|
||||
|
ПОЧЕМУ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ И в самом деле — почему? Почему учитель учит быть свободным, врач — возвращает свободу, хлебороб — дает к ней ключ? Им-то самим что за прок от этого? Ведь мы материалисты, мы знаем, что ничего не делается просто так, ради чистой идеи; даже святой имеет тайную мечту: попаду в рай. Оно и понятно: если энергия не обращается, если ее поток направлен в одну сторону, то очень быстро любой источник иссякнет. И когда мы внушаем вам снова и снова: энергию надо тратить, отдавать, отдавать и отдавать, — то за этим стоит все тот же закон энергетического круговорота в живой природе: чем больше отдашь, тем больше получишь. Отдаем, чтобы вернулось с процентами. Логично. Какой же навар имеет истинный учитель? врач? хлебороб? Вопрос поставлен корректно, а это значит, что ответ уже есть. И вам он тоже известен, просто отдельные его составляющие были разбросаны по тексту, а здесь мы их соберем в одно место. Итак, истинные учитель, врач и хлебороб делают свое дело хорошо, потому что: 1. Они не могут иначе. Они — талантливы, и они — свободны. А талант, который имеет возможность свободно самовыражаться, сам выбирает цель и метод и путь. 2. Это обеспечивает смысл их жизни. Почему Герострат поджег храм Артемиды? Почему студент вырезает на столе свое имя? Почему Петя лезет на скалу и оставляет свой аршинный автограф специально привезенными из пермской губернии несмываемыми красками? Потому что жизнь человека — любого человека! — отравлена идеей бессмертия. Исключительность нашего существования и конечность нашего существования — два лезвия ножниц, которые рассекают наш покой в любой момент, когда мы останавливаемся и, оглянувшись вокруг, задаемся вопросом: зачем все это? Круговорот живой природы, который мы наблюдаем каждый год, утешает нас, но не примиряет со смертью. Memento mori толкает нас на человеческие действия, то есть на действия, продиктованные сознанием. И материалисты, и идеалисты в этом деле стоят на одной доске — каждый стремится зафиксировать факт своего пребывания в этом мире какими-то материальными знаками. Запечатлеть себя каким-то действием, которое может в любой момент подтвердить: «Я есмь», на которое можно опереться в минуту сомнения, которое, наконец, — в идеале! — пронесет частицу нашего «я» (а может, и всю нашу душу) за пределы нашей жизни. Теперь понятно, почему деятельность наших героев и порождает, и обеспечивает смысл их жизни: учитель продлевает себя, свою жизнь в ученике; хлебороб каждым своим действием приближается к природе; сливаясь с нею, он участвует в ее круговороте и тем как бы приобщается к бессмертию. Итак, смысл (в том числе и жизни) — это материализованный территориальный императив. 3. Они счастливы. |
|
||