|
||||
|
Часть II Речи Путина под микроскопом Глава 1 «Как святой Франциск»: арсенал эффективных техник выступления В этой главе вы познакомитесь с рядом конкретных техник оформления мысли в публичной речи. Мы рассмотрим: ? метафору и сравнение; ? контраст; ? триаду; ? интригу и иронию; ? факты, примеры из жизни, анекдоты, а также то, как их применяют в своих выступлениях Путин и другие известные политики. Обратите внимание, насколько просты эти техники, – надо только знать, как их применять. Попробуйте использовать каждую из описанных здесь техник для оформления своих собственных мыслей: представьте, что вам предстоит выступить на знакомую тему перед большой аудиторией. Такая «воображаемая симуляция» позволит вам быстро освоить приемы успешного выступления. «Сапоги всмятку»: как обогащают речь сравнения и метафоры Не секрет, что удачно подобранное слово может заменить тысячу других, не очень удачно подобранных. Вместо «молчал и ничего не говорил» можно сказать «был нем как рыба». Вместо «много работал» – «пахал, как раб на галерах» (Путин).
Обратите внимание: в обыденной речи мы постоянно пользуемся образными выражениями, даже не задумываясь об этом. Мы говорим: льет как из ведра замерз как цуцик хитер как черт зол как собака красив как бог молчит словно воды в рот набрал вскочил как ужаленный бегает как угорелый Все это – примеры сравнений, где вещь или действие называется и сравнивается с чем-то еще. Сравнение как минимум усиливает сказанное: не просто красив, а прямо как бог. Часто к тому же сравнение вносит дополнительные оттенки. Например, бегать можно по-разному: можно за автобусом, или на скорость, или в качестве физического упражнения легкой трусцой, или даже – на месте. Совсем другое дело, когда кто-то бегает как угорелый – очень быстро, хаотично и… ну, как угорелый, иначе не назовешь.
Если использовать сравнение, но не называть то, что сравнивается, получится метафора. Достаточно сказать о человеке «звезда» – и станет понятно, что он чем-то отличился или даже прославился. Метафора – это замена одного объекта другим на основании сходства этих двух объектов. Мы говорим «пробки на дорогах», сравнивая скопление машин с пробкой, затыкающей горлышко бутылки. Мы говорим: свежая мысль цены упали надуть кого-то Мы настолько привыкли к переносному смыслу этих слов, что даже не замечаем их образности. И нам кажется, что ничего переносного и образного в этих выражениях нет. Например, мы говорим, что снег идет, зима приходит, хотя, конечно же, ни снег, ни зима ходить не могут.
Другой распространенный пример – метафора «горячее/холодное». В зависимости от контекста горячим мы называем что-то активное, чувственное, эмоциональное, а холодным – нечто пассивное, безэмоциональное, уравновешенное, иногда – рациональное (холодный рассудок, холодный расчет). Мы говорим: горячее сердце, холодная голова (хотя на самом деле температура того и другого, надо полагать, вполне нормальная), пламенный взгляд, горячее предложение, теплый прием. И даже не замечаем, что используем эти слова в переносном смысле. Кроме таких «незаметных» метафор есть множество образных выражений, которыми мы вполне осознанно и со вкусом украшаем свою речь. Вот только несколько примеров – первое, что пришло на ум (кстати, «пришло на ум» – тоже образное выражение): совать нос (не в свое дело) играть на нервах дымить как паровоз золотая голова дубина стоеросовая завестись с полоборота ни в зуб ногой прикинуться шлангом позеленеть от злости встать не с той ноги лопнуть от смеха как рыба об лед медведь на ухо наступил плюнуть в душу нем как рыба гол как сокол одна нога тут – другая там на дороге не валяется заговаривать зубы сами с усами откуда ноги растут дело – табак Во всех этих выражениях, по крайней мере в большинстве из них, очевидно, какое слово используется в переносном смысле, и даже примерно понятно, почему. Хотя иногда бывает непросто догадаться, откуда, собственно, этот смысл перенесен, то есть каково было изначальное, буквальное значение этих слов. Например, в выражениях «гол как сокол», «дубина стоеросовая» и даже «дело – табак». Но это не мешает нам воспринимать и активно использовать эти и многие другие образные выражения – главное, чтобы был понятен переносный смысл, а без точного знания буквального значения вполне можно обойтись.
Огромное количество устоявшихся метафор и образных выражений можно найти практически в любой сфере жизни – не только в обыденной речи, но и, например, в науке: клетка организма компьютерный вирус магнитное поле звуковая волна За примерами из политики тоже не надо далеко ходить. Мы говорим «Белый дом», подразумевая правительство Соединенных Штатов, «Кремль» – правительство России. И подобных примеров очень много: холодная война хромая утка пятая власть коричневая угроза мировое закулисье дружба народов международный ландшафт Обратите внимание: многие из этих выражений сложно чем-то заменить, передать их смысл другими словами. Мы видим, насколько порой образное выражение точнее буквального передает мысль.
Однако в политических и деловых речах люди часто стараются избегать даже таких, вросших в повседневную речь, привычных образов. И, по мнению многих экспертов, совершенно напрасно это делают. Употребленное к месту образное выражение или сочная народная идиома придают речи живость, создавая ощущение близости говорящего к народу и вызывая доверие слушателей. Путин часто пользуется этим приемом:
Несомненно, используемые метафоры (и стиль речи в целом) многое говорят о самом человеке. Поэтому важно, чтобы ваши слова не противоречили тому образу, который вы пытаетесь создать. Набор метафор и других выразительных средств речи индивидуален, он свой у каждого человека. Например, Медведев не может позволить себе использовать те же идиомы, что и Путин. В любом случае всем знакомые метафоры и сравнения – хотя и самая простая, но немаловажная часть в речи. Другую, более яркую и запоминающуюся часть составляют новые, необычные образы. «Неразорвавшиеся снаряды, образно выражаясь»: метафора в речи политика Как уже говорилось, по определению метафора – это замена одного объекта другим на основании сходства этих двух объектов. Можно сказать, что образные выражения, такие как сравнения и метафоры, – своего рода мосты между мыслями, поскольку в них одна вещь сопоставляется с другой, обычно с первой вещью не связанной. И тем самым подчеркивается определенный аспект вещи или явления. Например, в следующих словах: Рабы разумные, послушно согласим((Е. А. Баратынский)) Баратынский называет нас рабами не потому, что мы формально ими являемся, но потому, что мы по сути не свободны.
Таким образом, не читая моралей и лекций, не надоедая буквализмом, можно передать сходство двух объектов или явлений косвенно, не напрямую. И эта косвенная передача будет гораздо ярче прямой. Вот что сказал Чарльз Ревсон, создатель косметической фирмы Revlon:
Хотя можно было просто сказать, что косметические средства позволяют подкорректировать внешность, скрыв недостатки и подчеркнув достоинства. Но это сухо и неинтересно. Насколько более емким и афористичным делает метафора «надежда» слова Ревсона! Впрочем, реклама практически вся построена на метафорах. Это только лишний раз доказывает их эффектность, которая заключается в том, что как и другие риторические техники, образные выражения делают речь более яркой и запоминающейся. Они позволяют красиво сказать что-то, что в буквальном выражении будет не очень привлекательным. Или слишком банальным. В качестве примера можно привести вошедшую в учебники речь Рональда Рейгана после крушения шаттла «Челленджер» в 1986 г. Вот что он сказал о команде астронавтов:
Процитированные в этой речи слова из стихотворения американского летчика и поэта Джона Гиллеспи Маги позволяют с нужной пропорцией вкуса и пафоса сказать то, что иначе прозвучало бы банально и фальшиво. Это выступление Рональда Рейгана вошло в историю как одна из наиболее эффектных речей – в том числе благодаря этим столь уместным поэтическим метафорам, придавшим особое настроение, особую торжественность и одновременно проникновенность всей речи. Надо сказать, что цитирование в публичной речи, особенно цитирование поэтических строк, – дело весьма рискованное, и далеко не все решаются пойти на такой риск. Но насколько сильнее прозвучало бы, например, обращение Путина после смерти Бориса Ельцина, если бы он решился процитировать классиков! Здесь как нельзя лучше подошли бы слова из пушкинского «Медного всадника»: О, мощный властелин судьбы! А вот что сказал Путин на самом деле:
Конечно, все это верно, слова о свободе и праве понятны слушателям, но как-то очень уж обыденны. Торжественная речь произносится по давно сложившимся канонам, и в ней непросто сказать что-то свежее в соответствующем духе. Но зато если это удается, эффект от речи будет гораздо сильнее. Цитата из Маги пришлась к месту – именно поэтому речь Рейгана стала классикой.
