|
||||
|
34. Чем же он мудрец? Почему к нему идут за советом люди? Потому что мудрец — это мыслящая машина, дающая способ восстановления целостности. Для него нет проблем малых и нет больших; людей — интересных и неинтересных, значительных и незначительных, умных и дураков. Для него все равны — и ко всем он относится одинаково ровно. Есть страждущие его совета — значит, Бог послал; нет — он даже и не задумается, отчего их нет: у него всегда есть работа. Он не судит. Никого. Ни добрых, ни злых. Для него черно-белая перетекающая монада злых и добрых сил — привычная картина человеческой души. Он знает, сколько черноты скрывается за сиянием святости, и какие здоровые зерна ждут своего часа в заскорузлой душе. Он помнит божеское обещание: «Аз воздам», — и вполне полагается на слово Господа. В отличие от нас он не верит в тупиковую ситуацию «черного человека», он всегда подскажет, как вылечиться от апсии, — потому он и мудрец, и мы, зная, что никогда не достигнем таких вершин, смиренно склоняем перед ним свою гордыню и не настаиваем на своей категоричности. Перед ним — нет; она припасена для вас. Простите: иначе не умеем. Что для него созерцание? Одной ногой он стоит на опоре — символе Добра, другой ногой на опоре — символе Красоты. И кайлом культуры мышления долбит скалу Истины. (Помните? Когда он еще только отважился на одиночество, эта скала высилась далеко впереди. Значит, искус одиночества — отшельничества — завершился, когда он достиг этой скалы и смог прикоснуться к Истине. Впервые в жизни именно к Истине; потому что все, что он знал до сих пор, было в лучшем случае правдой). Его культура мышления в постоянной, ежесекундной, непрерывной работе. И при этом совершенствуется, самозатачиваясь, как зубы бобра. Только не подумайте, что он специально размышляет о чем-то грандиозном или вечном, пытается решить неразрешимые загадки бытия. Нет и нет! Он просто живет. Если хотите — как растение. Но в отличие от говорящего растения — бабки Матрены, он — растение, мыслящее природу. Вернее, он ее чувствует, но это чувство мгновенно, без сопротивления (ведь у него общий с природой рабочий энергопотенциал!) превращается в мысль. Еще раз повторим: он просто живет. Живет, созерцая. Потому что он не мыслитель, он — мудрец. У них принципиально разные способы деятельности. Потому что мыслитель имеет цель; он бьется, разгрызает проблемы. А для мудреца все это в таком далеком прошлом… |
|
||