|
||||
|
На пути к Абсолюту — Давайте для начала помолчим несколько минут, — обратился Роберт к маленькой группе друзей, собравшихся в солнечный воскресный день в гостиной его просторного доме в Биг-Суре. — После многочисленных и ярких переживаний, увлекших нас в разных направлениях, это поможет нам собрать энергию воедино и сосредоточиться на беседе. Все закрыли глаза и приняли позы медитации. Роберт не стал закрывать глаза — он глядел на друзей и думал о громадном интеллектуальном потенциале, собранном в этой группе. Разные профессии и интересы, которые представляли собравшиеся, обещали богатый и продуктивный обмен мнениями. Лео Левенштейн — психиатр, ориентированный на биологический подход, обладает внушительными познаниями в области психологии и биохимии мозга. Скорее всего, он будет играть роль «адвоката дьявола» и внесет в группу будоражащую игру ума и противоречия. Если, конечно, полученные переживания не вызовут коренную перемену в его научном кредо. Изабель, психолог-юнгианец, представляет другой полюс спектра — психодуховный аспект человеческого сознания. Соко Масайоси, биолог, специалист по ДНК и генной инженерии, сможет внести в дискуссию новую струю, особенно когда речь зайдет о наследственной, коллективной, филогенетической и кармической памяти. Вдобавок здесь есть несколько членов команды Эда. Помимо общего интереса к археологии, каждый из них имеет глубокие познания еще в какой-то области или интересное хобби, и это поможет задать обсуждению новые направления. Конек Майкла Кроуфорда — мифология и сравнительное религиоведение, а Таня живо интересуется шаманизмом. Мэт, компьютерный гений, может внести свежую струю в теоретические рассуждения о работе человеческого мозга. К тому же при необходимости он сумеет быстро найти нужную информацию в киберпространстве. Крис, специалист по голографии и лазерам, — очень ценный член команды, если учесть, какую важную роль играет голографическая модель в исследовании мозга и сознания. Присутствие Эда стало для всех сюрпризом, а его интерес явно был следствием невероятных переживаний, связанных с черепом. То, что он смог непосредственно пережить спуск в Шибальбу, мифологический загробный мир древних майя, показывает, что знание особых состояний сознания важно и для археолога. Участие Эда и членов его группы будет недолгим, так как они все, кроме Мэта, через несколько недель возвращаются в Колумбию. Лора, подающий надежды антрополог, обладает уникальным опытом: ведь она провела несколько недель рядом с Баламом Ахау. А интересы самого Роберта лежат на стыке нескольких дисциплин — главным образом, сравнительной анатомии и психологии, нанотехники, компьютерного моделирования и искусственного интеллекта. — Вчера в Доме Чинтамани все вы прошли через личные переживания, — сказал Роберт, завершая период безмолвной медитации. — Знаю, что многие из вас сначала возражали против названия «Круг мудрецов», — оно казалось вам слишком напыщенным и претенциозным. Да и сам я произносил его с легкой иронией. Но, надеюсь, после переживаний в Доме Чинтамани, вы согласитесь, что особые состояния сознания — это замечательный путь к знанию. Многие из собравшихся закивали в знак согласия, и Роберт, довольный этим молчаливым одобрением, продолжал: — Мы подумали, что было бы интересно посвятить последнюю на этой неделе беседу обсуждению наших переживаний и предпринять маленький «мозговой штурм». Нам нужно поговорить о многом: о природе переживаний и их возможных источниках, о том, что нового они открывают в понимании человеческой природы и природы реальности. Кто-нибудь готов начать? Поскольку все медлили, Лора решила взять слово первой. — Давайте я начну, раз уж мы с Робертом организовали эту встречу. К тому же я собирала всю информацию, — сказала она. — Собрать вас здесь нас побудило то, что две недели назад мы с Робертом провели в Доме Чинтамани необычайно яркий сеанс. Мы увидели очень убедительные картины из прошлых жизней, которые