ЛЕГЕНДА ОБ АДОНИРАМЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ В СТЕПЕНЬ МАСТЕРА

Акт принятия в третью масонскую степень сопровождается разнообразными таинственными церемониями.

При посвящении в степень мастера раскрывается. значение легенды об Адонираме.

При приеме в степень мастера ложа вся затягивалась черными тканями; на стенах черепа и кости с надписью «Момента мори», на полу черный ковер с нашитыми золотыми словами и посреди ковра открытый гроб, трехцветные светильники поддерживались человеческими скелетами, «коих всегда поставлялись трое».

По правую сторону от жертвенника, на искусственном земляном холме сверкала золотая — ветвь акации. Все братья символизировали глубокое горе: это было горе по убиенном строителе Соломонова храма — Адонираме. Обряд посвящения изображал убийство Адонирама, причем посвящаемый исполнял его роль: мудрый Соломон, который был одним из избранников познания символов, которые выражали собой «хранилище святыни всезнания Адама до грехопадения», задумал построить Великий Храм и так построить его, чтобы он символически передал потомству, всем жаждавшим познать истину, божественные познания. Главным строителем храма был назначен Адонирам, обладавший знанием «божественной истины»; рабочих для постройки этого храма было собрано 130.000 человек, которых Адонирам разделил на три степени: учеников, товарищей и мастеров. Каждой из этих степеней было дано символическое слово: ученикам — Иоаким, товарищам — Вооз, а мастерам — Иегова, но так, что мастера знали свое наименование низших степеней, товарищи свое слово и слово учеников, а ученики знали только свое слово.

Мастера за свою работу получали более высокую плату, что вызывало желание трех товарищей выпытать у Адонирама мастерское слово. Воспользовавшись тем, что по вечерам Адонирам ходил осматривать в храме работы, первый из них остановил его у южных ворот и стал требовать от него, чтобы он открыл ему слово мастеров, и не получив желаемого, ударил Адонирама молотком. У северных ворот другой товарищ нанес ему удар киркой. Адонирам бросился спасаться и едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник, символ всесовершенства духа, божеское начало (на треугольнике было таинственное изображение имени Иеговы), как третий товарищ нанес ему смертельный удар циркулем у восточных ворот. Убийцы унесли и схоронили тело Адонирама. По приказу Соломона, тело было найдено, ибо земля оказалась рыхлой, а воткнутая ветвь акации, которою убийцы отметили место погребения Адонирама — зазеленела. Мастера из боязни, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, решили заменить слово «Иегова» первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии тела погибшего мастера. В это мгновение открылось тело и когда один из мастеров взял труп за руку, то мясо сползло с костей и он в страхе воскликнул «Мак-бенах», что по-еврейски значит «плоть от костей отделяется». Это выражение и было принято отличительным словом мастерской степени.

В мастерском обряде тремя ударами молота посвящаемый повергается в гроб. Положенного в гроб покрывают красною, как бы окровавленной тканью; на сердце возлагаются: золотой треугольник с именем «Иегова» и ветвь акации, в головах и ногах гроба помещают циркуль и треугольник.

Подлинный смысл этой легенды открывает знаток масонства А. Д. Философов. — «В этой легенде, — говорит он, — нельзя однако не признать символического языка евреев, напоминающего собой библейскую и еще более талмудическую письменность. Нельзя также не видеть, что легенда вымышлена по Воскресении Христа Спасителя. Во-первых, потому, что ни в одном из памятников еврейской литературы ни о каком Адонираме, как главном строителе Соломонова храма, не упоминается и еще более потому, что легенда эта, в которой самомалейшая подробность осмыслена, заключает в себе намеки, очевидно, направленные против сказания святых Евангелистов о Воскресении Христовом».

«Из повествования св. Евангелистов видно, что три ученика, т. е. Петр, Иоанн и Мария тоже пришли ко гробу „иде же бе тело Иисусово“, чтобы допросить гроб о том последнем роковом слове, которым должна закончиться великая идея новорожденного христианства. Но в этом гробу, предмете их надежды и страха, они уже не нашли тела Иисусова, а только гробовые пелены, а возле пелен светлого ангела, жителя бесплотного лучшего мира, пришедшего возвестить им то новое слово, то радостное „Христос Воскресе!“, которым отныне утверждалось на земле учение Христа еще прежде, чем сам Господь по сказанию Евангелистов предстал перед всеми учениками своими „дверем затворенным“.»

«В мистерии Адонирама, что также и к его гробу приходят, чтобы узнать о заветном слове, без которого нельзя было закончить построение храма иудейского, но приходят не только три ученика и в числе их женщина, а трижды три, при том не ученики уже, а мастера, т. е. учители. И что же вместо Адонирама, который, как главный строитель храма Соломонова, с иудейской точки зрения, несравненно более имел права на бессмертие, чем сын Марии, все они находят в гробу только гниющий труп. Вместо появления ангелов, которые бы подтверждали своим видимым присутствием идею загробного существования и поведали бы им о тайне Воскресения, они только находят перед собой картину разрушения. Тогда удовлетворяясь этим свидетельством внешних чувств, ни говорят друг другу „Мак-бенах“, т. е. „плоть разрушается“.»