Правда, нельзя не признать, что Путин создал себе образ лаконичного и делового оратора, которому не к лицу подобная лирика. Но и он порой включает в свои речи удачные образные цитаты, например, на Мюнхенской конференции:
А вот пример непроцитированной (собственной) метафоры. Свое первое президентское новогоднее обращение к гражданам России Путин начал с такого образа:
Здесь сравнение «сверять помыслы, чувства и ожидания» (как сверяют часы) выражает в новой и необычной форме то, что все и так знают, – что в Новый год подводятся итоги года прошедшего и выражаются (обычно в форме новогодних пожеланий) надежды на год будущий. Если бы Путин выразился буквально, слушатели тут же отвлеклись бы на собственное прошлое и будущее, и вряд ли кто-то продолжил бы его слушать. Но метафора, во-первых, красива, а к красивой речи можно и прислушаться. А во-вторых, она выражает особое эмоциональное отношение самого Путина к подведению итогов, и становится интересно, что же он скажет дальше. В этом предложении метафора еще и сочетается с двумя приемами, которые мы рассмотрим позже в этой главе. Один из них – контраст: буквальное «сверять часы» противопоставляется метафоричному «сверять помыслы». И как будто этого недостаточно, мысль усилена использованием триады («помыслы… чувства… ожидания») с троекратным повторением слова «сверять». Очевидно, что искусное применение этих техник подчеркивает и растягивает удовольствие от метафоры. Несмотря на то, что придумать новую метафору может каждый (это вовсе не так трудно, как может показаться), все же получается это не всегда. Но и проверенные старые метафоры годятся не всегда. К счастью, на такие случаи существует компромисс между изобретением совершенно новой метафоры и использованием старой. Сочетание двух и более метафор, пусть и не новых, может прозвучать вполне свежо и ярко. Даже Пушкин – вот уж для кого придумать новую метафору не составляло труда! – успешно использовал этот прием: И на обломках самовластья напишут наши имена. Трудно представить, чтобы метафора обломков и образ вписывания имен когда-нибудь, пусть даже в пушкинское время, звучали свежо и ново. В любом случае, независимо от новизны этих двух образов, сильный эффект строчки заключается именно в объединении этих метафор. Но вернемся от поэзии к прозе. Вот несколько примеров объединения метафор из Мюнхенской речи Путина:
Здесь сочетаются два образных выражения: «откладывать на черный день» и «лишняя пара сотен», хотя это, конечно, не пара сотен и боезаряды вовсе не лишние:
Осторожно, «кривые» метафоры! Здесь и правда следует быть осторожным. Важно не запутаться в образах, не сбиться с предполагаемой метафоры и не наговорить лишнего. Потому что абсурдность таких сбоев сразу очевидна и разрушает весь эффект. И тому есть множество забавных примеров:
Мастером сочетать несочетаемое был В. С. Черномырдин:
Вообще, конечно, такие ляпы время от времени проскальзывают у многих политиков, не только российских, но и американских. Вот, например, высказывание Джорджа Буша:
Поскольку блокпост воспринимается как необходимая остановка, препятствие на дороге, получается, что безопасность – препятствие на пути к миру. То есть отсутствие безопасности как раз будет способствовать достижению мира во всем мире. Это очевидный абсурд. Такое ощущение, что Буш, начиная фразу, хотел сказать одно, но передумал и сказал другое. Вот и получился курьез. С Путиным такое тоже случалось:
Здесь очевидно смешение двух устойчивых выражений «показать путь» (обычно к спасению и т. п.) и «свет в конце тоннеля». По значению этих два выражения, в общем-то, сходны, но все-таки нельзя сказать, что они совпадают. «Показать путь» означает направить, указать на возможные действия, сказать что следует делать. А «свет в конце тоннеля» – это надежда. В результате у Путина получилось, что у «этих людей» должна появиться надежда на то, что «в конце тоннеля» им сообщат что делать. Вряд ли он на самом деле собирался это сказать. Вот еще несколько примеров:
Попробуйте представить себе, какими должны быть эти руки, чтобы и собирать, и консервировать одновременно, да еще и одной рукой, пока другая занята раздачей благотворительной помощи. «Как святой Франциск, ежедневно мотыжить участок»: метафора как стратегия Метафоры не только доставляют слушателям эстетическое удовольствие (или смешат их, как в приведенных только что примерах). Образные выражения имеют и стратегический смысл. Они задают определенный контекст и направление мысли, в то же время отсекая нежелательные оратору ассоциации.
Как уже говорилось, метафора объединяет нечто знакомое и понятное с чем-то другим, новым, и за счет этого позволяет по-новому взглянуть на знакомое и понятное. Посмотрим, как метафорично высказался президент Путин на Мюнхенской конференции в 2007 году:
Мысль, выраженная в этом отрывке, понятна и очевидна: противостояние СССР и США, выраженное метафорой Берлинской стены, давно ушло в прошлое («разошлись на сувениры»). Напряжение разрядилось. Благодаря метафоре стены и сувенирности эту мысль удалось выразить без отрицательно заряженных слов («напряжение», «блок» – военный конечно же, «противостояние»). Она прозвучала очень умиротворенно, спокойно, даже дружелюбно. Поэтому и дальнейшие слова президента, которые можно было бы истолковать как претензию или даже агрессию, прозвучали вполне конструктивно:
Нередко, слушая речи политиков, можно заметить, что, выбрав какую-то метафору в начале, они придерживаются ее на протяжении всей речи. Этим, с одной стороны, обеспечивается целостность речи, единство мысли на всем протяжении выступления. С другой стороны, единая метафора позволяет объединять вещи и рассуждения, связь которых без этого может показаться не столь очевидной. К тому же, как уже говорилось, таким образом автоматически отсекаются альтернативные аргументы и рассуждения – они просто не приходят на ум слушателям в контексте заданной метафоры. В своей знаменитой речи «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг следующим образом вводит и развивает метафору «банка справедливости»:
Говоря о равных правах американцев всех рас как о чеке, как о деньгах, Мартин Лютер Кинг тем самым подчеркнул, что как деньги имеют совершенно одинаковую ценность, какого цвета ни была бы рука, их держащая, так же права и свободы должны одинаково применяться к американцам всех рас. Но, если подумать, к правам и свободам можно применить и какую-нибудь другую метафору. Например, сказать, что как по-разному наделены люди природными способностями, так же по-разному они могут быть наделены и правами: кто-то больше, кто-то меньше. Или что право – это не унаследованный вексель, а зарплата: каждому выдается этой свободы столько, сколько он заслужил, заработал. Можно придумать много метафор, из которых будет следовать, что люди вовсе не равны и не должны быть равны перед законом. Более того, если бы мы услышали буквально следующее: «все люди должны быть равны перед законом» или «все люди обладают равными правами», – эти нежелательные для Мартина Лютера Кинга метафоры могли бы прийти на ум сами, случайно или не случайно. Когда же метафора к месту, думать не в ногу с говорящим куда сложнее. Кстати, обратите внимание, что «думать не в ногу» из предыдущего предложения – еще один пример сочетания несочетаемого, употребления в метафоре не подходящих ей слов. Это еще раз показывает, что, как мы уже говорили, сочетать метафоры – не такое простое дело. Для Путина сквозной можно назвать метафору власти как тяжкого и монотонного труда – а не привилегии или почетного долга, как склонны говорить о ней, например, американцы. Путин постоянно подчеркивает, что это приятный, но тяжелый и монотонный труд:
Итоги Итак, образные выражения, такие как рассмотренные в этой главе сравнения и метафоры, выполняют следующие функции: ? оживляют речь, привлекают внимание и создают яркий, запоминающийся образ, даже если это устоявшиеся образные выражения (клише); ? позволяют соединить две мысли, обычно не связанные друг с другом; ? представляют мысль в нужном оратору свете и отсекают нежелательные ассоциации; ? сквозные метафоры объединяют выступление, даже если в нем затрагиваются весьма различные вопросы, и позволяют создать целостное впечатление.
«Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать»[24]: искусство расставлять слова Предположим, вы готовитесь к публичному выступлению. Определили цель выступления и условия, в которых его придется делать. Выделили основные мысли, которыми хотите поделиться со слушателями. Нашли аргументы. Наметили план речи. Решили, каким человеком хотите показать себя публике и какие эмоции у нее вызвать. Самое время подумать о том, как заставить аудиторию внимательно выслушать все это. И это серьезный вопрос.
Кому из нас не случалось заснуть на скучной лекции? Через сколько минут вы перестаете следить за тем, что вещает какой-нибудь зануда с телеэкрана? Увы, предел естественного человеческого внимания настолько низок, что даже в самой короткой речи нельзя рассчитывать в него уложиться. Мы почти сразу отвлекаемся от унылого оратора и во время его выступления преспокойно размышляем о чем-то своем. До тех пор, пока он не оговорится. Речи многих политиков (и не только) забываются на следующий день, но их оговорки порой живут в народной памяти годами. Многие помнят, как, например, оговорился министр финансов Кудрин на международном инвестиционном форуме «Россия зовет!»:
Или как Лужков сказал на пресс-конференции по итогам выборов в Москве в декабре 2007 г.:
Но не отсутствие оговорок отличает хорошего оратора от плохого – в конце концов, оговориться может всякий. Хороший оратор отличается тем, что умеет удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления не только за счет оговорок. К сожалению или к счастью, это умение не зависит ни от ума говорящего, ни от его профессионализма, ни от внешних данных. Более того, даже содержание выступления не определяет напрямую, насколько внимательно вас будут слушать. Потому что даже самую замечательную, умную мысль можно пропустить, если оратор мямлит и занудствует. Но есть и хорошая новость: самую банальную мысль можно сформулировать так, что слушатели захлебнутся от восторга. Возьмем в качестве примера начало инаугурационной речи Рональда Рейгана 1981 г.