превратили нас из скептиков в людей, твердо верящих в вероятность перерождения. Вслед за этим последовала тантрийская часть наших переживаний: мы испытали слияние мужского и женского начал и воссоединение с божественным источником. Теперь я совсем по-новому понимаю слова из Упанишад: TAT ТВАМ АСИ — Ты есть То! Мысль, что каждый из нас тождествен божественному началу, Брахману, каким бы именем мы ни называли Всевышнего, уже не кажется мне такой абсурдной, как прежде. После этого переживания мы с Робертом не могли представить ничего более интересного, чем дальнейшее исследование этой области вместе с группой друзей. — Искренне завидую, — шутливо посетовала Изабель. — Вы путешествовали в небесные миры, пережили единение со Всевышним, а мое странствие увлекло меня в противоположном направлении, в глубочайшие бездны преисподней. — Мне очень жаль, — сказала Лора, вдруг почувствовав ответственность за переживание матери. — Не волнуйся Лора, я шучу, — успокоила ее Изабель. — У меня нет абсолютно никаких причин жаловаться. Это было невероятное путешествие, и я не променяю его ни на что на свете! Оно началось с лабиринта подземных тоннелей, которые походили на канализационную систему какого-нибудь огромного города — Нью-Йорка, Парижа, Лондона или Токио. Потом начался спуск, и мне показалось, что я нахожусь в глубочайших недрах Земли. Это был мифологический мир, населенный громадными и странными архетипическими существами, похожими на чудовищное потомство греческой богини Геи: Ехидну, Тифона, Химеру и Цербера. Все они были наделены титанической энергией, наводящей на мысль о тектонических сдвигах, землетрясениях и извержениях вулканов. — Жуткое, должно быть, было зрелище, — сочувственно заметила Лора, вспоминая свое грибное переживание в Колумбии, когда она побывала в подземном мире и увидела грозную архетипическую суть нефти. — Вовсе нет, — возразила Изабель. — Я понимала, что они играют важную роль в процессе творения. И она рассказала, что невольно ощутила большую признательность к этим смиренным созданиям, которые живут во тьме и терпеливо выполняют неблагодарную работу — управляют космической машиной. Изабель удивило, что они явно обрадовались ее приходу и с благодарностью приняли ее признательность и невысказанные похвалы. Привыкшие к тому, что все их боятся и отвергают, они, как дети, жаждали любви и одобрения. — Как последовательница идей Юнга я, конечно, много знала об архетипических мирах и мифологических существах, но то, что я увидела их воочию, придало моим знаниям совершенно новое измерение. Мне было очень важно получить неоспоримое доказательство того, что мир архетипов действительно существует, представляет собой онтологическую реальность. — Очевидно, наши переживания очень индивидуальны и отражают личные интересы каждого, — вступила в разговор Соко. — В моем не было никаких мифологических измерений, оно было почти полностью ограничено миром биологии. Я совершенно по-новому увидела разные виды живого. Ощущения были очень яркими, и мне не хватит времени, чтобы рассказать обо всем, что произошло. — Может, ты приведешь нам хотя бы пару примеров? — попросила Лора, вспомнив о своем переживании с Баламом Ахау. Соко согласилась и очень красочно поведала о том, как была гусеницей, пережившей превращение в бабочку: как плела кокон, как ее тело полностью растворилось и стало жидким, как эта жидкость затвердела и превратилась в бабочку и как она появилась на свет. В другой раз Соко явственно ощущала себя плотоядным растением, Венериной мухоловкой, переваривающей муху. Все детали этого переживания были абсолютно подлинными и достоверными, вплоть до того, что Соко чувствовала вкус проглоченных гусеницей листьев и мухи, растворяющейся в пищеварительном соке растения. — А были в твоем переживании какие-нибудь высшие организмы: птицы или млекопитающие? — поинтересовался Роберт, вспоминая собственное захватывающее переживание в Болинасе, когда полное слияние с китами и дельфинами