начинаем скверно себя чувствовать. Например, если мы первоначально испытывали вину за то, что раз или два не навестили стариков-родителей или давних друзей, то рано или поздно мы начинаем чувствовать себя «паршивой овцой нашей семьи». Ощущение себя «дурным членом» и есть стыд. Иногда человек не разделяет религиозные воззрения своих родителей, из-за чего считает себя «плохим». Или женщина, имея связь на стороне, забеременела, сделала аборт и, как результат, чувствует себя «дрянной девкой». Стыд есть ощущение своей ущербности... Вот некоторые типичные случаи стыда: ● маленький рост; ● мы не так красивы, как другие; ● мы непривлекательны; ● никчемны; ● нежеланны; ● просто глупы. Депрессия Причиной подавленности, как и вины, часто бывает загоняемое вовнутрь чувство гнева. Человеку необходимо осознать свою ответственность, приложить энергию и волю, чтобы сделать мир привлекательным для себя самого. Если же у него энергия перегорает внутри, на себя, окружающих и мир в целом сил уже не остается. Когда два человека, один счастливый, а второй угнетенный смотрят на один и тот же предмет, то первый видит в нем все лучшее, а другой — все худшее. В депрессии человек видит в мире и в людях только отражение своего собственного внутреннего состояния, он склонен сосредотачиваться на своих потерях, на внутренней пустоте, неосуществленных мечтах, проблемах, своей никчемности. Его энергия обращается против него самого. Вот несколько типичных примеров: ● Приближается Рождество. Кен и Марта хотят пригласить к себе своих пятерых детей. За неделю до праздников одна из их дочек сообщает, что не сможет быть дома на Рождество. Кен воспринимает известие с некоторым огорчением, а Марта и во время рождественского ужина продолжает причитать и сокрушаться о невнимательности дочки. Таким образом, Марта всем доставляет неудобство и лишает семью приятного отдыха. ● Стиву хотелось, чтобы отец хотя бы иногда сжимал сына в объятиях, проявлял интерес к его карьере, принял и любил невестку. Со временем желание Стива воплощается в реальность, тем не менее его не оставляет чувство неполноценности складывающихся отношений, поскольку отец пока уклоняется от того, чтобы сжимать сына в крепких объятиях. Стив и Марта расстроены и чувствуют себя нелюбимыми, так как не получили того, чего хотели, во всей полноте. В своем разочаровании они теряют и ту радость, которую уже имели. Люди, пережившие утрачу, ощущают горе, смешанное с гневом, и выражают свои чувства окружающим, что воспринимается последними как совершенно естественное явление. Те же, кто накапливает в себе бремя скорбных событий, накручивая свои чувства на невыраженные гнев и горе, ввергают себя в депрессию. Спустя некоторое время мы можем позабыть о самом событии, но ощущение подавленности не оставляет. Чем оно продолжительнее, чем дальше во времени от нас происшествие, тем труднее найти решение проблемы и вернуть себе здоровую, исполненную жизни энергию. Изменение направления потока энергии организма, не внутрь, а вовне — первый шаг в противостоянии депрессии. Для начала полезно уделить внимание чисто телесной энергетике. Держите себя в бодром состоянии, будьте активны в своем общении с людьми. По мере того как мы овладеем умением направлять энергию вовне, мы почувствуем, что жизнь возвращается. Как только тело станет снова чувствительным, необходимо начать осваивать использование ключей, выпускающих чувства вины и гнева наружу, что позволит ддш выйти из состояния подавленности и еще больше пробудиться к жизни. Помните, однако, что некоторые формы депрессии имеют биохимическую природу и являются последствиями неправильного питания (когда едят слишком много, слишком мало или не совсем то), а также сидячего образа жизни, стрессов и тому подобного. Более того, обнаружилось, что некоторые люди имеют врожденную склонность к депрессии, вызываемую плохой наследственностью или сезонными изменениями величины светового дня. Если подобные причины депрессии полностью исключены, мы можем сконцентрироваться на подавленности, имеющей психологическое происхождение, депрессии, подпитываемой гневом. Один из способов избавиться от депрессии, подпитываемой гневом, заключается в том, чтобы вывести наружу тот гнев, который заставляет человека уходить