|
||||
|
Часть 2. Искусство личной свободы. Глава 6. Приключение Начинается. Моя работа над этой книгой началась одним холодным зимним вечером, когда я приехал в гости к Ричарду Бэндлеру и его прекрасной супруге Пауле. Было всего около 4-х часов вечера, но темнота уже наползала, окрасив небо в глубокий сине-зеленый цвет. Только закат окрашивал небо красной полосой. Облака медленно расплывались, когда я припарковался у дома. Я посмотрел вокруг. С одной стороны -потрясающие поля и холмы, с другой - величественный океан практически на расстоянии прошенного камня. Солнце постепенно пряталось за горизонтом океана. В небе виднелись стаи птиц, летящих в загадочное место, которое они считали своим домом. Несмотря на небольшой дождь и сгущающиеся сумерки, пейзаж вокруг был необыкновенно красивым. Я словно смог скрыться от постоянной суматохи современного шумного мира. Перед выходом из машины я отключил телефон. Я любовался звуком пенящихся волн, разбивающихся о берег. Звуки падающих на крышу машины капель успокаивали, и я медленно двинулся по каменистой дорожке к дому. Мои шаги негромко отдавались в воздухе и тонули в звуке волн и дождя. Вокруг не было ни машин, ни людей. Изредка доносилось мычание коровы с отдаленного пастбища. За исключением успокаивающих звуков природы вокруг стояла тишина. Полная тишина. Я посмотрел на дом и понял, что готов к встрече с волшебником. Именно этим вечером мы с Ричардом впервые обсудили возможность совместной книги. Мы сидели на кухне и вели обычную беседу. Мы говорили обо всем. Любой визит к Бэндлерам - словно отпуск, отдых. У них всегда так тихо и умиротворенно. Этим вечером я начал нашу беседу с Ричардом с вопросов. Какие книги люди читают? Что бы они хотели почитать? Какой тип книг действительно может помочь людям жить более счастливой жизнью? Какая книга сможет изменить жизнь окружающих? Мне хотелось наполнить книгу как можно большим количеством идей и наблюдений. Ричард же не писал книг с конца 90-х годов, и ему тоже было много о чем рассказать. И мы решили, что это будет книга для широкого круга читателей. Она должна легко обучить их тем принципам и идеям, которым меня обучал Ричард и которые я предлагаю участникам моих тренингов по всему миру. В ней будут приведены примеры работы с клиентами и элементы с тренингов, истории о наших поездках. В том числе в книге будут изложены классические принципы НЛП, а также и мои, и Ричарда последние наработки в этой области. Вооружившись небольшим диктофоном, одолженным у Ричарда, и большим количеством чистых кассет, купленных заранее, я приготовился погрузиться в мудрость гения. Мы будем говорить о ключах к свободе и к любви. И мы предложим эти ключи всему миру посредством нашей книги. Я распечатал кассету, вставил ее в диктофон и нажал «запись». Глава 7. Определение Личной Свободы. «Ой». Я уже начал думать, что совершил большую ошибку, надев совершенно новые туристические ботинки во время своего первого путешествия по горам. Они удобно сидели на ногах и были вполне комфортными первые пару дней. Потом же они начали причинять боль. Но, оглядевшись вокруг на красоту, равной которой я никогда в жизни не видел, я забыл про боль. Я находился на высоте 4,000 метров и любовался раскинувшимися внизу долинами и белеющим вдалеке пиком Эвереста. Моего проводника-непальца звали Кабби. Как и большинство людей, которых я здесь встретил, он каждый день ел одно и то же блюдо - дал бхат. Блюдо было вполне приличное на вкус, в него входили все необходимые питательные вещества. Но я так и не мог понять, как он может есть это каждый день. Я же поддерживал себя во время путешествия мюслями и разнообразными крекерами. Удивительно: чем выше в горы мы поднимались день ото дня, тем чаще мой разум возвращался назад, к дому, не мог дождаться возможности поделиться с друзьями своими впечатлениями. Обычно я очень обдуманно принимаю решения. Мне почему-то казалось, что путешествие в далекие горы поможет мне почувствовать себя свободным. Однако я понял, что как бы далеко от дома я ни находился и где бы я ни путешествовал, я все равно не могу освободиться от проблем в своей обычной жизни. Я понял, что проблемы из жизни прочно застревают в разуме и от них очень тяжело избавиться. И на протяжении месяцев путешествий по миру мой разум все равно оставался дома. Я все равно постоянно думал о семье, о своей девушке, о друзьях. Я очень скучал по всем им. Я также много думал о бизнесе, которым сейчас занимался мой друг и партнер Брайн. Иногда у меня получалось отвлечься от этих мыслей, но полностью освободиться от них я не мог. И я подумал: возможно ли это освобождение вообще? И чем дальше я путешествовал, тем отчетливей я понимал, что личная свобода - это совсем не то, что я думал раньше. Казалось, некоторые люди были более свободны, чем другие. Мне даже казалось так касательно некоторых из моих клиентов. В чем же различие между тем, кто находится в цепях своего разума, и тем, кто живет более свободно и счастливо? Я, конечно, периодически чувствовал себя свободным во время путешествий. Как объяснил мне Ричард, то, что я искал, я мог найти только самостоятельно. Причем найти внутри себя. Иллюстрация 2: Один ботинок, один кроссовок... Восхождение на Эверест В первый вечер моего общения с Ричардом на кухне его дома мы впервые затронули тему личной свободы. Я не раз слышал, как он упоминал этот термин, и спросил его о том, что он под м им понимает. Итак, мы начали. Оуэн Фицпатрик (ОФ): Ричард, давай начнем с твоего объяснения, как ты понимаешь значение термина «личная свобода»? Ричард Бэндлер (РБ): Не вопрос. Личная свобода - это умение испытывать те эмоции, чувствовать то, что ты хочешь, таким образом, чтобы «цепи свободы» - цепи страха, печали и ненависти - были разорваны. Истинная личная свобода заключается в умении проходить через разные ситуации и разрывать столько подобных цепей, сколько ты сможешь. Эти цепи прочно скованы из негативных эмоций, ограничивающих убеждений и разрушительных шаблонов поведения. Личная свобода - это умение создать множество внутренних состояний, которые при наличии любознательности могут помочь людям испытывать те эмоции, которые они хотят испытать. Вместо того чтобы быть рабом этих цепей, ты вполне можешь испытать любопытство по поводу нового, или, например, можешь потерять к нему всякий интерес. Выбор за тобой. Если бы люди проявляли больше любопытства, больше бы интересовались культурой других стран и людей, то на планете было бы намного меньше ненависти. Ведь у очень многих людей есть только один вариант реакции на столкновение с другой культурой - страх или злость. На мой взгляд, подобные чувства - это одни из наиболее ярких проявлений глупости. Одно дело, когда человек опасается ядовитой змеи, которая может укусить, или тигра, который может напасть. Это абсолютно естественно и нормально в определенных условиях. И совсем другое дело, когда он опасается людей только потому, что они другого цвета кожи или другого вероисповедания или потому что он не может понять их культуру. Это ненормально. Это просто смех и позор. Люди, работающие с тиграми или змеями, прекрасно учатся находиться рядом с ними и оставаться в безопасности. Когда-то я занимался выращиванием попугаев ара. Это огромные птицы, способные убить человека. Обычно люди спрашивали: «Они кусаются?». И я всегда отвечал: «Да. Они могут укусить человека, но только в определенных обстоятельствах». Если вы находитесь слишком близко к ним, засунете палец в клетку, если они вас не знают или вы мешаете их брачному сезону (к ним тогда вообще нельзя приближаться). Вы должны быть разумны и осторожны. Но личная свобода находится на несколько шагов дальше, чем просто принятие разумных решений. Вопрос в том, как научить работать свой мозг так, чтобы принимать эти разумные решения. Например, люди, страдающие анарексией или булимией, не свободны в вопросах еды. Они постоянно думают о том, как бы ее избежать или как бы ее из себя извлечь. Они вынуждены или обжираться, или голодать, но у них нет свободы разумного отношения к еде. Личная свобода состоит в том, чтобы выбирать то, что вы хотите, и оставаться здоровыми. ОФ: Т.