заставило его отказаться от дальнейших опытов на животных. — Конечно, были, — подтвердила Соко. — Самым впечатляющим было чрезвычайно убедительное тождество с беременной самкой кита, рожающей детеныша. Я до сих пор помню все ощущения, сопутствовавшие родам. Они были не человеческими, а явно китовьими. Это было поразительно, просто невероятно! — А мое переживание во многом продолжало то внутреннее странствие, которое я предпринял в Колумбии, только на более высоком уровне, — заметил Крис. — Передо мной вставали видения невообразимых разрушений, апокалипсические картины конца света. Нет слов, чтобы описать масштаб запустения, которое я увидел, и ужаса, который испытал. На какой-то миг я решил, что кто-то нажал на кнопку и началась ядерная война. Но, к счастью, на этот раз я смог перенести увиденное вглубь и различить внутреннее и внешнее. Я понял, что переживание развивается в мифологическом мире. Это был архетип Апокалипсиса, а не картины материального мира. — Ты упомянул, что это было продолжение твоего колумбийского переживания. В чем ты видишь связь между ощущением тождества с Христом и видением Апокалипсиса? — удивилась Лора. — Когда я стал Христом и пережил собственную смерть на кресте и последующее возрождение, то понял, что я не материальное тело, а дух, — объяснил Крис. — А картины Апокалипсиса показали мне, что мир, в котором мы живем, это не материальный мир, как мы привыкли думать, а божественный, игра космического сознания. Царство Божье здесь, но люди не видят его. Мы должны пережить глубокое внутреннее преображение, чтобы узреть истинную природу реальности. Если что и разрушилось во время моего переживания Апокалипсиса, так это моя вера в реальность материального мира. — Что дало тебе это переживание? — спросил Эд. — Я пережил несколько важных прозрений, касающихся древних мистерий и всего, что связано со «смертью при жизни». Я понял, что переживание психодуховной смерти и возрождения — главная цель мистерий — освобождало посвящаемых от страха смерти. Оно в корне меняло их образ бытия в мире, помогая полнее жить в настоящем и радоваться жизни. Им удавалось преодолеть чувство отчужденности и обрести глубокую связь друг с другом и природой. — Как жаль, что мы утратили эти обычаи! — сказал Майкл, с большим интересом слушавший рассказ Криса. — Технологическим обществам это пошло бы на пользу. Ведь всякий знает, что главные болезни современной эпохи — это отрицание смерти, страх собственной бренности, экзистенциальная тоска и глубокое чувство отчужденности друг от друга и от природы. — Когда ты упомянул об отчуждении от природы, я вспомнила, что забыла рассказать нечто совершенно поразительное, — перебила Майкла Соко. И стала рассказывать о том, что благодаря своей профессии всегда отличалась более острым экологическим восприятием, чем обычные люди. Но вчерашнее переживание глубокого тождества с разными биологическими видами вызвало у нее почти воинственное стремление защищать жизнь на планете. Оно переросло в решимость, которая живет в каждой клетке ее тела. — Теперь я знаю, что это такое — быть рыбой в Эльбе и плавать в ядовитых отходах немецкой промышленности или тюленем на тихоокеанском побережье Соединенных Штатов, загаженном разливами нефти с буровых платформ, — говорила Соко. Ее лицо непроизвольно исказилось гримасой отвращения, по телу пробежала дрожь. — Знаю, что мы тесно связаны со всем живым и то, что мы делаем с природой, сказывается на нас самих. Тут к беседе присоединился Мэт: — Меня занимает вопрос, где могут храниться все эти переживания. Они явно не записаны в мозгу. Со мной произошло нечто ошеломляющее! Некоторые цепочки событий были филогенетическими по своей природе, в них участвовали наши предки-животные, населявшие Землю до появления хомо сапиенс. Я пережил тождество с некоторыми живыми организмами, которые вообще не имеют центральной нервной системы. А в довершение ко всему я наблюдал геофизические процессы до зарождения жизни на