|
||||
|
Эпилог Духовный кризис и современный глобальный кризис
Двадцатый век — время беспрецедентного триумфа человеческой расы. Современная наука открыла атомную энергию, создала сложные космические ракеты, которые могут доставить астронавтов на Луну и даже покинуть пределы Солнечной системы, расшифровала код ДНК и начала эксперименты в области генетической инженерии. Электронные информационные сети — радио, телефон, телевидение, спутниковая связь и компьютеры — быстро превращают фрагментарную мозаику отдельных сообществ человечества в общую «глобальную деревню». Однако в не меньшей степени поражает темная сторона истории ХХ столетия. Невообразимые суммы денег были потрачены на безумие гонки вооружений, и даже самая малая часть накопленных ядерных арсеналов могла бы уничтожить всю жизнь на Земле. Десятки миллионов человек были зверски замучены и убиты в нацистском Холокосте, в чистках и лагерях сталинской России и в тюрьмах других тоталитарных режимов по всему миру. Еще многие миллионы погибли в двух мировых войнах и в бесчисленных других вооруженных конфликтах. Человечество живет в постоянном страхе атомной войны, которая означала бы полное истребление жизни на нашей планете. Уже неумолимо развертывается ряд других сценариев мировой катастрофы: промышленное загрязнение земли, воды и воздуха; угроза ядерных аварий и отходов; разрушение озонового слоя; парниковый эффект; возможность утраты планетарных запасов кислорода из-за безрассудного уничтожения лесов и отравления океанского планктона; опасность ядовитых пищевых добавок. В то время как промышленно развитые страны осуществляют мечты о неограниченном росте, сотни миллионов людей в других регионах мира живут в нищете, умирают от голода или от болезней, от которых существуют известные лекарства. Наряду со все большим накоплением богатств в промышленно развитых странах наблюдаются быстрый рост преступности, увеличение числа эмоциональных расстройств и самоубийств. Эту ситуацию можно без преувеличения назвать глобальным кризисом; такое опасное направление развития угрожает не только виду homo sapiens — если в подобных обстоятельствах мы все еще заслуживаем названия «человек разумный», — но также всем другим биологическим видам. Сейчас вопрос жизни и смерти — правильно определить причины этой опасной ситуации и найти эффективные средства для ее исправления. С учетом существующих ресурсов и прогресса науки проблемы голода, нищеты и большинства смертей от болезни не являются неизбежными. Помимо того что войны абсурдны с психологической точки зрения, статистика ясно показывает, что ни одно современное государство не становилось богаче в результате войн: как правило, их следствием становятся бессмысленное уничтожение экономического потенциала и гибель людей. Нет никакой реальной необходимости в расхищении невозобновляемых ресурсов и загрязнении источников поддержания жизни. У человечества достаточно средств и технологических возможностей, чтобы прокормить население всей планеты, обеспечить приемлемый уровень жизни для всех, победить большинство болезней, перевести промышленность на неистощаемые источники энергии и предотвратить загрязнение окружающей среды. Дипломатические переговоры, административные и правовые меры, экономические и социальные воздействия и другие аналогичные усилия имели чрезвычайно малый эффект, и становится все более ясно, почему они оказались неудачными. Сегодня многие люди осознают, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, в действительности имеют политический, военный, технологический или экономический характер. Все эти подходы являются продолжениями тех же позиций и стратегий, которые и породили глобальный кризис. Хотя проблемы современного мира имеют много различных форм, все они являются всего лишь симптомами одного основного фактора — эмоционального, морального и духовного состояния современного человечества. В конечном счете, они представляют собой коллективный результат современного уровня сознания отдельных человеческих существ. Единственным эффективным и долговременным разрешением этих проблем может быть радикальное внутреннее преобразование человечества в массовом масштабе и его последующий подъем на более высокий уровень осознания и зрелости. Задача создания совершенно иного набора ценностей и тенденций для человечества может показаться слишком фантастической и утопичной, чтобы возлагать на нее какие-либо надежды. Что могло бы преобразовать современное человечество в новый вид разумных существ, способных к мирному сосуществованию со своими собратьями, независимо от цвета кожи, языка или политических убеждений, не говоря уже о других биологических видах? Как