19. ОБОБЩЕНИЕ

Главной темой данной книги было сознание — ядро нашей психики. Значение, которое мы придаем слову «сознание», не относится к познанию добра и зла и отличается от того, как его определяют в психологии. Мы используем это слово в смысле «быть сознательным», то есть иметь действительно высокий уровень сознания.

Мы говорили, что есть много уровней сознания, от глубокого сна до высшей пробужденности. Нельзя сказать, что сознание либо есть, либо его нет, можно лишь говорить о высоком или низком уровне сознания. Можно было бы подумать, что высокий уровень сознания является синонимом пробужденности, но вопрос не так прост. Мы пытаемся поднять сознание на пьедестал как самое важное качество человека. Именно оно определяет меру человеческого в человеке и является главным отличием человека от животного. Нельзя сказать, что сознательность является синонимом пробужденности. Возможно, многие животные более пробуждены, чем человек, но это не означает, что они обладают более высоким уровнем сознания. Следует разделять «высокий уровень пробужденности» и «высокий уровень сознания». Различие между ними мы пока не рассматривали, чтобы не затруднить понимание некоторых сложных механизмов.

Обладать «высоким уровнем пробужденности» человека означает быть намного более пробужденным, чем обычно. «Высокий уровень сознания» означает, что ему удалось сформировать взрослое, зрелое и развитое «Я». Можно представить себе пробужденного идиота, но невозможно, чтобы человек, обладающий высоким уровнем сознания, не был разумным и пробужденным. Таким образом, основываясь на самой значимой стороне психической жизни человека, мы можем дать новое психологическое измерение и сказать, что человек пробужден наполовину. Возможно, стоит отбросить старые, слишком сложные теории, которые муссируют тему «что есть человек», не проникая в его центральную сущность, то есть в «Я». «Я» — это необходимая и незыблемая основа природы человека, отвечающая на вопрос: «Что есть человек?»

Необходимо также дать новое определение разуму, чтобы более глубоко, точно и целостно описать эту ценную способность. Строго говоря, «по–человечески разумными» можно назвать лишь людей с высоким уровнем сознания. Если у человека нет зрелого «Я», то его разум относителен и нестабилен. В действительности единственное истинно человеческое качество, отличающее людей от животных, — это сознание. Чем сознательнее человек, тем дальше он от животного, и наоборот. Таким образом, кто–то может быть очень разумным (в общепринятом смысле этого слова), но если уровень его сознания низок, то человеческого в нем будет мало.

Чтобы достичь высокого уровня сознания, абсолютно необходимо вначале добиться высокого уровня пробужденности, поскольку последний позволяет исключить онейрическую составляющую из психики и осуществить сознательное обучение на основе глубокого рассуждения, формируя «Я». Разумному, но спящему человеку не удастся достичь высокого уровня сознания, если он полностью не пробудится. Пробуждение достигается нелегко, поскольку обычные способности человека оказываются бесполезными, и ему приходится укреплять «Я», эту маленькую часть, подавленную онейрическим. Когда «Я» слишком слабо или мало (что зависит от многих обстоятельств, которые мы не будем сейчас анализировать), то человеку для избавления ото сна необходимо приложить огромные усилия.

Упражнения гипсосознания призваны помочь человеку пробудиться и развить «Я».

Необходимо подчеркнуть, насколько трудно понять, что такое сознание и «Я», поскольку для этого необходимо иметь начальный уровень сознания, которого обычно нет у людей, какими бы культурными и образованными они ни казались. Связанные с сознанием явления можно понять лишь на основе собственного опыта; для их анализа и тщательного изучения необходимо предварительно достичь высшего состояния пробужденности. Это логично, поскольку нельзя требовать глубокого понимания от того, кто не освободился от онейрического начала.

Очень важно понять, что обретение высокого уровня сознания является первейшим долгом человека, поскольку сознание — высочайшее человеческое качество. Факт принадлежности к человеческому роду подразумевает принятие определенной ответственности, отказ от которой означает потерю человечности.

Многие люди довольствуются состоянием разумных животных, и им не зазорно быть бессознательными и не знать, в чем смысл жизни. Но те, кто способен мыслить объективно и реалистично, согласятся с важностью повышения уровня человечности.

К сожалению, социальная структура делает все возможное, чтобы удержать человека в состоянии сна. Сегодня во всем мире приветствуется то, что способствует сну, и порицается все, ведущее к пробуждению. Мы представляем собой расу «богов», ведущих себя как животные.