Земле и даже астрономические процессы, предшествовавшие образованию Солнечной системы. — Что же дали тебе эти наблюдения? К какому выводу ты пришел? — спросил Роберт. — Эти вопросы преследуют меня с тех самых пор, как я пережил первый опыт с черепом. Все, что я, как мне казалось, знал о мозге и сознании, внезапно испарилось. Представь, насколько болезненно это было для ученого, посвятившего жизнь исследованию мозга! — В свете этих переживаний и наблюдений все, что говорят в наших университетах о природе реальности, о сознании и мозге, — всего лишь сказки, не имеющие никакого отношения к реальности, — заявил Мэт. — Например, истории о том, что вселенная возникла сама по себе, без участия созидательного разума, или выдумка о том, что жизнь сама зародилась из влаги первобытного океана в результате случайного танца атомов и молекул. — Есть и много других научных сказок, — добавила Соко. — Одна из них — теория Дарвина, объясняющая эволюцию видов просто случайной мутацией и выживанием сильнейших, без всякой направляющей роли творческого разума! Но самая невероятная из них — это странное утверждение, будто сознание есть продукт материи и что оно возникло каким-то непостижимым образом в результате сложных нейрофизиологических процессов в мозгу! — Так ты пришел к какому-нибудь выводу о том, где могут храниться эти воспоминания? — повторил свой вопрос Роберт, решив не давать Мэту отклоняться от темы, казавшейся ему жизненно важной. — Я знаю одну теорию, которая близка к тому, чтобы дать некоторые ответы на этот вопрос, — ответил Мэт. — Но она настолько невероятна и запредельна, что я никогда не воспринимал ее всерьез. — Что же это за теория? Выкладывай, не томи! — настаивал Роберт, чье любопытство достигло предела. — Около пятидесяти лет назад венгерский ученый Эрвин Ласло предпринял серьезную попытку сформулировать науку, объединяющую материю, жизнь и мозг, — объяснил Мэт. — Важной частью его теории был принцип самомодулирующегося субквантового вакуумного поля, которое он назвал пси-полем. Ласло рассматривал это поле как голографическую среду, которая кодирует на века все события, происходящие в пространстве—времени. Чтобы подробно изложить его идеи, необходимо углубиться в теорию, говорить об уравнениях Шредингера, преобразованиях Фурье, гиперпространстве Вилера, о солитонах и скалярных волнах и многих других специальных вопросах. Но ты хотел получить ответ, Роберт, и я его дал, как сумел. Если вас это заинтересовало, можно копнуть глубже. — Если я правильно тебя понял, — продолжал Роберт, — Ласло считал, будто можно научно определить среду, способную голографически кодировать все, что когда-либо происходило в материальном мире. Это означает, что информация обо всех пространственно- временных событиях может быть извлечена из любого места в материальной Вселенной? — Совершенно верно, — подтвердил Мэт. — А сознание, где же оно вступает в действие? — настаивал Роберт. — Ведь именно сознание обладает способностью извлекать эту информацию, разве не так? — Боюсь, если мы будем продолжать в том же духе, все остальные разбегутся, — запротестовал Мэт. — Я с удовольствием вернусь к этой теме, но в другой раз — с тобой и любым, кого она заинтересует. А сейчас скажу только, что Ласло рассматривал пси-поле как разновидность разума, некую обобщенную «психику», действующую в природе и в космосе. Если взять мозг и сознание, то, согласно его теории, пси-поле отвечает за связь между мозгами людей, а также между мозгом и окружающей средой. — Раз уж мы заговорили о психике, давайте послушаем, что скажет специалист, — вставил Эд, указывая на Лео. — Если я и считал себя специалистом в вопросах человеческой психики, то после пребывания в Доме Чинтамани это мнение, конечно же, в корне изменилось, — сказал Лео. — Такое ощущение, будто я потерял почву под ногами. Я больше не знаю, во что верить, и убежден, что понадобятся недели, а может, и месяцы, чтобы сжиться со случившимся. Мне, действительно, необходимо