|
||||
|
40. (03/91 — 24) Пора возвратиться к технологии творчества. Изучая работу учителя, врача и хлебороба, мы узнали, что 1) творческий процесс самопроизволен (талант не может не творить); 2) задача сама, находит талантливого человека; 3) талант решает задачу только оригинально. Мы обещали раскрывать технологию творчества через работу папаши Карло. Сейчас удобный случай, чтобы проиллюстрировать эти — уже усвоенные вами — принципы. 1) Мы утверждаем, что и до истории с Буратино папаша Карло действовал как одаренный человек. У нас нет фактов — но они и не нужны. Ведь первую же ситуацию, возникающую на страницах книги, он решает не как ремесленник, а как созидатель. Иначе и не могло быть: если ЭПК в норме — талант не может не творить. 2) Надеемся, вы еще не забыли, что талантливый человек не ищет задач, они сами слетаются к нему. Если задачка так себе — от нее нетрудно отмахнуться либо решить походя — даже и не заметив этого. Но задача, таящая совершенную гармонию, требовательна необычайно. Она вцепляется в талант мертвой хваткой. Или больно бьет в лоб — как наше полено. 3) Талантлив человек или нет — критерий один: его работа. Если задача решена оригинально — это сделал талант. Что же позволяет утверждать, что папаша Карло был талантлив? Нос Буратино. Вырезать из полена деревянную куклу способен любой. Лучше, хуже — не в этом дело. Но у ремесленника это будет просто деревянная кукла — даже если она изумительно качественно сделана. Буратино, как известно, был исполнен примитивно. В чем же проявился талант папаши Карло? В том, что он — поверив писку полена — не стал укорачивать страшненький, длинный нос Буратино. Особое внимание обращаем на приоритеты: не папаша Карло придумал этот длинный нос; нос уже был, он являлся частью скрытой гармонии (вероятно, она имела форму торчащего сучка); и талант понадобился именно для того, чтобы эту гармонию не загубить. Напомним и напрашивающийся вывод: оригинальность — не в таланте; оригинальность — в материале задачи; талант только выявляет ее. Это удобный случай, чтобы определить, где работала матрица папаши Карло, а где — его культура мышления. Напомним: матрица — это инструмент, который позволяет решать задачи, не думая. Значит, папаша Карло работал ею, пока дело не дошло до носа. Нос Буратино — новая для старого шарманщика задача; прежней матрицы здесь уже недостаточно; нужно привести ее к общему знаменателю с новой задачей. Это и будет работа для культуры мышления. |
|
||