могло бы человечество обрести более совершенные этические ценности, чуткость к потребностям других и осознание требований экологии? Подобная задача выглядит слишком фантастичной даже для научно-фантастического романа. К счастью, природа, судя по всему, уже дала необходимые средства и провела первые эксперименты в этой области. Изучение духовного самораскрытия и духовного кризиса, а также современные исследования сознания и новые формы психотерапии обеспечивают нас необходимой информацией и пониманием. В этой книге мы описали те изменения, которые происходят у людей, которые пережили мощный духовный опыт и успешно преодолели духовный кризис. Мы также предположили, что сходные изменения можно наблюдать в процессе регулярной духовной практики и глубокого эмпирического самоисследования. Давайте посмотрим, что может дать такое преобразование для разрешения планетарного кризиса. К числу психологических факторов, которые характеризуют современное состояние человечества и вносят вклад в глобальный кризис, относятся готовность к насилию, ненасытная алчность и стяжательство, а также постоянная неудовлетворенность, порождающая бесконечные амбиции и погоню за иррациональными целями. Кроме того, большинство людей страдают серьезным недостатком осознания нашей тесной связи с природой; у них нет экологической чуткости, необходимой для нашего дальнейшего выживания. В конечном счете, все эти качества оказываются симптомами глубокого отчуждения от внутренней жизни и утраты духовных ценностей. Люди, которые получают доступ к глубинным областям своего бессознательного при различных видах эмпирической психотерапии, а также те, у кого это происходит спонтанно во время преобразующего кризиса, получают возможность выявить корни этих чрезвычайно разрушительных и саморазрушительных аспектов человеческой природы и преодолеть их путем их полного осознания. Кроме того, они нередко бывают способны осознать надличностное измерение своего бытия и духовное ядро своей сущности. У людей, эмпирически связывающихся с надличностной областью своей психики, как правило, развиваются новое понимание бытия и уважение ко всем формам жизни. Спонтанное появление глубокой экологической озабоченности является одним из самых поразительных последствий мощных мистических переживаний. Учась быть в мире с самим собой, человек становится гораздо более терпимым к другим. Различия между людьми теперь кажутся интересными и ценными, а не угрожающими, вне зависимости от того, относятся ли они к полу, расе, цвету кожи, языку, политическим убеждениям или религиозным верованиям. После глубоких мистических переживаний интересы всего человечества, всего живого и планеты в целом начинают все больше преобладать над узкими интересами отдельных людей, семей, политических партий, классов, наций и вероисповеданий. То общее, что связывает всех нас, становится более важным, чем наши индивидуальные различия. По мере роста нашей способности радоваться моменту настоящего, постоянная погоня за амбициозными проектами и целями в качестве средства достижения удовлетворения все больше теряет свою власть над нами. В результате, жизнь все больше превращается из жестокой борьбы в захватывающее приключение или игру. Вследствие положительного преобразования, вызываемого духовным самораскрытием, оно могло бы сыграть важную роль в мире, если бы произошло у достаточно большого числа людей. Многие исследователи в области трансперсональной психологии считают, что рост интереса к духовности, а также увеличение количества случаев спонтанных мистических переживаний представляют собой эволюционную тенденцию перехода к совершенно новому уровню человеческого сознания. Некоторые идут даже еще дальше и серьезно рассматривают возможность того, что это ускоренное психическое развитие отражает попытку сил эволюции изменить существующее саморазрушительное направление развития человеческой расы. Такая возможность позволяет по-новому взглянуть на необходимость создания сетей поддержки для людей, переживающих кризис духовного пробуждения. Того факта, что новые стратегии, признающие преобразующий потенциал духовных кризисов, оказываются благотворными для самих людей, претерпевающих кризис, а также их друзей и семей, более чем достаточно для оправдания такой работы. Но возможность того, что эти усилия могли бы внести важный вклад в разрешение глобального кризиса, добавляет им волнующее измерение и сильную мотивацию. В заключение мы хотим выразить надежду, что эта книга поможет повысить интерес к духовному измерению бытия и облегчить жизнь тех, кто сталкивается с трудностями во время своего путешествия к следующей стадии эволюции личности. |
|
||