время. — Да ладно тебе, Лео, — сказал Роберт. — Уверен, что, несмотря на ранний час, ты способен на большее! — А я уверен только в одном, — ответил Лео. — У меня нет сомнений, что в современной психиатрии понимание того, что мы называем психотическим состоянем, просто смехотворно. Сама мысль, будто сложная система образов архетипического мира или широкий круг кармических явлений может быть продуктом каких-то особых патологических процессов, влияющих на мозг, настолько абсурдна, что мне не верится, как я мог воспринимать ее всерьез. Думаю, Юнг был прав, когда полагал, что психика имеет космическую природу и что наши индивидуальные души просто взяты из бесконечно большого космического чрева, анима мунди. Уверен, что многие переживания наших пациентов представляют собой сверхъестественное восприятие действительности, а не патологические явления. — То, чем могу с вами поделиться я, тесно связано с тем, о чем говорил Лео, — присоединилась к беседе Таня. — Думаю, для вас не будет неожиданностью то, что это имеет некоторое отношение к шаманизму. Карьера многих шаманов начинается с того, что антропологи называют «шаманской болезнью». Ее-то я перенесла в своем переживании. Это было мистическое путешествие в нижний мир, только он не был дружелюбным, как тот, о котором рассказала нам Изабель. Мне пришлось перенести нападения злых духов, мучительные испытания, смерть и расчленение — все то, о чем можно услышать в фольклоре сибирских шаманов. А потом — изумительное переживание возрождения и волшебный полет в солнечный мир на гигантском орле. — Ты сказала, что твое переживание связано с рассказом Лео. В чем же ты видишь эту связь? — спросила Лора. — И психиатры, и антропологи рассматривают шаманский кризис как приступ душевного заболевания и спорят лишь о том, какой диагноз больше подходит для шаманов: шизофрения, циркулярный психоз, тяжелая форма истерии или, может быть, эпилепсия. На самом же деле шаманы-новички обычно получают от подобных переживаний большую пользу. Эти приступы часто приводят к эмоциональному, психосоматическому и даже физическому исцелению. К тому же, пройдя такой кризис, человек занимает в обществе более высокую ступень — целителя, провидца и жреца. Эти переживания, которые современные психиатры считают патологическими, на самом деле являются мощным средством исцеления и преображения. — Ты абсолютно права, Таня, — согласился Лео. — Я уже вижу, что это могло бы в корне изменить подход к психотическим расстройствам. — Все вы поведали такие красочные истории — яркие, содержательные, героические, — начал свой рассказ Майкл. — Моя же получилась совершенно абстрактной, так что ее не выразишь словами. Наверное, жабий эликсир, который Роберт сварил для меня, получился слишком крепким, — пошутил он. — Так или иначе, на несколько мгновений моей единственной реальностью стал ярчайший источник Света, Сознания и Разума — если хотите, Бог. Совершенно запредельный пространству, времени, феноменальному миру, нечто вроде дхармакаи, изначального Ясного Света из «Тибетской книги мертвых». Ничего общего с рождением, смертью, прошлыми жизнями или архетипами! — И только!? Всего-то и случилось, что ты узрел Бога? Да, не повезло тебе! — с притворным сочувствием произнесла Лора. Ей нравилось поддразнивать Майкла. — Ты отлично понимаешь, что я имею в виду, Лора, — махнул рукой Майкл в ответ на ироническое замечание девушки. — Это было грандиозно, и я не жалуюсь. Но ты же знаешь, что моя страсть — мифология и религия, поэтому я надеялся глубже заглянуть в тайны смерти и перерождения, встретить каких-нибудь невиданных божеств или что-то еще в этом роде. Я ожидал чего-нибудь похожего на переживание Криса, но этого не произошло. Был только Абсолют, суть всего бытия. Как будто ничего другого никогда и не было. Тут к беседе присоединился Эд: — Я единственный, от кого вы еще ничего не услышали, — сказал он. — Но если я стану описывать свое переживание, то повторю многое