|
||||
|
ШЕСТОЙ ОРГАН ЧУВСТВ Сильный человек красив. Нам нравится наблюдать его не только в действии, но и во время отдыха, когда он расслаблен. Значит, не только линия, не только фактура воздействуют на наше эстетическое чувство. Содержание, смысл этой умной силы, ее способность к самовыражению интуитивно угадываются нами — и это вызывает в нас положительные эмоции. Но вот представьте, что мышцы этого человека разбухли в полтора-два раза, вспучились буграми — что произойдет с вашим восприятием? Первая реакция — удивление; а если культурист еще и постарается произвести на вас впечатление — изумление. Следующая реакция — замешательство, потому что попытка утилизировать информацию (например: он такой же, как и я, только больше) не проходит: интуиция вам подсказывает, что он другой, что к этому прокрустову ложу вам лучше и не примеряться. Окончательная реакция — отторжение, потому что к этому моменту вы уже поняли, что этот человек хочет выделиться; мало того — он противопоставляет себя вам, старательно подчеркивая свою исключительность. Неужто все дело в ущемленном самолюбии? В элементарной зависти — вот смог же человек, а я ленив, мне не хватит характера? Нет, конечно. Кто идет в культуристы? 1. Люди с ущербным здоровьем, с явными дефектами телосложения. 2. Те, кто выдумал себе недостатки, соразмеряя себя с модой на форму тела. 3. Люди, отягощенные комплексами неполноценности и надеющиеся скрыть их под мышечным панцирем. Система эта привлекает своей простотой и доступностью. И демократизмом — она годится всем без исключения! Не надо большого ума, не надо специальных труднодоступных знаний, не надо поиска себя. Вся премудрость: бери гантели, гири, штангу — любой груз — и качай их до изнеможения. И что замечательно, результата не нужно долго ждать: измерил бицепс после занятия — и видишь прибавку. Просим понять нас правильно — мы не собираемся отрицать пользу физических упражнений. В том числе и интенсивных, и силовых; в этой главе мы уже ратовали за спорт. Эти упражнения: 1) источник здоровья, 2) способствуют формированию потребности систематически заниматься спортом, 3) укрепляют характер. То есть, когда спорт — это один из рычагов гармонического развития личности, мы говорим: да здравствует атлетика! Но если ее упражнения нацелены только на лепку определенной формы тела, если ее идолом становится гипертрофированная, самодовольная (потому что отупела) мышца — молчать нельзя. И нельзя с этим мириться, потому что ложные ценности культуризма сбивают молодых людей с естественного пути к себе. Спустя какое-то время изуродованное тело все равно настоит на своем, возвратится к посильной для него норме, а что делать с изуродованной душой? Дело не столько в грехе Нарцисса — самолюбовании, хотя и оно опасно: ведь это тупик; замкнутое на себя чувство быстро глохнет; оно неплодотворно; оно ведет в пустыню, и кто знает, каким вчерашний Нарцисс выберется из нее. Страшнее другое: культуристу мало сознавать свою исключительность, он хочет доказать это другим, стать над ними, растолкать их, задвинуть их своим могучим торсом в темные углы. Он утверждается — унижая других. Но ведь и за это — как и за все в нашей жизни — когда-то придется платить… Культ силы — культ тела — культ мышцы… Это дно. Дальше сползать некуда. Природа любит целостность. Не может быть, чтоб совершенная форма содержала безнравственность. Раз есть безнравственность — должны быть и просчеты в физиологии. Что такое мышца? Это — 1) орган движения; 2) орган познания (вспомните «семиметровый» ипс; чем вы запоминали пространство, овладевали им? — мышцами; когда ребенок трогает предмет, мышца учит глаз точно его видеть; кинетическая мелодия движений подобна звуковой, мышца запоминает ее во времени с исключительной точностью — и т. д.); 3) аккумулятор энергии (мышца не только расходует энергию, что известно всем, но и сама восстанавливает ее в ходе работы и накапливает, когда работа завершена; причем накапливает не только для себя, но и для других органов). Современная психология рассматривает мышцу (и мышечную систему в целом) как шестой орган чувств. Причем исключительность и универсальность ее в том, что мышца оперирует всей триадой эпк: и энергопотенциалом, и психомоторикой, и критичностью. Классические же органы чувств работают только на критичность. Удивительно, как наука до самого последнего времени проходила мимо такой очевидности. Ведь уже опыты с лягушачьей лапкой, на которую воздействовали электрическим током или кислотой, — опыты, известные каждому из нас с восьмого класса, — раскрывают свойства мышцы как органа чувств. Все проходили мимо этой двери, а она даже не была заперта. Между прочим, этот орган весит 40 процентов от массы всего тела. А культурист значительно повышает массу мышц. «Отлично! — скажете вы. — Значит, он может лучше двигаться, больше и точнее чувствовать, а уж как у него возрастает энергопотенциал!..» Не будем спешить с выводами, сперва разберемся, чем отличается мышца культуриста от нашей с вами. Наименьший элемент мышцы — двигательная единичка — имеет свой нерв, свой капилляр и свою нервную бляшку (датчик ее состояний). Природа сбалансировала ее так, что при оптимальном рабочем режиме туда поступает достаточное количество питания, импульсов для работы, а бляшка обеспечивает обратную связь. Конечно, вся троица создана с запасом — на вырост, но в определенных пределах. И когда культурист чрезмерно наращивает мышечную массу, каждая двигательная единичка тоже увеличивается непомерно. В результате — импульс нерва не может ее охватить, капилляр не обеспечивает полноценным питанием и канализацией, а бляшка утрачивает контроль и шлет в сознание дезинформацию. Теперь вам нетрудно представить, что происходит с гипертрофированной мышцей: 1) она теряет выносливость (канализация не справляется со своими функциями, продукты обмена оседают в мышце, которая «наливается свинцом»); 2) она утрачивает быстроту (нервный импульс не соответствует инерции непомерной мышечной массы); 3) она утрачивает эластичность (бляшки дают ложную информацию, поэтому движения становятся угловатыми и неточными, человек — неповоротливым, а мышцы при мгновенном переключении от одного движения к другому — рвутся); 4) наконец, гипертрофированная мышца практически перестает быть органом чувств — она слепая, глухая и немая. После всего этого, надеемся, вы согласитесь с простой мыслью, что избыточная мышечная масса так же вредна, как избыточный жир. Культурист культивирует только форму — доступную и легкую цель, потому что на большее он не способен: у него сниженный энергопотенциал. Подчеркнем: его сила может быть очень большой, но она не имеет отношения к энергопотенциалу (напомним: сила — функция мышц, энергопотенциал — всего тела). Значит, он не способен не только решить, но даже поставить задачу. Ом может только быть. Все без остатка силы он кладет на поддержание однажды достигнутой формы. К счастью для него, мудрость тела — стойкий аппарат. Когда культурист устанет от своей опасной игры, она возвратит его к его естеству. |
|
||