|
||||
|
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО Поскольку в этой книге чаще всего вам придется сталкиваться с понятиями энергопотенциала, психомоторики и критичности, (а для вас они пока что только слова), познакомьтесь с визитными карточками каждого из этих трех понятий. Энергопотенциал — это жизненная сила. Это не то же самое, что энергия; между ними нельзя поставить знак равенства. И если в этой книге вместо «энергопотенциал» мы иногда употребляем «энергия» — это не намек и не описка. Просто длинный период понятия «энергопотенциал» иногда хочется (требует ритм фразы или абзаца) заменить чем-то более пружинистым и четким. Только и всего. Различие между ними лучше всего видно по их отношениям со вторым законом термодинамики. Понятие энергии неотделимо от понятия энтропии. Что же до энергопотенциала, то он с одинаковым успехом участвует как в энтропийном, так и в антиэнтропийном процессах. Значит, об энергопотенциале можно говорить как об энергии, обогащенной новыми функциями. Для первого знакомства с ним достаточно помнить, что энергопотенциал материален, измерим и направлен. Значит — это одновременно заряд и процесс. В первой притче (о летающем мальчике) процесс был направлен на раздробление целостности, практически — на самоуничтожение, и был остановлен в самый последний момент, когда заряд достиг минимума. Оставшегося энергопотенциала хватило для поддержания жизни, но было слишком мало, чтобы мальчик мог действовать (летать). Во второй притче — «исправляя» движения прыгучего мальчика — тренеры подавили в нем свободу движений. Механизм регуляции движений — психомоторика — интересен тем, что он — суть зеркало координации процессов мышления. Попросту говоря, как человек движется — так и мыслит, как мыслит — так и движется. Отчего же — описывая целостность — мы назвали не координацию, а психомоторику? Дело в том, что координация движений ограничена пространством тела. Но ведь жизнедеятельность далеко выходит за эти пределы! Значит, требуется понятие, организующее территорию жизнедеятельности. Оно вам известно: это — душа (псюхе). Можно сделать вывод, что психомоторика — это координация движения, действия, мысли. И наоборот, координация — это душевное действие (эмоциональное, волевое, интеллектуальное), воплощенное в живом движении. Психомоторика — это одухотворенная машина, которую движет наша жизненная сила (энергопотенциал). В ней важны не формы и границы (физические либо духовные), а способность к действию. Сущность психомоторики — это нераздельные, слитые вместе мысль и движение. Взятая сама по себе (предположим, что это возможно; как видите — и мы при первом же удобном случае готовы посягнуть на целостность) психомоторика — это наше телесное Я. Это механизм, способный к работе, но не действующий, пока его не подключили к источнику питания (энергопотенциалу). Воздушный шар, лежащий на земле бесформенной грудой. Автомобиль без бензина, паровоз без угля, трамвай без тока, мельница без ветра. Психомоторика — это мыслящее тело, которое само по себе не действует, но способно действовать, если вдохнуть в него жизнь, если оно станет живым. Если энергопотенциал обеспечивает возможность действовать, если психомоторика — это способность действовать, то критичность обеспечивает целесообразность действия. Критичность — это проводник к истине. Далеко не всегда к истине в последней инстанции, но уж наверняка — к истине на уровне ЭПК данного человека в данный момент. Именно критичность дает оценку и позволяет сделать выбор. На самом примитивном уровне она служит самосохранению; на более высоком — помогает находить приятное и избегать дискомфорта; на самом высоком — проникает в суть вещей, в очевидном открывает истинное, заставляет преобразовывать окружающую дисгармонию в гармонию. Как вы поняли, последнее — уже творческий процесс. Значит, критичность — это глаза таланта. Сущность критичности — быть мерой и инструментом. |
|
||