из того, что уже сказали другие. Лучше я попробую кратко изложить свои впечатления о том, что мы уже узнали. Наше исследование только начинается. Я дважды пережил необычное состояние сознания и выслушал ваши истории. Тем не менее мне ясно, что пережитое нами бросает серьезный вызов тому мировоззрению, которое мы все усвоили благодаря своей принадлежности к индустриальной цивилизации и научному сообществу. Эд переживал сильнейший внутренний конфликт. То, что он собирался сейчас высказать, должно было разрушить идеалы, в которые он верил всю свою сознательную жизнь. Выбросить их на свалку, как ветхое, старомодное, изъеденное молью пальто. Тем не менее, это трезвый поступок, который принесет обновление и освобождение. Эд ощущал себя калекой, который, попав в Лурд, только что пережил чудесное исцеление и готов отшвырнуть костыли. Он огляделся и, чувствуя эмоциональную поддержку группы, произнес то, что сам в шутку назвал «исповедью выздоравливающего материалиста-мониста». После того что Эд пережил сам и узнал из переживаний других, ему с трудом верилось, что человеческое сознание является продуктом мозга. Теперь он видел, что это начало, которое пронизывает все сущее. Он признался друзьям, что ему уже трудно считать Вселенную просто механической системой, огромной ньютоновской супермашиной. Очевидно, что она является творением Высшего космического разума. Пережитое в особых состояниях сознания убедило его, что границы, которые мы ощущаем в повседневной жизни, условны и преодолимы. Душа каждого из нас по своей глубинной природе тождественна всему сущему. — Очень логичный и верный вывод, — согласился Роберт. — Что меня поистине удивляет, так это то, что передовая наука не открыла этого давным-давно. Ведь не в первый же раз люди испытывают или изучают особые состояния сознания. Но потом он осознал, что сказал, и рассмеялся: — И это говорю я? Ведь я и сам был одним из представителей передовой науки! И, конечно же, не обращал никакого внимания на слова парапсихологов, танатологов, исследователей психоделиков и многих других ученых, которые пытались сказать нам, что наши теории нуждаются в коренном пересмотре. — Видимо, чтобы поверить им, нужно было пройти через все это самому, — сказал Лео. — Только так можно принять идеи, которые кажутся странными и неправдоподобными. — Мне бы хотелось кое-что добавить к твоему выводу, Эд, — вставила Соко. — Это кажется мне крайне важным, поэтому хочу подчеркнуть особо. Уверена, что современное человечество платит огромную цену за то, что игнорирует особые состояния сознания, вроде тех, которые пережили мы с вами, и объявляет их патологией. Это просто не укладывается в голове — мы скорее уничтожим себя и всю жизнь на планете, чем воспользуемся мощными исцеляющими возможностями, которые предлагают эти состояния! Пора понять, что нас может спасти только глубокое внутреннее преображение. — Встреча прошла отлично, и я надеюсь, что мы продолжим совместные исследования. — Роберт решил закругляться, понимая, что гостям нужно собираться в путь, чтобы добраться до Сан-Франциско не слишком поздно. — Но прежде чем попрощаться, хочу сделать одно важное объявление, — сообщил он с сияющим лицом. Выдержав многозначительную паузу, Роберт обратился к Эду и Изабель: — Лора рассказала вам о нашем общем эксперименте, но упустила важную деталь. Мы еще раньше полюбили друг друга, но это переживание подняло наши отношения на совершенно новый уровень. Перед Богом мы уже считаем себя мужем и женой, но нам хотелось бы дополнить эти отношения обычной земной свадьбой. Я безмерно люблю и уважаю Лору и обещаю заботиться о ней. Прошу у вас обоих благословения. Эд и Изабель были взволнованы, но не удивлены. Они уже заметили, что Лору и Роберта связывает глубокое чувство, и одобряли выбор дочери. В ответ на слова Роберта они обняли и расцеловали обоих. Все принялись наперебой поздравлять жениха и невесту. Заседание «Круга мудрецов» завершилось всеобщим ликованием. |
|
||