24.

Еще раз объясним, откуда в нашем герое жажда Истины и выбор одиночества — как пути к ней.

Он на вершине. На своей вершине. На вершине не абсолютной, а отмеренной современным ему уровнем культуры. (Будьте внимательны: мы говорим о культуре, а не о знании!) Он полон. Значит, уже не способен воспринимать что-то новое извне. (Помните, как он вдруг охладел к приятному — обладающему огромным зарядом самоутверждения — занятию решения проблем?) А энергия подходит, поднимает его над, ее необходимо тратить. Но как прежде, как вчера, он уже не может ее тратить, потому что поколотые дрова нужно куда-то складывать, а его сарай уже наполнен доверху.

Если рука полна — она лишена способности брать. Чтобы что-то получить — нужно от чего-то отказаться. Всегда. Во всех случаях жизни. У этого правила нет исключений.

Так он оказывается перед необходимостью отказаться от всего, что имел. От освоенной им культуры. Этот отказ — он и есть уход в одиночество.

Но почему — ради Истины?

Культура — это дорога к Истине. Мы это знаем, но вспоминаем редко, поскольку не любим делать ревизию прожитой жизни и делам: уж больно мелким все оказывается, коли приложить безжалостную мерку Истины. Что же заслоняет эту абсолютную цель? Культура и заслоняет. Она самодостаточна; она предлагает нам свои мелкие, доступные ступени, и мы с удовольствием шагаем по ним, находя высокий смысл в самом процессе подъема. Получается подмена цели: не имея сил посягнуть на Истину, мы с комфортом постигаем культуру.

Эта игра заканчивается, когда кандидат в мудрецы оказывается на вершине. С его глаз как бы падает пелена. Он должен идти вперед, он может идти вперед, а там больше нет торной, хоженой дороги; там — целина; но и цель — Истина, уже ничем не заслоняемая, близкая и доступная, уже влечет к себе неудержимо.