|
||||
|
Глава 7. Российские либералы «Колыбелью Москвы было кровавое болото монгольского рабства, а современная Россия есть лишь метаморфоза этой Москвы… В такой страшной и презренной школе она обрела силу в мастерстве рабства. И освободившись, Москва продолжала исполнять свою традиционную роль раба, ставшего рабовладельцем»14. Боже мой! В Москве образца 1996 года нужно дойти до последней степени отчаяния, чтобы начать цитировать Карла Маркса. К тому же цитировать фразу, которая россиянам по понятным причинам никогда не нравилась, даже в коммунистические времена. Но этот тезис внезапно обрел популярность в кругах радикальных либералов, тех, кого люди уже окрестили «демократами». Кавычки мои. Для большинства россиян после 1992—1996 годов слово «демократ» стало просто ругательством, без всяких кавычек. Что же произошло? Попробуем разобраться, проследив за анализом Александра Янова в «Дружбе народов»15. Почему мы выбрали именн,о его в качестве примера? Потому что он крупный историк, несомненный либерал, настроенный более чем прозападнически. Последние годы он живет в Америке и, следовательно, имеет абсолютно незапятнанную репутацию: ему не надо оправдывать собственные слова и действия, которых стыдится большая часть радикал-либералов и «творческой» интеллигенции. Янов интересней главным образом тем, что описывает кризис либеральной российской интеллигенции «изнутри». В качестве модели я мог бы использовать и кого-нибудь другого. Но маккартистам конца века было бы легко отвергнуть его анализ, даже не прочитав, навесив на него заранее заготовленные ярлыки – «коммунист», «ностальгик СССР», «национал-патриот» и т. д. Поэтому не будем в этой главе упоминать Александра Зиновьева и Станислава Говорухина, Михаила Горбачева и Григория Явлинского, Леонида Абалкина и Сергея Глазьева. Все они не без греха. Янов же чист и честен. В один прекрасный день, прочитав эссе Геннадия Лисичкина16, он обнаруживает, что московская либеральная интеллигенция вновь увлеклась историей. И что особенно важно, сделала это, приняв на веру только что процитированное утверждение Маркса, присвоив («без всякой критики», замечает Янов) тезис правых, согласно которому авторитаризм заложен в российской национальной традиции, враждебной западной демократии, враждебной Западу как таковому и неспособной к какой бы то ни было интеграции с этой частью света. Единственное различие между Марксом и славянофильскими правыми состоит в том, что первый осуждал эту характерную российскую черту (или черту характера?), в то время как вторые считают ее отличительным достоинством, которым можно только гордиться. Список появившихся в последнее время работ на эту тему настолько длинен, что заставляет предположить рождение новой проблемы. Кроме Лисичкина (напоминаю, что он был одним из подписантов письма к Ельцину в октябре 1993 г.), неожиданно ощутили непреодолимую потребность выступить с «критикой российского исторического опыта» экономист Виталий Найшуль17, другой известный экономист Егор Гайдар18, а также генерал Александр Лебедь19 и философ Леонид Куликов20, чье сочинение, «полное мрачного чаадаевского пафоса», особенно раздражает нашего Янова. Который – и это странно только на первый взгляд – не включает в свой список Александра Солженицына, неоднократно обращавшегося к исторической теме после своего возвращения на родину. Но очевидно, Янов не хочет принимать его в эту компанию. И здесь он снова ошибается. И все же: откуда такое нетерпеливое желание свести счеты с российской историей и почему именно сейчас? Потому что, отвечает Янов, совершенно справедливо задаваясь вопросом, на который и я пытаюсь ответить этой книгой, «Россия стремительно