Многие механизмы социального устройства удовлетворяют различные потребности человека за счет его сознания. Все, что ограничивает человека жесткими догмами, является гипнотическим.

Изучение без понимания, большое число религиозных и политических убеждений, безмерное потребительство, засилье рекламы и поверхностность восприятия окружающего мира ограничивают возможности разума, сковывают его творческие способности и толкают человека к бессознательному поведению.

Студенту университета и в голову не приходит подвергать сомнению преподаваемый ему материал, что очень жаль, поскольку любое истинное знание начинается с сомнения. Обычно учащиеся ограничиваются запоминанием концепций, не пытаясь понять их смысл. Они настолько легко внушаемы, что послушно принимают любую теорию. Многие получают университетский диплом, превращаясь в типичного представителя своей специальности со стандартными разумом и личностью. Знание без понимания является балластом и препятствует становлению стабильного и зрелого «Я».

Люди, ставшие частью психологической толпы, лишаются рационального индивидуального поведения, которое заменяется на эмоциональное и импульсивное. Логика, размышление и анализ заменяются фанатизмом, предрассудками, суеверием и внушаемостью.

Человек часто ведет себя иррационально, движимый гордостью слабого, неспособного к суждению и бессознательного «я». Тщеславие ограничивает разум, поскольку превращает человека в эгоиста.

Бунтующая молодежь неосознанно стремится освободиться от толпы и обрести индивидуальность, но, к сожалению, делает это неразумно. Она противопоставляет себя установленным привычкам и нормам, утверждая так свою индивидуальность в мире «антииндивидов». Какой другой способ защиты им остается? Что может сделать человек, чтобы не быть поглощенным социальной машиной? Возможно, что молодежь, борющаяся с обыденным, более пробуждена, чем люди с традиционными идеями. По крайней мере, она осознает необходимость утвердить свою индивидуальность.

Человек обречен, если, находясь в состоянии сна, он чувствует себя счастливым и отказывается допустить, что существует незнакомое ему состояние пробужденности. К сожалению, есть много людей, разум которых абсолютно закрыт для всего, что угрожает нарушить их глубокий сон. Конечно, никому не нравится, когда их резко будят, заставляя глубоко рассуждать. Толпа инстинктивно противится тому, что требует интеллектуального усилия, и довольствуется нормами, заранее заготовленными лидерами.

История человечества полна примеров борьбы мракобесия и истинного знания. Фанатизм и нетерпимость всегда были, есть и будут злейшими врагами человеческого прогресса. Тем не менее во все эпохи существовали люди, ум которых был пробужден и которые стремились глубже понять себя. Движимые этим идеалом, они смогли превратиться в истинных личностей, сознательных и разумных.



Согнуть

Для выполнения упражнения «Сознание «Я» наклеить данную страницу на картон и согнуть его по контуру.





Гипсосознание. Джон Бейнс. Для широкого круга читателей. Научно–популярное издание, 2003 г. Русское издание (перевод с испанского), — М: «Институт Герметической Науки Дарио Саласа», 2003 г. — 128 с, ил.


Примечания:



10. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

Упражнения для повышения уровня сознания направлены на воспитание четырех основных аспектов того механизма, который удерживает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе рассматриваются четыре различные группы упражнений, которые мы будем изучать по отдельности, чтобы в конце сделать резюме и дать рекомендации, как их лучше комбинировать.


Дыхание

Дыхание — это не только обеспечение организма топливом, необходимым для поддержания жизни, но также это возможность упорядочить наши эмоциональные, ментальные и нервные состояния. Дыхание и нервная система эквивалентны в отношении их возбудимости и торможения. Подобным же образом наши душевные состояния и воображение соответствуют тому или иному способу дыхания. Не существует дыхательного процесса, единообразного для всех людей, поскольку есть существенные различия по силе и ритму. Форма дыхания человека заметно влияет на различные характеристики его личности, обусловливая ее физические и психические возможности.

Человек, который дышит глубоко, всегда обладает большей физической и биологической энергией. Тот же, у кого дыхание неглубокое, обычно робок и астеничен. Правильное дыхание есть один из определяющих факторов здоровья, сбалансированной нервной системы, спокойного эмоционального состояния и восприимчивого ума.

Дыхание есть русло потока органической жизни, это единственный непрерывный контакт, который связывает нас с матерью–природой, и, подобно пуповине, он снабжает нас элементами, которые нужны для поддержания нашей жизни. Прерывание этой связи означает смерть. Кроме того, процесс дыхания есть единственная вегетативная функция, которая может испытывать влияние со стороны нашей воли. Таким образом, она представляет собой связь между спинномозговой нервной системой и вегетативной системой.