в себя. Правильное внешнее выражение гнева может помочь рассеять депрессию. Одно предупреждение: внешнее выражение чувств не обязательно само собой приводит к их «излечению». Иными словами, «выпуск пара» может принести временное облегчение, но сам по себе он не панацея, не лекарство от всех видов депрессии. Куда больше будет толку, когда вы расскажете кому-либо из близких о своей депрессии и вас выслушают (своего рода терапевтическое присутствие), серьезно отнесясь к тому, что вы говорите. Хорошо, если слушатель опознает в вашей депрессии скрываемый гнев (если он действительно имеется) или посоветует вам больше заботиться о самом себе (если вы в этом нуждаетесь). Было бы очень здорово, если бы такой человек хорошо разбирался в видах депрессии и мог определить не вызвано ли ваше состояние просто хандрой или аллергической реакцией, побочным эффектом лекарств или гормональными нарушениями. Постижение своих чувств и правильная их разряд, ка не приводят автоматически к устранению депрессии. Вы научились «стравливать давление», выражать свой гнев, страх и раздражение, понимать свои чувства, но вам кажется, что это никак не сказывается на вашей депрессии. Вероятно, требуется еще нечто, а именно: предполагается, что мы сделаем нечто большее, нежели простой «выпуск пара» и проникновение в свои чувства. Иначе люди, находящиеся в депрессии, легко могут превратиться в эдаких мастеров психотерапии, натаскавшихся в профессиональном жаргоне и преуспевших в выражении своих эмоций (Вам нужен гнев? Вот, я злюсь: ррр... Вам нужны слезы? Получите!), в мастеров по глубокому проникновению в мотивы своих действий и источники своих чувств. Имейте в виду: когда психотерапевт подталкивает нас к выражению наших чувств, то обычно предполагается, что окружающие нас люди будут проявлять по отношению к нам заботу, хотя чаще всего их реакция прямо противоположна. В некоторых ситуациях вы не должны вести себя эмоционально, экспрессивно. И более того, такое поведение может оказаться небезопасным и неблагоразумным, а благоразумие, как напоминает нам шекспировский Фальстаф, — великая ценность. Скорбь Скорбь — нормальная реакция на утрату. Переживая утрату, мы испытываем целый комплекс чувств: гнев и душевную боль, вину и ужас, пустоту и горе, бессилие. Скорбь представляет собою совокупность нормальных чувств, сопровождающих всякую большую потерю. Речь может идти об утрате человека, который был нам дорог, например, о его смерти, разводе или отчуждении, или же мы можем испытывать скорбь по поводу: ● несчастного детства (например, ребенок растет в семье, в которой его эмоциональные, а порой и физические потребности не удовлетворяются, скажем, в семье алкоголиков); ● потери здоровья (когда борются с какой-то неизлечимой болезнью); ● утраты мечты (вы обнаруживаете, что ваш ребенок не может осуществить мечты, которые вы с ним связывали); ● и исчезновения надежды (ожидаемое продвижение по службе не состоялось). Все нормальные люди испытывали чувство скорби. Аномальным был бы отказ от этого обязательного при утратах чувства, создание видимости, что ничего не происходит, или отказ от протянутой нам руки помощи. Пережить скорбь означает обязательно позволить чувствам выйти наружу, непременно выразить ее. Мы признаем реальность потери и продвигаемся вперед, продолжаем жить, помня утраченное нами, а не зацикливаемся на нашей потере, не возвращаемся постоянно к ней в мыслях. Пережить горе — дело трудное. В нем выражается наша готовность быть ответственными заботливыми, открытыми и приветливыми людьми вне зависимости от тяжести переживаемых времен, горечи понесенных потерь. Как мы видели, чувство утраты и скорби многогранно. Фелиции, сорокалетней домохозяйке, за короткий отрезок времени пришлось пройти через множество потерь. От нее ушел к другой женщине муж, и ей пришлось пройти через бракоразводный процесс, справиться с чувством одиночества, приспособиться к уменьшившимся доходам, попытаться отвлечься от воспоминаний о прошедших днях — семнадцати годах замужества со всеми их радостями и печалями. «Развод оказался настолько сильным ударом, -говорила она своему психологу-консультанту, — что порой мне казалось, что лучше бы я умерла». Но Фелиция набралась мужества и смирилась со своей потерей, чтобы