Надо сказать, что в США инаугурационные речи традиционно привлекают большое внимание, поскольку в них новый президент излагает программу своих будущих действий и высказывается по наиболее острым вопросам американской жизни. Однако начинаются речи зачастую с весьма банальных вещей. В этом смысле не стала исключением и речь Рейгана. Вот с чего он начал:
В каждом из этих трех предложений Рейган противопоставляет рутинность передачи власти в Америке и экстраординарность этого явления. В первом предложении обыденность процедуры противопоставляется значению этого момента лично для него, Рейгана. И это вполне понятно: хотя президенты в США сменяются каждые 4–8 лет, с одним отдельно взятым человеком инаугурация может случиться только раз, максимум – два раза в жизни. Причем далеко не с каждым человеком это случается. Во втором предложении слова о «дежурности» передачи власти соседствуют со словами «насколько мы уникальны», и это создает некий контраст и интригу. В чем уникальность, если эта процедура традиционно и неизменно повторяется уже не один век? Следующее предложение отвечает на этот немой вопрос: «мы» уникальны в мире, который смотрит на «нас» с удивлением и восхищением, как на чудо. Причем в этом последнем предложении опять повторяется рефрен о регулярности передачи власти. Тем самым, во-первых, подчеркивается значимость этих слов, и, во-вторых, создается контраст между обыденностью передачи власти в США и удивлением всего мира. В результате в первом предложении слушатели сопереживают Рейгану, разделяют его волнение и что там еще он мог чувствовать в этот момент. Во втором их внимание цепляется за интригу, созданную противопоставлением «дежурности» и «уникальности». А в третьем слушателей переполняет гордость за свою страну, на которую с восхищением взирает весь мир. Как можно увидеть из примера речи Рейгана, даже банальную мысль можно сформулировать так, чтобы аудитория слушала, затаив дыхание. Причем для этого не так уж много требуется: Рейган использовал всего две простые риторические техники. Именно о риторических техниках и пойдет речь в этой главе. Вы можете возразить, что правильные и умные мысли не требуют искусного выражения. Увы, это совсем не так. Как говорил Вольтер, «прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена». Прибавим к этому, что, как заметил Скилеф[25], «говорить могут даже дети, но говорить как следует не могут и многие взрослые». Из всего этого следует, что даже если вы собираетесь сказать что-то необычайно важное, не следует пренебрегать формой. Необходимо помочь людям услышать ваши замечательные мысли. И достигается это продуманным подбором и расстановкой слов. «Быть или не быть»: техника контраста Для начала поговорим о трех риторических техниках, позволяющих за счет определенной расстановки слов сформулировать мысль так, что она будет легко понятна слушателям и надолго останется в их памяти. И первая такая техника, пожалуй, самая простая – это контраст, или противопоставление. Именно эту технику так удачно использовал Рейган в рассмотренном выше примере. И не только он: огромное количество вошедших в историю цитат из речей и произведений литературы построены именно на контрасте. Вот лишь несколько примеров: Война и мир Гордость и предубеждение Преступление и наказание Быть или не быть Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Все эти примеры построены на использовании антонимов – слов с противоположным значением, таких как «добро – зло», «белое – черное», список можно продолжать до бесконечности. Построенные на антонимах контрасты всегда привлекают внимание к сказанному.
Обратите внимание на то, что эту фразу практически и не перескажешь другими словами. Контраст позволяет не только привлечь, зацепить внимание слушателей, но и четко, образно выразить то, что иначе потребует длинной проповеди. Это, кстати, относится не только к контрасту, но и к большинству риторических техник. Они представляют собой своего рода форму, подставляя в которую нужные слова, можно получить весьма осмысленную, емкую, а порой даже глубокую реплику.
Но вернемся к контрасту. Вот еще один пример противопоставления, основанного на антонимах:
Контраст «голова – сердце (или душа)» вообще встречается довольно часто. Вот, например, известная фраза, авторство которой приписывают в том числе Уинстону Черчиллю:
Путину удалось использовать контраст «голова – сердце» даже не в подготовленной заранее речи, а в ответе на вопрос, на пресс-конференции в феврале 2008 г. В ответ на слова Хиллари Клинтон о том, что он «как бывший сотрудник КГБ по определению не может иметь души» (цит. по материалам сайта vesti.ru), Путин сказал: «Думаю, что как минимум государственный деятель должен иметь голову». Но совсем не обязательно зацикливаться на какой-то устоявшейся паре антонимов. Противопоставить можно практически что угодно. Как сказал кинорежиссер Вуди Аллен:
Или кинорежиссер Альфред Хичкок:
А вот что противопоставляет в своих речах Путин:
Но все это скорее ирония. А вот уже на полном серьезе:
Здесь правам граждан противопоставляются их обязанности – соблюдать закон. Или вот еще пример из выступления Путина на открытии VI Всемирного русского народного собора:
Контраст можно найти буквально где угодно. В уже обсуждавшемся отрывке интервью Путина после трагедии на подлодке «Курск» было сказано следующее:
Обратите внимание, что мысль о непродуктивности массовых увольнений и вообще карательных мер Путин ввел через противопоставление. Одну сторону этого контраста составляет естественное в подобной ситуации желание срочно всех наказать, «проявить характер». Другую – желание Путина решить проблему по существу, а не отделаться самым простым способом. Это сказано не просто так. Представьте, что Путин без предисловий заявил бы: никто не будет уволен. Согласитесь, это было бы довольно странно. А теперь обратите внимание, как легко и изящно техника противопоставления позволяет решить эту проблему. Достаточно только начать не с того, в чем вы собираетесь убедить слушателей, и шансы на успех заметно повышаются. Этот пример также демонстрирует, что, несмотря на соблазн развлечь читателя яркими афоризмами, контраст в речи вовсе не обязательно должен быть афористичен. Этот прием можно применить не только к построению фразы, но и к построению аргументации в целом. В качестве еще одного примера можно привести заключительные слова Мюнхенской речи Путина:
Формально смысл сказанного не изменился бы, если бы Путин произнес: «…безопасность и процветание для всех». Однако президенту важно было отметить, что безопасность и процветание должны быть обеспечены каждому, а не только избранным. Вся фраза была произнесена только ради этого контраста. Причем именно такая формулировка позволила одновременно подчеркнуть слова «не для избранных» и завершить речь позитивно, на стремлении к добру и процветанию для всех.
Однако вернемся к ярким эффектам. Наиболее эффектного контраста можно достичь, если удастся во второй части предложения поменять местами слова из первой части. Например:
Чтобы не создалось ложного впечатления, что подобные перевертыши можно лишь перевести с иностранного, приведем пару примеров, впервые сказанных именно по-русски:
Обратите внимание: слова не просто меняются местами, переворачиваются сами отношения между понятиями. И в результате появляется новый смысл, который и противопоставляется первой части фразы. Эффект создается за счет того, что буквально одними и теми же словами передаются две совершенно разные, зачастую противоположные мысли. Особенно много контрастов-перевертышей использовал Уинстон Черчилль, причем в речах на самые разные темы:
И даже:
Читая высказывания Черчилля, можно подумать, что такие изящные противопоставления придумывать проще, чем кажется. И это действительно так. Берете два понятия, связываете их, подставляете какое-нибудь обстоятельство, и переворачиваете связь понятий. Например:
Этот тип контраста особенно ярко демонстрирует, что если правильно пользоваться риторическими техниками, вам зачастую не придется вкладывать в слова смысл – слова сами сложатся в осмысленную фразу.
«Я буду с армией, буду с флотом и буду с народом»: техника триады Если вдруг вам нечего противопоставить, а наоборот, нужно перечислить ряд вещей или просто акцентировать, задержать внимание на какой-то мысли, можно воспользоваться техникой под названием триада.