е. всему свое время. Когда-то нужно опасаться. А когда-то нет. Т.е. вопрос в том, чтобы выбрать свою реакцию разумно и в зависимости от контекста. Это и есть личная свобода? РБ: Обобщенно так и есть. Это также умение не просто создавать приятные внутренние состояния, но и уметь их проявлять в жизни в нужные моменты. Это будет сложно для тех, кто родился в нищете в неразвитых странах. Но даже в этом случае это возможно. Многие люди находят выход из сложнейших ситуаций и достигают очень больших и амбициозных целей, например, богатства, положения, возможностей. На самом деле я не считаю, что нужно иметь огромную сумму денег, чтобы люди могли заниматься тем, чем они хотят заниматься в окружающем их мире. Свобода дает вам возможность найти такие важнейшие вещи, как любовь, успех, музыка, искусство. Вам не нужен миллион долларов для этого. ОФ: Т.е. личная свобода не начинается с определенного окружения или контекста? Она начинается внутри тебя? РБ: Да. Некоторые люди считают, что если у них будет большой дом, или большая машина, или большая яхта, то все их проблемы исчезнут сами собой. Чаще всего это совсем не так. Люди должны подумать о том, что делает их счастливыми. В большинстве случаев эти внешние атрибуты совершенно не нужны и не важны. И как только люди осознают это (как ни смешно это звучит), все эти внешние атрибуты начнут у них появляться. Я достаточно долго боролся с нищетой в своей жизни, зубами и ногтями, пытаясь вырваться. Но как только я перестал волноваться о деньгах и стал заниматься тем, что доставляет мне удовольствие, деньги сами стали падать на меня с неба. Личная свобода имеет одну важную особенность. Когда вы решили что-то сделать (когда ваша нейрология согласна с этим), вы вкладываете всю вашу душу и сердце в это дело. И не важно, о чем идет речь - о глотке холодного чая летом, о занятии спортом, о поцелуе, о написании книги или о живописи. Важно то, что вы это делаете и отдаетесь этому делу на 100%. ОФ: ОК. Расскажешь теперь побольше о «цепях свободы»? РБ: Цепи свободы - это все страхи, сомнения, нерешительность и сдержанность, которые переполняют людей. Многое из этого проявляется как следствие плохого обучения и воспитания в детстве, как следствие плохой школы, негативного воздействия взрослых или религиозных лидеров. И, конечно, многое зависит от того, как смог человек определиться со своими моральными и этическими нормами. Очень важно иметь твердые моральные устои, чтобы быть свободным. Только в этом случае люди не будут задумываться над тем, что «хорошо», а что «плохо», и это не станет причиной их нерешительности. Если вы делаете что-то хорошее, по хорошей причине, то у вас не будет внутреннего несогласия, не будет неконгруэнтности, и вы прекрасно с этим справитесь. Но если вы обманываете свою жену, то вы никогда не поцелуете ни ее, ни вашу любовницу полноценно. Очень редко свобода от этих цепей связана с интеллектом человека. Личная свобода не основывается на личной изобретательности. Она основывается на погружении вашей нейрологии в другую среду. Свобода не в том, чтобы следовать правильным идеям. Она в том, чтобы войти в такое состояние, в котором вы сможете найти свою судьбу, свое предназначение. Она в большой гибкости в поведении, а не в непоколебимости. Это ваша способность менять ваши собственные внутренние состояния. Сама идея освободиться от рамок и ограничений собственного разума, освободиться от негатива, который отравляет жизнь, освободиться от ограничений, навязанных культурой, окружением, - это прекрасная идея, которая давно меня интересовала и притягивала. Если свобода может быть достигнута способностью контролировать свои внутренние состояния таким образом, что вы приобретаете большую гибкость в поведении и можете не только найти свой путь, но и пройти по нему полностью, наслаждаясь дорогой и результатом, то искусство личной свободы сводится к тому, чтобы выработать эту способность. В психологии часто поднимался вопрос эмоционального разума, или контроля эмоций разумом. Речь идет о разуме, который может контролировать проявляемые эмоции. Надо уметь не только испытывать разные эмоции в разных ситуациях, но и осуществлять контроль над выбором, какую эмоцию испытать. Здесь же мы говорим о более широком понятии. Это не просто эмоциональный разум. Это духовный, социальный, персональный разум. Мы можем назвать его разумом личной свободы, способностью к пониманию и применению личной свободы. Разум личной свободы - это осознание того, как вы думаете, кик вы ведете себя, как вы учитесь, как вы общаетесь с миром. Это умение быть прагматиком в вопросе ваших реакций на внешний мир. Причем реакций, которые бы вас мотивировали и побуждали к чему-то. Это умение оставить проблемы в стороне и думать о решении этих проблем. Это умение все время ощущать себя хорошо. Это умение взаимодействовать со сложными людьми и тяжелыми ситуациями с достоинством, грацией и мастерством. Это понимание вашего места в окружающей нас Вселенной. Великие художники сначала просто учились хорошо рисовать. Все остальное - это заслуга их креативности? Заслуга в том, что именно и как именно они хотели изобразить? Что побуждало их создать тот или иной шедевр? Им надо было всего лишь захотеть создать этот шедевр, определиться с содержанием и потом погрузиться в то внутреннее состояние, которое позволяло им делать то, что они хотят делать и умеют делать хорошо. Подумайте о себе, как о художнике, который пишет картину нашей собственной жизни. Вы читаете о процедурах, навыках, которые могут вам помочь прекрасно написать картину вашей жизни, наполнив ее необходимыми чувствами и переживаниями. Ваша жизнь - это холст. Ваш мозг - это краски. И только вы сами сможете решить, что вы хотите нарисовать. Разрешите себе захотеть нарисовать то, что вы хотите. Это и есть искусство личной свободы. У нас, как у всех людей, наши самые сильные стороны находятся в наших самых сильных слабостях - это возможность выбора. Это на самом деле очень интересный парадокс жизни. У нас есть свобода, но вместо свободы мы выбираем заключение. Мы можем сделать выбор - стать великими. Мы можем выбрать и не быть таковыми. Но у нас есть этот выбор. Например, у деревьев подобного выбора нет. Они растут настолько высоко, насколько могут и насколько им позволяет окружение. Мы можем достичь тех успехов, которые нам доступны и подвластны, или не делать ничего. У нас есть этот выбор. Как сила - это дает нам могущество быть счастливыми. Как слабость - это дает нам возможность быть печальными. Как сила - это дает нам могущество жить прекрасно. Как слабость - это дает нам возможность быть ленивыми. Для меня искусство жить прекрасно основано на умении создавать множество вариантов и грамотно выбирать из них. Подумайте над словом «свобода». Обычно оно связывается с выходом откуда-то или уходом куда-то. Нам нужна свобода от чего-то или от кого-то и свобода иметь возможность что-то сделать. Свобода не существует сама по себе. Это определенный процесс. Чтобы стать свободными, мы должны освободить самих себя. Нельзя просто иметь свободу, ее можно только создать. Техники и упражнения, приведенные в этой книге, покажут вам, что вы должны сделать, чтобы «освободить» себя. Очень важно понять и запомнить, что вы даете себе свободу что-то сделать. Освободить себя - это одно дело. Но освободить себя для того, чтобы сделать свою жизнь более счастливой и стать более успешным человеком, - это совсем другое дело. Это очень важно, потому что только так вы сможете улучшить мир вокруг вас. Во время своего путешествия по Гималаям я узнал очень много интересного о Кабби и о его семье. На высоте больше 4,000 метров я стал замечать существенное снижение кислорода в воздухе. Когда же мы дошли до цели нашего пути - Намке Базар, я почувствовал разреженность воздуха еще сильнее. Во время восхождения мы встретили девушку из Америки, молодого человека из Италии и двух носильщиков, которые шли с ними. Мы поговорили с ними о наших достижениях, о наших планах на будущее. Мы играли в карты, и я очень многое узнал о культуре Непала. Я поднялся вместе с Кабби на холм, чтобы еще раз