|
||||
|
Глава 2. Влияние мышления на обстоятельства Разум человека можно уподобить саду, который либо ухожен, либо пребывает в запустении. Вне зависимости от того, ухаживают за садом или нет, в нем должно что-то расти. Рост происходит всегда. Если в саду не были посажены полезные семена, он зарастет сорняками, которые принесут плод по роду своему. Садовник тщательно охраняет свой участок от сорняков и выращивает лишь те цветы, которые он желает получить. Точно таким же образом, человек призван заботиться о «саде» своего разума, выпалывая все ложные, бесполезные и нечистые мысли, одновременно культивируя цветы истинных, полезных и чистых мыслей. В процессе внутренней работы индивидуум приходит к выводу, что является главным «садовником» своей души, верховным правителем собственной жизни. Анализируя достоинства и недостатки своего сознания, он все больше понимает каким образом мышление формирует его характер, обстоятельства и судьбу. Мысли и характер суть одно. Характер, в свою очередь, может быть проявлен и открыт только через окружение и обстоятельства. Внешние условия жизни человека гармоничным образом связаны с его внутренним состоянием. Это не означает, что обстоятельства человека в любой момент могут открыть весь его характер. Но обстоятельства настолько близко связаны с жизненно важными ментальными процессами, что настрой разума не может не сказаться на всем его развитии. Каждый человек находится в том месте, где он сейчас, благодаря действию закона своего бытия. Мысли, которые он сделал частью характера, сформировали его текущие обстоятельства. В устройстве его жизни нет места случайности — оно есть результат закона, не знающего ошибок. Это утверждение в равной мере применимо к людям, ощущающим себя «вне гармонии» со своим окружением, и к тем, кто удовлетворен условиями жизни. Как прогрессирующее и эволюционирующее существо, индивидуум учится росту в любых условиях. Усваивая духовный урок текущих обстоятельств, он приходит к иным обстоятельствах. Человек останется под гнетом жизненных тягот до тех пор, пока будет верить, что его жизнь зависит исключительно от внешних условий. Осознав свою творческую силу и способность приказывать «почве» и «семенам» своего бытия, благодаря которым произрастают обстоятельства, он станет полноправным господином жизни. Тот факт, что обстоятельства являются плодом мысли, знаком каждому человеку, который долгое время практикует самоконтроль и внутреннее очищение. Нельзя не заметить, что изменение внешних условий напрямую зависит от изменений разума. Когда индивидуум решительно стремится исправить дефекты своего характера, он в значительной степени прогрессирует, его прогресс значительно ускоряется. Душа привлекает к себе все, что таит в себе — что она любит, а также чего боится. Она либо поднимается к высотам сокровенных мечтаний, либо опускается на уровень неочищенных инстинктов. Обстоятельства — средства, благодаря которым душа получает все, что по праву принадлежит ей. Каждое «семя» мысли, которое было посажено в разум, или которому позволили упасть в него и укорениться, вырастает и расцветает в форме поступка, в дальнейшем принося плод возможностей и обстоятельств. Хорошие мысли приносят хорошие плоды, дурные мысли — дурные плоды. Внешний мир формируется в соответствии со внутренним ментальным миром. Благоприятные и неблагоприятные условия жизни являются факторами, которые служат высшему благу индивидуума. Будучи «жнецом» своего урожая, человек познает как страдания, так и сияние славы. Следуя за внутренними желаниями, устремлениями и мыслями, которым мы позволяем доминировать в сознании (либо увлекаясь блуждающими огнями нечистого воображения, либо настойчиво двигаясь по пути сильных и возвышенных дел), человек приходит к конечному результату, проявленному во всех обстоятельствах. Законы роста и приспособления одинаково действуют во всех сферах. Индивидуум оказывается в приюте для бедных или в тюрьме не по злой прихоти судьбы или воле обстоятельств — его приводят туда низкие мысли и нечистые желания. Точно таким же образом, некогда обладавший светлым разумом человек не совершает преступление под влиянием стресса или внешней силы. Преступная мысль долгое время тайно гнездилась в его сердце и проявила свою силу, когда открылась