Мы с детства привыкли мыслить триадами. Этому учат нас многие сказки, в которых фигурируют три сына, тридцать три богатыря, три девицы под окном, три медведя, три поросенка, три дня, три испытания, три загадки, три желания. Именно в виде триады формулируются многие основополагающие культурные понятия, начиная от религии (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух; рай, ад и чистилище) и заканчивая политикой (три ветви власти; свобода, равенство, братство; три цвета флага). Наверное, поэтому и в речах триады хорошо звучат и часто используются:
В последнем примере удачно сочетаются три риторические техники. Во-первых, свое понимание справедливости Путин противопоставляет формуле «все отнять и поделить». Во-вторых, Путин описывает справедливость триадой: развитие, успех, лучшая жизнь для всех. Наконец, третий прием, использованный в этой фразе, – это повтор. Путин несколько раз повторяет слова «для всех». Как видно из этого примера, повтор усиливает мысль говорящего, подчеркивая то, что для него действительно важно. В длинном выступлении повтор еще и придает речи ритмичность. Так, в приведенном выше примере из интервью Путина в связи с гибелью «Курска» несколько раз повторяются слова «и армия, и флот, и государство». Поскольку эти слова и в первый раз прозвучали ярко и наверняка запомнились слушателям, при их повторении слушатели каждый раз мысленно возвращаются к основному посылу выступления. Это позволяет удержать их внимание и помогает аудитории составить целостное впечатление от речи. Мы не будем задерживаться на этой довольно простой технике. Достаточно сказать, что если нужно донести до слушателей что-то очень важное, имеет смысл сформулировать это простой запоминающейся фразой и повторить несколько раз в разных местах.
Триада может объединять не только три слова, но и три более развернутые мысли, словосочетания.
Более того, даже целые предложения можно оформить как триаду:
Обратите внимание на то, что все члены триады сформулированы по одному общему принципу: в каждой ее части сначала заявляется основная мысль, затем следуют пояснения и, наконец, в последнем предложении первой и второй частей триады подчеркивается значимость сказанного. А в самом последнем предложении подытоживается все сказанное, вся триада в целом.
Но и это еще не все. Как и контраст, триады позволяют эффектно сформулировать не только отдельно взятую мысль, но и структурировать все выступление в целом. В интервью в связи с гибелью «Курска» обсуждение спасательной операции Путин начал так:
Тем самым Путин изложил план, что он собирается сказать. И дальше придерживался этого плана. Учитывая важность обсуждавшегося вопроса, с одной стороны, и обилие деталей и информации – с другой, такое структурирование изложения было просто необходимо, чтобы слушатели смогли уследить за мыслью президента. Точно так же и в программном послании Федеральному собранию в апреле 2005 г. Путин выделил три пункта, которым и была посвящена большая часть этой длинной речи:
Эта речь продолжалась 48 минут, поэтому было действительно важно как-то помочь слушателям уследить за сюжетом и составить целостное представление о речи, правильно связать разные ее фрагменты. Именно для этого в длинных выступлениях вообще полезно сразу предупредить слушателей, о чем и в каком порядке пойдет речь. Еще лучше, если этот предварительный план удается оформить как триаду, поскольку, чтобы такой план сработал, слушатели должны его запомнить хотя бы в общих чертах. А сколько пунктов можно запомнить на слух? Два-три, максимум четыре. Двух обычно недостаточно, чтобы структурировать длинную речь. Четыре пункта непросто подобрать так, чтобы они очевидно объединялись, как например, четыре стороны света. В триаду же можно включить практически что угодно. Трудно придумать пример, в котором триада не звучала бы цельной и завершенной. Наверное, поэтому людям удобно пользоваться триадами, независимо от того, о чем идет речь, о логике ли, о политике или о детской сказке.
Президентом может стать кто угодно: ирония и интрига Еще одна риторическая техника, позволяющая ярко и эффектно выразить нечто банальное, очевидное, – это ирония. Ирония основывается на противопоставлении буквального и переносного смысла слов. В этом плане ирония сродни метафоре, но действует она обычно в обратном направлении: переносный смысл слов подменяется буквальным.
Именно на иронии построено большинство шуток, которыми ораторы пытаются вызвать смех. Почему оратору так важно рассмешить слушателей? Хорошо ли это вообще? Конечно, если аудитория смеется над выступающим, последний вряд ли может этому порадоваться. Другое дело, когда причиной смеха становится шутка. Во-первых, смех – это положительная реакция, и она автоматически сближает слушателей и говорящего. Создается некая общность. Слушатели, понявшие шутку, чувствуют свою причастность и к другим словам выступающего. А во-вторых, смех – это одно из немногих нелогических, нерациональных средств убеждения. Посредством юмора можно в корне изменить отношение к обсуждаемым вопросам, причем изменить напрямую, через интуицию, без логических аргументов.
Рассмотрим несколько примеров:
В первом предложении под словами «кто угодно» подразумевается, что стать президентом имеет право каждый человек. С этим не поспоришь. Однако во втором предложении те же самые слова означают уже, что на этой высокой должности может оказаться кто попало, то есть самый неподходящий человек. Автор высказывания – Кларенс Дарроу, американский адвокат и политик конца XIX – начала XX в. В последнее время американские политики часто шутят, что те же методы, которые власти США использовали на допросах террористов, террористические организации используют на отборочных собеседованиях. Интересно, что эти слова произносятся как в только что приведенном, так и в обратном порядке: методы, которые террористические организации использовали на отборочных собеседованиях, спецслужбы США используют теперь на допросах террористов. Причем американские политики еще и подтрунивают друг над другом, замечая, кто первый и в каком порядке эти слова произнес. Именно на иронии основана известная шутка Путина:
Сначала слово «подглядывать» воспринимается как обобщение вообще всех методов сбора информации – и подглядывания, и подслушивания, и чего угодно. Но дальше выясняется, что «подглядывать», оказывается, использовалось именно в буквальном смысле, то есть не подразумевало «подслушивать». Смех аудитории можно вызывать и неожиданным развитием устоявшегося выражения (клише). Тут тоже эффект чаще всего достигается за счет подмены переносного смысла буквальным и наоборот. Хороший пример – известный афоризм Оскара Уайльда:
В исходной пословице «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» слова «завтра» и «сегодня» – метафоры, обозначающие соответственно будущее и настоящее. И это переносное значение настолько доминирует в пословице, что нужно было быть Оскаром Уайльдом, чтобы отнестись к слову «завтра» буквально. А только это и позволило заменить его на «послезавтра», тем самым вложив во всю фразу новый смысл. Этот прием иногда использует и Путин:
Здесь соединяются выражения «крепкая рука» и «выкручивать руки». Очевидно, что эти слова имеют привычный нам переносный смысл, и он у них настолько разный, что вряд ли многим из нас когда-либо приходило в голову поставить эти две метафоры рядом. Однако в данном случае такая игра слов оказывается как нельзя кстати. Основная мысль этой части выступления президента заключалась в том, что Евросоюз предъявляет России непосильные требования. Что как раз и передается метафорой «выкручивать руки». И вместе с тем нужно было сказать, что российская экономика чувствует себя достаточно уверенно и вне ВТО и Евросоюза. В общем, можно сказать, что выражение «крепкая рука» примерно это и означает. В результате, воспользовавшись тем, что оба метафоричных выражения используют слова «рука», «руки», Путин сформулировал свою мысль емко и эффектно. Вообще ирония как противопоставление переносного и буквального смысла слов очень характерна для высказываний Путина. За примерами не приходится далеко ходить, ими полон Интернет, именно такие иронические высказывания чаще всего попадают в ходячие цитаты.
Очевидно, что смысл первого предложения прямо противоположен буквальному значению того, что в нем говорится. И второе предложение это подтверждает – на этот раз и буквально, и по сути. Однако и в нем таится «шпилька»: Путин подчеркнул слово «доброжелательным», поставив его в самом конце, после красноречивой паузы. Часто и в ответах на вопросы Путин как бы не видит истинный смысл слов, а реагирует только на буквальное значение. Например, на вопрос о том, что случилось с подлодкой «Курск», Путин ответил: «Она утонула». Это именно ирония, потому что автора вопроса явно интересовало не то, утонула лодка или нет, – это он и так знал, – а почему это вообще произошло. Ведь если бы он не знал, что лодка утонула, с чего бы он вообще задал этот вопрос? Однако Путин этого «как бы не понял» и ответил на вопрос буквально. Этот прием часто помогает Путину уйти от сложных вопросов:
В последнем примере очевидно, что слова «когда вы спите» – это метафора, художественный образ. Очевидно, что вопрос касается ситуаций, о которых мы ничего не знаем, но предполагаем, что такое хоть раз случалось, – когда решение принимает не Путин и не Медведев. Правда, нельзя не понять и нежелания Путина отвечать на этот вопрос.
