|
||||
|
Рапсодия «Папа, Мама и Я» Вопрос Нинцы: — Вы сказали об образах дедушки и бабушки. Может быть, расскажете об образах отца и матери? Образ отца до сих пор влияет на мою жизнь. Он погиб на фронте в Крыму, когда ему было 36 лет. Он был рабочим типографии, делал набор книг, издавал газеты. Имел сложное детство и сбежал от отца деспота из деревни. Стал членом партии и искренне верил в новую жизнь. До начала войны повредил себе правую руку под прессом и не мог сгибать пальцы. Но в первые же дни войны пошёл добровольцем, умудрившись скрыть от медкомиссии свою инвалидность. В 1942 году его направили на фронт в Крым, где и погиб. Я любил отца. После школы шёл прямо к нему на работу, мы вместе обедали в рабочей столовой, там я готовил уроки, а его сослуживцы дружили со мной и баловали меня. Однажды, — было мне тогда пять или шесть лет, — я скрутил бумагу как папироску, прикурил спичкой и начал выпускать дым изо рта. — Пап, смотри, как я курю! — сказал я отцу и продемонстрировал ему своё умение. Отец сам не курил. Он посмотрел на меня очень строго и приказным тоном произнёс: — Брось сейчас же! Я понял, что сделал что-то плохое. Прошло четыре года. Как обычно, после школы я прибежал к отцу на работу. Я застал его в своём кабинете. В тот день с одним рабочим произошла какая-то беда, и он был встревожен. — Пап, пойдём обедать! — сказал я. — Да, пойдём, но сначала закрой дверь на ключ, чтоб никто нам не помешал. Я хочу поговорить с тобой! Таким серьёзным тоном отец раньше не говорил со мной. Я закрыл дверь. — Сядь рядом со мной! Я сел. Он молчал. — Пап, что ты хотел мне сказать? Я чувствовал важность этого разговора, хотя такое было впервые. — Тебе уже девять лет, ты у меня взрослый и, надеюсь, выполнишь мою просьбу. — Какую? — спросил я. — Вот какую: никогда, никогда в своей долгой жизни не занимайся курением табака! — Я не курю! — Да, сейчас не куришь… Но не делай этого никогда, никогда в жизни. Вот о чём я тебя прошу. Ну, как? — Я выполню твою просьбу! — ответил я с жаром. — Смотри мне в глаза, сынок… Я больше об этом говорить тебе не буду. Ты же мужчина и даёшь мне слово! — Хорошо, пап! — Нет, скажи, какое мне даёшь слово не как маленький, а как мужчина! — Никогда не курить табак! — Никогда… Не говори о нашем разговоре никому. Пусть это будет нашей тайной! — Хорошо! И отец свершил то, что мгновенно сделало меня человеком слова. — Дай мне пожать тебе руку, как моему другу, который умеет держать слово! Это было рукопожатие двух взрослых мужчин. Шли годы. Отец погиб. Я стал старшеклассником. В школьных туалетах многие мои одноклассники становились курящими. — Давай тоже… — предлагали они мне папиросу. Я сдержал данное отцу слово. Стал студентом. Видел, что почти все студенты-первокурсники курят. Соблазн был большой, чуть было тоже не взялся на это дело. Образ отца спас меня. Я влюбился. Опять попытался курить, чтобы девушке показать свою мужскую волю. Ей нравились мои сигареты. Но образ отца заставил меня образумиться, и я бросил эту затею. Так я помог своему сыну бросить курить. Так я помогаю многим другим отказаться от курения. Образ отца — его преданность партии и его искренняя вера в новую коммунистическую жизнь — помог мне принять весьма сложное и важное для себя решение. Это было в 1990 году, когда я был членом Верховного Совета СССР. На заседании Совета был поставлен вопрос об упразднении шестого пункта Конституции, который закреплял верховную власть партии. Решалась судьба страны: идти путём диктатуры или путём свободы. Мои коллеги, сидящие рядом, уговаривали меня проголосовать за сохранение этого пункта Конституции. Они даже шантажировали меня тем, что партия наберёт ещё силы и это будет опасно для меня. Но я закрыл глаза и призвал образ отца. «Как мне быть, отец? — спрашивал я у него. — Твои ожидания не оправдались, партия не даёт людям свободно мыслить. Мою гуманную педагогику называют буржуазной. Новую жизнь, которую ты хотел утвердить для меня и для народа, эта партия не построит никогда. Как мне быть, отец, за что голосовать (нажать палец): за то, чтобы сохранить конституционную