увидеть вершину Эвереста. Я стоял на вершине холма и вглядывался в утренний туман, понимая, что я стою так высоко, как я никогда не забирался. Я мог смотреть на облака сверху вниз. И я ощутил потрясающую ясность и чистоту этого места, находясь очень далеко от того мира, который я знал. Внутри же у меня все равно крутились мысли о моем мире. Я не смог найти на холме истинной свободы. Кабби жил со своей женой и двумя детьми - мальчиком и девочкой - в однокомнатном доме в пригороде Катманду. Я даже не мог себе представить, как такое возможно. Пока мы бродили по горам, я разговаривал с ним о жизни, любви, счастье и свободе. И я начал понимать, что свобода не имеет ничего общего с достатком или знаниями. Она не имеет ничего общего с тем, где вы были и что вы делали. Она связана с правильным отношением и перспективой. С разными точками зрения. Во время первой встречи Ричард дал мне широкое и исчерпывающее определение свободы. Некоторое время я решил подумать над его словами и переварить в себе новое, что узнал у него. Об этом и будет моя книга. Я начал думать о многом, и разум вернул меня назад, ко времени моей первой встречи с Ричардом. Глава 8. Создание Настоящей Свободы. Впервые я встретил Ричарда несколько лет назад, будучи простым студентом. На свой первый тренинг по НЛП у Доктора Ричарда Бэндлера я шел с благоговейным трепетом. Я нерешительно подошел к нему после тренинга, когда он сразу после его окончания начал раздавать автографы. Я был в нерешительности, потому что его мощь казалась огромной. Из глубины зала он казался внушительным и устрашающим. Пока Ричард раздавал автографы, на заднем фоне негромко играла музыка. Многие старались привлечь его внимание. Но что меня поразило -он не старался быть слишком любезным ко всем. Он оставался самим собой. Некоторым комментариям он улыбался. На некоторые он вообще не обращал внимания. Наконец моя очередь подошла. Я протянул ему мой потрепанный экземпляр «Используйте свой мозг для изменений» и произнес дрожащим голосом: «Это было великолепно». Он даже не поднял на меня глаза. Он быстро нацарапал свое имя на книге и посмотрел на следующего в очереди. Когда я спустился со сцены, я почувствовал себя подавленным. Я ожидал большего. Точнее, я надеялся на нечто большее. Возможно, я ожидал улыбки. Возможно, слов поддержки. Я же не получил ничего, кроме автографа, и чувствовал разочарование. Самое смешное, что, когда я сейчас думаю об этом своем опыте, он помогает мне понять разницу между «быть впечатленным» и «быть преобразованным». Я был впечатлен его гением, историями о его клиентах и о создании НЛП. Подойдя к нему в ожидании добрых слов, поддержки, я оказался разочарованным. В этом моя неуверенность, мои страхи, моя нерешительность. Точнее говоря, это был мой способ создавать ощущения неудобства, страха, нерешительности, который был следствием привычных для меня шаблонов мышления. Видите ли, в чем дело: пока я подходил к нему с предвкушениями, я забыл о том, что было действительно важно - о хороших ощущениях. Я сам создал зрительные образы того, какова будет его реакция, а когда он даже не посмотрел на меня, я словно получил удар. Я тогда сам спланировал свое разочарование. Он только что учил нас, как можно изменить свою жизнь и как менять свое отношение к тому, что на нас оказывает влияние. Тому, что разочарование сначала надо спланировать, чтобы испытать его. Тому, как создавать сильные внутренние состояния для того, чтобы никто не мог нас заставить чувствовать себя плохо. И тут я как раз и начал переживать на основании своих ожиданий. На основании того, что он не повел себя так, как я предполагал. С тех пор я стал замечать нечто очень интересное во время любого общения с Ричардом. Когда я нервничал, он никогда не казался особенно приветливым. Когда же я был расслаблен, то он казался по-настоящему милым и добрым. Так мне казалось. Самое неприятное было в том, что я провел на семинаре целый день, перенимая опыт Ричарда, но оказалось, что так толком ничего и не услышал. Многие его идеи я усвоил очень хорошо. Но у меня все равно оставалось немало внутренних ограничений, потому что я упустил основную идею его тренинга. Основная идея была в том, что надо изменяться, если хочешь измениться. В этой книге мы предлагаем читателям ключи к изменению их жизни. Но что очень важно - это избежать внутренних противоречий и попыток найти гуру, который все сделает за вас. Это ведь ваша жизнь. Я был разочарован и опечален потому, что не получил реакции, которую я ожидал. И этим я заключил себя в тюрьму самым глупым способом. К сожалению, мы слишком часто так делаем в жизни. Вместо этого было бы намного полезней научиться проявлять больше личной свободы в жизни. Когда я только начал интересоваться НЛП, я слышал о Ричарде множество слухов. Многие люди, которые не знали его и даже никогда не общались с ним, называли его «слишком экстравагантным», «опасным», «неэтичным». Только позже я понял, что те, кто не был с ним знаком и высказывал подобную оценку, основывались в своих высказываниях на мнениях других, которые по своим причинам были напуганы Ричардом. Некоторые люди с очень значимыми именами и достижениями в НЛП так отзывались о Ричарде, потому что боялись его и поддавались на его провокации. И тогда я задал себе такой вопрос: как получается, что люди, столько много знающие об НЛП, не понимали простой мысли, которая пришла мне в голову,- НЛП, прежде всего, нужно использовать, чтобы никто другой не мог вывести вас из состояния душевного равновесия. Мы научились различным способам воспринимать полученный нами опыт более полно и эффективно. И, как следствие, более позитивно и эффективно реагировать на окружающий нас мир. Вскоре я понял, что Ричард действительно очень не похож на всех, и именно поэтому он добивается успехов там, где никто другой не смог этого сделать. Он также является очень опасным для тех, кто хочет держаться за свои проблемы, поскольку он действительно может помочь людям избавиться от них. Я никогда не видел более этичного человека. Я не видел никого, кто так же экологично проводил бы изменения у клиентов. Экология клиента для него всегда была важнее любви клиентов к нему. Когда вы станете свободны в своем разуме и по-настоящему обретете личную свободу, никто и никогда больше не сможет контролировать ваши внутренние состояния намеренно или случайно. Никто и ничто не сможет испортить вам день или напугать вас. Никакая проблема не будет доминировать над вашей жизнью. Вы получите контроль над своими чувствами и над теми внутренними состояниями, в которые вы сможете входить. Вы сможете улыбаться, когда захотите, и чувствовать себя прекрасно, не дожидаясь от других, чтобы они улучшили вам настроение. Я сам бросал себе вызов, когда учился удерживать желаемое состояние вне зависимости от того, кто был со мной рядом. Если вы позволите себе быть напуганным кем-то, включая тренера, ведущего занятия, и позволите ему контролировать ваше состояние, вы никогда не сможете научиться тому, чему учитесь. Жизнь совсем не похожа на жизнь вне семинара или книги. Все, что вы учите, нужно применить и опробовать. Но прежде всего применить к себе и опробовать на себе. Это нужно для того, чтобы взглянуть на вашу реальность с другой стороны. Часто бывает: то, что мы считаем реальным, не является таковым. И именно это и является ограничением для других перспектив, других взглядов на ситуацию. Это не дает нам возможности выбора. Чем больше вариантов для выбора, тем легче разорвать цепи свободы. Глава 9. Разрывая цепи Свободы. Бернарду было 22 года. Высокий, худой молодой человек в голубых джинсах и красной толстовке сел напротив меня, и я начал как обычно. ОФ: Чем я могу вам помочь? Он ответил усталым тоном. Бернард: Мне не следовало приходить сюда. Меня все время направляют к кому-то типа вас, потому что все считают меня психом. Они просто не понимают. Видите ли, у меня есть сверхъестественные способности, и я рожден, чтобы ими пользоваться. Но люди считают меня психом. Иногда на сеансах терапии действительно очень сложно не рассмеяться. Я покрепче сжал губы, чтобы сдержаться, посмотрел на него и улыбнулся. ОФ: Бернард, ты псих. Как только я ответил, он посмотрел на меня с возмущенным выражением на лице и злостью в глазах Бернард: Вы такой же, как и все... Я перебил его ОФ: Клоун. И что же ты умеешь делать? Он ответил, словно защищаясь Бернард: Я учусь отрываться от земли и видеть сквозь свинец. ОФ: Т.