Последние несколько примеров показывают, что ирония – техника обоюдоострая. Конечно, хорошо уметь насмешить аудиторию. Смех – одобрительная реакция сама по себе, поэтому если вам удастся заставить слушателей смеяться вместе с вами, шансы понравиться им автоматически возрастут. Однако с иронией, сарказмом легко перегнуть палку, зайдя слишком далеко. Это будет уже не смешно. К тому же юмор и ирония могут быть сочтены признаком недостаточно серьезного отношения к обсуждаемой теме. Поэтому американские эксперты по публичным выступлениям рекомендуют с осторожностью относиться к иронии и использовать ее только там, где она совершенно точно не сможет быть повернута против вас. Однако если вы все же решились пошутить, то вот еще одна техника, гарантированно вызывающая смех публики. По сути это та же ирония, то есть игра с переносным и буквальным смыслом слов. Но только перед тем, как предъявить слушателям заготовленную шутку, их можно к этому подготовить. Задать наводящий вопрос, например. Или другим способом заставить их собраться и сосредоточиться в ожидании чего-то необычного. Эта техника называется интригой, и о ней уже было сказано несколько слов в разделе об аргументации[27]. Напомним приводившийся ранее пример. На вопрос журналиста немецкой газеты «Шпигель» о том, как Путин относится к тому, что канцлер Германии Герхард Шредер назвал его «демократом чистой воды», он ответил:
Начало этого ответа («Я считаю себя абсолютным и чистым демократом. Но вы знаете, в чем беда?») заставляют слушателей напрячь внимание, интригуют их. Похоже, сейчас начнется что-то интересное. И когда все уже готовы внимать президенту, он включает иронию («В том, что я такой один… После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем»). Интрига многократно усиливает иронию, особенно если интрига удалась. К сожалению, этот эффект симметричен, то есть неудачные шутки в таком оформлении прозвучат значительно хуже, чем без него. Но есть и хорошая новость: плохие шутки люди обычно быстро забывают, а хорошие запоминают надолго. Вот несколько исторических примеров:
В последнем примере первое предложение заставляет слушателей напрячься в ожидании, потому что это банальность. Все и так знают, что политик должен предвидеть будущее. Зачем же Черчиллю говорить общеизвестное? Значит, сейчас он скажет что-то интересное. И ведь так и получилось: второе предложение полностью меняет смысл первого. Оказывается, политику не нужно уметь точно предсказывать будущее. Главное – уметь объяснить, почему предсказание не сбылось. Очень яркий пример интриги – ответ Путина на вопрос по поводу слухов о его богатстве:
Итоги Итак, в этом разделе были рассмотрены следующие риторические техники: ? контраст (противопоставление); ? триада и повтор; ? ирония и интрига. Их правильное применение позволяет привлечь внимание к сказанному, коротко и емко сформулировать мысль, а также создать целостное впечатление от выступления. Все эти техники, за исключением иронии, касаются искусства расставлять слова. Ирония же тяготеет к техникам, касающимся искусства подбирать слова, которые нам предстоит рассмотреть в следующей части. «А вот еще был случай…»: факты, примеры из жизни, анекдоты Присмотритесь к тому, как мы разговариваем друг с другом каждый день. Понаблюдайте за собой и своими знакомыми, и вы увидите, что большую часть времени мы рассказываем истории, пересказываем друг другу какие-то случаи из жизни. Да что там обыденные разговоры – ни одна статья, передача, книга не обходится без огромного количества конкретных примеров. Вот, например, для иллюстрации начало одной из басен Крылова: У сильного всегда бессильный виноват:(И. А. Крылов «Волк и ягненок») И дальше на протяжении 29 строк рассказывается история в красках. Хотя, казалось бы, основная мысль уже раскрыта целиком и полностью в первой строке и дальше читать совсем не обязательно. Пожалуй, если бы в повседневной речи мы могли обойтись без примеров и историй, одними лишь общими утверждениями, мы бы по большей части молчали. А уж сколько бумаги бы сэкономили…
Отличным примером того, насколько важны конкретные истории, служит социальная реклама (речь, конечно, о видеороликах). Именно социальная, потому что коммерческая реклама по определению рекламирует конкретный продукт и потому наличие конкретных примеров в ней не удивительно и не показательно. А вот социальная реклама создается с целью убедить людей в верности некоей абстрактной мысли: что курить вредно, что водить автомобиль следует осторожно и всегда нужно пристегиваться ремнем безопасности и т. п. К тому же убеждать приходится в вещах, которыми люди склонны пренебрегать, недооценивать их значение, да и просто считать их неудобными, как те же ремни безопасности. Обратите внимание, что в действительно запоминающихся роликах обычно показан не только сам герой, с которым что-то происходит, но и какая-то часть его жизни, его дом, близкие, то, что предшествовало ключевому событию, и как на него реагировали все участники истории. Мы начинаем относиться к героям истории как к живым людям, таким же, как мы, и от этого банальные правила и сухая статистика приобретают личностный смысл. Действительно, когда вживую видишь последствия неаккуратного вождения, поневоле будешь осмотрительнее на дороге. Известный автомобильный журналист Джереми Кларксон так начал одну из своих статей:
Убедительная сила конкретных примеров двояка. Во-первых, примеры, конкретные факты подтверждают общий принцип, общую мысль говорящего. Это факт, и с этим нужно согласиться Допустим, кто-то утверждает, что лебеди бывают разных цветов. Но если сами вы видели только белых лебедей, то эта мысль останется чисто теоретической, причем весьма малоубедительной. Другое дело, если бы вслед за этим утверждением вам предъявили живого и наглядного черного лебедя.
Оратору необходимо уметь не только логически аргументировать свою позицию, но и подтверждать ее фактами. Так, говоря о миротворческой деятельности ООН на заседании Совета безопасности 8 сентября 2000 г., Путин подкрепил свою мысль несколькими примерами:
А 10 февраля 2007 г. на Мюнхенской конференции по политике безопасности очень кстати оказалась такая иллюстрация мнения Путина по проблеме распространения оружия массового поражения:
Используя в аргументации реальные факты, оратор как бы говорит: сама жизнь подтверждает, что я прав. Когда 3 февраля 2011 г. на встрече с творческим коллективом Первого канала Путину задали вопрос о том, произошла ли на самом деле перезагрузка российско-американских отношений, он ответил так:
Когда речь идет об оценках, как в данном примере, факты являются практически единственным средством обоснования. Ведь оценка – это отношение, и логическому доказательству она по определению не подлежит. Именно поэтому речи о, скажем, состоянии экономики, выходе из кризиса, развитии науки и техники буквально переполнены примерами.
В таких случаях в качестве фактов, подтверждающих мысль говорящего, очень убедительно действуют цифры. Путин приводит их постоянно. Каждое послание к Федеральному собранию в бытность Путина президентом начиналось с количественных показателей роста экономики, прироста населения и т. д. и т. п. На каждой пресс-конференции, в каждом интервью Путин приводит цифры. Даже говоря о защите редких животных, он не может удержаться от того, чтобы не привести красочную статистику. В своем выступлении на Международном форуме по проблемам, связанным с сохранением тигра на Земле (Санкт-Петербург, 23 ноября 2010 г.) – казалось бы, зачем этих людей, по определению озабоченных выживанием тигров, убеждать в серьезности этой проблемы? – премьер-министр минуту-две своего выступления посвятил такому описанию:
И это далеко не единственное место даже в одном этом выступлении Путина, где встречаются цифры. Порой статистики становится настолько много, что за ней невозможно уследить. В этих случаях она теряет свою первоначальную роль, поскольку уже не убеждает, сливаясь в сплошную стену цифр. К тому же – и это касается не только цифр, но и любых примеров вообще – далеко не всегда приведенного факта достаточно для того, чтобы убедить слушателей. На Мюнхенской конференции Путин попытался с цифрами в руках доказать открытость и устойчивость российской экономики:
Вряд ли тем из нас, кто не получил экономического образования, все эти факты могут хоть что-то сказать. А что они говорят иностранным политикам и инвесторам? Сколько из них на основе вот этой речи вдруг приняли решение делать инвестиции в российскую экономику? Этого мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем.
Увы, как заметил еще Аристотель, далеко не всегда доказательство фактами и примерами может быть успешным. Иногда их просто требуется слишком много. А порой любого количества примеров недостаточно, чтобы вам поверили. Но это не значит, что примеры и вовсе не нужны. Иногда чтобы убедить, достаточно единичного факта, одного-единственного примера. На той же Мюнхенской конференции Путин, в частности, сказал следующее:
Здесь приводится два факта. Факт первый: даже убийц и других опасных преступников в некоторых странах не осуждают на смертную казнь. Факт второй: в военных операциях гибнут сотни и тысячи мирных, ни в чем не повинных, не совершивших ни одного преступления людей. Путин противопоставляет эти два факта, указывая на то, что одни и те же страны, провозглашающие одни и те ж принципы гуманизма, в одних случаях действуют одни образом, а в других – совершенно противоположным. Надо сказать, что это очень удачный пример использования фактов в аргументации. В этом случае, действительно, единичного примера (по одному на каждую сторон противоречия) достаточно, чтобы поставить под сомнение соблюдение обсуждаемого принципа гуманизм А именно это и было целью оратора.