власть партии, или за то, чтобы лишить её этой власти? Скажи мне, отец!» Это были духовные муки. И я почувствовал ответ отца. Он был примерно таким: «Я действовал по вере и был прав. Действуй по своей вере и тоже будешь прав». Я проголосовал за упразднение пресловутого шестого пункта Конституции авторитарного государства. Так я живу с образом отца по сегодняшний день. Об образе матери. Было мне тогда 15–16 лет. Однажды вечером я разгулялся с друзьями и возвратился домой после полуночи. У меня были ключи от квартиры. Зная, что мама и сестрёнка должны уже спать, я осторожно открыл дверь и вошёл в прихожую. Вижу: сидит мама на табуретке в коридоре и при тусклом свете керосиновой лампы штопает носки. Я обеспокоился. — Мама, почему ты не спишь? — Тебя ждала! — сказала она усталым голосом, без раздражения. — Почему ждала, мама, я же не пропаду? И то, что она ответила, осталось во мне как образ, из которого черпаю я мудрость до сих пор. Она сказала мне таким же спокойным и усталым голосом: — Пока у тебя не будет своих детей, ты этого не поймёшь! Мама улыбнулась мне грустно и пошла спать. Тогда я действительно не понял смысла маминых слов. Шло время. Я уже не раз возвращался домой поздно, а то и к утру. Мама так же сидела на табуретке в прихожей и ждала меня. Иногда это меня раздражало: среди веселья с друзьями я вдруг вспоминал, что сейчас мама сидит в прихожей и ждёт. Это меня мучило. — Не жди меня, мама… Я уже не маленький! — возмущался я. А она грустно улыбалась и отвечала: — Я должна ждать тебя! — Почему? — Что мне тебе сейчас объяснять. Придёт время, сам поймёшь. Шли годы, и этот образ всё раскрывался и совершенствовался в моём духовном мире. Что же он свершил во мне? Вначале изменилось моё отношение к матери: я стал более заботливым к ней, более ласковым. Дальше мои мысли не раз возвращались к образу матери: то вспоминал голос, лицо, глаза матери и уже теперь разгадывал, сколько в них было любви к сыну. Вспоминал, что она держала в руках, встречая меня: иголку с ниткой и мои носки, она их штопала. Любовь к матери становилась во мне более нежной. Ещё больше времени прошло. Подросли мои дети. И вот сын вернулся домой поздно. Ожидая его, мы с супругой места себе не находили, возмущались — как он посмел, да ещё не предупредил, с кем и где сейчас находится. Наконец мы услышали, как он осторожно открывает дверь, чтобы не разбудить нас. Но мы с женой, раздражённые, сразу набросились на него: «Где ты был… Как ты посмел…» А на другой день в моём воображении предстала мама и сказала: «Ты сейчас лучше поймёшь, что есть дети… Береги их и жди». «Боже мой, — подумал я, — действительно: я только сейчас могу понять, почему мама тридцать лет тому назад ждала меня». Я постиг мамину мудрость: «Пока у тебя не будет своих детей, ты не поймёшь, почему я жду тебя». О чём же она думала, часами ожидая меня, проводя бессонные ночи и штопая носки? И образ раскрылся во мне ещё глубже: о чем же она могла думать? Обо мне, о том, каким она хочет меня воспитать, от чего надо меня уберечь; о том, чтобы в ночных парках и на улицах ничего плохого со мной не случилось. Может быть, она молилась Богу уберечь меня. А мы устроили конфликт сыну, который впервые поздно вернулся домой. Мне стало стыдно перед образом матери: она же никогда не ругала меня, не расспрашивала, а только грустно улыбалась и уходила спать. До сих пор я всё глубже и глубже познаю этот образ, и он дарит мне новые открытия. Он помог мне уяснить для себя психологию отношений между взрослеющим Ребёнком и родителями, помог утвердить в педагогике принцип творящего терпения. А самое главное: моя мама не имела какого-либо официального «образования», она окончила четыре класса начальной школы. Она не читала педагогических пособий о воспитании детей без отца. Откуда же тогда пришла к ней мудрость воспитания: «Я должна тебя ждать!» И я понял, — но не тогда, когда образ начал входить в меня, а спустя десятилетия, когда он начал раскрываться, — что сердце матери, материнское чувство знает мудрость о том, как воспитывать не любого ребёнка, а именно своего. |
|
||