е. тебе никто не говорил о книге? Бернард: Какую книгу вы имеете в виду? Я завоевал его внимание. Ему стало любопытно. ОФ: Книга. Книга. Самоучитель для тех, кто обладает сверхъестественными способностями. Тебе ведь никто не рассказывал о ней, не правда ли? Бернард: Нет. А что это? О чем она? Где ее можно достать? ОФ: Я не знаю, где ее можно достать. Но я знал кое-кого, кто читал эту книгу. Он также немного рассказал мне о ней. На самом деле, ты глубоко вляпался. Я улыбнулся ему. Он ответил. Бернард: Вы что имеете в виду? О чем вы вообще? ОФ. Дело вот в чем. Люди, которые родились с такими способностями, сначала должны были научиться самым простым вещам. И только годы тренировок приводили их к подобным способностям. Не могу поверить, что тебе никто этого не говорил. Бернард: В смысле? Так вы мне верите? ОФ: Конечно. А почему я не должен тебе верить? Или ты лжешь? Бернард: Нет. Просто вы первый человек, который мне поверил. А что это за простые вещи, о которых вы говорили? Я начал обучать его простым упражнениям, которые помогли ему быстрее и больше запоминать. Я научил его, как погружаться в ресурсные состояния. Как чувствовать себя уверенным или счастливым. Я научил его созданию визуальных приятных образов, которые он мог бы запускать по желанию. Я научил его смене визуальных субмодальностей и якорению ресурсных состояний. Ему все это очень понравилось, и он с радостью начал практиковаться в этом. ОФ: Когда через несколько лет ты в совершенстве овладеешь этими простыми навыками и многими другими, ты сможешь сделать шаг вперед. Но только в безопасных условиях. Давай договоримся, что со зданий ты прыгать не будешь. Он улыбнулся. Бернард: Вы думаете, что я сумасшедший? ОФ: Есть еще один важный момент. Почему у Супермена был Кларк Кент? Почему у Бэтмена был Брюс Уэйн? Почему у Спайдермена был Питер Паркер? Бернард: Это просто. Ведь окружающие могли подумать, что эти герои просто уроды или психи. Поэтому у них и были такие персонажи для общения с обычными людьми. Я просто посмотрел на него и приподнял бровь. И тут до него дошло. Он откинулся назад, глубоко вздохнул и самодовольно улыбнулся. ОФ: Понятно? Тогда используй свое обычное имя и никогда не упоминай о своих сверхъестественных способностях. Практикуй те навыки, которым я тебя научил, и от тебя все отстанут. Он кивнул и с улыбкой согласился. Я периодически с ним общался, и вот уже более 2-х лет у него все в порядке. У Ричарда есть очень интересная теория по поводу шизофрении. Он считает, что если шизофреник пребывает в своей реальности, отличной от окружения, то намного проще присоединиться к его реальности, чем пытаться вытянуть его. Т.е. надо действовать, как будто вы ему верите. Тогда вам будет намного легче помочь ему. Я достаточно часто так поступаю. И я обнаружил, что все мои клиенты - от самых странных до почти нормальных - живут в другой реальности в отличие от меня. Единственное различие между ними и «нормальными» людьми в том, что нормальные люди разделяют более культурально обоснованную и «нормальную» реальность. Чтобы понять, какие цепи свободы удерживают человека, для меня важно установить сходство между всеми проблемами, которые сидят в разуме. Все проблемы произрастают из ваших убеждений, вашего отношения, ваших чувств, мыслей и вашего поведения. Когда вы это осознаете, вы можете задаться вопросом: как я могу получить власть над своими убеждениями, своим отношением, своими мыслями, чувствами и поведением? Цепи свободы могут быть порваны и должны быть порваны. Надо рвать цепи, которые содержат в себе печаль, страх, ненависть, сомнения, напряжение, одиночество, бедность, боль, плохие взаимоотношения, сложных в общении людей и трудные времена. Есть способы разорвать каждую из этих цепей. Когда же все они будут разрушены, вы обретете неповторимое чувство личной свободы. Вы автоматически будете чувствовать себя хорошо без всякой причины. Вы обнаружите, как это здорово - уметь легко и быстро менять в вашей жизни то, что вам нужно. Вы будете чувствовать себя раскованно и уверенно в себе и в том, что вы делаете. Вы больше заработаете, более эффективно будете распоряжаться своим временем, вы сможете общаться с большим количеством людей различными позитивными способами. Вы будете выбирать самые полезные и эффективные способы общения со сложными людьми и легко сможете пройти сквозь любые сложные времена. Цепи могут возникать снова. Поэтому очень важно, чтобы вы постоянно поддерживали свою личную свободу, которая является вашим правом с рождения. Наиболее важно то, что, применяя и используя идеи и техники из этой книги, вы увидите, как оковы цепей начнут сами спадать с вас. Почему люди становятся печальными? Или пугаются? Почему люди сомневаются в себе? Почему они ненавидят друг друга? Почему они испытывают стресс? Почему люди чувствуют себя одинокими? Подавленными? Почему им больно? Почему некоторые из них бедствуют? Почему они так плохо относятся друг к другу? Почему с некоторыми очень трудно иметь дело? Почему люди вынуждены пробиваться через тяжелые времена? Ответ на эти вопросы есть. Потому, что мы родились, взрослели и научились думать и действовать определенными шаблонами. Мы привязываемся к каким-то людям или идеям. Мы становимся зависимыми от них. Мы учимся связывать между собой события, которые на самом деле никак не связаны. Мы принимаем решения, основываясь на том, как мы себя чувствуем, и частенько такие решения не являются полезными. Наше поведение - как внутри самих себя, так и во внешнем мире определяется тем, как мы воспринимаем мир. Когда мы разрешаем миру контролировать наше поведение, мы становимся заложниками удачи, неудачи и обстоятельств. Когда же мы сами берем контроль над нашим поведением, мы используем наш мозг, интеллект, разум, чтобы наилучшим способом использовать сложившиеся обстоятельства. Прежде чем разорвать цепи свободы, мы должны понять, как мы их создаем. Как мы даем возможность этим цепям нас ограничивать и сковывать наши мысли и поступки. Мы слишком часто перекладываем ответственность на других людей или на мир. Мы искренне верим, что являемся жертвами судьбы или слепого случая. И мы полагаем, что это наша ноша, и мы ничего не можем сделать, чтобы изменить мир. Люди погружаются в депрессию, считая мир вокруг них ужасным местом. Люди начинают пугаться, потому что в определенных ситуациях испытывают негативные ощущения. Люди испытывают боль, потому что другие заставляют их чувствовать эту боль, плохо к ним относясь. Но есть и другой взгляд на все это. Люди впадают в депрессии, потому что заставляют себя чувствовать именно таким образом. Люди начинают бояться, потому что сами себя пугают. Люди чувствуют боль потому, что разрешают себе испытывать такие чувства. Я словно слышу крики этих жертв: «Чушь! Мы не стараемся так себя вести». Однако я никогда не говорил, что люди стараются так поступать. Я говорил, что люди сами являются причиной такого своего поведения. Быть источником негативных ощущений и быть обвиненным за это - разные вещи. Обвинить можно кого угодно. Чтобы сделать это корректно, вам надо вспомнить все до единого события в вашей жизни и назвать их причинами. Но вопрос мой в другом: «Какой в этом смысл?» Обвинения никому не помогут и тем более вам самим. Вместо этого давайте сделаем шаг вперед к вопросу ответственности. Если вы готовы брать на себя ответственность, то вы готовы к власти над изменениями. Если вы ответственны, то вы соответственно и реагируете. А реагировать вы можете так, как захотите. Дело в том, что мы часто сами создаем себе проблемы, не осознавая, как мы это делаем. Это происходит потому, что мы не осознаем привычные нам паттерны мышления и поведения. Мы автоматически погружаемся в мыслительные и поведенческие паттерны, которые ведут к негативным внутренним состояниям и создают для нас