«И поэтому „Мак-бенах“ — зерно будущего скептицизма, свидетельство их собственных чувств, противопоставляемое свидетельству апостолов о Воскресении Христовом; „Мак-бенах“ это протест против возможности загробной жизни, утверждаемой о невозвратном „Христос Воскресе“, это возведенная в догмат садукейская ересь, первый и необходимый шаг к ниспровержению христианства и возведению на место столь нетерпеливо ожидаемого времени Соломона, т. е. всемирного иудейского храма. Но строить храм, возводить столп, стены или город означает на языке адептов установлять или распространять какое-либо религиозное учение. И потому принять слово „Мак-бенах“ в основание тайных работ для распространения иудейского храма, значит разрабатывать и распространять скептицизм и философию материализма, основанием для которой отныне должен служить гниющий человеческий труп, не дающий другого ответа для иудейских искателей истины, кроме заключающихся в свидетельстве чувств, в картине собственного разрушения».

«Но сорвем последний остаток аллегорической завесы, скрывающей действительность: смерть Адонирама, как главного строителя храма Соломонова — это падение ветхозаветного иудейства; три иудейских работника, умертвившие Адонирама — это три Иисусовых ученика, которые, как говорит писание — первые распространили весть о Воскресении распятого иудеями Иисуса, знак ужаса — посредством которого отныне тайно будут узнавать друг друга мастера ордена — это выражение затаенной, передаваемой из рода в род, мести убийцам Адонирама; радостный раздающийся при виде оживленного иудейского трупа вопль — это наступившее торжество древнего иудейства над христианством, падение которого по иудейскому плану должно совершиться через самих же христиан, так как еще недавно отменено постановление франк-масонского ордена, дозволявшее принимать в масонские ложи только одних христиан, так как для них то, собственно, орден усвоил название профанов, т. е, осквернителей святыни. Отныне старший из работников, умертвивший Адонирама, будет называться Абидаль, т. е. „отцеубийца“. В лице ученика сказавшего в Иудее первую весть о Воскресении Христа Спасителя Абидаль — отцеубийца представляет собой христианское учение, погубившее древний иудаизм, из которого оно вышло. Да будет же Абидаль предметом ненависти и проклятия всего масонства, и отныне имя его да произносится вместо имени Иисуса, во свидетельство клятв своих, и да противопоставят как правило жизни нравственному закону христианской чистоты органический закон животных инстинктов».

При приеме в степень мастера последнему вверяются еще не все символы этой легенды. Он еще не достаточно подготовлен для уяснения настоящего смысла Адонирамовской легенды; только высшие ордена удостаиваются чести знания подлинного значения этой жуткой легенды.

«Для мастеров Адонирам есть только олицетворение гения, перешедшего к нему и всему его потомству, состоящего из тружеников ума и таланта, по наследству от Каина, который родился будто не от Адама, созданного из земной глины, а от гения огня, одного из элоимов, равносильного Иегове. Также и три убийцы Адонирама объясняются для мастеров как выражение самовластия, изуверства и тщеславия, убивающих гениальность. Но теперь уже легко понять, что это остроумное истолкование еще не есть истинное, а служит для них в иерархии франк-масонства только приуготовленною ступенью.»

«В 18-й степени ордена, т. е. степени Роз-Круа, составляющей переход к внутреннему масонству, наконец, отыскивается потерянное иудейское слово, без которого восстановление иудейского храма, т. е. царства иудеев, было бы не осуществимо. Это слово состоит — осмелимся ли сказать? — в торжественном признании в лице Христа Спасителя иудейского преступника, справедливо заслужившего свою казнь».[18]

«В церемониал посвящения в 18-ю степень, т. е. в рыцари Розового Креста, говорит тот же философ, ложа обивается черным, в глубине ее воздвигается жертвенник, а над ним, в прозрачной картине, изображаются три креста, из которых на среднем видна обыкновенная надпись „I.Н.Р.I.“ Братья, облаченные в священнические одежды, должны сидеть на земле, с видом глубокого размышления и сетования, опустивши лицо на свои руки в знак горести. Венерабль (мастер ложи) спрашивает „Который час?“ На это новопосвящаемый должен отвечать: „Теперь у нас первый час дня, та самая минута, в которую завеса храма разорвалась надвое, в которую мрак и отчаяние покрыли всю землю, свет отразился, орудие франк-масонов сокрушилось и пламенеющая звезда скрылась“».

«Тогда адепту объясняют, что Адонирамово слово было потеряно в ту минуту, когда свершилась на кресте смерть Спасителя и в свою очередь требуют, чтобы адепт объяснил им, что такое по его мнению может означать над крестом надпись „I.Н.Р.I.“ Заставивши произнести на это священное имя хулу, заключающуюся, как мы уже видели, в торжественном признании Христа-Спасителя — преступником, — заслужившим проклятие и казнь, венерабль, восклицает с радостью: „Братья, теперь мы нашли потерянное слово“».[19]

Последняя степень масонской лестницы ступеней в старом принятом шотландском обряде была 30-я. Она носила название «Рыцарь белого и черного орла, Великий Избранник Кадош».