приблизилась к роковому перепутью, когда ей снова, как в начале века, предстоит ответить на жестокий вопрос о самом смысле ее национального существования». Да, это в самом деле так. Было бы невредно, если бы Янов спросил себя, почему спустя пять лет ельцинского правления, когда коммунизм окончательно и бесповоротно скончался, Россия снова стоит на перепутье. Или скорее, у края пропасти, к которому Россия (точнее, ее интеллигенция) подошла неподготовленной, как будто бы она не поняла, что произошло с ней в предыдущее десятилетие, не ощутила размеров собственной трагедии. Непростительное легкомыслие. До Янова это тоже дошло с опозданием. Только сейчас он начинает осознавать, что «страна расстается не только с наследием трех поколений коммунистической „татарщины», но и со всеми четырьмя столетиями имперского существования, отбросившего ее на обочину мировой истории». Это – очень тонкий момент, поскольку интеллигенты и политики «демократической татарщины» продолжают считать, что пяти-шести веков, предшествовавших коммунистической эпохе, просто не было. Они сводили счеты своей личной вендетты только с последними 70 годами, полагая, что до этого стоял «золотой век», что – несмотря на Распутина и войну – Николай II был просвещенным и прогрессивным деятелем, павшим жертвой варварства, почти святым. Как можно забыть фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли»? Казалось, что до 1917 года Москва стояла в авангарде цивилизации и прогресса, экономического, интеллектуального, государственного. На основе этих предпосылок нетрудно сделать вывод, что «возвращение в цивилизованный мир» – вполне легкое дело. Достаточно обратиться к собственным корням, возродить нечто, уже существовавшее. К тому же интеллигентам казалось, что страна отдалилась от цивилизованного мира так ненадолго! Перерыв был кровавым, жестоким, но коротким. Настолько, что можно было его немедленно предать забвению. Янов возмущается: «Никто не подумал, что цена за „присоединение к человечеству» после такого немыслимо долгого перерыва неминуемо будет жестокой». Он запоздало возмущается, что слишком велик был вес экспертов, единодушно полагавших, «что преобразование в принципе сводится к корректировке экономических регуляторов». Разумеется, Янов имеет в виду Гайдара и его гарвардских советников. Именно с их подсказки Борис Ельцин предрекал в ноябре 1991 года, накануне либерализации цен: «Хуже будет всем примерно полгода, затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Если он в самом деле в это верил, то это просто выходит за рамки приличий (что относится не только к Ельцину, но и к когорте российских и иностранных обозревателей, попавшихся на эту удочку). Если же он говорил так из любви к низкопробному популизму, то дело обстоит иначе. Впрочем, не лучше. Но Янову и радикальным демократам не пристало жаловаться, если впоследствии коммунисты, национал-патриоты, крайне правые и крайне левые начали кричать об «оккупационном режиме» и о «чужеземцах» у власти. Только чужие, только враги могли бы действовать подобным образом. Это вопрос исторической перспективы. Одно дело похоронить воспоминания двух поколений, другое – залезть в хромосомы шестнадцати поколений, переживших крепостное право, самодержавие и империю. Можно возразить, что Янов ошибается, что кое-кто об этом задумывался. С 1985 по 1991 год многие, в том числе и в КПСС, постепенно (смутно, частично, не до конца, как вам больше нравится) осознали тяжесть бремени этих шестнадцати поколений. Но во главе этих людей стоял генеральный секретарь ЦК КПСС, которого надо было убрать уже за одно это. И его убрали. Руками – Янов это признает – альянса между сторонниками