10

Теперь, когда вы поняли механизм действий «черного человека», пора сказать и об их цели — наслаждении.

Творец преобразует мир — и тем счастлив. Потребитель пользуется дарами природы и творцов, получая удовольствие. Раб прикован к своей раковине, мечтает о покое, и если ему не надо раковину тащить или ремонтировать или защищать, — благодушен и доволен жизнью.

Следовательно, критерий оценок раба — его собственное тело. Его ощущения. Его эмоции. Положительные эмоции доминируют (поел, поспал, вспомнил, что завтра на работу не идти, зато приглашен к приятелям…) — значит, все в порядке.

Критерий оценок потребителя — гармония с окружающим миром. Он получает удовольствие от себя (у раба в это понятие входит только тело, а у этого — и душа); ах, как я умею различать и смаковать гармонии! То есть для него ценность жизни — в возможности установить все новые связи с прекрасным.

Критерий оценок творца — способность преобразовывать мир. Он счастлив от самого бытия. И 1) тело, и 2) душа, и 3) творческая деятельность равноправно участвуют в созидательном процессе. У него они нераздельны, поэтому творец

1) практически независим от тела (если сердце хорошо работает — кто вспоминает о нем?);

2) душевно неуязвим (его душа занята обслуживанием его деятельности, поэтому творец несравненно легче выдерживает удары судьбы, чем потребитель и тем более раб, — разумеется, при условии, что эти удары не падают на продукт его творчества; вспомните Архимеда, который под занесенным мечом попросил: «не повреди мои чертежи…»);

3) творя — свободен.

Вернемся к «черному человеку».

Он — раб. Раб не обычный, с особыми качествами, выделяющими его из среды остальных рабов, и все же — раб. Поэтому и живет по законам рабов. Поэтому его оценка ощущений — эмоциональна.

Он не знает счастья, поскольку счастье рождается ощущением свободы в процессе творчества (значит — создания гармоний, что для него отвратительно). Он не знает удовольствия, поскольку удовольствия рождают чувства в процессе овладения гармониями (а у него нравственного чувства нет — отсюда его отношение к гармониям)…

Так что же он знает? Ради чего живет?

Диапазон эмоций, в которых существует обычный раб, заключен между двумя чертами: страдания и наслаждения (наслаждение — высшая по интенсивности положительная эмоция). Смысл жизни раба — как можно дальше отодвинуться от черты страдания и быть как можно ближе к наслаждению (значит, довольство жизнью находится не где-то посреди, а все же поближе к наслаждению, где положительные эмоции преобладают). Правда, наслаждение он испытывает очень редко — энергопотенциал лимитирует. Вот почему каждый миг наслаждения раб считает подарком судьбы, вот почему так ценит его и помнит его всю жизнь.

Но ведь у «черного человека» энергопотенциала побольше, даже намного побольше! Следовательно, наслаждение он должен испытывать чаще. Но это только полдела. Чтобы поддержать свой энергопотенциал на оптимальном уровне, «черный человек» должен его тратить. На что? Ну, конечно же, — на добывание наслаждения. Как тратить? Творить он не может; расширять территорию — тоже: раковина не позволяет; благоустроить территорию — помилуй бог! — ведь это означает коллекционировать гармонии… Остается последнее: гармонии разрушать.

Наконец-то!

Разрушая гармонии, он получает самые сильные, самые желанные ему положительные эмоции. Ничего более сладостного он не может пережить. Ничего более достойного он не может придумать. Он разрушает — и ему хорошо.