|
||||
|
Интервью с авторами (09/88 — 4) Ст. М.: Видать, вы не теряли времени даром — у вашего «Мальчика» появился подзаголовок «Путь к свободе». Авторы: Подзаголовок не появился — он был. Но публикация в журнале, кроме главного недостатка — дробности, — имеет и преимущество: позволяет усиливать акценты. Вот мы и воспользовались этим. Появись подзаголовок сразу, он был бы понят и оценен очень немногими. Большинство же читателей просто не придали бы ему значения. А потом, примелькавшись, подзаголовок стал бы и вовсе незаметным; значит, утратил бы смысл. Теперь же — после этого интервью — его запомнит каждый. А многие — читавшие предыдущие главы — надеемся — даже поймут. Ст. М.: Похоже, вы придаете ему большое значение… Авторы: «Большое» — слишком слабо сказано. Признаемся как на духу: в этом подзаголовке — смысл книги. Ст. М.: Даже так? Тогда давайте уточним, о чем ваша книга: о таланте или о поисках свободы? Авторы: О таланте. О его природе. Из чего он складывается и как работает. Напомним: мы понимаем талант не как элитарное качество, которым господь наградил избранных. Мы считаем, что талант — это норма; нормальное состояние, нормальная форма существования каждого из нас. Просто огромное большинство из нас очень далеки от нормы, забиты, зажаты, задавлены жизнью. Оттого — из глубочайшей ямы, в которую мы попали, — талант представляется чем-то особенным. Это не так. Напомним наше определение: талант — это способность к самовыражению, позволяющая оригинально решать известные задачи. Значит, талант — это возможность быть самим собой. И поэтому наша книга — это прежде всего технология: как понять себя и как подняться до своей сущности, до своей нормы. А там уж талант не удержишь. Он задавит в своем хозяине раба и заставит жить новой, достойной жизнью. Ст. М.: Значит, путь к себе — это и есть путь к свободе? Авторы: Конечно. А для тех, для кого «свобода» — это всего лишь слово, пустой звук, добавим: это и шанс быть счастливым. Потому что никогда человек не бывает более счастлив, чем в процессе творчества. Заметьте: именно в процессе, потому что результат может принести только удовлетворение, хотя и оно не лишено приятности. Ст. М.: То есть вы не собираетесь утверждать, что человек талантливый уже свободен? Авторы: Разумеется, нет. Разве каждый из нас не встречал талантливых людей (уточним: это мы считаем, что они сейчас талантливы, по их заметности, яркости поведения, но так ли это — может показать только дело), которые были рабами жизни, службы, семьи, страстей, вещей? Сколько угодно. Это добровольное рабство не безобидно. Прожив жизнь бесплодную, пустую, потом со дна этой чаши им придется глотать горечь. Потому что время всему называет истинную цену, и неотвратимое осознание бездарно прожитой жизни отравит им все оставшиеся дни. Ст. М.: Но за удовольствие быть самим собой, быть верным себе, а уж тем более — верным своему таланту, как известно, приходится дорого платить… Авторы: Торгуетесь? Ст. М.: Не совсем. Согласитесь — так или иначе, раньше или позже, — а мимо этого камня никому не пройти. Авторы: Но тогда и вам придется признать, что невозможно и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Ст. М.: Значит, выбор неотвратим? Моральные издержки неизбежны? Авторы: В том-то и парадокс, что нет. Выбор (отважиться — не отважиться) мучит нас лишь при низком эпк. Но стоит поднять ЭПК до оптимума — и проблема выбора перестает существовать. Полный сил талант не может не творить. А человек творящий — свободен. Что бы ни происходило вокруг, в какие бы ужасные условия он бы ни был поставлен, какими бы самыми изощренными оковами (деньгами, вещами, славой, развлечениями, наркотиками, алкоголем, сексом, нежностью, семьей, общественным положением) его ни пытались бы сковать — он творит, потому что не может иначе, потому что его энергопотенциал, психомоторика и критичность, слившись воедино, ведут его от задачи к задаче, — через все препоны, вопреки всему, любой ценой. Потому что (не стесняемся повториться) талант — это судьба. Ст. М: Ну а моральные издержки? Авторы: Их нет. Ст. М.: То есть как это нет? Спросите у близких: легко ли с вами? Поинтересуйтесь «теневой» биографией знаменитостей, звезд (тоже ведь таланты) — почти каждый позволял себе такое… Авторы: Тут не одна проблема, а целый клубок. Что касается нас самих, то мы надеемся, что с нами не скучно. Но и не тяжело: наши близкие знают, сколько энергии мы отдаем своим трудам (а ведь и физические и душевные силы черпаются из одной миски), и претендуют лишь на то, что мы можем