Итак, примеры, истории, факты могут, при умелом их использовании, подтвердить или опровергнуть нужную оратору мысль. Причем особенно хорошо примеры действуют в тех случаях, когда для подтверждения мысли достаточно единичного факта. Как одного черного лебедя достаточно, чтобы поверить в то, что они бывают не только белыми. Кроме того, примеры являются единственным средством подтверждения оценочных высказываний. Но нам еще предстоит разговор о втором аспекте убедительности примеров. А пример можете привести? Помимо своей убедительной силы примеры поясняют мысль говорящего и делают ее более яркой и запоминающейся. За абстрактными рассуждениями не всегда легко уследить, они могут быть неоднозначны или просто непонятны. Иногда приходится даже просить оратора привести поясняющий пример, как это случилось в интервью Путина журналу «Тайм»:
Пример позволяет прояснить высказанную мысль, в то же время воздействуя на воображение и чувства аудитории яркими образами. Пример не обязательно должен быть исторически достоверен. Часто приходится пользоваться выдуманными историями. Выступая в Баффало 13 мая 2010 г., Обама нарисовал такую картину:
Кто этот ищущий работу американец? Имя, фамилия, адрес? Конечно же, нет у него ни имени, ни фамилии, ни адреса. Это вымышленный персонаж, обобщенный образ. Но он достоверен, вокруг полно точно таких же, похожих на него людей. Рассказанная история не должна быть реальной, она должна точно иллюстрировать мысль говорящего и вызывать у слушателей необходимые мысли и чувства. Достичь этого можно не только положительным, но и отрицательным примером. Можно нарисовать или вспомнить из прошлого картину, нежелательную для оратора и его аудитории. Именно таким примером воспользовался Путин на заседании Государственного совета 19 декабря 2007 г.:
Однако не стоит увлекаться яркими примерами. История, рассказанная ради красоты самой истории, в лучшем случае уведет слушателей не в ту сторону, а в худшем может сработать и против оратора. Так, во время своего выступления в Высшей школе экономики премьер Путин, говоря о том, как сельское хозяйство успешно справляется не только с экономическим кризисом, но и с засухой, привел весьма спорный пример:
А вот когда Ларри Кинг попытался сравнить военную операцию американских войск в Афганистане с операцией там же советских войск и с войной во Вьетнаме, Путин решительно отверг это сравнение:
Пример всегда должен точно отражать мысль говорящего. Это первое правило использования примеров.
Второе же правило таково: пример должен быть не слишком коротким, но и не слишком подробным. По двум-трем штрихам слушатели сами достроят картину. Посмотрим, как описал Путин родственников моряков, погибших на подлодке «Курск»:
Такое лаконичное описание позволяет увидеть этих людей, их лица, действия, слова, всю сцену встречи, на описание которой можно потратить многие часы и страницы. Но не нужно ни часов, ни страниц, президенту достаточно завершить этот образ словами:
Невозможно точно определить, насколько длинную историю может позволить себе оратор. Иногда, как в приведенном выше примере, достаточно пары предложений. А порой вполне уместна история на одну-две минуты. Так, в интервью журналу «Тайм» Путину пришлось поправить журналиста, неверно назвавшего дату его рождения. И президент воспользовался этой возможностью, чтобы рассказать немного о себе, о семье и времени, в которое он вырос:
Итоги Итак, примеры и истории позволяют: ? нарисовать красочную, запоминающуюся картину; ? пояснить свою мысль; ? обосновать приводимые выводы. Удачный пример: ? точно иллюстрирует мысль говорящего; ? красочен, но краток. Упражнения 1. Прочитайте отрывки из речи Хрущева на сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1960 г.) и ответов Путина на Большой пресс-конференции президента (2004 г.). Обратите внимание на используемые в них примеры. Какие тезисы они иллюстрируют? Какие смыслы в дополнение к уже озвученным основным тезисам привносят примеры? 2. Сравните использование примеров двумя политиками. В чем сходство и в чем различие? Хрущев:
Путин:
3. Прочитайте другой отрывок из той же речи Хрущева и найдите в нем прием интриги.
4. Прочитайте следующие отрывки из инаугурационной речи Рузвельта и найдите в них примеры использования триады, метафоры, сравнения, контраста.
Глава 2 Из чего сделано выступление: форма и содержание Подготовка и структура выступления Итак, как же подходить к подготовке своего выступления? Большинство современных лидеров, особенно в сфере бизнеса, сразу же создают новую презентацию PowerPoint и начинают складывать в нее свои тезисы. К сожалению, при таком подходе эта программа сильно ограничивает возможности оратора. В презентации вам приходится представлять слушателям список за списком, не позволяющие внести элемент неожиданности, сказать эмоционально сильную фразу. Тем более что многие выступающие в итоге просто зачитывают свои тезисы с проецируемых в полутемном помещении слайдов. Однако слушатели успевают прочесть то, что там написано, гораздо быстрее выступающего, поскольку про себя мы читаем быстрее, чем вслух. В итоге голос выступающего оказывается досадным лишним довеском к информации, представленной на слайдах, принимаемым слушателями скорее из вежливости, нежели с интересом. Безусловно, такой подход не позволяет выступить впечатляюще и эффективно, но лишь гарантирует еще один скучный, лишенный естественности доклад. Можно ли отказаться от злоупотребления программой PowerPoint и подготовить речь самостоятельно, причем так, чтобы она производила впечатление естественного движения души и мысли? Оказывается, это возможно! Но, как ни парадоксально, естественность требует методического подхода, планирования и тщательного отбора подходящих вариантов.
Наиболее эффективным представляется следующий способ подготовки и проведения выступления, который состоит из нескольких этапов. 1. Обдумывание – формулировка мыслей, которые вы хотите донести до своих слушателей, и нахождение «общих мест», т. е. разделяемых всеми вашими слушателями идей. 2. Расположение – структурирование материала в наиболее эффективной последовательности. 3. Оформление – нахождение образов и речевых оборотов для выделения главных мыслей. 4. Выступление – непосредственное и естественное исполнение. В этой главе мы обсудим этапы 1 и 2 и посмотрим, как их пройти, на практическом примере. Этап 3 – оформление мыслей в яркие запоминающиеся слушателям цитаты – мы рассмотрели в предыдущей главе этой части книги. В качестве примера мы используем реальное выступление директора одной из крупных логистических компаний на конференции предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и выясним, можно ли подготовить яркую и запоминающуюся речь для такой «сухой» профессиональной ситуации. Обдумывание Первый шаг в подготовке выступления – решить, какая у вас ситуация и какие цели вы преследуете. Затем нужно выделить идеи, которые можно использовать, подобрать для них интересные примеры и истории, а также продумать способ и ход аргументации. Прежде всего, надо выявить те «общие места», с которыми аудитория заранее будет согласна. Запишите одно-два таких положения, на которые вы сможете опереться в своем выступлении. Затем следует обдумать тему своего выступления или презентации, чтобы понять, что нового вы можете предложить своим слушателям. Здесь хорошо работает формат «мозгового штурма», при котором мы просто генерируем и записываем идеи, не оценивая и пока не критикуя их. Можно дать себе полную свободу, даже немного отвлечься, и если вы знакомы с темой и ее спецификой, то хорошая основная мысль выступления появится без особого усилия с вашей стороны. Посмотрим, как это может выглядеть на практике. В нашем случае (выступление на конференции) речь можно расценить как побудительную. Требуется выступить с некоторым полезным советом или призывом. Нашу компанию должны заметить, с нами должны захотеть сотрудничать. Первый шаг – задуматься о том, что наша аудитория считает полезным. Что может волновать руководителей ЦБК? Разумеется, оптимизация затрат, сокращение расходов. Можем ли мы предложить что-либо в этом плане? Конечно, мы ведь хотим доказать, что с нами работать удобнее и выгоднее. К чему же нам следует призывать? Самое разумное – к совместной работе над оптимизацией затрат на транспортную логистику. Итак, мы ответили для себя на вопрос о цели выступления. Теперь надо задуматься о том, как представить себя, раскрывая характер, приемлемый и одобряемый нашей аудиторией. Трудность в том, что мы не совсем из их круга, и если мы начнем учить их бизнесу, то сразу же вызовем отторжение, а все наши аргументы растворятся в атмосфере недоверия. Однако мы можем сами признать, что мы – лица отчасти посторонние, а затем найти нечто общее, объединяющее наши отрасли. Можно поискать в Интернете информацию по истории развития наших отраслей. Есть ли какие-либо интересные пересечения? Действительно, оказывается, что производство бумаги в Европе началось лишь с появлением первых железных дорог, несмотря на то, что бумага уже давным-давно была изобретена и использовалась в Китае. Любопытно, что если подсчитать скорость, с какой она пришла из Китая в Европу, получится примерно 100 верст в 100 лет. Этот интересный факт можно использовать в выступлении. Следующий момент – как ввести в речь насущную необходимость будущего сотрудничества? Ведь текущая ситуация известна нашей аудитории не хуже, а скорее всего, даже лучше, чем нам. А значит, возможно, удачным ходом будет прямо признать это, апеллируя к их собственным представлениям о том, что требуется отрасли. А затем предложить им вместе перенестись в воображаемое будущее и обрисовать им картину, наилучшим образом отражающую представления наших слушателей о пользе, – в данном случае, те изменения, которые приведут к сокращению расходов. Эти изменения следует представить главным направлением нашей собственной работы.
