|
||||
|
ОН УЖЕ НА УРОВНЕ ИНТУИЦИИ (окончание) Напомним: первым человеком на уровне интуиции, упомянутым в этой главе, был ученик. Преуспевающий ученик. Преуспевающий потому, что, познав однажды успех, он по достоинству оценил дарованные этим успехом переживания. Соревнуясь с отличником (а н идеале — как вы теперь знаете — с самим собой), он неспешно движется к пока неведомой ему цели. И в этой: 1) неспешности движения, и… 2) в удовольствии, которое это движение ему доставляет, залог восхождения на любую вершину, какую он себе выберет. Мы понимаем, что наш пример смахивает на частный случай. И правда — ему нелегко претендовать на обобщение. Во-первых, как вы помните по главе об энергопотенциале, учеников, чья энергетика удерживается в пределах нормы, очень мало; во-вторых, наш ученик явно не зубрила и, может быть, даже не отличник — просто ему нравится учиться (чего не бывает! — ну, повезло человеку с учителем, вот и все). И тех, и тех — мало… Мы это понимаем — и все же берем его за образец человека на уровне интуиции. Потому что так должно быть. Потому что для этого он должен быть всего лишь в норме. В той норме, в которой должен быть каждый из них. Почему так важно научить его приращивать свою территорию? Почему так важно научить его получать от этого удовольствие? Почему так важно научить его верить себе (а это чувство возникает как результат соревнования с самим собой, когда он и исполнитель, и зритель, и судья)? Потому что это — школа творчества. Помните? — первой школой творчества была игра. Значит, вторая школа творчеств — самопорождение. Это совершенно новый термин. Смысл его прост: из ученика может вырасти творец в том — и только в том — в единственном! — случае, когда ученик научается самостоятельно приращивать свою территорию, находя в этом самое большое и ничем не заменимое удовольствие. А как же иначе! Ведь каждый его шаг вперед — это шаг к свободе! Учиться не для папы, не для учителя, не потому, что так принято и так надо, — учиться, взращивая себя, как самый мудрый садовник, который неспешно — но все делая одновременно — рыхлит почву, поливает, сберегает от прямого солнца хрупкий стебелек, дает ему воздух, перспективу, чтобы наконец однажды утром на вершине стебля раскрылся чудесный цветок. Никто за вас не сделает эту работу. Все придется делать самому. Терпеливо, не спеша, но с необходимым напором, шаг за шагом, от задачи к задаче. Сперва ориентируясь на успехи других и оценки учителя, потом — только на собственную оценку. Ставя перед собой сначала маленькие, а затем все большие задачи, цели, ученик должен поймать игру в их преодолении, он должен запомнить это ощущение игры и ориентироваться всю последующую жизнь во всех своих делах на этот камертон. Второй пример — спортсмен. Опять же вы можете нас упрекнуть: не в этой ли книге уже было написано, что почти все спортсмены находятся в состоянии хронического утомления? Разве здесь уже не утверждалось, что все они живут на уровне эмоций? — куда им до интуиции: Все так. Но должно быть иначе. В нашем представлении спортсмен изо дня в день: 1) решает сложнейшие творческие задачи (ищет идеальное движение); Тем, что раскрывает вторую важнейшую функцию физической культуры (первая, как вы знаете, — укрепление здоровья за счет приращения энергопотенциала): занимаясь спортом, человек учится соревноваться с самим собой. В учебе и труде это соревнование не так наглядно. В них трудней найти игру; трудней ощутить соревновательность, «пощупать» ее. А в спорте все наглядно, убедительно, поучительно. Делаешь все правильно — результат хоть и потихоньку, но постоянно растет. Стал нажимать, спешить, перебрал с нагрузками (ориентируясь не на себя, а на Петю, который тренируется рядом и имеет лучшие показатели), вместо поиска гармонии стал рассчитывать на силу — результаты перестали расти или даже упали. Спорт учит видеть задачи и не бояться их. А как же иначе! — ведь без веры в себя не решить даже самой простой задачи, а если схитришь и передоверишь это решение другим, то проиграешь в главном: ведь счастье, которое дает решение задачи, получит тоже другой… |
|
||