При посвящении предлагались различные испытания, чтобы увериться в бесстрастии и преданности ордену. Предлагали посвященному опустить руку в расплавленный свинец (в действительности — в ртуть) и даже совершить убийство человека, для чего сажали человеческую фигуру, состоящую из туловища с приставленной головой и приказывали поразить «убийцу Адонирама» и отмстить за его смерть.

Посвящаемый давал страшную клятву исполнять все по приказанию ордена.

«После клятвы и различных церемоний, одевали испытуемого в ритуальные одежды, вручали ему отличительное украшение Кадоша, красный эмалированный восьмиугольный крест с перламутровым или жемчужным овалом в центре. На одной стороне овала виднелось черное изображение мертвой головы, пронзенной кинжалом, в напоминание рыцарям о данной им клятве не отступать перед ужасами смерти. Буквы I.М., изображенные на другой стороне овала, означали Жака Молэ, последнего гроссмейстера Ордена Храмовников. Этого то глубоко чтимого гроссмейстера, погибшего в пламени костра в 1314 г., и изображает посвящаемый при входе в ложи: его ведут словно на казнь. Веревка вокруг шеи напоминает о виселицах, к которым были подвешены осужденные храмовники; горящие факелы в руках рыцарей символизировали пылающие костры, пламенем коих были сожжены и другие храмовники, осужденные на смерть совместно со своим гроссмейстером. „Вечная слава мученику за добродетель“ восклицали, братья по окончании обряда, приветствуя вновь принятого рыцаря черного и белого орла.

Виновникам же гибели средневековых храмовников, французскому королю Филиппу Красивому и папе Клименту V, великие избранники клялись „воздать должное по делам их“.»[20]

Несколько иначе изображает посвящение в Кадоши А. Д. Философов:

«При посвящении в эту степень, говорит он, масоны совершенно открыто говорят, что хотя Адонирам или Хирам и существовал в том виде, как он раскрывается при посвящении в степень мастера — он чистейшая выдумка для надобностей символики. В этой степени Хирама заменяет Яков де Молэ, последний великий мастер ордена Тамплиеров, сожженный живым по приказанию Филиппа Красивого и папы Климента V-го 11 марта 1314 г. Посвященные в Кадоши заняты мщением убийцам историческим, из которых один носил корону французского короля, другой тиару папы. Убийством этих носителей светской и духовной власти картинно и разыгрывается при посвящении в Кадоши. Кроме того начиная с этой степени, каждый масон обязан носить в сапоге крест».

Адепт-Кадош топчет корону, как символ тирании вообще, потом топчет папскую тиару, как символ насилия над свободой человеческой совести.

Король и папа — символы и под этими символами разумелась борьба на смерть против «деспотизма гражданского и церковного».

Борьба с «деспотизмом гражданским и церковным» диктуется теми целями и задачами, которые ставит себе орден франк-масонов: превратить весь мир в одну республику. в которой, по выражению масонов, «каждая нация есть семья и каждый член сын оной».

Самым могучим средством в достижении этой цели является пропаганда орденского учения и проведение в жизнь тех целей, которые намечены орденом.

Пропаганда есть одна из самых главных обязанностей масона.

Являясь обширной организацией пропаганды, масонство действует путем медленного внушения, подготовляя и распространяя революционное брожение. Революционную подготовку ведут не только ложи, но и другие организации масонства, как-то: оккультисты, теософы. Христианский Союз Молодых Людей, различные лиги, как-то: образования, мира, прав человека, религиозные секты и т. д. После соответствующей подготовки умов на сцену выступают боевые террористические организации, которые заканчивают задуманную и подготовленную масонами революцию. В случае успеха плоды своей темной подпольной работы масонство собирает в свою пользу, а в случае неудачи и провала революции оно остается не при чем, вина перекладывается на «разрушительные элементы революции», масонство, как ни в чем не бывало, возобновляет свою основную работу в своих целях.

Принимая на себя обязанности беспрекословного подчинения ордену, масон должен без раздумья и колебания в интересах ордена принести все жертвы, пойти на страдание и смерть за масонские идеалы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз масона: «Будь готов!»!


Примечания:



1

«Тайны масонства». Так названа нами вторая глава из книги В. Ф. Иванова «От Петра до наших дней» (Русская интеллигенция и масонство).



2

Такое предисловие было написано В. Ф. Ивановым к первому изданию его книги «От Петра до наших дней» (Русская интеллигенция и масонство), изданной в 1934 году в Харбине. Мысли, высказанные в нем В. Ф. Ивановым, сохранили свою злободневность до наших дней, поэтому мы и решили повторить его.



18

А. Д. Философов. «Разоблачение великой тайны франк-масонства», стр. 44–47.



19

А. Д. Философов. «Разоблачение великой тайны франк-масонства», стр. 68–69.



20

Т. Соколовская. «Обрядность вольных каменщиков. Масонство в его прошлом и настоящем», т. II, стр. 105–106.