возможность. Обстоятельства не формируют человека — они открывают его характер. Не существует условий, позволяющих личности без злых наклонностей опускаться в грех и сопутствующие им страдания. В равной степени нет никаких возможностей подняться к добродетели и чистому счастью тому, кто не культивирует добродетельные устремления. Человек есть господин и повелитель своей мысли, создатель самого себя, творец собственного окружения. Даже в момент рождения душа приходит получить то, что причитается ей по праву. В каждый миг своего земного странствия она привлекает к себе сочетания событий и внешних условий, которые являются отражением ее чистоты или нечистоты, силы или слабости. Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены. Их прихоти, причуды и амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей, будь она чистая или нечистая. Человек может быть заключен в тюрьму только самим собой, и низменные мысли и действия становятся темничными стражами Судьбы. Но благородные мысли и действия — это ангелы Свободы, выпускающие его. Индивидуум получает лишь заработанное им благо — а не то о котором молится или которого желает. Ответ на желания и молитвы приходит лишь в том случае, если они гармонируют с мыслями и действиями. Во свете этой истины, что представляет собой так называемая «борьба с обстоятельствами»? Невежественный человек постоянно бунтует против внешних условий жизни, одновременно продолжая сохранять и поддерживать в своем сердце причину их возникновения. Речь может идти о сознательном зле или неосознанной слабости — но что бы это ни было, внутреннее препятствие сдерживает любые попытки человека добиться перемен. В первую очередь, ему нужно устранить этот барьер. Многие люди настойчиво стремятся улучшить свои жизненные условия, но не готовы улучшить себя. Именно по этой причине они остаются скованными. Отказывающийся изменить себя человек никогда не преуспеет в достижении цели, к которой направлено его сердце. Данный факт справедлив в отношении как земных, так и небесных благ. Даже стремящийся к обогащению индивидуум должен готов принести большие личные жертвы прежде, чем его мечта станет реальностью. Насколько же больше требуется от человека, формирующего в себе качества силы и спокойствия! Многие продолжают тешить себя иллюзией, что страдают по причине своей добродетели. Но истина состоит в обратном. Пока человек не удалит из души каждую болезненную, горькую и нечистую мысль, он не может с достаточным основанием заявлять, что его страдания являются результатом благих, а не дурных качеств. Работая со своим разумом он откроет высший закон, который абсолютно справедлив, и поэтому не может воздавать добром на зло, а злом — на добро. В свете подобного знания он взглянет на свое прошлое, на былое невежество и слепоту, и увидит, что вся его жизнь была справедлива и упорядочена. Все хорошие и плохие переживания человека — это беспристрастные внешние проявления его эволюционирующей, но пока не достигшей совершенства души. Хорошие мысли и действия никогда не могут привести к дурным результатам. Дурные мысли и действия никогда не могут привести к хорошим результатам. Эти утверждения так же истинны как и факт, что из семени кукурузы может вырасти только кукуруза, а из семени крапивы — только крапива. Практически все люди понимают этот закон в естественном мире и действуют, полагаясь на него, но лишь немногие осознают его применимость в ментальном и моральном мире (хотя его действие в этих сферах также просто и неизменно). Вот почему они не сотрудничают с этим законом. Страдания всегда вызваны неправильным мышлением. Они указывают на то, что индивидуум находится не в гармонии с самим собой, с законом своего бытия. Единственная высшая цель страданий — очистить, сжечь все нечистое. Страдания прекращаются для очистившегося человека. После того, как из золота выведены все шлаки, в его переплавке нет смысла. Полностью чистое и совершенное существо не может страдать. Обстоятельства, которые причиняют индивидууму боль, есть результат его собственной ментальной дисгармонии. Обстоятельства, которые приносят ему благословение, есть результат его ментальной гармонии. Мера правильности мышления — блаженство, а не материальное благосостояние. Мера неправильности мышления — несчастье, а