проблемы. Но когда мы поймем, как именно мы погружаемся в этот мыслительный процесс, вызывающий определенное поведение, мы сможем получить возможность менять этот процесс. Цепи, которыми мы себя сковываем, возникают из наших привычных шаблонов мышления, поведения и чувств. Очень важно не пытаться осознанно изменить эти привычки. Наоборот, критично важно выработать новые неосознанные привычки и паттерны. Одним из способов достижения этого является контроль над влиянием на наше бессознательное. Другим способом может быть осознание того, как мы делаем то, что делаем, и затем научиться делать это по-другому. Одной из причин, почему классическая психология не смогла помочь нам избавиться от этих цепей, является то, что ее основной целью было докопаться до причин и понять, почему люди делают то, что делают. К сожалению, очень большие сложности в попытках объяснить взаимосвязи между миллионами мозговых клеток, окружающим миром и поиски возможных источников влияния на нас, делают эти попытки практически невозможными. НЛП в отличие от этого подхода предлагает другой путь. Не важно, почему мы что-то делаем. Важно, как мы это делаем. Зигмунд Фрейд напутал очень много. Внимание заслуживает не то, что с тобой происходит, а как ты к этому относишься и что ты делаешь по поводу происходящего. Причина - это не событие, которое произошло. Вопрос в том, что вы по этому поводу думаете и делаете. Например, 2 человека подверглись насилию. У одного нормальное психологическое состояние, у другого -наоборот. В чем причина этих различий? В том, что эти люди по- разному воспринимают случившееся и по- разному используют полученный опыт. Моя подруга Хелен однажды привела мне очень хороший пример разницы между «почему» и «как». Если я упал в реку и не умею плавать, разве будет лучшим способом помочь мне выяснение причин, почему я упал в реку? Или более полезно будет, если вы прыгнете в реку, вытащите меня и научите плавать? Для меня это великолепный пример объяснения людям, как они могут научиться изменениям. НЛП объясняет, как люди думают и создают свои ощущения. Используя эту модель, мы сможем открыть, как же работают паттерны бессознательного. Когда мы узнаем, как эти паттерны бессознательного работают, мы сможем перевести их в сознательное восприятие. Когда мы их осознаем, мы сможем их изменить. Когда мы сможем их изменить, мы сможем сделать новые паттерны бессознательными. Таким образом, мы можем перепрограммировать наш мозг или выработать новые и более полезные шаблоны мышления и поведения. И только тогда цепи свободы спадут. Я это знаю по собственному опыту. Когда-то и я был скован этими цепями в моей личной тюрьме депрессий, страхов и нерешительности. Глава 10. Мой Персональный Ад. Мартин: Мне нужно поговорить с Оуэном Фицпатриком. ОФ: Я слушаю. Я не узнал голос, но он звучал очень обеспокоенно и напряженно. Мартин: Мне нужна ваша помощь. Мне сказали, что только вы сможете мне помочь. Я не могу. Я просто не могу жить так дальше. Я это ненавижу. Я собираюсь покончить с собой. Я не могу это больше выносить. Я собираюсь принять эти таблетки. Таблетки у меня с собой, а они не знают, что они у меня есть. Они не могут помочь. Все, что они делают, это дают мне другие таблетки. Я слышал, вы можете помочь. Мне нужна помощь. Голос на другом конце провода начал что-то бормотать. Похоже, это был очередной суицидальный звонок. Прозвучал он около 15:30 во вторник. Человек говорил с кем-то, кто порекомендовал ему обратиться ко мне. Поэтому я поговорил с ним. Я знал, что мне ему сказать, потому что у меня уже это получалось инстинктивно. Когда я был тинэйджером, я прочитал книгу о гипнозе, в которой я впервые услышал об НЛП. Скоро НЛП стало моим хобби, моей страстью и моей карьерой. Однажды друг спросил меня: «Если бы ты тогда не узнал об НЛП и не стал бы им заниматься, какой была бы твоя жизнь?» Я всегда хотел стать кем- то, кто помогает людям и оставляет позитивный вклад в их жизни, - полицейским, пожарным, врачом. Я всегда мечтал стать героем. Я был идеалистом. НЛП, равно как и другие идеи и технологии, которые я использовал со своими клиентами, с учениками и с самим собой, были направлены на выработку свободы мышления и ощущений. На то, чтобы можно было бы интересней и счастливей проживать жизнь. И я прекрасно понимаю, насколько эта свобода прекрасна, ибо я сам когда-то был заключен в своем собственном аду. Несколько лет назад, когда я еще не был знаком с НЛП, я чуть не совершил самоубийство. Я был в жуткой депрессии, но никому об этом не рассказывал. У меня была чудесная семья, но мои «друзья» чудовищно со мной обращались. Я устал от жизни и чувствовал полную безнадежность. Каждый день, приходя домой, я находил дома место, где я мог бы побыть один, и плакал не переставая. Я чувствовал себя отвергнутым, потерянным, никем не любимым. Один словом, уродом. Никто об этом не знал. Никто не догадывался. Поэтому никто и не помогал мне ничем. Сейчас же я наслаждаюсь каждой минутой своей жизни. Я трачу ее на то, что занимаюсь тем, что приносит мне радость, - учу людей, как они могут стать счастливей, лучше общаться и становиться более успешными и свободными. Я езжу по всему миру от Мексики до Индии, делясь своими знаниями и умениями с людьми разных национальностей, разной культуры. У меня самые лучшие друзья в мире. У меня прекраснейшие взаимоотношения с семьей. Я живу в Дублине счастливо и считаю свою жизнь наполненной смыслом и радостью. В школе были люди, которые частенько приставали ко мне. Они постоянно меня задирали. Не физически, а морально. Меня оскорбляли почти все - и мальчишки, и девчонки. Наиболее унизительными были оскорбления девчонок. Практически вся моя учеба в школе была очень тяжелой морально. Там был один парень, который однажды обвил мою шею шнурком от ботинка и начал медленно душить. В другой раз он приставил к моему горлу нож и пообещал вырезать мне легкие. Сейчас же все по-другому. Пару лет назад я встретил этого забияку. Честно говоря, со времени окончания школы я встречал многих из моих прежних обидчиков, но сейчас я намного лучше себя чувствую. Что самое смешное, моя уверенность в себе гарантирует мне безопасность, и теперь они меня боятся. Я никогда не собирался им мстить и не делал этого. Я просто принял идею, что они плохо ко мне относились тогда. Но это не означает, что они остались плохими людьми. Они вполне могли измениться к лучшему. Раньше меня все ужасало. Я терялся и начинал заикаться перед публичным выступлением. Я пытался избежать любых мало-мальски опасных ситуаций, что не добавляло мне популярности. Страх просто накрыл всю мою жизнь. Беспокойство и паника повсюду преследовали меня. Я ненавидел неизвестное и непривычное, и сама жизнь пугала меня. Сейчас же я побывал в Гималаях, занимался дайвингом у Большого Барьерного Рифа, катался с гор в Новой Зеландии, прыгал с парашютом в Калифорнии, путешествовал с рюкзаком по Индии. Научил тысячи людей на своих тренингах в разных частях Земного шара. Я очень много путешествовал и полюбил приключения. Случайности и хаос стали нормальными и не сбивают меня с моего пути. Что же вызвало столь большие изменения? В чем же разница между мной много лет назад и мной сейчас? Как я смог превратиться из человека, наполненного печалью и депрессией, в человека, полного счастья и радости? Как я прошел от ненависти к своему существованию до любви к жизни? Как я смог изменить влияние других людей на мои чувства? Как я поменял свой постоянный страх на любовь к приключениям? Как я смог разорвать цепи своей свободы? По мере моих ответов на эти вопросы вы научитесь вносить колоссальные улучшения в вашу жизнь. Я иногда удивляюсь реакции людей, когда говорю о своих проблемах. Они удивлены, что я стыжусь своих проблем. Правда же в том, что мне не стыдно озвучить свою проблему, потому что принятие моих слабостей и их понимание многому меня учит. Я вполне принимаю свою несовершенность. Мое прошлое, мои прошлые страхи и издевательства надо мной - я принимаю это. Я обычный человек, который совершил некоторые ошибки. Когда вы возьмете на себя ответственность за ваш выбор и ваш опыт в жизни, мир не сможет