|
||||
|
9 Итак, квартирный вопрос решен. Петя растолкал всех соседей по клетушкам и чуланам, заняв самые комфортабельные комнаты; кажется, живи себе в удовольствие… Так нет же! Как той пушкинской старухе, неймется молодому человеку. И заботы о комфорте ушли куда-то на задний план, потому что теперь у него новая идея, новая цель — наслаждение. Почему именно наслаждение? И откуда родилась эта цель? Причина вам уже известна: пока Петя создавал себе комфорт, он успел стать другим. Обычное дело! Пока мы идем к цели, пока живем ею, нам кажется, что ничего иного нам не надо. Вот доберусь до намеченного, овладею им — и успокоюсь. Отдохну. Поживу как люди… Вечный самообман! И ведь не только для творческих натур, не только для потребителей (мечтал о чем— то, получил — и уже мечтает об ином), но и для рабов тоже. Все подвержены закону! (Воспользуемся случаем и сформулируем этот маленький закон меры территориального императива: человек равновелик поставленной им цели). Ошибка заключается в том, что мы не учитываем два фактора: времени и действия. Время идет — и мы меняемся; мы действуем — и тем еще интенсивней мнем глину своего «я». Когда мы ставим себе цель — мы ей равны; но пока мы ее достигаем — мы вырастаем. Вот откуда разочарования в достигнутой цели: достигнутая, она оказывается недостойной ни нашей мечты, ни нашей самоотверженности, ни наших усилий. Значит, любая достигнутая цель — это прокрустово ложе для того, кто к ней шел. Когда Петя, ощутив себя в коммунальной квартире, решил достичь в этих условиях комфорта, он был равен этой цели. Но пока он к ней шел — он стал другим: 1) Постигая искусство облагораживания зла (этапы — хитрость и ложь), он достиг того, что нравственное чувство деградировало полностью, фактически — перестало существовать; 2) Подавляя соседей по коммунальной квартире (реагируя на тех, кто вызывал у него ощущение дискомфорта), он освоил, сделал доминирующий новый для себя способ действий — реактивный; 3) Чтобы узаконить свои права на всю жилплощадь в коммунальной квартире, он застолбил границы своей территории, иначе говоря — запрятал ее в свою раковину. Следовательно, пока Петя шел к своей второй цели — к комфорту, — он стал человеком на уровне эмоций! Но не типичным. Его выделяют из категории рабов: 1) чутье на гармонии; 2) повышенный энергопотенциал и 3) искусство облагораживать зло. Следовательно, достигнув внешнего комфорта, Петя вдруг понял, что разочарован, ощутил внутренний дискомфорт. Понять это несложно. Обычный раб находится в состоянии равновесия со средой: гармоний он не замечает, хаос его не шокирует, энергия возникает в нем только в ответ на внешнее воздействие; наконец, идеал искать не нужно — идеал в нем самом. А у Пети все не так! Он видит гармонии — и они его раздражают, потому что от них идет прилив энергии, которую Пете и без того некуда деть: его конденсаторы перезаряжены. Его энергопотенциал выше прожиточного минимума (норма раба), но чтобы он не иссяк — его нужно тратить, а на что? Наконец, привычка облагораживать зло — чтобы поддержать свою жизнь — требует действий. Разрушительных действий! Еще не поняли? Действия могут быть трех видов: 1) созидательные (творец), 2) поддерживающие жизнедеятельность (потребитель и раб), 3) разрушительные («черный человек»). Почему и творец, и потребитель, и раб не могут быть разрушителями гармоний? Потому что каждый из них — гармония, только на разном уровне ее развития. Потому что в каждом из них живы все три вида чувств, только эти чувства используются по разному назначению. У творца — чтобы в данной гармонии различать более совершенную гармонию — и создавать ее. У потребителя — чтобы компенсировать дефицит жизненных благ, дефицит свободы и ЭПК. Вот почему и творец, и потребитель, и раб не могут (для них это неестественно) разрушать другие гармонии. Отчего же разрушает «черный человек»? Оттого, что у него нет нравственного чувства. Он — инвалид, он — калека, но поскольку, как и всякий раб, он считает себя эталоном, то любая хромота в окружающем мире для него — норма, любой хаос — приемлем, а нот все, что гармонично, вызывает у него дискомфорт. И поскольку он раб и привык действовать реактивно, то единственный доступный ему путь к комфорту — это разрушение гармонии. Понимаете? Он не просто эталон, но эталон динамичный, активный. Эталон, который стремится подстроить под себя всю доступную ему территорию. Его идеал — это мир, в котором уродство — норма. Кстати, как вы помните, он вынужден гармонию разрушать и по причине переполненности своих конденсаторов энергией. Любая гармония в поле его зрения — это опасность перегреться. И чем выше гармония — тем сильнее рождаемый ею дискомфорт. Следовательно: 1) гармонии — это естественный возбудитель его действий, которые позволяют ему выразить свою сущность; 2) уничтожение гармоний — единственный способ, чтобы сохранить в Петиной квартире статус-кво, иначе говоря — порядок; 3) уничтожений гармоний теперь ничто не препятствует, поскольку нравственное чувство деградировало, его — нет. |
|
||