Тренировка и овладение дыханием позволяют человеку распространить влияние своей воли на эмоциональные и нервные реакции, которые обычно находятся за пределами нашего контроля. Существует непрерывное взаимодействие между нашей ментальной и эмоциональной деятельностью и процессом дыхания. Когда мы наслаждаемся эмоциональным покоем, наше дыхание более ритмично, мягко и медленно; когда мы напряжены, поток дыхания задерживается , становится неритмичным и неглубоким; когда мы испытываем эмоциональный шок, дыхание останавливается и наступает почти удушье. Когда мы сосредоточены, мы дышим мягко и непрерывно, а когда мы позволяем нашему разуму блуждать, процесс дыхания становится прерывистым.

Поэтому перевоспитание дыхания имеет как психологическое, так и физиологическое значение. Чтобы оценить контекст различных упражнений, проанализируем несколько общих положений в отношении механизма дыхания.

Взрослый человек обычно делает от 14 до 17 вдохов в минуту. Каждый раз, когда грудная клетка поднимается, происходит вдох, а когда она опускается, происходит выдох. Эти две фазы приносят приблизительно 500 кубических сантиметров воздуха в наши легкие, так что приблизительная масса воздухообмена за одну минуту равна 8 литрам. Это количество воздуха, которое проходит через легкие в одну минуту, называется вентиляцией легких. Максимальное количество воздуха, который можно выдохнуть после глубокого вдоха, составляет жизненную потребность человека и в среднем составляет от 4 до 5 литров. Человек не может вдохнуть так, чтобы полностью обновить воздух в легких, поскольку всегда имеется определенное количество воздуха от 1000 до 1500 кубических сантиметров, которое там остается. Этот воздух не выдыхается, он называется остаточным.

Дыхательные упражнения, которые мы рассмотрим, не только увеличивают жизнеспособность, но и непосредственно влияют на воспитание воображения и фонацию. На практике разные группы упражнений взаимосвязаны и влияют на различные функции человека. Таким образом, дыхание, фонация и движения влияют на воображение и, в свою очередь, сами подвержены его влиянию. Мы увидим например, что определенные дыхательные упражнения направлены на облегчение ментальной концентрации, что способствует воспитанию воображения. Учитывая это взаимное влияние, дадим каждому упражнению номер и объединим их в группы по целям.


Упражнение 1. Полное дыхание

Человек обычно дышит, наполняя только верхнюю часть легких. Если мы хотим вдохнуть больше воздуха, мы существенно расширяем нашу грудную клетку. Дыхание такого рода называется грудным дыханием. Функция диафрагмы не очень важна при этом. Диафрагма — широкая мышца, отделяет область грудной клетки от области брюшной полости и которая помогает вдоху. Когда мы дышим, то с помощью диафрагмы, увеличиваем приток воздуха и в то же время уменьшаем количество остаточного воздуха.

Правильное управление диафрагмой позволяет улучшить эффективность дыхательного процесса, которая, в свою очередь, является одним из определяющих элементов правильной речи.

Огромное большинство людей страдает от недостаточности дыхания. Этот факт можно установить в результате следующего упражнения: сядьте удобно, положите большие пальцы на талию выше тазобедренной кости, так, чтобы другие пальцы были обращены назад по линии талии и соприкасались сзади. Дышите нормально в этом положении и постарайтесь определить, подвижны ли нижние мышцы спины. Если они не работают, значит, дыхание недостаточно.

Встаньте, слегка расставьте ноги, держите голову прямо и отведите плечи назад, начинайте вдыхать воздух, расширяя брюшную полость, то есть наполняя ее, пока она слегка не округлится. Продолжайте вдыхать, пока не наполните легкие, расширяя теперь грудную клетку, так что живот естественным образом опадает. При выдохе вы должны стараться плавно сокращать живот, чтобы обеспечить выход остаточного воздуха.

Чтобы облегчить наблюдение за тем, как работает диафрагма, можно лечь на спину и дышать в этом положении в течение нескольких минут, пока вы не заметите, что дышите, не наполняя грудную клетку и не двигая плечами, расширяя центральную часть тела. Это упражнение позволяет изменить привычный способ дыхания и является основой для других, более сложных упражнений. Вы можете проделывать его столько раз, сколько хотите в течение дня, пока это не станет привычным способом дыхания, что, конечно, очень желательно.