скорого, немедленно наступления светлого либерального будущего, боровшимися против имперского коммунизма, и пророками дореволюционного прошлого, бывшего – к несчастью для радикалов – имперски-самодержавным, то есть отнюдь не демократическим. Янова следовало бы спросить, по какой причине Россия получила от этих шестнадцати поколений наследство, которого не было у остальных европейских народов. Я подчеркиваю это обстоятельство не для того, чтобы доказать, будто Россия шла навстречу своему року. Я просто призываю всех россиян, кто, как Янов, задумывается над этими вопросами, не прибегать вновь к упрощенным решениям. Например, не залезать в поисках «естественной склонности» русского народа к демократии в архивы XVI века; Бесполезно – да и смешно – отрицать то обстоятельство, что самые прочные корни российской исторической традиции питаются именно авторитаризмом. Что совершенно не означает, что нынешние поиски демократического развития необоснованны и нереалистичны. Просто нужно было отталкиваться от немыслимых трудностей, с которыми неизбежно столкнулась бы попытка реформирования страны. Только зная это, можно было их преодолеть. Однако «реформаторы» поступили наоборот, пренебрегая страной. А когда они обнаружили, что она не следовала за ними, то обманули и изнасиловали ее. Столкнувшись же с реакцией населения (то была реакция пассивного сопротивления, потому что россиянам неизвестны другие пути, разве когда они взрываются, приблизительно раз в два века), они только утвердились в своем мнении, что к этому народу применимы только авторитарные методы. Вот они выходят на бой, один за другим. Янов применяет к ним авиационный термин – «перехватчики». Вроде Андраника Миграняна (но он фигурирует здесь просто в качестве парадигмы, он более заметен потому, что более болтлив и криклив), рассуждающего приблизительно так: поскольку самыми популярными в России всегда были идеи «державности, патриотизма, закона и порядка», то не остается ничего другого, кроме как присвоить их себе, «перехватить». По крайней мере, тогда «мы, демократы, мы, реформаторы», вырвем их из рук национал-патриотов. Вот почему Мигранян стал президентским советником и до сих пор им остается. Вот почему он подружился с Коржаковым и поддержал с «прагматической» точки зрения чеченскую войну. Вот так люди и оказываются по уши в крови и грязи. И разве он один такой? Другие прошли этот путь в молчании, Мигранян с криком. Разница не так уж велика. Вот путь, пройденный российскими демократами первой волны, открывшими дорогу криминальному режиму. Их идеология состояла из нескольких простых аксиом, часто близких к тавтологии. Как, например, вот эта: «личная свобода неотделима от рынка». Или: «либеризм и либерализм – одно и то же». Они считали, что нашли Запад, и никто им не объяснил, что, к счастью, это только частичка Запада. Наоборот, им внушали, что Запад означает deregulation, глобализацию, рынок без границ и без правил, кончину государства социального, национального и просто государства как такового. Бедняги! Они не сообразили, что имеют дело с учениками антигосударственных фун-даменталистов, поклонниками Фон Хайека и Фрид-мана. Они не поняли, что в Россию пришли партизаны ультралиберализации, монетаризма в планетарном масштабе, сторонники финансовой и антипроизводственной перекройки всей мировой экономики. Это те самые люди, которые имеют наглость выступать от имени Запада и претендуют на звание высших выразителей новой философии. Никто, разумеется, не представлял себе, что она давно не имеет ничего общего с либерализмом и правовым государством, которые некоторые искренне стремились построить в посткоммунистической России. Что не так уж