не отсутствие благ. Человек может быть богатым, но проклятым; с другой стороны, он может быть бедным, но благословенным. Счастье и богатство сочетаются вместе лишь в том случае, если богатством правильно и мудро распоряжаются. Бедный человек начинает чувствовать себя несчастным, если рассматривает свою долю в жизни как несправедливое наказание. Бедность и вседозволенность — две крайности несчастья. Эти неестественные состояния возникают по причине ментального беспорядка. Человек не переживет полноты жизни до тех пор, пока не счастливым, здоровым и процветающим. Счастье, здоровье и изобилие, в свою очередь, есть результат внутренней и внешней гармонии человека и его окружения. Индивидуум в полной мере становится человеком в тот момент, когда перестает стенать и жаловаться на судьбу, принимая решение найти скрытое правосудие, которое регулирует его жизнь. Приспосабливая свой разум к этому уравновешивающему фактору, он прекращает винить кого-либо в своих неудачах. Он избирает сильные и благородные мысли. Вместо того чтобы бороться против обстоятельств, он начинает использовать их потенциал для более быстрого прогресса. Он стремится раскрыть в себе новые силы и способности. Доминирующая сила во вселенной — закон, а не беспорядок. Душа и субстанция жизни — справедливость, а не несправедливость. Движущая сила в духовном управлении мира — праведность, а не нечестие. Человеку нужно лишь исправить себя и обнаружить, что вселенная праведна. В процессе внутренних перемен индивидуум убедится, что по мере изменения его отношения к вещам и людям, отношение вещей и людей к нему также меняется. Доказательство этой истины заложено в каждом человеке, и оно может быть найдено через исследование, систематическое размышление и самоанализ. Если индивидуум радикально изменит свои мысли, он поразится быстрой трансформации своего окружения. Некоторые люди полагают, что внутренняя жизнь может оставаться в секрете — но это не так. Мысли быстро превращаются в привычки, привычки проявляются в форме обстоятельств. Низменные мысли вызывают появление таких привычек, как пьянство и неконтролируемые чувственные удовольствия, вслед за чем приходят опустошение и болезнь. Нечистые мысли формируют привычки слабости и замешательства, которые приводят к проявлению неблагоприятных обстоятельств. Боязливые и полные сомнений мысли формируют в человеке трусость и нерешительность, результатом которых являются бедность и рабская зависимость. Мысли, которым свойственна лень, вызывают появление привычек нечистоты и нечестности, приводящих к испорченности и нищете. Ненавистные и осуждающие мысли формируют привычки обвинения и насилия, за которыми следуют физическая боль и отвержение. Эгоистичные мысли приводят к самолюбию, влекущему за собой несчастье и раздор во всех делах. С другой стороны, прекрасные мысли выливаются в форму благих и добрых привычек, приводящих к светлым и благоприятным обстоятельствам. Чистые мысли формируют умеренность и самоконтроль, плодом которых являются спокойствие и мир. Мужественные мысли, полные самообладания и решимости, дают личности положительный настрой, созидающий успех, изобилие и свободу. Энергичные мысли приучают человека к производительности и эффективности, за которыми следуют благоприятные обстоятельства. Кроткие и прощающие мысли формируют доброту, которая привлекает к личности необходимую охрану и защиту. Когда мысли любви и самоотверженности становятся привычками, вызывают появление процветания и подлинного богатства. Как хороший, так и дурной ментальный настрой неизменно сказывается в характере и в обстоятельствах. Природа помогает каждому индивидууму сделать реальностью те мысли, которые он более всего лелеет. Она предоставляет ему возможности воплотить как благие, так и злые мысли. Если человек оставит свои греховные помышления, весь мир смягчится по отношению к нему и с готовностью придет ему на помощь. Если он устранит свои слабые и больные мысли, для него повсюду откроются возможности проявить силу и решимость. Если он культивирует хорошие мысли, никакая жестокая судьба не сможет сковать его узами несчастья и позора. Мир похож на калейдоскоп. Различные комбинации цветов, которые мы видим в последовательности, представляют собой отражение динамичных мыслей. |
|
||