жить дальше. Ей было очень нелегко. Новая жизнь означала обзаведение новыми друзьями, устройство на работу и, что может быть сложнее всего, честное отношение к самой себе, необходимость нелицеприятной инвентаризации своих эмоций, чтобы оставить в прошлом скорбь, гнев и раздражение и заняться чем-то полезным и позитивным. ● Мы должны научиться жить в настоящем, с реальностью такой, какая она есть, открытые живому восприятию мира. Мы должны стать такими несмотря на наши потери. ● Мы прощаемся с прошлым, освобождаясь для настоящего. Но мы не сможем освободиться от праха минувшего, пока не выразим свои чувства относительно прошедшего. Только тогда мы справимся со своими эмоциями. ● Мы обнаружим, что вокруг нас много людей, которые могут и хотят помочь нам, если мы попросим о поддержке. Мы не должны отвергать множество людей по той причине, что потеряли одного, кто нам был нужен. ● Мы должны преодолеть инфантильность и обрести эмоциональную зрелость. Жизнь — штука сложная, и все мы переживаем какие-то потери: ● счастливого детства; ● здоровья и физической силы; ● иллюзий, что мы всесильны и будем жить вечно; ● финансовой стабильности; ● чувства родительского гнезда; ● работы; ● любимых людей. Некоторые потери настигают нас слишком рано, иные кажутся несправедливыми, но жизнь — своего рода школа приспособления к потерям и примирения с кажущимися несправедливостями. В конце концов мы потеряем и саму жизнь... Скорбь — не проявление слабости и не наказание это — психологическая и эмоциональная реальность нашей жизни. Необходимо научиться приспосабливаться к ней и преодолевать ее. Скорбь — достойное и ценное чувство, переживания носят терапевтическую функцию. Скорбь учит нас проникновению в суть вещей и мудрости. Пережив ее, мы начинаем различать важное и пустое, обретаем способность использовать энергии своих чувств, что позволяет нам обрести цельность и прийти к глубокому самопониманию. Элизабет Кубель-Росс различает следующие естественные стадии развития скорби: 1. Отрицание. (Со мной такого случиться не может.) 2. Гнев. (Почему меня постигло несчастье, почему именно сейчас?) 3. Попытка поторговаться с судьбой. (Может быть, если я приложу определенные усилия, если я изменюсь, беда нас минует?) 4. Подавленность. (Бессилие и одиночество.) 5. Принятие случившегося события. (Да, случилось то, что случилось, я принимаю сей факт.) Развитие чувства скорби связано с определенными ее физическими симптомами. Такая реакция организма вполне естественна и нормальна. Симптомы включают в себя: ● сдавленность груди; ● ускорение дыхания; ● головные боли; ● потерю аппетита; ● сонливость. Со временем, по мере прохождения стадий скорби принятие ее ведет к внутреннему выздоровлению. Конечно, ощущение печали и потери не исчезнет, чувства будут включены в нашу реальность, но будут определять наше поведение и энергетические уровни. Мы начнем жить заново, не возвращаясь к нашему рому «Я». Пережив серьезную утрату, мы выходим из состояния скорби другими людьми. В зависимости от нашей реакции на понесенную утрату, мы становимся сильнее или слабее, здоровее духом или уязвимее. Если мы не проходили через все стадии скорби или не попросили о помощи, когда в ней нуждались, то, скорее всего, нас еще одолевают внутренние мучения. Те, кто пережил скорбь, понимают, что хотя они и понесли серьезную утрату, но не все же они потеряли. Прежняя жизнь не может возвратиться, но у нас остается много хорошего — добрые отношения с людьми, многообразие самой жизни. Рано или поздно черные тучи начинают расступаться, и на мгновение проглядывают лучи солнца. Мы могли бы проанализировать множество других неприятных чувств, глубоко запрятанных в наших душах. Потратьте несколько минут, прочтите список и позвольте эмоциям, если вы нашли их у себя, выйти на поверхность... ● Зависть ● Ненависть ● Уныние ● Раздражительность ● Мрачность ● Озабоченность ● Замешательство ● Малодушие Скажите сами себе, что вы хотите освободиться от старого эмоционального хлама, что вы прекращаете подкармливать или утаивать в себе негативные чувства. А помимо всего прочего, помните: Чувства — общий знаменатель человечества, и понимание их языка необходимо для овладения самим собой, обретения независимости и свободы. |
|
||