и плохо, поскольку авторитарные тенденции американского нео-либеризма, «модернизаторская» склонность к президентским режимам, к технологиям манипулирования народом, к упрощенному порядку принятия решений, исключающему контрольные инстанции, полностью совпадают с идеями российских радикально-демократических реформаторов. В самом деле, зачем заново проходить путь, позволивший Западу «изобрести велосипед» правового государства, когда все уже давно пересели в лимузины нео-президентских режимов? Россия снова попыталась срезать путь, чтобы прийти к финишу первой. И снова оказалась – вполне заслуженно – на краю пропасти. На самом деле, российские демократы увидели только маленький кусочек истории Запада и капитализма. Они узнали только течение, восторжествовавшее в те десять лет, что Россия стряхивала с себя коммунизм. Но никто не сказал, что оно будет продолжать доминировать и в будущем. Не этот Запад диктовал правила развития в первые послевоенные сорок лет. В каком-то смысле россиянам не повезло – они попали в самый разгар кризиса Запада и оказались не в состоянии осознать его, приняв как наивные неофиты за истину то, что в тот момент предлагал рынок. Янов, следивший за дискуссией на Западе, пытается объяснить своим российским читателям, что «свобода рынка вполне возможна без свободы человека», что можно, не успев даже опомниться, оказаться в «автократическом рынке». И что либеральная западная идеология с самого своего зарождения прекрасно знает, что может оказаться в критической ситуации, когда приходится выбирать между рынком и личной свободой. Как выяснилось, российские демократы оказались неподготовлены к этой задаче и в большинстве своем – доказав тем самым, что в свою очередь являются продуктом российской традиции, – предпочли пожертвовать свободой личности. Разумеется, только в силу форс-мажорных обстоятельств. Это касается не только «перехватчиков». Отсюда (Найшуль, Лисичкин, Мигранян – только три примера, можно продолжить перечень Шумейко, Сатаровым, Шахраем и т. д.) оргия энтузиазма по отношению к Пиночету, справлявшаяся в основном в демократических кругах. Отсюда тезис Найшуля о том, что «в России невозможна представительная парламентская демократия». Отсюда, наконец, Конституция, породившая «президента-самодержца», вождя нации, фюрера, на которым лежит «вся тяжесть государственной ответственности и власти»21, созданная руками демократов. Это не было невольной ошибкой, как, похоже, считает Янов. Они сами этого хотели. Вольно цитируя декабриста Поджио, можно сказать: вы приняли в свои объятия скромного батальонного командира, вы подняли его на трон и, кланяясь, дали ему возможность укрепиться и так долго давить на ваши спины. Вы создали Бориса своими руками. Примечания:Библиография 1. Э-Хобсбаум. «II secolo breve», Rizzoli, Милан, 1995, с. 572. 2. «Интернэшнл геральд трибюн», 4 сентября 1996, заголовок к комментарию Эдвина М. Йодера-младшего. 3. «Интернэшнл геральд трибюн», 23-24 ноября 1996. 4. Александр Зиновьев. «La caduta dell'Impero del Male», Bollati-Boringhieri, Турин, 1994, с. 128. Для истории вспомним здесь подписантов этого письма. Мы еще встретимся с ними на последующих страницах: Алесь Адамович (+), Анатолий Ананьев, Артем Афиногенов, Белла Ахмадулина, Григорий Бакланов, Зорий Балаян, Татьяна Бек, Александр Борщаговский, Василь Быков, Борис Васильев, Александр Гельман, Даниил Гранин, Юрий Давыдов, Даниил Данин, Андрей Дементьев, Михаил Дудин, Александр Иванов (+), Эдмунд Иодковский (+), Римма Казакова, Сергей Каледин, Юрий Карякин, Яков Костюковский, Татьяна Кузовлева, Александр Кушнер, Юрий Левитанский, Дмитрий Лихачев, Юрий Нагибин (+), Андрей Нуйкин, Булат Окуджава, Валентин Оскоцкий, Григорий Поженян, Анатолий Приставкин, Лев Разгон, Александр Рекемчук, Роберт Рождественский (+), Владимир Савельев, Василий Селюнин (+), Юрий Черниченко, Андрей Чернов, Мариэтта Чудакова, Михаил Чулаки, Виктор Астафьев. 