Итак, у нас есть прошлое – история сотрудничества наших отраслей. Это общее прошлое поможет нам создать взаимное доверие. Затем у нас есть настоящее – его наши слушатели знают лучше нас. И оно, как мы догадываемся, требует оптимизации затрат. И еще у нас есть будущее, в котором наши ожидания должны совпасть и которое потребует наших совместных усилий. Это три базовых элемента, вокруг которых мы сможем построить выступление: начнем с прошлого, затем обратимся к текущим задачам слушателей, а затем предложим им перенестись в будущее и представить себе состояние транспортной логистики через десять лет. Нарисовав привлекательную картину будущего, в конце выступления мы сможем призвать слушателей к объединению усилий по его приближению. Расположение В какой же последовательности следует расположить наши идеи, собранные на этапе обдумывания? Учебники по риторике с незапамятных времен предлагают следующую общую схему выступления. 1. Представление оратора и обращение к слушателям. 2. Вступление – вводная часть речи, призванная привлечь внимание и заинтриговать аудиторию. Здесь наиболее уместны будут такие инструменты, как: ? риторический вопрос («Можем ли мы позволить себе работать без прибыли?»); ? интрига («Вы думаете, что сейчас я приведу кучу скучных, сухих цифр, но…»); ? метафора («Компания без активов – это двигатель без горючего»); ? контраст («Мы должны думать не о сокращении издержек сегодня, но о повышении прибыльности в будущем»); ? история или пример («Все мы помним, что случилось с …»). В этой части также рекомендуется кратко представить план дальнейшего выступления («Сегодня мы поговорим о путях повышения прибыльности нашей компании, о препятствиях, мешающих его добиться, и о стратегиях их преодоления»). По ходу выступления также стоит подчеркнуть, акцентировать для слушателей переход от одного раздела к другому («Я рассказал вам о наших общих проблемах. Какие же возможны решения?» или, например, – «Дорогие друзья!» – как в речи Путина, см. следующий раздел). 3. Повествование – в этой части мы излагаем факты в их временной последовательности. Здесь возможны варианты: можно начать с начала, а можно – с середины, затем вернуться к началу и после перейти к текущему моменту. Изложение фактов больше подходит для ситуаций судебного и торжественного выступления. В судебной речи факты и есть главная тема обсуждения, тогда как в речи торжественной они помогают дать оценку тому или иному человеку или событию. 4. Доказательство – эта часть может включать в себя как собственно доказательство ваших утверждений, рекомендаций, оценок и прочего, так и опровержение возможных возражений или контраргументов («Мне могут возразить, что.»). 5. Выводы – здесь оратор подводит слушателей к главным положениям своей речи. Это наиболее значимая содержательная часть выступления, и оратору следует тщательно продумать словесное оформление своих главных идей. 6. Заключение – последняя и часто наиболее запоминающаяся часть речи, содержащая эмоциональный призыв, совет или оценку. Вспомним схему побудительного выступления (рис. 4)[28]. Сейчас нам предстоит использовать ее на практике. В нашем случае: ? польза для слушателей – это сокращение транспортных расходов; ? пути ее достижения – конкретные меры по улучшению транспортной логистики мы представляем как уже существующую картину в будущем; ? призыв – давайте вместе работать над приближением светлого будущего; К этому плану надо добавить вступление, где оратор представит себя и свою отрасль как давних партнеров предприятий ЦБК. Итак, вот текст нашего выступления: [Обращение и самопредставление выступающего. Здесь важно подчеркнуть свою второстепенную роль, поскольку аудитория может враждебно воспринять «чужака» на своей профессиональной конференции. Соответственно, имеет смысл самому упомянуть это, а затем объяснить, почему же все-таки оратор здесь выступает.] Здравствуйте! Меня зовут__________________, я – управляющий директор экспедиторской компании ХХХ. Для меня большая честь выступать на таком значительном мероприятии, хотя признаюсь, что в кругу профессиональных бумажников я человек отчасти посторонний. Тем не менее эта конференция для меня – важное и ответственное событие. Мы как логистическая и транспортная компания уже давно и тесно сотрудничаем с предприятиями ЦБП.
[Вступление. Оно состоит из двух частей: первая заявляет о цели выступления, которая должна заинтересовать аудиторию, – это повышение стабильности и доходности ее отрасли. Вторая часть содержит исторический факт, интерпретированный в новом любопытном свете, – как производство бумаги шло из Китая в Европу со скоростью 100 верст в 100 лет до появления первых железных дорог.] И цель моего выступления сегодня – поделиться нашим опытом и прийти с вами к единому видению будущей роли транспорта в повышении стабильности и долговременной доходности предприятий вашей отрасли. Почему я не совсем посторонний на сегодняшней конференции? Вспомним историю – как вам известно, бумагу изобрели в Китае во II веке нашей эры. К нам она добиралась очень медленно, со средней скоростью около ста верст в сто лет. Восемь веков потребовалось, чтобы бумагу стали вырабатывать в Европе. Только с появлением парового двигателя и железных дорог началась история бумажного производства как индустрии. [Повествование. Оратор заявляет, что значит транспорт для целлюлозно-бумажной отрасли сегодня. При этом важно избежать ситуации, в которой выступающий поучал бы слушателей, поэтому факты надо подать после обращения к разделяемому аудиторией «общему месту» – высоким транспортным затратам отрасли. Приводятся цифры, доказывающие это положение, а за ними следует утверждение, которое состоит из триады, где каждая фраза представляет собой усиление: «Я знаю», «я понимаю» и «я уверен». Главный вывод этого раздела подается как интрига: транспорт может помочь экономии. Главный вопрос: как этого добиться? Для этого мы предлагаем слушателям перенестись в воображаемое будущее.] Сегодня, как и в XVIII веке, производство бумаги и транспорт – это две отрасли, судьбы которых все так же тесно переплетены. Мне нет смысла говорить о роли транспорта в вашем бизнесе сегодня – вы прекрасно ее себе представляете. Достаточно только отметить, что общие затраты на транспортную логистику в целлюлозно-бумажной промышленности в 2005 году превысили 450 миллионов долларов, а расходы на перевозку формируют до 15 % цены на конечную продукцию. Я знаю, что сегодня транспорт для вас – ежедневная забота. Я понимаю, что отрасль нуждается в сокращении издержек. И я уверен, что транспорт может быть для отрасли ресурсом ощутимой экономии. Интереснее вместе подумать о том, какая ситуация будет у нас, скажем, через пять лет. [Доказательство. Проецируемые в будущее изменения в области транспортной логистики подтверждают основной тезис предыдущего раздела. Далее идет проекция будущего состояния отрасли.] ? Специализированные вагоны для перевозки конкретных видов грузов. ? Более низкие тарифы за счет долгосрочных контрактов. ? Современные ИТ-системы, позволяющие отслеживать грузы в реальном времени. ? Новые узловые терминалы, сокращающие расходы за счет экономии масштаба. [Вывод: мы можем добиться заявленного сокращения затрат.] Итак, перед нами неплохие перспективы – перспективы более экономной и более эффективной организации транспортной логистики на предприятиях целлюлозно-бумажной отрасли. [Заключение – призыв. В данном случае мы выходим на главную задачу нашего выступления – призыв к совместной работе над приближением светлого будущего. Обратите внимание на еще одну триаду, резюмирующую все сказанное ранее, за которой следует объединяющее эмоциональное обращение к слушателям: завтрашний день мы можем строить вместе уже сейчас.] Однако чтобы реализовать их, нам нужно начинать работать уже сейчас – вместе – шаг за шагом настраивать оптимальные для ваших предприятий схемы сотрудничества. Я начал с того, какое значение транспорт имел для становления бумажного производства. Вы хорошо знаете, какое место занимает транспортная логистика в работе ваших компаний сегодня. Завтрашний день мы можем строить вместе уже сейчас. Структура политической речи Чтобы лучше понять общую структуру выступления, давайте рассмотрим пример речи политической – инаугурационную речь Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2004 года. 1. Обращение:
2. Вступление.
Обратите внимание, что главным действующим лицом вступления служит народ, граждане России. Именно в этой части заявляется характер оратора – не авторитарного, но демократического лидера, ценящего поддержавших его избирателей, управляющего «открыто и честно». Здесь также есть обращение к эмоциям аудитории, когда Путин говорит об обязанностях президента, о том, что они для него «святы» и «превыше всего». В данном случае обращение к чувствам заменяет интригующие приемы, такие как контраст, метафора, пример:
3. Повествование. Здесь главная задача для Путина – представить недавнюю историю России как объединяющую народ и президента.
Он обращается к гражданам как к творцам собственной истории, ответственным и мужественным людям. Несомненно, такое обращение вызывает эмоциональный отклик и, по идее, должно наполнять слушателей чувством гордости за собственные свершения. Повторение «это мы», «это мы сами» призвано повысить эмоциональный регистр речи:
4. Доказательство. В этой части Путин кратко обозначает направления дальнейшего развития России. Он говорит о том, какой она должна стать за ближайшие четыре года и какими путями этого нужно добиваться. Очевидно, что главным условием стабильного развития должно стать сотрудничество руководства страны и ее граждан. Задача Путина – заранее пресечь любую возможность конфронтации между народом и президентской властью. Именно это служит главным положением его речи – президенту нужна «широкая база поддержки».
