|
||||
|
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ Мы всю жизнь не выбираемся из пеленок; для каждого возраста есть свои; а поскольку человек раскрывается не весь сразу, а как бы поэтапно, слоями, то и пеленки видоизменяются соответственно. Ликуйте, любители систематики! Сейчас мы вам предложим небольшую схему последовательного удушения творческих возможностей человека. Первое пеленание вам известно — это пеленание тела. Напомним: вынудив организм малыша перейти на самый низкий уровень энергопотенциала (уровень самосохранения), мы сдерживаем его двигательное развитие (а значит и мыслительное) в период, когда он должен набрать максимальную скорость. Так спринтер начинает стометровку с падения. Представляете, как он отстанет от остальных, если весь забег длится 10 сек.? Второе пеленание — пеленание движений. Малыш пошел. От первого самостоятельного шага и до дороги в школу он должен пройти три этапа: 1) установить связь с предметами (вилка, мяч, лопатка, машина, кукла); 2) овладеть предметами (самостоятельно играть, одеваться, помогать по дому — при этом инициатива действия должна непременно идти от самого ребенка); 3) воспроизводить предметы (словами, рисованием, лепкой, ролевой игрой). А что мы видим? Вилку не дают — глаза выколет, ножом можно и вовсе убиться, мячом — выбить окна, разбить телевизор… Нельзя, нельзя, нельзя. Чем спокойней и тише ребенок — тем он лучше. Чтобы не бил посуду, ему не дают носить чашки и тарелки, тем более — мыть их. И лучше не давать ему веник — иначе в комнате не продохнешь. Чтобы ел быстрее и аккуратнее, его кормят с ложечки до пяти лет. Помогают — одеваться до семи, до восьми, до девяти. Стоят над душой, когда он берется за карандаши: ведь он хочет марать не только в своем альбоме, но и в наших книжках, и на стене. Пластилин — кто его придумал? Ребенок возится с ним пять минут, а потом неделю приходится очищать мебель и паркет. Наконец, прочитав малышу сказочку, где взять терпение (где ты, наш энергопотенциал?! нет его — нет и терпения), чтобы выслушать, как он лепечет, пересказывая ее нам?.. А ведь не пересказанная сказочка в одно ухо вошла — в другое вышла. Только то, что он смог пересказать, усвоено, осталось в нем, обогатило его на всю жизнь. (Так студент, просматривая перед экзаменом учебник, видит: знаю, и это знаю, и это. А приходит на экзамен — и проваливается: оказывается — не помнит ничего. В чем дело? Секрет прост: материал ему известен на уровне узнавания. Знать и узнавать — принципиально разные вещи. Знание — это плод такого усвоения материала, когда его можно использовать в деле, применить. Узнавание — функция памяти, которая работает только при наличии оригинала; следовательно, это способность сличать — и не более того. В то время как знание — это способность действовать. Так и у детей способность слушать и способность рассказывать выявляет не только интеллектуальную дистанцию между ними, но и различие в их творческом потенциале.) Вывод. На втором этапе развития личности (психомоторика — ее инструмент) происходит формирование известной вам целостности: диполя мысль-движение. Движения обретают точность (значит, зарождается критичность, речь о которой пойдет в следующей главе), они становятся инструментом познания мира и источником мысли. Здесь формируется матрица, которую принято называть образом мышления. Это та самая мельница, которая на протяжении всей последующей жизни будет перемалывать любой материал, который вы бросите под ее жернова. А «пеленанием», ограничением самостоятельности и пресечением инициативы детей мы лишаем их культуры мышления и сводим практически на нет потребность в творческом самовыражении. Третье пеленание — пеленание мысли. Какова главная задача школы (вуза)? Как мы понимаем — учить творчеству. Воздушный шар, который у новорожденного лежал бесформенной грудой, к школе обрел форму, в школе — подъемную силу, в вузе он сбрасывает балласт и устремляется в определенном направлении. Человек постоянно меняется; молодой человек проходит фазы развития, заметные невооруженным глазом. В этом разделе мы рассмотрим революцию в мышлении, происходящую у подростков в 12–13 лет. |
|
||