5. «Независимая газета», 5 октября 1996. 6. «Russian Economic Reform: Crossing the Threshold of Structural Change» (Вашингтон, Всемирный банк, 1992), с. 74. 7. Артуро Азраель. «The Changing Role of the State: Institutional Dimensions», рабочие записки WPS 495, управление общественным сектором и развитие частного, департамент экономики стран, Всемирный банк, август 1990, с. 3. 8. «Форин эфэйрс», сентябрь-октябрь 1994, № 5. 9. «Экономист», 9 ноября 1996. 10. «Экономист», 7 января 1995. 11. Александр Зиновьев, «Смута», «Наш современник», № 5, 1993, с. 97. 12. «Царь Борис и упадок советской „Золотой Орды“, „Дружба народов“, № 10, 1996. 13. «Ла Репубблика», 25 августа 1996. 14. Цитируется по Александру Янову, «Российские либералы против русской истории», «Дружба народов», № 11, 1996, с. 112—130. Янов цитирует Маркса по «Revelations of the Diplomatic History of the XVIII century», The Free Press, London, vol. IV, № 26, Febr. 4th, 1857; vol. VI, № 29, Febr. 25th, 1857. 15. Александр Янов – историк-диссидент, эмигрировавший в США, автор важных исследований о русских правых, среди которых «The Russian Challenge and the Year 2000», Basil Blackwell, Oxford, 1987, а из последних «Тень грозного царя», Москва, 1996. 16. «Царь Борис и упадок советской „Золотой Орды“, „Дружба народов“, № 10, 1996. 17. В.Найшуль, «О нормах современной российской государственности», «Сегодня», 23 мая 1996. 18. Е.Гайдар. «Государство и эволюция», Москва, 1995. 19. А.Лебедь. «За державу обидно», Москва, 1995. 20. Л-Куликов. «Россия: прошлое, настоящее, перспективы», Москва, 1996. 21. В.Найшуль, цит. 22. «Ла Репубблика», 25 августа 1996. 23. Федеральная служба контрразведки, ныне ФСБ. 24. «Интернэшнл геральд трибюн», 7 ноября 1996. 25. «Российская газета», 9 декабря 1991. 26. «Огонек», № 49, декабрь 1996. 27. «Труд», 6 декабря 1996. 28. «Огонек», цит. 29. «Известия», 3 марта 1993. Цитируется по: Джульетто Кьеза, «Da Mosca-Alle origini di un colpo di Stato annunciato», Laterza, Бари-Рим, 1993, с. 126. 30. «Известия», № 189—192, август 1992, цитируется по «Da Mosca…». 31. «Советская Россия», № 140,30 ноября 1996. 32. Джульетте Кьеза. «Da Mosca…», с. 8. 33. Борис Ельцин. «Записки президента», изд-во «Огонек», Москва, 1994, с. 33. 34. «Записки президента», с. 149—150. 35. 13 марта 1990. 36. «Интернэшнл геральд трибюн», 15 марта 1993. 37. «Аргументы и факты», № 46, ноябрь 1996. 38. «Известия», 13 ноября 1996. 39. ИТАР-ТАСС, 14 ноября 1996. 40. Фредерик Форсайт. «Icona», Mondadori, Милан, 1996, с. 341. 41. Интерфакс, 9 декабря 1996. 42. «Новая газета», 18 ноября 1996. 43. «Москоу Таймс», 20 октября 1996. 44. Иосиф Бродский. «Fuga da Bisanzio», Adelphi, Милан, 1987, с. 41. 45. Петр Чаадаев. «Первое философическое письмо». 46. Иосиф Бродский, цит., с. 40. 47.«Уолл-стрит джоурнал», 26 сентября 1996. «Despite threats, there is belief that democracy is bigger than Yeltsin. Yes, there are restaurants». Тем не менее статья, подписанная Стивом Лисманом, содержит немало отнюдь небанальных замечаний. Никогда нельзя попрекать журналиста заголовками к его статьям. 48. «Интернэшнл геральд трибюн», 19-20 октября 1996. 49. Там же. 50. «Интернэшнл геральд трибюн», 25 апреля 1995. Все цитаты взяты из одной и той же статьи, озаглавленной «Slowly, Russia moves to normality» («Россия медленно становится нормальной»). 51. Агентство Франс Пресс, цитирующее ИТАР-ТАСС, 22 января 1997. 