|
||||
|
16. Чтобы проиллюстрировать смысл культуры мышления, рассмотрим два типа замечательных людей, которые посвящают ей жизнь. Это 1) умельцы и 2) мудрецы. Общее у них то, что они самоучки. Им изначально повезло, причем не раз, а трижды: 1) их ЭПК развивалось свободно и гармонично; 2) их энергопотенциал — предохраняемый, контролируемый и регулируемый чувством меры — сохранился на оптимальном уровне; 3) их не захватила религия книжного знания. Из первого следует, что они как минимум талантливы. Второе поднимает планку несравненно выше; следовательно — это гении. А третье заставляет нас снять перед ними шляпу: ведь до всего дошли сами! да как далеко! да как высоко дошли!.. Марья Ивановна, всю жизнь преподававшая русский язык и литературу, на это скажет: «Как жаль! Ведь если б им еще и систематическое образование: вначале спецшколу, а потом университет — им бы цены не было. Они бы сделали, они бы смогли во много раз больше!» С Марьей Ивановной мы никогда не спорили — и сейчас не станем. Потому что она нас не поймет. Просто не поймет, о чем мы говорим. Самое большее, на что ее хватит, — это показать, что и у нее есть чувство юмора: «Ладно, ребята, — скажет она нам, — я же понимаю, что вы меня разыгрываете…» Она не может забыть, как ставила нам тройки за диктант, и это укрепляет ее в уверенности, что максимум, до которого мы можем подняться, — это ее минимум. А между тем это все всерьез, и никакой Америки мы не открыли. Ведь еще древние проблему обучения, проблему самосовершенствования, проблему пути к истине решили просто: многознание уму не научает. Откуда берется многознание? Как оно живет? И почему оно устойчиво и самодостаточно (а потому — и путь в тупик)? Иначе говоря: что здесь источник? каков процесс накопления многознания? и как работает его механизм? Мы говорим 1) о книге, 2) памяти и 3) доминанте. |
|
||