направить ваше прошлое против вас. Наоборот, вы освободитесь от тюремного заключения прошлого. Заключения, в котором очень многие люди находятся постоянно. Я пережил свои трудные времена, потому что был решительным. В тот важный момент моей жизни я стоял перед выбором - жизнь или смерть. Я выбрал жизнь. Я дал себе слово никогда не сдаваться. И я сдержал слово. А сейчас я пожинаю плоды своего решения. Моя решительность и открытость помогли мне начать путь к новой жизни. И именно тогда я приобрел убеждения, которые помогли мне изменить свою жизнь. Тогда я и начал становиться свободным. Мой путь к свободе не всегда был ровным и приятным. На нем встречались и моменты разочарования, печали и одиночества, беспокойства и страха. Но они были всего лишь моментами. У меня были времена печали и душевных травм. Но, пройдя через все это, я приобрел опыт. Опыт контролировать влияние этих моментов на меня. Я открыл красоту внутри себя. Я открыл силу своего характера. Я открыл незабываемое ощущение, когда вы понимаете, что вы сами контролируете свою жизнь. Я понял, что моя жизнь во многом была очень хаотичной. У меня не раз воровали весь мой багаж, я не раз опаздывал на самолеты и поезда, терял паспорт, бумажник, несколько телефонов и однажды 2,000 долларов наличными. Меня арестовывали за то, что забирался на сидения с ногами, я падал в обморок от кислородного голодания на высоте, ломал колено и заработал ожоги третьей степени. И все это во время разнообразных путешествий. Мой хороший друг Марк как-то очень верно меня описал в одном предложении: «Все у тебя как-то криво, Фицпатрик». Несмотря на все это, у меня та жизнь, какую я и хотел иметь. И как только вы сами сможете разобраться со своей жизнью, хаотичной или нет, вы поймете, как вы можете превратить любой ваш персональный ад в нечто прекрасное и удивительное. Глава 11. Освобождение Вашего Разума. Как-то я работал с клиентом, у которого была очень сильная фобия на дорожные пробки. Он жутко боялся оказаться в пробке. Он впадал в панику, если застревал в пробке, и поэтому всегда старался ездить более длинными объездными дорогами. Эта фобия очень сильно его ограничивала. Я спросил его, что он сам думает по этому поводу. Он объяснил, как представляет себя в пробке, из которой он никогда не сможет выбраться. Он представляет себя сидящим в машине в приступе паники. А салон машины становиться все меньше и меньше. Он всего лишь говорит себе, как это будет ужасно, если на дороге окажется много машин, и начинает заранее паниковать. Чувство паники сначала возникает у него в желудке, затем поднимается к груди и снова опускается в желудок. Я спросил его, что происходит с ним, когда он представляет, что застрял. Что его воображение подсказывает ему? Что произойдет потом? Он продолжал постоянно представлять этот образ. Я повторял свои вопросы с упором на то, что случится после этого. И наконец он представил, что пробка постепенно рассасывается и движение приходит в норму. Я сказал ему, что его проблема не в панике, а в нетерпеливости. Очень часто люди, подверженные панике, могут достигать потрясающего прогресса, когда научатся изменять свои визуальные представления и, как следствие, ощущения, вызываемые этими внутренними образами. Лучший способ загнать себя в ловушку - неэффективное использование мозга. Получая информацию извне, мы создаем свои внутренние образы, говорим сами с собой и испытываем некие ощущения, вкусы и запахи. Мы должны это сделать, чтобы осмыслить окружающий нас мир. И поскольку у нас есть пять способов воспринимать информацию - пять чувств, мы также используем эти 5 способов для внутреннего представления информации. Именно это наше внутреннее представление и определяет наши чувства и ощущения от ситуации, а также наши последующие действия. Это и есть ваши привычные мыслительные и поведенческие шаблоны, которые возникают неосознанно. Способ нашего мышления и восприятия мира непосредственно влияет на то, что мы делаем в данный момент. Чтобы думать и действовать более эффективно, чтобы более ресурсно себя чувствовать, мы должны научиться изменять наши привычные шаблоны. Именно так мы можем воспринять мир самым разумным способом, мыслить самым мудрым способом и иметь возможность поступить самым умным способом из всех на данный момент. В разные моменты вашей жизни вы можете жить в разных домах или в разных квартирах. Вы работаете на разных работах в разных компаниях. Но ваш разум постоянен. В нем вы живете всегда. Вы не можете отдохнуть или отказаться от него. Это ваш постоянный дом. Следовательно, вы можете превратить его в рай или в ад. Выбор за вами. Истинная личная свобода - это то, как сделать свой внутренний разум прекрасным и желанным местом для жизни. В то же время мы должны осознать, что стиль нашего мышления создается из пяти способов нашего представления информации об окружающем мире внутри нас. Когда бы мы ни думали и о чем бы мы ни думали, мы всегда представляем себе определенные зрительные образы, звуки, ощущения, запахи и вкусы внутри нашего разума. Если вы прямо сейчас подумаете о том, что вы делали вчера, вы, скорее всего, представите образ этих действий и начнете разговор с самим собой. Искусство состоит в том, чтобы понять, как вы думаете, и изменить потом этот способ мышления, чтобы сделать ваш разум более желанным местом для жизни. Все наши мысли состоят из образов звуков и ощущений. Как только мы поймем, как же наши мысли формируются, мы получим в свои руки возможность менять их. Наши чувства носят поведенческий характер и во многом зависят от того, как мы думаем. Но когда мы узнаем, как можно думать по-другому, мы сможем добиваться более эффективных результатов. Например, у людей обычно возникают проблемы, когда они думают о чем- то, что их печалит, раздражает, напрягает, заставляет бояться. Поэтому они создают огромные образы всего этого негатива. Они обычно говорят с собой постоянным пренебрежительным тоном. Обычно возникают некоторые ощущения в разных частях тела. У других же людей подобных проблем не возникает, потому что они не создают больших и ярких образов неудач и не говорят с собой негативно. Поэтому они и не создают этих неприятных ощущений в своем теле. Весь фокус в том, чтобы осознать, как вы создаете эти образы, когда вы плохо себя чувствуете, и изменить представление этих образов. Осознать, как вы с собой разговариваете, и сменить тон и тему разговора. Осознать возникающие ощущения и изменить ваши чувства по этому поводу. Мы создаем внутренние образы и помещаем их перед нашим внутренним взором, словно мы видим их перед собой. Иногда, если вы погружены в глубокие размышления, вы можете не видеть того, что вас окружает, потому что вы поглощены созерцанием внутренних образов, созданных вами. Эти образы находятся где-то перед вами. Они могут быть цветными или черно-белыми, яркими или тусклыми, сфокусированными или расплывчатыми, большими или маленькими, высокими или низменными, близкими к вам или отдаленными, подвижными или статичными. Звуки, которые вы слышите внутри себя, и голос, которым вы говорите с собой, тоже могут характеризоваться разными параметрами: громкий или тихий звук, мягкий или резкий тон, ритм, эхо. Возникающие ощущения могут располагаться в разных частях тела и передвигаться по-разному внутри тела. И именно эти составляющие ваших внутренних представлений: картинки, звуки, ощущения - способны помочь вам изменить образ вашего мышления и заменить негативные переживания позитивными или полностью убрать негативные переживания из вашего прошлого. Конкретные характеристики каждой сенсорной системы, или модальности, называются субмодальностями. Например, у ТВ есть такие контролируемые характеристики, как яркость, цвет, уровень громкости. Также и наш мозг обладает возможностями такого контроля. Эти регуляторы контроля и отвечают за вызываемые чувства и их интенсивность. Субмодальности - это кирпичики, из которых строится наш внутренний мир, наши внутренние представления. Мы все конструируем внутренние образы, разговариваем с собой, мы слышим внутренние звуки, испытываем различные ощущения внутри. НЛП изучает, как сенсорные модальности