52. Данные относятся к 1994 г. В последующее годы ситуация обострилась. 53. Агентство Франс Пресс, 1 декабря 1994. 54. «Ла Стампа», 10 января 1997. 55. «Ла Репубблика», 15 мая 1995. 56. ИТАР-ТАСС, 19 мая 1996. 57. ИТАР-ТАСС, 27 июня 1994. 58. ИТАР-ТАСС, 14 июня 1996. 59. Интерфакс, 6 января 1997. 60. «Сегодня», 2 ноября 1996. 61. Владимир Гулиев. «Широка страна моя блатная», «Новое время», № 1-2, 1997. 62. «Москоу таймс», 26 ноября 1996. 63. Александр Зиновьев, цит., с. 124—125. 64. «Проблемы прогнозирования», № 4, 1994, Москва. 65. Полный список подписавших «Заявление», приведенный в: «Реформы глазами американских и российских ученых», «Российский экономический журнал», Москва, 1996, с. 21—23: Л.И.Абалкин (Институт экономики РАН), Ирма Адельман (Университет Беркли, Калифорния), А.А.Арбатов (Комитет по природным ресурсам, РАН), Г.А.Арбатов (Институт США и Канады РАН), Кеннет Дж. Арроу (Стэнфордский университет), А-О.Богомолов (Институт международных экономических и политических исследований РАН), О.Т.Богомолов (Институт международных экономических и политических исследований РАН), С.В.Бурков (член Комитета по собственности и приватизации Думы), Пол Дэвидсон (Университет Теннесси), Джеймс К. Гэлбрайт (Техасский университет), Джон Кеннет Гэлбрайт (Гарвардский университет), С.Ю.Глазьев (член Комитета по экономической политике Думы), Маршалл И. Голдманн (Гарвардский университет), Р.С.Гринберг (Институт международных экономических и политических исследований РАН), Майкл Д. Айнтрилигэтор (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес), В.В.Ивантер (Институт экономических прогнозов РАН), Дуайт М. Иффе (Университет Беркли, Калифорния), А.А.Хандруев (Центральный банк РФ), Лоуренс Р. Кляйн (Пенсильванский университет), В.В.Леонтьев (Нью-Йоркский университет), А.Б.Левитан (Администрация Хабаровской области), Д.С.Львов (ЦЭМИ РАН), В.Л.Макаров (ЦЭМИ РАН), Роберт МакАйнтайр (Бодуин колледж), П-А.Минакир (Центр изучения Дальнего Востока при Институте экономических исследований РАН), А.Д.Некипелов (Институт международных экономических и политических исследований РАН), Дуглас С. Норт (Вашингтонский университет), Н.Я.Петраков (Институт проблем рынка РАН), Ю.АЛетров (ЦЭМИ РАН), Маршалл Паумер (Институт макроэкономической политики), С.С.Шаталин (отделение экономики РАН), Уильям Дж. Ше-пард (Массачузетский университет), Г.И.Шмелев (Институт международных экономических и политических исследований РАН), Н.П.Шмелев (Институт Европы РАН), C.А.Ситарян (Институт исследований международной экономики РАН), Мартин Спеклер (Университет Индианы), Лэнс Тэйлор (Новая школа социальных исследований), Лестер Тароу (Массачузетский технологический университет), Джеймс Тобин (Йельский университет), Ю.В.Яременко (Институт экономических прогнозов РАН). 66. «Ла Репубблика», 13 мая 1995. 67. «Независимая газета», 26 ноября 1996. 68. «Интернэшнл геральд трибюн», 6 февраля 1997. 69. Интерфакс, 7 февраля 1997. 70. Юрий Маслюков, «Деградация стратегических ядерных сил России», «Независимое военное обозрение», 18-24 января 1997. 71. «Москоу таймс», 6 февраля 1997. 72. «Файнэншл таймс», 4 февраля 1997. 73. «Интернэшнл геральд трибюн», 4 февраля 1997. 74. Э.Хобсбаум, цит., с. 672. 75. «Коррьере делла Сера», 8 ноября 1994. 76. Чарльз Э. Шумер, демократический депутат от штата Нью-Йорк, цитируется в «Телевидение – плохой учитель», серия Reset, Милан, 1996, с. 91. 77. Карл Поппер, «Телевидение – плохой учитель», цит., с. 36. 78. Карл Поппер, цит., с. 45. 79. Ричард Пайпс, «La Russia. Potere e societa dal Medio Evo alia dissoluzione dell'Ancien Regime». 80. Александр Зиновьев, «Смута», «Наш современник», № 4, 1993, с. 95. 81. Дмитрий Фурман, «Общая газета», 11-18 декабря 1996. 