|
||||
|
8. Что дает человеку психическое дополнение Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом, сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает образованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой человек. Отношения между двумя типами ИМ, когда второй имеет нужные дополняющие качества, мы называем отношениями дополнения, сам процесс дополнения — дуализацией. Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его 16-типностью, при которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удается. А без дополнения, т. е. недуализированный, человек — неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его «не понимают», но кто в этом виновен — он сам, «трудное детство», супруг или общество — не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем мором, нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное, если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда. Для самочувствия человека и функционирования его как общественного организма исключительно важна психическая структура супруга. Нет отдельной гармонической личности. Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера — дуала. Брак — право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики. Поэтому один из моментов подготовки молодежи к семье — умение распознавать различия психических структур для отбора полностью подходящего партнера или приспособления к не полностью подходящему. При понимании, что неприемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а объективной психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворен, будет легче искать компромисс. Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура определяет не только поведение в браке, но и поведение в добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, как и то, каким образом он подчеркивает свою сдержанность, независимость, является сложным оборонительным механизмом. Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящего партнера и привлекает подходящего. Каждая психическая система отвергает другую систему принятия симпатий, другими словами, психика сама умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают. К сожалению, этот механизм предназначен, по-видимому, действовать в условиях, когда молодые люди знакомы с детства, т. е. с того времени, когда не было опасности перепутать психические и сексуальные потребности. Или когда ошибки совершались и исправлялись, не расплачиваясь браком. Сегодня к натуральному предчувствию необходимо добавить немного психологических знаний. Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость. Но таких браков, как мы видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключаются слишком рано. Скорее, люди знакомятся слишком поздно, когда для проверки характеров уже нет условий. И из-за слишком узкого круга знакомых — друзей и из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать, подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто пора вступать в брак, которые лишь для этого и знакомятся. Сексуальное влечение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за «настоящую любовь». А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то другого, а только полного психического дополнения и уравновешивания психики. Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого «человечного» человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого. Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и, что возможно еще важнее, сам никогда не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики. Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и потому не ищут ее. В период предбрачной дружбы довольно часто проявляется склонность искать не дуализации спокойным духовным комфортом, а великой самоотверженности и страданий. Бытует уверенность, что чувство любви должно сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев, когда влюбленные не дополняют друг друга. Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осознается и собственная полезность другим людям и собственное место в обществе. Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой. На дополняющего не смотрят как на недосягаемого принца, с ним сами становятся королями. У каждого бывает кислое настроение, проявляющееся в какой-то ворчливости. Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град попреков. Часто именно ворчание — та форма общения, которая отличается самой большой непосредственностью и обоюдосторонней понимаемостью, когда все понимают с полуслова, когда за самое минимальное время партнеру передается самая обширная информация и про то, что происходит в объективном мире, и — самое главное — про свое замешательство, неопределенность отношения к этому происходящему. Ворчливость — лишь обращенная к партнеру полусознательная просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать, не умеет. Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семейном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициативу другого. У дуалов такие конфликты невозможны. Действуют они слаженно, этой слаженностью активизируя и уравновешивая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть ее в первые руки. Попеременная активность не оставляет вниманием обойденных звеньев в исполняемой работе, повышает результативность труда, сокращает необходимое на его выполнение время, не оставляет места фрустрации. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно сильных и редких качеств, умения. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально. Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У них нет такой возможности, потому что нет слов, которыми можно обидеть другого. Ведь один человек обижает другого не столько своими поступками, сколько тем, какими словами он эти поступки объясняет, какие мотивы выдвигает на первый план, какой мимикой сопровождает свои объяснения. Как сходятся при появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто, без компликаций. Если это супружеская пара, то они как бы сращиваются в одно общее Я. Такому партнеру не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми, но никогда злобными или агрессивными. Феномен дуальности человека можно объяснить и таким образом. Основой дуализации является определенная последовательность, с которой «раскручивается» механизм информационного и энергетического метаболизма (ИМ и ЭМ) дуалов. В этой последовательности есть тождественность. Но при этом те звенья ИМ и ЭМ, которые ярко выражены у одного дуала, у другого находятся в наиболее неразвитом состоянии. Проявляется эта тождественность и дополняемость в любой совместной активности. Особенно явно она заметна в начале нового рабочего дня, когда слова и жесты одного служат как бы пусковым ключом зажигания другого, а также при сексуальных играх. По этому вопросу психологи И. и А. Обозовы в статье «Диагностика супружеских затруднений» (Психологический журнал, 1982, N2, с.147) пишут: «… для психологического общения партнеров имеют значение не только чисто сексуальные характеристики (тип половой конституции, половая потенция и т. п.), но и реактивность организма, психодинамические характеристики поведения… Вследствие этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности.» Поэтому, добавим мы, кто однажды попал в объятия дуала, тот не склонен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально активными. Сексуальное поведение разных типов ИМ очень отличается. Поэтому о настоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополнениями. Проиллюстрируем это примером двух противоположных диад — диады сенсорно-этического экстраверта и диады сенсорно-этического интроверта. Эти противоположные сенсорики диктуют своим партнерам и противоположное сенсорное поведение. В диаде сенсорно-этического интроверта «любят» кожей, всей поверхностью. Здесь нет резких движений, партнеры как бы растаивают в объятиях друг друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта, наоборот, избегают прикосновения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнастических упражнений. Интересно, что сенсорные экстраверты вообще не терпят прикосновения другого человека, даже, например, прикосновения врача. Руку другому подают и то лишь по собственной инициативе. И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происходит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того, что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения, не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокойно натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь «программировать». Программируют, когда ведут себя импульсивно, «по велению души». В тех случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень быстро обучается как «принимать программу», так и давать ее, то есть программировать первого. В слаженных семьях, где муж и жена имеет дополняющие типы личности, дети, как правило (если только у шизотима не родится ребенок циклотим и наоборот), приобретают такие же типы ИМ, как и у родителей. Дочери чаще всего вырастают с типом, идентичным материнскому, сыновья — отцовскому. Дочери дополняются типами отца и братьев, сыновья — типами матери и сестер, при условии, что воспитывают сами родители. Это лучшие, наиболее гармоничные семьи. Воспитывать таких детей легко, про родителей говорят, что у них врожденный талант воспитателей. Отношения идентификации, как и отношения дополнения, необходимы для формирования устойчивой психики детей: никто не может стать лучшим учителем, чем идентичный, и лучшим воспитателем, чем дополняющий. Поэтому в семьях, где родители дополняют друг друга, создаются оптимальные предпосылки для воспитания и социализации детей. Человек, один из родителей которого обладает дополняющим типом психики, чувствует свою ценность и значимость для людей. Он уверен, что его как в детстве, так и в течение всей жизни будут понимать и любить — в будущей семье и в рабочем коллективе. Он отличается более легким нравом и более уравновешенной нервной системой, более социализирован. Другие, которым с родителями «не повезло», всегда чувствуют себя в какой-то мере потерянными, виновными и ненужными, им не хватает психического имммунитета, ярче выступает агрессивность (у экстравертов) или конформность (у интровертов). Они чаще попадают в конфликтные ситуации, утопают в неврозах и в любых хронических болезнях. Дуализация является обязательным условием не только удачного психического, но и удачного физического функционирования организма. Люди с дуализированной психикой гораздо меньше болеют, скорее выздоравливают. Дуализированность психики отражается на здоровье человека, потому что каждый элемент ИМ не только отражает определенные аспекты объективной действительности, но и управляет организмом. За каждым элементом ИМ стоят определенные меридианы и управляемые ими системы организма. Системы, которые находятся за самыми развитыми, ведущими элементами ИМ, наименее подвержены опасности заболевания. В первую очередь заболевают те системы, которые являются ведущими у дуала. По нашим гипотезам, элементы ИМ увязаны с меридианами следующим образом: — задний серединный меридиан, — меридиан желудка и поджелудочной железы, — меридиан мочевого пузыря и почек, — меридиан желчного пузыря и печени, — передний серединный меридиан, — меридиан сердца и тонкой кишки, — меридиан перикарда и трех частей туловища, меридиан легких и тонкой кишки. Наши наблюдения эту гипотезу подтверждают. Например, логические экстраверты и впрямь чаще болеют сердцем, этические экстраверты — почками, а интуитивные экстраверты — желудком, поджелудочной, печенью. |
|
||