|
||||
|
13 Остается разобраться, почему революционер Петя из всех возможных игр последний свой выбор делает на игре в порядок. О каком порядке может идти речь, если он все вокруг без жалости крушит? Все — да не совсем. Крушит он только гармонию. Только живое, творческое, динамичное. Вспомните: что он первым делом предпринял, опустившись на уровень эмоций? Упрятал территорию, которую считает своей, в раковину. Вторым его действием было уничтожение в этой раковине всех гармоний. Третьим — перестройка этой территории в соответствии со своим идеалом. Похоже появилось противоречие: на смену одной гармонии Петя создает новую (идеал) — а как же это возможно при его идиосинкразии к гармониям? Противоречия нет, потому что никаких гармоний, естественно, Петя создавать не может. Идеал, который он создает по своему образу и подобию, это всего лишь шаблон, то есть четвертованная, обескровленная, бездыханная гармония, из которой ушла энергия и порождающее начало, — значит, всего лишь труп гармонии. Шаблон — это изуродованное тело гармонии, лишенное души. Значит, Петина раковина — это прокрустово ложе, которое он создал по своей мерке. По своему идеалу, представление о котором у него неотделимо от ощущения комфорта. Он наслаждается собственной деятельностью, ему ничто не давит, — он убежден, что наконец-то добился свободы!.. Надеемся, вы понимаете, что свобода в раковине, в прокрустовом ложе (даже если оно как раз по росту) — мнимая. Чем же вызван Петин самообман? Разумеется — наслаждением. Значит, наслаждение — это компенсированная свобода. Что такое игра в порядок? Это классификация. Систематизация. Законотворчество. И требование неукоснительного исполнения этих законов. Неукоснительного потому, что 1) эти законы идеальны (Петя на меньшее не согласен), 2) они созданы с лучшими намерениями (злу ни в какой форме нет места в Петином мире), 3) они требуют автоматизма исполнения (поскольку теперь у Пети вместо души апсия, то и людей вокруг него не осталось — только предметы). Когда он глядит на себя в зеркало, он видит святого с нимбом вокруг головы, борца за истину, мученика, идеал. Для окружающих он тиран: жестокий, безжалостный, циничный нечеловек. Для природы — бедствие. |
|
||