82. Дмитрий Фурман, цит. 83. Интерфакс, 21 февраля 1997. 84. «Ла Стампа», б июля 1996. 85. «Советская Россия», 28 сентября 1995. Цитируется по «Национальной службе новостей», 1996. 86. «Ла Стампа», 6 июля 1996. 87. Алессандра Стэнли, «Интернэшнл геральд три-бюн», 2 апреля 1996. 88. Джон Торнхилл, «Файнэншл таймс», 1 июля 1996. 89. «Москоу трибюн», 5 июля 1996. 90. Там же. 91. «Файнэншл таймс», 1 ноября 1996. 92. «Итоги», 22 октября 1996. 93. «Аргументы и факты», 28 сентября 1995. 94. «Файнэншл таймс», 1 ноября 1996. 95. «Форбс», 30 декабря 1996. 96. «Капитал», 6-12 ноября 1996. 97. «Итоги», 22 октября 1996. 98. «Москоу таймс», 5 января 1997. 99. «Интернэшнл геральд трибюн», 25 апреля 1995. 100. «Интернэшнл геральд трибюн», 6 декабря 1995. 101. «Рабочая трибуна», 2 августа 1995, цитируется по «Национальной службе новостей», 1996. 102. ИТАР-ТАСС, 15 ноября 1995. 103. «Независимая газета», 26 апреля 1996. 104. «Независимая газета», 27 апреля 1996. 105. «Совершенно секретно», № 11, 1996. 106. ИТАР-ТАСС, 29 декабря 1995. 107. ИТАР-ТАСС, 15 февраля 1996. 108. Идеей процитировать «Мастера и Маргариту» Булгакова я обязан Александру Минкину. Пародия основана на русском издании: «Молодая гвардия», 1989. 109. Н.И.Костомаров (1817—1885). «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», СПб., 1873, вып. 2, с. 564—565. Цитируется по «Евразия», № 1 (3), 1995. 110. Интерфакс, 6 марта 1997. 111. «Московский комсомолец», 15 ноября 1996. 112. ИТАР-ТАСС, 29 ноября 1996. 113. Александр Фролов, «Советская Россия», 2 ноября 1996. 114. Александр Минкин, «Новая газета», 16-22 сентября 1996. 115. Статья 15, пункт 3: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Президентские указы приравниваются к законам. Согласно статье 90, пункт 2, «указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации». 116. Статья 102, пункт 1, подпункт б) и в): «К ведению Совета Федерации относятся… б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения». 117. Варлам Шаламов. «Колымские рассказы». 118. Нина Берберова. «Курсив мой». 119. Александр Минкин, «Новая газета», 16-22 сентября 1996. 120. Борис Ельцин. «Записки президента», с. 133. 121. Интерфакс, 24 мая 1996. 122. Борис Ельцин, цит., с. 294. 123. Интервью «Итогам», еженедельная программа НТВ. Цитируется по агентству Франс Пресс, 4 февраля 1996. 124. «Интернэшнл геральд трибюн», 4-5 января 1997. 125. Выдержки из стенограммы выступления Сергея Ковалева на IV чрезвычайном съезде «Демократического Выбора России» (18 мая 1996). 126. «Известия», 5 июля 1996. 127. «Новое время», № 6,16 февраля 1997. 128. В то время первый вице-премьер. 129. «Новое время», цит. 130. «Московский комсомолец», 15 ноября 1996. 131. Бывший пресс-секретарь Анатолия Чубайса, на тот момент – заместитель генерального директора ОРТ. 132. Генеральный директор «ОРТ-Реклама», миллиардер, всегда занимал одно из первых мест в рейтингах влияния и известности специализированных изданий. 133. Еженедельник «Лица» опубликовал фотографии (с видеозаписи) и протоколы допросов в № 3 августа 1996, под заголовком «Победителей не судят». 134. Автор поставил точку в конце марта 1997. 135. Письмо Генерального прокурора РФ Юрия Скуратова председателю Думы Геннадию Селезневу с неустановленной датой, опубликовано «Новой газетой», № 11, 17-23 марта 1997. 136. Эта и последующие цитаты взяты из «Московского комсомольца», 15 ноября 1996. 137. «Inept Western Advice Has Helped to Make Russia Explosive», «Интернэшнл геральд трибюн», 26 ноября 1996. 138. Статья Пилар Боне, «Эль Паис», 22 января 1997. 139. Джульетте Кьеза. «Da Mosca…», цит., с. 144. 140. Габриель Гарсия Маркес. «Осень патриарха». |
|
||