влияют на наше мышление. Представьте, будто вы знаете, как управлять вашим мозгом. Что было бы, если бы вы могли управлять вашим восприятием окружающего мира? Как это могло бы помочь нам строить более мощные и позитивные внутренние состояния? Простым изменением субмодальностей мысли или цепочки мыслей вы можете кардинальным образом изменить свои чувства и ощущения. Например, представьте себя в то время, когда вам было по-настоящему великолепно. Увидьте маленький, неподвижный черно-белый образ, как на фотографии. Отметьте ваши ощущения. А теперь представьте, как этот образ увеличивается до размеров экрана кинотеатра. Сделайте его по- настоящему ярким и полным красок и различных цветов. Пусть он станет подвижным, как фильм. Сделайте шаг внутрь этого образа и представьте, что вы на все смотрите своими глазами, слышите все и ощущаете ваш опыт более интенсивно. А теперь отметьте, каким сильным стало ваше чувство. Вы не сможете не заметить, что новые переживания стали намного сильнее и интенсивней аналогичных прошлых. Это стало возможным потому, что вы дали своему мозгу команду думать о прошлых ситуациях по-другому. Вы обучаете его, как усиливать ваши эмоции и переживания. Многие животные учатся на ассоциациях. Они учатся на основе ощущений, связанных с определенными событиями. Например, собаки учатся привлекать внимание хозяина, потому что, получив это внимание, они могут получить больше еды. Они связывают свои положительные ощущения с предпринимаемыми действиями и поэтому регулярно их повторяют. Мы же, люди, можем мыслить более комплексно и можем предвидеть определенные позитивные результаты в ближайшем будущем даже при работе по достижению долгосрочной цели. Мы можем мыслить абстрактно и можем ставить себя на место другого человека. Таким образом, мы можем предсказывать возможные будущие действия других людей и планировать свои действия в соответствии с ними. Шаг к освобождению своего разума очень прост. Основной причиной, почему многие не делают этого шага, становится необходимость повторять и предпринимать его много- много раз, пока он станет привычкой. Объяснить его просто. Выполнить его просто. Но не всегда просто выполнять его регулярно и постоянно. Химия нашего мозга зависит от того, как мы интерпретируем то или иное событие, и от того, как мы думаем. Наше душевное состояние показывает, как работает химия нашего мозга в каждый конкретный момент времени. Освобождение нашего разума основывается на следующем принципе: реальность всегда зависит от того, как вы ее воспринимаете. Научитесь воспринимать ее по-другому, более позитивно, и ваш мир изменится. Иногда мне приходится напоминать самому себе об этом принципе. Но когда я это делаю, я начинаю лучше понимать природу реальности. Принцип отражает высказывания многих известных ученых, мистиков, философов. Они говорят и спорят об этом тысячелетия. Но практически никто не использовал этот принцип для изучения мира и получения опыта. Используйте этот принцип, и ваш мир изменится. Именно это и послужит причиной изменений в вашей жизни. Это основа всего, что есть в данной книге. Уже одно принятие и осознание этого принципа вызовет изменения в вашей жизни. Весь наш опыт проходит через фильтр наших убеждений. А наши убеждения определяют то, какой опыт мы получаем от Вселенной. Мы никогда не исследуем мир сам по себе. Мы всегда связываем себя с ним. Это ведет к понимаю того, что мир меняется ежедневно, и наши мысли о нем также меняются. Наш мозг влияет на то, как мы учимся, воспринимаем нечто, как мы принимаем решения и действуем в соответствии с ними. Обычно у нас ровно столько же проблем, когда мы пребываем в хорошем ресурсном состоянии, сколько их у нас в негативном и непродуктивном состоянии. Разница в том, что в случае первого состояния мы действуем более эффективно и достигаем лучших результатов. Ключ к началу таких действий лежит в 3-х вещах. 1. Мы должны понимать, что наш опыт представляет то, как все окружающее нам «кажется», а не то, как есть на самом деле. 2. Мы должны предпринять необходимые шаги, чтобы создать внутри нас эффективные способы более позитивного и продуктивного мышления, и сделать это привычкой. 3. Мы должны исследовать мир наиболее полезным способом посредством разумных убеждений и замечательного отношения. Тот клиент, которому я помог с проблемой паники в автомобильных пробках, просто воспринимал вещи и переживал их не так, как большинство других людей. Кто-то не обращает на пробки внимания, считая их частью жизни, кому-то они надоедают. Разница между ощущениями паники и ощущением нормальности ситуации заключается в том, как мы оцениваем получаемый опыт. Наши убеждения о нас самих иногда мешают нашей гибкости. Когда же клиент узнал, как он неосознанно делает то, что делает, и затем научился делать что-то другое, он избавился от приступов паники. Мой прекрасный друг и Тренер НЛП Зана научила меня понимать, что у любой истории или ситуации всегда есть другая сторона. Во время одного из семинаров я услышал мнение студентов о тренерах, как о богах, достойных восхищения и поклонения. Зана всегда указывала на некоторые недостатки, отмечая сильные стороны, чтобы показать рамку, в которой мы воспринимаем ситуацию. Когда она это делала, некоторые люди чувствовали себя некомфортно. Никто не был безупречным. Я назвал ее «убийцей священных коров». Очень важно понять, что вещи не всегда такие, какими кажутся. Или какими мы их слышим. Или ощущаем. Если вы возьмете на себя ответственность за самого себя, то многое изменится к лучшему. Этого не произойдет, если вы будете постоянно перекладывать ответственность на других или на саму ситуацию. Тем вечером на кухне Ричарда мы сделали еще несколько записей. Мы обсудили немало важных тем и решили, что я представлю их в форме вопросов к нашей следующей встрече. Мы заложили неплохую основу для поиска свободы. Я не сомневался, что с помощью Ричарда смогу открыть много секретов. Во время моих бесед с ним я спрошу его, как начать осуществлять контроль над своей жизнью и проявлять потрясающие изменения к лучшему. Упражнения для душевной свободы. 1. Когда у вас возникает проблема, ответьте себе на следующие вопросы. Какие образы приходят вам на ум, что вы видите перед внутренним взором? Где они находятся, где расположены? Насколько они велики? Каковы их размеры? Они цветные или черно-белые? Они яркие или тусклые? Они статичны или подвижны? Они сфокусированы или расплывчаты? Вы находитесь внутри образа (погружены в образ) или смотрите на него со стороны (видите как на экране)?Какие звуки вы слышите? Что вы говорите самому себе? Каков ваш тон голоса, какова ваша интонация? Что вы чувствуете? Каковы ваши ощущения? Где в вашем теле расположены эти ощущения? Как эти ощущения передвигаются по вашему телу? 2. Поиграйте, поэкспериментируйте с этими характеристиками (субмодальностями) образов, звуков и ощущений. Например: Сделайте образы более мелкими, темными, черно-белыми, расплывчатыми и отдаленными от вашего внутреннего взора. Измените интонацию вашего внутреннего голоса. Измените направление перемещение негативных ощущений в вашем теле. Чтобы сделать это, просто отметьте, в какой части вашего тела впервые возникает негативное ощущение. Заметьте, куда оно переходит потом. Уделите внимание направлению перемещения ощущений, а затем представьте это перемещение в обратном направлении. 3. Запишите, что вы считаете теми «цепями», которые удерживали вас до настоящего времени. Опишите, что мешало вам достигать ваших целей. Напишите, что случится, когда вы сделаете свою жизнь такой прекрасной, какой вы захотите. 4. Запишите несколько ваших убеждений обо всем на свете. Затем просмотрите список и замените утвердительные предложения (или убеждения с фразами «есть»и ли «быть»)н а «мне кажется, что...» Например: Если среди ваших убеждений есть такое, как, например, «Америка - это страна свободы», то замените его на другое: «Мне кажется, (я считаю), что Америка - это страна свободы». 