45.

Надеемся, вы еще не забыли причину, которая заставила папашу Карло взяться за изготовление Буратино: он был одинок. Одинок и стар. Изготовив Буратино, он надеялся достичь

1) понимания (чтобы утвердиться «я есмь»),

2) сопротивления (опереться можно лишь на то, что оказывает сопротивление),

3) со-действия (чтобы одолеть ситуацию «если бы старость могла»).

Живой Буратино — просто живой — только живой (созданный совершенной психомоторикой и высоким энергопотенциалом) — не был способен к решению этих задач. Он вообще пока не был способен решать задачи, поскольку не мог их осмыслить в этом качестве. Ведь он был пока только живым существом. Живым — но не способным думать.

У него не было души.

Память — была; мысль… можно сказать — тоже была (но мысль технологическая обслуживающая движение). Совести не было.

А душа — это целостность. Помните? — бессовестный человек вместо души имеет апсию. Теперь вы знаете, что если и его мысль не заряжена смыслом, то это уже только животное.

Вот и прояснилось, что предстояло сделать папаше Карло, чтобы в Буратино вселилась душа:

1) осмыслить (нагрузить смыслом) мысль,

2) внести совесть.

Но ведь совесть — это тоже мысль! только мысль специфическая: мысль, содержащая нравственную оценку, — мысль, содержащая смысл, отмеренный по шкале Добра.

Выходит, задач было не две — одна! Достаточно нагрузить мысль Буратино смыслом — и в нем проснется душа.

И папаша Карло справился с этим, даровав Буратино слово. Внимание! — не просто научив разговаривать, но научив самостоятельно мыслить.

А самостоятельная мысль организует действие — что суть главная функция критичности.

Человек, дающий жизнь продукту своего труда, — гений.

Человек, пробуждающий душу в продукте своего труда, — творец.

Следовательно, папаша Карло был творцом.