|
||||
|
27. Прежде чем двигаться дальше, мы должны разбить один стереотип. Нам, авторам, он не мешает; для нас его просто не существует. Но читатель — если этот стереотип оставить целым — несомненно, каждый раз будет об него спотыкаться, и хорошо, если дело обойдется разбитым носом. Речь идет о стереотипе «работа над собой». Он всем знаком; каждый знает, что он означает. Это 1) физическое самосовершенствование (закалка, развитие силы, исправление фигуры), 2) умственное самосовершенствование (чтение книг, изучение искусств, языков, компьютерных игр), 3) преодоление вредных привычек. Так вот — к истинной работе над собой (в смысле работы над своею душой) все эти действия не имеют никакого отношения. Потому что это 1) развитие тела, 2) развитие памяти и 3) развитие воли. Мы не пытаемся вас убедить, что это плохо; но это другое. Теперь — что означает выражение «работа над собой» для нас. Мы не случайно уточнили: над своею душой. Потому что именно душа отличает человека от растений и животных. И когда он занимается истинным самосовершенствованием, когда он стремится к вершинам духа — к тому максимуму, который доступен человеку, — перед ним одна цель — дать свободу своей душе. Свободу от чего? 1) От стереотипов, 2) от ложной морали (облагораживание зла и уродства), 3) от дезинформации (ведь мы живем в мире, где у каждого — своя правда). Почему так тяжела, порою трагична и, по сути, представляет собою цепь ошибок и неудач жизнь каждого из нас? Потому что формула, с которой мы подступаемся к любой ситуации, формула, ориентируясь на которую мы действуем, — это уравнение с тремя неизвестными: 1) Истина, 2) Добро и 3) Красота. По сути, мы понятия не имеем, что в действительности они собою представляют, но жить без этих ориентиров нельзя — и каждый из нас выдумывает их для себя, некие фантомы (когда мы говорим: у каждого своя правда, — мы имеем в виду именно это), суррогаты (вы правы — стереотипы), которые позволяют нам жить с максимально доступными (при наших ограниченных возможностях) удобствами. Значит, мы решаем свои житейские задачи, пользуясь уравнением с тремя неизвестными. А поскольку такое уравнение и неразрешимо и недееспособно, мы 1) пожинаем нескончаемые ошибки, 2) наша жизнь не имеет цели, 3) даже творя благо, мы сеем вокруг себя зло. Ощущает ли это раб? Нет. Ведь он сам — эталон, воплощение истины, добра и красоты. Мир, окружающий его, уродлив, жизнь — жестокая штука, но что поделаешь! — нужно терпеть, нужно быть мужественным, чтобы сберечь то зерно идеала, которое ему посчастливилось разглядеть в своей душе. Понимает ли это потребитель? Нет. Ведь он сам — воплощенное Добро; вокруг столько Красоты! И, двигаясь от одной гармонии к другой, он этим прекрасным маршрутом неуклонно приближается к Истине. Неудачи? Огорчения? Удары судьбы? — это удел тех, кто живет не по средствам и лишен счастливого дара видеть окружающий мир глазами философа. И только человек на уровне интуиции чувствует весь трагизм положения. Он видит, что все вокруг призрачно. Он знает, что опереться не на что. И что-либо изменить он практически не в силах. Но каждая задача, которую он решил, это соломинка, за которую уже можно держаться. И он решает эти задачи одну за другой, решает без устали, собирает соломинки в сноп — создает свою собственную реальность, про которую точно знает — она есть; которую можно принять за меру, начать от нее отсчет; на которую можно опереться, чтобы поднять голову и посмотреть вокруг: в какой стороне Истина?.. Его душа — чувствительнейший локатор. Перегруженный сигналами об окружающей его боли. Единственная возможность уйти от этого крика и стона — это работа. Пока он решает задачу, пока занят делом — благодаря сосредоточенности он как бы отгорожен от мира. Но едва задача решена — стон мира врывается в его душу. И если он отваживается взглянуть вокруг себя, он видит вокруг сплошную рану, в его представлении — слепленную из мириад задач одну сплошную задачу, поскольку, как вы понимаете, в его глазах любая несправедливость — это задача, которая требует немедленного решения. |
|
||