5. Выводы. Эта часть начинается с обращения к слушателям, что еще отчетливее выделяет ее в качестве важного заключения из сказанного прежде. По сути, эта небольшая часть является обобщенным выводом. Путин снова использует эмоциональное обращение, упоминая в одном ряду страну вообще, самих слушателей и «наших детей».
6. Заключение. Эта часть является эмоциональным призывом, в котором используется обращение к чувству гордости за «великую», «тысячелетнюю» Россию, ее «тружеников, воинов, творцов» (обратите внимание на триаду). Путин представляет текущий момент в самой широкой исторической перспективе, когда говорит о биографии России, в которую новые страницы предстоит вписать «сегодняшним поколениям граждан».
Итак, мы рассмотрели основной способ расположения частей выступления и то, какую роль в каждой части могут играть основные орудия оратора: характер, аргументация и эмоциональные призывы.
Общий подход подразумевает, что в начале выступления наибольший акцент необходимо сделать на построении и утверждении характера оратора и использовать доступные способы сближения (идентификации) с аудиторией. Это достигается, во-первых, тем, как вы обращаетесь к слушателям, как определяете тех, кому адресована ваша речь. Свой характер, или образ оратора, следует согласовать с ожиданиями публики, избегая любых проявлений высокомерного отношения. Вы должны предстать человеком, которого не только приятно, но и не обидно выслушать.
Основная часть любой речи (между вступлением и заключением) должна содержать факты и цепь аргументации, включая как логические выводы, так и уместные истории и примеры, подтверждающие ваш ключевой тезис. Здесь также отлично работают интрига, риторический вопрос, развернутая стратегическая метафора, о которых говорится в этой книге.
Заключительная часть речи будет наиболее эффективной, если сделать ее главным инструментом эмоциональный призыв, обращенный к чувству гордости или негодования слушателей. Упрощая описанную выше последовательность, можно сказать, что слушатели ожидают от речи начала в реальном мире, правдоподобности рассуждения и ее завершения в заоблачной дали романтической фантазии. Святая обязанность оратора – провести слушателей умозрительным маршрутом фактов и логики, чтобы затем показать им «путь в конце тоннеля» (Путин). Как удержать внимание аудитории Представьте, что вы прекрасно подготовились к публичному выступлению: обдумали структуру, расположили материал и записали текст, используя всевозможные риторические приемы – метафоры, противопоставления, риторические вопросы. Прочли его друзьям и коллегам – и все они просто в восторге. Но вот наступил момент истины: вы произносите свою речь с трибуны… и замечаете, что слушатели переговариваются, позевывают, а некоторые и вовсе задремали. Как этого избежать? Главная задача оратора Главная задача оратора – завладеть вниманием аудитории и его удержать. И чтобы успешно ее осуществить, нужно осознать следующее: ? публичное выступление принципиально отличается от обычного разговора и письменного текста; ? внимание слушателей рассеивается и требует постоянной подпитки.
Разговор, письмо и речь Публичное выступление, будь то речь, полемика или ответы на вопросы, отличается как от обычного разговора, так и от письменного текста. Отличие кажется настолько очевидным, что зачастую мы даже не задумываемся, в чем оно состоит, и как следствие привносим в свое выступление чуждые ему элементы повседневного разговора или письменной речи.
Длинные предложения. В письменном тексте длинные и сложные предложения – дело совершенно обычное. Вспомним хотя бы Толстого. В книге мы довольно легко воспринимаем длинное предложение, а если оно вызывает затруднение, возвращаемся к его началу и перечитываем. Однако воспринять такие предложения на слух гораздо сложнее, и ваши слушатели могут споткнуться об одну из подобных «длиннот». Произнеся длинное предложение, вы продолжите говорить, а они примутся размышлять, что же вы имели в виду, и пропустят ваши дальнейшие слова. А обнаружив, что уже пропустили слишком много, решат дальше не напрягаться и уйдут в свои мысли. Такова психология слушателя.
Поэтому, составляя текст выступления, старайтесь избегать слишком сложных и длинных предложений, особенно предложений с большим числом деепричастных оборотов. Конечно, надо учитывать особенности своей аудитории – возможно, она готова воспринимать и достаточно сложные предложения, однако в общем случае старайтесь придерживаться этой рекомендации. В качестве иллюстрации приведем несколько примеров из речей советских и российских политиков. Ленин, выступление на конгрессе III Интернационала:
Ленин говорит короткими, рублеными предложениями, возможно, подстраиваясь к пониманию своей отчасти не слишком образованной аудитории. Путин, речь на открытии Всемирного экономического форума в Давосе:
Здесь нет рубленых предложений, но нет и слишком сложных. Соблюдено равновесие между синтаксической простотой и сложностью. Хрущев в своей речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН произносит чрезвычайно длинное и сложное предложение:
Давайте упростим его и разобьем на несколько более простых:
Прочитайте оригинал и измененный вариант вслух и обратите внимание, насколько второй воспринимается легче. Паузы. Начинающие ораторы уверены, что пауз в выступлении следует избегать всеми возможными способами. Причина этой ошибки – автоматический перенос правил повседневного разговора на публичное выступление. В повседневном разговоре мы стараемся избегать пауз, поскольку боимся, что в момент паузы наш собеседник завладеет разговором и не позволит нам завершить реплику. Однако обычно в публичном выступлении никто не собирается вас перебивать – аудитория терпеливо ждет, когда пауза завершится и вы продолжите говорить.
Более того, делая паузы в публичной речи, вы даете аудитории время лучше осознать сказанное вами и тем самым снижаете вероятность непонимания слушателями ваших слов, из-за которого, как мы уже говорили, вы могли бы их «потерять». В начале своей Мюнхенской речи Путин говорит:
Вслед за шуткой про «красный свет» он делает паузу и дожидается, пока слушатели вежливо засмеются, тем самым как бы требуя их реакции. В повседневном разговоре такое поведение кажется довольно странным, однако в публичном выступлении оно абсолютно приемлемо.
Естественность. Естественность – понятие относительное. То, что естественно в обычном разговоре, «неестественно» для публичной речи. Выступая так же, как вы разговариваете с другом, вы рискуете лишиться внимания аудитории. В разговоре естественно не делать пауз, избегать излишне выразительных интонаций, говорить в достаточно быстром темпе. В публичном выступлении темп вашей речи должен быть значительно медленнее по сравнению с темпом вашего обычного разговора, а подчеркнутая выразительность интонаций позволяет сделать более доходчивыми ваши основные мысли. Внимание, аудитория! Как уже сказано, внимание аудитории имеет склонность рассеиваться. Каким бы интересным и важным ни было содержание вашей речи, если ее форма монотонна и скучна, слушатели начнут отвлекаться. Какие средства помогут этого избежать? Варьирование интонации и эмоционального тона. Просто избегать монотонности речи недостаточно. Необходимо менять эмоциональный тон и соответствующую ему интонацию в различных частях своей речи. Даже если все ваше выступление посвящено грустному событию, местами можно придать ему умеренную живость и даже порой некоторую веселость. Например, в поминальных речах нередко упоминают забавные эпизоды из жизни покойного. Смысловые ударения. Подчеркивать важное по смыслу слово. Например, если вы хотите противопоставить свою компанию конкурентам, в предложении «Мы добились больших успехов» сделайте особое ударение на слове «мы» – произнесите его громче остальных слов. Это не только выделит его смысл, но и, ударив по барабанным перепонками ваших, возможно, уже задремавших слушателей, вернет вам их внимание. Взгляд в глаза. Просто посматривать на аудиторию недостаточно. Необходимо время от времени направлять свой взгляд прямо в глаза различных слушателей. Это мобилизует их внимание, создав ощущение, что вы внимательно за ними следите и как бы обращаетесь к ним лично. Голос из зала. Конечно, не во всех ситуациях уместно обращаться к аудитории и приглашать ее к участию вопросами или репликами, которые содержатся в вашем выступлении. Однако в публичной дискуссии или отвечая на вопросы используйте эту возможность, чтобы поддержать внимание слушателей. Например, вот как поступил Путин на Большой пресс-конференции 2008 года:
Упражнения Прочитайте речь Ленина «Что такое Советская власть?»:
Постарайтесь ответить на следующие вопросы. 1. К каким «общим местам», то есть разделяемым всеми его слушателями идеям, обращается Ленин? 2. Какие части общей схемы выступления можно выделить в этой речи? 3. Какие составляющие схемы побудительного выступления можно обнаружить в этой речи? 4. Представьте, что вас перевели на более высокую должность, например, начальника отдела или руководителя предприятия. 5. Продумайте структуру своего выступления и запишите ее в виде тезисов. 6. На основе этих тезисов напишите короткую речь и произнесите ее перед близким вам человеком, используя описанные в этой главе техники поддержания внимания аудитории. Выясните, какое впечатление произвела ваша речь. |
|
||