Упражнение 2. Утреннее дыхание

Утреннее дыхание служит для повышения ментального тонуса и уровня сознания, накопления энергии для предстоящего дня и установления гармоничного и сбалансированного психического состояния. В данном упражнении дыхание сочетается с движениями. И то и Другое одинаково важно. Движения необходимо выполнять точно так, как это указано здесь, поскольку каждая поза создает особое психическое состояние. Для большей ясности поделим упражнение на пять этапов, как это показано на рисунках.



Первый этап (рис. 4). Встаньте, закройте глаза, пятки вместе, носки врозь, позвоночник прямой, подбородок приподнят. Опустите руки и соедините ладони так, чтобы подушечки пальцев соприкасались.

Второй этап (рис. 5). Начните вдох, выпячивая живот и одновременно поднимая прямые руки до уровня подбородка.

Третий этап (рис. 6). Продолжайте движение рук, разводя их в стороны при одновременном продолжении вдоха, заполняя легкие. Движения рук должны закончиться одновременно с окончанием вдоха. Задержите дыхание на некоторое время.

Четвертый этап (рис. 7). Начните выдох, медленно опуская руки через стороны. Когда руки коснутся ног, выдох должен быть полностью завершен.

Пятый этап (рис. 8). Пауза для отдыха перед новым повторением цикла.

Очень важно точно выполнять все движения, думая исключительно о том, что вы делаете.

Упражнение выполняется около 10 минут, что должно соответствовать приблизительно 20 циклам. Вдыхать следует через нос, а выдыхать через рот, причем губы должны быть чуть приоткрыты, как будто вы собираетесь свистеть. Если температура воздуха очень низкая, то можно выдыхать через нос, чтобы слизистая оболочка не переохладилась.

Те, кто не привык делать дыхательные упражнения, могут начать с пяти минут и постепенно увеличивать их продолжительность.

Упражнение следует делать утром на голодный желудок. Важно выполнять его с желанием, а не как неприятную обязанность. Данное упражнение направлено на увеличение жизненной энергии, поэтому со временем появятся приятные ощущения и человек будет получать больше удовольствия, выполняя свои ежедневные дела. При желании упражнение можно повторить вечером, для восстановления растраченной за день энергии.


Расслабление при помощи дыхания

Вдох и выдох определяют приток и отток органической жизни. При вдохе мы напряжены и бдительны, а при выдохе расслабляемся. Так в течение дня напряжение чередуется с расслаблением. Это можно использовать по–разному, например для достижения расслабления при помощи дыхания.


Упражнение 3. Дыхание для расслабления

Сидя или лежа с закрытыми глазами, наполните легкие воздухом и задержите дыхание на некоторое время. Затем мягко выдыхайте через рот, как будто вы дуете, пытаясь как можно больше продлить выдох до полного опустошения легких. После отдыха цикл можно повторить столько раз, сколько вы захотите.

Чтобы упражнение дало больший эффект, необходимо, чтобы дыхание было как можно более мягким и медленным. Это упражнение довольно простое и рекомендуется тем, кому трудно сосредоточиться или сразу освоить другие, более сложные упражнения. Его можно выполнять сколько угодно раз в день.


Сознательное дыхание

Сознательное дыхание позволяет достичь психического состояния, которое совершенно отлично от обычного, когда человек дышит непроизвольно. Благодаря осознанию вдоха и выдоха устанавливается связь между волей и вегетативной системой, что позволяет достичь самоконтроля. Дыхание — как кран, который открывает или закрывает связи с нервной системой и эмоциями. Оно также позволяет человеку изменить свои психические и нервные состояния и повысить уровень сознания, преимущества чего нам уже известны.


Упражнение 4. Неощутимое дыхание

В положении стоя, сидя или лежа начните ощущать приток и отток воздуха, концентрируясь на увеличении и уменьшении объема грудной клетки. Необходимо чувствовать, как легкие надуваются и сдуваются, подобно воздушному шарику. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете полного отождествления себя со своим дыхательным ритмом. Затем попытайтесь замедлить дыхание, пока оно не станет неощутимым и совершенно бесшумным. Продолжайте до полного расслабления и изменения вашего ментального или эмоционального состояния. Это упражнение можно делать в любое время дня, как только возникает необходимость расслабиться или достичь психического спокойствия. Упражнение рекомендуется также людям, страдающим от бессонницы. Им следует выполнять его перед сном.