отдать им. Это единственно разумный подход. Понимаете? Искусство человеческого общения, искусство совместной жизни рождается из одного обязательного принципа: то, что мы отдаем другим (силы, время, душу — все это разные названия одного и того же), мы должны отдавать свободно, легко, с удовольствием. Только при этом условии затраченное возвращается сторицей. Только тогда работает уже известный вам закон биоэнергетики: чем больше отдаешь, тем больше остается. И любой человек — независимо от степени таланта, независимо от знания этого закона — старается его соблюдать. Это очень просто: пока отдача вызывает положительные эмоции — мы отдаем свободно и с удовольствием; пошли отрицательные — стараемся перекрыть кран. Иначе худо дело. Начнется с недовольства, потом — раздражение, потом — ссора; энергетическое истощение начинает бить по физиологии… Нет! Мы не имеем права ничего требовать от других, потому что полученное насилием не пойдет впрок. Потому что любое насилие — даже самое незначительное — разрушает отношения. Повторяем: наши близкие знают этот закон, поэтому у нас нет взаимных претензий. Требовать что-то от других — это уровень энергетической бедности, уровень эмоций. Издержки мещанства. Собственничества. Все под себя, все для себя. Игра на проигрыш… Играйте мудро — и не будет моральных издержек. Ст. М.: А как же со «звездами»? Авторы: А разве нет среди них мещан? Второе: им приходится заботиться о рекламе; лучшей рекламы, чем скандальчик, не бывает; и вот — в погоне за известностью — творят такое… не потому, что они такие, а потому, что так надо, таковы правила их игры. Наконец, третье: оглянитесь на себя и признайтесь честно: так ли уж вы сами святы? И почему вам можно, а им — нет?.. Если уж свобода, то для всех. Ст. М.: Еще вопрос — о задаче. Вы пишете, что талант ищет задачи, потому что без задачи жизнь скучна и расточительна. Но ведь задача — это ярмо. Это и есть добровольное рабство! Авторы: Только на первый взгляд. Сначала мы ищем задачу, чтобы сделать свою жизнь интересной и осмысленной. А когда обнаруживаем, что задача — это ярмо, мы выкладываемся для ее решения и тем приращиваем свой энергопотенциал, значит, поднимаемся на более высокий уровень. Значит, обретаем новые степени свободы. Ст. М.: В некоторых письмах читатели жалуются, что в вашем тексте непросто разобраться. В других высказывается противоположная точка зрения: мол, что за претензии на новизну, когда все это очевидно и уже известно. Авторы: Мы старались излагать свою концепцию с предельно доступной для нас простотой. Но манная каша получилась не везде; попадается и жестковатое, даже жилистое, мясо. За это приносим извинения. Но в любом случае это не развлекаловка, это все-таки разговор, о самом главном в нашей жизни. Тут есть смысл и поработать; без этого ничего не получится. А мы даем только ключ. Чтоб вы разбирались сами — в самих себе. Согласны: это непросто. Что же касается тех, для которых все это азбучная премудрость, то остается лишь сожалеть, что они до сих пор не озарили науку о человеке светом своего гения. А если без шуток, то каждый видит предметы на уровне своего интеллектуального горизонта. Мудрец всю жизнь пробирается через необозримые дебри, а для дурака все очевидно и просто, потому что весь мир — на уровне его понимания. Ст. М.: Но и в вашем тексте «это же так просто» — одно из самых ходких выражений. Авторы: Психологический прием. Игра в поддавки. Ст. М.: В главе, которую мы начинаем публиковать с номера 10, нет ипса. Как это понимать? Авторы: Так и понимайте: не в ипсах счастье. Они — только инструмент контроля. В нужный момент появится ипс на психомоторику, в следующий — на критичность. Но мы видим задачу не в том, чтобы развлекать читателя этими испытаниями. Мы хотим помочь каждому понять себя, понять, куда он идет, понять, где он оставил— потерял-растратил талант, и как к нему вернуться. Повторяем: наша задача, чтоб каждый читатель: 1) нас понял, 2) нам поверил и 3) стал действовать. Вот что главное. А ипсы — только подсказка, где он сейчас и как движется дело. Ст. М.: И последнее: мы ждали главу о психомоторике, а получили — о душе… Авторы: Не все сразу. Парадоксальная двойственность природы психомоторики (душа + движение) затрудняет понимание ее смысла. Но разобраться в ней все же необходимо. Иначе мы никогда не поймем ни себя, ни других. Не поймем жизни нашей души. Ст. М.: До сих пор вы призывали: «не бояться». Авторы: «Не спешить» — не менее важный принцип. Без него невозможен постоянный, стабильный, истинный успех. |
|
||