5. Постоянно думайте позитивно о тех полезных и замечательных событиях и изменениях, которые вы хотите иметь в своей жизни. Сделайте внутренние образы этих событий и мыслей живыми, яркими, полными цвета, близкими и максимально реальными. Говорите с собой с более мотивирующими и побуждающими интонациями. Представьте постоянно повторяющиеся движения приятнейших ощущений через ваше тело. Глава 12. Случайные главы 2: Играя в игры с Разумом. На дворе стояло начало июля. Мне было 20 лет. Мы с другом вошли в ирландский бар где-то на 14-й улице Нью-Йорка, где мы проводили лето. Наверху был бильярдный зал с удобными креслами, обращенными к единственному столу в центре. Мы взяли выпивку, и я положил деньги на стол для игры. К этому времени Рекс, нахальный американец, уже обыграл нескольких ирландцев подряд и старался всем своим видом показать это. Молодые люди и девушки, наблюдавшие за игрой, активно поддерживали всех, с кем он играл, но Рекс регулярно обыгрывал всех подряд. Наконец настала моя очередь. Я не спеша подошел к столу и опустил деньги в прорезь. Шары выкатились для расстановки. Рекс посмотрел на меня: «Ты знаешь правила, ирландец?». Я ответил, что не очень хорошо, и он рассказал мне правила, сопровождая указания комментариями, насколько быстро он меня обыграет. С улыбкой я попросил не обыгрывать меня слишком быстро. Рекс разбил пирамиду, но ни один шар не попал в лузу. Я подошел к столу. Затем я забил все мои шары подряд, а черный шар чуть- чуть не докатился до лузы. Все вокруг стали меня приветствовать и поддерживать. Рекс забил один шар, а потом промахнулся. Я забил черный шар и получил максимум похвальных возгласов от собравшихся. Я подошел к Рексу и произнес, улыбаясь: «Извини, приятель. Я не сомневаюсь, что ты меня обязательно пристыдишь, когда у тебя будет шанс». Бедный Рекс еще много раз пытался меня обыграть, но безрезультатно. Он начал делать ставки, но все время проигрывал. Вечер удался на славу. Это был всего один из нескольких моих визитов в подобные заведения, где шумная толпа собирается вокруг игроков. Подобные места очень многому учат в понимании того, как люди думают. Игра с подобными Рексу включает в себя множество игр разума. Основной ключ в данной ситуации - убедиться, что вы все контролируете. Обычно выигрывает тот, кто контролирует себя и ситуацию. За три месяца я заработал на ставках на бильярде больше, чем за год раньше. Кроме того, я очень многому научился и очень многое узнал о людях во время игры на бильярде. Меня всегда очаровывала наша способность влиять на других людей. Да и магию я обожал. Иногда я использовал свои знания НЛП, чтобы прочитать мысли другого человека. Несмотря на то что это многих поражает, здесь нет никакого магического трюка. Это просто внимательное использование важных составляющих НЛП. Это сенсорная калибровка, субмодальности, ключи глазного доступа (которые я выучил у Эрика Робертса) и некоторые определенные речевые паттерны. Я делаю это с клиентами не для того, чтобы их развлечь. Я часто показываю, что можно сделать, если не находиться постоянно внутри себя и перестать постоянно думать. Это важно сделать, потому что, только заглушив поток собственных мыслей, вы сможете внимательно видеть и слышать то, что происходит вокруг. У многих людей основная проблема заключается в том, что у них слишком много времени на то, чтобы думать. Вы должны научиться выходить из своего мира во внешний мир и замечать те вещи, на которые вы никогда раньше не обращали внимания.
Большинство людей скажут вам о себе все, что вам нужно знать, даже если вы не будете их особенно расспрашивать. Вам достаточно обратить более пристальное внимание на их язык телодвижений, голос, мимику и вербальные паттерны, которыми они пользуются. Прекрасный пример людей, умеющих читать мысли других, - это блистательные игроки в покер. Они используют те же навыки, какие используются в НЛП. Они замечают малейшие жесты своих оппонентов, они учатся калибровать реакцию оппонента на хорошие и плохие карты. И эти наблюдения могут сказать о многом, происходящем в голове у другого человека. Как ни странно, но обычно в голове человека не происходит ничего умного. Когда вы думаете о человечестве, о его достижениях за последнюю тысячу лет, вы забываете, что иногда человек может думать столь неразумно и смешно. Когда-то произошел большой взрыв. Потом появилась вода, деревья, большие медведи, здоровенные монстры, а потом и мы. Люди. По идее мы должны были бы быть самыми умными из всех животных. Мы развивались и неизбежно пришли к «цивилизации». Мы понимаем мир не так, как остальные животные. Мы много и тяжело работаем, пока наша собака изнывает дома от лени. Птицы прекрасно обходятся без депрессий, а летучие мыши спят большую часть года. Такие вот мы высокоинтеллектуальные особи. Просто потрясающе. Мы отличаемся от самых умных животных тем, что у нас более развитый мозг. Наш мозг позволяет нам мыслить и планировать абстрактно. У нас есть способность думать о том, о чем мы думаем. О наших мыслях. Вы когда-нибудь слышали о муравье в депрессии? Вы слышали о собаке, находящейся в стрессе? Или о кошке с заниженной самооценкой? За исключением Джерри Спрингера, я думаю, ответ будет отрицательным. А теперь, если развить мое предположение, то возникает вопрос: почему я думаю, что я знаю ответ? Есть три основных причины, по которым животные не страдают психологическими проблемами в отличие от людей. 1. Большинство животных не проходило психологических тестов и не знает о существовании психологических проблем. 2. Большинство животных не думают о себе или о проблемах все время. Они просто живут. 3. Большинство животных учатся на своих ошибках и, в конце концов, меняют свое поведение. Это, конечно, всего лишь теория, но мне кажется, что в ней что-то есть. Я понимаю, что на меня могут ополчиться «специалисты в психологии собак». Отметьте только, что пока мы не назвали проблему проблемой, она проблемой не была. Как только она начинает пересекаться с нашей жизнью, мы начинаем считать ее проблемой. Когда мы говорим о том, что надо мириться с нашими чувствами и ощущениями внутри нас, это сближает нас с животными. Основное различие возникает из-за того, что мы любим думать несколько раз, и часто игнорирование первоначальных чувств и идей приводит к цепям, мешающим нам быть успешными. Я помню один интересный эксперимент, который мы провели вместе с Ричардом и Паулой. Мы смотрели реалити-шоу по ТВ, и один из нас повторял все слова и действия разных персонажей. Обычно, как и у многих моих клиентов, слова людей так же смешны, как и их действия. Я иногда думаю, что если инопланетяне прилетят на Землю, то они либо умрут от смеха от человеческой глупости, либо сочтут нас отсталыми и ни на что не способными, наблюдая, как люди не могут договориться о простейших вещах. Мы очень легко и быстро ограничиваем сами себя и свои возможности. Когда вы понимаете, сколького достигли люди, то понимаете, что в будущем возможно достичь много большего. Мы быстро ограничиваем наш опыт или наши возможности в достижении чего-то в жизни. Некоторые люди будут всегда прятаться за своим цинизмом, считая, что от этого они кажутся умнее. Некоторые люди начнут воспринимать себя слишком серьезно, и этим могут воспользоваться другие люди, как это сделал с другими игроками Рекс. Надо научиться чувствовать себя лучше других. И я уверен, что есть нечто лучшее, чем чувствовать себя лучше других, - это заставить их самих чувствовать себя лучше.
Иллюстрация 3: Время игры на биллиарде Прежде чем покинуть бар со своим выигрышем, я угостил Рекса и немного поболтал с ним. И несмотря на то, что он был не тем человеком, кто мог бы стать моим близким другом, он был намного менее плохим, чем казался. Большинство людей такие же. Где бы я ни был, я всегда помню о двух своих убеждениях. Есть много действительно очень приятных людей. И есть много людей, которые будут вести себя как засранцы. Все, что я делаю, - это стараюсь заставить последних чувствовать себя хорошо, чтобы они стали вести себя более приятно. Я всегда попробую заставить улыбнуться каждого собеседника. Для меня это одна из самых важных целей, постоянных для меня всегда. Удивительно, что чем большее количество людей я заставляю улыбаться, тем больше я улыбаюсь и радуюсь сам. |
|
||