Вспомним, что каждый раз, когда человек дышит сознательно, как в случае с неощутимым дыханием, его способность к самоконтролю увеличивается.

Основная цель указанных дыхательных упражнений состоит в повышении уровня сознания, оживлении нервной системы и достижении состояния расслабления, равновесия и спокойствия. Управление дыханием крайне важно для самоконтроля, поскольку оно позволяет человеку быстро изменять состояния страха или беспокойства на состояния покоя и приятного равновесия.

Очень важно помнить о том, что преднамеренное глубокое дыхание позволяет нам при помощи своей воли управлять вегетативной системой.

Повышение уровня сознания человека позволяет ему в совершенстве овладеть своими эмоциональными и ментальными состояниями и произвольно изменять их. Но все это может оказаться недоступным для людей, которые не привыкли к рассуждению и дисциплине ума. Упражнения по контролю над воображением обычно более сложны из–за их абстрактного характера. По этой причине мы приводим несколько дыхательных упражнений, которые выполняются почти механически, чтобы каждый мог применять их в качестве тренировки для достижения волевого воздействия на вегетативную систему.

Нет необходимости выполнять все упражнения. Следует выбрать те, которые больше всего подходят для вашего характера и для решения конкретных личных проблем. Желательно каждый день выполнять упражнение № 2, чтобы зарядить свою нервную «батарею» перед началом трудового дня.

Выполнение дыхательных упражнений не может предотвратить появление нервного напряжения. Они используются для решения уже возникших расстройств нервной системы. Дыхание — это форма нашего контакта с вегетативной системой, позволяющей подчинить ее нашей воле. Необходимо подчеркнуть, что изменение привычного способа дыхания позволяет окончательно ликвидировать некоторые виды нервного напряжения. Глубокое дыхание повышает жизнеспособность человека и в результате постоянной практики (см. упражнение № 1) должно стать привычным, что приведет к интересным изменениям в обмене веществ и в характере.

Итак, дыхание позволяет быстро изменять наше психическое состояние, а также усиливает внимание. Изменяя ритм или частоту дыхания, мы всегда изменяем и наше ментальное и эмоциональное состояние. Упражнение даст наилучшие результаты, если одновременно с дыханием мы сконцентрируемся на какой–либо мысли, например на идее спокойствия и расслабления. Эта идея через дыхание переходит в вегетативную нервную систему. Если в течение дня, находясь среди людей, человек испытывает беспокойство и нервозность, то ему полезно выполнить интенсивное диафрагмальное дыхание, сконцентрировавшись на мысли о покое.




14. ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО «Я»

Осознание своего «Я» — чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». Осознание «Я» означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать состоянием самосознания, хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» — гораздо более глубокое и обширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» — это то, что принадлежит сущности человека, «мы» — это то, что не принадлежит ей. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно, его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по–гречески «просопон», означает «театральная маска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность — это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по–новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь осознания своего «Я», этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание — это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» — чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист — это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из–за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна — в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон — необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон — это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», — это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что–то интересное, наблюдая какое–то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

Восприятие внешнего мира должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее — там. В этом и заключается осознание «Я».

Приведенный ниже рисунок (рис.10) поможет вам добиться осознания «Я». Следует ежедневно смотреть на рисунок в течение некоторого времени. Это упражнение позволяет достичь состояния расслабленности, собранности и спокойствия и со временем произвольно добиваться осознания «Я» в любой момент дня.


Упражнение 11. Осознание «Я»

Установите рисунок 10 на столе на расстоянии 50-80 см перед собой так, чтобы было удобно на него смотреть. Затем соедините кончик среднего и большого пальцев левой руки и сохраняйте это положение в течение всего упражнения. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос, медленно и плавно выдыхая воздух через чуть приоткрытый рот. После этого сосредоточьте все свое внимание на центре рисунка с надписью «Я», удерживая на нем взгляд приблизительно в течение 3–5 минут. Если возникает сонливость, это не должно вас беспокоить. Данное упражнение можно повторять любое количество раз в день.

После выполнения этого упражнения на протяжении некоторого времени (минимум 30 дней), вы сможете произвольно в течение дня вызывать состояние осознания «Я» уже без рисунка, просто соединяя пальцы, как было указано ранее. Это можно делать в любой момент, независимо от выполняемой вами деятельности. Единственным требованием является иметь свободную левую руку.

Это упражнение вызывает расслабление, отдых, спокойствие, равновесие и повышение уровня сознания.


(Смотрите последнюю страницу книги)